Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) стал классиком русской литературы ещё при жизни. Его произведения были включены в школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы. Романы, повести и рассказы Паустовского пользовались огромной популярностью в Советском Союзе и были переведены на многие иностранные языки. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя. В 1963 году по опросу одной из газет К. Паустовский был признан самым популярным писателем СССР.

Поколение Паустовского прошло тяжелейший естественный отбор. В трёх революциях и двух войнах выжили только самые крепкие и сильные. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот.

Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.

В биографии К. Г. Паустовского есть лишь одна, но очень большая неясность — отсутствие премий. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но вот ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Союз писателей был той ещё клоакой. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо. Впрочем, он никогда не высказывал никаких сожалений. В истинном призвании писателя, писал Паустовский, «нет ни ложного пафоса, ни напыщенного осознания писателем своей исключительной роли».

Марлен Дитрих целовала руки своему любимому писателю

1. К. Г. Паустовский родился в семье железнодорожного статистика в Москве. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев. Затем уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.

Москва конца XIX века

2. В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве — Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга. Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.

Рувим Фраерман не только написал «Дикую собаку Динго», но и привёз Паустовского в Москву

3. У Паустовского были двое братьев, в один день погибших на фронтах Первой мировой войны, и сестра. Сам Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.

4. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги. Отец тайком передал сыну письмо, в котором призывал того быть сильным и не пытаться понять того, чего тот понять пока не может.

5. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».

6. Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию. Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.

7. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом. Он также работал кондуктором и водителем трамвая, браковщиком снарядов, подручным рыбака, корректором, и, конечно же, журналистом.

8. В октябре 1917 года 25-летний Паустовский был в Москве. В ходе боёв он и другие жильцы его дома в центре города отсиживались в дворницкой. Когда Константин выбрался в свою квартиру за сухарями, его схватили революционные рабочие. От расстрела молодого человека спас только их командир, накануне видевший Паустовского в доме.

9. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.

Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы

10. Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году. Первый роман «Блистающие облака» — в 1929. Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.

11. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов. Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех — о том, что здесь рыба должна быть, писал

Сам Паустовский

12. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари. При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.

13. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и. др. По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.

14. Писатель чрезвычайно любил порядок во всех его проявлениях. Одевался всегда опрятно, иногда с неким шиком. Идеальный порядок всегда царил и на его рабочем месте, и в его доме. Один из знакомых Паустовского попал в его новую квартиру в доме на Котельнической набережной в день переезда. Мебель была уже расставлена, но огромная груда бумаг валялась посередине одной из комнат. Уже на следующий день в комнате стояли специальные шкафы, а все бумаги были разобраны и рассортированы. Даже в последние годы жизни, когда Константин Георгиевич тяжело болел, он всегда выходил к людям чисто выбритым.

15. Все свои произведения К. Паустовский читал вслух, в основном, самому себе или членам семьи. Причём читал он практически абсолютно без всякого выражения, довольно неторопливо и монотонно, ещё и замедляясь в ключевых местах. Соответственно, ему никогда не нравилось чтение его произведений актёрами на радио. А уж голосовую экзальтацию актрис писатель и вовсе не переносил.

16. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде. Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.

17. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.

18. После одного случая на заре своей карьеры Паустовский никогда не сотрудничал с кинематографистами. Когда было принято решение экранизировать «Кара-Бугаз», киношники настолько исказили смысл повести своими вставками, что автор пришёл в ужас. Благо, из-за каких-то неурядиц фильм на экраны так и не попал. С тех пор Паустовский категорически отказывался от экранизаций своих произведений.

19. Кинематографисты, впрочем, на Паустовского не обижались, и в их среде он пользовался большим уважением. Когда в конце 1930-х годов Паустовский и Лев Кассиль узнали о бедственном материальном положении Аркадия Гайдара, они решили помочь ему. К тому времени авторских отчислений за свои книги Гайдар не получал. Единственным способом быстро и серьёзно поправить материальное положение писателя была экранизация его произведения. На клич Паустовского и Кассиля откликнулся режиссёр Александр Разумный. Он заказал Гайдару сценарий и снял фильм «Тимур и его команда». Гайдар получил деньги как сценарист, а затем ещё и написал одноимённую повесть, окончательно решившую его материальные проблемы.

