Обозначается тремя основными периодами: архаическим, классическим и эллинистическим.

Архаический период (VIII – VI века)

В те времена города строились по единому принципу: в центре – укрепленный холм (акрополь), вершину которого украшали святилище и храм, воздвигнутый для бога-покровителя полиса; вокруг холма размещались жилые дома, объединенные в кварталы для разных слоев населения, где, например, ремесленники одной профессии проживали компактно, отдельными слободами. Эти поселения назывались нижним городом, центром которого была агора – площадь для собраний, где горожане сообща решали свои хозяйственные и политические вопросы. Вокруг агоры размещались здания общественного назначения: булевтерии (совет общины), пританеи (для торжественных приемов), лесхи (развлекательные клубы), театры, стадионы, фонтаны, места для прогулок. А палестрам (гимнастическим школам) и гимназиям отводилиь целые архитектурные комплексы. Но все же храм на вершине городского холма был главным и самым красивым сооружением полиса. Об этом свидетельствуют раскопки храма Аполлона Терепиоса (Гермон), храма Геры (Олимпия), храма Афины (о. Эгида), «базилики» и храма Деметры (Пестум) и др. Внутри храмов – множество скульптур и фресок, раскрашенных преимущественно в синие и красные цвета. Главные, несущие части храмов (архитравы, колонны) вообще не окрашивались. Большое значение придавалось пейзажному окружению храма и святилища. Зигзагообразная освещенная дорога, ведущая к ним снизу, обрамлялась статуями и сокровищницами, а сам храм возникал перед взором идущих людей неожиданно, на последнем повороте. Это создавало впечатление величия и силы.

Классический период (V век до н.э.)

Наиболее известным памятником классического периода архитектуры является храмовый комплекс – Акрополь а , построенный в V – IV веках, но разрушенный в результате персидской войны. В восстановлении Акрополя во второй половине V века были задействованы великие архитекторы Иктин, Калликарт, Мнесиклет. Весь храмовый ансамбль был отстроен из сверкающего белого мрамора. Храм богини Афины – Парфенон – главный в комплексе и наиболее величественный. Он считается высочайшим достижением зодчества всех времен. Высота его колонн равна высоте колонн храма верховного бога Зевса, что в Олимпии. Но тяжеловесность храма Зевса сменилась изяществом, стройностью пропорций. В Парфеноне хранилась и афинская казна. На входе в Акрополь располагалось здание Пропилей, где находились картинная галерея и богатая библиотека. Это здание служило воротами в Акрополь. Восстановленный комплекс Акрополя должен был поражать строгими, спокойными формами, гармоническими пропорциями, сверкающим белым мрамором колонн, яркими красками, которыми окрашивались отдельные части зданий, и внушать мысль о силе, величии, могуществе державы и общеэллинском единстве. Кроме храмов, в соответствии с ландшафтом, строились и здания светского назначения: торговые и зрелищные комплексы. Стадионы располагали в естественных низинах, театры – на склонах холмов, чтобы зрительские места ступенчато опускались к сценической площадке – орхестре.

Эллинистический период (IV – I века)

Открытием эллинистического периода зодчества были храмы, окруженные двойной колоннадой. Таков был храм Дидимайон (Милет). Милет, кстати, до сих пор считается лучшим образцом градостроительства. Упомянутый храм окружает двойная колоннада (210 колонн). Прославленным практиком и теоретиком зодчества этого периода был Гермоген, создатель новой архитектурной формулы – псевдодиптера, а проще говоря, двойной колоннады с наполовину скрытым в стенах внутренним рядом колонн. Эта идея воплотилась в строительстве храма Артемиды Левкофриены (Магнесия). После греков псевдодиптер широко использовался в архитектуре римлян. Еще одним достоянием эллинистического периода было возведение круглых зданий. Судить об этом типе зодчества мы можем по немногим сохранившимся памятникам: Арсиноэйон (о. Самофракия), несколько построек в Эретрии, Олимпии. Но самым грандиозным история признала стометровый морской маяк (о. Форос) неподалеку от Александрии. Его называли одним из семи «чудес света», но до наших времен он не сохранился, как и остальные «чудеса», кроме египетских пирамид.

