Константин Яковлевич родился в 1858 году в семье богатого киевского купца. Его склонность к рисованию заметили еще учителя гимназии, однако обучение живописи он начал лишь с открытием в городе школы художника Мурашко.

Именно талантливый пейзажист во многом повлиял на творчество юноши, выводя его и других учеников на живописную природу Киева. Там родились первые шедевры Крыжицкого: «Зеленая улица», «Гроза собирается» и другие.

Успех художника во многом объясняется отличным образованием и большим трудолюбием. Он великолепно проявил себя в годы обучения в Императорской Академии художеств под руководством Клодта. Академию он закончил с несколькими серебряными медалями, малой золотой медалью и званием художника первой степени, а спустя пять лет уже был удостоен степени академика.

Помимо перечисленных работ к числу лучших произведений художника можно отнести: «Лесные дали», «Хутор в Малороссии», «Дубы», «Звенигород», «Майский вечер», «Хутор на Днепре».

Живописцу не нравилось противостояние разных художественных направлений, которые наметились в обществе. Чтобы поддержать художников, которых не принимала традиционная школа, Крыжицкий стал одним из организаторов Общества художников имени . В этом обществе художник любого стиля мог рассчитывать на поддержку и организацию его выставки. Несмотря на такой успех в художественной карьере, Константин Яковлевич ушел из жизни, наложив на себя руки. Его слуги нашли своего барина повесившимся. В предсмертной записке художник пояснил, что у него больше нет сил терпеть травлю, устроенную прессой. Травлю затеял газетчик Фома Райлян, известный своей склонностью к скандалам. Желая получить очередную сенсацию для своей газеты, он обвинил мастера в плагиате, найдя сходство в сюжетах и деталях его картины с работой Бровара. Как выяснилось позже, сюжет обеих картин живописцам навеяла одна и та же фотография. Не вынеся такого оскорбительного обвинения, Крыжицкий убил себя в возрасте 52 лет.

Особенность работы с пейзажами

Излюбленными мотивами Константина Яковлевича были пейзажи. В каждой новой работе художник демонстрировал великолепный технический уровень в паре с высокой эмоциональностью. Будучи по натуре человеком светлым, он передавал свое радостное настроение даже в картинах с мрачным сюжетом. Особенно интересно наблюдать в таких пейзажах присутствие солнца. Например, в картине «Озеро» оно скрыто за облаками, но вся природа наполнена чудесным светом. А в произведении «Вечер на Украине» хмурость пасмурного дня сглаживают солнечные лучи, освещающие дома и верхушки деревьев.




Рисовал Крыжицкий в стиле реализма, следуя канонам академической школы. Он четко прорисовывал каждый предмет и уделял особое внимание светопередаче и цветовой гамме.

За два года до смерти художника в журнале «Нива» появилась заметка в честь его юбилея. В ней отмечалось, что за свою творческую деятельность Крыжицкий создал более четырехсот картин и двух тысяч этюдов. Неутомимый мастер постоянно искал новые сюжеты не только рядом с собой, но и в дальних краях. С этой целью он путешествовал в Германию, Францию, посетил Норвегию, Прибалтику, изучал российские и украинские уголки. Ему нравились виды Урала, Крыма или Кавказа, но излюбленными местами, в которых чаще всего творил художник, были пейзажи Санкт-Петербурга и Киева.


Работал мастер в основном маслом, однако у него есть и отличные акварели. Последние он выставлял на выставках, проводимых Обществом русских акварелистов. Так же среди его работ встречаются картины, выполненные карандашом и углем. По мастерству рисования углем лишь немногие художники того времени могли сравниться с Крыжицким.

Большая часть работ Крыжицкого уходила с выставок Академии художеств, в которых художник участвовал с 1879 года. Его произведения охотно покупали не только обычные люди, но и известные коллекционеры, а лучшие полотна приобретала академия или императорская семья. Так, в императорскую коллекцию отправились картины «Гроза собирается», «Перед полуднем», «Лесные дали», «Зеленая улица».

Рекорды на аукционах, цена картин Крыжицкого

Как сказано ранее, в годы жизни художника его полотна пользовались большой популярностью. Выясним, имеют ли его работы ценность сегодня. В ответе на вопрос, сколько стоят картины Крыжицкого, нам помогут данные о наиболее значительных аукционных продажах.

