Раскольникова Пульхерия Александровна - мать Раскольникова. Ее мучает болезненное состояние сына, ранит и обижает его отчужденность. Да и для самого Раскольникова любовь к нему его близких, от которых он после убийства отделен страшной чертой, пожалуй, самая большая мука. От П. А. скрывают, что ее сын - убийца, а сам он, перед тем как идти признаваться, говорит ей, что должен на время уехать. Достоевский показывает драму матери, не знающей о преступлении сына, но чувствующей, что с ним произошло что-то очень серьезное, и глубоко страдающей от этого.

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    Роман «Преступление и наказание» был написан во времена бурь и потрясений пореформенного времени, когда в обществе в наиболее яркой форме проявились все противоречия и контрасты. Повсюду цинично провозглашалась мораль грабежа и обогащения как принцип...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. \"Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности...

    Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных...

  1. Новое!

В характере матери Родиона Раскольникова есть нечто такое, что приводит к мучениям окружающих ее людей. Отец Раскольникова умер, когда тот был еще ребенком. Похоже, что жалованье отца было небольшим, наследства он не оставил. Доход Пульхерии Александровны составляется из небольшой пенсии (сто двадцать рублей в год) и двадцати рублей, которые она прирабатывает вязанием. Тем не менее, она умудряется посылать деньги своему единственному сыну Родиону в Петербург, где тот учится в университете. А без окончания университета в то время было невозможно получить хоть сколько-нибудь приличную должность. Дуня, младшая сестра Родиона, получив деньги вперед, служит гувернанткой у помещицы Марфы Петровны и тоже посылает деньги Родиону. Материальные дела матери и дочери становятся все хуже, и хотя Дуня отдает себе отчет в том, что расчетливый делец Лужин — человек недостойный, она решается выйти замуж за этого не первой молодости человека.

Все эти обстоятельства становятся известны читателю уже в начале романа из письма Пульхерии Александровны, адресованного Родиону. Письмо это длинно, лишено абзацев, написано убористо, «мелко-намелко», и напоминает какую-то клейкую массу. Перед тем как распечатать его (а писем от матери он не получал уже давно) Раскольников, как отмечает Достоевский, испытывает колебания и даже какой-то страх. «Он медлил; он даже как будто боялся чего-то». И это действительно так.

По мере чтения письма с подробнейшим изложением пустячных фактов перед нашими глазами отчетливо вырисовываются и свойства натуры матери, и характер их отношений с сыном. В этих отношениях присутствует какая-то невысказанная тяжесть, которая еще до прочтения письма наваливается на Раскольникова и заставляет его задумываться о вещах намного более мрачных, чем те факты, что изложены в самом письме.

Возникает неприятное ощущение того, что мать и сын соблюдают дистанцию в отношениях, и в то же самое время до мелочей понимают друг друга. Они не говорят друг другу того, что хотят в действительности сказать, за словами друг друга они чувствуют то, что не высказано — то, о чем они не хотят говорить.

Пульхерия Александровна («Преступление и наказание») в подробностях расписывает те лишения, которые она и Дуня претерпевают для того, чтобы посылать деньги для обучения Родиона. Она тщательно описывает, как и сколько им удалось наскрести денег. Рассказывая о своем трудном положении, она вместе с тем не приглашает Родиона к соучастию, повторяя, что все это не имеет никакого значения и не следует принимать ее обстоятельства близко к сердцу. Она должна бы знать, что ее рассказы заставят Родиона мучиться, она хочет, чтобы он был добрым сыном и разделял бы мучения матери и сестры, но в письме она запрещает Родиону делать это. За строками письма — намек на то, что сын должен помочь матери, но в самом письме она говорит, чтобы сын не смел поступать так. (Психологическим прототипом Пульхерии является, наверно, отец писателя, Михаил Достоевский.)

Жених Дуни — дурно воспитанный себялюбец Лужин, который думает только о деньгах и собственной выгоде. Пульхерия Александровна («Преступление и наказание») в достаточной степени дает понять, что жертвенное решение Дуни выйти за него замуж обусловлено лишь заботой о будущем Родиона, что самой ей, матери, он не по сердцу, она намекает, что не хотела бы, чтобы Родион был похож на Лужина. Но в то же самое время она предупреждает Родиона, чтобы он, исходя из своего прямого характера, не смел осуждать Лужина. Шепча о том, что Родион обладает прирожденным чувством справедливости, она кричит, чтобы он не смел повиноваться этому чувству.

