Святогор нам представляется огромным существом, мощь которого сравнима с горой. Это действительно великан, сын Матери - Сырой Земли, которая его породила и не вынесла.

Однако он сам оказывается не всемогущим и не может совладать с «тягой земной», которая заключена в тяжёлой суме: при попытке её поднять он уходит ногами в землю.

В другой былине он, едучи с Ильёй Муромцем, натыкается на каменный гроб; богатыри начинают его примерять, и гроб приходится впору Святогору. Он не может поднять его крышку и умирает, перед кончиной вдохнув в Илью часть своей силы.

Древнейший богатырь

Святогора трудно назвать героем, поскольку он не совершает никаких подвигов; но при этом и зла от него не исходит. Громадный воин и богатырь, обладающий недюжинной силой, Святогор не может её куда-либо применить. Скитается он по земле, меряется силами с другими богатырями и природными явлениями, но так и остаётся один. Нет у него ни родных, ни друзей, ни даже врагов.

В одной о его чувствах сказано: «Грузно от силушки, как от тяжёлого бремени». Поэтому Святогор - фигура весьма трагическая. Причина такого образа Святогора отчасти кроется в его древности: это один из самых старых персонажей русских былин, едва только «оторвавшийся» от природных стихий. Возможно, он, как и Мать - Сыра Земля, восходит к некоему праиндоевропейскому архетипу. Однако нельзя сказать, что судьба не посылает Святогору ничего доброго.

Так, в одной из былин он женится на настоящей красавице. Вещий кузнец предсказал ему, что он женится на девушке, 30 лет живущей на гноище (навозе) и обросшей уродливой корой. Святогор едет туда, находит на гноище эту девушку - Плёнку Поморскую, рубит её в грудь мечом, оставляет 500 рублей и уезжает. Но от удара Плёнка просыпается, выздоравливает и превращается в красавицу. Святогор случайно услышал о её красоте, нашёл её и взял в жёны; после этого он обнаружил шрам на её груди и понял, кто она такая.

В былинах Святогора окружают такие персонажи, как:

  • Илья Муромец, с которым он впоследствии сдружился
  • Микула Селянинович, которому Святогор хвастливо рассказывает о своей огромной силе
  • Плёнка - мифическая красавица, временно обретшая уродливую сущность.

Святогор - герой фантастический и символический

Показателен сюжет, в котором Святогор едет на коне и держит на плечах ларец, в котором сидит его прекрасная жена. Он натыкается на огромную постель. Принадлежит она , но тот заранее спрятался, услышав стук копыт. Святогор уснул на постели, жена заметила Илью и изменила Святогору, а затем спрятала его в карман мужа.

Святогор проснулся и поскакал дальше, но его конь выдал расположение Ильи. Святогор в гневе убил неверную жену, а с Ильёй Муромцем побратался. Сюжет этот нелогичен и неправдоподобен, но он призван продемонстрировать величину и силу Святогора, по сравнению с которым другие богатыри настолько маленькие, что могут залезть к нему в карман.

Былина о кончине Святогора имеет символический смысл: древние персонажи умирают, а на смену им приходят новые, более молодые (Илья Муромец), олицетворяющие новое русское государство, но внутри которых имеется всё тот же дух старого богатыря.

Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, - муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне.

Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам.
Тут колеблется мать сыра земля,
Осыпаются камни в пропасти,
Выливаются быстры реченьки.
Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, - остановится, раскинет шатёр - ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт.
Скучно Святогору-богатырю, тоскливо, старому: в горах не с кем слова перемолвить, не с кем силой помериться.
Поехать бы ему на Русь, погулять бы с другими богатырями, побиться с врагами, растрясти бы силу, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под его тяжестью не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского.
Тяжко Святогору от своей силы, носит он её как трудное бремя, рад бы половину силы отдать, да некому. Рад бы самый тяжкий труд справить, да труда по плечу не находится. За что рукой ни возьмётся - всё в крошки рассыплется, в блин расплющится.
Стал бы он леса корчевать, да для него леса - что луговая трава. Стал бы он горы ворочать, да это никому не надобно…
Так и ездит он один по Святым горам, голову от тоски ниже гнёт…
- Эх, найти бы мне земную тягу, я бы в небо кольцо вбил, привязал к кольцу цепь железную, притянул бы небо к земле, повернул бы землю краем вверх, небо с землёй смешал, - поистратил бы немного силушки!
Да где её - тягу - найти!
Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг - впереди живой человек идёт!
Идёт невзрачный мужичок, лаптями притоптывает, на плече несёт перемётную суму.
Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться, - стал мужичка догонять.
Тот идёт себе, не спешит, а Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может. Идёт мужичок, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает. Скачет Святогор во всю прыть - всё прохожий впереди! Едет шагом - всё не догнать!
Закричал ему Святогор:
- Эй, прохожий молодец, подожди меня!
Остановился мужичок, сложил свою сумочку наземь.
Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:
- Что это у тебя за ноша в этой сумочке?
- А ты возьми мою сумочку, перекинь через плечо да и пробеги с ней по полю.
Рассмеялся Святогор так, что горы затряслись: хотел сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать - не шелохнётся, пробовал пальцем поднять - не поднимается…
Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - на волос не сдвинул.
Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу его не пот, а кровь течёт, сердце замерло…
Бросил Святогор сумочку, на землю упал - по горам-долам гул пошёл.
Еле отдышался богатырь:
- Ты скажи мне, что у тебя в сумочке положено? Скажи, научи, я о таком чуде не слыхал. Сила у меня непомерная, а я такой песчинки поднять не могу!

