Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г.
Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге. Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».
Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет - он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.
Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая. И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.
Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность. В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Справочный материал для школьника:

Лесков Николай Семенович - известный русский писатель.
Годы жизни: 1831-1895.
Наиболее известные труды и произведения:
Левша
Запечатленный ангел
Очарованный странник
Несмертельный Голован
Поповская чехарда и приходская прихоть
Старый гений

Краткое содержание рассказа «Старый гений»:

Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)
Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, "вопиющее дело". Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, - заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки»
Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку.
По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь. И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения - тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать. Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.

## Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##

Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе». Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности.
Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть.
Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. К примеру: «бал прекрасный» - «что неестественно», «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов.
На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:

Толстой Лев Николаевич - один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой - автор признанного литературного шедевра «Война и мир».
Годы жизни: 1828 - 1910.
Наиболее известные произведения:
Война и мир
Воскресение
Анна Каренина
После бала.

Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”. Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б... Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна. Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки. Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец. Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило... счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало. Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались. “Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.


Лекция, реферат. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Содержание
История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
Образы животных в баснях И. А. Крылова
История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Маша Миронова – воплощение русского национального характера
Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
Почему не удался побег Мцыри?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков ― главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие III, явление VI)
Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III―IV)
Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
«Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
«Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
Кто виноват в страданиях героини? По рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»
Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Почему Иван Васильевич нигде не служил? По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Осень в лирике русских поэтов по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Весна в лирике русских поэтов по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького «Челкаш»
«Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
Стихотворение А. А. Блока «Россия»
Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Старый гений” лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, “непреодолимое препятствие” возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.

Композиция произведения Н. Лескова “Старый гений” построена на рассказах ее самой

Наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии. Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.

Идея рассказа Н. Лескова “Старый гений” – беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является

Мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа “старого гения”.

Темы рассказа Н. Лескова “Старый гений” – тема бюрократии, тема “маленького человека”, тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.

Образы рассказа Н. Лескова “Старый гений”:

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна. Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: “Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?” – недоумевает она.

Образ “старого гения”: это “темная личность”. О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник. Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут.

Обидчика старушки он “прижал к стене” публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.

Автор создает иронический ореол загадочности над “таинственным планом гения мысли” Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция “заодно” вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично. Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ “сербского сражателя”, хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он “исполнитель плана” спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости. Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет “честно и благородно”.

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса. Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.


(Пока оценок нет)



Анализ рассказа Н. Лескова “Старый гений”

Related posts:

  1. Читая рассказ Николая Лескова “Старый гений”, я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили...
  2. В основе сюжета рассказа Николая Лескова “Человек на часах” лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим...
  3. Когда я читал произведение Николая Лескова “Человек на часах”, то размышлял о правилах. Правила ведь придумали для того, чтобы облегчить людям жизнь. Но иногда начинается...
  4. Рассказ “Свидание” относится к циклу рассказов “Записки охотника”, написанных в разное время, но объединённых тематикой, идеями, жанром, стилем и персонажем рассказчика. Этот рассказ был впервые...
  5. Рассказ “Чистый понедельник” удивительно прекрасен и одновременно трагичен. Встреча двух людей приводит к возникновению прекрасного чувства-любви. Но ведь любовь – это не только радость, это...
  6. Рассказ “Потомки солнца” опубликован в первой части хрестоматии для XI класса. Эта книга была выпущена в 1993 году в Москве издательством “Просвещение”. В 20- 30-е...
  7. “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как ” Старуху Изергиль” написал”, – признавался Горький Чехову. “Старуха Изергиль” удивительно выразительно и красочно говорит...
  8. Бунин принадлежит к последнему поколению писателей из дворянской усадьбы, которая тесно связана с природой центральной полосы России. “Так знать и любить природу, как умеет И....

На этом уроке мы узнаем больше о творчестве Н.С Лескова и познакомимся с некоторыми фактами его биографии. Проанализируем рассказ «Старый гений». Вновь столкнемся с использованием в литературе образа «маленького человека»

Родился Н. Лесков 16 февраля 1831 года в семье чиновника Уголовной палаты, выходца из духовного сословия. Детство писателя прошло в имении родственников Страховых, а также в городе Орле. В орловской глуши будущий писатель смог многое увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей…»

В 1841-1846 годах Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось закончить. На шестнадцатом году жизни он потерял отца, а имущество семьи погибло в пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 году Лесков при поддержке своего киевского дяди, профессора Алферьева, получает назначение в Киев чиновником Казенной палаты. В этот период Лесков много читает и увлекается старинной живописью и архитектурой. В будущем Лесков станет выдающимся знатоком древнерусского искусства.

