краткое содержание презентаций

Игра по детским сказкам

Слайдов: 19 Слов: 498 Звуков: 1 Эффектов: 91

В гостях у сказки. С кем поиграешь. Сказки Пушкина. Госпожа Метелица. Осёл. Назовите помощников старого сапожника. Принцесса. Белоснежка и семь гномов. Строки. Дурачина. Королевич Елисей. Сказка о золотом петушке. Сказке о царе Салтане. Собака. Лиса и журавль. Вёдра. Царевна. Каша из топора. Гена. - Игра по детским сказкам.ppt

Игра «Угадай сказку»

Слайдов: 27 Слов: 1912 Звуков: 1 Эффектов: 23

Детские игры по сказкам

Слайдов: 30 Слов: 420 Звуков: 6 Эффектов: 118

В гостях. Разминка. Сколько героев было в сказке «Репка». Птица. Фея. Варенье. Имена семи гномов. Узнай героя сказки. Бабушка. Человечек деревянный. Узнай сказку по мелодии. Детские игры по сказкам. Детские игры по сказкам. Детские игры по сказкам. Детские игры по сказкам. Сказка о рыбаке и рыбке. Гуси-лебеди. Лягушка. Маша и медведь. Аленький цветочек. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. По щучьему велению. Золушка. Кот в сапогах. Сивка-бурка. Снежная Королева. Волшебные помощники. Портрет. Неопознанный объект. Молодцы. - Детские игры по сказкам.ppt

Игры по сказкам для детей

Слайдов: 36 Слов: 3346 Звуков: 7 Эффектов: 90

Сказка, в гости приходи! Цели и задачи. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Информация для размышления. Во что играют современные дети? Особенность современных детей – соотношение себя с отрицательными героями. Дети с высоким уровнем тревоги таким образом защищаются от страхов. Отсюда и идентификация зла. Агрессии, возникающей под влиянием семейного воспитания. Такие игры – способ ухода от реальной жизни! Как найти выход? Поиграйте с ребятами в сказку! Почему именно в сказку? Научить детей импровизировать – дело далеко не простое. Научить верить в себя. - Игры по сказкам для детей.ppt

Литературная игра по сказкам

Слайдов: 15 Слов: 750 Звуков: 0 Эффектов: 0

Мустафа Куланда. В волшебном мире сказок. Морозко. Задания командам. Что мы знаем о сказках. Вспомни начало. Лучший чтец и рассказчик. Что за прелесть эти сказки. Что я думаю. Проверь себя. Правильные ответы. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Алдар-Косе. Подготовить пересказ одной сказки. Оценивание. - Литературная игра по сказкам.ppt

Игры со сказочными героями

Слайдов: 18 Слов: 670 Звуков: 1 Эффектов: 4

В стране сказочных героев. Дерево. Книжкины именины. Игры со сказочными героями. Викторина. Разминка. Пушкиниана. Петушок. Буду служить тебе славно. Сказки зарубежных писателей. Фантазер. Вещи. Золотое яичко. Русские народные сказки. Дележ. Сказки русских писателей. Приключения Незнайки. Товарищ. - Игры со сказочными героями.ppt

Лото сказок

Слайдов: 70 Слов: 1262 Звуков: 1 Эффектов: 44

Игра «Лото сказок». Лото сказок. Знаете ли вы сказки. 1. Федорины коты. Федорино горе. Машенька. Маша и Медведь. Дед да баба. Коза – дереза. Горшочек. Горшок каши. Крокодил. Мойдодыр. Поешь моего ржаного пирожка. Гуси – лебеди. Пьёт с Алёнушкой из одной чашки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Зайчик. Смоляной бычок. Наступила поздняя осень. Зимовье зверей. Раки пучеглазые. Краденое солнце. Медвежата проголодались. Два жадных медвежонка. Кто в рукавичке живёт. Рукавичка. Мышка–мать. Сказка о глупом Мышонке. Звери задрожали. Тараканище. Бабочка прилетала. Путаница. Щенок. Кто сказал «Мяу». - Лото сказок.ppsx

КВН по сказкам

Слайдов: 62 Слов: 1925 Звуков: 11 Эффектов: 217

КВН по сказкам. Разминка. Что отличает народную сказку от мифа. Русская народная сказка – это остросюжетный рассказ. Кто является творцом народных сказок. На какие виды делятся сказки. Какие художественные приемы наиболее часто используются. Какие волшебные предметы используются в сказках. Какие из указанных сказок волшебные. У главного героя сказки есть помощники и вредители. Слово жюри. Подбери пословицу. «Доброе дело сто раз вернётся». "Царевна-лягушка". "Журавль и цапля". «Кот, петух и лиса». «Три поросёнка». «Кто не работает – тот не ест». Сказочное бюро находок. -

Проходили они еще в мае в Вятке. Зрелище, скажу я вам, было фантастическое. На сказочном шествии мы встретили четырех Василис Прекрасных и трех Кощеев бессмертных.

После шествия начались конкурсы и соревнования. Задумка со сказочными играми для детей показалась мне весьма занятной. Ведь всем детям читали классические сказки, а значит, игра им понятна и интересна. Некоторые, особенно понравившиеся мне игры, я запомнил и делюсь с вами.

Лиса Алиса и кот Базилио

Помните, Алиса была не только хитрая, но и хромая, а Базилио – слепым? Участники этого конкурса должны изобразить этих сказочных персонажей.

Итак, дети встают в пары и соревнуются между собой. В каждой паре один из игроков изображает Лису, другой Базилио: то есть один подгибает ногу (держит ее рукой), а другой закрывает (или ему завязывают) глаза. «Хромой» кладет руку на плечо «слепого» и они направляются к финишной черте. Та пара, которая придет первой считается выигравшей.

Знатоки сказок

По правилам этой игры для детей всех «знатоков» нужно разделить на две команды. У каждой команды есть писатель (если ребята пока плохо пишут, писарем должен стать взрослый).

