Она родилась в Санкт-Петербурге в 1861 году. Младший ребенок генерала Густава фон Саломе, потомственного дворянина. В 1830 году Николай I жалует ее отцу, за боевые заслуги, в дополнение к французскому дворянству еще и наследуемое русское. В 1880 г. Лу в сопровождении матери едет в Швейцарию, слушает университетские лекции - как и многие другие русские девушки того периода (в Российской Империи в тот период не существовало высшего образования для женщин).

В связи со слабым здоровьем переезжает в Рим, где попадает в салон Мальвиды фон Мейзенбух, приятельницы Гарибальди, Вагнера, Ницше, воспитательницы дочери Герцена.

В салоне Мальвиды фон Мейзенбух Лу заводит знакомство с одним из его посетителей, другом Ницше, философом Пауль Реё. Вскоре они начинают испытывать духовное единство друг с другом. Девушка предлагает Реё проект создания своеобразной коммуны с целомудренным житием, в которую бы входили молодые люди обоих полов, желающие продолжить образование. Она предлагает снять дом, где у каждого была бы своя комната, но у всех - общая гостиная. Немец Реё воодушевляется идеей. Вскоре Пауль Реё просит Лу выйти за него замуж. Саломе отказывает ему, предлагая остаться друзьями. С коммуной ничего не выходит. Реё и Саломе отправляются в длительное путешествие, посещают Париж, Берлин.

В 1882 г. Реё знакомит Саломе со своим другом Фридрихом Ницше, который покоряется и её интеллектом, и красотой. На свет появляется дружеская «троица», занимающаяся интеллектуальными беседами, сочинениями и путешествиями. Ницше также просит руки Лу, и также получает отказ. Вопрос отношений между Ницше и Лу Андреас-Саломе до сих пор остаётся нераскрытым, что привело к формированию большого количества легенд и предположений об их совместной жизни. Примерно в это время 21-летняя Саломе фотографируется вместе с Реё и Ницше, запряженными в повозку, которую она погоняет кнутом.

Ницше почитал Саломе, как самую умную, из всех встреченных им людей, и, как утверждают современники, использовал её черты в создании своего «Заратустры». На стихи Саломе Ницше пишет музыкальную композицию «Гимн к жизни». Вскоре они расстаются, благодаря сестре Фридриха. Сестра Ницше Элизабет занимает резко агрессивную позицию по отношению к девушке, возникает конфликт, и Лу остаётся наедине Реё. Ницше умирает через 8 лет в психиатрической клинике, так ни разу в своей жизни не женившись.

В 1886 г. Саломе знакомится с Фридрихом Карлом Андреасом университетским преподавателем, занимающимся восточными языками. Фридрих Карл Андреас был на 15 лет старше Лу и твердо хотел сделать ее своей женой. Чтобы показать серьезность своих намерений, он предпринимает попытку самоубийства на ее глазах (вонзает себе в грудь нож). После долгих раздумий Лу соглашается выйти за него замуж, но с одним условием: они никогда не вступят в сексуальные отношения. В течение 43 лет, прожитых вместе, как утверждают биографы, тщательно изучившие все её дневники и личные документы, этого так никогда и не случилось.
В 1901 г. погибает Пауль Реё в горах, без свидетелей. Невыясненным остается, был ли это суицид или несчастный случай.

В 1892 году, Лу Андреас-Саломе все же вступает в романтические отношения с мужчиной. Этим счастливцем оказался Георг Ледебур, один из основателей социал-демократической партии в Германии и марксистской газеты «Форвартс», в будущем - член рейхстага. Но вскоре утомившаяся скандалами и с мужем (который пытается покончить с собой) и с любовником, Лу бросает их обоих и в 1894 г. уезжает в Париж. Там одним из её многочисленных избранников становится писатель Франк Ведекинд.

Несмотря на многочисленные предложения руки и сердца от ее поклонников, она не помышляет о разводе и всегда первая бросает своих мужчин. В этом же 1894 году, литературная деятельность приносит ей известность.

В 1897 г. 36-летняя Саломе знакомится с начинающим поэтом, 21-летним Райнером Марией Рильке. Она берет его с собой в две поездки по России (1899, 1900), учит русскому языку, знакомит с произведениями Достоевского и Толстого. В перерывах между путешествиями Рильке, как и другие возлюбленные Лу, живёт вместе с ней и Андреасом в их общем доме. Он посвящает Лу свои стихи, и по её совету меняет своё «женственное» имя - «Рене» на более жёсткое - «Райнер». Лу оказывает на Рильке большое влияние, меняется даже его почерк и становится практически неотличимым от её манеры писать. Рильке, как и другие любившие ее мужчины, просит Лу о разводе с мужем. После четырех лет совместной жизни, Андреас-Саломе уходит от поэта. Рильке и Лу Андреас-Саломе останутся друзьями на всю жизнь. До самой его смерти в 1926 г. бывшие любовники переписываются с друг другом.

В 1905 г. служанка Фридриха Карла Андреаса рождает ему дочь. Лу оставляет внебрачного ребёнка в доме, и наблюдает за своими реакциями с дотошностью психоаналитика. Через несколько лет она её удочерит. Именно Мари останется с ней у смертного одра.

В 1911 г. Лу принимает участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре, где знакомится с Фрейдом. Они становятся друзьями на всю следующую четверть века. Фрейд, со свойственной ему чуткостью, не заявляет на неё собственнических претензий, что и позволяет их отношениям существовать длительное время. Впрочем, к тому времени ей исполняется уже 50 лет. Лу Андреас-Саломе овладевает психоанализом и входит в круг ближайших учеников Фрейда. Её нашумевшая книга «Эротика» выдержала в Европе 5 переизданий. В соавторстве с Анной Фрейд она задумывает учебник о детской психике. С 1914 Андреас-Саломе начинает работать с больными, оставив ради науки беллетристику (ею написано порядка 139 научных статей). Поселившись вместе с мужем в Гёттингене, она открывает психотерапевтическую практику и много трудится.

Лу Андреас-Саломе умерла 5 февраля 1937 года в своем доме под Геттингеном. К счастью, ей не довелось увидеть, что сделало время с ее любимым учителем Фрейдом. В 1938 году фашисты оккупировали Австрию, конфисковав издательство Фрейда, его библиотеку, имущество и паспорт. Фрейд стал фактически узником гетто. Только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, который заплатила за него его пациентка и последовательница принцесса Мария Бонапарт, его семья смогла эмигрировать в Англию. Фрейд был уже давно смертельно болен раком челюсти, и в сентябре 1939 года по его просьбе лечащий врач сделал ему два укола, которые и прервали его жизнь. Не узнала Лу Саломе, что четыре сестры Фрейда, которых она нежно любила, погибли в немецком концлагере. Не узнала она и того, что в советском ГУЛАГе закончили свои дни ее родные племянники и двое ее братьев.

...“Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, мы все равно должны ее приветствовать, - писала Лу Андреас-Саломе в свои последние годы. - Солнце и Луна, день и ночь, мрак и свет, любовь и смерть - и человек всегда между. Боящийся страданий - боится радости”. Ницше не ошибся в своей Заратустре...

Литература

  1. Лариса Гармаш. «Лу Саломе». Переводы нескольких работ Саломе, воспоминания о ней.
  2. Эдуард Кудрявцев. «Лу Саломе и Фридрих Ницше»
  3. Ирвин Ялом. «Когда Ницше плакал»
  4. Вильгельм Шевчук. «Расточительность сердца»
  5. Франсуаза Жиру. Лу. История свободной женщины

После своей смерти Она не хотела ни торжественно-лицемерных речей, ни подобающего памятника... На плите, под которой покоится ее прах, нет ни имени, ни дат жизни... Казалось, она хотела стереть свое имя из памяти истории, не придавая значения тому, кем она была для других. Возможно ли это?

Возможно ли вычеркнуть ее имя из жизни великого Фрейда – отца современного психоанализа, с которым ее связывало 25 лет дружбы? Реально ли забыть и то, что иной великий мудрец – Ницше, был влюблен в нее, предлагая ей руку и серде? И именно ей посвятил своистихи великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке:

Кстати, эти и иные многочисленные поклонники, которым она вскружила голову – всего лишь чисто внешняя маска, о которой часто пишут, не заглядывая, к сожалению, глубже. И забывают при этом, что Она стоит у истоков современного психоанализа, являясь автором двадцати художественных книг и около ста двадцати критических статей по философии, религии, искусству, психоанализу, написанных как по-русски, так и по-французски и немецки.

ЛУИЗА ФОН САЛОМЕ

Да, мужчины, играли не маловажную роль в ее жизни. И три составные ее необычного имени - Лу Андреас Саломе она сохранила в память о тех, кто оставил наиболее важный след в ее судьбе. Первым, кто боготворил её со дня рождения и чье имя она носила всю жизнь, был её отец - генерал Густав фон Саломе. Несмотря на немецкую приставку «фон», он родился в России и не забыл того, как его предки, протестанты по вероисповеданию, кочевали по Европе. Сначала в страхе перед очередной Варфоломеевской ночью, а затем и перед революцией 1789 года. Именно тогда они и покинули Францию, пересекли Германию и страны Балтии и, наконец, нашли убежище в России. В ту эпоху она приютила многих эмигрантов из Европы, независимо от их вероисповедания.

