1. Жанр былин и его особенности.
2. Сказочные образы и мотивы.
3. Искусство исполнения былин.

Былинами называются русские народные эпические песни-сказания, широко распространенные на Руси в IX—XIII веках. Сейчас их относят к одному из направлений фольклора. В древности подобные песни-былины были очень популярны. Чаще всего их исполняли нараспев под аккомпанемент гуслей.

Главными героями былин становились великие богатыри, народные герои. Однако некоторые песни-сказания были посвящены тем или иным великим происшествиям из истории Древней Руси. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт. Былины впитывали также в себя события более позднего времени. Именно поэтому одно и то же сказание могло стать прародителем двух, а то и трех произведений устного народного творчества. На Руси существовало несколько родов, славившихся своим талантливым умением петь былины. Семья Рябининых так же не была обделена этим удивительным качеством. Несколько поколений Рябининых занимались сказанием былин. А представительница семьи Крюковых на протяжении месяца могла каждый день напевать исследователям фольклора эти уникальные памятники древнего устного народного творчества и не разу не повториться. Главных персонажей былин насчитывается не так уж много. Все они условно подразделяются на две группы: более древние богатыри: Волх Всеславьевич, Святогор, Вольга и Микула Селянинович, — и уже современные образы: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Все древние русские былины-сказания подчиняются одному и тому правилу построения: имеют определенную схему: зачин, основное содержание, исход. Поэтому если действие былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев-града, то зачин начинается значительно раньше. Он проявляется в том, что один добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Зачин, концовка, а так же эпитеты, встречающиеся на протяжении всей былины, выдержаны в традиционных формах, характерных для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два — три раза. Например, рассказывая о том, что творится на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути, автор утверждает, что:

Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат
На добром коне никто ту не проезживат
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

Та же самая информация повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром, и тот подвергает слова молодого человека сомнению, он не верит, что за такое короткое время можно добраться из Муромля до Киева. Художественный прием троекратного повторения успешно используется и дальше. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, проезжает мимо дома, где живут три его дочери, то опять автор трижды описывает это событие. Первые две дочери смогли увидеть только, что их отец везет с собой какого-то «мужичища-деревенщину», но третья поняла, что не батюшка ведет кого-то, а его самого побежденного тащит за собой богатырь. Этот художественный прием значительно усиливает эмоциональное восприятие былины слушателями. В песнях-сказаниях часто употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения, прочно закрепленные за каким-либо одним явлением. Так, сила обязательно должна быть великой, добрый молодец — непременно удаленький и дородный, а Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», — неминуемо самый ужасный злодей.

Создавая образ главного героя — богатыря Ильи Муромца, народные авторы воспользовались таким художественным приемом, как гиперболой. Описывая мужественного молодца, его героическую победу над Соловьем-разбойником, сказители явно приукрасили его реальные человеческие возможности. Так, например, богатырю вполне по плечу оказалось в одиночку справиться с силой великою, силушкой черной. Целый город со своим войском и князем много дней находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Причем в случившейся битве немалое значение приобретает это верное животное. Богатырский конь, как в сказке:

С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Сказочный подход к изложению сюжета также значительно усиливает эмоциональное впечатление слушателя. С нарочитой подробностью и даже скрупулезностью сказители описывают, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием придает, казалось бы, простому действию особый, более глубокий и торжественный смысл. Слушатель получает возможность более ярко нарисовать в своем воображении все происходящие. И вот, как в замедленной съемке

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал.

Богатырь преисполнен гордостью и чувством собственного достоинства. С высоты своего избранного положения он уже без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру. Без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал», — предстает он перед правителем. Его уверенность передается и другим персонажам былины. Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички хотят оставить у себя Илью Муромца воеводой. Знаменитого путешественника приветливо встречает и сам князь Владимир. Богатырь невольно вызывает уважение даже у своего злейшего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику показать свое искусство свиста, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может что-то ему указывать. Злодей требует чарку вина. И вот уже не князь — правитель города, отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, таким образом сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой царь, даже такой справедливый, как Владимир не может сравниться с простым мужиком — богатырем из простого народа. В описаниях Соловья-разбойника авторы былины также используют гиперболу. Этот персонаж не просто злодей, он разбойник невероятного для того времени масштаба. Никому не под силу было в одиночку нагнать страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град:

Как кричит злодей-разбойник по-звериному —
То все травушки-муравы уплетаются,
А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертво лежат.