Храмы

О греческой архитектуре дают представление храмы, которые служили в Греции исключительно для религиозных целей.

Прототип греческого храма - мегарон. Храм был домом бога. Деревянные храмы не сохранились, но о них можно судить по более поздним каменным храмам. Тесно поставленные колонны поддерживают горизонтальные балки (архитравы) и остроконечные крыши. Архитрав, фриз и карниз образуют антаблемент, украшенный резными деталями, изображающими торцы деревянных балок со шляпками из бронзовых гвоздей, какие использовались для соединения элементов в деревянных храмах.

Конструкция храмов была простой, зодчие следовали определенной типологии. Внутреннее пространство храма, целла, было обиталищем богов (обычно это одно или два помещения). Храм часто окружен колоннадой (обычно шесть или восемь колонн в передней и задней части храма и дополнительные ряды колонн с боковых сторон). Эту совершенную в своей простоте конструкцию возводили с помощью хитроумных приемов.

Одной из особенностей греческой архитектуры является использование ордера, определенной тектонической системы, применявшейся в классической архитектуре. В самом древнем дорическом ордере колонны с простой капителью, состоящей из круглого эхина и квадратной плиты абаки, не имеют базы и ставятся на трехступенчатое основание (стилобат).

Обычно снизу на 1/3 высоты ствол колонны имеет утолщение (энтазис). Антаблемент, опоясывающий верхнюю часть храма, состоит из трех элементов: плоского архитрава, фриза, который членится на триглифы, по форме напоминающие торцы деревянных балок, и гладкие или рельефные метопы; и, наконец, нависающего над нижними частями здания карниза.

Все части имеют определенные размеры, которые рассчитываются исходя из модуля - диаметра колонны. В ранних дорических храмах (ок. 550 г. до н.э.) таких, как храм в Пестуме, высота колонны не превышала четыре с половиной диаметра. Со временем пропорции менялись. Высота колонн Парфенона составляет уже восемь диаметров.

На развалинах храмов обнаружены следы краски. Полихромия (использование нескольких цветов) придавала этим зданиям вид, совсем отличный от того, какой мы рисуем в своем воображении.

Вслед за дорическим появились еще два ордера. Для ионического ордера характерны более тонкие и изящные колонны с базой. Отличительной особенностью ионической капители являются спиралевидные завитки - волюты. Небольшой храм Эрехтейон и храм Афины-Ники на афинском Акрополе - типичные примеры этого архитектурного стиля, элементы которого прослеживаются в дорическом храме Аполлона в Бассах. По сравнению со строгим дорическим ордером, ионический ордер кажется более «женственным». Третий ордер, коринфский, появился значительно позднее. Это самый пышный из трех ордеров, для него характерны небольшие волюты по углам капители, нижняя часть которой украшена резными листьями аканта. Коринфский ордер широко использовался в Риме, он также весьма популярен в архитектуре классицизма и неоклассицизма.

Светские постройки

Что касается светских построек, то представление о них дают памятники минойской архитектуры на о. Крит. Дворец Миноса предстал перед глазами исследователей ог-ромным лабиринтом. Вокруг парадного двора были бессистем-но (или же подчиняясь системе, которую мы не в состоянии уловить) расположены разнообразные по форме и размеру двух-, трехэтажные постройки. Оконные проемы в помеще-ниях отсутствовали, свет проникал сквозь специальные ко-лодцы, проходившие через все этажи и создававшие различную степень освещенности залов. Колонны Кносского двор-ца являли собой воплощение тектоники, расширяясь не к низу, а к верху. Стены были покрыты бесчисленными фресками и полосами орнамента, чаще всего в виде волны или спиралевидных завитков напоминающих о близости моря и веч-ном движении волн. Фигуры людей изображены условно: например, голова и ноги в боковой проекции, а туловище - фронтально.

Нельзя не упомянуть также о греческом театре. Греческий театр с рядами мест для зрителей, полукругом спускающихся к круглой орхестре (сцене), не имел крыши.

