Грис Хун (исп. Juan Gris, настоящее имя исп. Jos Victoriano Gonzlez-Prez; 23 марта 1887, Мадрид - 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) - испанский художник и скульптор, один из основоположников кубизма.

Биография и творчество

Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах ощутимо влияние модерна. В 1906 году, сразу после окончания учёбы в Мадриде переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуаре; познакомился с Матиссом, Модильяни (который написал его портрет, 1915), Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом.

Основной жанр его живописи - натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса - «Оммаж Пикассо» - была выставлена в 1912 году в Барселоне.

В 1914-1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 году в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).

В 1922-1924 годах сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913 года). Дружил с Пьером Реверди, Гертрудой Стайн.

Картины

    Портрет Пикассо. Институт искусств (Чикаго)

    Мужчина в кафе. 1914. Нью-Йорк

    Жалюзи. 1914. Галерея Тейт (Лондон)

    Кружка пива и карты. Коллаж. 1913

  • «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1919, Музей искусств, Базель)
  • «Бутылка и ваза для фруктов» (1919, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
  • «Окно художника» (1925, Художественный музей, Балтимор)

Литература

  • Apollinaire G. Juan Gris// Apollinaire G. Oevres en prose completes. II. Paris: Gallimard, 1991, p. 39-41
  • Kahnweiler D.H. Juan Gris, sa vie, son uvre, ses crits. Paris: Gallimard, 1946 (переизд. 1969, англ. изд.: Juan Gris, his life and work. New York: H.N. Abrams, 1946)
  • Juan Gris. New York: Skira, 1958
  • Jackson Martn R. Juan Gris. Barcelona: Ediciones Polgrafa, 2005

Хуан Грис (Juan Gris) (23 марта 1887 Мадрид - 11 мая 1927 Булонь-Бийанкур Франция). Настоящее имя - Хосе Викториано Гонсалес (Jos Victoriano Gonzlez).

Испанский художник, скульптор, график и декоратор, один из основоположников кубизма. Работал главным образом в Париже, где жил с 1906 г. Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего соотечественника Пабло Пикассо.

Juan Gris - Violon et guitare

Его живописным произведениям, часто включающим метод коллажа (излюбленным его жанром, как и у других кубистов, был натюрморт) присуща особая цветовая гармония и композиционная элегантность, которая идеально выражает принцип контрастно-уравновешивающего «золотого сечения» (название этапной выставки кубистов в 1912).

В годы становления, в начале парижского периода (1906-1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние работы (1911-1912) выполнены в «аналитической» манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913-1914 вырабатывает собственную версию «синтетического» кубизма.

Свою живопись он определяет как «вариант плоскостной, цветной архитектуры», вернее, ее «предчувствие», гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что «суть живописи - это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром», картины же, лишенные изобразительного начала, называл «ущербным техническим упражнением».

Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 художник культивирует «утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве». В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность.

В числе его работ ряд книжных иллюстраций и многочисленные театральные декорации и костюмы, например для постановок Дягилева.

В 1906 прибыл в Париж и, поселившись на Монмартре, сблизился с Пикассо и его кружком. Приобщившись к новаторским опытам Пикассо и Брака, ок. 1911 создал свои первые кубистические картины: Натюрморт (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Стол в кафе (1912, Чикаго, Институт искусств), Гитара и цветы (1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Пикассо (1912, Чикаго, частное собрание). В этих работах система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с предшествующим опытом работы художника в области декоративной и иллюстративной графики: плоскостные формы очерчиваются прямыми линиями, правильными полукружиями, овалами, сегментами; планиметрические построения дополняются волнообразными завитками. Широко проложенные тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются, множатся или частично выпадают из поля зрения.

Картины Гриса отличаются от живописи основоположников кубизма холодной тональностью (доминируют серые, голубые, серебристые оттенки) и металлическим блеском поверхности.

