РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственное образовательное учреждение

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

«___»________________2011 г.

К

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения

«___» ___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

«___»__________2011 г.

Протокол №___

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

Объем ____ стр.

Зав. кафедрой _________

«___»__________2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ

«___»__________2011 г., протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель УМК ___________

«___»_________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зав. методическим отделом УМУ _________

«___»__________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Л. В. ИВАНОВА

КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

направления 100400.62 «Туризм»

Тюменский государственный университет


Культурно-познавательный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения. – Тюмень, 2011. – 14 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: , д. и.н., профессор.

© Тюменский государственный университет, 2011.

1. Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины

Программа «Культурно-познавательный туризм» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направления 100400.62 «Туризм» (профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг» и «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

Целью курса является формирование системы знаний и организация целенаправленной деятельности студентов по изучению историко-культурного потенциала России в сфере туризма. В процессе изучения курса «Культурно-познавательный туризм» необходимо решить следующие общегуманитарные и прикладные задачи:

· Выявить теоретические основы и историю культурно-познавательного туризма как разновидность въездного туризма;

· Акцентировать значение культурно-познавательного туризма в современных условиях;

· Обозначить тенденции развития культурно-познавательного туризма в РФ;

1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);


· готовностью соблюдать этические и правовые нормы , регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

· готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

Профессиональными компетенциями (ПК):

· владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

· способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

· готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

· готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

· способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

· готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

знать

    ключевые термины и понятия, категории историко-культурного наследия; основные нормативно-правовые документы, регулирующие культурно-познавательный туризм; тенденции и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

уметь

    квалифицированно определять объекты культурно-познавательного туризма, представляющие особую ценность, как для России, так и для мировой цивилизации; применять в своей профессиональной деятельности правила безопасности, культуры обслуживания в культурно-познавательном туризме; вести просветительскую работу среди туристов относительно выявления, охраны и использования памятников историко-культурного наследия России;

иметь навыки

· выявления, описания и анализа объектов культурно-познавательного туризма;

· составления концепции и программы предполагаемого путешествия данного сегмента туристской деятельности, основы продвижения национального и регионального турпродукта;

· экскурсионного обслуживания и гидового сопровождения по объектам культурно-познавательного туризма.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Реферат, отчет по экскурсии

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3

Модули и темы

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

Общее знакомство с курсом. Основные термины и понятия

Подготовка доклада

К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

Подготовка реферата

Работа с литературой

Подготовка реферата

Подготовка к контрольному тесту

Модуль 2. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

Подготовка доклада

Подготовка реферата

Работа с литературой

Подготовка реферата

Подготовка доклада

Подготовка к контрольной работе

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Дисциплина «Культурно-познавательный туризм» имеет междисциплинарные связи с дисциплиной базового (обязательного) цикла «История», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла: «Историко-архитектурные памятники Российской Федерации», «Конфессиональный туризм», «Этнографический туризм», «Памятники мировой культуры», «География мировых цивилизаций».

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Историко-архитектурные памятники Российской Федерации

Конфессиональный туризм

Этнографический туризм

Памятники мировой культуры

География мировых цивилизаций

МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

1.1. Общее знакомство с курсом

Предмет и задачи курса. Туризм как феномен современной культуры. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации . Классификация туризма. Основные понятия курса: культура, индустрия туризма, культурно-познавательный туризм, культурная мотивация, туристический центр, центр туризма, дестинация, рекреационный потенциал, инфраструктура туризма, материальное и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, аттрактивность культурных комплексов. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности. Культурно-познавательный туризм и его основные характеристики, ресурсы.

1.2. К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

История развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный туризм как один из важнейших ресурсов основных туристических регионов мира. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации . Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия. Оценка культурных комплексов. Всемирные центры культурно-познавательного туризма. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

1.3. Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

Анализ состояния, проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Инфраструктура культурно-познавательного туризма. Выработка эффективной политики в области культурного туризма на федеральном и региональном уровнях. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия. IV Всероссийская конференция «Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации»-2010 в г. Тобольске и II Региональная конференция «Туризм в Тюменской области: региональные особенности и перспективы развития»-2010 в Тюмени.

1.4. Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ВАЖНЫЙ РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

История становления и развития культурно-познавательного туризма в России. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Историко-культурные центры Российской Федерации. Группировка городов и населенных пунктов по туристскому культурно-познавательному потенциалу. Особо ценные объекты культурного наследия РФ. Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России.

2.2. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

2.3. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности

1. Туризм как феномен современной культуры.

2. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации.

3. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как разновидность въездного туризма.

4. Основные характеристики и ресурсы культурно-познавательного туризма.

К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

1. История развития культурно-познавательного туризма.