В 1857 году Лесков подает в отставку и поступает на службу в частную торговую компанию, которая занималась расселением крестьян на новые земли. По делам службы Лесков объездил всю европейскую часть России. В литературу он вошел поздно, в 29 лет, однако с искренним сочувствием к народным проблемам. Все это нашло отражение в его произведениях. Сегодня мы прочитаем и проанализируем его рассказ «Старый гений».

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Эта подпись впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой «Погасшее дело». Держалась она до 14 августа 1869 г. Временами проскальзывали подписи М.С., С., и наконец, в 1872 г., - Л.С., С. Лесков-Стебницкий, М.Лесков-Стебницкий. Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны:

  • Фрейшиц
  • В. Пересветов
  • Николай Понукалов
  • Николай Горохов
  • Кто-то
  • Член общества
  • Псаломщик

Впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в журнале «Осколки» в 1841 году, сам журнал был юмористический, и это говорит о том, что же высмеивает или разоблачает Лесков в этом рассказе. В основу сюжета рассказа положена ситуация типичная не только для России XIX века, но, к сожалению, и для сегодняшней России. Богатый франт обманул бедную старушку-помещицу, он не возвращает долг, и у нее хотят отобрать дом. Она приезжает в Петербург на судебное разбирательство, однако власти не могут защитить ее, непреодолимое препятствие возникает в момент, когда должнику в руки нужно вручить судебное постановление.

Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на главы. Озаглавим каждую из них, подобрав цитату из текста, и составим цитатный план произведения.

Рассказ «Старый гений», цитатный план:

  • Глава 1. «Вопиющее дело».
  • Глава 2. «Он барин хороший, но только дурной платить».
  • Глава 3. «В России невозможности нет».
  • Глава 4. «Решилась ему довериться».
  • Глава 5. «Помогли очень честно».

В таком маленьком рассказе деление на главы выглядит не совсем уместно, создается ощущение, что маленький рассказ хотят выдать за роман. То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового. Подберем цитаты, характеризующие должника.

«...должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

«он платить не привык, и если очень докучать станете - может вам неприятность сделать».

«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

Таким образом, в рассказе поднимается тема «маленького» человека. Наивная и беззащитная старушка-помещица приехала в Петербург и начала войну с представителем высшего общества. Все вокруг сочувствуют старушке, однако все уверены, что она проиграет эту войну, слишком уж неравны силы.

«-Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит... Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя».

Рассказ приобретает трагикомический оттенок, поскольку старушка-помещица никак не может понять и принять аксиому русской жизни: есть категория людей, которым закон не писан.

«-Ну, так тогда употребите меры.
- Да вот тут-то, - отвечают, - и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались.
- Какая же разница?
А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться».

Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь. Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель. Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.

«- Спрашивала - кто он такой и какой на нём чин? "Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.- Ну вот видите, - это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
- Да, тёмная... "Чин из четырнадцати овчин" - это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса. А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что "насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение"».

Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.

«- Почему же, батюшка, непременно триста?

А так - уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.

Ничего, сударь, не понимаю.

Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет - пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было. Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.

Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.

Парадокс - (от греч. paradoxos - странный ), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса - заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии.

Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делись на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.

Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», - чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.

«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ()

В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».

  1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
  3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  4. (разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.

Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».

Прификс (франц. prix fixe) - твердая цена.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. - 2009.
  2. Азбукин В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова / В.Н. Азбукин // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах: тез. докл. 2-й межвуз. конф. литературоведов. - Вологда, 1969. - С. 84-86.
  3. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: авто-реф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Алексеева. - М., 1996. - 15 с.
  1. Foxdesign.ru ().
  2. Ruskline.ru ().
  3. Sdamna5.ru ().

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему?
    2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».
    3. Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»?
    4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала?
    5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом?
    6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был
    решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от
    мала до велика?
    7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного
    чиновничества? Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.

Старый гений анализ рассказа Лескова

История создания . Рассказ Н. С. Лескова "Старый гений" был впервые опубликован в двух номерах журнала "Осколки" (1884 г.). В 1886 г. произведение было включено в сборник писателя "Святочные рассказы".

Смысл названия . Название рассказа и эпиграф к нему носят иронический характер. К способу, с помощью которого "отчаянный дока" помог бедной старушке, можно применить известные выражения: "прост до гениальности", "все гениальное просто".

"Обыкновенным умам" действительно никогда даже в голову не придет подобным образом добиться справедливости.

Жанр . Трагикомический рассказ.

Тема и сюжет . Центральная тема произведения - мошенничество. "Добрая старушка" попадается на удочку ловкого мошенника, заложив свой дом и заняв ему все полученные деньги. Когда она понимает, что возвращать долг "великосветский франт" не собирается, приходится обращаться к властям.

