Церковь вмц. Екатерины

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

(Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов "Утраченный Петербург")

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527

Академия, рожденная эпохой классицизма, сыграла в развитии русского искусства огромную роль. В числе ее первых выпускников были такие мастера классицистической живописи и скульптуры, как А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин. Начало XIX века в истории Академии художеств связано с именами известнейших русских живописцев О. А. Кипренского, А. А. Иванова, К. П. Брюллова. Под воздействием педагогической системы Брюллова, преподававшего в Академии, формировалось творчество Т. Г. Шевченко и П. А. Федотова, произведениями которых началась эпоха критического реализма в русском искусстве. Высокий профессионализм академической школы второй половины XIX века воплотился в педагогической деятельности П. П. Чистякова. Его благотворное влияние ощутили на себе многие ученики Академии, выросшие со временем в крупных мастеров искусства конца XIX и начала XX века. Среди них - И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Д. Поленов и В. М. Васнецов, В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.
Строительство величественного здания Академии художеств связано с именами ряда ее воспитанников и педагогов. Проектировали его А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, руководившие в первые годы после создания Академии ее архитектурным классом. Зодчие решили план здания Академии в виде каре, которое образуют четыре трехэтажных корпуса. В середине расположен еще один корпус - кольцеобразный в плане, ограничивающий внутренний круглый двор. Главный фасад здания обращен к Неве; строгим и величественным - в полном согласии с важным общественным назначением Академии - делает ее облик дорический ордер, объединяющий два верхних этажа. Первый этаж с большими полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. В центре расположен портик парадного входа, между колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры - копии античных оригиналов. Крылья симметричны относительно центра и тоже заканчиваются портиками. Аналогично построение и противоположного фасада, выходящего в сад. Предельно просто решены фасады вдоль 3-й и 4-й линий.
Академия художеств явилась одним из первых петербургских сооружений, в архитектуре которых были воплощены принципы классицизма. Но в облике здания ощущается и влияние барокко. Оно проявилось, в частности, в использовании криволинейных форм в плане здания. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. Столь же сложна и форма венчающего купола.
И в интерьерах Академии художеств сочетаются архитектурные приемы, различные по своему происхождению. Несомненно влияние барокко в композиции вестибюля первого этажа - круглого в плане и перекрытого зонтичным куполом. По контрасту с этим небольшим интерьером особенно просторным, светлым кажется парадный верхний вестибюль, куда ведут два плавно изгибающихся марша лестницы. Его пространство организовано свободным ритмом широко расставленных ионических колонн, поддерживающих хоры. С ордерными формами хорошо согласуются барельефные панно на стенах, большинство из которых создал И. П. Прокофьев, статуи, установленные в нишах, и гипсовые слепки античных ваз, украшающие балюстраду балкона.
Возведение здания Академии художеств, начавшееся в 1764 году, завершилось лишь спустя двадцать пять лет. А перестройки внутренних помещений продолжались и позже. С вестибюлем второго этажа связан перекрытый куполом круглый конференц-зал Академии, расположенный в центре анфилады парадных залов, протянувшейся вдоль главного фасада. Существующая отделка стен конференц-зала относится к 60-м годам прошлого века, но в ее основе лежит композиционная схема, разработанная Кокориновым и Деламотом. В 30-х годах XIX столетия купол конференц-зала был украшен многофигурной росписью, изображающей «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных художеств в России»; ее исполнил живописец В. К. Шебуев. В те же годы по проекту архитектора К. А. Тона была осуществлена отделка остальных залов парадной анфилады, сохранившаяся до наших дней без серьезных изменений. Двухсветные галереи, симметричные относительно конференц-зала, носят названия Рафаэлевского и Тициановского залов: на их стенах помещены копии знаменитых фресок Рафаэля из Ватиканского дворца, картин Тициана, Гвидо Рени, Гверчино и других выдающихся итальянских мастеров. Создание этих копий относится к первой половине XIX века; среди их исполнителей были воспитанники Академии художеств, ставшие затем ее ведущими педагогами, - К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. Т. Марков, П. В. Басин.
К числу самых значительных интерьеров Академии художеств относится Чугунная лестница, расположенная рядом с парадным вестибюлем. Она была сооружена по проекту архитектора А. А. Михайлова в 1819 году. В композицию лестницы включены большие панно и горельефы, аллегорически раскрывающие назначение здания. Это произведения крупнейших мастеров Академии художеств эпохи классицизма - скульпторов И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, живописцев В. К. Шебуева, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и С. А. Бессонова.
Парадные интерьеры здания представляют собою неотъемлемую часть академического музея, экспонаты которого рассказывают об истории старейшей художественной школы страны.
Музей Академии художеств занимает три этажа «циркуля» - внутреннего круглого корпуса. В первом этаже размещена большая коллекция гипсовых слепков со всемирно известных памятников ваяния древнего Востока и античности, эпохи средних веков и Возрождения. Рисование с гипсов всегда было хорошей школой для начинающих художников, и слепки, собранные в Академии художеств, неизменно выполняли и продолжают выполнять свое важное учебное предназначение. Но кроме того, они представляют собою и великолепные пособия по истории искусства; в залах музея можно увидеть статуи египетских фараонов, рельефы Парфенона, Нику Самофракийскую, «Лаокоона», фриз Пергамского алтаря, «Врата рая» флорентийского Баптистерия.
Экспозиция второго этажа академического «циркуля» составлена из учебных работ воспитанников Академии художеств - от первых рисунков с натуры до дипломных произведений. Исполненные в разные годы живописные полотна, рельефы, статуи, гравюры говорят о верности питомцев академической школы традициям большого искусства и вместе с тем свидетельствуют об их неустанном стремлении к совершенству, к поиску новых форм и сюжетов, которые подсказывала художникам изменявшаяся жизнь.
На третьем этаже «циркуля» расположен архитектурный музей. В его экспозиции представлены обмеры памятников древнерусской архитектуры, проекты крупнейших зодчих нашей страны. Уникальные проектные модели, в том числе модель Смольного монастыря с великолепной многоярусной колокольней и модель здания Академии художеств, делают эту экспозицию особенно интересной.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Еще в годы правления императрицы . Основная заслуга в ее открытии принадлежит .

