Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом - после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

Этот факт очень удивлял иностранцев, которые даже приезжали, чтобы увидеть такое зрелище. По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.


Впервые русская баня упоминается еще в старых летописях. Там говорится, что княгиня Ольга, задумав наказать древлян, которые убили ее супруга Игоря, приказала затопить баню для их послов. И во время процедуры омовения баню подожгли, убив тем самым древлянских послов.


Путешественники из стран Западной Европы, побывавшие в России, позаимствовали идею русской бани. Подобные сооружения стали возводиться и в Вене, и в Париже, и в Берлине, и в других столицах, однако они очень сильно отличались от наших бань. Дело в том, что ни один народ не мог выдержать такого сильного жара, как выдерживают его русские. По словам иностранцев, бани полезны, так как являются потогонным средством, но вот сильный жар все-таки вреден. Вот изречение европейских врачей по поводу бань: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».


Любовь русского народа к жару и пару не могла остаться незамеченной. Иностранцы писали: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах... Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Вот еще одно интересное высказывание: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему».


Кажется, что это всего лишь преувеличение, что париться в печи невозможно. Однако, как это ни удивительно, в печи действительно парились, а в некоторых деревнях парятся и по сей день. Как же это происходит? Печь разогревают, вынимают из нее угли, выметают ее как следует и выстилают соломой. Затем в нее помещают чугун с достаточно горячей водой, залезают в печь и ложатся на солому. При этом голова должна оставаться снаружи и выглядывать из устья. Потом свод печи поливают водой, что приводит к резкому повышению температуры и влажности. Ну, а затем остается только взять веник и париться, сколько душе угодно!


Обычаев, связанных с посещением бани, у русских множество. Например, принято было посещать баню после совместно проведенной с партнером ночи. Туда ходили утром и лишь после того, как попарятся, кланялись образам. Данный обряд соблюдали все, в том числе и царь. Крепко верующие люди считали, что они недостойны посещения церкви даже после бани и потому стояли перед дверьми, что вызывало переговоры и шутки в их адрес.


Вот еще один обычай: в древние времена жених перед свадьбой должен был попариться в бане, а после первой брачной ночи молодые посещали баню вместе. Люди всех сословий строго блюли это правило вплоть до XVIII века.


Интересно, что народ не любил Лжедмитрия за то, что он не уважал обычаи и традиции. В том числе он ни разу не посещал баню со своей «поганою царицею».


Считалось, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль). Именно поэтому в нее ходили не только для физического очищения, но и для морального.


Перед свадьбой мать невесты пекла хлеб, носящий символическое название «банник». Им благословляли к венцу супружескую пару. Банник, жареную курицу, а также два столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе. Она на следующий день распарывала скатерть и кормила молодых, когда они выходили из бани.


Всем известно, что раньше на Руси люди были не просто верующими, они строго соблюдали все церковные правила. В дни строгих постов, допустим, нельзя было вступать в интимную связь с супругом или супругой. Разрешалось это исключительно «в Петрово говенье и Филиппово», так гласили духовные поверья. Однако после этого непременно требовалось попариться в бане с утра, а уже потом можно было молиться перед иконами.


Вообще же, баня была одним из важнейших элементов быта на Руси. Свои бани были не только в богатых домах, но и почти во всех бедных. Небогатые горожане ходили в общие бани, называемые царскими мыльнями. Были такие бани и в столице.


Традиционно баня строилась с каменкой – печью для подачи пара. Она служила и для соблюдения ритуалов чистоты, и как лекарство от множества болезней. Кроме того, в бане человек мог насладиться жизнью, получить удовольствие, отдохнуть душой и телом и даже заняться самосовершенствованием и морально освежиться. Проще говоря, баня была тем самым универсальным местом, куда шли и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии.

Ритуалы посещения бани

Посещение бани и отдых в ней были четко спланированы. Жители разных уголков страны соблюдали специальные ритуалы, при этом было неважно, кто парится в бане – бедняк или царь. Один из обычаев заключался в том, что перед посещением парной подавали несколько ломтиков редьки. Их нужно было съесть, а потом уже идти в баню.