2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации.

3. Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия.

4. Методы и принципы оценки культурных комплексов.

5. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

1. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта.

2. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

3. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ.

4. Инфраструктура культурно-познавательного туризма.

5. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

1. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

2. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания.

3. Безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

Экскурсия в музей

1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в музей с обоснованием возможности включения данной экскурсии в туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Экскурсия в выставочный зал

1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в выставочный зал с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Посещение театрального спектакля, 4 часа

1.Подготовка письменного отчета с обоснованием возможности включения данного спектакля в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Модуль II. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

1. История становления и развития культурно-познавательного туризма в России.

2. Историко-культурные центры Российской Федерации.

3. Особо ценные объекты культурного наследия РФ.

Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

1. Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов.

2. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма.

3. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов.

4. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

1. Туристический потенциал Курганской области.

2. Туристический потенциал Свердловской области.

3. Туристический потенциал Тюменской области.

4. Туристический потенциал Челябинской области.

5. Туристический потенциал ХМАО.

6. Туристический потенциал ЯНАО.

Региональное достояние Тюменской области в современной практике культурно-познавательного туризма

1. Основные положения Стратегии развития туризма в Тюменской области.

2. Основные положения Закона Тюменской области № 000 от 01.01.01 года «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области».

3. Основные положения Программы развития культурно-познавательного туризма в Тюменской области.

Характеристика туристических ресурсов Тюменской области

1. Объекты историко-культурного наследия юга Тюменской области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья).

2. Музеи, организации науки и образования, архивы, библиотеки, театры, выставочные залы, история, этнография и религия, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны, фестивали искусств и культуры – как привлекательные объекты для въездного и внутреннего туризма.

3. Музейный туристический продукт.

Экскурсия в антикварный и сувенирный салоны

Экскурсия в центр промыслов и ремесел

1.Подготовка письменного и фото отчета с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

Тренинг «Разработка проекта оригинального маршрута в рамках культурно-познавательного туризма», 4 часа

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

Темы рефератов и докладов, творческих заданий

1. Объекты Всемирного культурного наследия.

2. Российские объекты культурного наследия и их юридический статус.

3. Российские и международные Интернет-ресурсы по культурно-познавательному туризму (критический обзор).

4. Туристический потенциал регионов России (один регион по выбору): Республики Карелия , Вологодской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской области , Красноярского края , Иркутской, Архангельской, Камчатской, Магаданской, Мурманской областей .

5. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

6. Культурно-исторические центры России: Ансамбль Московского Кремля.

7. Культурно-исторические центры России: Основные ансамбли Санкт-Петербурга.

8. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России».

9. Культурно-исторические центры России: погост Кижи.

10. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля.

11. История и архитектура Российских усадеб (один регион по выбору): Подмосковье (Абрамцево, Архангельское, Ахтырка, Большие Вяземы, Введенское, Вороново, Глинки, Горенки, Дубровицы, Ершово, Захарово, Знаменское-Садки, Ивановское, Константиново, Клин, Марфино, Мелихово, Мураново, Остафьево, Суханово, Шахматово, Ярополец и др.). Усадьба Тульской области : Поленово – усадьба, Ясная Поляна – фамильная усадьба. Усадьбы земли калужской (Авчурино, Белкино, Городня, Грабцево, Игнатовское, Полотняный завод, Троицкое и др.). Рязанские усадьбы (Истомино, Константиново, Красное, Пущино и др.). Усадьбы Ленинградской области (Гостилицы, Дубки, Тайцы, Дылицы-Елизаветино, Марьино, Парголово, Мурино, Репино-Пенаты, Приютино, Рождествено, Стрельна, Фаберже и др.). Псковские усадьбы (Тригорское, Михайловское, Карево и др.).

12. Знаменитые и старейшие театры России.

14. Ведущие музеи России.

15. Центры традиционных народных промыслов России.

16. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

17. Исторические города Тюменской области в культурно-познавательном туризме.

18. Потенциал исторического центра города Тюмени в культурно-познавательном туризме.

19. Сельские храмы и мечети Тюменской области.

20. Архитектурные ансамбли Тобольска.

Контрольные вопросы к экзамену

1. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности.

2. Значение культурно-познавательного туризма в социокультурном развитии в условиях глобализации

3. Понятие «наследие». Видовая классификация культурного наследия. Международное законодательство в сфере культурно-познавательного туризма

4. Объекты всемирного культурного наследия. Оценка культурных комплексов.

5. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

6. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

7. Российский опыт организации культурного туризма.

8. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

9. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России.

10. Основные этапы разработки маршрута в рамках культурно-познавательного туризма. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма.

11. Культура в сфере обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

12. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Культурно-исторические центры Российской Федерации.