Графу очень хотелось, чтобы Академия искусств находилась в , при задуманном им университете, но учреждена она была в 1757 году в , однако в течение 6 лет числилась в Москве.

Первый набор состоялся в 1758 году. Занятия проводились в особняке Шувалова. Студенты изучали гравюру, портрет, архитектуру и скульптуру. Самых талантливых, Шувалов отправлял учиться дальше за границу.

Финансировалась дальнейшая стажировка из средств Академии, которых было очень мало. Елизавета Петровна выделила на ее содержание 6 тысяч рублей в год.

Содержалась Академия, в основном, на средства самого Шувалова. К концу XVIII века для Академии на Университетской набережной было построено новое здание, котором она и находилась все время своего существования. В качестве преподавателей были приглашены знаменитые художники из Германии и Франции. Позднее в Академии начал преподавать архитектор Кокоринов А.Ф.

Настоящего расцвета Академия достигла уже при . Императрица выделила на ее содержание уже 60 тысяч рублей, что позволило пригласить новых талантливых преподавателей, посылать за границу большее число студентов. Но Кокорина на посту президента Академии сменил Бецкий. При его системе администрирования деятельность Академии начала приходить в упадок. От последствий развала, происшедшего в эти годы, учебное заведение еще долго не могло оправиться.

В середине XIX века Академия была передана в подчинение Министерства при Императорском Дворе. В связи с этим увеличиваются средства на ее содержание, больше внимание уделяется содержанию пансионеров за границей, классные художники стали получать звания и чины.

Правда, не всем студентам нравились новые порядки. В 1863 году 14 самых талантливых учеников, недовольных запретом Совета Академии на замену конкурсного задания, покинули стены учебного заведения. Позднее они организовали " ".

После , Императорская Академия художеств была закрыта в 1917 году. За годы ее деятельности из стен учебного заведения вышли такие именитые художники, как ., ., Брюлов К.П., Врубель М.А., Кипренский О.А. и многие другие художники, которые оставили свой заметный след в русской культуре.

За годы Советской власти Академия неоднократно изменяла название, но каждый раз оно указывало, что учебное заведение должно проповедовать именно пролетарскую культуру. В 1990 году прошлого столетия данное учебное заведение было преобразовано в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени , каковым и остается до сих пор.

Императорская Академия художеств - ВУЗ в Российской империи в области изобразительных искусств.

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости основать Академию художеств. Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 году в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.


