Молчалин – молодой небогатый дворянин, не имеющий высокого чина. С учетом того, что персонажи пьесы поделены на два лагеря – одни поддерживают старый уклад жизни, вторые являются сторонниками реформ. Молчалин относится к первой категории. Из-за своего низкого положения он вынужден прислуживать высоким чинам. Фамусов взял его к себе в секретари, и теперь он практически живет в его доме. Молчалин тайно встречается с дочерью своего начальника. Однако Фамусов не готов дать согласие на их женитьбу, поскольку считает, что зять должен быть богатым и занимать высокое положение в обществе. Но, несмотря на то, что Молчалин не соответствует этим требованиям, фамусовское окружение ценит его как человека, готового всегда услужить.

Молчалин также обладает талантом находить нужных людей, которые могли бы оказать ему содействие в продвижении по службе. Удивительно, но молодой дворянин готов выслужиться до такой степени, что берется хвалить гладкую шерсть собаки Хлёстовой. Он уверен, что должен зависеть от других до того момента, пока не получит высокое звание.

Молчалин гордится своими карьерными достижениями, и всякий раз этим хвастается. Он прекрасно умеет налаживать полезные связи, поэтому не преминул познакомиться с влиятельной княгиней Татьяной Юрьевной. Кроме того, подобную манеру поведения Молчалин также предлагает и главному герою пьесы – Чацкому.

И все же, несмотря на все эти высоко ценимые в фамусовском обществе качества, Молчалин опасен для него. Он обманывает дочь Фамусова, так как лишь притворяется влюбленным ради собственной выгоды. Читатель видит истинное лицо этого героя при разговоре со служанкой, к которой он проявляет особый интерес. В этот момент выясняется, что Молчалин на самом деле – коварный лицемер и опасный человек. Он не испытывает ни любви, ни уважения к Софье. Он буквально разрывается между тем, чтобы понравится Фамусову, разыгрывая любовь к его дочери, и тем, чтобы ни в коем случае не выдать свою связь с Софьей. Последнее может сильно подорвать его репутацию в обществе. Выходит так, что своим двуличием Молчалин наносит вред тому окружению, частью которого он является сам. Этот герой абсолютно соответствует тем ценностям и идеалам, которые свойственны «веку минувшему». Он обладал главным умением в жизни – приспосабливаться. Именно поэтому «Молчалины блаженствуют на свете».

Вариант 2

Грибоедов любил фамилии, которые отчасти раскрывали персонажей. Молчалин – именно из тех фамилий, которая говорит сама за себя.

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, который живёт у него дома. Человек этот крайне молчаливый, скромный, покорный и услужливый . Именно услужливостью можно описать всю его жизнь. Тактику преклонения перед всеми, кто относится к высоким чинам, он объясняет тем, что пока он не дослужился до почтительной должности, он обязан угождать .

Единственной целью в жизни Молчалина служит карьерный рост. Чтобы добиться успехов, он идёт на буквально всё: от ухаживания за дочерью шефа до похвалы собак высоких чинов. Софья Павловна – дочь Фамусова, которая восхищается тем, какой Молчалин кроткий, добрый и уступчивый. Ей кажется, что он из широкой души и доброты говорит со всеми уступчиво и ласково. Также её восхищает, что Алексей Степанович играет на флейте и любит стихи про любовь. Но она даже не догадывается, что за маской доброго и тихого человека скрывается настоящий карьерист, лицемер и обманщик, которому нужно её внимание и хорошее расположение, чтобы добиться успеха у Фамусова. Он даже не скрывает от Лизы, что ухаживает за Софьей только потому, что такова его обязанность, чтобы добиться высоких чинов, что он по-другому просто не может.

Он не просто восхищается теми, кто выше его по статусу, он преклоняется перед их слугами, швейцарами и даже собаками. Он хвалит всё, что может помочь в расположении у высоких господ, но делает это изящно, ненавязчиво и неоткрыто. Он пытается понравиться Хлестовой, у которой много влияние, играя с ней в карты и говоря, что её шпиц – прелестный пёс, что его шерсть, как шёлк. Эти слова хорошо сказываются на отношения с Хлестовой, она считает его другом и называет своим родненьким.

