Цели: познакомить с прозаическим вариантом текста былины; обобщить и обогатить знания детей о былинах; учить понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, составлению рассказа об Илье Муромце; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование гуманистических и демократических ценностных ориентации.

Оборудование : выставка книг по теме урока, текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе И.В. Карнауховой.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были-жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай какими он словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, с ускорением, выразительно).

III. Актуализация знаний

1. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, что мы с вами сейчас читали? (Это зачин былины «Илья Муромец и Идолище».)

— Что вы узнали из этого текста? Как вы его поняли?

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете об этом? (Ответы детей.)

На востоке, у границ Китая, среди кочевых монгольских племен объявился человек, которого звали Чингисхан. Силой, жесткостью, хитростью и коварством он подчинил своей власти степные племена и создал из них лучшую в мире армию завоевателей. Покорив многие страны и народы, в 1237 г. армия, возглавляемая внуком Чингисхана ханом Батыем, подошла к границам русских земель. Батый хотел выполнить завещание Чингисхана — достичь Атлантического океана и покорить Европу. Каждое из русских княжеств пыталось отбиться от врагов своими силами, но одна за другой гибли богатырские дружины. Сгорали героически защищавшиеся города. И завоеватели шли все дальше и дальше по Русской земле.

— Что вам известно о Золотой Орде?

(Учитель обобщает и дополняет ответы детей.)

На восточных границах русских земель Батый создал свое сильное государство — Золотую Орду. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли.

Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи — съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с дару гам и назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи («огланы»), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска.

Ханы Золотой Орды были довольны своими владениями. В их государстве началось строительство богатых и красивых городов. Возобновилась оживленная торговля. Прекратились войны между многочисленными кочевыми племенами.

2. Проверка домашнего задания

— Какие иллюстрации к былине вы подготовили? Представьте их классу. Прочитайте выразительно отрывки из былины, соответствующие иллюстрациям.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Чтение и анализ прозаического варианта былины

— Сегодня мы познакомимся с прозаическим вариантом былины. Но прежде объясните значение старинных слов.

Сажень — старинная русская мера длины, чуть более 2 м (расстояние между концами пальцев разведенных в стороны рук).

Пядь — старинная русская мера длины, равная расстоянию между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Полушечка — самая мелкая медная монета достоинством четверть копейки.

(Учитель читает текст былины «Три поездки Ильи Муромца» в пересказе Ирины Карнауховой.)

— Когда происходили описанные в былине события?

— Каковы особенности того времени?

— О чем повествуется в былине? Поможет ли ответить на этот вопрос ее название? (В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом. По названию можно понять, что было у Ильи три битвы.)

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончились поездки богатыря?

— Какие надписи он сделал?

(Повторное чтение текста былины в учебнике хорошо читающими учениками.)

— Прочитайте выражения.

Добрый молодец, чисто поле, славный Киев-град, конь богатырский, дружина храбрая.

— Как их называют? (Устойчивые эпитеты.)

— Прочитайте определение слова эпитет на с. 38 учебника. Приведите свои примеры.

— Найдите в тексте былины, как описываются герои и предметы. Запишите на с. 14 творческой тетради примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былине.

— Найдите сходство и различия поэтического и прозаического вариантов былины.

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Составим синквейн об Илье Муромце.

Например:

Храбрый, сильный.

Защищает, спасает, рассуждает.

Справедливый защитник нашей Родины.

Богатырь.

Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец,
На своем ли выезжает на добром коне
И во том ли выезжает во кованом седле.
И он ходил гулял да добрый молодец,
Ото младости гулял да он до старости.
Едет добрый молодец да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да Латырь камешек,
И от камешка лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати — убиту быть,
Во другую дороженьку ехати — женату быть,
Третюю дороженьку ехати — богату быть».
Стоит старенький да издивляется,
Головой качат, сам выговариват:
«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,
А еще такового чуда не нахаживал.
Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?
Нету у меня да молодой жены,
И молодой жены да любимой семьи,
Некому держать тощить да золотой казны,
Некому держать да платья цветного.
Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?
Ведь прошла моя теперь вся молодость.
Как молоденьку ведь взять — да то чужа корысть,
А как старую то взять — дак на печи лежать,
На печи лежать да киселем кормить.
Разве поеду я ведь, добрый молодец,
А й во тую дороженьку, где убиту быть?
А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,
И походил погулял ведь добрый молодец во чистом поле».
Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,
Только видели добра молодца ведь сядучи,
Как не видели добра молодца поедучи;
Во чистом поле да курева стоит,
Курева стоит да пыль столбом летит.
С горы на гору добрый молодец поскакивал,
С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,
Он ведь реки ты озера между ног спущал,
Он сини моря ты на окол скакал.
Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,
Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,
И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,
Где стоят ведь сорок тысячей разбойников
И те ли ночные тати подорожники.
И увидели разбойники да добра молодца,
Старого казака Илью Муромца.
Закричал разбойнический атаман большой:
«А гой же вы, мои братцы товарищи
И разудаленькие вы да добры молодцы!
Принимайтесь ка за добра молодца,
Отбирайте от него да платье цветное,
Отбирайте от него да что ль добра коня».
Видит тут старыи казак да Илья Муромец,
Видит он тут, что да беда пришла,
Да беда пришла да неминуема.
Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:
«А гой же вы, сорок тысяч разбойников
И тех ли татей ночных да подорожников!
Ведь как бить трепать вам будет стара некого,
Но ведь взять то будет вам со старого да нечего.
Нет у старого да золотой казны,
Нет у старого да платья цветного,
А и нет у старого да камня драгоценного.
Только есть у старого один ведь добрый конь,
Добрый конь у старого да богатырскиий,
И на добром коне ведь есть у старого седелышко,
Есть седелышко да богатырское.
То не для красы, братцы, и не для басы
Ради крепости да богатырскоей,
И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,
Биться ратиться добру молодцу да во чистом поле.
Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,
И во той ли во уздечике да во тесмяноей
Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.
И где ходит ведь гулят мои добрый конь,
И среди ведь ходит ночи темныя,
И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;
Но еще у старого на головушке да шеломчат колпак,
Шеломчат колпак да сорока пудов.
То не для красы, братцы, не для басы
Ради крепости да богатырскоей».
Скричал сзычал да громким голосом
Разбойнический да атаман большой:
«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!
Принимайтесь ка вы, ребятушки, за дело ратное».
А й тут ведь старому да за беду стало
И за великую досаду показалося.
Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,
И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.
Как в сторону махнет — так тут и улица,
А й в другу отмахнет — дак переулочек.
А видят тут разбойники, да что беда пришла,
И как беда пришла и неминуема,
Скричали тут разбойники да зычным голосом:
«Ты оставь ка, добрый молодец, да хоть на семена».
Он прибил прирубил всю силу неверную
И не оставил разбойников на семена.
Обращается ко камешку ко Латырю,
И на камешке подпись подписывал,
И что ли очищена тая дорожка прямоезжая,
И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.
Выезжает старенький да во чисто поле,
Увидал тут старенький палаты белокаменны.
Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,
Увидела тут да красна девица,
Сильная поляница удалая,
И выходила встречать да добра молодца:
«И пожалуй кось ко мне, да добрый молодец!»
И она бьет челом ему да низко кланяйтся,
И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;
Посадила добра молодца да за дубовый стол,
Стала добра молодца она угащивать,
Стала у доброго молодца выспрашивать:
«Ты скажи тко, скажи мне, добрый молодец!
Ты какой земли есть да какой орды,
И ты чьего же отца есть да чьей матери?
Еще как же тебя именем зовут,
А звеличают тебя по отечеству?»
А й тут ответ то держал да добрый молодец:
«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?
А я теперь устал, да добрый молодец,
А я теперь устал да отдохнуть хочу».
Как берет тут красна девица да добра молодца,
И как берет его да за белы руки,
За белы руки да за златы перстни,
Как ведет тут добра молодца
Во тую ли во спальню, богато убрану,
И ложит тут добра молодца на ту кроваточку обманчиву.
Испроговорит тут молодец да таково слово:
«Ай же ты, душечка да красна девица!
Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».
И как схватил тут добрый молодец
да красну девицу,
И хватил он ей да по подпазушки
И бросил на тую на кроваточку;
Как кроваточка то эта подвернулася,
И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.
Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:
«А гой же вы, братцы мои да все товарищи
И разудалые да добры молодцы!
Но имай хватай, вот и сама идет».
Отворяет погреба глубокие,
Выпущает двенадцать да добрых молодцев,
И все сильныих могучих богатырей;
Едину оставил саму да во погребе глубокоем.
Бьют то челом да низко кланяются
И удалому да добру молодцу
И старому казаку Илье Муромцу.
И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,
И на камешке то он подпись подписывал:

И направляет добрый молодец да своего коня
И во тую ли дороженьку, да где богату быть.
Во чистом поле наехал на три погреба глубокиих,
И которые насыпаны погреба златом серебром,
Златом серебром, каменьем драгоценныим;
И обирал тут добрый молодец все злато это серебро
И раздавал это злато серебро по нищей по братии;
И роздал он злато серебро по сиротам да бесприютныим.
И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,
И на камешке он подпись подписывал:
«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

Народная мудрость

Ответы к стр. 10

Три поездки Илья Муромца
Былина
(в пересказе А. Нечаева)

По чистому полю, по широкому раздолью ехал старый казак Илья Муромец и наехал на развилку трёх дорог. На развилке горюч-камень лежит, а на камне надпись написана: «Если прямо ехать – убитому быть, направо ехать – женатому быть, а налево ехать – богатому стать». Прочитал Илья надписи, призадумался:
– Мне, старому, в бою смерть не писана. Дай поеду, где убитому быть.
Долго ли, коротко ли ехал он, выскочили на дорогу воры-разбойники. Три сотни татей–подорожников. Горланят, шалыгами размахивают:
– Убьём старика да ограбим!
– Глупые люди, говорит Ильи Муромец, – не убив медведя, шкуру делите!
И напустил на них своего коня верного. Сам копьём колол и мечом разил, и не осталось в живых ни единого душегуба-разбойника.

Воротился на развилку и стёр надпись: «Если прямо ехать — убитому быть». Постоял возле камня и повернул коня направо:
– Незачем мне, старому, женату быть, а поеду, погляжу, как люди женятся.
Ехал час либо два и наехал на палаты белокаменные.
Выбегала навстречу красна девица-душа. Брала Илью Муромца за руки, вела в столовую горницу. Кормила-поила богатыря, улещала:
– После хлеба-соли ступай опочив держать. В дороге небось умаялся!
Провела в особый покой, указала на перину пуховую.

А Илья, он смекалист, сноровист был, заприметил неладное.
Кинул девицу-красу на перину, а кровать повернулась, опрокинулась, и провалилась хозяйка в подземелье глубокое.

Выбежал Илья Муромец из палат во двор, разыскал подземелье то глубокое, двери выломал и выпустил на белый свет сорок пленников, женихов незадачливых, а хозяйку — красну девицу — в тюрьму подземную запер крепко-накрепко.

3

После того приехал на развилку и другую надпись стёр. И новую надпись написал на камне: «Две дорожки очищены старым казаком Ильёй Муромцем».
— В третью сторону не поеду я. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется.
Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь великую да за русский народ!
На том сказ о славном, могучем богатыре Илье Муромце и окончился.

1. Каким был Илья Муромец? Отметь ответ + .

+ добрый + умный + мудрый
+ сильный жадный злой

2. Перечитай отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца» в стихотворной форме. Впиши пропущенные слова.

И обращался добрый молодец ко камешку

Едет старый казак Илья Муромец по чистому полю, глубокую думушку думает:

«Приходит старость древняя, надвигается старость тучей черною, налетает черным вороном, а молодость буйная, привольная улетела далеко ясным соколом. И то сказать, довольно пожил я на белом свете, прожил триста годков без малого».