Ведущий объявляет начало игры. Длится она всего три минуты (ведущий следит за временем по секундомеру). Задача каждой команды - вспомнить как можно больше сказок, в которых участвует какое-нибудь животное. Например, мышь встречается в сказках «Теремок», «Кот в сапогах» и так далее.

Художники

За некоторое время до начала конкурса ведущий выбирает двух сказочных персонажей и для каждого из них заготавливают несколько карточек. На них написаны их части тела героев. Например, персонажи Буратино и Кот в сапогах. На карточках Буратино пишут слова: колпак, нос, глаза, уши, рот, курточка, башмачки, руки, ноги… На карточках Кота в сапогах: шляпа с пером, усы, глаза, рот, шпага, сапоги…

Карточки Буратино перемешиваются между собой и складываются в стопку, то же самое делают и с карточками Кота в Сапогах.

На земле чертят две линии, на расстоянии примерно 30 метров друг от друга. У одной черты кладут большой лист бумаги и карандаши, а рядом стопку с карточками.

Ведущий объявляет каждой команде имя сказочного героя, которого они будут рисовать. По сигналу первый игрок команды от одной черты бежит к другой, берет верхнюю карточку, читает задание (например, усы) и рисует. Затем быстро возвращается обратно к черте, где его ждет команда. Затем в игру вступает второй участник, также бежит к листу бумаги, берет верхнюю карточку и рисует.

Побеждает команда, которая не только быстрее, но и лучше нарисовала своего персонажа.

Сказочники

Имена сказочных персонажей пишут на карточках и раскладывают их на столе, надписью вниз. Участники игры встают рядом. Все они должны будут по очереди рассказать одну общую сказку.

Первый игрок тянет карточку, читает имя «своего» персонажа и начинает рассказывать. Если герой обладает какими-то магическими способностями, игрок должен упомянуть об этом в своей сказке. Через 2-3 минуты (время устанавливает ведущий) в игру вступает второй игрок и так далее.

В конце игры жюри оценивает художественные характеристики каждого сказочного произведения в отдельности и так выявляют победителя. Но, чтобы было не обидно другим участникам, лучше приготовить и утешительные призы.

В этой игре для детей есть классический перечень персонажей, который можно использовать:

1) Красная Шапочка;
2) Василиса Прекрасная;
3) Змей Горыныч;
4) Кот в сапогах;
5) Золотая рыбка;
6) Тридцать три богатыря;
7) Иванушка-дурачок;
8) Царевна-лягушка;
9) Кощей Бессмертный;
10) Снегурочка;
11) Принц;
12) Золушка.

Конкурс стихов

Для этого конкурса понадобятся записи с музыкой из детских мультфильмов. Именно с музыкой без стихов.

Каждый участник должен объявить стихотворение, которое он будет читать. Он начинает - и одновременно включают музыку из мультфильма. Задача каждого дочитать свой стих до конца с выражением и не сбиться.

На самом деле это не просто, в голове волей-неволей начинают звучать слова из песни, а игрок должен держать «генеральную линию» и читать свой стих. Со стороны это выглядит забавно: например, чтение стихотворения «Телефон» Корнея Чуковского под музыку «Голубой вагон».

Угадайка

Предварительно взрослым придется основательно изучить сказки для того, чтобы составить вопросы. Причем для разминки вопросы могут быть легкими, типа «Какого цвета был головной убор у Красной Шапочки?»

Но по мере продолжения игры вопросы должны усложнятся:

  • Из полена какого дерева был сделан Буратино?
  • Назови имена всех гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов»
  • В какой телепередаче принимала участие Фрекен Бок?

Эта игра для детей здорово развивает внимательность и память. Но если вы думаете, что вашим малышам будет сложно справиться с ней, то можно игру упростить. Например, до начала игры прочитать детям сказку и потом задать по ней заранее заготовленные вопросы с предложенными вариантами ответов. Например:

  • На чем летал барон Мюнхгаузен?
  • на ковре-самолете
  • на ядре
  • на крыльях

Игроку, который быстрее других ответит на вопрос, присуждают очко. Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

Сказка наоборот

Выбирают всеми известную сказку. Задача игроков рассказать ее: первый игрок говорит первое предложение, второй – второе. НО! Сказку нужно рассказать не просто, а наоборот.

Всем известная «Красная Шапочка» будет звучать примерно так:

"Жил-был маленький волчонок со своим папой. Однажды папа послал волчонка в город, навестить дедушку, который не заболел, а решил в очередной, девятый раз жениться. Папа положил в баночку клубнику, отдал Волчонку и отправил его в дорогу…"

Если игрок собьется, назовет героя не его именем, он выбывает из игры.

Начинка для сказки

Игроки или ведущий придумывают две фразы со сказочными героями. Фразы, как и персонажи, не должны быть никак связаны между собой.

Например:

Первая фраза: "По лесной дорожке шел медвежонок Пух"
Последняя фраза: "Шапокляк задрожала от страха и убежала".

Задача игроков - придумать сказку. Что же произошло потом с Пухом, откуда взялась Шапокляк и чего она испугалась. Победителей и проигравших в этой игре нет, зато в ней есть много смеха и веселья. Порой получаются очень забавные истории.

Организация: ГБОУ Школа № 627 им. генерала Д.Д.Лелюшенко

Населенный пункт: г. Москва

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, в которую попадает ребенок, это реальность мира детских чувств.

Сказка с ее особым языком и образностью уникальна, она доступна именно для детского восприятия, поэтому педагогам даже не нужно прикладывать особых усилий, чтобы увлечь ребят.

Сказка – культурный жанр, впитавший в себя все самое лучшее, это делает ее незаменимой в воспитательном процессе. Легко и ненавязчиво сказка ведет юного слушателя за собой, показывая силу добра, правды, дружбы, и уродливость зла, предательства, жадности.