Генерал Г. фон Саломе богат, сделал неплохую карьеру при дворе Александра II и его дом, выходящий окнами на Зимний дворец, славится своим гостеприимством и некоторым либерализмом. В 1861 году ему исполнилось 54 года, когда жена, моложе его на 15 лет, родила долгожданную девочку после шести сыновей. Её нарекли, как и мать, Луизой. А дома, среди близких и друзей – Лёля, Лёлечка. Единственная дочь, младшая в семье, окруженная братьями, любимица отца, она росла в атмосфере поклонения с самого детства. Братья были одновременно ее рыцарями, защитниками и слугами, которыми она повелевала, а отца она боготворила. С ним устанавливаются необычные для девочки отношения, основанные на полном доверии и восхищении им. Сюда не было входа даже матери.

Это были ее первые поклонники, которые и сформировали ее представление о мужчине – защитнике. Намного позже она скажет: «Весь мир казался мне населенным братьями» - слова, которые многое объясняют в ее судьбе.

Конечно же, её баловали, но не только. Она получила хорошее образование, свободно говорит по-французски и немецки. Её интересует все, и культура, и политика, а террористка Вера Засулич становится ее кумиром.

Свое первое жизненное испытание она познала рано, в 1878 году, когда умер отец. Она потеряла своего самого верного поклонника. Несколько месяцев спустя, все еще под впечатлением его смерти, она заходит в часовню голландского посольства, где ведет службу пастор Гийо, известный в Санкт – Петербурге своим необычным, глубоко психологическим трактованием Библии. Под впечатлением его философско-теологических речей, не имевших ничего общего с традиционными церковными проповедями, она решила написать ему. Попытаемся ее понять. Ей 17, психологически сложный возраст. Она инстинктивно ищет того, кто поможет ей заполнить образовавшуюся в ее жизни пустоту и, под впечатлением оригинальных проповедей пастора, ей кажется она нашла то, что искала. Он становится её духовным наставником и, наконец, это возраст, в котором влюбляются, а перед ней умный и еще достаточно молодой мужчина. Так, постепенно, начал вырисовываться образ предпочитаемых ею мужчин. В дальнейшем она всегда испытывала определенную слабость к интеллектуалам.

Но пока ей всего 17. Вместе с пастором Гийо она начинает осваивать азы философии: Руссо, французские моралисты, Кант, Спиноза - серьезное чтиво, рассчитанное для умудренных опытом мужей, но не как не для молоденькой барышни. Пастор Гийо помогает ей разобраться в этих философских премудростях, Луиза фон Саломе завороженно слушает своего нового кумира, впитывая его неординарные мысли. Сначала это были занятия по теологии и философии, превратившиеся со временем в глубоко личные беседы. Вероятно, пастор был первым, кто заметил у своей подопечной особый, рационально-философский склад ума, который в будущем покорит не одно мужское сердце. И, как ни странно, пастор Гийо стал первым. Учитель влюбляется в свою ученицу и хочет придать их занятиям, остававшимися тайными в течение двух лет, более официальный характер. Импульсивная Луиза рассказывает об этих встречах матери, приведя ее в шок, а пастор готов к тому, что бы развестись и попросить ее руки. Что-то привлекло его, сорокадвухлетнего, умудренного жизнью, отца двух детей к этой юной, еще не сформировавшейся душе, но уже с неординарными задатками.

Казалось бы, романтическая история со счастливой развязкой. Но рациональный ум нашей героини подсказывает ей обратную сторону «медали». Она достаточно реально смотрит на жизнь, перед ней есть опыт ее семьи, в которой авторитет отца был непререкаем... Этого ей достаточно, чтобы понять, что любовь и брак – это соеобразная угроза свободе и независимости женщины. Идея мудрая, но, согласитесь, необычная для девушки второй половины ХIХ столетия.

Но так уж была устроена Луиза фон Саломе. И шаги, предпринимаемые пастором Гийо по пути их официального сближения, ее пугают. Она не этого ждет от мужчины. В этот период ей нужен был просто друг-поклонник, каковыми были ее отец или братья. Она не думает ни о браке, ни о сексуальной близости и интуитуитивно чувствует, что найдя мужа, она может потерять друга. ... Разрыв с пастором становится очевидным, что не помешало ей в своих Мемуарах назвать его своей «первой большой любовью». Кстати и имя - ЛУ, которое она сохранила и под которым она вошла в историю, пришло к ней от пастора Гийо. Иностранец, он так и не научился правильно произносить русскую, уменьшительно – ласкательную форму ее имени, Лёля, заменив ее на Лу. Так, благодаря ему, Луиза фон Саломе превратилась в Лу Саломе. Для неё начинается новый этап в жизни, в который она входит именно под этим именем.

ЛУ САЛОМЕ

В 1880 году Лу, сопровождаемая матерью, едет учиться в Швейцарию. Беседы с пастором Гийо не прошли даром - она становится слушательницей философско-теологического факультета и параллельно посещает лекции по истории искусства. К сожалению, у Лу слабые легкие, климат Швецарии не совсем благоприятен для ее здоровья и в 1882 году они переезжают в Рим, где знакомятся с Мальвидой фон Мейзенбух. Эта неординарная 65-летняя женщина знавала многих европейских знаменитостей, среди которых Гарибальди, Вагнер, Лист, Герцен. В Риме вокруг нее образовался особый круг интеллектуалов, куда входили также Фридрих Ницше, о будущей славе которого еще никто не догадывался и его друг, молодой философ-моралист – Пауль Рэ. Знакомство с последним произошло при необычных обстоятельствах. В один из вечеров, проиграв в казино, Пауль Ре появляется в салоне Мальвиды, чтобы одолжить у нее деньги. В тот момент на его лице смешалось все: стыд, ироничная улыбка над самим собой, ум, доброта. Именно таким он и запечатлился в памяти Лу, которая сразу же вступает с ним в сверхинтеллектуальную беседу, закончившуюся длительной ночной прогулкой по Риму. И, как результат, в очаровательной головке Лу рождается оригинальный проект создания своеобразной интеллектуальной коммуны, куда входят молодые люди, желающие приобщиться к культуре и философии. Казалось бы, ничего особенного – встречи типа тех, что организовывает Мальвида фон Мейзенбух, только для более молодого поколения. Но Лу идет дальше. Зная о скором отъезде матери и предстоящей самостоятельности, она предлагает снять дом, «наполненный книгами и цветами», недалеко от университета, для нескольких человек. Неважно, это мужчины или женщины. Каждому принадлежит своя комната, но есть и общая гостинная для встреч и дебатов между собой и для всех тех, кто желает к ним присоединиться. Госпожа Саломе в очередном шоке от идеи дочери, а молодой Рэ прельщен. Остается только найти единомышленников. Он пишет два письма – своему другу Ницше, спрашивая его мнения, и матери Лу, спрашивая руки ее дочери...

Гнев Лу был искренен. Она сказала свое категоричное «нет»: она не может стать его женой, она хочет быть его другом. У Рэ нет выхода. Чтобы остаться с ней, он должен принять ее жизненные принципы. В течение последующих лет он так и останется рядом, не претендуя на роль мужа или любовника.

Трудно понять ее менталитет сейчас, а что уж говорить о 80-х годах ХIХ века? Лу упряма и своенравна. Выросшая среди умных мужчин, каковыми были ее отец и братья, любивших ее без намека на интимную близость, в молодости она так же продолжает искать друзей среди мужчин-интеллектуалов, особо не задумываясь над своей природной женственностью, провоцировавшей любовь и сексуальность сильной половины человечества. Весь мир по-прежнему кажется ей неселенным братьями.

В этом же 1882 году она знакомится с Ницше. Знаменитая встреча, состоявшаяся в Риме, в соборе Святого Петра, во время которой Ницше спросил: «Какие звезды свели нас вместе?». Он удивлен одаренностью «этой молодой русской», поражен её философским складом ума и покорен ее женственностью. Ему кажется, что наконец-то он встретил свой идеал. Под впечатлением этого знакомства у Ницше возникает замысел необычного романа, вошедшего, в дальнейшем, в мировую сокровищницу под названием «Так говорила Заратустра». Исследователи его творчества полагают, что именно Лу стала прообразом главного персонажа. Для Лу эта встреча также не прошла бесследно. Она признается, что попала под его «неизбежное очарование», а чуть позже у нее появляется желание писать.

Так родилась эта «троица » с их излияниями чувств и философскими дуэлями, с чтением и обсуждением их первых литературных проб, путешествиями и перепиской. Лу по-прежнему мечтает об отношениях, основанных на духовной близости, а Ницше, сначала через Рэ делает ей первое, а чуть позже лично - повторное предложение. И опять отказ. Обоим поклонникам она предлагает только свою дружбу, без всякого намека на любовь или интимную близость. Размышления Лу по этому поводу лягут в дальнейшем в основу ее философского трактата «Опыт дружбы».

Все остальные, даже Мальвида фон Мейзенбух, относятся к их проекту жизни втроем с иронией и долей скептицизма. Слишком много отрицательных клише навешивало общество в то время на незамужнюю женщину. Но своенравная Лу безразлична к общественному мнению. Дабы избежать ненужных подозрений, она знакомится с матерью Пауля Рэ и с сестрой Ницше – Элизабет. Чуть позже, в память об их проекте они фотографируются. Уникальная фотография, представляющая современникам знаменитую «троицу». Композиция очень необычна. На первом плане Пауль Рэ и Фридрих Ницше, запряженные в повозку, в которой сидит Лу. Она сделала забавную рожицу, в одной руке у нее вожжи, а в другой кнут, которым погоняет двух философов. В этот период Лу - 21 год, Рэ – 32, а Ницше – 38. Группа снята, по предложению Ницше, на фоне одной из гор Альп с символическим названием Юнгфрау, что в переводе с немецкого означает девушка, девственница, символизирующей неприступность Лу, в которую не все верили. Но это была правда – ее сексуальность, о которой так много пишут, проявилась значительно позже.