В центре любого греческого города находилась открытая площадь, агора, где торговали и проводили собрания. В крытой галерее-портике стое на краю агоры размещались магазины, склады и конторы. На примере практически заново отстроенной стои Аттала на афинской агоре (ок. 150 г. до н.э.) мы можем представить себе, как выглядели подобные сооружения.

Как на острове Крит, так и в материковой Греции, начиная уже с III тысячелетия до н. э., дома простых людей строились из сырцового (высушенного на солнце) кирпича, часто на каменном фундаменте. В наиболее крупных жилищах комнаты группировались вокруг мегарона - большого прямоугольного дворика.

В городах дома строились вдоль улиц, наружная стена была глухой, имелся лишь неприметный вход. Стены домов покрывали штукатуркой. Пол был обмазан гипсом или вымощен гипсовыми плитами. . Разделенный на правильные квадраты пол украшали орнаментальные мотивы с изображениями осьминогов и рыб. Во многих комнатах вдоль стен шли скамьи, сделанные из одного с основной постройкой материала и так же оштукатуренные. Для хранения припасов в стенах устраивались довольно глубокие ниши. Ванные комнаты присутствовали только во дворцах. Терракотовые ванны, напоминающие по форме современные, были украшены росписью и вмурованы в своеоб-разный глиняный постамент.

Наивысшего расцвета греческая архитектура достигла в афинский - классический - период. Простота и ясность форм и планов, рождающая ощущение гармонии и достигшая совер-шенства в знаменитом Парфеноне. Понятие «классический» подразумевало глубокую цель-ность архитектурного сооружения, не позволяющую что-либо добавлять или убирать, не разрушив целостности произведе-ния. В этом причина неприятия греками роскоши. Греческие дома выглядели довольно аскетично. Естественная простота их отделки, минимум мебели: все это весьма созвучно совре-менным минималистским интерьерам.

План более позднего греческого дома формировался вок-руг внутреннего перистильного дворика, через который ос-вещались все остальные помещения. Он же служил основ-ным местом встреч и трапез. Со всех сторон дворик окружался галереей с колоннами. Стены сперва белили известью, а позже стали расписывать. Они были окрашены темперой, из-любленный цвет - красный. Часто стена имела цокольный пояс белого или желтого цвета высотой около метра Во внут-реннем дворике они обычно украшались коврами и вышитыми тканями.

Полы первого этажа оставались глинобитными. Так же, как стены, полы иногда делались расписными, а в самых бо-гатых домах их выкладывали мозаикой. Наиболее распростра-ненный узор - круг, вписанный в квадрат. На втором этаже чаще располагались помещения для женщин. Полы здесь были глинобитными или деревянными.

Грекам хорошо была известна слоновая кость. Этот ценный материал применялся для украшения мебели и других предметов домашней утвари: ларцов, шкатулок и т. д.

Мебель

Мебель в Греции делали из дерева, бронзы и мрамора. Наиболее раз-нообразна была мебель для сидения. Из Египта «приходит» складной табурет на Х-образной опоре. У греков-столяров наконец-то появляется в обиходе рубанок и токар-ный станок, что тут же отразилось на качестве деревообра-ботки. Греки, судя по всему, освоили и гнутье древесины с по-мощью пара - способ, «переоткрытый» европейцами вновь только в XIX в. Наиболее часто встречающейся формой античной мебели этого времени был табурет с четырьмя круглыми точеными ножками, утоняющимися книзу. Он назывался «дифрос». Его ножки делались или вертикальными или же слегка рас-ходящимися книзу и были гладкими. Различают два основных направления в изготовлении табуретов. Первый тип практически совпадает с табуретом, на котором мы сидим до сих пор. Его легко переносили с места на место, в доме ему не отводилось какого-то определённого места, и он немного весил. С развитием культуры ножки табурета стали вытачивать в виде «львиных» - эта тенденция также жива по сей день.