Сказки присутствуют в жизни каждого человека. Их любят все, в независимости от возраста. Сказка дает раскрепощение и в то же время учит жизненной мудрости, тщательно собранной и бережно сохраненной народом, пронесенной им через века, выверенной до последнего слова.

Дети не любят расставаться со сказками, поэтому свои впечатления от встречи с полюбившимися персонажами с удовольствием и готовностью выражают в разных видах деятельности: в художественном творчестве, в музыкальной и игровой деятельности, в театрализациях. Это делает знакомство со сказками более тесным и глубоким.

А чтобы продлить моменты незабываемых встреч с полюбившимися персонажами, вспомнить выразительные отрывки из народных сказок, следует использовать разные приемы и педагогические ситуации, которые могут предложить не только педагоги, но и родители, обладающие педагогической интуицией и огромным творческим потенциалом.

Елена Александровна Корабельникова, мама 5-летней Маши - воспитанницы средней группы дошкольного отделения, активно включается во все детско – взрослые проекты, которые реализуют воспитатели группы вместе с детьми. Она предлагает свои варианты игрового взаимодействия с народными сказками. Воспитатели группы в образовательной деятельности используют ее авторские разработки: пальчиковые игры, хороводные и подвижные игры, а также игры – инсценировки по мотивам проверенных временем и поколениями русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и «Курочка Ряба». Эти игры получили высокую оценку самых лучших критиков на свете – детей дошкольного возраста!

Хороводная игра по мотивам сказки «Репка»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

Во саду ли, в огороде

Лето наступило.

Во саду ли, в огороде

Солнышко светило.

Сами землю мы копали,

Мы копали, мы копали (показать соответствующим движением )

Семя репки засыпали,

Засыпали-засыпали (соответствующие движения пальцами ).

Репку-репку удобряли,

Репку поливали (показать соответствующим движением ),

От порывов ветра

Репку прикрывали (прикрыть руками ).

Взялись за руки, пошли по кругу.

Чтобы выросла быстрей,

Пели песенки мы ей:

«Расти-расти репка,

Хороша и крепка!»

Новый день за днем идет

Репка крепнет и растет.

Выросла большая,

Крупная такая (вытянуть руки вверх )!

Вот такой ширины (взялись за руки, разошлись в стороны ),

Вот такой вышины (подняли руки вверх )!

Круглая и гладкая (Очертить руками круг )!

Вкусная и сладкая (погладили живот )!

Только вот беда: никак

Вытянуть не можем (развели руками ).

Мы и так, мы и сяк…

Кто же нам поможет?

Дедка с бабкой всполошились,

За листочки ухватились:

Тянут раз, тянут два (потянуть руками ):

Закружилась голова (приложить руку к голове ).

Прибежала внучка,

Вместе с ней и Жучка.

Тянут, стараются (потянуть руками ),

А репка усмехается (усмехнуться ).

Призадумались: как быть?

Где нам помощь раздобыть?

Кошка с мышкой увидали,

Даже драться перестали.

Тянут-потянут,

Тянут-потянут (потянуть руками )…

А репка-то хохочет,

Тянуться не хочет (засмеяться )!

А теперь мы все столпились,

Друг за дружку ухватились (по кругу ухватить друг друга за талию ),

Тянем-потянем,

Тянем-потянем,

Тянем-потянем,

ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ!!!

Всех мы в гости приглашаем,

Нашей репкой угощаем! (протянуть руки вперед ладонями кверху ).

Подвижные игры с персонажами сказки «Колобок»

«Мы лепили колобок»

(пальчиковая игра)

Раз хлопок, два хлопок (хлопаем в ладоши) .

Мы лепили колобок.

Тесто замесили (сжимаем кисти рук) ,

Шарики слепили (ладошки катают шарик),

Глазки рисовали (указательными пальчиками рисуем глазки) ,

Пудрой посыпали (пальчики «сыпят») .

Маслицем полили (поливаем),

В печку положили (кладем).

Раз хлопок, два хлопок (хлопаем в ладоши).

Получился колобок! (округляем кисти ладонями кверху).

«Перепрыгни ручеек»

На пол кладутся две веревки на расстоянии 60-70 см друг от друга (ручеек). Каждый ребенок по очереди подходит и перепрыгивает через «ручеек». Тот, кто не сумел перепрыгнуть («намочил хвостик»), выбывает из игры.

Зайка по лесу скакал,

Ручеек там повстречал.

Прыг-скок, прыг-скок!

Перепрыгни ручеек!

Только очень постарайся,

Чтобы хвостик не намок!

«Спрячься от волка»

В роли волка – один из воспитателей. Каждый ребенок занимает определенное место в пространстве (домик): коврик, очерченный мелом круг, стул и т. д. Другой воспитатель (ведущий) дает команду выходить из домиков и гулять (бегать, прыгать, танцевать и т. п.), читает стихотворение:

Мы в лесу резвимся,

Волка не боимся!

Только волк не спит,

А за нами следит.

Волк крадется к нам.

Живо по домам!

На последней фразе, крадучись, появляется волк, и дети разбегаются по «домам». Задача волка – поймать кого-то из детей, не успевшего спрятаться. Пойманный ребенок выбывает из игры.

«Собери малину»

Мишка – один из воспитателей. Он держит в слегка приподнятых руках привязанные на резинке красные шарики (малина). Задача детей, подпрыгнув, достать шарик. Это предлагается сделать каждому по очереди и т. д. по кругу 3-4 раза. Победит тот, кто нарвет больше малины.

Мишка по лесу шагал

И малинку собирал.

А малинка высоко,

Дотянуться нелегко!

Ну-ка, живо к нам беги

И Мишутке помоги!

Тем, кто больше соберет,

Мишка дарит сладкий мед!

«Обхитри лисичку»

Выбирают лисичку (один из детей). Завязывают ему глаза, крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Задача лисички – поймать кого-то из детей. Остальные игроки берут в руки по колокольчику. Их задача – запутать лисичку (звонить колокольчиком на одном месте и тут же убегать на другое). Пойманный ребенок назначается лисичкой.