Когда Софья застаёт его в объятиях с Лизой, он начинает ползать пред ней на коленях, но не потому, что его совесть грызёт, а потому, что немилость Софьи делает его мечту о повышении почти невозможной, вместе с расположением Софьи он потерял бы и всё, что строил так долго, так ему казалось. Софья страдает в муках от разочарования в таком светлом, как ей казалось, человеке. Молчалин бежит, потому что он ко всей своей мелочности ещё и трус.

Сочинение про Алексея Молчалина

В пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума» показаны два типа дворян первой половины XIX века. В обществе мы можем наблюдать раскол, который зародился между дворянством, привыкшим к старому укладу жизни и не желающим что-либо менять, и теми, кто принял декабристское течение. На стороне консерваторов достаточно много сторонников: это крупные помещики, такие как Фамусов и Сколозуб, представители более молодого дворянства без высоких званий и чинов. Они невольно привыкли «услуживать» людям, обличенным властью, чтобы идти по карьерной лестнице. К последнему типу дворянства и принадлежит Молчалин.

Молчалин – небогатый дворянин, приехавший в столицу из Твери. Фамусов назначил своим секретарем. Вскоре Молчалин становится тайным возлюбленным Софьи. Но Фамусов, чтобы он был мужем его дочери, считая, что надобно иметь зятя более высокого по чину. Однако стремление Молчалина «услужить» очень цениться людьми фамусовского общества.

В произведении образ Молчалина целиком отвечает представлением о том, как должен вести себя молодой дворянин в общественных кругах. Он стремится выслужиться перед посетителями дома Фамусова, считая, что они могут помочь ему в продвижении по службе. Молчалин не гнушается ни чем: он хвалит шерсть собаки Хлестовой. Его принцип заключается в том, что пока он состоит в небольшом чине стоит подчиниться другим. «В мои года у человека не должно быть своего суждения » - говорит он.

Подобно многим людям фамусовского общества, Молчалин гордится своими достижениями по службе. Он умеет завязывать выгодные знакомства и гордится этим. Не смотря на то, что во многом Молчалин соответствует принципам и нормам среде, в котором живет. Он способен нанести вред окружающим его людям. Именно Молчалин обманет Софью, ведь в сердце его нет любви к ней, а встречается он с девушкой только из выгоды.

Личность Молчалина можно понять из его общения с горничной Софьи, Лизой. С барышней он ведет себя скромно, в то время как с Лизой развязно и бесцеремонно. Такое отношение многое открывает читателю. Молчалин – двойственный ненадежный тип человека. Он не столько хитер, скорее очень умен.

Молчалин не испытывает ни настоящей любви к Софьи, ни даже уважения. Он настолько страшится испортить с ней отношения, что притворяется влюбленным. Также Молчалин боится испортить мнение о себе в свете, злые языки для него опаснее пистолетов. Даже Софья способна идти вопреки "свету" во имя любви, из-за этого Молчалин не видит в их браке ничего хорошего.

Герой всецело подходит под сложившиеся устои консервативного прошедшего века, хотя, казалось бы, относится к молодому поколению. Он хорошо научился притворяться, играть роль "услужливого" человека. Как многие консервативные дворяне, он дорожит только чинами, званиями и регалиями. Для нет такого понятия как настоящие чувства, этим он и опасен для общества. Молчалин пойдет на все, ради достижения своих целей.

Сочинение Характеристика и образ Молчалина

После выхода в свет комедии Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" имя героя Молчалина стало нарицательным, а фраза Чацкого "Молчалины блаженствуют на свет " крылатой, эта фраза отображает весь образ Молчалина, Попробуем это доказать.

Прежде всего, нужно разобраться кто такой Молчалин. Это герой комедии «Горе от ума», представленный в не лучшем виде, а именно в лице подхалима. Доказывает нам это его фраза - «Мнения чужие только святы». Он готов забыть своё Я, чтобы добиться цели. Так же Молчалин обладает расчётливостью, например, случай произошедший в начале пьесы. Молчалин, находясь в спальне Софьи, взял с собой предварительно бумаги, чтобы у него было оправдание перед Фамусовым почему он тут находится.