Для пущего комфорта на такие табуреты было принято класть подушки. Второй тип более всего подходит под сегодняшнее определение маленького столика. Он использовался в тех же целях, но был менее мобильным, то есть обычно стоял в одном месте и мог использоваться не только как сиденье, но и как стол. Постепенно на таких табуретах стали вырезаться различные орнаменты и даже сценки. В особых случаях табуреты изготовлялись из камня и таким образом сохранились до настоящего времени. Существовал и третий тип, хотя прямо отнести его к табуретам вряд ли уместно. Они тоже сохранились до нашего времени, причём под своим древним названием - это троны. Троны предназначались исключительно для персон, наделённых властью, всегда очень богато украшались, уже не только резьбой, но даже драгоценными камнями.

Апогеем греческого мебельного искусства является «клисмос» - легкий изящный стул с серповидными ножка-ми задние из которых держали спинку. Металлические ско-бы или деревянные накладки скрепляли отдельные части та-кого стула. Диванчик с двумя спинками по бокам по своей конструкции является как бы переходом к кровати - «клинэ», состоявшей из неглубокого ящика на вертикальных стойках-ножках. Есть, читать и писать они предпочитали в полу-лежачем состоянии на специальных ложах (клинэ), которые покрывали яркими пушистыми тканями с изысканными узо-рами. Мягкие спинка и подлокотники были изобретены именно в Греции. Их изготовляли как из материи, так и из кожи.

Соот-ветственно, столы были низкими, так как предназначались только для расстановки различной снеди. По большей части они делались переносными. После трапезы столик задвигался под кровать, имевшую довольно высокие ножки, пример-ено в один метр. Комодов или платяных шкафов греки не знали, поэтому наиболее употребительным и важнейшим типом домашней ме-бели был ларь, особого вида ящик для хранения разных ве-щей. Стенки таких ларей покрыты росписью разных цветов. По яркому синему фону изображаются меандры, пальметты и другие мо-тивы греческого орнамента. Кроме ларей, в обиходе древних греков были также «писты» - большие, цилиндрической формы банки, делавшиеся из бронзы. Из бронзы же делались курительницы - «трилигатерии», канделябры и треножники. Большинство мебели было цветной.

Текстиль в оформлении интерьера

На кресла и ложа было принято стелить ткань. Вообще, тка-ни играли в античном интерьере не менее важную роль, чем те-перь. Греки использовали покрывала для мебели и настенные дра-пировки. При помощи однотонных занавесей осуществлялось зонирование помещений (двери, как таковые, были большой редкостью). Узорчатые ткани могли висеть вдоль стен свободно или в складку. Иногда их вешали в не-сколько слетев, каждый из которых имел свой цвет. Для драпировок в древней Греции применяли шерсть и сукно, обычно ярких цветов, предпочтение отдавалось зелено-му, шафрановому, золотому и оттенкам фиолетового.

Узоры на тканях были обычно вытканы, но присутствова-ла и вышивка. Мотивы орнамента имели природное проис-хождение и перекликались с теми, что украшали капители, карнизы и вазы: листья аканфа, меандр, пальметты. Это со-здавало целостность всего предметного наполнения (или, го-воря современным языком, дизайна) античного дома.

Орнамент

Для орнамента, кроме растительных мотивов, наиболее характерен широко всем из-вестный меандр: ряд линий, ломанных пол прямым углом, непересекающихся или пересекающихся линий.

Орнаментика всегда была для греков чисто декоративной и не имела такого символического культового значения, как у тех же египтян. Частым декоративным элементом в оформлении интерьеров являлись ионики и пояски с дентикулами.

Керамика

Высокого расцвета в Греции достигла керамика. Вазы были разнообразны по форме и покрывались художественной рос-писью, использовались для хранения вина и масла, благово-ний, воды. Роспись ваз выполнялась в сложной технике в виде орнаментов, мифологических сюжетов, бытовых сцен. Вазы делались из серебра, украшались рельефными изображениями.

Без сомнения, серьезное влияние на следующие поколения оказали искусство и архитектура древних греков. Их величественная красота и гармоничность стали образцом, а также для поздних исторических эпох. Древние являются памятниками эллинской культуры и искусства.

Периоды становления греческой архитектуры

Типы храмов Древней Греции тесно связаны со временем их постройки. Существует три эпохи в истории греческой архитектуры и искусства.