В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764-1788 г. для Академии было построено специальное здание. Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.


Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.


“Полное учреждение ” издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей. Пока действовал Кокоринов, силы академии развивались, но длинный период президентства И. И. Бецкого (сменившего в 1763 г. Шувалова) был периодом весьма плохой администрации и упадка первых задатков академической деятельности. Предполагали поднять академию распоряжениями 1802 года, имевшими в виду совершенно преобразовать преподавание наук, необходимых для образования художников, по другому устраивать посылку молодых художников за границу, завести при академии галерею, установить премии и т. п., но эти предположения не осуществились, кроме только посылки молодых художников за границу.


В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением. Министерство исходатайствовало суммы, требовавшиеся на уплату значительных долгов академии и на постройку многих зданий при академии. Однако, учебная часть поправилась мало. Воспитательное училище, существовавшее при академии, требовало множество мер, более касавшихся поднятия нравственности, нежели улучшения преподавания. Эти меры вызвали справедливую критику и нападки. Президентом академии А. Н. Олениным с целью оправдать свое управление “от носившихся в городе слухов” было издано “Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764 по 1829 год”, из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.


Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, в 1843 году закрыто воспитательное училище; новым Уставом от 30 августа 1859 года совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии. Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.


9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников Императорской Академии художеств , допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии “Пир бога Одина в Валгалле”) на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как “Бунт 14-ти”. Именно они организовали “Художественную артель” позже, в 1870 году она была преобразована в “Товарищество передвижных художественных выставок”.


В конце XIX века на академию отпускалось ежегодно 72,626 руб. Кроме подготовки художников, Академия художеств открывала периодические выставки картин и имела постоянно открытый для публики художественный музей.

Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.


12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно-технический институт. В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.


Купол Академии венчала выполненная по проекту архитектора Прокофьева скульптурная композиция "Минерва в окружении трех гениев художеств". Спустя 100 лет разрушающаяся под действием времени скульптура была восстановлена по проекту архитектора фон Бока. В 1911 году в здании Академии произошел пожар, при котором скульптура, выполненная из тонкой листовой меди, погибла. Скульптор Михаил Аникушин по сохранившимся чертежам и моделям скульптуры начал ее воссоздание. Завершили работу знаменитого мастера его ученики под руководством скульптора Владимира Горевого. 7-тонная 5-метровая бронзовая скульптура была отлита на петербургском заводе "Монументскульптур" на средства, выделенные Академией художеств и ее президентом Зурабом Церетели. Официальная церемония открытия скульптуры состоялась в мае 2003, в рамках празднования 300-летия Петербурга.


Ночью здание Академии красиво подсвечивается (автор фото - Позитивчик)


Строя на берегах Невы европейскую столицу, и желая привить на российской почве многовековой градостроительный европейский опыт, Петр I призывал для ее строительства и украшения мастеров из Италии, Голландии, Франции, Германии. Его большим желанием было воспитать своих отечественных мастеров: художников, архитекторов, скульпторов. С этой целью он отправлял в Европу для получения художественного образования талантливых молодых людей из России. Но желалось ему и в России иметь такое учебное заведение, которое могло бы воспитывать столь необходимых России специалистов. При петербургской типографии им была образована Рисовальная школа, которая готовила художников для иллюстрации книг, но его планы были гораздо шире. Планам Петра суждено было осуществиться позднее, в царствование его дочери императрицы Елизаветы Петровны. По инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова в 1757 году в Петербурге была основана Академия художеств, которую называли тогда «Академией трех знатнейших художеств» - живописи, ваяния и зодчества. Первые годы занятия Академии проводились во дворце Шувалова на Садовой улице. Переданные Шуваловым Академии библиотека, коллекция картин, слепков с произведений античного и западноевропейского искусства стали фундаментом для будущих библиотеки и музея Академии художеств.
Очень скоро встал вопрос о строительстве специального здания для Академии. В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Их перестраивали, переделывали, но они не могли удовлетворить нужд столь значимого для Петербурга и России высшего учебного заведения. Пришедшая к власти императрица Екатерина II придала Академии статус Императорской, и в 1764 году началось строительство здания по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота при участии архитектора А. Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии. Торжественная закладка здания состоялась в присутствии императрицы и наследника 7 июля 1765 года. Первый камень в основание нового здания был положен золотой лопаточкой самой императрицей. Здание построено во входившем тогда в моду стиле классицизма и представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус, который академисты называют «циркулем». «Циркулем» образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров. Такая необычная конструкция здания была исполнением воли императрицы. На вопрос: для чего же это нужно, она отвечала: «Для того чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились». Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания. Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами. Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним. Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей. Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных

Статуй Геркулеса и Флоры. Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока. В 1910-тых годах в Академии художеств произошел большой пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга.
Здание чрезвычайно эффектно смотрится с Английской набережной левого берега Невы. Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры XVIII - XIX веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.
Простая, логически ясная композиция здания придает ему особую значительность, наделяет внешний облик первой государственной художественной школы в России величавостью, достойной ее высокого предназначения.
Южный фасад здания, обращенный на академический сад, по композиции схож с северным. Под куполом его центрального павильона разместилась церковь, освященная 24 ноября 1837 года во имя Святой Великомученицы Екатерины. Церковь была спроектирована тогда еще молодым архитектором К. А. Тоном.
Здание Академии художеств строилось довольно долго - с 1764 по 1788 год. Валлен-Деламот уехал из России раньше окончания строительства, а Кокоринов скончался в 1772 году. Оба архитектора были первыми профессорами Академии художеств. Работу по завершению возведения здания продолжали Ю.М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не отступать от замысла авторов проекта. По этому проекту внутрь круглого двора, образованного кольцеобразным корпусом, можно было попасть с набережной через сквозной проезд, на месте которого в 1817 году был построен вестибюль, который сохранил первоначальную отделку. Из нижнего вестибюля две лестницы ведут в парадный верхний вестибюль с хорами и балюстрадой, покоящимися на высоких стройных колоннах. Верхний вестибюль, в отличие от нижнего, сложного по композиции, просторен и полон света. Рядом с вестибюлем в 1817-1820 годах была установлена чугунная лестница по проекту архитектора А. А. Михайлова 2-го.
Оформлением интерьеров Академии занимались ее выученики. Так, например, стены расписывались по эскизам А. И, Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. Лепной декор и барельефы выполнены В. И. Демут-Малиновским, С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П, Прокофьевым. Роскошные Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-1834 годах по проекту К. А. Тона. Им же был составлен проект домашней церкви Академии, созданной в 1837 году. В конференц-зале сохранился живописный плафон, над которым работал В. К. Шебуев. Залы библиотеки оформлялись по проектам Д. И. Гримма и В. А. Щуко. Все они и многие другие, ставшие знаменитыми, русские живописцы, скульпторы, архитекторы, граверы прошли академическую школу, задав высокий тон мастерства следующим поколениям художников.
Академия художеств, до начала ХХ века бывшая единственным в России высшим художественным учебным заведением, оказывала большое влияние на культурную жизнь России. Сфера ее деятельности была гораздо шире художественного образования талантливых молодых людей. Она стала центром художественного просвещения, активно влияя на развитие всех видов искусства. Самые важные архитектурные, скульптурные и живописные проекты для Санкт-Петербурга и других городов не обходились без рассмотрения и утверждения Академии. Академией велась большая научно-исследовательская работа, проводились конкурсы и выставки. Из среды педагогов и учеников Академии вышли создатели самых значительных сооружений в Санкт-Петербурге и других городах. Казанский собор, Исаакиевский, храм Спаса-на-Крови и храм Христа Спасителя созданы профессорами и учениками Академии художеств. Для оформления храма Христа Спасителя в Москве при Академии в 1847 году было учреждено Мозаичное отделение. В «Литейном доме», образованном еще при Екатерине II отливались скульптуры из бронзы для украшения Петербурга. Клодтовские кони, статуи святых Князя Владимира, Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного для Казанского собора, памятники М. И. Кутузова и М. Б. Барклаю-де-Толли перед ним отлиты в Литейном доме при Академии художеств. В результате деятельности Императорской Академии художеств в разных городах России были открыты художественные школы, стали появляться общества художников, в программу общего образования вошло преподавание живописи.
А теперь приведем небольшие выдержки из «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств», написанного президентом Академии А. Н. Олениным в 1829 году, чтобы попробовать представить те, отнюдь не идеальные условия, в которых велась эта большая работа. Ко времени, когда президентом Академии стал А. Н. Оленин, то есть к началу XIX века, стали сказываться и неудобства, созданные незавершенным строительством, и недостатки от неточно найденных инженерных и планировочных решений. Но обратимся к тексту.