В 2009 году рекордом продаж картин этого художника стал уход полотна «Пейзаж» с аукциона Sotheby`s. Это довольно крупное полотно размером 108×143 см, величие природы на котором подчеркивается крошечными фигурами женщины и ребенка. После создания произведение ушло в немецкую коллекцию Alfred Blohm, передавалось по наследству, пока не оказалось у коллекционера из Южной Америки. Эстимейт картины составил 60-80 тысяч фунтов, однако картина ушла со значительным превышением. Ее купили за 465 тысяч долларов.

Не меньший успех ожидал и другие картины художника. В 2010 году «Летний пейзаж» купили за 150 тыс. долларов, в 2017 году за 290 тыс. долларов с молотка ушел «Лесной пейзаж» и за 250 тыс. долларов с аукциона Christie`s ушла работа «Тверская губерния».

Мы привели несколько примеров крупных продаж на аукционах, которые помогут понять, сколько могут стоить картины Крыжицкого. Однако конкретное полотно может стоить как больше, так и много меньше приведенных сумм. От чего это зависит, а также где и как продать картину Крыжицкого, рассмотрим ниже.

Экспертиза и продажа картин Крыжицкого


Как оценить картину Крыжицкого

Перед продажей любого произведения известного мастера рекомендуют провести его экспертизу. Это нужно делать не только с целью доказательства подлинности холста, но и для определения его художественной и культурной ценности.

Поскольку исследование проводится в лаборатории, оборудование позволяет эксперту увидеть многие скрытые вещи. Так, по словам руководителя Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М. Третьякова А. Попова, в ходе осмотра одной из работ Константина Яковлевича обнаружили замазанный штамп. показала, что этот штамп использовался для личной коллекции российской императрицы Александры Федоровны. Само полотно оказалось подлинным.

Именно эксперт может оценить картину Крыжицкого по самым разным параметрам: досконально изучит все ее слои, определит возраст материалов, укажет, какие техники применил мастер в процессе работы над полотном, и другое. Сопоставление проведенного исследования с биографией живописца позволяет эксперту назвать примерную стоимость картины на современном рынке.

Как продать картину Крыжицкого

Какой бы способ продажи вы ни выбрали (представление на выставках, аукционах, в магазинах), подготовка к продаже поможет быстрее найти покупателя.

Первым шагом такой подготовки является описание истории владения картины - провенанса. Если речь идет об известном произведении, получение сведений в каталогах и у прежних владельцев может стать залогом выгодной его продажи.

Второй шаг - это описание культурной ценности произведения. Многие пропускают его, полагая достаточным указать одно имя популярного художника и провенанс картины. В то же время история создания и жизни холста может включать массу интересных для покупателя подробностей. Одна картина могла участвовать в скандальной выставке, другую купила царская особа, третья стала причиной смерти т.д. Чем ярче окажется история картины, тем большую цену можно за нее просить.

На третьем шаге нужно описать саму картину, чтобы покупателю не пришлось гадать, какого она размера, из каких материалов сделана, в каком жанре написана, в каком состоянии находится. Несколько четких фотографий целого холста и отдельных его частей (особенно с надписями), также помогут потенциальному покупателю составить представление о картине.

Где продать картину Крыжицкого

Получить наибольшую выгоду от продажи можно на аукционе, однако этот способ наиболее затратный по времени и средствам, а также для многих стрессовый. При этом всегда есть риск не покрыть расходы на аукцион или продать картину по слишком низкой цене.

Более спокойный и достаточно выгодный способ - выставить произведение в галерее «Лермонтов». Познакомившись с фотографиями и описанием холста, посетители сайта смогут сделать вам предложение о покупке.

Еще проще способ - сразу продать полотно нам, но здесь на большую прибыль рассчитывать не приходится. .

(1858-1911) - русский живописец-пейзажист. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (1889).

Биография

Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко. В 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался под руководством профессора барона М. К. Клодта. Окончил академический курс в 1884 со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен, в 1889, в степень академика, в 1900 избран действительным членом Академии художеств. С 1884 по 1906 преподавал рисование в Николаевском сиротском институте.

Крыжицкий много путешествовал, в 1890 году посетил Францию и Германию. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 выставляются в Мюнхене на Международной художественной выставке.

Работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей - на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов, а с 1908 года - председателем Общества художников имени А. И. Куинджи. Работы хранятся в Государственном Русском музее.

Лучшими из его многочисленных произведений считаются: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889; была приобретена императором Александром III), «Майский вечер» (1886).

Покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Смоленском православном кладбище. Крыжицкий Константин Яковлевич написал более четырёхсот картин. В 1911 году в Санкт-Петербурге и в 1913 году в Москве прошли мемориальные выставки художника.

Смерть

4 апреля 1911 года Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Прислуга первой обнаружила мёртвого художника. Он повесился в своём кабинете, а на столе лежала предсмертная записка. В этой записке Крыжицкий утверждает, что причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве. Газеты написали про этот инцидент из-за которого Крыжицкий покончил жизнь самоубийством.

Галерея

    Перед дождём (1880)

  • Хутор в Малороссии (1884)

    Озеро (1896),

    Вечер на Украине (1901)

    Деревня на берегу реки. Вечер (1905). Сочинский художественный музей

Ссылки

  • Константин Яковлевич Крыжицкий : тематические медиафайлы на Викискладе
  • Крыжицкий Константин Яковлевич
  • Творчество Константина Крыжицкого

Константин Яковлевич Крыжицкий (17 (29) мая 1858 - 4 (17) апреля 1911) - украинский художник, мастер реалистического пейзажа. Педагог, общественный деятель, многолетний экспонент передвижных выставок, участник весенних академических выставок и выставок акварелистов в Обществе поощрения художеств. Оставил после себя большое художественное наследие.

Пейзажист Крыжицкий Константин Яковлевич - родился 17 мая 1858 года в Киеве, умер 4 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге. Академик Императорской академии художеств в Петербурге. Один из организаторов и председатель Общества художников имени А. И. Куинджи. Много ездил по Российскому империи, Прибалтике, бывал в Европе, но пейзажи родной Украины всегда оставались одной из ведущих тем творчества художника.

Вечер на Украине

Родился в Киеве в семье купца. Кроме учебы в реальном училище, занимался также в Киевской рисовальной школе под руководством Николая Мурашко (1875-1876). Продолжил образование в Петербурге в Императорской академии художеств у М.К. Клодта (1877-1884). За успехи был отмечен серебряными и золотой медалями, по выходу из Академии получил звание классного художника 1-й степени.

К. Я. Крыжицкий остался жить в Санкт-Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте. Много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. В 1889 году за картину «Лесные дали» удостоен звания академика.

Все эти годы Крыжицкий много путешествует. География его творческих поездок очень широка: Россия, Прибалтика, Норвегия, Франция, Германия и, конечно, родная Украина. Украинские пейзажи составили основу его творчества. Пишет не только маслом, но и акварелью, карандашом.

С 1891 г. Константин Яковлевич - экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов с момента его учреждения в 1887 году. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 году - в Мюнхене на Международной художественной выставке.

В 1908 г. Крыжицкий стал инициатором и членом-учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства".

Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года. Похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Творческое наследие художника состоит из более 400 картин, которые находятся в ведущих музея Украины, России, других стран.

Хутор в Малороссии

Село
Холст, масло. 14 x 31 см
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Церковная ограда

Ранний снег
Холст, масло. 62.3 x 92 см
Государственный художественный музей Алтайского края

Ранняя весна

Закат
Холст, масло. 21.7 x 35.5
Тюменский музей изобразительных искусств

Болото

Гроза собирается

Вечер на Украине
1901
Холст, масло. 90 x 142
Донецкий областной художественный музей

Холм
1879, Холст, масло
Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

Дорога в горах

Пейзаж с рабочим у реки
1901
Холст, масло
Луганский областной художественный музей

Дорога

Зимний лес

Пейзаж
Холст, масло. 33 x 62
Национальный музей Грузии

Лесная река

Облака над полем
1908. Бумага на картоне, темпера. 34 х 54

Парк в Лазенках

Пейзаж

Перед полуднем

Лесное озеро
1900-е
Картон, масло. 28 х 34

С ярмарки

Утро на озере

Зимний пейзаж со стогами
1910
Холст, масло. 53 x 81 см
Окружная художественная галерея

Овражек
1907. Холст, масло
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля

Море

Родился в Киеве в семье купца. Кроме учебы в реальном училище, занимался также в Киевской рисовальной школе под руководством Николая Мурашко (1875-1876). Продолжил образование в Петербурге в Императорской академии художеств у М.К. Клодта (1877-1884). За успехи был отмечен серебряными и золотой медалями, по выходу из Академии получил звание классного художника 1-й степени.