13. Культурно-исторические центры России: погост Кижи и его туристский потенциал.

14. Культурно-исторические центры России: архитектура северных монастырей России и их туристский потенциал.

15. Культурно-исторические центры России: Москва и пригороды.

16. Культурно-исторические центры России: Санкт-Петербург и пригороды.

17. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России» и его туристский потенциал.

18. Культурно-исторические центры России: комплекс Казанского Кремля и его туристский потенциал.

19. Культурное наследие провинциальных городов России: Великий Новгород, Псков, Смоленск, Рязань, Вологда и их туристский потенциал.

20. Наследие русской усадьбы. Усадебный туризм.

21. Музеи, театры, выставочные центры, объекты этнографии, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны как ресурс развития культурно-познавательного туризма России.

22. Уральский Федеральный округ и его рекреационно-туристический потенциал.

23. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

24. Характеристика туристических ресурсов Тюменской области.

25. Объекты историко-культурного наследия Тюменской области: города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья.

8. Образовательные технологии

В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: презентации, IT-технологии, экскурсии, разбор конкретных ситуаций с использованием каталогов туристских фирм, встречи со специалистами в области сервиса и туризма.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53.

2. ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

3. ГОСТ Р 50690–2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».

4. ГОСТ Р 50644–2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».

5. Культурное наследие России и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. 172 с.

6. Седова -просветительный туризм: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.

7. , Малыгин -исторические центры России. – М. Academia, 2005. – 271с.

9.2.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. , Ивачев и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник. – Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2007. 108 с.

2. Александрова туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004. – 340 с.

3. Балюк и индивидуальные тексты экскурсий на внутренних маршрутах: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 120 с.

4. Балюк «Тюмень». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

5. Балюк «Тобольский тракт». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

6. Балюк «Тобольск». – Тюмень, 2007. – 48 с.

7. Биржаков в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.

8. Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании: Учебно-методическое пособие для студентов / сост. , . – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 124 с.

9. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. – М.: Институт наследия, 1999. – 337 с.

10. , Сергеева туризма: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2006. – 640 с.

11. Захарова туризма: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 80 с.

12. Каурова сферы туризма. Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.

13. Квартальнов как фактор туристской мотивации. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

14. Квартальнов: Учебник. – 2-е изд., перераб. – Москва: Финансы и статистика, 20с.

15. Кудимова туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

16. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я Брауна, В. Андерсен, В Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 212 с.

17. Мазенкова региональной культуры: учебное пособие . – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 108 с.

18. , Саак туризма. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. – 94 с.

19. Миронова Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 76 с.

20. Наследие и современность: десять лет Институту Наследия. Информационный сборник. Вып. № 10. М.: Институт Наследия, 2002. 287 с.

21. Никишин туризм как технология управления региональным развитием . – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

22. Памятники отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России. Удмуртия . – М.: Редакция альманаха «Памятники отечества», 1995. – 192 с.

23. Прентис Ричард. Опыт становления и развития культурного туризма: Учебное пособие / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 232 с.

24. Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания. – Реж: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2010. – 288 с.

25. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. - № 3. – С. 34-36.

26. Самойленко туризма: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 368 с.

27. Культурный туризм / http: // www..culturalmanagment. ru/biblio/47

28. Сапожникова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

29. Севан в исторических городах и регионах Европы и России. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

30. Сенникова география Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов: учебно-методическое пособие. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2008. – 152 с.

31. Соколова туризма. Учебное пособие. – Москва: Академия, 2004. – 350 с.

32. Справочник паломнических организаций Русской Православной Церкви. Вып. 1. Издание журнала «Православный паломник» (Приложение к журналу). М., 2003. 31 с.

33. Сто великих музеев мира / Авт.-сост. . – М.: Вече, 2000. – 511 с.

34. Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. 156 с.

35. Туристские объекты Тюменского региона: выпуск первый. Памятные места юга Тюменской области / рук. Проекта. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2007. 72 с.

36. Туристические ресурсы Тюменской области [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. w-siberia. ru /. – Загл. с экрана.

37. Тюменская область. Путеводитель «Пти Фюте». – М.: «Авангард», 2005. – 176 с.

38. Чудеса России [Электронный ресурс]. – URL: http://www. ruschudo. ru/. – Загл. с экрана.

10. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Сайты департамента стратегического развития Тюменской области, комитета по туризму г. Тобольск, информационного центра Тюменской области по туризму, департамента по экономике и инвестиционной политике Тюменской области.

11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint, а также для показа учебных видеофильмов: СD-проектор с пультом дистанционного управления , звуковое оборудование, экран и компьютер.

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.



В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Основная задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их потребности в постижении нового, открытии культурно-исторических ценностей других стран. Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем.