Словом, Пульхерия Александровна взваливает на сына груз ответственности, чтобы вовлечь его в общую жизнь семьи. Высказывая свои истинные желания, она постоянно говорит о том, что он — их надежда, просит любить сестру, как она любит его. Говоря «сестра», она подразумевает и себя тоже. Таким образом, всю их семейную ситуацию она замыкает на своем «добром» сыне и не оставляет ему никакого выбора.

Если бы Пульхерия Александровна честно и прямо написала сыну о своих проблемах, это могло бы, возможно, хотя бы частично разрядить обстановку, но такой подход для нее — табу, а такие отношения между матерью и сыном мучительны. Автор письма — человек с тяжелым характером. Недаром Достоевский говорит, что письмо матери Раскольникова «измучило». Ее характер таков, что она в состоянии написать сыну только такое письмо.

Последовать запретам матери означает не выполнить ее истинных желаний. Если же поступить вопреки ее увещеваниям, то тогда следует самостоятельно искать какой-то выход, даже если он может оказаться бесперспективным.

Письмо матери понуждает Раскольникова к каким-то действиям, и он погружается в фантазии, где он убивает старуху-процентщицу и грабит ее. Это письмо обладает такой силой воздействия, что подталкивает Раскольникова к убийству.

Сразу после прочтения письма Раскольникову вспоминается вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? — ибо надо, чтобы всякому человеку куда-нибудь можно было пойти...» Потом измученный Раскольников видит во сне клячу, которая пытается изо всех сил тронуть с места нагруженную телегу. В этом сне он видит и своего отца, которого знал только в детстве, но он человек никчемный и спасти бедную клячу не может.

Совершая убийство, Раскольников вырывается из каменного мешка, приготовленного для него матерью. Став убийцей, он воздвигает между собой и матерью стену. И теперь она уже не может мучить его. До самого конца он не признается ей в содеянном.

В «Эпилоге» говорится, что после того как Раскольников уже перестал посещать мать, она не расспрашивала Дуню о сыне. Она только беспрерывно перечитывала старую статью, написанную им. Но она не пыталась узнать, что с ним случилось. Она молчала и пребывала в своих фантазиях. И теперь уже она должна была безропотно нести груз, оставленный ей сыном. Не в силах справиться с молчанием и своими фантазиями, она трогается умом и умирает. Дуне приходит в голову мысль, что «мать, пожалуй, предчувствует что-нибудь ужасное в судьбе сына и боится расспрашивать, чтобы не узнать что-нибудь еще ужаснее». Мать всегда пыталась понять сына, избегая сближения с ним.

Достоевский - писатель, который на протяжении все своей жизни пытался постичь человеческую суть, понять человека таким, какой он есть. Это выражается в описании героев, не только главных, но и второстепенных. Глубоко и тонко описана в романе мать Раскольникова, Пульхерия Александровна.

Внешность Пульхерии Александровны

Пульхерия Александровна - героиня, к которой Достоевский призывает испытывать самые положительные чувства. Это проглядывается даже в описании внешности женщины. Автор показывает ее красивой не только внешне (она сохраняла остатки былой красоты), но и внутренне, ведь только через красивый внутренний мир есть возможность сохранить внешнюю красоту в старости. Об этом говорит сам автор, описывая мать Раскольникова. Выглядела женщина гораздо моложе, чем была на самом деле. Достоевский пишет, что такое случается с теми женщинами, которые сумели сохранить ясность духа и честность, чистый жар сердца. Волосы Пульхерии уже начали седеть, появлялись морщинки, но лицо ее все же оставалось прекрасным. Было ощущение, что это повторение Дуниного лица, только с налетом времени. Через приятную внешность матери Раскольникова, Достоевский пытается отразить ее внутренний мир и создать впечатление приятного человека, женщины, которой свойственны и нравственность и внутренняя красота.

Характер Пульхерии Александровны

Характеристика внутреннего мира Пульхерии Александровны тоже призвана оставить приятные впечатления об этой женщине. Она могла на многое согласиться, на многое пойти ради детей, многое могла принять, но только до того момента, пока это не начинало противоречить ее убеждением. Это прямолинейный, но не грубый человек. В ней всегда присутствовала правда, честность. До определенной черты она могла быть мягкой и уступчивой, но никогда не пошла бы она против честности и убеждений праведности и морали. Ей присуща чувствительность, но не до приторной степени.