По мнению Чацкого, Молчалин добьётся больших высот в жизни, так как «обладает умеренностью и аккуратностью» . Доказательством служат всё тот же случай с бумагами, а так же то, что он влюбил в себя дочь своего начальника – Софью, отвечал ей взаимностью, но заявлял служанке, что он делает это только из-за служебного положение, так как зависит от других в своей службе. Он должен быть в курсе всех дел в доме, а это не возможно, если он не будет вести дружбу со всеми его жителями. Молчалин, нужно заметить, очень хорошо играет свою роль, ведь по словам Софьи «дружбу всех он в доме приобрёл».

Читая комедию «Горе от ума» мы можем узнать, что такую Жизнь Молчалину завещал отец - «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избегания зла, Собаке дворника, чтобы ласкова была.» Даже в его финальной сцене, когда Софья узнала о том, что Молчалин на самом деле её не любит, он пытается оправдаться и просит прощение всеми возможными способами.

Александр Сергеевич Грибоедов написал свою комедию, чтобы показать проблемы общества, живущего в России в первой половине XIX века. Он разделяет людей на два поколения– « век нынешний» и « век минувший» . Для века нынешнего характерно равноправие, и мир без подхалимства, представителем этого века является Чацкий. Но полное противоположен Чацкому Молчалин - представитель века минувшего – готов приклонить колена для лучшей жизни.

Если проанализировать всё выше сказанное, можно сделать вывод, что Молчалин отражает сущность всех подхалимов, он вызывает у меня отвращение. Фразу Чацкого « Молчалины блаженствуют на свете» можно отнести и к современным людям.

Эпитеты, которыми награждают Алексея Молчалина, – льстец, подхалим и бессердечный проходимец. Антигерой комедии «Горе от ума» предстает перед читателями поистине гротескной фигурой, описание которой полно саркастических клише. И по закону жанра неприятный тип, похитивший сердце наивной девушки, будет разоблачен. Увы, подобный сюжет чаще всего возможен только в пьесах.

История создания

Молчалин – колоритный и яркий персонаж, с помощью которого обличил типичное светское общество времен крепостного права. Первые наброски комедии «Горе от ума» писатель создал еще в 1820 году.

Результаты работы, продолжавшейся в течение четырех лет, не удовлетворили автора. В 1824 году Грибоедов во время редакции получившегося произведения частично переписывает характер Молчалина. Писатель добавляет в комедию финальные сцены, тем самым изобличая секретаря перед остальными персонажами.

Первые попытки опубликовать «Горе от ума» состоялись в декабре того же года. Увы, цензура смягчила реплики героев, пригладив остросоциальные вопросы, которые затронул Грибоедов. К примеру, фразу Молчалина «Ведь надобно зависеть от других» заменили на «Ведь надобно других иметь в виду».

Комедию, не отягощенную правками цензора, выпустили в печать только в 1831 году, при этом пьеса специально переводилась на немецкий язык. Русскоязычный вариант стихотворного произведения появился в Москве в 1833 году.


Критические замечания о пьесе, в основном, затрагивали противостояние и Молчалина. Несмотря на многочисленные порицания секретаря, жизненные ценности героя понятны и соответствуют духу времени. Это тонко подметил Вяземский:

«Чацкий говорит о Молчалине, что он прежде был так глуп, что он жалчайшее созданье. Молчалин принял себе за правило: умеренность и аккуратность. Давайте спросим: что же тут глупого и смешного?»

«Горе от ума»

Сюжет комедии Александра Грибоедова развивается на территории имения помещика . Хозяйство пожилого человека давно налажено, в рабочих моментах мужчине помогает секретарь, полное имя которого Алексей Степанович Молчалин.


Мужчина живет в доме работодателя, поэтому с легкостью завязывает отношения с Софьей Фамусовой. Молодые люди много времени проводят наедине, общаясь на личные темы. Биография Молчалина подвергается крутым переменам, когда на родину возвращается Чацкий.