С А. Гайдаром на рыбалке

20. Взаимоотношения Паустовского с театром были не столь острыми, как с кино, но идеальными их тоже назвать сложно. Заказанную Малым театром пьесу о Пушкине («Наш современник») Константин Георгиевич в 1948 году написал достаточно быстро. В театре она прошла с успехом, но Паустовский был недоволен тем, что режиссёр постарался сделать постановку динамичнее в ущерб глубокой прорисовке характеров.

21. У писателя было три жены. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой. Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского. Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным. Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти. Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.

С Екатериной

С Татьяной Арбузовой

22. Константин Паустовский скончался в Москве 14 июля 1968 года в Москве. Последние годы его жизни прошли очень тяжело. Он давно страдал астмой, с которой привык бороться с помощью самодельных полукустарных ингаляторов. Да ещё и стало серьёзно шалить сердце — три инфаркта и куча менее серьёзных приступов. Тем не менее, до конца жизни писатель оставался в строю, по мере сил продолжая профессиональную деятельность.

23. Всенародную любовь к Паустовскому демонстрировали не миллионные тиражи его книг, не очереди на подписку, в которых люди стояли ночами (да, такие очереди появились не вместе с Айфонами), и не государственные награды (два ордена Трудового Красного Знамени и Орден Ленина). В небольшой городок Таруса, в котором Паустовский прожил много лет, для того, чтобы проводить великого писателя в последний путь, съехались десятки, а то и сотни тысяч человек.

24. Так называемая «демократическая интеллигенция» уже после смерти К. Г. Паустовского поднялась сделать из него икону оттепели. Согласно катехизису адептов «оттепели», с 14 февраля 1966 года по 21 июня 1968 года писатель занимался только тем, что подписывал разного рода петиции, воззвания, характеристики и писал ходатайства. Перенёсший три инфаркта, страдающий тяжелейшей формой астмы Паустовский в последние два года жизни, оказывается, был озабочен московской квартирой А. Солженицына — — Паустовский подписал ходатайство о предоставлении такой квартиры. Кроме того, великий певец русской природы дал положительную характеристику творчеству А. Синявского и Ю. Даниэля. Очень волновала Константина Георгиевича также возможная реабилитация Сталина (подписал «Письмо 25»). Также он переживал о сохранении места за главным режиссёром Театра на Таганке Ю. Любимовым. За всё это Советская власть не давала ему своих премий и заблокировала присуждение премии Нобелевской. Выглядит всё это очень логично, но налицо типичное передёргивание фактов: на Нобелевскую премию польские писатели выдвинули Паустовского ещё в 1964 году, а советские премии можно было присудить и раньше. Но для них нашлись, видимо, более ушлые коллеги. Больше всего это «подписанство» похоже на использование авторитета смертельно больного человека — ему всё равно уже ничего не сделают, а на Западе подпись писателя имела вес.

25. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю. В 2017 году было широко отмечено 125-летие со дня рождения К. Г. Паустовского, по всей России было проведено более 100 мероприятий.

Константин Паустовский — один из столпов классической русской литературы, писатель-прозаик, из-под пера которого вышли пронзительные, берущие за душу произведения. Некоторые его повести входят в обязательную школьную программу, и, пусть в юности лирика Паустовского порой и может показаться скучноватой, но в более зрелом возрасте, перечитав творения классика, начинаешь понимать, за что ему и по сей день благодарны потомки.