Учитывалось и то, что после бани хотелось утолить жажду. Для этого готовили прохладный квас с мятой или ароматными травами, он стоял в самой бане или в предбаннике.


Чтобы распаривать веники и поддавать жару, варили особые отвары и кипятили мятный квас. Как уже, наверное, ясно, мята играла одну из главных ролей в банном ритуале. В самой бане ей, вместе с другими душистыми травами, покрывали лавки. Наготове держали свежие веники, обычно березовые, и шайки для умывания, наполненные, опять же, квасом с ароматом мяты. Из них обливались сами, этим настоем обливали лавки, прежде чем забраться на верхнюю полку. При богатом воображении можно представить, какой чудесный аромат парил в воздухе. Неудивительно, что люди так любили баню и часто посещали ее, получая при этом истинное наслаждение!

Баня: для здоровья и для души

Наши предки были уверены, что баня – это самый простой, но при этом и самый действенный способ добиться крепкого здоровья на долгие годы. Существовала поговорка «Баня парит, баня правит, баня все поправит». В данном вопросе со славянами были согласны многие другие народы, которые также отмечали положительное воздействие бани на человеческий организм.


Посещение бани издревле считалось идеальным средством достижения чистоты как душевной, так и телесной. Это подчеркивалось и неоднократно упоминалось в различных религиях, в частности, восточных. Ислам, к слову говоря, возводит ежедневное омовение в ряд религиозных норм.

Откуда пошла русская баня?

Мы уже говорили выше, что на Руси бани были еще до того, как Владимир крестил славян, о них упоминается в летописях времен княгини Ольги. Очень давно были в ходу так называемые мыльни, влазни и подобные им заведения. Они существовали тогда, когда еще не появились бани. До сих пор ведутся споры о том, откуда пошла русская баня, да и является ли она именно русской, можно ли ее называть так? Возможно, ее завезли арабы или спартанцы. А может быть, баня все же изобретение славян, кто знает. В пользу последнего предположения говорят различные факты, в том числе и особый ритуал паренья на Руси, и высказывания европейцев о бане (свидетельство того, что до путешествия в Россию иностранцы ничего не слышали о бане и не видели ее).


Также стоит упомянуть, что летописцы 6 века Прокопий и Маврикий не очень лестно отзывались о гигиене славян. Вот что они говорили: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». Если верить этим авторам, то славяне мылись всего лишь три раза в жизни: при рождении, перед свадьбой и после смерти. В это сложно поверить, ведь вряд ли греки стали бы восхищаться стройностью и мужеством не слишком чистоплотных людей, верно? Кроме того, если вспомнить, что до прихода на Русь христианства племена селились обычно по берегам водоемов, а основным занятием была рыбная ловля, то тем более удивляет их нелюбовь к воде и купанию. Вероятнее всего, авторы летописей Прокопий и Маврикий приняли за славян какие-либо племена кочевников, проживающие в засушливых степях.


При Петре Первом в Петербурге жил камерюнкер Берхольц, который в своих записях о России упоминал много интересных вещей о бане. Невозможно не упомянуть о них сейчас, разговаривая об истории паренья. Итак, он говорил, что баня есть почти в каждом доме и поэтому основная часть русских моется не реже, чем раз в неделю, а иногда и чаще. Также он добавлял, что «русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело». Берхольц уточняет, что прислуга, работающая в парной, мастерски настраивала требуемую температуру и ухаживала за моющимися. Женщины и парили посетителей бани березовыми вениками, и мыли их руками, очищая от грязи тело, и окатывали водой. В заключение всего ритуала они вытирали людей полотенцем. «По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным» - подводит итог камерюнкер.