Базой для развития культурно-познавательного туризма служат культурно-исторические ресурсы, расположенные в городах, селах и на межселенных территориях и представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных туров.

Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

Культурно-исторические объекты, задействованные в культурно-познавательном туризме, подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.

Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим рекреационным ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение определенного времени.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

В зависимости от основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на пять основных видов:

· памятники истории,

· памятники археологии,

· памятники градостроительства и архитектуры,

· памятники искусства,

· документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни страны, народа; развитием общества и государства, войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства.

Памятники археологии - это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного садово-паркового искусства, природные ландшафты.

Памятниками искусства считаются произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

Наконец, документальные памятники - это акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кино- и фотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

В сферу культурно-познавательного туризма могут вовлекаться и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, театры, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, океанарии, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, а также сохранившиеся народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы культурно-познавательного туризма:

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории.

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Как уже было написано выше, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Если речь идет о посещении местности, связанной с археологией и археологическими раскопками, то такой тур является одновременно и экскурсионным, и археологическим.

Основным элементом культурно-познавательных туров является экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.) с целью приобретения новых знаний и получения новых впечатлений. Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста - экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии в современном культурно-познавательном туризме различаются по содержанию, составу участников, месту проведения, форме проведения и способу передвижения.

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходные и связанные с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Каждый из видов обладает собственной спецификой. Например, автобусные экскурсии включают в себя показ объектов при замедленном движении автобуса; показ объектов при остановке движения автобуса без выхода из него; показ объектов с выходом экскурсантов из автобуса. При этом является обязательным хотя бы один запланированный выход из автобуса для осмотра объектов.

В зависимости от места проведения экскурсии бывают городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие несколько мест). Место проведения предопределяет особенности содержания экскурсии, выбор объектов показа.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. В обзорных экскурсиях используется исторический и современный материал, что позволяет называть их многоплановыми. Такие экскурсии строятся на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Они дают лишь общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. В то же время в каждой обзорной экскурсии освещается несколько подтем (например, история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.).

Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного - познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию - и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. В России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Роль познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

Это касается и России. Ведь то, что Россия остается сегодня среди великих держав мира, обусловлено во многом авторитетом ее замечательных писателей, музыкантов, художников, архитекторов, ученых. Россия велика своими художественными и научными школами. Весь мир знает современных русских пианистов, скрипачей и виолончелистов, певцов, мастеров балета, физиков и математиков.

Поэтому сегодня, когда говорят о привлекательности России как туристского пространства, имеют в виду не только выдающиеся творения русских архитекторов, красоту старинных русских городов, глубину народной культуры, воплощенную в фольклоре, в творениях народных мастеров, но и замечательные произведения писателей и поэтов, художников, музыкантов, самобытность сложившейся в России национальной культуры.

Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры России такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, малые российские исторические города и поселения, являющиеся носителями особой атмосферы, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями, жизнью замечательных людей, природные достопримечательности.

Наличие в России уникальных историко-культурных и природных ресурсов предполагает, что у нашей страны и ее регионов имеются предпосылки для становления познавательного туризма, реально дающего экономике социально-политические и экономические дивиденды и выгоды. Между тем теория и методология развития познавательного туризма недостаточно разработана, что не позволяет на практике осуществлять его целенаправленное управление на отдельных территориях. Следовательно, перед российскими организациями, специализирующимися на обслуживании туристов, путешествующих с познавательной целью, встает задача поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить их рыночные позиции и способствовали тем самым дальнейшему развитию туризма и страны в целом.

Федеральное агентство по туризму утвердило стратегию развития туризма в России на период до 2015 года. 86-страничный документ предусматривает главным образом развитие познавательного туризма, как самого перспективного, а также значительное расширение полномочий Ростуризма. Если вторая инициатива может быть реализована уже в этом году, то на развитие познавательного туризма в России может не хватить и выделенных восьми лет.

Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха.

Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности .

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика" .

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

Следовательно, культурно-познавательный туризм помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями .

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества .

В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма связано прежде всего с тем, что он способствует созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Развитие культурно-познавательного туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

К преимуществам культурно-познавательного туризма можно отнести следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

Выделяют несколько уровней культурно-познавательного туризма:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения. :

В зависимости от цели путешествия культурно-познавательный туризм можно разделить на следующие виды:

Экскурсионный (познавательный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;

Религиозный (поездка по святым местам);

Этнографический (целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов);

Экологический (объекты туристского показа не только историко-культурные, но и природные достопримечательности).

Остановимся на самом распространенном виде культурно-познавательного туризма - экскурсионном.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются :

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения -- пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

По форме проведения экскурсии могут быть различными :

Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть :

Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

Экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

Показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

География экскурсионных культурно-познавательных туров имеет широкий диапазон и простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется.