Мужчины с первых минут невзлюбили друг друга. Чацкий намерен разобраться в причинах странного поведения возлюбленной. Молчалин напуган, что тайный роман раскроется. Секретарь не желает терять выгодное место, но возможность стать зятем обеспеченного аристократа слишком соблазнительна.


Сама же девушка давно потеряла интерес к Чацкому и с трудом сдерживается, чтобы не раскрыть свою тайну. Когда Молчалин падает с лошади, младшая Фамусова не справляется с эмоциями. Окружающие начинают подозревать, что между героями существует тайная связь.

Высмеяв взгляды секретаря на жизнь, Чацкий навлекает на себя гнев девушки. Взаимоотношения людей окружают сплетни, интриги и классовые предрассудки. Сытая жизнь Молчалина заканчивается в момент, когда поддавшись чувству, секретарь распускает руки и признается в коварных планах служанке Лизе.


Интимный разговор и неприятные высказывания слышат сама Софья и рассерженный Чацкий. В этот момент социальные проблемы российских чиновников и любовная драма смешиваются воедино. Молчалин изгнан из богатого дома, а его соперник с горечью заключает:

«Молчалины блаженствуют на свете!»

Образ и характер

Споры о том, жалок или страшен Молчалин, не утихают среди ценителей классической литературы. Цитатная характеристика персонажа расставит все на свои места, ведь Грибоедов выразил отношение к персонажу через реплики самого Молчалина и людей, его окружающих.


Герой комедии вырос в Твери и перебрался в Москву уже в зрелом возрасте. Молодой человек беден, вырос в семье мещан. Его отец тоже работал в услужении, поэтому Молчалин с детства привык пресмыкаться перед сильными мира сего:

«Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить».

Секретарь следует заветам отца, поэтому с легкостью и комфортом устраивается в доме Фамусова. Официально молодой человек числится в «архивах», но на самом деле, выполняет обязанности личного помощника помещика. За время службы мужчина успел получить три награды, которыми Молчалин хвастливо гордится.


Иллюстрация к комедии "Горе от ума"

Частично характеристика секретаря раскрывается через внешность персонажа. Привлекательный молодой человек обладает стройной фигурой. Мужчина опрятно одевается и следит за собственными манерами:

«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть...»

Костюм является для Алексея Степановича своеобразным способом добиться собственных целей в жизни. Скромный сюртук, цветной жилет и светлые панталоны помогает Молчалину продвинуться по карьерной лестнице. Ведь статус пресмыкающегося слуги позволяет добиться повышения быстрее. Да и тихому молодому человеку проще достичь благосклонности дочери начальника.


Образ скромного и замкнутого человека эксплуатируется Грибоедовым даже через фамилию героя. Так думает о неприятном герое Чацкий:

«Еще ли не сломил безмолвия печати? <...> А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Новые стороны характера Молчалина открываются в разрезе взаимоотношений секретаря с женщинами. Честолюбие заставляет мужчину ухаживать за Софьей, при этом интерес Алексей испытывает к служанке Лизе. Героя не смущает, что подобные поступки – признак лицемерия и двуличия. Ведь в борьбе аристократии и чиновничества хороши любые методы.


Недостойное поведение имеет последствия для жидкого и изворотливого человека. Алексей Степанович пойман с поличным, и различные увертки не спасут чинушу. Впрочем, даже после отлучения от богатого дома Молчалин с легкостью устроит собственную жизнь, ведь, как написал :

«Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды».

Экранизации

В 2000 году вышла видеоверсия «Горе от ума», режиссером которой выступил . Пьеса вошла в 5 самых дорогих сценических проектов Москвы. Образ Молчалина воплотил актер .

Цитаты

«Частенько там мы покровительство находим, где не метим».
«Не повредила бы нам откровенность эта».
«Чего не сделаешь в угоду дочери такого человека».
«Ах, злые языки страшнее пистолета!»
«Не смею моего сужденья произнесть».

