Выбор имени для своей маленькой принцессы – процесс приятный и, вместе с тем, ответственный. Будущие родители, а также бабушки и дедушки, перебирают все возможные варианты прежде, чем остановятся на каком-то одном. То, с каким именем девочка приходит в этот мир, во многом определяет ее характер и дальнейшую судьбу.

Над именем для новорожденного ребенка иногда приходится «попотеть»

Возможные критерии выбора имени для девочки

Самое лучшее имя для дочки бывает очень непросто подобрать, особенно, когда возникают разногласия между папой и мамой. Родители перебирают максимальное количество вариантов, обращая внимание и на модные, и на старые.

В первую очередь рассматривают красивые русские царские имена, которыми называли девочек Рюриковичи – Екатерина, София, Анастасия, Анна, Александра, Елизавета, Мария. Вспоминают необычные старинные – Аглая, Ангелина, Лукерья, Евдокия, Ираида, Клавдия, Марта, Пелагея. Каждый из вариантов имеет уникальное происхождение и значение.

Кто-то хочет назвать новорожденную в память о близком человеке. В этом случае стоит помнить, что по погибшей родственнице называть своего ребенка не правильно. Рассматривают интересные и редкие имена для девочек. Также выбирают по значению, по церковному календарю, по гороскопу и советам астролога.

По значению имени

Называя ребенка, смотрят на значение имени в том случае, когда хотят придать его характеру определенные черты. Кроме того, никому не захочется, чтобы буквенный код имел плохой смысл.

  • Аглая – «блистающая». Аглаи – яркие личности, из них буквально фонтанируют идеи и эмоции, они всегда впереди и готовы вести свою команду за собой.
  • Александра – сильный буквенный код, в переводе означающий «волевая». Дети выгодно используют свои природные данные, умеют тщательно скрывать эмоции.
  • Анастасия – «воскресшая». Девчонки Насти добрые и нежные, но с сильным характером. Очень мечтательные натуры.
  • Ангелина – «вестница». Имя нежное, в нем ясно читается слово «ангел», но его обладательницы энергичны и решительны.
  • Анна – одно из имен царской семьи, переводится как «храбрая». Ани принципиальны, аккуратны, терпеливы.
  • Екатерина – означает «непорочность». Кати вырастают интеллектуально развитыми и целеустремленными, способными достигнуть успеха.
  • Ираида – в переводе – «героиня». Ираиды активны и горделивы. Такие люди в жизни добиваются всего, чего захотят.
  • Клавдия – «упорная». Упорство является главной чертой характера Клавы, и это ей очень помогает в жизни.
  • Мария – означает «безмятежность». Ласковая натура, которая хочет обогреть и защитить всех окружающих.
  • Марта – «благородная». Барышня с редким и красивым именем вырастает спокойной, уравновешенной и заботливой.
  • Софья (София) – означает «разумная, мудрая». У девочек с таким именем обычно богатый внутренний мир. По жизни они удачливы и счастливы.

По церковному календарю

Популярен метод выбора имени по Святцам. Считается, что ребенок, названный по церковному календарю, с первых дней жизни находится под защитой своего ангела-хранителя. День какого-либо Святого празднуется ежедневно. Остается выбрать одного из них.

Самые красивые церковные женские имена для дочки имеют славянские, греческие и древнееврейские корни. Стоит также найти информацию о том, за что человек был причислен к лику Святых. При затруднительном выборе смотрят на рядом стоящие даты и весь месяц.

Зима

  1. В декабре дочерей называют в честь Святых: Анны, Анастасии, Варвары, Екатерины, Зои, Киры, Лилии, Маргариты, Марии, Тамары, Татьяны, Ульяны, Юлии.
  2. В январе именины Арины, Анастасии, Антонины, Агнии, Василисы, Варвары, Евгении, Марии, Мелании, Ирины, Ксении, Татьяны, Ульяны, Эмилии, Юлии. Дочери, рожденные в январе, обладают твердым характером. Имя, данное по Святцам, способно смягчить его и наделить девочку нежностью.
  3. В феврале День Ангела у Агнии, Анны, Александры, Алевтины, Арины, Василисы, Веры, Зои, Екатерины, Инны, Кристины, Софии. Так же, как и в случае с январскими дочерьми, имя Святого смягчит их несгибаемый зимний характер.