Подъезжает тут старый богатырь к белому камню, расходятся от камня в разные стороны три дороги; на камне написаны такие слова:

«Кто поедет по средней дорожке - тому быть убитому; кто поедет направо - тому быть женатому; налево ехать - быть богатому».

Думает Илья:

«На что мне, старому, богатство? И жениться на старости лет нет у меня никакой охоты; поеду по той дорожке, где быть мне убитому».

Ехал добрый молодец три часа, проехал триста верст и нагоняет толпу разбойников-станичников.

Увидали его разбойники, говорят между собою:

Убьем старого богатыря; конь у него хороший; пригодится нам.

Стали они бить старого казака; стоит Илья, не шелохнется.

Нечего вам взять у меня,- говорит Илья разбойникам,- одежда у меня небогатая; правда, кафтан мой стоит пятьсот рублей да есть у меня крест на груди ценой в три тысячи, а коню-бурушке и цены нет!

Смеются разбойники:

Сам про свои богатства старый болтает, чтобы знали мы, чем поживиться.

Как схватит тут Илья шапку с головы - начал шапкой помахивать направо-налево; падают разбойники замертво, валятся целыми толпами. Перебил Илья разбойников, вернулся назад к камню и написал на нем:

«Неправду говорит надпись: ездил по средней дорожке - убит не был».

«Дай,- думает Илья,- поеду по той дорожке, где быть мне женатому».

Повернул Илья направо; опять едет три часа, проехал триста верст; увидел перед собою несказанное чудо: стоит богатый город, весь палатами боярскими да княжескими застроен; во дворце царском смотрит из окна на дорогу прекрасная королевна.

Увидела она Илью, вышла старому казаку навстречу, ласковое слово ему промолвила, взяла его за руки белые, ввела в царскую гридню, просит хлеба-соли у ней откушать, а слугам приказала Ильеву бурушке засыпать пшеницы белояровой.

Попировал Илья, отведал зелена вина, яств сахарных, кланяется прекрасной королевне, благодарит за хлеб, за соль.

Говорит ему королевна:

Наверно, устал ты с дороги, славный богатырь, не хочешь ли пойти прилечь, отдохнуть от длинного пути?

Привела королевна Илью в богатый покой, указала ему для отдыха кровать пуховую.

Посмотрел Илья недоверчиво на высокую кровать и не захотел лечь отдыхать, а взял королевну за руки и опустил ее что было силы на кровать пуховую; перевернулась под царевной кровать, провалилась красавица в глубокий погреб.

Говорит Илья служанкам королевны:

Подайте мне золотой ключ; я хочу отворить погреба глубокие.

Не дают ему ключа. Пошел Илья к дверям темницы; разбросал руками доски, которыми были заложены двери; ногой как толкнет двери железные - обе половины с петель упали.

Вывел Илья на свет божий из погреба сорок царей-царевичей, сорок королей-королевичей.

Вернитесь по своим царствам,- говорит им Илья,- молите бога за старого богатыря Илью Муромца. Кабы не освободил я вас - сложили бы вы тут свои буйные головы.

А душечку красную девицу разрубил Илья на части за ее злодейские дела; раскидал по полю куски ее тела белого; серые волки их порастерзали, черные вороны порасклевали.

Вернулся Илья к камню - написал на нем:

«По другой дорожке ездил - женат не бывал!»

Поехал Илья на третью дорожку, где ему богатому быть; едет Илья три часа, проехал триста верст; видит - перед ним стоит чудный крест, всеми цветами отливает.

Покачал старый головой:

«Этот крест не зря здесь поставлен, стоит он над погребом глубоким; много в погребе золота, серебра хранится, дорогого скатного жемчуга».

Снял Илья крест чудный с глубокого погреба, вынул богатства зарытые, несметные, настроил на них прекрасных церквей божиих с чистым звоном колокольным по всему стольному Киеву. Прилетела тут за Ильей сила небесная; сняли его святые ангелы с верного бурушки и унесли в киевские пещеры святые. В них и до сих пор покоятся богатырские мощи нетленные, а православный народ во всех концах матушки Руси вспоминает великие дела Ильи, старому казаку славу поет, честь воздает.