Хитрая лисичка,

Рыжая сестричка.

Ты хитра, а мы хитрее.

Отыщи же нас скорее!

Лисоньке завяжем глазки.

Отыщи нас без подсказки!

Инсценировка с играми в стихах по мотивам сказки

«Заюшкина избушка»

Ведущий:

Собрались зверушки

Выстроить избушки.

Долго-долго совещались

На лесной опушке.

Из чего построить дом,

Чтоб жилось уютно в нем?

Так и не договорились.

Все остались при своем.

Строим дом (пальчиковая гимнастика)

Стоим, строим новый дом!

Пусть уютно будет в нем!

Раз брусок, два брусок. (Загнуть 2 пальчика)

Строим стены, потолок (Показать руками).

Три, четыре, пять и шесть (Загнуть 4 пальчика).

Вот и крыша в доме есть (Руки сложить домиком и поднять над головой) .

Будет дверь, чтоб открываться (Показать рукой, как открывается и закрывается дверь) ,

И замок, чтоб не бояться (Рукой повернуть ключ в замке).

Стоим, строим новый дом! (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Много окон будет в нем (Пальцами нарисовать окна).

Только солнышко взошло (Поднять руки кверху ),

Стало в домике светло! (Руки развести в стороны)

Ведущий

Звери все взялись за дело,

И работа закипела.

Все радели, и по праву

Потрудились все на славу!

Хороводный танец «Наш дом»

Хорошо нам в доме нашем! (Взявшись за руки, двигаться по кругу)

Вместе весело попляшем!

Пляшут весело зверушки.

Топотушки - топотушки! (Потопать)

Раз и два, раз и два! (Наклоны головы направо-налево)

Будут ручки танцевать!

Пляшет хвостик, пляшет хвостик! (Подвигать бедрами)

Приходите все к нам в гости!

Все слетелись и сбежались. (Сбежаться в центр круга)

Пошептались-пошептались. (Пошептаться)

Разбежались-разлетелись. (Разбежаться)

Покружились-повертелись. (Покружиться)

(Повторить фрагмент сначала)

Мы попели, поплясали,

А теперь мы все устали.

Мы пойдем в наш новый дом

И спокойно отдохнем (Присесть и закрыть глаза) .

Ведущий

Лишь лисичка не радела

И трудиться не хотела.

Безо всякого труда

Дом сложила изо льда.

Но как только потеплело,

Дом растаял без следа.

А лиса не растерялась,

В двери к зайке постучалась.

Наш зайчишка добрым был

И лисичку в дом пустил.

А плутовка – верь-не верь –

Зайку выгнала за дверь!

Как нам заюшке помочь

И прогнать плутовку прочь?

Театрализованная сценка «Прогони лисичку»

Лисичка сидит «в домике».

Белочка (прыгает, стучится в дверь):

Ты, лисичка, не хитри.

Зайке двери отвори.

Лиса:

Не открою. Всем назло.

Полезай в свое дупло!

Собачка (подбегает, лает):

Эй, лисица, дверь открой!

Зайчика пусти домой!

Лиса:

Ты, лохматый, не вопи.

Твое место на цепи!

Медведь (идет вперевалочку, ревет, громко бьет в дверь):

Эй, плутовка, уходи!

Зайкин дом освободи!

Не стучи мохнатой лапой.

Убирайся, косолапый!

Ведущий

Тут явился петушок,

Ярко-алый гребешок.

Появляется петушок. Громко кукарекает.

Ведущий

Так он громко закричал,

Что лисичку испугал.

Обомлела, задрожала,

Прочь из домика сбежала!

А зайчишка с петушком

Стали дружно жить вдвоем!

Подвижные игры с яичком по мотивам сказки «Курочка Ряба»

«Били-били, не разбили!»

(пальчиковая игра)

Снесла курочка яйцо,

Положила на крыльцо (присаживаемся, кладем на пол).

Мы разбить его пытались:

Не могли, как ни старались.

Били-били кулачком (бьем кулачком):

Не разбили!

Били-били каблучком (бьем каблучком) :

Не разбили!

Били-били локотком (бьем локотком):

Не разбили!

Били-били молотком (бьем воображаемым молотком) :

Не разбили!

Вдруг яичко покатилось (вращаем руками одна вокруг другой)

И само-собой разбилось! Крррак! (присели и выбросили руки вперед ладонями кверху)

Посмотрите: что за чудо

Появилось вдруг оттуда?! («выросли» с пола, приподняв руки в стороны)

Мягкое, пушистое,

Как солнце золотистое:

ЦЫПЛЕНОК!!! (запрыгали и запищали)

«Угадай яйцо с сюрпризом»

Для игры используются полые пластиковые шарики (яйца). Число яиц равно числу участников игры. В одном из яиц спрятан пакетик с небольшими леденцами (драже) или небольшой игрушкой. Каждому ребенку предлагается выбрать из нескольких яиц одно. Победителем признается тот, кто выбрал яйцо с «сюрпризом».

В гости курочка пришла,

Нам яички принесла.

Лишь в одном яйце сюрприз.

Кто найдет, получит приз!

«Раскрути яичко»

Для игры используют пластиковые или деревянные шарики (яйца). У каждого – свое яйцо. Одновременно дети раскручивают свои яйца на столе или на полу. У кого яйцо дольше будет крутиться, тот и выиграл.

Посчитай до десяти

И яичко раскрути!

Кто всех лучше раскрутил,

Тот в игре и победил!

Список используемой литературы:

  1. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 1997.
  2. Мерзлякова С.И. Театрализованные игры – путь к детскому творчеству. М., 2008.
  3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. Песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции. М., Линка – пресс, 2000.
  4. Фольклор и дети. Сборник материалов (сост. Д.Л.Крейлина). М., НМЦ, 1994.
  5. Произведения малых фольклорных жанров (песенки, потешки, заклички), русские народные сказки, рекомендуемые общеобразовательной программой дошкольного образования.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ.

Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры составлены с учётом возраста детей.

Игры с детьми 3-4 лет

Словесно-дидактическая игра «Сравни разных зверят»

Дидактическая задача : учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Количество играющих : 5-6 детей

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие : Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит …(сыр, сухарики).

Лапы у Мишки толстые, а у мышки …(тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.

Словесно-дидактическая игра «Козлята и зайчик»

Дидактическая задача: Учить детей придумывать новое окончание знакомой сказки

Количество играющих: 4-6 детей

Игровое правило: внимательно слушать собеседника

Игровое действие: Сначала дети вспоминают сказку «Козлята и волк». Ее можно напомнить, используя настольный театр или фланелеграф. Сказка заканчивается, но воспитатель предлагает послушать, что было дальше: «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький … (показывается игрушка) зайчик. Зайчик говорит: …(«Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его …(капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане), а козлята … (весело прыгали).

Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка»

по сказке «Курочка Ряба»

Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.

Количество играющих: подгруппа детей

Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей

Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

Курочка Ряба, куда ты пошла?

На речку.

Курочка Ряба, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка Ряба, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.

Настольно-печатная игра «Парные картинки»

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать речь, вырабатывать умение выполнять правило игры.

Количество играющих:

Материал: парные картинки-иллюстрации из русских народных сказок и фишки

Игровые правила: Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберет и назовет парную картинку, тот получит фишку.

Игровое действие: поиск нужных карточек.

Настольно-печатная игра «Сложи картинку»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность

Количество играющих:

Игровые правила: Не ошибиться в выборе. Выигрывает тот, кто раньше других сложил и назвал свою картинку

Игровое действие: поиск частей, складывание целой картинки

Настольно-печатная игра «Лото»

Дидактическая задача: Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растет; закреплять знания детей о русских народных сказках

Количество играющих:

Игровые правила: закрывать клеточки только теми картинками, которые соответствуют содержанию большой карты, т.е сказке

Игровое действие: находить маленькие карточки с изображением эпизодов из сказок и закрывать ими клеточки на большой карте. Соревнование – кто первый закроет все карточки

Настольно-печатная игра «Домино»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русских народных сказках, правильно называть сказку

Количество играющих:

Игровые правила: Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки

Игровое действие: Если нет парной карточки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.

«Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок).

«Ау, ау, Снегурушка!
Ау, ау, голубушка!
У дедушки, у бабушки
Было внучка Снегурушка,
Её подружки в лес заманили,
Заманили – покинули». Песенка Снегурушки
Сказка «Снегурушка и лиса»

«Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!» Братец Иванушка

«Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать сказку по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки).

«Спи, глазок, спи, другой». Сказка «Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка, я пить хочу!»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

« Носик, носик, пей водичку», Сказка «Петушок и чудо – меленка»

«Ловись, рыбка, и мала, и велика!»
Сказка «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»
Сказка «Кот, петух и лиса»

«Сяду на пенёк, съем пирожок». Сказка «Маша и медведь»

Игры с детьми среднего и старшего дошкольного возраста

Словесно-дидактическая игра «Радио» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Количество играющих: неограниченно

Игровое правило : слушать и не мешать товарищам

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
Словесно-дидактическая игра «Вершки-корешки» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле)

Количество играющих: неограниченно

Материал: картинки с овощами и фанты

Игровое действие:

Вариант 1 Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что – «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле – «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, т.к. в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибся, платит фант, который в конце игры выкупается.

Вариант 2. Воспитатель говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедены вершки. Эту игру хорошо проводить после чтения русской народной сказки «Мужик и медведь»

Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (старший дошкольный возраст)

Дидактическая задача: Развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов

Количество играющих:

Игровое правило: По сигналу воспитателя начать «расколдовывать» сказку

Игровое действие: Рассмотреть с детьми таблицы и объяснить, что злой волшебник заколдовал зверей из сказки: петушка превратил в круг, собачку в овал, ежика в крестик и т.д. Вначале воспитатель закрывает часть таблицы с условными знаками белой полосой. Дети должны вспомнить и нарисовать справа от каждой картинки соответствующий символ. Затем закрывает «заколдованных» животных и предлагает детям назвать их.

Когда задание будет выполнено можно с детьми сочинить небольшие сказки и записать их на карточки, заменив героев знаками. Ребенок «расколдовывает» свою сказку, подставляя нужный персонаж.

«Знаешь ли ты?» (Воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).

«Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки».
Сказка «Мужик и медведь»

«Мамки – няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь! Приготовьте мне мягкий белый хлеб, какой я ела у родного батюшки».
Сказка «Василиса Премудрая»

«Ты молодец: не хвастун, а храбрец».
Сказка «Заяц – хваста».

«Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел – всю разбрызгал».
Сказка «Лиса и козёл»

«Узнай героя сказки по описанию» (Воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).

«Плотник, работник, хлебороб, мореход, стрелец, кузнец, певец»
Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Под косой месяц, на каждой волосинке по жемчужине».
Елена Прекрасная Сказка «Семь Симеонов – семь работников»

«…Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки – то какие красивые, и гребень – то какой – то красный, и голос – то какой звонкий!»
Петух Сказка «Петух да собака»

Была лягушкой, обернулась белой лебедью.
Василиса Премудрая Сказка «Царевна – лягушка»

«Назови героев сказки» (Учить детей отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки).

«Это простая ложка – Котова, это простая ложка – Петина, а это не простая, точёная, ручка золочёная, - моя. Никому её не отдам!»
Кот, петух, Жихарка. Сказка «Жихарка»

«Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!»
Лиса, Журавль. Сказка «Лиса и журавль»

«Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса брёвна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть».
Бык, свинья, баран, петух, кот. Сказка «Зимовье»

«Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»).

Надо расставить предложенных животных к теремку и зимовью.