  • Архаика (600-480 гг. до н. э.). Времена персидских нашествий.
  • Классика (480-323 гг. до н. э.). Период расцвета Эллады. Походы Александра Македонского. Период заканчивается его смертью. Специалисты считают, что именно пестрота множества культур, которые в результате завоеваний Александра начали проникать в Элладу, привела к упадку классической эллинской архитектуры и искусства. Древние храмы Греции тоже не избежали этой участи.
  • Эллинизм (до 30 года до н. э.). Поздний период, закончившийся вместе с завоеванием римлянами Египта.

Распространение культуры и прообраз храма

Эллинская культура проникла в Сицилию, Италию, Египет, Северную Африку и многие другие места. Самые древние храмы Греции относят к архаичной эпохе. В это время эллины вместо дерева начали использовать такие стройматериалы, как известняк и мрамор. Считается, что прообразами для храмов являлись древние жилища греков. Они представляли собой прямоугольные сооружения с двумя колоннами у входа. Постройки данного типа со временем эволюционировали в более сложные формы.

Типовая конструкция

Древнегреческие храмы, как правило, возводились на ступенчатой базе. Они представляли собой здания без окон, которые окружали колонны. Внутри находилась статуя божества. Колонны служили опорой для балок перекрытия. Древние храмы Греции имели двускатную крышу. Во внутреннем помещении, как правило, царил полумрак. Доступ туда имели лишь жрецы. Многие древнегреческие храмы обычные люди могли увидеть только снаружи. Считается, что именно поэтому эллины столько внимания уделяли внешнему облику культовых сооружений.

Древнегреческие храмы строились согласно определенным правилам. Все размеры, пропорции, соотношения частей, число колонн и другие нюансы были четко регламентированы. Древние храмы Греции строились в дорическом, ионическом и коринфском стилях. Самым старым из них является первый.

Дорический стиль

Данный архитектурный стиль сложился ещё в период архаики. Ему свойственны простота, мощь и некая мужественность. Своему названию он обязан дорическим племенам, которые и являются его основателями. Сегодня сохранились лишь части таких храмов. Цвет у них белый, но раньше структурные элементы были покрыты краской, которая под влиянием времени осыпалась. Но карнизы и фризы когда-то были синего и красного цвета. Одной из самых известных построек в данном стиле является храм Зевса Олимпийского. До наших дней дошли лишь руины этого величественного сооружения.

Ионический стиль

Данный стиль был основан в одноименных областях Малой Азии. Оттуда он распространился по всей Элладе. Древнегреческие храмы в данном стиле отличаются большей стройностью и нарядностью, если сравнивать с дорическими. Для каждой колонны создавалось свое основание. Капитель в своей средней части напоминает подушку, углы которой закручены в спираль. В данном стиле нет таких строгих пропорций между низом и верхом сооружений, как в дорическом. А связь частей зданий между собой стала мене выраженной и более шаткой.

По странной иронии судьбы, время практически не пощадило памятники архитектуры ионического стиля на территории самой Греции. Зато они хорошо сохранились за её пределами. Несколько из них находятся на территории Италии и Сицилии. Одним из самых известных является храм Посейдона около Неаполя. Он выглядит приземистым и тяжеловесным.

Коринфский стиль

В период эллинизма архитекторы стали больше обращать внимание на пышность зданий. В это время храмы Древней Греции начали снабжать коринфскими капителями, богато украшенными орнаментами и растительными мотивами с преобладанием листьев аканта.

Божественное право

Художественная форма, которую имели храмы Древней Греции, была исключительной привилегией - божественным правом. До периода эллинизма простые смертные не могли строить свое жилье в таком стиле. Если бы человек окружил свой дом рядами ступеней, украсил бы его фронтонами, это сочли бы величайшей дерзостью.

В дорийских государственных образованиях постановлениями жрецов запрещалось копирование культовых стилей. Потолки и стены обычных жилищ строились, как правило, из дерева. Иными словами, каменные сооружения являлись привилегией богов. Только их обители должны были иметь достаточную прочность, чтобы противостоять времени.

Сакральный смысл

Каменные древнегреческие храмы строились исключительно из камня потому, что в их основе лежала мысль о разделении начал - священного и мирского. Обители божеств должны были быть ограждены от всего бренного. Толстые каменные или служили их фигурам надежной защитой от воровства, осквернения, случайных прикосновений и даже любопытных взглядов.