К.Я. Крыжицкий остался жить С.-Петербурге, преподавал рисование в Николаевском сиротском институте (1884 – 1906 гг.). Много работал, писал преимущественно пейзажи, которые охотно раскупались коллекционерами, в том числе членами императорской семьи. В 1889 году за картину «Лесные дали» удостоен звания академика.

Все эти годы Крыжицкий много путешествует. География его творческих поездок очень широка: Россия, Прибалтика, Норвегия, Франция, Германия и, конечно, родная Украина. Украинские пейзажи составили основу его творчества. Пишет не только маслом, но и акварелью, карандашом.

С 1891 г. Константин Яковлевич – экспонент Товарищества передвижных художественных выставок. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов с момента его учреждения в 1887 году. В 1900 году работы художника экспонируются на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 году – в Мюнхене на Международной художественной выставке.

В 1908 г. Крыжицкий стал инициатором и членом-учредителем Общества им. А.И. Куинджи, о чем писал: "Я отношусь с должным уважением к чужому труду и с большой осторожностью касаюсь чужой души, а кроме того, признаю право на существование и на должную роль в деле общей эволюции искусства каждого художника. Исходя из этих соображений терпимости, я начал организовывать Общество им. Куинджи, надеясь объединить художников в одну дружественную семью, без различия партий и верований, полагая, что только совместными усилиями они могут вести общее дело, одинаково всем им дорогое дело русского искусства".

Не выдержав развязанной против него травли по несправедливому обвинению в плагиате, Константин Яковлевич окончил жизнь самоубийством 4 апреля 1911 года. Похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Творческое наследие художника состоит из более 400 картин, которые находятся в ведущих музея Украины, России, других стран.

Фото – шапка газеты «Русское слово»

ПЕТЕРБУРГЪ

(По телефону отъ нашихъ корреспондентовъ)

Самоубийство академика К.Я.Крыжицкого

4-го апреля в 7 1/2 час. утра, прислуга известного художника академика Константина Яковлевича Крыжицкого войдя в кабинет его, увидела своего барина висевшим. Медицинская помощь была бесполезной: К.Я. был мертв.

На письменном столе покойного найдена записка, в которой К.Я.Крыжицкий объяснял, что поднятая против него травля совершенно его обессилила.

Нервы не выдерживают, - писал К.Я. - Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться с инсинуациями врагов. Быть может, третейский суд и показал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Хорошо знавшие академика Крыжицкого так объясняют причину этого ужасного самоубийства.

Крыжицкий был всегда человеком с нервно повышенной чувствительностью и резко выражающейся впечатлительностью. В последние дни его совсем измотал кампания, поднятая против него в журнально-художественных кругах. Крыжицкий выставил картину, оказавшуюся удивительно схожей по сюжету и подробностям с ранее написанной картиной Бровара. Картина изображала уголок Беловежской пущи. Крыжицкого стали обвинять в плагиате. Обвинение было явно необоснованное. Нелепо обвинять такого мастера, как Крыжицкий в плагиате. И действительно оказалось, что Крыжицкий 23 года тому назад снял в Беловежской пуще фотографию, которой он сам воспользовался. Фотография эта затем продавалась, и ею, вероятно, также воспользовался и Бровар. История с обвинением в плагиате и поднявшаяся полемика страшно потрясли художника.

Предлагаю вниманию любителей изобразительного искусства большую подборку картин замечательного художника Константина Яковлевича Крыжицкого .
Все картины подписаны и датированы, о некоторых имеется дополнитльная информация.

Приятного просмотра.

Вечер на Украине. 1901.

Холст, масло. 90 x 142 см
Донецкий областной художественный музей:


Константин Яковлевич Крыжицкий (1858—1911) русский живописец-пейзажист. Прекрасно работал не только масляными красками, но и акварелью и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно из природы Киевской губернии и окрестностей Петербурга.

Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках, начиная с 1879, а акварелей — на выставках общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания.
Крыжицкий покончил жизнь самоубийством. Причина, которая побудила его совершить это самоубийство, является его травля недоброжелателями. Крыжицкого обвинили в плагиате за то, что он выставил картину похожую на ранее нарисованную картину Якова Бровара. Всему виной стала фотография для написания картины, которую Константин Яковлевич снял в Беловежской пуще. Этой же фотографией мог воспользоваться Бровар. Идентичность картин была только в одном дереве.

Выпускная картина Крыжицкого из Академии художеств называется просто - "Дубы". За эту картину Крыжицкому присудили малую золотую медаль. «Большую золотую медаль, - вспоминал он позднее, - я не получил по настоянию В. Д. Орловского (профессора пейзажной живописи), который пять лет спустя, когда я стал в 1889 году академиком, самолично мне в этом сознался, что не мешало и не мешает мне и теперь оставаться с Владимиром Дональтовичем в самых сердечных отношениях».

Константин Крыжицкий. «Дубы» (1893).
Холст, масло. 57 x 50 см.
Вологодская областная картинная галерея:

В год окончания Академии Крыжицким была написана картина «Гроза собирается». На ней изображены просторная гладь Днепра и небо с клубящимися облаками. Облака темнеют, превращаясь в грозовую тучу, и белый аист в камышах тревожно застыл, предчувствуя непогоду.

Константин Крыжицкий. «Гроза собирается» (1885).
Холст, масло. 52 x 74 см.


А вот совсем другой Днепр - на картине «Перед полуднем». Ясный летний день, солнечный свет обнимает воду, землю и небо. Не шелохнется лодка у берега, застыли высоко в небе прозрачные облачка...

Константин Крыжицкий. «Перед полуднем» (1885).
Холст, масло. 75 x 133 см.

Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник:

В 1886 году были написаны знаменитые «Лесные дали». Картина принесла художнику звание академика живописи и всеобщее признание.

Мотив бескрайнего лесного пространства у Крыжицкого - это великолепное ощущение света, радости, наслаждения жизнью, которое излучают его «Лесные дали». И таково свойство всех его полотен, даже вроде бы сумрачных по колориту.

Константин Крыжицкий. «Лесные дали» (1886).

Холст, масло.
Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Украина:

Да будет солнце! Этой простой фразой, наверное, можно обозначить творческое кредо художника. Со всей полнотой оно проявилось в картине «Проясняется» - одном из самых известных его полотен, написанном в 1893 году. На ней те же приднепровские просторы, речная гладь, хутор с ветряной мельницей.

Передний план картины затянут сумраком, в небе клубятся облака. Но на горизонте уже солнце, и кажется, что вот сейчас радостный свет пронижет небо и землю. Парадоксально, но при таком солнечном взгляде на мир Крыжицкий не очень-то любил писать природу Крыма и Черного моря.

Константин Крыжицкий. «Проясняется» (1893).
Холст, масло. 89 x 142 см.

Государственный Русский музей, С.-Петербург:

Константин Крыжицкий. "Ранняя весна" (1905).

Холст, масло. 53 x 44 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва:

Константин Крыжицкий. «Вечер» (1905).
Холст, масло. 69 x 106 см.
Национальный художественный музей Украины, Киев:

Константин Крыжицкий. «Лес зимой» (1906).
Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля:



Осенью 1910 года открылась выставка русской живописи в Лондоне, организованная К.Е. Маковским. На выставке было представлено тринадцать работ Крыжицкого, среди них - только что законченная большая картина «Повеяло весной». Этим полотном художник с полным основанием гордился. Даже затребовал его из Лондона пораньше, чтобы успеть показать в Академии на Весенней выставке 1911 года.

О создании картины ученица художника С. Кислинская вспоминает так: «Бывало, идешь на урок и знаешь. что увидишь что-нибудь новое. Северная природа во все лучшие моменты, серые дни, розовые облачка на вечернем небе - все проходило перед нами, с момента зарождения в душе до исполнения. Вчера еще мы видели чистое полотно с пометками углем, а сегодня ярью сияли стволы, засверкал снег от яркого солнца, тени протянулись по снегу... Повеяло весной...".