  1. Отцом будущего писателя Константина Паустовского был железнодорожный статистик, имевший украинское, турецкое и польское происхождение.
  2. В гимназии любимым предметом Паустовского была география.
  3. Учебу будущего литератора в Московском университете прервало начало первой из мировых войн. Он оставил занятия и устроился на работу – был кондуктором и вожатым столичного трамвая. Затем Паустовский работал санитаром на военных поездах.
  4. Во время работы кондуктором Паустовский проучил пассажира, который регулярно не оплачивал проезд – он предлагал расплатиться за билет сторублевой купюрой, зная, что ему не смогут дать сдачи. Когда пассажир в очередной раз сел в трамвай Паустовского и протянул крупную купюру, тот спокойно отсыпал ему заранее заготовленную гору мелочи. Мужчина был поражен и после этого случая стал исправно покупать билеты.
  5. Оба брата Константина Паустовского погибли в один день на разных военных фронтах.
  6. После возвращения с полей сражений писатель успел поработать на нескольких металлургических заводах в Днепропетровске и Новороссийске, а также в рыболовецкой артели на Азовском море (см. ).
  7. Паустовский был награжден орденом за свои заслуги в развитии литературы СССР.
  8. В первый год ВОВ Константин Паустовский полтора месяца служил на юге военным корреспондентом. Затем его с семьей эвакуировали в Алма-Ату для написания новой пьесы для столичного театра.
  9. В 1965 году Паустовский едва не стал нобелевским лауреатом, однако в итоге награду получил Михаил Шолохов. По неподтвержденным данным, власти СССР угрожали Швеции экономическими санкциями, поэтому награждать Паустовского передумали.
  10. Выдающаяся актриса Марлен Дитрих называла Константина Паустовского одним из своих любимых писателей. Во время личной встречи артистка подарила литератору несколько фотографий – на одном из снимков Дитрих стояла перед Паустовским на коленях на сцене Центрального дома литераторов.
  11. Паустовский стал одним из 25 писателей, поставивших подпись под письмом к генсеку Леониду Брежневу против реабилитации Иосифа Сталина. Он также поддержал прошение о выделении жилья Александру Солженицыну.
  12. Писатель, страдавший от астмы и перенесший несколько инфарктов, был похоронен на кладбище в Тарусе. Он является почетным гражданином этого города.
  13. Незадолго до смерти Паустовский заступился за Юрия Любимова — он горячо просил не оставлять Театр на Таганке без главного режиссера. Приказ об увольнении Любимова так и остался не подписанным.
  14. За свою работу Паустовский награжден тремя орденами, тремя медалями и почетной польской наградой.
  15. Имя Константина Паустовского носит малая планета под номером 5269, которая была открыта советским ученым в 1978 году.

Константин Георгиевич Паустовский родился в мае 1892 года в Москве. Детство и юношество он провел на Украине, чуть позднее семья переехала в Москву. У Паустовского было два брата и сестра. Когда Константин Георгиевич учился в 6 классе, из семьи ушел отец.

Поэтому ему пришлось одновременно и учиться и работать, так как матери было тяжело в этот период. В Первую мировую войну его два старших брата ушли на фронт. Паустовский не ходил в армию, потому что как младшего братаего не призвали. К несчастью, оба брата погибли в один день, но на разных фронтах. В 1917 году Паустовский начал свою карьеру в роли военного репортера.


В период Первой мировой войны Константин Паустовский много путешествовал и в Крыму встретил свою будущую жену. Обвенчались они в 1916 году, в браке родился сын, которого назвали Вадимом. Однако, через 10 лет совместной жизни их брак распался. Во второй половине тридцатых годов Паустовский женился второй раз, но брак также оказался не долгим. Третьей женой Паустовского стала актриса, которая родила ему сына, которого они назвали Алексеем. В возрасте 25 лет сын умер из-за передозировки наркотиков, а его девушку успели спасти.