Отношение к сыну

В сыне Пульхерия Александровна Раскольникова видела последнюю надежду для себя и для дочери. Она любила детей своих безмерно, готова была на все ради сына. За долгие три года разлуки она делала все, что могло хоть как-то помочь Родиону. Перед убийством герой получает от матери тридцать пять рублей, из последних. Пульхерия готова была отдать все, что у нее есть, работала как могла, чтобы помочь сыну - с больными глазами она вязала воротнички, косынки и нарукавнички, что не приносило большого дохода. Но это было все, чем она могла хоть как-то помочь сыну, и она делала все возможное.

Родион тоже любил мать. Даже находясь в самом подавленном состоянии духа, он наказывает Разумихину стать сыном и братом, быть опорой для его родных и всячески им помогать. Сам он говорит матери о том, что никогда не перестанет ее любить, и если она думала о жесткости и нелюбви сына, то ошибалась.

После прощания Родиона Пульхерия впала в болезнь и даже в некоторое помешательство. Ее материнское сердце чувствовало беду, еще с самого первого взгляда на сына в Петеребурге. И даже несмотря на то, что Родион ничего ей не сказал, она знала и понимала, что сын в большой беде. Но спрашивать что-либо она боялась, понимая, что ответ может быть неутешительным, и вынести такого горя ей будет слишком тяжело. Перенести разлуки с сыном она не смогла, возможно, из-за этого самого понимания.

Мать Раскольникова - героиня, которая смогла заложить в сыне те самые качества, способные сделать его поистине великим человеком. В его жестокой теории виновата скорее внешняя среда и социальный строй. Но благодаря Пульхерии, ее примеру и воспитанию, в Раскольникове были заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Мать Раскольникова», сделать его вдумчивым и рассудительным.

Тест по произведению

Раскольникова Пульхерия Александровна («Преступление и наказание»), мать Родиона Романовича и Авдотьи Романовны Раскольниковых. «Несмотря на то, что Пульхерии Александровне было уже сорок три года, лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до старости. Скажем в скобках, что сохранить всё это есть единственное средство не потерять красоты своей даже в старости. Волосы её уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно. Это был портрет Дунечкинова лица, только двадцать лет спустя, да кроме ещё выражения нижней губки, которая у ней не выдавалась вперёд. Пульхерия Александровна была чувствительна, впрочем не до приторности, робка и уступчива, но до известной черты: она многое могла уступить, на многое могла согласиться, даже из того, что противоречило её убеждению, но всегда была такая черта честности, правил и крайних убеждений, за которую никакие обстоятельства не могли заставить её переступить…»

Накануне своего преступления Родион Раскольников получил от матери подробное письмо с горестными известиями: Дуня со скандалом оставила место гувернантки в доме Свидригайлова, из-за похотливых домоганий последнего, и вынуждена идти замуж за некоего господина Лужина, судя по некоторым простодушным оговоркам Пульхерии Александровны, - подлеца и скопидома. Послание это окончательно подвигло Родиона на свершение своего замысла - убить старуху-процентщицу Алёну Ивановну, дабы не допустить самопожертвования сестры Дуни. На другой день после убийства Родион получает от матери перевод на 35 рублей («из последних денег»), на часть которых Разумихин успевает купить ему более-менее приличную одежду, а остальные тот отдаст семейству Мармеладовых. А вскоре Пульхерия Александровна с дочерью и сами, по велению и желанию Лужина, приезжают в Петербург, и все последние дни перед явкой с повинной Родиона находятся вблизи - и мучая, и поддерживая его.

Катастрофу сына Пульхерия Александровна так до конца и не осознала, не поняла (и понять, судя по всему, не хотела, боялась): она заболела нервной болезнью «вроде помешательства», казалось бы, верила, что Родя её уехал куда-то далеко, «за границу». Она ещё успела благословить Дуню на брак с Разумихиным и вскоре умерла «в жару и бреду». В предсмертном бреду и «вырывались у неё слова, по которым можно было заключить, что она гораздо более подозревала в ужасной судьбе сына».

В имени матери Раскольникова можно усмотреть связь с героиней «Старосветских помещиков» Н. В. Гоголя - Пульхерией Ивановной.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.

Родион Раскольников – главный герой романа

Родион Раскольников центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе. Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой. Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы. Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик. Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.

Второстепенные персонажи

Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми. Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.

Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы. Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.

Софья Мармеладова

Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня. Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой. Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек. Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.

Семён Мармеладов

Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки. Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его. Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.

Авдотья Раскольникова

Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин. Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата. Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.

Дмитрий Вразумихин

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу. Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье. Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.

Пётр Лужин

Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура. Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней. Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей. Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон. Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».

Пульхерия Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.

Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов. Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.

Значение эпизодических лиц в произведении

На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора. Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.

Тест по произведению