Старушка с изумлением узнает, что воздействовать на мошенника законными средствами нет никакой возможности. Вся проблема состоит во вручении "должнику с распискою" особой бумаги, но никто из нижних полицейских чинов не осмеливается это сделать. Богатый обманщик имеет какое-то "могущественное родство".

В поисках правды старушка обращается в "высшие сферы", но там ее поражают еще сильнее. По закону вручить должнику бумагу следует по месту его прописки, а так как молодой человек нигде постоянно не прописан, то и поймать его чрезвычайно трудно. Простодушная старая женщина не может понять таких хитроумных тонкостей законодательства.

Ее попытки "смазать" колесо чиновничьей машины тремя тысячами также не приносят результата. Единственную надежду старушке дает какая-то "темная личность", обещая уладить все дело всего лишь за пятьсот рублей. Она подозревает какой-то обман, но узнав, что обманувший ее человек собирается за границу, решается принять предложение.

Развязка похожа на анекдот, подтверждающий фразу из рассказа - "в России невозможности нет". Наняв исполнителя всего плана ("сербского сражателя"), гений вместе с ним и старушкой прибывают к поезду, на котором должен уехать должник. "Сербский сражатель" наносит мошеннику три удара по лицу. Немедленно появляется полицейский и составляет протокол, в ходе чего выясняется личность франта и ему наконец-то вручается нужная бумага. Должник не имеет права выехать за границу, поэтому моментально выписывает обрадованной старушке чек на требуемую сумму.

Проблематика. Запутанность законодательства и в наше время создает широкое поле деятельности для разного рода мошенников. Официальные лица обязаны строго придерживаться законов, поэтому зачастую оказываются в тупике перед ловкостью обманщиков. "Старый гений" действует, придерживаясь пословицы: "С волками жить - по-волчьи выть".

Если закон бессилен против крупного преступления, то помочь может мелкое правонарушение. "Сербскому сражателю" ничего не стоит отсидеть три месяца в тюрьме за триста рублей. Зато самоуверенный франт вынужден расплатиться с обманутой старой женщиной.

Герои . Старушка-помещица, франт-мошенник, "старый гений", "сербский сражатель".

Чему учит автор . Несмотря на комизм произведения, хочет донести до читателя горькую мысль. Огромная бюрократическая система крайне неэффективна. Богатые мошенники всегда найдут в ней лазейки, а простые люди останутся обманутыми. Надеяться остается только на таких "гениев", которые не стесняются в выборе средств для достижения цели.

  • выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества;
  • привитие интереса к изучению нравственных ценностей;
  • совершенствование навыков пересказа, анализа текста.
  • пробудить познавательный интерес у учащихся;
  • способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;
  • создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова, эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол, накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

– Добрый день, дорогие друзья! Я очень рада видеть вас на сегодняшнем занятии!

Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведём урок!

И начать нашу встречу мне бы хотелось вот с таких строк:

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие.
Его найдёт далёкий мой потомок
В творениях моих; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.
Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынскогопосвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы, потомки, обращаемся к творчеству этих людей, то, значит, они не просто писатели, они– «великие».

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским.

Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах его творчества, как правило, не имеет. На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство, художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество» по рассказу «Старый гений».

Вопрос классу:

– Как бы вы, ребята, определили задачу нашего урока? (Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?)

Учитель: Ну, а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами, связанными с именем Лескова. (Индивидуальное задание)

Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г. – сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»... В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом

Вопрос учителя: Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминает мне время, которое мы переживаем сейчас.

– Как вы думаете, что общего между этим периодом времени и современностью?

(Варианты ответов учеников : 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России? (У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью).

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Значение слова «гений»

Высшая творческая способность.

Человек, обладающий такой способностью.

В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы. (Ларошфуко)

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку? (Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург. (У маленькой старушки было «вопиющее дело». Дело это заключалось в том, что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта, заложив для него свой дом, а он её обманул).

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту? (Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно? (Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

«Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками? (Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70–80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Свой ответ свяжите с современностью. (Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты? (Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические).

– Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: А сейчас перед вами эпизод, где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает ): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя? (Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд).

IV. Чтение по ролям или прослушивание записи

– Как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ? (Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку).

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением? (Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением).

Учитель: Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Учитель: Ребята, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе? (Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция).

Учитель: Вы должны были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

В.В. Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

«Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)

«Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)

«Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)

«Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V. Учитель: Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «…время Лескова ещё придёт. Лесков– писатель будущего»

Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица.Желаю всем добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Домашнее задание

На партах у вас конверты с заданиями, выберите для себя одно из предложенных.

1. Устно. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно. Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Символическая оценка.

Взять жетон определенного цвета

Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).
Красный – в полной мере себя реализовал (2б).