Идея композиции принадлежит Ницше, который в тот момент, конечно же, не догадывался о том, что эта фотография послужит поводом его разрыва с Лу. В зависимости от уровня чувства юмора, фотографию можно воспринимать с улыбкой или с долей иронии, но у сестры Ницше она вызвала ярость. Ревнуя брата, Элизабет ставит ультиматум: его семья или Лу. Ницше выбирает Лу, но это никак не повляло на отношения с его избранницей. Они становивятся все более сложными. Забыв об истиной дружбе и их проекте, он, чисто по-мужски, ревнует ее к Рэ. В это же время Элизабет пишет Лу злобное письмо, настраивает против нее общих друзей и знакомых и наша идеалистка благородно уходит в сторону.

Итак, это был крах ее утопического проекта об идеальной дружбе между мужчиной и женщиной, разбившегося о такие банальные вещи, как любовь, непонимание, ревность. Но Лу оптимистична - жизнь продолжается.

В 1884 году она начинает работать над своей первой книгой. Пока для нее это лишь времяпровождение, проба сил. Рядом с ней остался влюбленный Пауль Рэ, которого она по-прежнему воспринимает как друга, не более. А он? Он готов ждать, задавая себе вопрос, кому и когда она уступит? Он глубоко обижен, узнав, что Лу выходит замуж. Она пытается объяснить ему, что в их отношениях ничего не изменится, что они останутся по-прежнему друзьями, но в мужском сознании любовь к женщине и дружба с женщиной это не одно и то же. Безнадежно влюбленный, он погиб в горах при странных обстоятельствах, напоминающих самоубийство.

А Лу в 1887 году познакомилась с Фридрихом Карлом Андреасом – профессором университета, специалистом по восточным языкам. Родившись и проведя детство на Яве, впитав в себя две культуры – западно-европейскую и восточную, он был сделан из другого теста, нежели ее предыдущие воздыхатели. Предложив ей руку и сердце и видя, что она продолжает держать его на дистанции, он, у неё на глазах, во время одной из бесед, вонзил себе нож в грудь. История была замята, а Лу неожиданно принимает его предложение. Интересно понять женщину, рьяно выступаюшую против любви и брака, отказавшую таким блестящим умам, как Ницше и Рэ и которая неожиданно соглашается выйти замуж. Очередная и далеко не единственная загадка в судьбе Лу, превращающейся в Лу Андреас-Саломе.

ЛУ АНДРЕАС – САЛОМЕ

В любом случае, они стоили друг друга. Особо на обращая внимание на его попытку самоубийства, Лу, сразу же после свадьбы объявила мужу, что не хочет иметь детей, следовательно, и интимные отношения ни к чему. Что толкнуло ее на этот шаг по отношению к Андреасу? Шантаж с самоубийством, которым он пытался влять на нее? Пятнадцать лет разницы в возрасте, напоминающие ей о пасторе Гийо? Некоторое разочарование в мужчинах после краха ее проекта об интеллектуальной коммуне? Отсутствие эротизма с его стороны или ее новые идеи, направленные против лицемерия, господствующего в семейных отношениях в то время? Она обогнала свою эпоху, выдвинув тезисы о том, что у женщины тоже есть право выбора, женщина, как и мужчина, должна любить и испытывать оргазм, что ребенок должен быть осознан и желаем в семье. Эти и многие другие идеи в дальнейшем лягут в основу ее книги «Эротика», ставшей в свое время бестселлером.

Что касается себя лично, она признается, что не готова быть матерью. Андреас соглашается со всем в надежде, что со временем она изменится. Но не тут то было! В течение сорока трех лет, которые они были женаты, она не разу не уступила ему. По крайней мере так утверждают все ее биографы, тщательно изучавшие ее личные дневники, переписку с ближайшими друзьями, иные документы.

В любом случае, наконец-то в ней проснулась женщина - импульсивная, эмоциональная, а порою и провокационная. Она окружена поклонниками, многие из которых стали ее любовниками. Большинство из них были моложе её и она всегда бросала их первой. Итак, она была далеко не фригидна, как можно было бы предложить во время ее знакомства с Рэ, Ницше или Андреасом.

Её сексуальность, которой она так долго пренебрегала, разбудил Георг Ледебур – политический деятель, будущий депутат парламента. Они познакомились в 1892 году, в Берлине. Сначала она пыталась сопротивляться незнакомым ей ощущениям, но его обаяние, сердечность и нежность победили. Лу была покорена его мужской твердостью и необычайной чувствительностью, позволившей ему проникнуть в её, тщательно скрываемую от всех тайну. Однажды он сказал ей - замужней даме: «Вы не женщина, Вы еще девушка». Он привнес очень необходимый элемент в ее существование, она, наконец, научилась жить полноценной жизнью, интеллектуальной и сексуальной. Андреас в гневе, устраивает сцены и, как всегда, его основным оружием были слезы и нож. Своеобразный шантаж, которым он хотел подчинить сильную натуру Лу, на этот раз ничего на дал. Она впервые поднимает вопрос о разводе, Андреас – против. Назревал труднорешаемый конфликт, как с Андреасом, так и с Ледебуром, который любит Лу и не хочет оставаться на вторых ролях.

Но Лу слишком независима, чтобы терпеть условия, выдвигаемые её двумя мужчинами. Она бросает их обоих и в начале 1894 года уезжает в Париж. Да, в семейной жизни она была вынуждена подчиниться желанию мужа, исключавшего всякую идею о разводе, взамен она защищает свое право на интеллектуальную и сексуальную свободу.

По ее дальнейшим многочисленным флиртам и любовным связям в течение десяти лет можно изучать географию Европы. В Париже ее любовником становится драматург Франк Ведкинд; Ричард Бир-Хофман в Вене; доктор Савелий из России; профессор медицины Пинелес из Венского университета, искренне желавший на ней жениться. Но Лу устала думать о разводе, избегая лишних конфликтов с Андреасом.

В конце 90-х годов XIX в. она уже достаточно известна в литературном мире. Лу Андреас - Саломе автор философского трактата «В поиске бога», книг, посвященных Ф. Ницше и Г.Ибсену, повестей «Руфь» и «Фенечка». И именно в этот период в ее жизни появляется Райнер Мария Рильке.

Май 1897 года. Театральная ложа, Лу с несколькими друзьями смотрят новую постановку. Среди них и Рильке, который хочет познакомиться с известной писательницей. После спектакля все вместе ужинают в ресторане. Она – умудренная опытом тридцатипятилетняя женщина, он – начинающий поэт, которому 21 год. Чувства, вспыхнувшие в их душах спустя некоторое время после этой встречи, были неожиданны, страстны, неконтролируемы. Кем она стала в жизни молодого поэта, с которым ее разделяет 14 лет? По словам Фрейда, Лу была для него «одновременно музой и внимательной матерью». Очередная труднообъяснимая тайна... Не реализовавшийся её материнский инстинкт или не рализовавшаяся в юности первая романтическая любовь? В любом случае, эта связь оставила неизгладимый след как в его, так и в ее судьбе. Именно ему и никому более она показала страну своего детства – Россию. Благодаря ей происходит становление Рильке как поэта, окунувшегося в глубоко психологическую культуру Достоевского, Репина, Толстого, с которым они встретились в 1899 и 1900 годах. Она организовывает путешествие по Волге, знакомит его с Москвой, Петербургом, Киевом. Все это в дальнейшем вдохновит Лу на создание одного из самых известных ее романов «Родинка».

Россия объединила их, стала их общей любовью. Вспоминая об этом, Рильке напишет: «Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь». Вдохновленный знакомством с российской культурой, он продолжает: «Чем я должен России? Она сделала из меня то, что я есть...». А Лу уже давно не ищет чисто духовной связи. Но с Рильке она впервые поняла, что такое настоящая любовь, основанная на физической близости и духовном единстве... Их связь продлилась четыре года. Возможно, это была лишь иллюзия счастья, о котором она мечтала... Возможно, она не хотела стареть в его глазах, но в конце 1900 года она расстается с поэтом. Как всегда первая, оставив на память о себе эти чудные строки:

Нет без тебя мне жизни на земле.
Утрачу слух - я все равно услышу,
Очей лишусь - еще ясней увижу.
Без ног я догоню тебя во мгле.
Отрежь язык - я поклянусь губами.
Сломай мне руки - сердцем обниму.
Разбей мне сердце - мозг мой будет биться
Навстречу милосердью твоему.
А если вдруг меня охватит пламя
И я в огне любви твоей сгорю -
Тебя в потоке крови растворю. (пер. А. Немировского)

Последующие годы были полны творческих замыслов и импровизаций на самые различные темы: религия, литература, театр, женщина в обществе, эротика. Они пишет по-немецки и французски, печатаясь в самых известных журналах Европы. Появляются также многочисленные статьи по российской истории, религии, искусству. Считая себя «наследницей русского дворянского рода», она живо откликается на все культурные события России.