Акрополь

Расцвет архитектуры Древней Греции начался в 5-м столетии до н. э. Данная эпоха и её новшества сильно связаны с правлением знаменитого Перикла. Именно в это время был построен Акрополь - место на холме, где были сосредоточены величайшие храмы Древней Греции. Фото их можно посмотреть в данном материале.

Акрополь находится в Афинах. Даже по развалинам этого места можно судить, насколько грандиозным и прекрасным оно некогда было. На холм ведет очень широкая Справа от неё на возвышении стоит небольшой, но очень красивый храм В сам Акрополь люди попадали через ворота с колоннами. Пройдя через них, посетители оказывались на площади, увенчанной статуей Афины которая была покровительницей города. Далее виднелся очень сложный по конструкции храм Эрехтейон. Его отличительной чертой является портик, который выступает сбоку, а перекрытия поддерживались не стандартной колоннадой, а мраморными женскими статуями (каритаиды).

Парфенон

Главным сооружением Акрополя является Парфенон - храм, посвященный Афине Палладе. Он считается наиболее совершенным строением, созданным в дорическом стиле. Парфенон построили около 2,5 тыс. лет назад, однако имена его творцов дошли до наших дней. Создателями данного храма являются Калликрат и Иктин. Внутри него находилась скульптура Афины, которую изваял великий Фидий. Храм был опоясан 160-метровым фризом, на котором изображалось праздничное шествие жителей Афин. Его творцом также был Фидий. На фризе изображено почти три сотни человеческих и около двухсот конских фигур.

Разрушение Парфенона

В данное время храм находится в руинах. Такое величественное сооружение, как Парфенон, возможно, и дожило бы до наших дней. Однако в 17-м столетии, когда Афины осадили венецианцы, заправлявшие в городе турки устроили в здании пороховой склад, взрыв которого и разрушил этот памятник архитектуры. В начале 19-го столетия британец Эльджин вывез в Лондон большинство уцелевших рельефов.

Распространение греческой культуры в результате завоеваний Александра Македонского

Завоевания Александра привели к тому, что эллинское искусство и архитектурные стили распространились на большой территории. Вне Греции были созданы крупнейшие центры, такие как малоазиатский Пергам или египетская Александрия. В этих городах строительная деятельность достигла небывалых размахов. Естественно, что огромное влияние на постройки оказала архитектура Древней Греции.

Храмы и мавзолеи в данных областях, как правило, строились в ионическом стиле. Интересным образцом эллинской архитектуры является огромный мавзолей (надгробие) царя Мавсола. Он был причислен к семи величайшим чудесам света. Интересным фактом является то, что постройкой руководил сам царь. Мавзолей представляет собой погребальную камеру на прямоугольном высоком основании, окруженную колоннами. Над ней возвышается из камня. Она увенчана изображением квадриги. По названию данного сооружения (мавзолей) в мире сейчас именуют другие грандиозные погребальные строения.

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.

Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.

Историю культуры античного мира традиционно делят на периоды.

Гомеровский период (XI - IX вв. до н. э.) От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки.

Архаический период (с XII до н. э. до 590 г. до н. э.) Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 г. до н. э. - 470 г. до н. э.)
Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов.

Почти все постройки в этом периоде - дорического стиля, сначала тяжёлого и мало изящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.

Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны.

Храм Аполлона в Дельфах.

Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. В добавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один - с запада, другой - с востока».

Храм Аполлона в Дельфах.

Храм был построен в 366-339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548-547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину - 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать - на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского - самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.
Длина основания храма Зевса составляла примерно 96 м, а ширина - 40. Пятнадцать из ста четырех 17-метровых колонн храма стоят до сих пор, еще одна колонна лежит разобранной.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского

Храм Артемиды в Эфесе - одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Храм Артемиды в Эфесе

Классический период (470 г. до н. э. - 338 г. до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей.

В V-IVвв.до н.э. Афины стали главным городом Древней Греции. Кипучее строительство развернулось в правление Перикла. При нем, под руководством выдающегося скульптора Фидия был возведен ансамбль из нескольких сооружений - афинский Акрополь.