Почему не сказать - скажу; в моей маленькой сумочке вся тяга земная лежит.
Опустил Святогор голову:
- Вот что значит тяга земная. А кто ты сам и как зовут тебя, прохожий человек?
- Пахарь я, Микула Селянинович.
- Вижу я, добрый человек, любит тебя мать сыра земля! Может, ты мне про судьбу мою расскажешь? Тяжело мне одному по горам скакать, не могу я больше так на свете жить.
- Поезжай, богатырь, до Северных гор. У тех гор стоит железная кузница. В той кузне кузнец всем судьбу куёт, у него и про свою судьбу узнаешь.
Вскинул Микула Селянинович сумочку на плечо и зашагал прочь.
А Святогор на коня вскочил и поскакал к Северным горам.
Ехал-ехал Святогор три дня, три ночи, трое суток спать не ложился - доехал до Северных гор. Тут утёсы ещё голей, пропасти ещё черней, реки глубокие бурливее…
Под самым облаком, на голой скале увидал Святогор железную кузницу. В кузнице яркий огонь горит, из кузницы чёрный дым валит, звон-стук по всей округе идёт.
Зашёл Святогор в кузницу и видит: стоит у наковальни седой старичок, одной рукой мехи раздувает, другой - молотом по наковальне бьёт, а на наковальне-то не видно ничего.
- Кузнец, кузнец, что ты, батюшка, куёшь?
- Подойди поближе, наклонись пониже!
Нагнулся Святогор, поглядел и удивился: куёт кузнец два тонких волоса.
- Что это у тебя, кузнец?
- Вот два волоса скую, волос с волосом совью - два человека и женятся.
- А на ком мне жениться судьба велит?
- Твоя невеста на краю гор в ветхой избушке живёт.
Поехал Святогор на край гор, нашёл ветхую избушку. Вошёл в неё богатырь, положил на стол подарок - сумку с золотом. Огляделся Святогор и видит: лежит недвижно на лавке девушка, вся корой и струпьями покрыта, глаз не открывает.
Жаль её стало Святогору. Что так лежит и мучается? И смерть не идёт, и жизни нету.
Выхватил Святогор свой острый меч, хотел ударить девушку, да рука не поднялась. Упал меч на дубовый пол.
Святогор выскочил из избушки, на коня сел и поскакал к Святым горам.
А девушка тем временем глаза открыла и видит: лежит на полу богатырский меч, на столе - мешок золота, а с неё вся кора свалилась, и тело у неё чистое, и силы у неё прибыли.
Встала она, прошлась по горенке, вышла за порог, нагнулась над озерком и ахнула: смотрит на неё из озера девица-красавица - и статна, и бела, и румяна, и очи ясные, и косы русые!
Взяла она золото, что на столе лежало, построила корабли, нагрузила товарами и пустилась по синему морю торговать, счастье искать.
Куда бы ни приехала, весь народ бежит товары покупать, на красавицу любоваться. Слава о ней по всей Руси идёт.
Вот доехала до Святых гор, слух о ней и до Святогора дошёл. Захотелось ему тоже на красавицу поглядеть.
Взглянул он на неё, и полюбилась ему девушка.
- Вот это невеста по мне, за эту я посватаюсь!
Полюбился и Святогор девушке.
Поженились они, и стала жена Святогору про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тридцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась, как день ги на столе нашла.
Удивился Святогор, да ничего жене не сказал. Бросила девушка торговать, по морям плавать стала жить со Святогором на Святых горах.

Святогор - богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.

Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» - так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.

По одной из версий, Святогор - сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.

Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.

СМЕРТЬ ГЕРОЯ

Одно из главных отличий былин о Святогоре - они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.

Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.

Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.

В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

Святогор и «тягость земная» . Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой - узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.

Святогор и каменный гроб . Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.

Святогор и его жена . По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую - а вдруг она не так уж и страшна?

Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла - сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.

Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.