И все эти годы рядом с ней был Андреас. Позади остались его слезы и сцены, ничего не меняющие в их отношениях. Удивительный муж, знавший о всех ее увлечениях. Нет, это не были любовные авантюры или похождения женщины, желающей тайно развлечься на стороне. Она ничего не скрывала в своей личной жизни и она никогда не жила за счет мужчин. Скорее это было выражение ее независимости от мужа, не соглашавшегося на развод. Он ей многое прощал, впрочем, как и она ему. Кажется, она начала понимать насколько, порой, была жестока с Андреасом, лишив его обыкновенного семейного и отцовского счастья. И, возможно, это она толкнула его к внебрачной связи с их служанкой, от которой у него в 1905 году родилась девочка. Реакция Лу на это событие, как всегда, не ординарна. Она оставляет малышку в их доме, с интересом наблюдая за своим мужем, превратившемся в отца ребенка, рожденного не от нее. В ней явно просыпался психоаналитик.

Пойдет несколько лет и она будет рассматривать эту девочку как свою внучку, а еще через несколько лет она удочерит её, и именно малышка Мари - внебрачная дочь Андреаса, будет рядом с ней все последующие годы, до последних минут ее жизни, ухаживая и искренне любя ее. Мудрому Андреасу удалось прмирить этих двух женщин. (А как бы мы прореагировали в такой ситуации, узнав, что у мужа родился ребенок на стороне?).B эти же годы в ее творчестве появляется новая тема детства. Она пишет истории для детей на рожденственские сюжеты, ее также интересует восприятие детьми религии и искусства. И в дальнейшем она не раз будет возвращаться к этой теме.

Ей исполнилось 50, когда в 1911 году она познакомилась с Фрейдом во время работы съезда психоаналитиков в Веймаре. Первое, что ее поразило - это улыбка, с которой он приветствовал Лу, ироничная, но в то же время искренняя. Что-то ему подсказывало, что в ее лице он найдет преданного союзника и сторонника его новаторских идей. А Лу все больше интересует психоанализ и именно в эти дни она напишет: «Когда я возвращаюсь к моему прошлому, у меня появляется ощущение, что я жила в ожидании психоанализа с самого детства». Она многому научилась у Фрейда, сначала как сторонница его идей, затем - как его ученица и, наконец, он становится другом, с которым ее связывало 25 лет дружбы. Она вхожа в семью, знакома с женой и матерью Фрейда, но самые теплые чувства в ней вызывает его младшая дочь – Анна.

Ее отношения с Фрейдом строятся на глубоком взаимопонимании, восхищении друг другом, интеллектуальной и духовной близости. Казалось, Лу, наконец, осуществила то, о чем мечтала с Рэ и Ницше. Но в отличие от них, Фрейд ничего не ждал от нее.

Она ценила в нем первооткрывателя психоанализа. Он видел в ней исключительную женщину, талантливую писательницу, автора нашумевшей «Эротики», выдержавшей в Европе пять переизданий. Он не забывал и о том, что она с такой типичной немецкой фамилией, все-таки родилась в России, оставаясь русской, с присущим для этой нации самокопанием. Возможно, именно это и помогло ей в освоении психоанализа, в коем она преуспела. На основе материалов о детях, за которыми она наблюдает, Лу начинает работу над учебником о детской психике, задуманного в соавторстве с Анной Фрейд. По признанию некоторых французских психологов, в отдельных вопросах, посвященных бисексуализму, она даже обогнала Фрейда.

Итак, из плодовитого теоретика, автора ряда статей по психоанализу, она превратилась в профессионального и умелого практика. Она была одной из первых в мире, кто начал активно применять на практике теорию Фрейда. С 1914 года она уже работает с больными, сначала эпизодически, под контролем своего учителя, а затем и самостоятельно. Сохранились многочисленные отзывы ее пациентов, которым она помогла. В этот период психоанализ становится ее основной страстью, заставившей её отвлечься от художественной литературы и от поклонников. Но они, её мужчины, не забывали о ней. Рядом оставался её платонический муж, Рейнер Мария Рильке, превратившийся, после нескольких лет молчания в близкого друга и новый поклонник – издатель Эрнст Пфайфер. Мир по-прежнему казался ей населенным братьями.

Ну а Фрейд? Был ли он влюблен в Лу? Что это было? Дружба на грани с любовью или любовь на грани с дружбой... Дружбой длиной в четверть века... Дружбой, прервавшейся 5 февраля 1937 года...

После своей кончины Она не хотела ни торжественно-лицемерных речей, ни подобающего памятника... На плите, под которой покоится ее прах, нет ни имени, ни дат жизни... Казалось, она хотела стереть свое имя из памяти истории, не придавая значения тому, кем она была для других. Возможно ли это?

Наталья Стронгина

Лу Саломе Гармаш Лариса

ЛУ САЛОМЕ (удивительная история жизни и приключений духа Лу фон Саломе)

Из книги Лу Саломе автора Гармаш Лариса

Лу Саломе. ФРИДРИХ НИЦШЕ В ЗЕРКАЛЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА "Mihi ipsi scripsi!" ("Обращаю к самому себе") - не раз восклицал Ницше в своих письмах, говоря о каком-либо законченном им произведении. И это немало значит в устах первого стилиста нашего времени, человека, которому удавалось

Из книги Голда Меир - несгибаемая воля автора Ландрам Джин

Лу Саломе. ОПЫТ ДРУЖБЫ Однажды вечером в марте 1882 года в Риме несколько друзей собрались в доме Мальвиды фон Мейзенбух. Неожиданно раздался еще один звонок. В комнате появилась управляющая и шепнула на ухо хозяйке некую потрясающую новость, после чего Мальвида поспешила

Из книги Снайперские дуэли. Звезды на винтовке автора Николаев Евгений Адрианович

Лу Саломе. С РАЙНЕРОМ Без сомнения, в любом процессе творчества, если посмотреть вглубь вещей, есть доля опасности, доля соперничества с жизнью. Для Райнера эта опасность была тем более очевидна, что сама его природа побуждала его поэтически переосмысливать то, что почти

Из книги Письма автора Гессе Герман

Лу Саломе, Аким Волынский. AMOR Романтический набросокОТ АВТОРОВЭтот набросок, предлагаемый на суд читателей, создавался не совсем обычным способом. В беседе двух литературных знакомых возникла мысль передать в повествовательной форме летучие настроения, сопутствующие

Из книги 50 знаменитых любовниц автора Зиолковская Алина Витальевна

ИСТОРИЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ Меир, урожденная Голди Мабовитц, появилась на свет 3 мая 1898 года в России, в городе Киеве (Украина), седьмым ребенком в семье Моше и Блюмы. Ее родители были очень неортодоксальными людьми, так, они поженились без традиционного сватовства. (Наличие

Из книги Женщины Вены в европейской культуре автора Шиферер Беатрикс

«Удивительная история, рассказанная русским» Ежегодно по бесплатной путевке, которую мне дает наш военкомат как инвалиду войны, я выезжаю на санаторное лечение. В середине срока ко мне приезжает моя жена Татьяна: бросить дом и внучку надолго она не может.Осенью 1977 года я

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Саломе Вильгельм [август 1947] Дорогая госпожа Me!Спасибо за Ваше милое письмецо о саранче. Что Вас тревожит Китай, мне вполне понятно. С тех пор как коммунизм, национализм и милитаризм стали братьями, Восток временно потерял свое очарование.У меня ничего нового. Скоро придет

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Саломе Вильгельм Монтаньола, 11.1.1948 Дорогая, глубокоуважаемая госпожа Вильгельм!Ваше милое декабрьское письмо делает меня буквально несчастным. Вы явно не получили или еще не получили двух моих писем, где я намекал Вам на свое положение и объяснял, почему не могу прочесть

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Саломе-Андреас Лу (род. в 1861 г. - ум. в 1937 г.)Выдающаяся женщина, стоявшая у истоков психоанализа, автор двадцати художественных произведений и 120 критических статей и трактатов, книги «Эротика», а также воспоминаний «Прожитое и пережитое». Любимая женщина философов

Из книги Три фурии времен минувших. Хроники страсти и бунта автора Талалаевский Игорь

Лу Андреас-Саломе (1861–1937) Лу Андреас-Саломе, 1897.В отличие от большинства персонажей этой книги Лу Андреас-Саломе родилась и выросла за пределами австро-венгерской монархии. Она, можно сказать, само воплощение европейской мысли, фигура, знаменующая размывание духовных

Из книги 100 историй великой любви автора Костина-Кассанелли Наталия Николаевна

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

Лу Андреас-Саломе, Ницше и Пауль Ре Любовное братствоЛу Андреас-Саломе? (Луиза Густавовна Саломе) (1861–1937) – писательница, философ, врач-психотерапевт немецко-русского происхождения.Фри?дрих Ви?льгельм Ни?цше (1844–1900) – немецкий мыслитель, классический филолог, создательЛу Саломе и Фридрих Ницше Он хотел стать музыкантом, писателем, философом, она – поэтессой, террористкой и также философом… Они не могли не встретиться, потому что жили в одно время, думали об одном и том же и дороги их жизней неумолимо стремились к точке пересечения друг

Из книги автора

Лу Саломе Самой значительной романтической историей в жизни Фридриха Ницше, без преувеличения его любовью была Лу Саломе. Об их отношениях написано очень много. Дворянка из России, двадцати с небольшим лет от роду, с прекрасным образованием и вкусом, широчайшим

Женщина загадка - Лу Андреас-Саломе

Тысячелетья б жить, мечтать,
Всего себя отдать науке!
Коль счастья мне не можешь дать -
Не пожалей тоски и муки...