Считается, что имена по святцам защищают ребенка на протяжении всей жизни

Весна

  1. Мартовские Святые: Анна, Арина, Варвара, Галина, Дарья, Кира, Мария, Марианна, Марина, Надежда, Ольга, Ульяна, Юлиана, Юлия. Девушки, рожденные в первый месяц весны, часто бывают нежными и нерешительными, но, вместе с тем, талантливыми и обаятельными.
  2. В апреле в церковном календаре именины Святых Анастасии, Анны, Варвары, Дарьи, Ларисы, Лидии, Ники, Прасковьи, Софии. Дети, родившиеся в апреле успешны и талантливы.
  3. Майских принцесс по Святцам можно назвать: Валерия, Жанна, Зоя, Иоанна, Тамара, Фаина, Федора, Эльза, Юлия.

Лето

  1. Июньских называют – Алена, Вера, Елена, Зинаида, Лилия, Сусанна, Юлиана.
  2. В июле дни Святых – Агриппины, Валентины, Динары, Люции, Маргариты, Риммы, Татьяны, Яны.
  3. В августе – Анжелы, Ангелины, Анны, Анфисы, Дарьи, Евы, Ии, Мелицы, Ксении, Нонны.

Девочки, родившиеся в осеннюю пору рода, приветливы и легки в общении

Осень

Осенние детки старательны, усердны и стремятся к совершенству:

  1. В сентябре именины Алены, Василисы, Елены, Людмилы, Марты, Оксаны, Регины, Серафимы, Софии, Феклы, Эльзы.
  2. В октябре – Ариадны, Арины, Веры, Вероники, Виринеи, Доры, Елизаветы, Златы, Марианны, Полины, Татьяны, Февронии.
  3. В ноябре – Арины, Анны, Александры, Гликерии, Елизаветы, Марты, Матроны, Неониллы, Нины, Ольги, Стефании.

Список красивых православных имен можно продолжать еще долго. Его можно получить в церкви, в которой родители собираются крестить ребенка. Списки могут отличаться в зависимости от того, в каком монастыре они составлялись.

По гороскопу

Некоторые родители для выбора имени обращаются к астрологии и гороскопам. В этом случае также есть пища для размышлений, так как каждому знаку зодиака подходит сразу несколько вариантов - простых и не очень. Далее перечислены красивые современные имена по знакам зодиака.


Иногда при выборе имени руководствуются астрологическими принципами
  • Знаку Овен соответствуют девичьи имена Алиса, Алла, Рая.
  • Тельцов называют Анжелой, Дианой, Майей, Моникой.
  • Женщины-Близнецы носят звучные имена – Аксинья, Альбина, Иветта, Клара, Таисия, Элиза.
  • Девушки-Раки – очень впечатлительные особы. Им подойдут имена Богдана, Лолита, Мелания.
  • Величественных Львов и называют соответствующе – Аврора, Илона, Эмма.
  • Женственной Деве подходят имена Констанция, Регина, Линда.
  • Очаровательным Весам – Вероника, Злата, Любовь, Милена, Пелагея, Снежана.
  • Обладательниц переменчивого характера, рожденных под знаком Скорпиона, зовут Луизой, Мартой, Элиной.
  • Стрельцов называют Жанной, Марианной, Феклой.
  • Козерогов – Варварой, Кирой, Ренатой.
  • Девочке-Водолею дают имя Илона или Аэлита.
  • Рыбам – Амелия, Ева.

Другие критерии

По времени года:

  • стараясь уравновесить зимнюю атмосферу, называют дочерей солнечными и теплыми именами – Светлана, Людмила, Наталья;
  • весной дочерей называют более жестко – Ирина, Виктория, Руслана;
  • летних деток можно назвать Маргаритой, Валерией, Антониной;
  • осенних – Есения, Злата, Вера, Олеся.

Когда родители хотят выделить девочку, они дают ей редкое имя

Когда мама и папа хотят выделить своего ребенка, чтобы его имя было единственным в детском саду и школе, в России дают редкие и красивые, иногда забытые, старые женственные имена - Офелия, Валенсия, Доминика. При замене одной буквы в традиционном имени получаются новые необычные варианты: Алеся, Дария, Олена.