Несмотря на наличие множества традиций и обычаев, связанных с баней, четкого ритуала, одинакового для всех, не существовало. Практически каждая семья вносила что-то свое в особенности посещения парной. Много лет назад была в ходу такая поговорка «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». И это высказывание все объясняет, становится понятным, что баню топили именно так, как хотелось ее хозяевам, желая получить максимальное удовольствие от процедуры мытья. Иностранцы же всегда удивлялись выносливости русских, их способности находиться в бане в жестких, по мнению европейцев, условиях: при высокой влажности и температуре. Русские находились в бане так долго, как позволял организм. Когда же становилось совсем невмоготу, они выбегали на улицу и бросались в холодную воду, а зимой обтирались снегом. Немного остыв, люди снова возвращались в баню, ведь пар, как говорится, костей не ломит.


Старинная русская традиция требовала посещения бани после дороги, а прибывших гостей всегда встречали баней, так учили обычаи гостеприимства.

Русская баня и известные люди

Из литературных и исторических источников можно узнать, что многие из наших выдающихся соотечественников были любителями жаркой бани. К примеру, А.В. Суворов старался устраивать баню для солдат везде, где предоставлялась возможность. А сам он мог выдержать в парной «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».


Баню уважал герой войны 1812 года Д.В. Давыдов. Он посещал Сандуновские бани всегда, когда был в Москве. К слову говоря, название свое Сандуновские бани получили в честь известной актрисы и певицы Сандуновой. Именно так заведение именуют еще со времен Пушкина. Эти бани прославились не только веселящей и бодрящей обстановкой, но и буфетом с обилием разнообразных напитков, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи».

Бани Санкт-Петербурга

Банями славилась не только Москва, но и Петербург. Там к 1874 году было 312 бань. Основная масса их снабжалась водой из Невы и ее притоков. Из всего количества бань было 46 торговых и 266 «нумерных или семейных». Среди семейных бань самой лучшей по оформлению и комфорту была баня Воронина, располагающаяся на Фонарном переулке, в личном доме Воронина. Посещение этой бани было дорогим удовольствием, за номер нужно было отдать от 50 копеек до 10 рублей за один раз.


Однако баня Воронина была еще не самой дорогостоящей. Наиболее роскошная отделка и, следовательно, самые высокие цены были характерны для «Пушкинских источников» - бань на Благовещенской улице у Николаевского моста. Туда ходили лишь избранные посетители.


Но не стоит думать, что в Санкт-Петербурге сходить в баню могли исключительно представители верхушки общества. Просто для бедных были свои заведения, общие бани с достаточно низкими и доступными ценами. Приводим примерную стоимость посещения парной.



Как в номерах, так и в общих банях работали парильщики и парильщицы, которые по желанию посетителей мыли людей за небольшую плату, около 15-20 копеек.


При бане Воронова, как уже упоминалось ранее, был буфет, в котором в наличии были различные угощения и напитки. В других банях можно было приобрести лишь квас, пиво, сельтерскую воду и недорогую выпивку.


Отметим, что при низкой стоимости посещения общих бань они приносили большую прибыль в казну. Причина в том, что бань было много, а мылись в них почти все жители городов. Да и как иначе, если мыться было больше негде?


Как правило, бани топили один или два раза в неделю. В дни сильной жары некоторые бани топить запрещали, дабы избежать пожара. Кстати, именно из-за бань пожары обычно и возникали на Руси. В исключительных случаях в баню допускали больных и рожениц, и то если разрешали местные власти. Однако знати разрешалось топить баню в любую погоду, богатых не касались подобные запреты.

Ох, люблю я баню…

Говоря о московских банях, нельзя не упомянуть про Ламакинские. В них ходила чуть ли не вся столица.


Большим любителем бани был первый российский император Петр Первый. Он страдал от ее отсутствия во время нахождения в Голландии и потому сам построил для себя русскую баню. Петр Великий был уверен, что баня является лучшим способом для того, чтобы поправить здоровье.


В целом же баню любили абсолютно все. Можно сказать, что пристрастие к посещению парной является типичной чертой русской натуры. В баню ходили и дети, и молодежь, и старики. Если кто-то не любил баню, то его считали чужаком в русской среде, как, например, Лжедмитрия, уже упоминаемого в нашей статье. Вот что писали про посещение бань: «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся».