Константин Паустовский с третьей женой

На творчество Паустовского оказали сильное влияние труды Александра Грина. В свое время Паустовский кем только не работал, и учителем, и санитаром, и водителем трамвая, а также журналистом. В 1912 году Паустовский опубликовал свой первый рассказ под названием «На воде» в журнале Огни. Свой первый роман он начал писать в 1916 году под названием «Романтики», а закончил в 1923 году. Однако опубликовал его только в 1935 году. Паустовский очень любил путешествовать и на основании этого создал книги «Колхида» и «Кара-Бугаз». Книга «Кара-Бугаз» вышла в свет в 1932 году, после чего Паустовский стал очень известным. В 1935 году режиссер А. Разумный снял по книге Паустовского «Кара-Бугаз» фильм, хотя фильм не был допущен в прокат из-за нарушения политических взглядов.Уже с середины 50-х годов Паустовский начинает путешествовать по разным странам как известный писатель. Произведения Паустовского были ориентированы больше на детей. Он старался привить детям ответственность к природе и ее красоте.
Константин Паустовский был награжден орденом Ленина и Георгиевским крестом 4 степени, а также орденом Трудового Красного знамени, помимо этого он был награжден большим количеством медалей. Паустовский был претендентом на Нобелевскую премию по литературе, но решение поменяли и присудили ее Михаилу Шолохову.
В последний период своего творчества Паустовский написал автобиографическую «Повесть о жизни». В этом произведении он рассказывает об авторе, который находится в поисках самого себя и в поисках смысла жизни.
За всю свою жизнь Константин Георгиевич написал большое количество новелл, исторических повестей, очерков. Некоторые произведения Паустовского были переведены на английский, немецкий и французский языки.

До конца мая литературный мир отмечает юбилейный год – 125-летие со дня рождения классика русской литературы Константина Паустовского. В Кузьминках располагается Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского. Подробности «беспокойной юности» писателя рассказала заведующая экскурсионным отделом Ирина Шувалова.

ПОЧЕМУ МУЗЕЙ ПАУСТОВСКОГО ОТКРЫЛИ ИМЕННО В КУЗЬМИНКАХ?

Константин Паустовский родился в Москве, но на юго-востоке столицы никогда не жил. Почему же его музей был открыт именно здесь? Этому поспособствовали сами жители округа – первый музей создали в 1975 году ученики школы № 456 в Рязанском районе. Вместе с руководительницей литературного кружка Зоей Квитко ребята ездили по городам, где жил любимый писатель, и привозили оттуда экспонаты. Их экспозиция до 1986 года размещалась в клубе «Спутник-2» на Яснополянской улице. Уже в середине 80-х музей стал настольно востребованным, что получил статус народного и для него стали искать новый постоянный дом. Здание на Кузьминской, 8 подошло как нельзя лучше. Это деревянный дом с мезонином, построенный в 1797 году по указу князя Голицына для садовников усадьбы. Внешне он очень напоминает старинный дом в Солотче, где долгое время трудился Паустовский. А еще Кузьминский парк располагается по направлению к Мещерской низменности – одного из любимых мест писателя. Ну и, конечно, в парке сохранилась чудесная природа. По воспоминаниям очевидцев, на открытии музея-центра в Кузьминках в 1987 году старший сын Паустовского и хранитель его творческого наследия Вадим сказал, что, пожалуй, нельзя было бы найти в Москве более подходящее место для музея отца.

ДВОЙКА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ И ПЕРВЫЕ ОПУСЫ

Родился Константин Паустовский в Москве в Гранатном переулке. Отец был железнодорожным статистиком, потому семья нередко переезжала. Вскоре после рождения Костя с родителями, двумя старшими братьями и сестрой надолго уехал из Москвы, а когда ему было шесть лет, семья переехала в Киев. В 12 лет он поступил в Киевскую первую гимназию – одну из лучших в царской России.

Учился Костя неплохо, но вот в представленной в Музее ведомости за пятый класс любопытные гости сразу замечают двойку по французскому языку. Как объясняет экскурсовод, в то время все гимназисты зачитывались французскими романами в подлиннике. А в пятом классе к ним пришел новый учитель – француз Говас, язык которого, по воспоминаниям Паустовского, слишком отличался от живого языка французских романов.

БАБОЧКА С БОРНЕО

Любимым предметом Паустовского была география. Учитель и путешественник Николай Черкунов приносил на уроки бутылки воды с наклейками: «Вода из реки Нил», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Мертвого моря». А потом рассказывал, как с риском для жизни пробирался к этим местам, поражая воображение гимназистов. Юный Паустовский даже побывал в домашнем музее учителя: увидел коллекцию минералов, старинные карты, телескоп, чучело колибри. Но особенно его поразила большая бабочка с острова Борнео с переливающимися крыльями. Тогда он загорелся мечтой посетить далекие страны и стать моряком. Кстати, в старших классах школьники узнали, что в бутылочках была обычная водопроводная вода – но они вовсе не расстроились.