Летописи. Былины. Жития.

Былина «Ильины три поездочки».

Введение

Вы видите рисунок «Камень на распутье».

http://topreferat.znate.ru/pars_docs/refs/12/11584/11584-13_5.jpg

В каких произведениях вы встречали указатели для главного героя? (В былинах).

Что означает слово былина? (Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли) . Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.

Какие былины читали мы с вами в 3 классе? (Добрыня Никитич, Добрыня и Змей, Исцеление Ильи, Илья и Соловей - разбойник).

О каких отличительных чертах былины вы знаете? (Былинный зачин, повторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, определённое содержание- сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования).

Какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырём? (Бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым, защищать родную землю).

Прочитайте медленно текст:

Как во славном было городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Ещё были - жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Ай, какими он словами похваляется:

«Я ведь князя - то Владимира повыживу,

Сам я сяду во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

Что вы только что прочитали? (Зачин).

Кто исполняет былины и как?

Кто был героями былин?

За что народ любил Илью Муромца? (Любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершил подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.)

Как вы считаете, чем отличается былина от сказки?

Отличие сказки от былины.

Сказка .

1. Не верят в реальность.

2. Единообразная композиция (построение);

3.Герои: люди, царевичи, животные

Былины.

1 Верят в реальность.

2. Индивидуальная композиция;

3. Герои-богатыри.

Чтение былины «Ильины три поездочки» с комментированием

Откройте учебник на стр. 12.

С какой былиной мы сегодня познакомимся? (Мы познакомимся с былиной «Ильины три поездочки»)

Прежде чем мы начнем знакомство с былиной, познакомимся с главным героем.

http://s6.drugiegoroda.ru/2/186/18646-Vastnetsov_1914.jpg

О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.

Илья Муромец - герой славянского эпоса

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек - силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Словарная работа

СИЕ - это.

КРЕМНЕВЕНЬКИЕ - из кремня.

БУЛАТНАЯ БРОНЯ, БУЛАТ - узорчатая сталь.

СМЕТА - богатство.

САЖЕНЬ -2,134м (3 аршина).

ОБЛАТЫНИВАТЬ - обращаться в католическую церковь.

БАШЛЫК - головной убор.

ВОРОНОВЫЕ - чёрные.

ГОЛЬ, ГОЛЫДЬБА - оборванцы.

АМБАР - сарай.

Характеристика героя

Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? (Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть.)

Как он рассуждает на перепутье у камня? («Это Бог с тобой, что судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» )

О каких чертах характера это говорит? (Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.)

Найдите описание разбойников. ("...Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто вёдра вверх Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пёс-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью!»)

Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами - оньк, ичек, ечек.

Какое значение придают эти суффиксы? (Уменьшительно-ласкательное.)

Для чего это сделано? (Для контраста с силой Ильи Муромца).

Как описан Илья Муромец в схватке с разбойниками? (...Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака. А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал.
Из налучника лук тугой,
Из колчана калёну стрелу
Вынимал да пускал Илья
В дуб кряковистый разрывчатую.
Разрывала, расщепляла стрела
Старый дуб во щепу, во черенки.
Череночки да щепочки
Разлетелись, угодили они
Во разбойников да всех до одного
В одночасье погубили подряд!...)

От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? (От нашествия татаро - монгол).

Почему былина называется «Три поездочки»? Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий? Какое историческое событие нашло отражение в былине? (Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народ в католическую веру).

Обобщение образа Ильи. Выберите те слова, которые имеют отношение к Илье. (Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, грубый, справедливый).

Итоги

Познакомились с былиной "Ильины три поездочки". Учились анализировать, сравнивать былины и сказки, искать сходства и различия; осознанно читать былины; применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; осознавать меру ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

http://www.nado5.ru/e-book/iliny-tri-poezdochki

http://download.myshared.ru/WBkpWgz9zb5NT25ds_gghw/1462441144/499642.ppt