По имени любимого музыкального исполнителя или актрисы:

  • Рианна;
  • Бьянка;
  • Настасья.

ТОП самых популярных женских имен последних лет в России

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  1. София;
  2. Алиса;
  3. Полина;
  4. Арина;
  5. Виктория;
  6. Валерия;
  7. Елизавета;
  8. Карина;
  9. Милена;
  10. Мария.

Прекрасные варианты, чтобы назвать своего ребенка, но сейчас очень часто встречаются.

Редкие и красивые русские имена

Обратившись к истокам, можно вспомнить русские имена, красивые и старинные, и выбрать необычное имя для девочки. Они старые, с историей.

Каждое из них хранит буквенный код со смыслом:

  • Божена;
  • Олимпиада;
  • Верослава;
  • Августа;
  • Златислава;
  • Ариадна;
  • Любомира;
  • Неонилла;
  • Пелагея;
  • Прасковья;
  • Станислава;
  • Калерия.

Необычные интернациональные имена

Есть много красивых женских имен, которые на всех языках звучат практически одинаково. Эти имена интернациональные: Аделина, Александра, Анна, Адриана, Агата, Агнеса, Амалия, Диана, Евангелина, Изабелла, Илона, Клара, Лиана, Линда, Лора, Марианна, Мия, Роксана, Сабрина, Стэлла, Эвелина, Элла.


При выборе имени необходимо также смотреть, как оно будет сочетаться с фамилией и отчеством

Список, конечно, не полный. Вариантов еще очень много. Выбирая для дочки имя из списка интернациональных, стоит думать о его сочетании с фамилией и отчеством. Например, сочетания типа Степанова Адриана Петровна звучат не очень благозвучно.

Как лучше не называть девочку?

Имя дочери в первую очередь должно соответствовать национальности и вероисповеданию. Назвать русскую девочку, например, мусульманским именем было бы странно.

Важно, чтобы оно подходило к фамилии и отчеству. К длинным фамилии и отчеству лучше подобрать короткое имя. Для примера, Иконникова Кира Станиславовна произнести легче, чем Иконникова Александра Станиславовна.

Будущей женщине предстоит носить имя всю жизнь. Возможно, дочь станет учителем, воспитателем или директором крупной компании, и ее часто будут называть по имени и отчеству. Задача родителей сделать так, чтобы звучание не резало слух и не было труднопроизносимым.

Хорошо, когда есть полная и сокращенная форма имени. Родители обязательно захотят называть ребенка ласково, поэтому прежде, чем дать имя, придумывают ему уменьшительно-ласкательные формы.

Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)

Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.

Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!

Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.

Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!

Что такое крёстное имя и как его выбирают?

Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена

Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.

Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным

(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт

гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).

Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,

Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).

Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.

Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.

Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).

Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.

Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали

европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).

Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).

Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .

Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!

Мученицы, праведницы, преподобные…

Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,

преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?

  • Мученицы - это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученицы - это мученицы за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Преподобные - это монахини, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); монахиня (по-другому и нокиня), игу менья (настоятельница монастыря)
  • Преподобномученицы - святые мученицы из числа монахинь (монахини, принявшие смерть за веру)
  • Девы-мученицы - незамужние, целомудренные девушки (не монахини), пострадавшие при гонениях на христиан; иногда в святцах пишут отрокови ца (то есть девочка-подросток)
  • Праведные (праведницы) - к ним относятся такие святые женщины, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (то есть не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру. В качестве святых они почитаются за свою праведную , то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный , напрямую связано со словами правда, правый, справедливый )
  • Жёны-мироносицы - женщины, ставшие первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа из мертвых; мироносицами в древности были женщины, которые переносят сосуды с ми ро м (ми ро - это ароматное, благовонное масло, используемое при миропомазании и других церковных обрядах); несколько мироносиц стали первыми свидетелями воскресения Иисуса Христа из мертвых, к их числу относятся Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария Магдалина - все они считаются святыми праведными (праведницами)
  • Равноапостольные - «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства), среди равноапостольных были не только мужчины, но и несколько женщин
  • Благоверные - царицы и княгини, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Блаженные и юродивые. Блаженная, то есть «счастливая» (в латинском языке - beata ): такой эпитет носят несколько известных святых IV-IX века (святая Мария Хиданская, святая Муза Римская, святая царица Феофания), а также святая Матрона Московская (XX в.). Эпитет «блаженная» в применении к остальным русским святым имеет другой смысл: юродивая (например, святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая), от древнерусского уродливый ; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Новомученики - под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти

В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:

мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная

Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая

Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):

святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr

Именины (день именин, именинный день, праздник именин)

Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.

Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).

Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».

Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица

Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица

Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.

У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так

называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.

При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было

внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.

Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они

считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.

Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя

соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.

Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном

жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США

или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви

Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,

Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе

Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).

При общении со священником полезной может оказаться информационная строка

«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим

женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и

английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)

жития святых»).

Полностью книга доступна только в печатной версии.

После введения на Руси христианства детям при рождении начали давать имена по православному календарю в честь православных святых. Ребенок получает небесное покровительство выбранного святого, между ними создается тесная духовная связь. Святой становится для ребенка его ангелом-хранителем на всю жизнь.

Каждый день Русская Православная Церковь чтит память какого-либо святого, иногда – нескольких святых. В эти дни памяти, соответствующие их именам, люди отмечают именины.

Выбрать имя ребенку можно руководствуясь православным календарем (святцами). В нем приведен полный список православных имен как для девочек, так и для мальчиков. При выборе имени обычно ориентируются на дату рождения. В календаре приводится список месяцев и дней в них. Для каждого дня указываются имена святых, память которых чтится в тот или иной день.

Если подходящие ребенку имена по каким-либо причинам не устраивают родителей, можно выбирать имена других ближайших дней или восьмого дня с момента рождения ребенка. Наши предки на восьмой день после рождения нарекали младенцев. Если не подходят имена, предназначенные для дня рождения или восьмого дня, можно наречь младенца именем, приходящимся на сороковой день после рождения.

Каждый год православные календари имен обновляются. Календарь 2018 года включает в себя больше мужских имен, нежели женских. В связи с этим девочек часто называют женскими именами, произведенными от мужских, например, Александра, Иоанна, Евгения. Тогда для девочки выбирается святой покровитель-мужчина.

Выбор имени зависит во многом от времени года, в которое родился ребенок.

  • Девочки, рожденные зимой, физически и морально крепкие, целеустремленные, напористые и обладают сильной волей. Поэтому имена стараются давать более мягкие, чтобы наделить девочку большей женственностью и нежностью.
  • Весной рождаются девочки эгоистичные, ранимые, робкие, боящиеся перемен. В будущем этим девочкам часто сложно устроить личную жизнь. Имена им дают такие, чтобы придать ребенку уверенность и решительность в характере.
  • Летние дети обладают ярким темпераментом, любят приключения. Такие девочки обычно становятся лидерами в любом коллективе. Им рекомендуют давать спокойные имена для уравновешивания холерического темперамента.
  • Осенние девочки наделены такими чертами характера как принципиальность, независимость, холодность. Обычно отсутствует чувство такта. Для возмещения недостающей мягкости и женственности выбирают нежные имена.

Что лучше: церковные редкие или русские женские нынешних времен?

Существует множество красивых женских имен, как привычных православных, так и нестандартных, редких, пришедших из древности.

Большинство имен, которые используются сегодня в повседневной жизни появились в русской культуре из древности. Многие из них имеют отнюдь не славянское происхождение. Появились женские русские имена в результате развития древней славянской культуры, связанной с обычаями, бытом, верой древних славян.

Выбирая девочке имя, необходимо представлять, насколько комфортно ребенок будет чувствовать себя с ним по жизни и в обществе. Иногда в погоне за нестандартностью родители выбирают вычурные имена, из-за которых дети страдают в будущем. Имя должно соответствовать традициям местности и принадлежать той культуре, в которой живет девочка.

Ключевые факторы при выборе имени – его мелодичность и гармоничность, а также созвучность с фамилией и отчеством. Имя должно подчеркивать индивидуальность малышки, наделять девочку красотой и женственностью.

В древние времена смыслом жизни женщины были материнство и хранение семейного очага, поэтому значения многих имен содержало предназначение женщины – создание семьи и её благополучие.

Значительная часть старинных церковных имен имеет греческое происхождение, например, Инесса, Евдокия, Вероника. Хоть их относят к древним, их можно часто услышать в обществе, поэтому их можно смело выбирать для ребенка.