Храм Ники Аптерос

Афинский Акрополь.

Храмы,скульптуры и вся композиция Акрополя стали самым ярким примером расцвета греческого классического искусства.

У подножия холма находятся портик Пропилей- торжественных ворот-и маленький храм бескрылой Ники (Ники Аптерос).

Главный храм Акрополя-Парфенон

Главный храм Акрополя-Парфенон (447г.до н.э.).На фоне яркого голубого неба его колоны из коричневато-золотистого мрамора выглядят торжественно и монументально.Всего 46 колон окружают храм. Расстояние между крайними колонами меньше чем между колонами в середине. Это создает ощущение, что колоны движутся.

Парфенон украшал скульптурный фриз, большинство скульптур которого Фидий высек своими руками. На фризе запечатлены 365 фигур людей и 226-животных, и ни одна фигура не повторяется. Внутри здание делилось на две части. В большом зале стояла 12-метровая статуя богини Афины, созданная Фидием. Другую половину храма занимал зал, где хранились казна, государственный архив.

Небольшой храм Эрехтейон стоит на месте, где, по преданию, произошел спор Афины с Посейдоном. Боги хотели владеть Грецией, но они должны были принести ей свои дары. Посейдон высек из скалы своим трезубцем соленый источник.

Афина вонзила в землю свое копье, и выросло оливковое дерево. Дар Афины людям понравился больше. И она стала покровительницей Аттики и города, которому дали ее имя.

Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Храм Аполлона в Бассах (уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это - дорический храм, периптер, с пронаосом(пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому. Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской войны.Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а е го архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи.По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма - таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранилась, она якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии (468-456 г.г.до н.э.)- один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии.Храм знаменит своими скульптурными украшениями, в особенности же колоссальной статуей отца богов, исполненной Фидием.Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом.

Греческие храмы

Начиная с раннего периода древнегреческой истории, с VIII в. до н. э., первоочередной задачей строительного искусства становится возведение храмов. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством различных культовых сооружений. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа микенского мегарона. Сформировавшаяся в ранний период планировочная схема храма легла в основу последующей архитектуры греческих храмов, для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Храмы в ранний период древнегреческой истории обычно возводили из необожженного кирпича.

Простейший тип храма - антовый. Он состоял из прямоугольного зала - целлы или наоса, где стояла культовая статуя, освещавшаяся лучами восходящего солнца через проем входа на восточном фасаде и входного портика в две колонны, расположенные между выступами продольных стен - антами. Перед входом помещался алтарь для жертвоприношений. Вход в герооны - храмы, посвященные обожествленным героям, был обращен на запад - в сторону «царства теней».

Более поздние храмовые постройки представляли собой простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными:

Перед одним из фасадов (простиль) - четырехколонный портик выдвинут по отношению к антам,

На двух противоположных фасадах (амфипростиль) - два торцовые портика на противоположных сторонах,

Или окружавшими здание со всех сторон (периптер).

Типы храмов были разнообразны: с выдвинутыми вперед 4-, 6-, 8-колонными портиками на одном или двух противоположных торцовых фасадах, в период архаики сформировался - периптер, c рядом колонн с четырех сторон, или двумя (диптер) рядами колонн.

Древнегреческий храм всегда возводили на мощном ступенчатом основании и перекрывали деревянной пологой двускатной кровлей.

Храмы становятся центрами политических, культурных, экономических связей. Так, у храма Зевса в Олимпии с 766 г. до н. э. каждые четыре года устраивали олимпийские игры.

Внутренние помещения храма более поздних периодов древнегреческой истории, считавшиеся местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества. Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.

Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы, возведенные в архаический и классический периоды, имели Афины, Олимпия - святилище Зевса, Дельфы - святилище Аполлона, Приена, Селинунт, Посейдония и все другие города.

Типы греческих храмов. 1 - периптер, 2 - псевдопериптер, 3 - псевдодиптер, 4 - амфипростиль, 5 - простиль, 6 - храм в антах, 7 - толос, 8 - моноптер, 9 - диптер.