«Назови сказку по главному герою» (развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу).

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др.

«Расскажи сказку по иллюстрациям» ( побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.

«Расскажи сказку по героям» (побуждать детей к пересказу сказки).
Дети раскладывают героев сказки и пересказывают содержание сказки.

«Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
Дети называют, что изображено неправильно, из какой сказки иллюстрация.

«Разрезные картинки» (научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление)
Дети составляют картину из частей.

«Разукрась героя сказки» (совершенствовать умение детей раскрашивать, не заходя за контуры, развитие творческого начала, мелкую мускулатуру пальцев рук).

«Узнай сказку по нарисованному предмету» (закрепление знания знакомой сказки, развитие памяти, воображения, мышления и речи).
Дети отгадывают по предмету героя сказки, в каких сказках встречается герой.

«Найди пару» (закрепление знания о героях сказок, активировать в памяти любимых героев и пе рсонажей из сказок, учить соотносить волшебный предмет с героем сказки).
Дети находят к герою сказки волшебный предмет. Например: Царевне – лягушке – стрелу.


« Найди!» (развитие памяти, закрепление знания о героях сказок, учить находить из картинок с героями только те, которые подходят к задуманной сказке).

«Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).

Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала.
Шила рубашки, узор вышивала.
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ

Вёдра он послал на речку,
Сам спокойно спал на печке.
Спал он целую неделю.
А зовут его… ЕМЕЛЯ

Сдобный, пышный, круглощёкий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке
И зовётся… КОЛОБОК

Унесла его лиса
Аж за тёмные леса,
Слышен тонкий голосок
Кто же это? ПЕТУШОК

Он герой нам всем известный
И с волшебным словом вместе
Может целую неделю
На печи лежать … ЕМЕЛЯ

Он гремит костями страшно.
Злобный, жадный и ужасный.
Ходит в чёрном он плаще
И зовётся царь… КАЩЕЙ

Кощеем заколдована,
Иваном очарована,
Зелёная подружка –
Царевна - … ЛЯГУШКА

«Волшебные слова» (развивать речь детей, использовать в пересказе волшебные слова)
«По щучьему велению, по моему хотению…»

Сказка «По щучьему велению»

«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к морю (лесу) задом».
Сказка «Царевна – лягушка»

«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед тобой!»
Сказка «Сивка – бурка»

«Если перекинуть его с руки – на руку – тотчас двенадцать молодцов явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделает».
Сказка «Волшебное кольцо»

«Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).

Яблоко с блюдечком – телевизор
Клубок ниток – навигатор
Ступа, ковёр – самолёт – самолёт, вертолёт
Молодильные яблоки – витамины, БАДы, крема
Влез в правое ухо, вылез в левое – салон красоты «Сивка – бурка»
Влезла в правое, вылезла в левое – машина, механизм, делающий работу
«Хаврошечка»
Печка – автомобиль «По щучьему велению»

«Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)

Кощей - … (Бессмертный)
Змей- …(Горыныч)
Конёк - …(Горбунок)
Крошечка - … (Хаврошечка)
Василиса - … (Прекрасная, Премудрая)
Баба - … (Яга)
Мальчик - … (с-пальчик)
Марья - …(искусница)
Курочка - … (Ряба)
Иван - … (дурак)
Воробей - … (крылатый)
Мышонок - … (мохнатый)
Блин - … (масленый)
Сивка - … (бурка)

Картотека дидактических игр для закрепления знания русских народных сказок

«Кто за кем? »

Цель игры: Закрепление знания сказок. Развитие грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) ; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

1. Ведущий просит разместить героев знакомой сказки в определённой последовательности. После этого просит ребёнка объяснить: кто за кем пришёл, встретил; кто как стоит, используя различные предлоги. Ведущий задаёт наводящие вопросы.

2. Если ребёнок успешно овладел всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево.

За правильное выполнение задания ребёнок получает жетон.

«Что изменилось? ».

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) и предметов; кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры;

1. Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на фланелеграфе сюжет какой – либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем ребёнок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две – три фигурки местами (если дети старше шести лет, количество изменений можно увеличить до пяти). Ребёнок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает тот кто наберет больше всех жетонов.

2. Если дети успешно освоили эту игру, попросите их самих выложить сюжет какой – нибудь сказки и самим без ведущего продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

«Расскажи по картинке».

Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др., кружки – жетоны. Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Выбирается сказка взрослым (это может быть сказка, которая изучается в данный момент). Ведущий берёт одного из героев сказки и описывает его: рассказывает как он выглядит, добрый или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берёт другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задаёт наводящие вопросы: например, во что одет дед; старый он или молодой; что делает и т. д. За правильные ответы ребёнок получает жетон. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

«Найди по силуэту».

Цель игры: Развитие речи, наглядного мышления, внимания, образной памяти.

Материал: используются фигурки героев одной сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Заяц и лиса (Заюшкина избушка) » и др.) . Можно использовать фигурки сказочных героев из театра на фланелеграфе.

Ход игры:

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Далее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчиком силуэт фигурки, а затем – карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит найти героев сказки, предметы.

«Покажи одинаковое».

Цель игры: Расширение словарного запаса. Учить детей мыслительным операциям: сравнению, обобщению, логическому мышлению. Развивать фантазию, уметь классифицировать предметы по разным признакам.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами, выбранной сказки.

Ход игры.

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных и т. д., и просит показать детей одинаковое.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например, у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка, внучка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.

«Раскрась по описанию».

Цель игры: развитие речи, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюдательности, образного мышления и воображения.

Материал: фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе; картинки с сюжетами из игры «Собери и расскажи сказку», выбранной сказки; загадки к героям сказки; цветные карандаши, бумага.

Ход игры.

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки с сюжетами сказки. Затем вместе с детьми отбирает фигурки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, взрослый зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны отгадать, о ком идёт речь. Тот, кто первым отгадал, становится рассказчиком.

Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку – силуэт.

Дети, каждый на своём месте, обводят силуэт. После этого опорные картинки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силуэты, не глядя на фигурку.

Вначале рекомендуется играть простыми фигурами (репка, колобок, теремок, рукавичка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становиться тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.

«Кто самый наблюдательный? ».

Цель игры: Закреплять умение составлять рассказ по картинке, развивать внимание, расширять словарный запас.

Материал: сюжетные картинки из игры «Собери и расскажи сказку».

Ход игры.

Взрослый показывает картинку с изображением сюжета одной из сказок и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечисляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правильный ответ они получают жетоны.

Детям 3 – 5 лет можно играть два – три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

«Разведчик».

Цель игры: Развитие речи, внимания, образной памяти; закрепление понятий: на, над, под, перед, с, внутри и т. д.

Материал: Фигурки героев сказок; картинки с сюжетами сказок; бумага, цветные карандаши, загадки.

Ход игры:

Взрослый загадывает загадку. Тот, кто её отгадал, становятся «разведчиком». Ему показывают картинку – сюжет, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, используя фигурки, рисуют у себя картинку по описанию.

Взрослый помогает «разведчику» описать картинку более точно.

«Цветные кружочки».

Цель игры: Развитие связной речи, образной памяти, обучение детей мнемотехникам.

Материал: Цветные кружочки, отличающиеся цветом и размером в соответствии с героями сказок; фигурки героев сказки; картинки с сюжетами сказки.

Ход игры:

Расскажите сказку детям и попросите их показать соответствующие фигурки. Попросите малыша разыграть сюжет из сказки.

Если ребёнок не справляется, покажите ему картинку – сюжет, и пусть он расскажет сюжет, используя фигурки.

Затем расскажите ему сказку, выкладывая лишь кружочки. После этого он должен заменить героев кружочками и пересказать сказку, используя кружочки.

«Собери из частей».

Цель игры: развитие речи, внимания, памяти, мышления, координации движений рук.

Материал: разрезные картинки героев сказок, фигурки героев сказок из «Сказочного сундучка», соответствующие разрезным картинкам, загадки.

Ход игры:

Взрослый показывает детям фигурки героев сказок. Спросите, как их зовут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем части карточек перемешиваются, и взрослый просит малыша отгадать загадку и сложить фигурку героя.

«Шляпа фокусника».

Цель игры: закрепление знания сказок; развитие речи; развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, внимания и образной памяти.

Материал: резиновые игрушки из настольного театра, шляпа или коробка, платок.

Ход игры:

Взрослый показывает шляпу и платок: «Это шляпа фокусника, в ней лежат герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь определить героя, назвать его и сказать, из какой он сказки.

«Я назову, а вы продолжите».

Цель игры: развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст

Мышка - … (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - … (побегайчик)

Лисичка - … (сестричка)

Волчок - (Серый бочок)

Медведь - … (косолапый)

Петушок - (Золотой гребешок)

Гуси - (Лебеди)

Сестрица - (Алёнушка)

Братец - (Иванушка)

Серый … (волк)

Баба - … (Яга, костяная нога)

Коза - … (дереза)

Красная (шапочка)

Курочка - … (Ряба)

Муха - … (Цокотуха)

Старшая и подготовительная группа

Крошечка – … (Хаврошечка)

Царь … (Салтан)

Царевна - … (лягушка)

Сивка … (бурка)

Финист - … (Ясный сокол)

Никита … (Кожемяка)

Серебряное … (копытце)

Цветик - … (семицветик)

Илья … (Муромец)

Добрыня … (Никитич)

Соловей - … (разбойник)

Василиса … (Прекрасная)

Царевич … (Елисей)

Мальчик … (с пальчик)

Конёк – (Горбунок)

Гадкий … (утёнок)

«Из какой сказки герой? ».

Материал: большая карточка с изображением героя сказки; маленькие карточки, с изображением сюжетов разных сказок.

Ход игры:

Детям раздаются большие карточки. Ведущий показывает карточки с сюжетами сказок. Тот ребёнок, у которого на большой карточке изображен герой из сюжета сказки, называет сказку и берёт карточку себе.

Выигрывает тот, кто быстрее соберет все сказки.

«Помоги герою найти свою сказку».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: На листе бумаги изображён герой сказки и три картинки – сюжеты сказок, в которых этого героя нет, и одна картинка, в которой этот герой есть.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Петушок пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.

«В какую сказку попал Колобок? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: Картинка с изображением сюжета сказки, на которую приклеен Колобок.

Ход игры: Взрослый показывает детям сюжетную картинку. Дети называют сказку, и описывают картинку.

«Сказочная путаница»

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Материал: Картинка с изображением двух разных сказок.

Ход игры: взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

«Кто как кричит? »

Цель: Развитие ЗКР.

Материал: Картинки, изображающие животных, загадки.

Описание игры: Взрослый загадывает загадку о животных, дети её отгадывают. Взрослый показывает картинку и говорит: «Как говорит это животное? » Дети имитируют животного.

«Собери и расскажи сказку».

Цель: Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.

Материал: картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.

Ход игры: Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

«Чья песенка».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие речи, закрепление знания сказок.

Описание игры: Воспитатель читает слова героя из сказки. Дети называют сказку и героя, которому принадлежат эти слова. Например:

Я, Колобок, Колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

(Сказка «Колобок», песенка Колобка)

Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, Коща, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студёную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечка во сыру землю.

(Сказка «Волк и козлята», песенка Козы)

Вы, детушки, вы, батюшки

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла,

Полны копытся водицы!

Сказка «Волк и козлята», песенка волка)

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Её подружки в лес заманили,

Заманили – покинули.

(Сказка «Снегурушка и лиса», песенка Снегурушки) .

Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

(Сказка «Маша и медведь», песенка Маши) .

Как выскочу, как выпрыгну –

Полетят клочки по закоулочкам.