В старшем классе Паустовский опубликовал первый рассказ, но преимущественно в те годы он писал стихи. А спустя пять лет, в начале 1917 года, отправил подборку своих стихотворений писателю Ивану Бунину. Тот ответил, что «автор поет с чужого голоса», но заверил, что если приложить достаточное усердие, то юноша сможет добиться значительных успехов в прозе. И оказался прав.

ВМЕСТО МОРЯКА СТАЛ ВАГОНОВОЖАТЫМ

Старый трамвай /pastvu.com

Моряком Паустовский стать не мог из-за плохого зрения. По этой причине и потому, что он был младшим ребенком в семье и студентом, в 1914 году его не призвали в армию. Когда началась Первая мировая война, Константин уже вернулся в Москву и учился в Московском императорском университете. Чтобы помогать маме и сестре, он устроился в Миусский трамвайный парк.

Сначала был вагоновожатым. Однажды на рельсы перед его трамваем встал молоковоз, катился очень медленно, не давая проехать трамваям. Паустовский долго терпел, но потом все-таки въехал в этот молоковоз, чтобы убрать его с дороги. Паустовского разжаловали, но он пошел в кондукторы.

ПРОУЧИЛ ХИТРОГО ПАССАЖИРА

Был у него особый пассажир: старик садился рано утром и вместо платы за билет, который стоил 5 копеек, протягивал сторублевую купюру. Конечно, сдачи ни у кого не было, и хитрец ехал бесплатно. Так еще и заметили, что если старик появится в вагоне, в этот день будет неприятность. Тогда Паустовский взял в кассе под расписку 99 рублей 95 копеек. Когда старик снова протянул банкноту, то даже позеленел – молодой кондуктор отсчитал ему сдачу. С тех пор старика в трамваях не видели, а сторублевка еще долго висела в трамвайном парке как трофей.

По ночам Паустовский на трамвае перевозил раненых солдат с Брестского вокзала (ныне Белорусский) в Лефортовский госпиталь. Оставаться безучастным он не мог, и осенью 1915 года ушел добровольцем на фронт – служил на военно-санитарном поезде на Западном фронте.

ЗА ПЯТЬ СЕКУНД ДО РАССТРЕЛА

После войны страну накрыла волна революции. Октябрь 1917-го застал Паустовского в центре столицы – он снимал квартиру в доме, где сейчас располагается ТАСС, на пересечении Большой Никитской улицы, Тверского бульвара и Леонтьевского переулка. За это стратегически выгодное место боролись красноармейцы и юнкера. Целую неделю дом был под обстрелом. Жильцы прятались в подвале. Когда красногвардейцы захватили дом, то решили, что Паустовский в студенческой тужурке стрелял в них из окон (тогда многие студенты переходили на сторону юнкеров). Его приговорили к расстрелу, вывели во двор, поставили к стене… Позже Паустовский напишет, что его охватила «вселенская немота» и не было сил оправдываться. Но когда пошел обратный отсчет, он услышал слова: «Убрать винтовки! ». Красногвардеец с маузером, которые несколько дней назад выводил из подвала дома женщин и детей, узнал в Паустовском мирного квартиранта и предотвратил самосуд.

«МОРЯК» НА ЧАЙНОЙ УПАКОВКЕ

После революции Паустовский переехал в Одессу. Здесь в некотором роде воплотилась его детская мечта о море – он не стал мореплавателем, но начал работать журналистом в газете «Моряк». В то время здесь трудились и другие известные писатели: Исаак Бабель, Илья Ильф, Евгений Петров, Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев и другие.

Шла Гражданская война, Одесса была в блокаде, и в типографии закончилась бумага. Тогда газету с лозунгом «Пролетарии всех морей соединяйтесь!» решили печатать на сохранившихся в порту разноцветных обертках от чайных бандеролей.