Говорят, за спиной каждого великого мужчины стоит женщина: Лу Саломе стояла за спиной тех, кто совершил гуманитарную революцию на стыке веков — Ницше и Фрейда. Кажется, не было ни одного сколько-нибудь известного человека среди интеллектуалов Европы, кто не был бы очарован ею или попросту влюблен.

Её называют самой загадочной женщиной конца 20-го столетия. До сих пор исследователи и поклонники не могут определиться, кем же она была больше: писателем, философом, учёным, или просто женщиной-вамп, которая сводила с ума мужчин, троим из которых присвоено звание «великих» - Фридрих Ницше, Райнер Мария Рильке и Зигмунд Фрейд.

В 1861 году в Петербурге в здании Главного штаба на Дворцовой площади родилась девочка с милым, сказочным именем Леля. Ее отцом был генерал русской службы, прибалтийский немец Густав фон Саломе, а мать происходила из датских немцев. Хотя Фридрих Ницше и называл Лу Саломе "гениальной русской", но генетически в ней ничего русского не было, если не придавать значения проведенным в России детству и ранней юности.

Густава фон Саломе еще мальчиком, при Александре I, привезли в Санкт-Петербург для получения военного образования. В чине полковника он принимал участие в подавлении польского восстания в 1830 году и так отличился, что Николай I пожаловал ему в дополнение к французскому дворянству еще и наследуемое русское.

Хотя как не считать того, что оказало неоспоримое воздействие на становление этой крайне своеобычной натуры, - факта рождения (Россия до последнего дня - а скончалась Лу Андреас-Саломе в 1937 году в Гёттингене - оставалась для нее родиной), русского образа жизни, точнее образа жизни столичных дворянских кругов, русской природы, климата, обычаев и нравов.

Её детство прошло в буквальном смысле слова на Дворцовой площади, куда выходили окна их шикарной служебной квартиры. Впрочем, и дача их в Царском селе была расположена невдалеке от летней резиденции царя.

Леля фон Саломе прожила в России первые 20 лет своей жизни - именно здесь сложился ее характер. И все же по странному стечению обстоятельств впереди ее ждала слава в европейском мире и полная неизвестность на родине. Девочка росла самостоятельной, погруженной в себя и очень мечтательной. Последняя четверть XIX века для подобных натур казалась не самой лучшей эпохой - русский революционный терроризм переживал свой кровавый расцвет. Впрочем, быть революционеркой Леля не собиралась, как позже не собиралась быть феминисткой. Пока еще не вполне осознанное интеллектуальное любопытство вело ее особым путем, путем глубинного исследования личности, своей, чужой - какая разница, главное, чтобы все было на пределе, на самом краю возможного.

Леля была, очень близка с отцом и пятью братьями. С матерью отношения складывались спокойно, но особенной близости не было. Общество мужчин старше себя казалось Леле естественным, и мир представлялся ей населенным братьями. Эта полудетская идиллия вскоре была развеяна в пух и прах...

Незадолго до конфирмации Леля фон Саломе пишет письмо незнакомому ей пастору Гийо, в котором признается в духовном одиночестве. Благочестивый пастор, читающий лекции при голландском посольстве Санкт-Петербурга. Праведен, женат, двое детей. Горячо и искренне Леля просит о поддержке, она пытается найти человека, разделяющего ее мысли, совсем не характерные для девушки ее возраста.

Они встретились. На редкость привлекательная, обладавшая необычайной духовной энергией девушка произвела на Гийо сильное впечатление. Под его руководством Леля начала серьезно заниматься философией, историей религии, языками. Она поклонялась Гийо как Богу. А пастор в 1879 году сделал ей предложение. Девушка была тяжко поражена самой мыслью о возможности такого исхода их отношений - это была своего рода духовная катастрофа. На ближайшее десятилетие сексуальная близость станет для нее решительно невозможной. Опрометчивый шаг Гийо послужил причиной страданий длинной череды мужчин, которые будут испытывать восторг от духовной близости с этой девушкой и отчаяние от ее телесной холодности.

История с Гийо закончилась отказом от конфирмации, ссорой с матерью и легочным кровотечением. Девушку для поправки здоровья решено было вывезти за границу. Теперь она официально не имела вероисповедания и только благодаря усилиям Гийо ей удалось получить паспорт. В этом документе впервые появляется ее новое имя - Лу: под ним она и войдет в историю.

Видимо, эта благоприобретенная русскость вкупе с передавшейся от матери немецкой основательностью и унаследованной от отца гугенотской въедливостью в вопросах морали и веры породили этот характер, отмеченный недюжинным умом, неукротимым и своевольным нравом и неистребимым вольнолюбием. Не отдаваясь до конца ничему и никому, Лу Андреас-Саломе как высшее достояние берегла свою внутреннюю свободу. Да и внешней, как видно из воспоминаний о прожитом и пережитом, не поступалась никогда.

Лу вспоминала, что их семья всегда ощущала себя русскими, хотя при этом в доме в основном говорили по-немецки, иногда переходя на французский. Любопытно, что русский язык в то время воспринимался исключительно как язык простонародья, и если отец Лели сталкивался на Невском проспекте с русским офицером, они вступали в беседу непременно по-французски. Санкт-Петербург представлялся Леле городом-космополитом, “чем-то средним между Парижем и Стокгольмом”. Прислуга в их огромной квартире на Морской тоже была многонациональная: челядь старались взять из татар, так как те не употребляли водки; любили нанимать чистоплотных пунктуальных эстонцев, были и швабские колонисты — при этом все эти люди, среди которых встречались и греко-католики, и мусульмане, и протестанты, придерживались своих религиозных обрядов и обычаев, каждый соблюдал свои праздники, свой календарь, кто новый, кто старый. Такое положение дел приучило детей, и в том числе Лелю, к веротерпимости.

К Александру II, отменившему в России крепостное право, либеральные родители Лели относились одобрительно. Однако их тем не менее беспокоило, что мятежный народовольческий дух проникал даже в чопорные частные школы, где учились дети иностранцев. Любопытная Леля слышала из разговоров взрослых в гостиной, что женщины едва ли не активнее мужчин участвовали в революционных процессах (по подсчетам историков, в 70—80-е годы были осуждены в общей сложности 178 женщин, большинство которых принадлежало к террористической организации “Народная воля”, семь раз покушавшейся на Александра II и все-таки убившей его). До конца жизни хранила она фотокарточку Веры Засулич, той самой, которая стреляла в градоначальника Трепова. Леля уже тогда воспринимала происходящее под весьма специфическим углом зрения: слабый пол, к которому она принадлежала, — вот носитель силы, а вовсе не наоборот — а потому все эти женщины-бунтарки были овеяны для нее ореолом романтического героизма.

Свою собственную силу, силу формирующегося незаурядного характера 17-летняя барышня Саломе проявила резко и весьма неожиданно: она наотрез отказалась от конфирмации, к которой ее готовили в реформаторской евангелической церкви. По тем временам серьезность этого поступка недооценивать не стоит, другой вопрос, что могло привести к нему юную девушку? Легче всего было бы предположить чужое влияние, например кавалера или старшего друга. Но это не так: Леля совершенно самостоятельно пришла к мысли о том, что Бога нет. Все началось с того, что маленькой девочкой она стала свидетельницей смерти любимой кошки, а немного позже умерла от свинки ее лучшая подруга. Где был Бог в это время? Как он это допустил? Она долго молилась ему после потери подруги, но вместо ответа и поддержки ощутила лишь леденящую пустоту внутри...

Ну а пока Леля собралась за границу — лечить слабые легкие и заодно учиться, но власти отказались выдать ей паспорт, так как она вышла из лона церкви. И тогда она придумала нечто из ряда вон: уговорила влюбленного в нее голландского пастора Гийо, чтобы он выхлопотал ей подложное свидетельство о конфирмации, что тот и сделал, воспользовавшись услугами своего приятеля, другого пастора, служившего в крошечной голландской деревушке. Это дало Леле возможность сделать еще один парадоксальный вывод: для любви не существует моральных преград.

Немного поучившись философии в Цюрихе, юная Лу Саломе по совету друзей матери попала в римский салон весьма известной дамы — Мальвиды фон Мейзенбург, умной, фантастически образованной и столь же фантастически некрасивой писательницы, подруги Герцена и воспитательницы его дочери. Именно в подобных салонах в конце XIX века происходило формирование людей, которым суждено было осуществить переход к новой эпохе. Французские атеисты, итальянские анархисты, русские нигилисты и социалисты чувствовали здесь себя вольготно. Сама Мальвида, как многие образованные женщины ее круга, видела задачу салона в благородной цели женской эмансипации. Она собирала девиц и приглашала образовывать их подходящих “прогрессивных” лекторов. Ну а те были более чем рады перевернуть в головах любопытных барышень все вверх дном. Хорошо, что на этих лекциях не присутствовала мать Лу, она пришла бы в ужас оттого “образования”, которое получает дочка.

В частности, один из лекторов апеллировал к недавно вышедшей книге швейцарского ученого-историка Иоганна Бахофена “Материнское Право”. Бахофен, сопоставив множество археологических, исторических и художественных фактов, пришел к выводу, что до начала патриархальной цивилизации, той, которая была известна на протяжении последних 6 тысяч лет, практически повсюду в Евразии и на других заселенных людьми территориях существовала другая, основанная на главенстве женщин. Их власть была универсальной и предопределяла большинство социальных, религиозных и этических норм. Другой лектор комментировал некий документ знаменитейшего средневекового врача и чернокнижника Корнелия Агриппы Нетесгеймского “О несравненном превосходстве женского пола над мужским”. В нем утверждалось, например, что Адам был сотворен первым и вышел неудачным, а потому все совершенство пришлось на Еву, а также то, что мужчина гораздо ближе к животным, чем женщина, иначе откуда взялись врожденная грубость мужчин и собственнические инстинкты. Леля впитывала все эти идеи как губка...