Ок. 1913 Грис вслед за Пикассо и Браком переходит к синтетическому кубизму. В его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры; цветовая гамма становится более плотной, насыщенной; абстрактные и фигуративные детали смыкаются в слаженные конструктивные построения (Скрипка и гравюра, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Ваза с фруктами и графин, 1914, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер; Завтрак, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Фрагментарные, но четко прорисованные контуры предметов ритмически вторят друг другу, вещественность объектов растворяется в абстракции линейных аналогий. Рисунок обоев, шахматной доски, наборной крышки стола усиливает чертежный характер композиций. К этому времени Грис выработал метод "решетчатых" построений: элементы натурных форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости. Этот рациональный, "инженерный" подход, придающий живописи Гриса некоторую сухость, впоследствии определил его сближение с группой пуристов (с 1921).

В картинах 1915—1916 усиливается цветонасыщенность, усложняются пространственные отношения (Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян, 1915, Филадельфия, Музей искусств; Шахматная доска, 1915, Чикаго, Институт искусств). Плотное смыкание лаконичных рудиментарных форм в натюрмортах напоминает кубистические пространственные конструкции (Фруктовая чаша, бокал и газета, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Натюрморт, 1917, Миннеаполис, Институт искусств; Шахматная доска, 1917, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В живописи последнего десятилетия жизни художника значительное место занимает тема человеческой фигуры (Девушка с мандолиной <по Коро>), 1916, Базель, Художественный музей; Арлекин с гитарой, 1917, Нью-Йорк, частное собрание). В сериях Арлекины и Пьеро (1919 и 1921—1923) кубистические сломы форм уступают место широко скругленным линиям, описывающим монументальные объемы (Два Пьеро, 1922, Беверли-Хилз, частное собрание; Сидящий Арлекин, 1923, Нью-Йорк, частное собрание). Сближение с тенденцией "неоклассики" прослеживается и в поздних натюрмортах, с их лаконичными укрупненными формами (Канигу, 1921, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Гитара и нотная тетрадь, 1926, Нью-Йорк, частное собрание).

В 1922—1924 Грис оформил три балетных спектакля, поставленных антрепризой Дягилева в Монте-Карло. 1920-е были для Гриса периодом стагнации, постепенного угасания творческих потенций. Однако на этом этапе он большое внимание уделял разработке кубистической теории. В многочисленных лекциях и статьях Грис рассматривал исходную, базисную абстракцию как "математическую" архитектуру живописи, которая пронизывается "рифмами" аналогий и "гуманизируется" по мере заполнения схемы предметными изображениями. Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника.


Still Life with Fruit Dish and Mandolin

Violin and Checkerboard


Portrait of Picasso


Guitar on a Table.


Violine und Glas - 1913

View across the Bay 1921 Juan Gris


The Painter"s Window


Still Life with Checked Tablecloth


Water-bottle, Bottle, and.


Three Lamps

Der Harlekin


Harlequin with Guitar


Guitar and Pipe


Still Life with Fruit Dish

Хуан Грис (Juan Gris) - художник-новатор из Испании, который был одним из самых знаменитых представителей кубизма в современный период и в течение своей карьеры, которая длилась не так долго, как многие хотели бы. Он создал много работ, которые оценены поклонниками искусства в настоящее время. Хотя Хуан Грис родился в Испании и учился рисовать в Мадриде, он принял решение переехать в Париж, столицу искусства Европы. Его карьера художника началась еще в то время, когда он был совсем молодым. Изначально Грис отправлял свои работы в журналы в надежде, что они будут опубликованы, что вскоре и произошло. Однако позже он решил более серьезно отнестись к своим картинам и начал создавать работы, которые были выставлены в ведущих галереях того времени. Одна из самых важных вещей, которую необходимо сказать относительно карьеры Хуана Гриса, - это то, что он был также одним из самых успешных в коммерческом плане художников своего поколения. Причиной этого является его связь с известным искусствоведом Даниелем Анри Канвейлером. Некоторые из его картин продавались за астрономические суммы на протяжении многих лет на аукционах, и это свидетельствует о том, насколько привлекательно его творчество и по сей день.