Культурно-познавательный туризм становится популярным направлением и в России. С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну, а также внутреннего туризма могут в основном представлять следующие виды туризма:

Культурно-познавательный;

Деловой;

Специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

Россия обладает уникальным природным и историко-культурным потенциалом, объектами культурного наследия. Данный потенциал может и должен быть использован для организации культурно-познавательных экскурсионных туров. Основные географические центры и объекты культурно-познавательного туризма в России представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объекты культурно-познавательного туризма в России

География

Достопримечательности

Комплекс Московского Кремля, собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской, Свято-Данилов монастыри, дворцово-парковые ансамбли Коломенское, Кусково, Останкино. Большой театр, Третьяковская картинная галерея и Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подмосковные города Сергиев Посад, Звенигород, Серпухов, Коломна, комплексы Троице-Сергиевой Лавры, Ново-Иерусалимского, Иосифо-Валоколамского монастырей. Живописны и романтичны подмосковные усадьбы -Архангельское, Марфино, Абрамцево, Суханово, Мелихово.

Санкт-Петербург

Зимний дворец, шпиль Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы. Медный всадник, скульптуры и изящнейшая решетка Летнего сада, каналы и разведенные по ночам мосты Невы. Сокровища Эрмитажа и Русского музея, Мариинский театр, незабываемые белые ночи. Пригороды: великолепны дворцы и парки Царского Села, фонтаны Петергофа, аллеи Павловска, где проходили знаменитые музыкальные вечера и давал концерты «король вальсов» Иоганн Штраус.

«Золотое кольцо России»

от Москвы на северо-восток через древнерусские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострому, Суздаль, Владимир и другие.

В маршрут Золотого кольца входят памятники истории и культуры, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, шедевры белокаменной архитектуры Владимира и Суздаля, привлекают туристов изделиями старинных русских народных промыслов. Это ростовская финифть, расписные подносы из Жостово, лаковые шкатулки Палеха, произведения стеклодувов Гусь-Хрустального. От поколения к поколению переходят традиции древних мастеров. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, дом-музей художника Левитана в Плесе, музей «Библиотека русской водки» в Угличе.

«Малое Золотое кольцо».

Старинные русские города Муром, Гусь-Хрустальный, Александров, Юрьев-Польский, Боголюбово

В месте слияния рек Нерль и Клязьма находится один из самых известных памятников древнерусского каменного зодчества - храм Покрова на Нерли.

«Жемчужина Беломорья»

Вологда, Архангельск и Каргополь

Соловецкие острова с их Спасо-Преображенским монастырем, имеющим богатую и сложную историю, а также знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, в котором хранится ценнейшая коллекция икон XV - XVIII веков.

Поволжье

Кострома

Этот старорусский город, жемчужина церковного зодчества, входит в число главных туристских центров Золотого Кольца.

Нижний Новгород

Знаменитая ежегодная ярмарка с ее многочисленными выставками и форумами. Нижегородская земля издавна славится своими народными промыслами: городецкой резьбой, хохломой и городецкой росписью.

Казань, столица Республики Татарстан.

В ее истории, в архитектурных памятниках, таких как Казанский Кремль, исконно российский дух причудливо переплетается с неповторимым ароматом Востока. Сегодня Казань - крупный культурный центр, где сосуществуют русские и татарские национальные традиции.

Среднее Поволжье

Самара, Саратов, Ульяновск (бывший Симбирск)

Архитектура старинных волжских купеческих городов.

Самые крупные города южного Поволжья

Волгоград (Сталинград) и Астрахань (Царицын)

Примечателен архитектурный ансамбль центральной набережной города с величественным мемориалом на Мамаевом Кургане в честь защитников Сталинграда. Историческая часть города расположена на острове, омываемом Волгой и ее притоками. На самом высоком холме острова - белокаменный кремль начала XVII века.

Красноярский край

Славится своими фонтанами (по их количеству и оригинальности среди сибирских городов у Красноярска нет равных). Красноярский краеведческий музей. К северу от Красноярска вниз по течению реки Енисей расположен старейший во всей Восточной Сибири город Енисейск, основанный в 1619 году. Здесь сохранилось много памятников архитектуры. Севернее, в небольшом городке Туруханске, находится один из самых старых в Сибири мужских монастырей. А в Игарке - уникальный подземный музей вечной мерзлоты.

Тува - географический центр Азии.

Тувинское горловое пение, бесконечные степные просторы и горные ритмы заснеженных вершин Саянского высокогорья. Известен своим буддистским храмом, Национальным музеем Тувы -- одним из крупнейших музеев Азии, а также уникальной клиникой, где лечат древними шаманскими методами.