Круг с катера, названного в честь писателя. Фото: Александр Кочубей

Впоследствии море станет одной из любимых тем Паустовского. И эта любовь была взаимной: до сих пор у берегов Ялты курсирует прогулочный катер «Константин Паустовский», а в Тихом океане ходит грузовое судно с таким же названием.

В музее Кузьминок хранится настоящая древнегреческая амфора III века до н.э.. Ее выловили рыбаки болгарского города Созополя, передали поэту Славчо Чернышеву, а тот подарил Паустовскому. Константин Георгиевич описал тысячелетний сосуд в рассказе «Амфора», предположив, что это был жертвенный сосуд: его заполняли оливковым маслом и бросали в шторм, чтобы задобрить Посейдона. Но современные эксперты выяснили, что в древней амфоре все-таки хранили вино.

В 30-е годы Паустовский познакомится с удивительным Мещерским краем, а в 1955 году – с городком Таруса на Оке. В эти годы к нему пришло мировое признание, позднее за свою многотомную автобиографическую «Повесть о жизни» он будет дважды номинирован на Нобелевскую премию. Подробнее о зрелых годах писателя читайте в наших следующих публикациях.

Фотография на обложке статьи: Фото: Александр Кочубей

Константин Георгиевич Паустовский - известный русско-советский писатель, автор детских рассказов о природе и произведений в жанре романтизма.

Биография

Детство

Большая часть детства и юношество Паустовского прошли на Украине, куда семья переехала в 1898 году. Отец, Георгий Максимович, был отставным унтер-офицером, киевским мещанином. Мать - Мария Григорьевна (в девичестве - Высочанская). У Константина было два брата и сестра. Когда Костя учился в 6 классе, отец оставил семью, и мальчику пришлось совмещать учёбу с работой, чтобы помочь матери.

Образование

Школой для Паустовского стала Киевская классическая гимназия. После неё он учится сначала в Киевском университете на историко-филологическом факультете, а затем переводится в Московский университет, но уже на юридический. Учёбу прервала война.

Творческий путь

Свой первый рассказ Паустовский написал в 1912 году. Он назывался «На воде» и даже был напечатан в киевском журнале «Огни».

По законам того времени, Паустовского в армию не взяли, так как на фронт ушли два старших брата. Поэтому ему пришлось работать в тылу: сначала вожатым на трамвае, потом на санитарном поезде. В 1915 году в составе санитарного отряда был в Белоруссии и Польше. Работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, Азовском море. Именно в эти годы Паустовский пишет первую повесть, которая увидела свет только в 1930 году - «Романтики».

В 1917 году стал свидетелем Октябрьской революции и начал карьеру военного репортёра. Когда началась гражданская война, Паустовский оказывается на Украине в составе петлюровской армии, потом - в Красной Армии. После окончания военных действий он много ездит по югу, почти 2 года живёт в Одессе, где работает в местной газете «Моряк». К этому времени относится его знакомство с писателем И. Бабелем. После Украины Паустовский жил на Кавказе. В Москву Константин Георгиевич возвратился только в 1923 году. Был редактором «РОСТА», начал печатать собственные произведения.

В 1928 году читатели познакомились с первым сборником Паустовского «Встречные корабли».

30-е годы – это период работы в печатных изданиях: газета «Правда», журналы «30 дней» и «Наши достижения». Много путешествует по стране и свои впечатления от поездок раскрывает в своих произведениях. В 1931 году в Ливне пишет повесть, ставшую ключевым произведением его творчества - «Кара-Бугаз». Это произведение принесло известность автору. В эти годы выходят в свет произведения самой разной тематики: повесть «Судьба Шарля Лонсевиля», «Колхида», «Чёрное море», «Созвездие гончих псов», «Северная повесть» (по нему был снят одноимённый фильм в 1960 году), «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», а также большое количество рассказов, посвящённых мещёрскому краю.

С наступлением второй войны в жизни писателя, Великой Отечественной, Паустовский работает на Южном фронте военным корреспондентом и продолжает писать рассказы.