Один из лекторов в салоне Мальвиды, 32-летний философ Пауль Ре, без оглядки влюбился во внимательную девушку в глухом черном платье с осиной талией и гладко зачесанными назад темно-русыми волосами. Ее трудно было назвать красавицей, но в ней чувствовались какое-то неуловимое своеобразие и самостоятельность. Пауль сделал Лу предложение, и вдруг это юное, неопытное, неоперившееся создание подняло его на смех. У нее оказались свои неожиданные представления — она не признавала брака, ибо современный европейский брак — это чисто христианская затея. А если она, Лу, не христианка и вышла из церкви, то к чему ей связывать себя брачными узами? А еще во время их объяснения она между прочим вспомнила, что во Франции в 1791 году был введен так называемый гражданский брак...

В конце же их памятного разговора Лу выпустила в сердце влюбленного последнюю стрелу, вообще сказав, что лично она решила на весь век остаться девственницей и посвятить себя исключительно духовным интересам, а потом предложила ему жить вместе “духовной коммуной”. При этом ее совершенно не волновало, что скажет на это, например, ее мать или какая реакция будет в окружающем ее обществе. Несчастный влюбленный стал отныне рабом Лу — он согласился на все ее условия, и они поселились сначала в Берлине, потом переехали в Париж, нигде не задерживаясь надолго. Лу получала от отца-генерала скромную пенсию, и ей этого вполне хватало.

В апреле 1882 года Пауль познакомил Саломе со своим другом Фридрихом Ницше. В то время 38-летний философ был уже очень болен и почти слеп, его жестоко терзали головные боли. Он был абсолютно одинок, а своими постоянными переездами с места на место надеялся найти климат или ландшафт, которые были бы способны утешить его физические и нравственные страдания — итальянские и французские Альпы, Германия, Швейцария... Ницше не был знаменит, книг того, кому в скором времени было суждено стать целой эпохой и переворотом в философии, почти никто не читал.

“Молодая русская”, как Ницше называл Лу в своих письмах, стала первой и единственной женщиной, лирически полонившей его воображение. До этого его с такой же силой способна была пленить только мысль. Он так описывал Лу своему другу Питеру Гасту: “... она резкая, как орел, сильная, как львица, и при этом очень женственный ребенок... Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, не спрашиваясь ничьих советов...”

В основном встречи Ницше с Лу состояли из прогулок по горам и бесконечных, запойных разговоров. Удивительно, что этот гениальный человек воспринимал Саломе как равную собеседницу. Ницше поведал ей всю свою жизнь: о детстве в семье пастора в деревенском домике под Наумбургом, о своих первых сомнениях, сменивших годы религиозного рвения, об охватившем его ужасе и отчаянии при виде этого мира без божества...

Ницше подробно изложил ей свои нигилистические мысли. Лу только поражалась их созвучию своим собственным переживаниям. Пусть Бог умер, но зато в самом человеке есть нечто, что может соперничать с Богом. Но для того чтобы добраться до этого сверхчеловеческого в самом себе, человеку согласно воззрениям Ницше надо проделать путь поистине героический — воспарить над своими слабостями, пренебречь людским презрением, призывать на свою голову страдания и любить их: “Упругость души в несчастии, ее ужас при виде великой гибели, ее изобретательность и мужество в том, как она носит горе, смиряется и извлекает из несчастия всю его пользу, и, наконец, все, что ей дано, глубина, таинственность, величие — разве это дано ей не среди скорбей, не в школе великого страдания?” Ницше и Лу призывал “сделать саму себя живым материалом для опыта”. Ее же натуре это было более чем близко, она и сама уже начала свой личный эксперимент. “Если бы кто-нибудь нас подслушал, — писала потом Лу про эти разговоры, — то решил бы, что беседуют два дьявола”.

Фридрих Ницше был велик в вопросах духа, но вот в сфере чувств и повседневной жизни оставался беспомощен, как дитя. А потому сам он не решился признаться Лу в любви, а попросил Пауля Ре передать девушке свои чувства и просьбу стать его женой. И Пауль передал — он даже не ревновал Ницше к Лу, у него сердце сжималось, глядя на то, как этот одинокий человек с абсолютно беззащитной душой впервые в жизни наполнен солнечными надеждами и ожиданием счастья.

Разумеется, Лу не собиралась ради Ницше менять своих убеждений и прерывать свой “эксперимент”. Он же был потрясен и раздавлен ее отказом. Стараясь как-то смягчить боль от нанесенного ему удара, Саломе предложила Ницше присоединиться к их духовной коммуне с Ре, но тут в ситуацию вмешалась сестра философа Элизабет Ницше. Эта старая дева возненавидела “невыносимую русскую” за то, что та украла сердце ее брата. Она сумела каким-то образом очернить Лу в глазах Ницше, и в их отношениях произошел окончательный разрыв. Вскоре после него, а дружба Ницше и Саломе продлилась чуть больше года, философ написал одну из своих самых великих книг — “Так говорил Заратустра”. Многие считают, что написана она под влиянием встречи с Лу. Так или иначе, очевидно одно: в ней Ницше действительно увидел нового человека, с новым независимым сознанием, человека, для которого диктат его собственной воли является высшим и единственным авторитетом.

Расставшись с Ницше, Лу Саломе продолжала двигаться своим и только своим путем. В основном она вращалась в интеллектуальных кругах Европы среди известных философов, ориенталистов, естествоиспытателей. Она ловила себя на том, что ее раздражал деловой, трезвый дух уходящего столетия, она явно тосковала по кантовскому и гегелевскому идеализму. Уже в 1894 году Лу Саломе написала серьезный труд “Фридрих Ницше в своих произведениях”. Труднее всего было заподозрить, что подобную книгу могла написать женщина — настолько все было объективно, четко, по делу. После выхода этой работы Саломе зауважали всерьез. Вскоре ее начали печатать самые престижные журналы Европы, причем не только философские работы, но и художественную прозу. Так свет увидели ее повести “Руфь”, “Феничка”, сборник рассказов “Дети человеческие”, “Переходный возраст”, роман “Ма”. Модные критики, такие как Георг Брандес, Альбрехт Зёргель или Поль Бурже, расхваливали ее талант.

В июне 1886 года в жизни Лу Саломе произошло событие, которое так и не могут толком объяснить ее биографы, а сама она не сочла нужным комментировать. Лу вышла замуж за профессора кафедры иранистики Берлинского университета, сорокалетнего немца Фридриха Карла Андреаса. Пауль Ре, до глубины души униженный свершившимся, вскоре исчез из ее жизни и позже погиб в горах. Говорили, что это было самоубийство.

Фридриху Андреасу предстояло стать одним из самых выдающихся мужей в истории: почти за 40 лет их совместной жизни с Лу, до самой своей смерти, он ни разу не пережил физической близости с собственной женой! Именно это было железным условием, поставленным перед свадьбой этой невероятной женщиной. Счастливый жених, правда, легкомысленно принял это условие за “девичьи выдумки” и все ждал, когда же они пройдут, но безрезультатно...

Если бы Лу сохранила обет целомудрия до конца своих дней, страдания Андреаса были бы хоть как-то оправданны, но в один прекрасный день женская природа взяла в ней верх над теориями и рассудком. Лу было уже за тридцать. Первым мужчиной, сумевшим стать для нее именно мужчиной, стал Георг Ледебур, один из основателей Независимой социал-демократической партии Германии и марксистской газеты “Форвартс”, в будущем — член рейхстага.

Несчастный Андреас, узнав о происшедшем, на глазах у Лу воткнул себе в грудь перочинный нож и, терпя адскую боль, смотрел ей в глаза. Она выдержала этот взгляд... Андреас выжил, но проиграл Лу. Отныне ее свобода была ничем не ограничена — она могла ездить, куда и с кем хочет, и делать, что ей вздумается. Видимо, наблюдая за Андреасом, Саломе интуитивно угадала секрет удивительной власти женщины над мужчиной, власти ее глубинной тайны, которая навсегда останется неразгаданной.

Саломе поздно открыла для себя любовь, но, открыв, поняла, что для нее это — животворящий источник. Эрос — то, что заставляет человека соприкоснуться с мощнейшей силой в себе — инстинктом. И Саломе страстно, как все, что она делала, предалась исследованию и эксплуатации этой силы. В списке ее возлюбленных невозможно поставить точку: писатели и философы Шницлер, Гауптман, Теннис, Эббингхаус, Гофмансталь, Ведекинд, режиссер Макс Рейнхардт и так далее, и так далее.

Особая глава в жизни Лу Саломе — роман с выдающимся поэтом Райнером Марией Рильке. Когда они встретились, ему было 21, ей — 35. Рильке поселился вместе с Лу и Андреасом в их скромном доме недалеко от Берлина в Шмаргендорфе. Роман был бурный, но недолгий, он продлился с перерывами немногим более 3 лет, но за этим последовали еще 30 лет переписки и близкой дружбы. Лу оказалась не просто экстравагантной женщиной, а спасительным якорем в его судьбе: поэт страдал от приступов страха и неконтролируемых депрессивных состояний... В Саломе уже тогда проявился специфический талант, который вскоре сделает ее великолепным доктором: она жалела времени на то, чтобы вникнуть в суть душевных переживаний Рильке, бесконечно терпеливо выслушивала его и пыталась вместе с ним понять их причину и смысл и тем самым облегчить его страдания.