Это еще раз подтверждает тот факт, что в любой былине существенно преувеличены личные качества главных персонажей, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины определен сценой расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником.

Слушание и исполнение былин на Руси часто являлось любимым времяпрепровождением у представителей простого народа после тяжелых ежедневных трудов. Уникален особый образ исполнения этих народных произведений: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями.

Существовали некоторые отличия в звучании былин в южных и северных областях России. На Севере, как правило, песни исполняются одним человеком, одноголосно, причем на сравнительно короткие повествовательные напевы. Южане предпочитают произносить свои сказания хором, причем по музыке былины часто напоминали современные широкораспевные донские песни. В конце многих былин можно услышать восхваление автором своего главного персонажа. Это приобретало на Руси огромное значение в плане педагогического и патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком наполнялись гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли рождаться такие богатыри.

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают античному эпосу. На уроке вы познакомитесь с содержанием и художественным своеобразием былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Главный герой - Илья Муромец , крестьянский сын, потому и одежда на нем самая обыкновенная: русская рубашка, штаны и сапоги. 33 года пролежал он на печи, ни о чем не думая. А сила богатырская пробудилась в нем вместе с желанием постоять за русскую землю-матушку.

Автор подчёркивает силу, мощь и отвагу святорусского богатыря Ильи Муромца. В сцене победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, безусловно, есть и сказочные черты. Во-первых, это разговор Ильи Муромца с конем. Конечно, сказочными элементами можно назвать и троекратные повторения, сказочные обращения и сказочные эпитеты.

А вот истинно по-былинному звучат следующие слова: «с горы на гору стал перескакивать», «травы-муравы все уплетались, лазаревы цветочки осыпались». Перед нами не что иное, как средство художественной выразительности гипербола.

Широко используются как в былинах, так и в сказках слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: травушка, дороженька, стремечко.

Вспомните последние строчки поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Действительно, реальные события, которые происходили давным-давно, во времена Киевской Руси, и именно тогда из песен и легенд создатели былин сложили свои песни.

Написаны былины особенным торжественным стихом. К ним имелось музыкальное сопровождение. Особенный художественный прием, который использовался в былинах, это, безусловно, гипербола.

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Все о русских былинах ().
  5. Русь былинная. Сборник мультфильмов ().
  1. Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
  2. Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.

На вопрос анализ былины илья муромец и соловей разбойник плиз заданный автором Дима емельянов лучший ответ это








Ай же мужичище-деревенщина,


Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей Разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а "старый-от казак да Илья Муромец", оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно погиб Соловей Разбойник - в назидание и на страх всем врагам русской земли.

Ответ от Впросонках [новичек]
1.К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?
Эту былину следует отнести к Киевскому циклу. Её тема - защита Руси от врагов.
В былине рассказывается о том, как Илья Муромец, ехав к обедне в Киев, выбрал более короткую прямую дорогу, по которой никто не ездил из-за Соловья-разбойника. Встретив Соловья-разбойника, Илья Муромец победил его, тем самым освободив «прямоезжую дорогу» на Киев.
Характер Ильи Муромца серьезный, он человек храбрый, прямой. Говорит Илья достойно, речь его спокойная, размеренная. Так же он и ведет себя. Илья Муромец смелый, бесстрашный, без раздумий он вступает в схватку с Соловьем-разбойником, по приезде к князю Владимиру он не хвастает, а ведет себя «по-ученому».
Настроение былины торжественное, оно выражено в заключительных строках, где рассказывается о людской благодарности.
2.Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.
Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Илья Муромец - человек высокий, крупный, плотного телосложения. У него серьезное лицо, есть борода, усы. Одежда на нем богатырская: кольчуга, шлем, он возит с собой щит и колчан со стрелами, стреляет он из лука, причем очень метко.
4.В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.
Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловьяразбойника? Как он говорит об этом сам?
Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.
Как вы понимаете концовку былины?
Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.
6.Главный герой - Илья Муромец. Народ - сказитель награждает его эпитетами «удаленький», «дородный», «добрый», «славный богатырь святорусский».
7.Илья Муромец ехал в Киев, по пути он проехал через Чернигов и речку Смородину. Он не послушался совета черниговских жителей ехать окольной дорогой, поехал «прямоезжей», хотя там его подстерегали опасности. Это говорит о бесстрашии Ильи Муромца, о вере в правоту своего дела.
8.Битва Ильи Муромца и Соловьи-разбойника проходила так: Соловей свистал и кричал по-звериному, это было очень страшно, леса к земле преклонились, конь Ильи Муромца стал спо