Святогор Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильей Муромцем. Святогор в эпосе является огромным великаном, "выше леса стоячего"; его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах; при его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович (вар. - старцы) и бросил на землю сумочку, которую Святогор тщетно пытается сдвинуть, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев "тяги земной", заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель 10 сажен, шириной 6 сажен. Он засыпает на ней на три дня. На 3 день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильей вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: "кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет". Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем. Третий эпизод - женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, он предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около нее 500 рублей, ударил ее в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая ее, сошла; она превратилась в красавицу и Святогор, услыхав о ее красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на ее груди шрам, узнал в чем дело и понял, что от судьбы не уйдешь. Анализ этих трех сюжетов привел исследователей к следующим заключениям: 1) Мотив о подымании сумочки - общераспространенный в эпосе других народов и в сказаниях о других богатырях: Анике, Колыване, Вольге, Самсоне. В югославской поэзии в роли Святогора выступает королевич Марко; то же на Кавказе рассказывают о нарте Сослане. Сумочка соответствует камню в былинах о Потоке, что совпадает с средневековым рассказом о Александре Македонском, которому жители райской страны дают в дань камешек; этот камешек, который нельзя ни взвесить, ни измерить, обозначает в символическом толковании еврейского мудреца человеческое око = зависть. Параллельным является древнее северное сказание о споре Тора с великаном. 2) Параллели по второму мотиву, о неверной жене Святогора, указываются в персидском сборнике Tuti-Nameh, в сказках 1001 ночи, в индийских буддийских сказках. Вероятно, это эпизод восточного происхождения. 3) К эпизоду о гробе Святогора указывают параллели в сказаниях апокрифического характера об Аароне и Моисее, несомненно, еврейского происхождения. Сказания и повести о подобном гробе известны у малоруссов, кошубов, итальянцев, цыган, мадьяр, в древнем Египте. 4) Эпизод о женитьбе Святогора, известный в одной только побывальщине, восходит к народным сказкам, опирающимся на средневековые повести о том, что "суда Божия не минути" (сравни повесть в "Римских Деяниях" перевел в XVII веке на русский язык). По своим подробностям - поездка к северному колдуну-кузнецу - эта побывальщина напоминает эпизод "Калевалы". Женитьба на девушке, лежащей на гноище, встречается в старой русской повести о царевиче Фиргисе. Несмотря на массу параллелей, собранных для освещения личности Святогора, она остается мало разъясненной. Прототип русского Святогора-силача не может считаться найденным, хотя предложено много гипотез: Вольнер сравнивает его с святым Христофором, по легенде перенесшим Христа через воду; Жданов утверждает, с большей вероятностью, что прототипом Святогора был библейский Самсон. Веселовский полагает, наоборот, что на былинного Самсона-богатыря перешли черты Святогора; в другом месте он же указывает на возможный источник - "Александрию", где говорится "о великом муже, которого увидев удивился Александр": он лежал на высокой горе 1000 шагов длиной и 200 шириной, что напоминает постель С. Халанский отмечает возможное влияние кавказских сказаний о великанах и нартах и сходство осетинского Муккары со Святогором. Вс. Миллер более доказательно обставил вопрос о влиянии кавказских сказок на русские и на связь их между собой. Имя Святогора можно считать за эпитет, создавшийся по его месту жительства - Святым горам. См. Гильфердинг "Онежские былины"; Рыбников (I); Ор. Миллер "Илья Муромец"; Wollner "Untersuchengen"; Халанский "Великорусские былины киевского цикла"; Всеволод Миллер "Экскурсы"; Жданов "К истории былевой поэзии"; Веселовский "Южнорусские былины" (IV); "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1888, май; Петров "Тр. Киевской Духовной Академии", 1878, май; Machal "О bohatyrskem epose slovanskem" (I). В. П.

Биографический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Святогор" в других словарях:

    В восточнославянской мифологии древний богатырь. В русском былинном эпосе тяжести его не выносит «мать сыра земля», но сам он не может превозмочь тяги земной, заключённой в суме; пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В. Я. Пропп считал… … Энциклопедия мифологии

    Имя героя русских былин, богатыря, обладающего сверхъестественной силойБольшой Энциклопедический словарь

    А, муж. Ст. русск. редк.Отч.: Святогорович, Святогоровна; разг. Святогорыч.Производные: Святогорка; Свята; Гора.Происхождение: (От свят (ср. святой) и гор (ср. гора). Имя русск. былинного богатыря.) Словарь личных имён … Словарь личных имен

    Тяжёлый самолёт бомбардировщик конструкции В. А. Слесарева. Построен в 1914 1915 на заводе В. А. Лебедева в Петрограде. Трёхстоечный биплан с двумя двигателями (мощностью по 162 кВт) в фюзеляже, приводящими два толкающих воздушных винта диаметром … Энциклопедия техники

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас - Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении - это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»

Святогор-богатырь - один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой - замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.

Множество вариантов

В других былинах указывается иная причина его неподвижности - он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то - Вий), или потому, что побывал на небесах?

Аналогии из былин других народов

По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них - что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый - поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй - открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.

Никакой конкретики

У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой - девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.

Вполне определенные параметры

Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину - 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.

Не совсем былина

«Святогор-богатырь» - былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.

Реальные подтверждения

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.

Преемственность поколений

Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси - Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни - Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.

Популяризация русских былин

Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного - Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.