В сентябре 1911 года очередной возлюбленный Лу Андреас-Саломе, шведский психоаналитик Пол Бьер, ехал вместе с ней на III конгресс психоаналитиков в Веймаре. Рассказывая своей подруге о том, что такое психоанализ, Бьер никак не ожидал, что встретит с ее стороны такое жадное любопытство. Впрочем, удивляться этому не приходилось. Само появление этого нового направления психологии знаменовало начало эпохи нового времени, а Лу Саломе от макушки до кончиков ногтей являла собой готовый, сформировавшийся продукт оного.

Наука цвела, как никогда, пышно, на рубеже веков возникла квантовая физика, в 1905 году была сформулирована теория относительности... Естественные науки, подкрепленные теорией Дарвина, тоже не отставали. Объективный мир сочли более или менее изученным, неизученным оставался только человек, субъект познания. Если раньше его полагали образом и подобием Бога, то теперь в этом усомнились, и надо было браться за его изучение заново. И новая эпоха делала особый акцент на развитии гуманитарных наук — социологии, экономики, социальной психологии, а также на психоанализе.

Да и сам человек менялся: трещал патриархальный уклад, женщина больше не желала подчиняться, викторианская мораль становилась предметом насмешек. Босоногая танцовщица А.Дункан, которой так восхищалась Саломе, уже будоражила европейское высшее общество своими прозрачными туниками, а ее знаменитые берлинские лекции “О праве женщины на свободную любовь” шепотом пересказывались в гостиных.

Основатель психоанализа З.Фрейд, долгое время разрабатывавший свои идеи в полном одиночестве, к 1902—1903 годам постепенно становится известным, а психоанализ — крайне популярным. А в 1 908 году в Зальцбурге состоялся I Международный психоаналитический конгресс.

Лу Андреас-Саломе почувствовала в идеях Фрейда дыхание свежего ветра, который показался ей не менее радикальным, чем веющий от философии Ницше. Фрейд посмел бросить вызов общественному мнению, возведя сексуальность в доминанту человеческого поведения. Лу Саломе не раз была свидетельницей того, как некоторые видные ученые конфузились, просто произнося саму фамилию Фрейда, словно она было каким-то неприличным словом.

Когда Саломе вошла в круг ближайших учеников австрийского врача, ей был 51 год, сам Фрейд, будучи на 5 лет старше, воспринял ее как 20-летнюю — столько в ней было свежести и энтузиазма. Серебристые волосы, голубые глаза, чудесная кожа, царственная осанка. Злые языки утверждали, что он влюбился в ученицу, во всяком случае, известно, что он посылал ей цветы, провожал до отеля, а если она пропускала очередную традиционную “среду”, нежно ей выговаривал в записочках.

Каждый, кто хотел практиковать психоанализ, должен был непременно поначалу пройти этот процесс сам в качестве анализируемого, чтобы разобраться со своей собственной личностью и ее темными сторонами, иначе говоря — с бессознательным. Лу Саломе и тут сумела отличиться — она оказалась, похоже, единственной из непосредственных учеников Фрейда, кому позволили самой анализа не проходить, но практиковать его с другими в качестве врача-психотерапевта после пары лет интенсивной подготовки и обучения. Многие из фрейдовской “свиты” роптали по этому поводу, но снисходительность Фрейда к Лу не знала границ, ей он прощал любую “ересь”, в то время как других своих учеников и оппонентов, позднее отколовшихся от его школы, он осыпал язвительными колкостями за любое отступление от догмы, то есть от его, Фрейда, понимания. Таким образом, Андреас-Саломе стала одной из первых, если вообще не первой женщиной в этом новом направлении психологии.

Умная Лу, разумеется, ни в коем случае не желала сама выворачиваться наизнанку перед кем бы то ни было, то есть позволять себя анализировать. И вовсе не потому, что она боялась раскрыть какие-то свои тайны. Этого она не боялась. Причина в другом: она была достаточно самоуверенна, чтобы полагать, что и без того всю жизнь занималась самопознанием и самоисследованием и накопила весьма существенный опыт по этой части. Фрейд, между прочим, был знаком с ее книгой “Эротика”, выдержавшей пять переизданий, и считал, что Лу, пусть и несколько с другой стороны, но тем не менее вплотную подошла к его собственным идеям и отчасти подтвердила их.

Согласно Лу Саломе мужчина и женщина — существа различные принципиально, сущностно. Мужчина целиком направлен на внешний мир, он ищет в любви лишь удовлетворения, мгновенной разрядки напряжения, для женщины же любовь — все, “пол разлит по всей плоти ее организма, по всему полю души”, более того, она вообще не существует вне этого. А еще Саломе считала абсурдным стремление женщины уподобиться мужчине, которое она повсеместно наблюдала вокруг.

— А как же вы сами? — язвительно спрашивали ее. — Разве вы не избрали мужские профессии — писать, заниматься философией, практиковать психоанализ?

— Отнюдь! Нет ничего более смертельного для женщины, чем тягаться с мужчиной в профессиональном успехе. Женщина не нуждается в социальном успехе, она занимается чем-то просто для самораскрытия. Я не избирала никаких мужских профессий и ни с кем не соревнуюсь, эти занятия нашли меня, как солнце находит нуждающийся в его лучах цветок, — с достоинством отвечала Лу.

Трудно себе представить, какую бурю возмущения в феминистских кругах вызывали ее рассуждения. “Госпожа Лу Саломе — антифеминистка! — писала, к примеру, родоначальница теоретического феминизма Хелен Дом. — Мы находим в ее текстах утверждения, которые заставляют встать волосы дыбом у нас, эмансипированных женщин!”

Чем теснее Лу Саломе общалась с Фрейдом, регулярно приезжая к нему в Вену из Геттингена, тем больше он удивлял ее своей, как бы сейчас выразились, невротической расщепленностью. Столь много знавший о человеческих страстях, этот человек в личной жизни был “застегнут на все пуговицы”, корректен, пунктуален и крайне формализован. Он вставал и ложился в одно и то же время, и если больной опаздывал к нему на прием на 10 минут, то это на весь день выбивало его из рабочего графика.

Его личные взгляды на мораль оставались целиком в русле пуританской традиции XIX века. Своим друзьям и коллегам — мужчинам Фрейд мог сколько угодно выдавать желаемое за действительное, но Лу с ее наметанным глазом мгновенно поняла, что он, учивший пациентов справляться с аффектами и не подавлять их, сам был не в состоянии проделать этого с собой. Однажды, как всегда, доктор Фрейд принес ей нарциссы, она приняла их с обворожительной улыбкой, а потом, заставив свои глаза опасно вспыхнуть, провокационно тронула Фрейда за плечо и на мгновение прильнула к нему — он отскочил как ужаленный, его панический взгляд молча молил о пощаде. И тогда Лу окончательно поняла, какой океан подавленных чувств таится в этом сдержаннейшем с виду человеке. Дочь Фрейда Анна, с которой Саломе была дружна, призналась ей, что у отца мучительный страх смерти, граничащий с неврозом, и что на этой почве у него нередко случаются головокружения и даже обмороки.

Лу слушала это с грустью, думая про себя, что вот пример того, когда творение выше творца, когда творец боится собственного создания. Страх любви, как давным-давно уже знала Саломе на собственном опыте и на опыте близких ей людей, всегда имеет изнанкой страх смерти. Это незыблемый психологический закон. Ницше боялся любви и панически боялся смерти, то же — Рильке, то же — и множество других из встреченных ею мужчин. И она думала: а не в этом ли была ее высшая функция в их жизни — сделать им прививку любви против страха смерти?

Особенно много Лу думала тогда о Ницше... Могла ли она ему помочь, если бы осталась с ним тогда, хотя бы на какое-то время? Ведь его смерть была просто чудовищна: несколько лет полного безумия и кончина в 1900 году в психиатрической клинике...

В конце концов, Лу открыла в Геттингене, где она давно уже поселилась с Андреасом, психоаналитическую практику и работала по 10—11 часов в день. Отбоя от пациентов не было, потому что Саломе обладала природным даром слушать и понимать другого человека. Как всегда, она не боялась нарушать самые священные заповеди — в данном случае заповеди своего учителя Фрейда, полагавшего, что психоаналитик ни в коем случае не имеет права вступать в близкие отношения с пациентами даже ради благородной цели научного эксперимента. Саломе же, руководствуясь, как обычно, только собственной интуицией, полагала, что если она этого хочет и пациент этого хочет, то вред просто исключается.

Наступало жаркое, сумбурное и грозное лето 1914 года. 1 августа Германия, в которой жили Лу и Андреас, объявила войну России, где остались ее родные братья с семьями. До них доходят слухи, что сибирский мужик Г.Распутин, “соправитель русского царя”, был едва ли не единственным из советников, кто предостерегал Николая II от войны, предсказывая, что это будет конец России и конец империи. В связи с этим Саломе замечает Фрейду, что “стоило бы прислушаться к Распутину, ибо он единственный не невротик из приближенных к русской власти”.