Ответ от спроста [активный]
Илья Муромец - великий богатырь, славный воин, главный герой русских былин. В былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" ярко раскрываются многие качества "удалого добра молодца" как народного героя.
Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. Поэтому и выехал добрый молодец без промедления, лишь ктолько узнал, что по дороге на стольный Киев-град злодействует Соловей Разбойник Одихмантьев сын:
И от его ли тот от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазаревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей - то все мертвы лежат.
Однако Илья Муромец - "старый казак", он храбр, умен и опытен. Подстрелил он грозного Соловья Разбойника, "ему выбил право око со косицею". Когда на выручку злодею прибежали его зятья, Соловей Разбойник сразу понял, что им даже всем вместе не одолеть славного богатыря, и решили они его подкупить, посулив "ествушку сахарную", "питьецо медвяное" и драгоценные дары. Однако не поддался Илья Муромец на вражьи уговоры и повез пленного разбойника "во славный стольный Киев-град а ко славному ко князю на широкий двор". Вежливое и уважительное приветствие понравилось Владимиру, однако когда богатырь начал рассказывать о своих подвигах, князь разгневался, думая, что он просто-напросто хвастается и обманывает:
Ай же мужичище-деревенщина,
Во глазах, мужик, да подлыгаешься,
Во глазах, мужик, да насмехаешься!
Но недолог был гнев Владимира-князя, потому что во дворе ждал его привязанный к седлу плененный Соловей Разбойник. Обрадовался князь, что такие славные богатыри не перевелись еще на русской земле, а "старый-от казак да Илья Муромец", оседлав коня, выехал в поле, где и срубил буйну голову злодею, погубившему на своем веку множество человеческих жизней. Так бесславно погиб Соловей Разбойник - в назидание и на страх всем врагам русской земли.


Конспект урока по литературе в 6 классе

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник:

От Киевской Руси до наших дней».

Учитель: Олещенко Ирина Владимировна

МОУ «Лицей № 37» г. Саратова

Тип урока : комбинированный.

Цель урока : провести сопоставительный анализ текста былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» с мультипликационными фильмами «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1978 и 2007г.

Задачи урока .

Образовательные :

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

Развивающие :

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные :

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

Оборудование урока :

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

Ход урока.

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся знакомятся с сообщениями, посвящёнными вопросу о том, существовали на самом деле Илья Муромец и Соловей-Разбойник или это вымышленные персонажи.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска. (Сообщение сопровождается презентацией.)

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

После прослушивания сообщений учитель делает вывод о том, что прототипы главных героев былин на самом деле могли существовать. Какими эти герои изображены в художественном произведении?

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ……………….., который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность раскаяться и исправиться ; не держит зла на князя Владимира , который разговаривал с богатырём грубо . Ведёт себя достойно , вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

А) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (1978 год, режиссёр – И.Аксенчук). Просмотр каждого эпизода предваряется вопросами учителя.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

Что можно сказать о силе Соловья-Разбойника? На что она направлена? Чем страшен этот герой? Только ли тем, что он необычайно силён? (Он уверен в своём абсолютном превосходстве, не ведает жалости, потому на «могиле» только что поверженного достойного соперника злорадствует, кощунствует). Похож ли он на героя былины?

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

2. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(1978г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Б) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007 год, режиссёр – В.Торопчин).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

3. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(2007г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ……………….., неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ……………….., так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «В чём сила Ильи Муромца?»


Илья Муромец - главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря - Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо - олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей - обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А ий черным-черно, как черно ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролетыват, Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела, Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей, Да у той ли у березы у покляпыя… Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу, Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев 1 сын. 2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей - то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний, Дородный добрый молодец, Тебя как-то, молодца, да именем зовут, Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю, А не вас-то я хочу да и послушати. Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца, Да его хочу-то я послушати". 3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи - в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей - Илья).