Меню статьи:

В комедии Грибоедова «Горе от ума» основной противоборствующий массив событий приходится на образы Чацкого и Фамусова. Остальные действующие персонажи помогают раскрыть истинное положение вещей и глубину конфликта.

Происхождение и род деятельности

Одним из таких персонажей, с помощью которых усиливается трагичность происходящего, является образ Алексея Степановича Молчалина.

Предлагаем ознакомиться с в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

Молчалин не принадлежит к аристократии – он человек неблагородного происхождения, но благодаря своей службе, имеет доступ к высшему обществу.

Алексею Степановичу еще не удалось дослужиться до значительных высот – он пока что занимает всего лишь должность секретаря Фамусова, но подает надежды на скорое продвижение по карьерной лестнице, чем вызывает особую любовь Фамусова.

Павел Афанасьевич выделил у себя в доме комнату для Молчалина, хотя полноценной комнатой её назвать сложно: это, скорее всего, небольшой чуланчик, но обделенный судьбой Молчалин вполне доволен и этим.

Алексей Степанович уже третий год работает личным секретарем Фамусова, правда, оформлен он совсем на другой должности – исходя из официальных данных, Молчалин работает в архивном отделе, но на практике это фиктивность, он там всего лишь числится. Однако, не без пользы для себя – за время такой службы он получил три награды.

Конечно, в этом была исключительная работа Фамусова. Такое положение также выгодно Фамусову и позволило ему выйти из затруднительного положения – он обеспечил себя хорошим секретарем и к тому же платить ему пришлось не со своего кармана.

В тексте упоминается безродность Молчалина, но точного объяснения нет. Исходя из этого, можно сделать несколько предположений относительно сути подобного высказывания. Первое состоит в том, что Молчалин – человек простого происхождения, вторая, что он сирота, то есть человек, не имеющей рода.

Символичность фамилии

Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано в первую очередь с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим.


Время от времени Алексей Степанович передвигается на цыпочках, чтобы не тревожить домочадцев. Такое его поведение – это один из способов достичь своей жизненной цели.

Цель жизни

В то время как большинство аристократов лишены цели в жизни и лениво проживают свою жизнь, не наполняя ее никаким смыслом, жизнь Молчалина носит ярко выраженный характер. Его цель – состояться и добиться значительных достижений в жизни. Достижения в глазах Молчалина никоим образом не связаны с улучшением жизни простых, неблагородных людей или способствованием развития моральности аристократии. Высшая цель Алексея Степановича – стать полноценным представителем высшего общества.


Молчалин готов костьми лечь за очередное повышение, поэтому он со всей силы прислуживается Фамусову – именно Павел Афанасьевич может помочь достичь ему этой цели. И первую ступень на этой крутой лестнице Молчалин уже преодолел – благодаря своему умению подлизаться и угодить Фамусов ему дали чин коллежского асессора. Таким образом, Алексей Степанович из простолюдина превратился в нищего дворянина. Особую прелесть Молчалин находил в том, что его чин имел свойство переходить по наследству.

Молчалин и Софья Фамусова

Еще более улучшить свое положение в обществе можно за счет выгодного брака. Девушкам для этого необходимо было обладать прелестной фигурой и не менее прелестным личиком. В случае с мужской половиной общества достаточно было иметь услужливый характер. Именно возможность хорошо прислуживать становится критерием для благосклонности. Несмотря на свое низкое происхождение и финансовую несостоятельность в глазах Фамусова Алексей Степанович выглядит более привлекательным зятем, чем благородный аристократ Чацкий. Дело в том, что Павел Афанасьевич считает, что такое имение и прилежание, которым обладает Молчалин, сможет компенсировать его происхождение и добиться выгодного положения в социуме. Чтобы добиться окончательного преимущества перед другими молодыми людьми, Молчалину остается всего лишь накопить значительный капитал или же начать атаковать Фамусова с другого фронта – если Соня влюбиться в Алексея Степановича, то она сможет убедить своего отца в принятии решения в его пользу.

Алексей Степанович ускоряет этот процесс, начав проявлять интерес к дочери Фамусова – Софье.