Сегодня многие родители возвращаются к своим корням и русской культуре, поэтому сегодня нередко можно услышать старинные имена. Особенно часто используют такие имена как Златоцвета, Вера, Добромила, которые не режут слух и положительно воспринимаются обществом.

Однако, многие старинные церковные имена бывают сложными для восприятия. Слишком замысловатое имя может привести к тому, что ребенку в будущем будет сложно ужиться в детском коллективе.

Большинство людей выбирает привычные и современные русские имена:

  • Екатерина.
  • Елена.
  • Ксения.
  • Дарья.
  • Елизавета.
  • Софья.

Выбор зависит от предпочтений родителей, степени религиозности и культурных ценностей.

Подборка с указанием значений

Благодаря нашей подборке, вы сможете выбрать для своего чада самое лучшее русское женское имя, причем с весьма красивым, необычным, редким звучанием, особенно, если оно будет старинным церковным.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Родился сын – наследник, защитник, папина надежда и мамина опора. Счастливым родителям предстоит решить важную задачу: как назвать малыша? Часто этот вопрос решен заранее. Но иногда по этому поводу возникают споры и даже ссоры. Каждый понимает, что имя, данное ребенку, останется с ним на всю жизнь. Считается, что оно определяет судьбу, поэтому крайне нежелательно звать человека по-другому.

Критерии выбора

Чем обычно руководствуются родители, выбирая имя для новорожденного?

  • красивое звучание;
  • так зовут родственника (дедушку, папу, дядю);
  • имя значимого для семьи мужчины (скажем, доктора, спасшего жизни мамы и новорожденного);
  • православная традиция (имена для мальчика по месяцам и числам);
  • любимый футболист, общественный деятель, герой фильма, певец, всемирно известный человек.

Прежде чем выбрать сынишке имя , взрослым необходимо учесть несколько факторов:

Крещение Руси способствовало тому, что детей стали нарекать в честь святых, прославившихся своими деяниями. Родители были убеждены, что посредством имени возникнет духовная связь и православный великомученик станет покровителем их малыша, подарит ему часть своих удивительных качеств.

День ангела - дата, с которой соотносится имя человека в святцах. Иногда она совпадает с днем рождения, иногда – нет. Одно и то же имя в церковном календаре может встречаться несколько раз. На один и тот же день припадает несколько православных святых. Одно имя может праздновать День ангела несколько раз в году. Например, Афанасий может родиться как в январе, так и в ноябре.

Как правильно выбрать имя по святцам? Православная церковь предписывает называть мальчика именем, соответствующим дню рождения или крещения. Если по какой-то причине ряд имен не подходит, можно посмотреть восьмой или сороковой день с даты появления на свет малыша.

Имена по месяцам: православный календарь

Речь пойдет именно о незаслуженно забытых именах , которые сегодня только и прочтешь в исторической или церковной литературе, описывающей деяния православных святых. И вот они, позабытые, но все же благозвучные и красивые, потихоньку вплывают в наш обиход.

И хотя многие родители по-прежнему называют своих малюток традиционно, но все чаще встречаются детки с ретроименами.

В святцах много подзабытых имен . Некоторые встречаются в отчествах людей постарше. Еще и сейчас можно услышать: Никанорович, Антипович, Прокофьевич или Афанасьевич. А вот такие, как Влас, Силуан или Фаддей, давно вышли из обихода. И все же многие старинные имена имеют право на жизнь.

Январь

Есть среди многочисленных именинников января красивое имя Серафим (с еврейского «огненный ангел»). День ангела – 15.01.

В православии эти ангелы ближе всего к Богу. Они призваны зажигать в сердцах людей искру веры и любви к Всевышнему.

Серафимы - очень активные и жизнерадостные люди. Эрудиты, которым легко даются новые знания. Но иногда бывают легкомысленными.

Ласковые производные: Сима, Фима, Симуля.

Другие редкие именинники января: Тимофей, Евтихий, Игнат, Нифонт, Феоген, Леонтий, Силуан, Прокл.

Февраль

Мальчика, рожденного в феврале, хорошо наречь Владимиром, Захаром, Федором. Привычное звучание этих имен не принесет неудобства ребенку в детском саду или школе.