После войны Паустовский живёт либо в Москве, либо в Тарусе. Был награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина. В 50-е годы имя Паустовского становится всемирно известным. Он много путешествует: побывал в Чехословакии, Италии, Болгарии, Польше, Греции, Турции, Швеции. В 1965 году останавливается и живёт на Капри.

Личная жизнь

Путешествуя по городам и весям во время Первой мировой войны Паустовский в Крыму познакомился с Екатериной Степановной Городцовой, дочерью рязанского священника. В 1916 году они обвенчались. В браке родился сын Вадим, но отношения в семье не сложились, и в 1936 году они расстаются.

Второй женой Паустовского становится Валерия Владимировна Валишевская-Навашина, сестра известного польского художника. Они поженились во второй половине 30-х годов.

Третья жена Константина Георгиевича - актриса Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова, которая родила ему сына Алексея.

Смерть

Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968 года, а похоронен он, по его же завещанию, на городском кладбище Тарусы.

Основные достижения Паустовского

  • Паустовский в русской литературе – это художник слова, который мастерски умел рисовать картины природы.
  • Паустовский ценится как детский писатель, который развивает в детях чувство ответственности за родную природу, любовь к красотам родного края.
  • Награждён орденом Трудового Красного знамени, орденом Ленина и Георгиевским крестом IV степени.
  • Творчество Константина Георгиевича Паустовского оказало значительное влияние на писателей «школы лирической прозы» - Ю. П. Казакова, В. А. Солоухина, С. Антонова, В. В. Конецкого.

Важные даты биографии Паустовского

  • 1892 год - рождение
  • 1898 год - переезд из Москвы в Киев
  • 1912 год - поступление в Киевский университет, рассказ «На воде»
  • 1914–1917 года - работа в тылу
  • 1916 год - женитьба на Е. С. Городцовой
  • 1917 год - военный репортёр
  • 1918–1922 года - Гражданская война
  • 1923 год - редактор «РОСТА»
  • 1928 год - сборник «Встречные корабли»
  • 1930 год - повесть «Романтики»
  • 1931 год - «Кара-Бугаз»
  • 1933 год - повесть «Судьба Шарля Лонсевиля»
  • 1934 год - «Колхида»
  • 1936 год - «Чёрное море» , развод с первой женой
  • 1937 год - «Созвездие гончих псов» , «Исаак Левитан» , «Орест Кипренский»
  • 1938 год - «Северная повесть»
  • 1939 год - награждён орденом Трудового Красного знамени, «Тарас Шевченко»
  • 1941–1945 года - военный корреспондент на Южном фронте
  • 1950 год - женитьба на Т. А. Евтеевой–Арбузовой
  • 1955 год - повесть «Золотая роза»
  • 1968 год - смерть
  • Романтизм Паустовского берёт истоки в рассказах Грина, которыми в юношестве переболел писатель.
  • У Константина Георгиевича в один день, но на разных фронтах умерли оба брата.
  • Режиссёр А. Разумный снял в 1935 году фильм «Кара-Бугаз» по повести Паустовского, который не был допущен в прокат по политическим соображениям.
  • Для Валишевской Паустовский был третьим мужем.
  • Сын от третьего брака, Алексей, трагически скончался в возрасте 25 лет от передозировки наркотиков. Вместе с ним чуть не погибла по той же причине его девушка, но её успели спасти.
  • В 1964 году Москву посетила блистательная Марлен Дитрих. После своего выступления в Доме литераторов она попросила встречи с К. Г. Паустовским, который на тот период времени очень болел и лежал в больнице. Вопреки запретам врачей и отказу самого Константина Георгиевича, его всё-таки привезли к ней на встречу. Заливаясь слезами, знаменитая красавица упала перед ним на колени и с чувством поцеловала у старика-писателя руку на глазах у всего зала. Успокоившись, она рассказала о том, что уже давно мечтала поблагодарить советского писателя за его рассказ «Телеграмма».
  • В 1965 году Паустовский был кандидатом на Нобелевскую премию по литературе, но её отдали другому русскому писателю, Михаилу Шолохову.