Отношения молодых людей проходят в лучших традициях платонической любви – Молчалин не позволяет ничего лишнего по отношению к девушке.

Таким образом, он демонстрирует свое почтительное отношение к Софье и серьезность его намерений. К тому же, такое поведение способствует достижению его цели с замужеством – Молчалину не нужно обладать Соней, ему необходимо стать ее супругом, поэтому разврат для него – неприемлемое дело.

Предлагаем сравнить в комедии А. Грибоедова “Горе от ума”.

В общении с Софьей Алексей Степанович придерживается того же принципа, что и с ее отцом – он все время ей угождает. Естественно, что поведение Молчалина резко отличается от поведения остальных аристократов по отношению к ней. Молодые люди знатного происхождения не готовы пресмыкаться перед Соней так, как делает это Молчалин, поэтому они и не вызывают у нее такой интерес.

В некоторой мере привязанность Фамусовой к Молчалину была вызвана отсутствием должных кандидатов – после уезда Чацкого девушка выбирает из оставшегося наименьшее зло. На момент возникновения привязанности и начала общения Соня не испытывала восторженности и любовного влечения к Молчалину, ее поступок можно было расценивать как месть Чацкому, но в результате должного эффекта такой поступок не принес, Соня со временем свыклась со странностями Молчалина и начала воспринимать их как обыденные вещи. В лице Молчалина Соня обрела замечательную «живую игрушку», он не только относится к ней с обоготворением (которое, как оказалось, было напускным), но и готов исполнять любые ее желания.

Чацкий и Молчалин

Конфликт Чацкого и Молчалина был априори предопределен – честный и благородный аристократ не может понять и принять позицию Фамусова и его общества, Алексей Степанович, который не только находится в зависимости от Фамусова, но и стремится стать таким, как они, мог бы стать прекрасным оппонентом Чацкому, если бы обладал большей настойчивостью и индивидуальностью, однако, так как Алексей Степанович привык быть молчаливым наблюдателем и никогда не выдавать своего отношения к тем или иным ситуациям, то острой дискуссии между персонажами не происходит.

Кроме того, проницательный Чацкий замечает странное отношение Алексея Степановича к Соне Фамусовой. Со временем он открывает истинное отношение Молчалина к девушке и его призрачную влюбленность. Чацкого поражают двойные стандарты Молчалина – с одной стороны он готов безмерно льстить, но, с другой стороны, тут же не пренебрегает за глаза огласить свое пренебрежение и даже отвращение к тем, кого он боготворил еще пару минут назад.

Попытки открыть глаза окружающим на ошибочность их мнения ни к чему хорошему не приводят – окружающим лестно воспринимать свое превосходство, чем осознать, что все почтение по отношению к ним было фарсом.

Молчалин и Лиза

Каким бы двуличным ни был Молчалин, все же порой он обнвруживает истинные свои чувства и намерения. Такое положение вещей не обличается в дискуссиях или светских разговорах (так как он заблаговременно старается не принимать в них участие).

Так, например, у Алексея Степановича возникает чувство привязанности и любви по отношению к служанке в доме Фамусова – Лизе. Герой повести оказывается перед выбором – до конца играть свою роль возлюбленного Сони или же признаться Лизе в своих чувствах.

К сожалению, как бесчестный человек Молчалин не ограничивается таким положением вещей и ухаживает за двумя девушками сразу.

Таким образом, Алексей Степанович Молчалин – классический вариант персонажа, ведущего двойную игру. Такая тенденция сохраняется в случае с Молчалиным во всех видах деятельности. Он лицемерит по отношению к Фамусову, играет чувствами Сони.

Для Алексея Степановича характерно безропотное и безмолвное угодничество. Ради продвижения по социальной лестнице он готов пойти даже на самые аморальные поступки. Образ Молчалина стал нарицательным и применяется по отношению к бесчестному, лицемерному человеку.

Характеристика Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера героя



«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».


Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

План

1. Введение

2.Деятельность Молчалина

3.Взгляды Молчалина

4.Отношение Молчалина к женщинам

5.Заключение

Введение

В бессмертном произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов описал несколько распространенных в его эпоху собирательных образов. Как показывает время, его характеристики актуальны и в наши дни. При любом общественном строе и уровне технического развития всегда останутся свои Чацкие, Фамусовы, Молчалины. Последний образ самый многочисленный и неистребимый. Низкопоклонство, чинопочитание и подхалимство ради достижения собственной выгоды - чрезвычайно распространенные общественные пороки. К сожалению, в каждом человеке живет свой Молчалин. Разница состоит лишь в том, до какой степени ему позволено обделывать свои темные делишки.

Деятельность Молчалина

Один из главных отрицательных персонажей комедии является секретарем Фамусова, живущим в его доме. А. С. Молчалин, судя по всему, небогатый человек. Отец с детства учил его "угождать всем людям". Поступив на службу к Фамусову, Молчалин стал не только его секретарем, но фактически личным слугой, который готов на любую услугу, даже на преступление. Автор намекает на не совсем чистый характер дел Фамусова в первом действии (бумаги "в ход нельзя пустить", "противуречья есть").

Склонность к аферам и тайным денежным операциям заложена у Молчалина в крови и подтверждается всеми его действиями и поступками. Отношение Алексея Степановича к Фамусову внешне предельно почтительное и уважительное, подчас доходящее до унизительного. На самом деле Молчалину плевать на свое человеческое достоинство. Им движет лишь жажда прибыли и улучшения своего общественного положения. Он убежден, что в этой жизни все зависит от денег, абсолютно все можно купить или продать. Он работает секретарем лишь до тех пор, пока не сколотит достаточного состояния и сможет сам стать подобием Фамусова. В этом заключается его представление об идеальном жизненном пути.

Взгляды Молчалина

Каких-либо особых твердых убеждений у Алексея Степановича незаметно. Первый раз он подробно высказывает свои взгляды в разговоре с Чацким. Превыше всего им ценятся "умеренность и аккуратность". Молчалин считает, что отличается именно этими качествами. Заинтересованный Чацкий продолжает задавать вопросы, пытаясь понять, что перед ним за человек. Алексей Степанович приводит в качестве авторитетов Татьяну Юрьевну и Фому Фомича.

Из слов Чацкого видно, что это до крайности глупые и ограниченные люди, вся заслуга которых состоит в богатстве. Но для Молчалина они - непререкаемые образцы, на которые следует равняться. Наконец, Чацкий добивается от Молчалина главной своей характеристики: "В мои лета не должно сметь свои суждения иметь". Он объясняет свою мысль тем, что небольшой чин принуждает его зависеть от "сильных мира сего". Неспособный на хитрость Чацкий делает вывод, что его собеседник - просто глупец. На самом деле Молчалин далеко не так глуп. Впоследствии он частично откроет свои сокровенные мысли перед Лизой.

Алексей Степанович в душе глубоко презирает всех, перед кем унижается. Он делает это по необходимости, мечтая занять место своих "кумиров". Однако прирожденный ум и образованность Молчалин никогда не применит для честного и благородного дела. Став большим начальником, он с радостью станет новым "кумиром", который будет также требовать к себе безграничного уважения и почтительности от подчиненных. Молчалин убежден, что только на этом держится весь мир.

Отношение Молчалина к женщинам

Любовь для Алексея Степановича - такой же товар и способ для достижения своих целей. Его ухаживания за Софьей вызваны стремлением еще больше понравиться Фамусову. Он насколько возможно честен по отношению к Лизе, но завоевать ее расположение пытается исключительно с помощью дорогих подарков. Молчалин просто не понимает, что у людей существуют какие-то чувства, кроме желания обогащения и власти.

Заключение

Молчалин - собирательный отрицательный образ человека, для которого не существует никаких высоких идеалов. Такие люди готовы на любое унижение ради денег. Получив власть и авторитет, Молчалины смогут широко распространять свое отравляющее влияние. Это приведет к появлению все новых и новых низких и подлых людей, заменяющих честность и правдивость на лживость и продажность. Для любого общества важно, чтобы Молчалиных в нем было как можно меньше.