Поклонникам старины можно рассмотреть такие варианты: Арсений, Ипполит, Иннокентий, Всеволод.

В последнее время все больше набирает популярность старинное имя Марк . Прогнозируют, что распространенность будет возрастать и дальше.

Марк с латинского обозначает «молоток». Церковь же связывает его с личностью святого проповедника, ученика Петра и автора «Евангелия».

Мальчик Марк – шумный ребенок, проказник и затейник, а все потому, что привык быть в центре внимания. Во взрослой жизни он очень осмотрителен: «в гору не пойдет, лучше гору обойдет». Умеет договариваться и убеждать.

Ласково Марка называют Мариком или Маркушей.

Февральских мальчиков еще можно именовать Федором, Януарием, Лаврентием, Макаром, Климентом, Серафимом, Палладием.

Март

Первый весенний месяц – пора именин у Ильи, Михаила, Льва, Василия, Богдана, Афанасия, Владимира.

Панкратий Тавроменийский – ученик апостола Павла – умер смертью мученика во имя православных идей.

Панкратий имеет сильный характер . Бывает вспыльчивым и резким, часто конфликтует, но способен на жертвы и бескорыстие во имя идеи. Презирает консервативность, часто критикует существующий порядок.

Ласково его называют Панкрашей, Паней.

Другие (неупотребляемые) имена: Иеремий, Исайя, Пимен, Тит, Нил, Никандр.

Апрель

Касаемо апрельских именин, стоит раскрыть тайну имени Лазарь (с еврейского «Бог помог»). Отмечается 7 апреля.

Церковь связывает это имя с личностью Лазаря Сербского, который погиб от руки неверных в 1389 году. Князь был известен как просветитель, несущий идеи христианства своему народу.

Самая яркая черта Лазаря – гордость . Он очень самолюбив и осторожен. «Не доверяйся никому», - по этому принципу живет этот мужчина. Он способен ради достижения общей цели принести в жертву соратников. Лазари долгожители, причем с возрастом не теряют ясности ума.

Ласкательные прозвища: Заря, Лазарка.

Другие именинники апреля: Никита, Яков, Владимир, Вениамин, Савва, Севастьян, Гаврила.

Май

5 мая отмечает день ангела Климент (с латинского «милостивый»).

В православии известен Климент Анкирский, который более 20 лет принимал муки за веру христову, а в конце жизненного пути был казнен.

Имя предопределяет Клименту такие черты, как уравновешенность и спокойный нрав . Мужчина очень добрый, к нему тянутся и люди, и животные. Ведет здоровый образ жизни и часто свою деятельность связывает со спортом и тренерской работой.

Другие варианты имени: Клим, Климушка, Климуша.

Также в мае день ангела у Исаака, Всеволода, Платона, Леонтия, Филимона, Тараса, Касьяна.

Июнь

Июньские ребята могут быть названы в честь Тимофея, Ипполита, Никиты, Георгия, Луки.

Православные почитают Иллариона Великого, известного учреждением монастырей в Палестинской пустыне.

Нрав у Иллариона легкий . Он скромный и непритязательный, слишком впечатлительный, если дело касается чужих бед, хотя свои всегда держит при себе. В характере может присутствовать толика упрямства и честолюбия.

Ласковые прозвища: Ларик, Ларюша, Ларюшка.

Июль

Мефодий, Василий, Николай, Юлиан, Геннадий, Гавриил, Семен, Мартин, Филипп - так можно назвать мальчиков, появившихся на свет в июле.

3 июля именины у Глеба (слово скандинавского происхождения, означающее «любимец богов»).

В православии имя связано с личностью князя Глеба (братья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть).

Мужчина, названный Глебом, имеет твердый характер. Он уверен в себе и целенаправлен. Отличается отсутствием тщеславия, надежностью и хозяйственностью. Глеб может быть упрямым и медлительным, страдать отсутствием чувства юмора.

Варианты имени: Глебушка, Глебка.

Август

Тех мальчиков, которые родились в августе, можно назвать Тихоном, Иваном, Кузьмой, Ефимом, Трофимом, Николаем, Макаром, Родионом, Моисеем, Прохором, Пахомом, Серафимом, Семеном.