«Главный вход Академии к парадной лестнице оставался всегда настежь открытым с улицы на круглый двор; по сему оный был в зимнее время часто занесенным снегом так, что снегу по нескольку возов вывозили в день, при вьюгах и непогоде; на верху же лестницы колонны, украшающие великолепный сей вход, оставались всегда обледеневшими». Кроме того, «рисовальные классы, особливо натурный, были совершенно похожи на курень», потому что они освещались «посредством смрадных простых лампад», «широкая железная труба, проведенная сквозь крышу здания для уменьшения копоти... в большие морозы служила проводником несносного холода прямо на голую натуру и на учеников». Не говоря уже о том, что по коридорам и залам Академии помимо холода разносился «зловредный и несносный запах» от устроенных прямо в здании «отделений нечистот». А в спальнях воспитанников, находившихся на третьем этаже «циркуля», воздух был «сперт, следственно, и вреден», от того, что эти помещения плохо проветривались.
Чтобы устранить эти явные, бьющие порой в нос, неудобства по распоряжению Оленина в здании Академии были проведены ремонтные работы. Была исправлена кровля, уборные вынесены из здания во дворы, были проведены работы по улучшению планировки жилых и учебных помещений, продумана лучшая система освещения. Был поправлен и внешний облик здания: уличные и дворовые фасады были заново оштукатурены. А в парадных воротах были поставлены «дубовые филенчатые двери с полуциркульными фрамугами и резьбою».
В 1829 году в здании Академии художеств была начата реконструкция залов невской анфилады по «высочайше одобренному» проекту молодого архитектора К. Тона, завершившаяся к 1837 году. Реконструкция касалась западного и восточного павильонов, где на месте небольших помещений появились большие залы с куполами. Новую отделку получили двусветные галереи, получившие название «античных», так как в них сохранялись слепки с «антиков». Кроме того, были достроены и отделаны домовая церковь Академии и центральный зал невской анфилады. 24 ноября 1837 года церковь была освящена во имя Святой Великомученицы Екатерины. Для убранства церкви были выполнены монументальные фигуры четырех евангелистов по моделям В. И. Демут-Малиновского. Иконостас был спроектирован К. А. Тоном. В композицию иконостаса вошли два коленопреклоненных ангела, изображения которых были выполнены С. И. Гольбергом. По стенам церковного зала между пилястрами были размещены 12 рельефных панно на библейские сюжеты. Церковь была также украшена замечательными живописными композициями работы П. В. Басина и В. К. Шебуева. Они не сохранились до наших дней. Но с 1991 года, когда церковь была вновь открыта после долгого перерыва, в церкви постоянно ведутся работы по восстановлению ее былого убранства.
В шестидесятых годах XIX столетия отмечался столетний юбилей со дня официальной «инаугурации» Академии. Это время отмечено целым циклом преобразований ее интерьеров. Был изменен по проекту профессора архитектуры А. И. Резанова и превращен в конференц-зал центральный зал невской анфилады. Архитектором Р. А. Гедике длинные кладовые для скульптурных форм были превращены в залы. В залах были устроены дубовые лестницы, ведущие на третий этаж. Профессором Д. И. Гриммом некоторые аудитории были приспособлены под читальные залы библиотеки. Был отремонтирован и зал в восточном павильоне, над оформлением которого работал когда-то К. А. Тон. Он был превращен в книгохранилище, но «тоновская» отделка была бережно сохранена.
С середины XIX века на стенах двусветных галерей невской анфилады стали размещаться большие живописные полотна - копии, сделанные русскими и иностранными художниками со знаменитых полотен великих мастеров эпохи Возрождения и более позднего времени. В начале двадцатого века полотна вмонтировали в стены. В таком виде они и сохраняются доныне. Восточная галерея называется сейчас Рафаэлевским залом - в ней находятся копии ватиканских фресок Рафаэля. В западной галерее разместились преимущественно копии с картин Тициана, отчего она была названа Тициановским залом.
Здание Академии художеств без сомнения является одним из самых узнаваемых шедевров петербургской архитектуры. Ее монументальный, величественный фасад уже более двух столетий украшает набережную Невы на Васильевском острове.