Крупнейшее пресноводное и самое глубокое озеро мира знаменито своими природными красотами. Байкальский регион также богат и культурно-историческими достопримечательностями.

Расположен на берегах реки Ангары в 70 километрах от Байкала - крупный культурный, научный и туристский центр Восточной Сибири. Музеи-усадьбы декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В городе сохранились интереснейшие образцы деревянной резной архитектуры, придающие особый колорит этому старинному городу.

Земля степей, лесов и гор, лежащая на юге и востоке от Байкала, имеет богатую этническую и религиозную историю. Один из главных архитектурных памятников Бурятии - ламаистский монастырь (дацан) в городе Гусиноозерске, бывший в XVIII - XIX веках центром буддийской религии Восточной Сибири.

По данным Российской международной академии туризма самыми развитыми и благоприятными рекреационными зонами в России являются Центр, Европейский Юг и Европейский Север . А одним их самых посещаемых регионов - Северо-западный с его уникальным центром - городом Санкт-Петербург. Именно Санкт-Петербург, обладающий огромным историко-культурным потенциалом, становится главным объектом культурно-познавательного туризма.

Глава 1. Культурный туризм в ресурсной системе туристской деятельности

1.1. Факторы и условия развития культурного туризма

Культурный туризм облегает собой визит исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм - показывают самый популярный и массовый вид туризма. Цель таких путешествий - знакомиться с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т.п.).

Направления культурного туризма:

Знакомство с многообразными историческими, архитектурными или культурными эпохами посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
- посещение культурных представлений: посещение фестивалей (музыкальных, театральных, кино), религиозных праздников, боя быков, выставок и т.д.;
- посещение лекций, семинаров, курсов научного языка;
- участие в фольклорных фестивалях .

Культурный туризм владеет значением для самих туристов (познавательное, образовательное, рекреационное и т.д.) и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Положительное значение туризма очевидно, прежде всего, той экономической выгодой, которую могут обрести города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т.д. Явно также совершенствование качества жизни жителей за счет реставрации или реконструкции жилого фонда, улучшения инфраструктуры поселений и территорий. В социальной обществе туризм решает, представляя новые рабочие места, проблему занятости жителей; приобщает их к ценностям международной культуры, в том числе путем общения.

Культурный туризм - важный фактор в современном обществе.

Культурный туризм имеет дело с двумя основными составляющими: природным и культурным наследием. Это и специальные культурные ландшафты, и памятники архитектуры, и музеи разных типов, и исторические города и поселения, и археологические раскопки, и ремесла, и праздники, и, наконец, народная кухня.

Сущинская М.Д. пишет, что культурный туризм соединяет в широкий спектр потребительской туристской деятельности, формирующей понимание отличительных характеристик отдельной дестинации, будь то культурно-историческое наследство, нынешнее искусство, манера жизни, а также бизнес-практики, обеспечивающей доступность и интерпретацию культуры дестинации.

Выделение культурного туризма как специфического сектора в системе туризма проводится по трем линиям:

1. Характер деятельности туриста, заключающийся в приобретении нового опыта и впечатлений для ублаготворения культурной нужды. Этот признак вырабатывает концептуальное различие культурного туризма от других видов туристской деятельности.
2. Мотивация туристов, вовлеченных в культурный туризм. Этот признак охарактеризует вид спроса туристов в культурном туризме.
3. Характеристика предложения - особенных туристских ресурсов, втягиваемых в процесс удовлетворения спроса в сфере культурного туризма.

Охарактеризовав культурный туризм по этим признакам, можно дать его развернутое определение, соответствующее современному пониманию культурного туризма, аккумулирующее ряд наиболее известных подходов:

Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей .

Примерно до 80-х годов былого столетия культурный туризм анализировалcя как относительно незначительная ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направленностью массовой туристской активности. Мировая туристская организация оценила масштабы этой деятельности в 2007 г. на уровне 40% от всего числа поездок (в 1995 г. - 37%), а ее ежегодный рост - на уровне 15%.

Туризм расширяет ареал своей деятельности за счет повышения доступности и досягаемости туристских объектов в результате развития транспортных средств в сочетании с широкой информатизацией. Досягаемость многих аттрактивных туристских объектов, которая сложилась в последние десятилетия, обусловлена, в частности, быстрым развитием транспорта, в т. ч. специализированного туристского, делающего возможным посещение самых удаленных и неприступных уголков нашей планеты без нанесения ущерба окружающей среде.