Пророк Елисей, как учит православная церковь, всю жизнь нес израильтянам слово об истинном Боге.

Человек, носящий это имя, умен и энергичен. И хотя у него очень тонко развита интуиция, но он хороший аналитик. Также Елисей обаятелен, благороден, способен на сильные, возвышенные чувства. Он иногда бывает эгоистичным и амбициозным.

Варианты имени: Лесейка, Елеся, Елисейка, Леся.

Сентябрь

Первый осенний месяц среди прочих имеет таких именинников: Федор, Виктор, Карл, Иосиф, Самуил, Исаак, Игнат.

Церковью почитается Евфимий Солунский, который в раннем возрасте отрекся от мирской жизни, все свои деяния посвятил упрочению идей христианства.

Мальчик, получивший это имя, растет творческой личностью . Он фантазер, эмоционален и артистичен. Мужчина Ефим любит готовить и очень ценит семью и дом, часто бывает мнительным и ревнивым.

Ласкательные прозвища: Фима, Ефимка, Ефимчик, Ефима.

Октябрь

Октябрьских малышей можно назвать Вениамином, Валентином, Матвеем, Константином, Германом, Ипатием, Дионисием, Иосифом.

Малыша, родившегося 10 октября, нареките Аристархом . Имя происходит с греческого и переводится как «предводитель лучших».

Православные почитают великомученика Аристарха – единомышленника . Был епископом, принял смерть в Риме, оставшись верным христианским постулатам.

Аристарх – человек мужественный и прямой , нетерпим к лукавству, хороший лидер. За друзей кинется в огонь и воду, умеет отстаивать свое мнение, может быть активным участником и организатором всевозможных митингов, маршей и забастовок. Остро реагирует на несправедливость, готов искоренять зло.

Ласково Аристарха называют Сташа, Аристя, а коротко – Рис.

Ноябрь

Этот хмурый осенний месяц как бы компенсирует своим сыновьям неприглядность будней, награждая их яркими, «солнечными» чертами характера. Дети ноября – легко увлекающиеся мечтатели, очень добрые, отзывчивые и влюбчивые.

Именно таким незлобивым и легким характером одаривает ноябрь Степана . Причем день ангела отмечается и 10, и 12 ноября. С греческого Степан переводится как «венок».

Обычно маленькие Степы – шаловливые и шумные дети. Очень любознательные, они подвержены травмам. В школе – непоседы и балагуры, смешно копируют окружающих. Взрослые Степаны – искусные манипуляторы. Могут легко навязать свое мнение, повести за собой, искренни и щедры в любви и дружбе.

Ласково можно называть Степушкой, Степанчиком, Степашей, Степой.

Декабрь

В декабре празднуют именины Варлаам, Прокл, Филарет, Парамон, Афанасий, Геннадий, Нил, Галактион, Кирилл, Фаддей.

Великомученик Платон, христианский проповедник, отказался принести жертву римским богам, за что был подвержен пыткам и обезглавлен.

Маленькому Платону интересно среди взрослых. Он очень любознателен и развит не по годам, а знания впитывает, как губка.

Взрослый Платон не любит работать по указке, очень независим. Он трудоголик, но часто спорит с начальством, поэтому редко достигает высот в карьере. Иногда им можно манипулировать, если использовать исключительно метод «пряника». Платон добрый, щедрый и гостеприимный хозяин.

«Как вы яхту назовете…»

Перевернут последний лист календаря. Перед глазами промелькнуло множество имен – красивых, старинных, испытанных временем. И совсем неважно, солнечный май за окном или дождливый ноябрь. Нет плохой погоды, и нет нехороших имен. Важно лишь то, как человек все воспринимает.

Что значит имя для ребенка:

  • способ самоидентификации (на вопрос: «Ты кто?» ребенок, скорее всего, ответит: «Я — Дима»;
  • связь с семьей и Родиной;
  • идентификация в обществе;
  • оказывает влияние на характер.

И если уж папа с мамой выбрали для сынишки необычное имя, нужно сделать все, чтобы ребенок, а в будущем и взрослый мужчина, не стеснялся его произносить. Расскажите о знаменитых тезках, поведайте о замечательных качествах, которые заложены в имени, подчеркните его уникальность. И пусть ваш ребенок будет счастлив!