Трое сыновей и зять Фрейда сражались на фронте. Неизменное ровное спокойствие Лу стало для него почти единственным эмоциональным прибежищем в эти страшные годы. В той войне Саломе не стояла ни на чьей стороне — ни своей родины, ни той страны, где она теперь жила. Она полагала, что войны — это неизбежное зло всей человеческой цивилизации. Люди воюют и убивают друг друга только потому, что война идет внутри каждого из них: разум борется с инстинктом, и эта борьба никогда не может прекратиться. У Саломе появилось множество пациентов, приезжавших с фронта. Они рассказывали ей страшные истории, не зная, что по рождению она русская. Императорская армия к середине войны уже потеряла более 3 миллионов человек убитыми и пленными, русские солдаты вызывали жалость, ибо они были не только плохо экипированы, но и голодали, нередко они выступают со штыками против немецких винтовок...

— Может быть, вы вчера убили моего брата, он воюет на стороне русских, — с удивительным спокойствием говорила Лу остолбеневшему пациенту. — Но ведь это не делает нас врагами... У нас только один враг — темная, агрессивная и воинственная часть нашей души. Попробуем же приручить ее.

Наблюдая психологию людей, побывавших в аду военной мясорубки, Лу неожиданно обнаружила, как сама история на ее глазах подтверждает идеи Ницше о том, что страдание обновляет и закаляет. Некоторые ее знакомые и вчерашние пациенты, ставшие солдатами, на полях сражений совершенно излечивались от психических заболеваний, которыми они страдали до войны: истерии, невроза, навязчивых состояний и даже шизофренических приступов.

Боязливый, мягкий Фрейд был в ужасе от “нечеловеческих” прозрений Лу, зато его ученик Карл Густав Юнг, один из величайших психологов XX века, впоследствии подтвердит “психически исцеляющее значение глобальных кризисов”.

Русская революция лишила Лу остатков ее состояния и возможности когда-либо увидеться с родными. Отныне она так и будет жить в их с Андреасом чудесном доме под Геттингеном, где у нее был дикий сад и кабинет в мансарде и где ветви цветущей груши каждую весну врывались прямо в ее окна. Семейная жизнь Андреасов, как всегда, была своеобразной: Фридрих Карл был занят своей наукой, с супругами по-прежнему жила внебрачная дочь Андреаса, Мария, — плод его короткой связи с горничной. В свое время Лу великодушно оставила девочку в их доме и заботилась о ней как о родной дочери. До самой смерти Лу Мария не оставляла свою обожаемую приемную мать. Кроме того, для Фридриха Карла давным-давно стало привычным, что с ними время от времени живет очередной “друг” жены — с каждым из них он оставался ровен и приветлив, и за утренним кофе учтиво обсуждал политические новости. И так до самой своей тихой смерти в октябре 1930 года.

Тем временем жизнь в Европе менялась на глазах. Инфляция 1923 года достигла апогея: если еще недавно один аналитический прием стоил 50 марок, то сейчас это уже 3 000 марок и мало кому это по карману. Лу Саломе все чаще работала бесплатно; изредка через общих знакомых до нее доходили слухи, что семьи ее братьев в Советской России живут в нищете, и она мучилась от невозможности им помочь.

Всю жизнь Лу высокомерничала с политикой, но с приходом Гитлера к власти в 1933 году не замечать творившегося вокруг стало уже невозможно. Манифестации, шествия и митинги молодых фашистов по всем немецким городам, бесконечно звучавшее в ушах “Хайль Гитлер!”, невыносимые выспренные речи о превосходстве арийской расы, набирающий силу антисемитизм...

Однажды к Лу в ужасе прибежала ее приятельница Гертруда Боймер с криками: “Эти черные (имелись в виду нацисты) рыщут по психиатрическим больницам и хотят переписать всех больных шизофренией; говорят, потом их всех уничтожат!” Саломе не поверила, и они кинулись к знакомому главврачу геттингенской клиники. Тот подтвердил информацию — врачи на свой страх и риск прятали от нацистов истории болезни. Излагая свои взгляды на воспитание будущих воинов Третьего рейха, Гитлер уже тогда был предельно откровенен. “Моя педагогика сурова — слабый должен погибнуть!” Вскоре это стало официальной политикой режима: все шизофреники должны быть физически уничтожены.

Началось наступление и на психоанализ. Книги Фрейда в Германии сжигались, к его друзьям и соратникам, как и к психоаналитикам вообще, приходить стало опасно. Лу Саломе, которой было уже за 60, друзья уговаривали уехать из страны, пока не поздно. Вскоре пришла еще одна тревожная новость: сестра Ницше, Элизабет Ферстер-Ницше, вышедшая замуж за нациста Ферстера, состряпала на Лу Саломе донос о том, что она, во-первых, “финская еврейка” и, во вторых, якобы извратила наследие ее брата, которого Элизабет всячески стремилась сервировать властям как духовного отца фашизма. Видно, за столько лет ненависть Элизабет Ферстер к Лу Саломе нисколько не уменьшилась.

Фрау Ферстер собственноручно составила сборник “Воля к власти”, выдержанный в нужном нацистском стиле, в котором она позволила себе сильно отредактировать высказывания философа и выдать за его оригинальное произведение. В 1934 году Гитлер с большой помпой совершил визит в Веймар, где встречался с Ферстер-Ницше и осмотрел архив философа. Годом позже фюрер устроил для скончавшейся хранительницы наследия Фридриха Ницше государственные похороны.

Лу Саломе, будучи в гостях, позволила себе во всеуслышание обозвать Элизабет Ферстер “полоумной недоучкой” и язвительно добавить, что Ницше был таким же фашистом, как его сестра — красавицей. После этих слов гости испуганно переглянулись, а многие поспешили убраться восвояси. А Соломе насмешливо продолжала: “Эта лишившаяся рассудка страна будет с каждым днем все больше нуждаться в таких, как я”, — ни годы, ни ситуация не лишили ее куража. Уезжать из Германии она наотрез отказалась.

В 1905 г. служанка её мужа Андреаса рожает ему дочку. Лу оставляет внебрачного ребёнка в доме, наблюдает за своими реакциями с дотошностью психоаналитика. Через несколько лет она её удочерит. Именно Мари останется с ней у смертного одра.

Лу Андреас-Саломе умерла 5 февраля 1937 года в своем доме под Геттингеном. К счастью, ей не довелось увидеть, что сделало время с ее любимым учителем Фрейдом. В 1938 году фашисты оккупировали Австрию, конфисковав издательство Фрейда, его библиотеку, имущество и паспорт. Фрейд стал фактически узником гетто.

Только благодаря выкупу в 100 тысяч шиллингов, который заплатила за него его пациентка и последовательница принцесса Мария Бонапарт, его семья смогла эмигрировать в Англию. Фрейд был уже давно смертельно болен раком челюсти, и в сентябре 1939 года по его просьбе лечащий врач сделал ему два укола, которые и прервали его жизнь.

Не узнала Лу Саломе, что четыре сестры Фрейда, которых она нежно любила, погибли в немецком концлагере. Не узнала она и того, что в советском концлагере закончили свои дни ее родные племянники и двое ее братьев.

...“Какие бы боль и страдания ни приносила жизнь, мы все равно должны ее приветствовать, — писала Лу Андреас-Саломе в свои последние годы. — Солнце и Луна, день и ночь, мрак и свет, любовь и смерть — и человек всегда между. Боящийся страданий — боится радости”. Ницше не ошибся в своей Заратустре...

«Лу, Рильке, Россия»- так назвали свой двухчасовой спектакль МИРовцы. С самого начала до самого конца артисты и певцы держат зрителя в каком-то торжественном напряжении. Один всплеск эмоций за другим: то зритель становится свидетелем первой встречи юной Лу Саломе с Фридрихом Ницше (Татьяна Лукина и Михаил Чернов), то сцены объяснения в любви 22-летнего Рильке (Артур Галиандин) 37-летней Лу Саломе (Карин Вирц), с его знаменитым гимном любви: «Нет без тебя мне жизни на земле…» , а то вдруг до глубины души растрогают русские народные песни и романсы «Волга-реченька глубока», » В лунном сиянье», «Как сладко с тобою мне быть» в исполнении певицы Светланы Прандецкой, или «Меж крутых бережков», «Ты сидишь одиноко», «Твои глаза зелёные», буквально сыгранные драматическим актёром Сергеем Ивановым под проникновенное сопровождение гитариста Дмитрия Третьяка.

Рильке - Луизе Саломе

Я и слепой тебя увижу,
Я и глухой тебя услышу,
Немой - тебя я буду звать,
Без рук - дыханьем обнимать,
Без ног - на край земли бежать,
Забытый - буду вечно ждать,
Грустить, печалиться, страдать,
Молиться, верить, ликовать
И песни для тебя слагать,
И гимны в честь твою писать.
Я буду сильным, буду грозным,
Я буду мягким и серьёзным.
Я буду нежным, буду мирным,
Весёлым, добрым, тихим, смирным.
Я буду тем, кем ты меня
Увидела, нашла, взяла,
Богиня русская моя,
Душа моя, слеза моя.

Удивительная женщина, достойный, замечательный спектакль, великолепный зритель. Всё совпало в этот вечер, накануне 150-летия нашей легендарной соотечественницы Луизы Густавовны Саломе. А разве могло быть иначе, учитывая тот факт, что первая встреча Лу с Рильке состоялась в Мюнхене, на Шеллинштрассе, где 20 лет назад родилось общество МИР, одной из главных целей которого является поиски соприкосновений русской и немецкой культуры и бережное отношение к ним.