Развитие транспортных услуг в сочетании с широкой информатизацией создают возможность четко увязывать маршруты по времени пребывания в точках пересадок, в местах временного проживания туристов, делать туристские программы более выверенными и насыщенными. Это, в свою очередь, дает возможность разрабатывать максимально удобные для пользователя маршруты. Таким образом, потенциальные туристские объекты становятся не просто досягаемыми отдельным энтузиастам, но и реально доступными достаточно широким слоям путешественников, позволяя экономно расходовать их ограниченные ресурсы, в том числе временные, физические, психологические, финансовые.

Это происходит на фоне того, что все больше людей могут позволить себе путешествия, поскольку рост их доходов одновременно сопровождается относительным снижением цен на туристские услуги, вызванной острой конкуренцией в туристской индустрии. С другой стороны, «стиль жизни» как комбинация характеристик трудовой и досуговой деятельности заменяет профессиональную позицию в трудовой сфере в качестве основы для формирования социального статуса человека. Соответственно, нарастает процесс «профессионализации» в досуговой деятельности и повышается значение формирования своеобразной «карьеры» в потребительской сфере. Туризм предоставляет широкие возможности для реализации этого процесса .

Реакция на глобализационные процессы, ведущие к унификации стиля жизни и обеспечивающих его товаров и услуг в мировом масштабе, обусловливает рост значения локальных и региональных систем ценностей. Региональная и местная культура предоставляют эффективные средства для идентификации отличительных характеристик территорий и населяющих их людей.

Данные общие условия развития туризма распространяются и на культурный туризм. Однако на развитие культурного туризма существенное воздействие проявляют и прочие факторы , как со стороны спроса, так и со стороны предложения услуг, обусловленные современными характеристиками социально-экономического формирования территорий разного ранга, трудовой и потребительской деятельности населения и туризма как отрасли бизнеса.

Со стороны предложения:

1. Рост числа и разнообразия культурных достопримечательностей. Этот фактор действует по нескольким направлениям. Во-первых , интенсивно осуществляются инвестиции в формирование культурных объектов. Это объясняется тем, что последние предназначены для повышения привлекательности данного места не только для посещения туристами, сколько для жизни и работы местных жителей, для обеспечения разнообразия их деятельности в условиях повышения значения досуга и гедонистической концепции жизнедеятельности и тем самым - для успешной конкуренции с другими местностями по поводу привлечения инвестиций и квалифицированной рабочей силы. Собственный театр, галерея, исторический музей и т.п. становятся атрибутом местной гордости и престижа (и борьбы за местную власть). Привлечение туристов зачастую становится второстепенной, но необходимой составной частью реализации таких проектов, поскольку местная аудитория слишком мала . Во-вторых , завершение этапа индустриального развития привело многие территории к необходимости радикальных изменений в профиле своей экономической деятельности для создания рабочих мест и на этой основе поддержания стандартов социального развития. Ответом на вызовы постиндустриальной экономики стало развитие так называемых творческих культурных. Культурные индустрии рассматриваются сегодня в качестве важнейшего катализатора как экономического развития городов, так и культурного обновления, которое нашло выражение в движении возрождения городов через культуру. В-третьих , расширение состава объектов, определяемых сегодня как культурные, в частности, за счет вовлечения в сферу культурного потребления объектов, отражающих производственную и бытовую традицию. Поиски утраченных корней стимулируют сохранение и использование в качестве культурных достопримечательностей тех атрибутов культуры, с которыми исторически связано формирование национальной, региональной или местной самобытности, уходящей под натиском постиндустриальной экономики и глобализационных унифицирующих процессов.
2. Распространение государственной региональной и национальной, а также надгосударственных форм поддержки и стимулирования культурного туризма, в том числе путем финансирования сохранения культурных артефактов и реализации крупных культурных проектов. Так, Совет Европы активно способствует развитию культурного туризма как средства распространения европейской культуры.
3. Растущая доступность информации о культурном развитии и достопримечательностях в условиях тотального распространения современных технологий. Виртуальное знакомство с культурными достопримечательностями, давая людям новые разнообразные информацию и образы, одновременно и постоянно стимулирует их на личное присутствие, на посещение новых туристских объектов.
4. Новые и более совершенные коммуникационные технологии (как транспортные, так и информационные) создают возможность дифференциации туристских продуктов в расчете на узкие сегменты рынка, которые становятся в ценовом отношении конкурентоспособными с массовым, стандартизированным туристским предложение .