Хосе Викториано Гонсалес Перес, более известный как Хуан Грис, родился 23 марта 1887 года в семье Грегорио Гонсалеса и Изабель Перес в Мадриде, Испания. Его отец был успешным и процветающим промышленником, занимающимся изготовлением бумаги. Хуан Грис был вторым самым младшим ребенком среди четырнадцати детей в семье Гонсалеса. В ранние годы Хуан Грис был отправлен на обучение в самые известные школы в его родном городе Мадриде, с самого детства он проявлял особый интерес к живописи. В результате Грис поступил в местную художественную школу, чтобы изучить тонкости живописи. В 1902 году Хуан Грис поступил в школу искусств и ремесел в Мадриде, где изучал технику механического рисунка до 1904 года. За это время он создал много юмористических зарисовок, которые были опубликованы в различных мадридских изданиях. С 1904 по 1905 год он учился живописи под руководством художника Хосе Морено Карбонеро. В 1905 году он взял себе имя Хуан Грис.

Через год художник вынужден был бежать из своей страны, чтобы избежать призыва на военную службу. Хуан переехал в Париж, где познакомился с такими художниками, как: Анри Матисс, Фернан Леже и Пабло Пикассо. В свои первые годы жизни в Париже Грис отправил некоторые работы для публикации в изданиях Парижа, например в «Le Rire», «Le Charivari» и другие. После нескольких лет работы в различных журналах художник решил посвятить больше времени живописи, а в 1910 году начал развивать свои идеи в кубизме. В 1912 году его картина «Hommage a Pablo Picasso» стала частью выставки на объединении художников Салон Независимых. Позже работы Гриса были представлены в некоторых наиболее известных выставочных галереях Европы, в том числе в галереи «Der Sturm» в Берлине.

Хуан Грис разработал новые стили кубистической живописи примерно в 1913 году, когда он придумал синтетический кубизм и начал использовать его в своих картинах. В последующие годы работы художника развивалась в виде отдельного стиля, который был основан на различных геометрических теориях и формах. Картина «Женщина с мандолиной» - одна из его картин, которая представляет собой изменение подхода. Этот представитель искусства был одним из самых важных художников всех времен, который революционизировал мир кубистического направления в живописи. За время своей карьеры он создал много картин, которые по-прежнему высоко ценятся.

Он был женат на женщине по имени Жозетт, у их пары родился сын, Жорж. Известный художник страдал такими заболеваниями, как: уремия, астма и проблемы с сердцем. 11 мая 1927 года он умер на окраине Парижа в районе Булонь-сюр-Сен из-за почечной недостаточности.

Хуáн Грис (исп. Juan Gris, настоящее имя исп. José Victoriano González-Pérez , 23 марта 1887, Мадрид - 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) - испанский художник и скульптор, один из основоположников кубизма.

Биография и творчество

Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах ощутимо влияние модерна. В 1906 г., сразу после окончания учебы в Мадриде переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуаре; познакомился с Матиссом, Модильяни (который написал его портрет, 1915), Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом. Основной жанр его живописи - натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Оммаж Пикассо» — была выставлена в 1912 г. в Барселоне. В 1914—1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).

В 1922-1924 сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913). Дружил с Пьером Реверди, Г.Стайн.

Избранные работы

Juan Gris , Public Domain
  • «Гитара и бутылка» (1917, Художественный музей, Филадельфия)
  • «Шахматная доска» (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
  • «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1919, Художественный музей, Базель)
  • «Бутылка и ваза для фруктов» (1919, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
  • «Окно художника» (1925, Художественный музей, Балтимор)

Родился в Мадриде 23 марта 1887, настоящее имя - Хосе Викториано Гонсалес (Jos Victoriano Gonzlez). Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего соотечественника Пабло Пикассо.


В годы становления, в начале парижского периода (1906-1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние работы (1911-1912) выполнены в "аналитической" манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913-1914 вырабатывает собственную версию "синтетического" кубизма. Свою живопись он определяет как "вариант плоскостной, цветной архитектуры", вернее, ее "предчувствие", гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что "суть живописи - это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром", картины же, лишенные изобразительного начала, называл "ущербным техническим упражнением". Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 художник культивирует "утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве". В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность. Умер Грис в Булонь-Бийанкур (Франция) 11 мая 1927.