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка лисы) .

Петушок, Петушок

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко –

Дам тебе горошку.

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка лисы) .

Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За высокие горы!

Котик-братик,

Выручи меня!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Петушка) .

Эта ложка простая – Петина,

Эта ложка простая – Котова,

А это ложка не простая, - точёная,

Ручка золочёная, -

Эту ложку я себе возьму.

(Сказка «Жихарка», слова Жихарки)

Ку – кА – ре – ку!

Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи!

Поди лиса, вон!

(Сказка «Лиса, заяц и петух», песенка Петушка) .

Стрень, брень, гусельки,

Золотые стунушки,

Дома ли лиса?

Выходи лиса!

(Сказка «Кот, петух и лиса», песенка Кота) .

Сяду на пенёк

Съем пирожок.

(Сказка «Маша и медведь», песенка медведя

«Сказочные зайцы».

Цель: развитие речи, воображения, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры: Взрослый предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

«Большой – маленький».

Цель: Упражнять в образовании слов по аналогии. Развитие речи, наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры: Воспитатель называет название взрослого животного. Ребёнок называет название его детёныша. Затем изображают детёныша животного.

«Волшебный кубик».

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти.

Материал: разноцветный кубик, на каждую грань которого, с помощью липучки, прикрепляются герои или сюжеты сказок.

Описание игры:

I вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети называют героя и сказки с его участием.

II вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки. Дети изображают этого героя.

III вариант. Воспитатель бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные). Дети называют сказку и её героев.

IV вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо персонажа сказки, и называет героя и сказки с его участием.

V вариант. Ребёнок бросает кубик, на каждой грани которого прикреплено изображение какого-либо сюжета сказки (желательно чтобы сказки были разные, и называет сказку и её героев.

«Опиши героя».

Цель: Развитие грамматического строя речи, умения подбирать прилагательные.

Материал: Сказка, картинка или фигурка героя для описания; карточки со схематическими изображениями эмоций, цвета, строения тела.

Ход игры:

I вариант (для детей 3 – 4 лет) :

После прочтения сказки, воспитатель спрашивает: (например, сказка «Лиса и заяц») – Какой Петушок?

Дети отвечают: «Добрый, смелый и т. д. »

II вариант (для детей 4 – 7 лет) :

После прочтения сказки, или при сравнении сказок, воспитатель просит описать одного из героев, используя схематические карточки.

«Я начну, а ты продолжи».

Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умение внимательно слушать друг друга.

Материал: персонаж – герой выбранной сказки.

Ход игры: Дети сидят в кругу. У воспитателя в руках персонаж – герой сказки, которую дети будут рассказывать. Воспитатель начинает сказку (говорит одно – два предложения) и передаёт сидящему рядом ребёнку. Ребёнок продолжает, говоря тоже одно – два предложения, и передаёт следующему.

«Маски».

Цель: Развитие речи, воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Материал: маски сказочных персонажей – животных.

Описание игры: Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего надевают маску сказочного персонажа знакомой сказки, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому – либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

«Угадай сказку».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: используются фигурки сказочных героев одной из сказки.

Ход игры: Взрослый прикрепляет на фланелеграф фигурки сказочных героев персонажей какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.

«Назови сказку»

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, памяти, наглядного мышления.

Материал: игровое поле, на котором помещены сюжеты разных сказок; кубик.

Ход игры: Ребёнок бросает кубик на игровое поле. Когда кубик остановиться на одном из сюжетов, ребёнок называет сказку и её героев.

«Что изменилось? » - 2.

Цель игры: Развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.

Материал: Игрушки из настольного театра.

Ход игры;

На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и воспитатель убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает: «Кто убежал в лес? » Дети должны сказать, что изменилось.

«Найди сказочных героев».

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей. Развитие речи, памяти, внимания, мышления.

I вариант:

Материал: Фигурки сказочных героев, сюжеты сказок.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям фигурки или резиновые игрушки сказочных героев. На столах разложены сюжеты разных сказок. По команде воспитателя дети к каждому сюжету ставят своего сказочного героя.

II вариант.

Материал: большие карты, на которой изображен сюжет какой – либо сказки; маленькие карточки с изображением сказочных героев сказки.

Ход игры:

Игра проводиться по принципу лото. Детям раздаются большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки. Дети, у которых герой из сказки, изображенной на большой карте, называет героя и берёт его себе. Выигрывает тот кто первым заполнит свою карту.

«Кто лишний? »

Цель: Закрепление знания сказок и сказочных персонажей, развитие речи, внимания, памяти, мышления.

Материал: используются фигурки героев сказок из театра на фланелеграфе или из настольного театра.

Ход игры:

На столе или на фланелеграфе выставляются герои одной из сказок и один лишний герой. Детям до 5 лет, взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился.

Дети после пяти лет, должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

«Отгадай слово».

(для тех кто знает буквы)

Цель: закрепление первого звука в слове, закрепление знаний о сказочных героях, развитие ЗКР, мышлении, памяти, внимания.

Материал: двухстороннии карточки: с одной стороны буква, с другой стороны изображение сказочного персонажа название, которого начинается на эту букву.

Ход игры:

I вариант:

Воспитатель показывает картинку сказочного персонажа. Ребёнок проговаривает название и выделяет первый звук. Воспитатель переворачивает карточку.

II вариант:

Воспитатель выкладывает из карточек слово картинками вверх. Ребёнок проговаривает название каждой картинки, выделяя первый звук. Воспитатель переворачивает карточку буквой вверх, ребёнок складывает (прочитывает) загаданное слово.

«Расскажи сказку по картинке».

Цель: развитие связной речи; закрепление знания сказок, памяти.

Материал: Сюжетные картинки к сказкам.

Ход игры: Воспитатель показывает ребёнку сюжетную картинку. Ребёнок называет сказку и описывает, что на ней изображено. При желании ребёнок может рассказать сказку полностью.