Со стороны спроса:

1. В условиях глобализации и сопровождающей ее унификации стилей жизни культурные достопримечательности служат важным средством идентификации (этнической, национальной, конфессиональной, культурной), с одной стороны, и обеспечения культурного разнообразия - с другой. Именно в рамках культурного туризма развивается туризм, ориентированный на интересы национальных, конфессиональных и сексуальных и других субкультурных меньшинств.
2. В связи с ускорившимся темпом жизни, когда на глазах одного поколения кардинально меняется уклад жизни, увеличивается число людей,«не поспевающих» за изменениями, испытывающими дискомфорт в современных условиях, или сожалеющих об утрате корней, прерывании традиций. Растущая по остроте и по количеству испытывающих ее людей ностальгия по прошлому стимулирует посещение мест, для одних создающих условия для «эмоционального» отдыха, поскольку сохранили черты и/или ассоциируются с приятными жизненными воспоминаниями, для других - являющихся формой поддержания связей с традициями, подпитки «корней» .
3. Современный этап постиндустриального потребления, характеризующийся насыщением спроса на материальные продукты и разнообразные услуги, сопровождается «голодом» на чувства и эмоции. С другой стороны, в современном мире люди испытывают постоянные стрессы (на работе, на транспорте, в быту) и ищут возможность отдохнуть и развлечься, а если и обучаться, то «играючи». Культура как никакая другая сфера обладает зрелищно-развлекательным потенциалом и предоставляет широкие и разнообразные возможности для реализации соответствующих запросов современного потребителя.
4. Растет знаковая ценность туризма для дифференциации статусной позиции. Упомянутая насыщенность спроса на материальные продукты и услуги приводит к утрате ими значения для дифференциации статусной позиции; на первый план выступает символическая знаковая ценность, символизирующая успех, образ жизни, идеологические пристрастия, персональные качества. Культурный туризм в силу разнообразия своей ресурсной базы создает многочисленные возможности для формирования символического образа самого потребителя.
5. Широкомасштабный отказ от традиционного каждогоднего (обычно летнего) продолжительного отпуска в полезность нескольких более коротких по срокам, но более частых перерывов в работе, которое считается одним из последствий и признаков наблюдаемого тренда размывания границ времени труда и досуга. Важным критерием выбора профиля и места туристской деятельности становится насыщенность впечатлений, которые могут служить своеобразными «метками», позволяющими отделить досуг от работы, отпуск - от повседневного течения жизни; а, кроме того, субъективно увеличивают продолжительность короткого периода отдыха. Культурный туризм в разнообразии своих видов, ресурсов и форм предоставляет широкие возможности для получения ярких запоминающихся впечатлений и становится все более привлекательным направлением туристской деятельности .
6. Повышение значения в постиндустриальном обществе досуга как средства самореализации приводит к изменению функциональной характеристики досуговой деятельности в целом и туристской, в частности: приоритетным в досуге становится возможность личного развития и раскрепощение творческой энергии. Именно культурный туризм становится важным средством саморазвития, особенно, в отношении творческого самовыражения, где он занимает доминирующие позиции в системе различных видов туризма.
7. Культурные достопримечательности вошли в список «мест, обязательных для посещения», иначе говоря, их посещение приобрело черты ритуала, закрепляющего распространение этого действия в качестве социальной нормы, «правила туристского поведения». Например, по оценкам, три четверти туристов в Европе посещают культурные достопримечательности, включая тех, кто не связывает свое путешествие с намерением удовлетворить интересы в сфере культуры. По другим оценкам, порядка 30% европейских туристских дестинаций выбираются для посещения из-за присутствия там объектов культурного наследия, а с учетом значимых культурных событий и фестивалей эта цифра возрастает до 45-50%. В связи с этим, можно отметить, что культурные достопримечательности не столько действительно привлекают посетителей, сколько служат средством фокусирования активности туристов и тем самым оружием в конкурентной борьбе между туристскими дестинациями .
8. С ростом искушенности туристов растет их неудовлетворенность обезличенным стандартным туристским предложением, не учитывающим индивидуальных запросов и поэтому не обеспечивающим получения эмоционально ярких, надолго запоминающихся и значимых по смыслу,как показывают исследования, 40% культурного потребления имеет место во время отпусков и праздничных дней впечатлений. Современный турист предъявляет спрос на получение уникального опыта, в высокой степени ориентированного на его индивидуальные возможности, способности и потребность в творческом самовыражении своей индивидуальности .

В.А. Квартальнов пишет, что культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культура - уровень развития общества на его историческом пути.Слово культура происходит от латинского culturа и означает возделывание, воспитание, уважение. Обычное определение слова культура - воспитание человека, его моральные качества и уровень поведения. Можно сказать совокупность материальных и духовных достижений человечества.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т.д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т.п.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых В.А. Квартальнов выделяет:

Памятники археологии;
- культовую и гражданскую архитектуру;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- малые и большие исторические города;
- сельские поселения;
- музеи, театры, выставочные залы и др.;
- социокультурную инфраструктуру;
- объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
- технические комплексы и сооружения.

При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

Знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
- посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т.п.;
- посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;
- участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма .

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

Культурный туризм исполнять роль массового вида туризма. По оценкам