Изначально было принято мыться в бане всем вместе, мужчинам и женщинам одновременно. Но такая система применялась не везде. В деревнях с древних времен мылись в две смены: вначале мужчины, а затем женщины с детьми. Первый пар всегда считался мужским. В 1743 году вышел указ Сената о том, что в бане запрещалось мыться мужчинам вместе с женщинами, а помимо этого, мужскому полу старше семи лет нельзя было входить в женскую баню, а женскому полу – в мужскую. С тех пор мужчины и женщины стали мыться отдельно.


Славяне испокон веков стремились к тому, чтобы посещение бани было не только приятным, но и полезным занятием. Вырабатывались свои технологии и обычаи, подбирались подходящие ароматические вещества и тот температурный режим, который устраивал владельцев бани. Даже интерьер в каждой бане был свой, особенный, отвечающий вкусам и предпочтениям хозяев. Традиции хранились и береглись, передаваясь из поколения в поколение. Безусловно, о строительстве бань и саун по стандартным проектам обычно речи не шло, возведение парных было делом индивидуальным, а в деревнях и вовсе бани строили самостоятельно.

Прогресс изменил нашу жизнь в очень многих аспектах. Разве могли люди раньше представить, что они будут совершать водные процедуры, не выходя из дома? Что когда-нибудь настанет день, когда им не придётся добираться до ближайшей бани с тазиками, мочалками, вениками и прочими принадлежностями? Сегодня большинство людей уже отказались от этого, но всё ещё есть те, кто остаётся предан старым добрым баням, пусть и не очень часто, но время от времени посещая заведения в разных уголках города в поисках самого лучшего. А можно ли сходить туда всей семьёй? Есть ли хоть одна совместная где, не таясь, могут мыться и мужчины, и женщины? А если и есть, где их искать и имеются ли какие-то особые правила для тех, кто хочет их посетить? На все эти вопросы поищем ответы вместе.

Исторический экскурс

Традиция делать отдельные бани для представителей разных полов далеко не нова. Уже тогда, когда люди поняли различие между мужчинами и женщинами, они стали заниматься своим туалетом в присутствии представителей только своего пола, дабы избежать конфуза. В банях обычно делали несколько залов, одни отдавались в распоряжение мужчин, другие - женщин. А в могли назначать время, в которое должны были приходить представители только одного пола.

Совместная баня (мужчин и женщин туда впускали одновременно) была скорее необходимостью, чем прихотью: например, не было возможности организовать отдельные «помывочные сеансы» для мужчин и женщин. Сегодня же, когда функция бани несколько изменилась (теперь она является скорее развлечением, чем единственной возможностью содержать себя в чистоте), представители разных полов могут свободно проводить там время вместе, необязательно даже обнажаясь донага.

А как в Европе?

Совместные общественные бани давно уже существуют в европейских странах. Правда, там есть одно очень важное правило: никаких купальников и плавок, потому что при такой температуре, которая стоит в парилке, ткань будет препятствовать испарению лишней жидкости с тела, тем самым провоцируя перегрев. Кто знает, чем это может закончиться? Возможно, именно из-за этого на Западе люди не стесняются своей наготы в такой ситуации, прекрасно понимая, что последствия могут быть далеко не самые приятные.

В России да и в постсоветских странах люди не настолько раскрепощённые, поэтому в совместные ходят в том, в чём купаются в море. Сложно сказать, важнее ли забота о здоровье или же о чувстве прекрасного окружающих, да и всё же общество накладывает определённые рамки, из-за которых мы очень неловко чувствуем себя, когда обнажены сами или окружены обнажёнными людьми, неважно, знакомыми или нет. В любом случае традиции России в этом плане существенно отличаются от западных.

"Варшавские бани"

Итак, перейдём к конкретике. Понятно, что совместная баня в Москве далеко не одна, более того, большое количество комплексов сегодня предлагают снять отдельную сауну, где могут одновременно находиться представители разных полов, это уже зависит от самого заказчика. Одно из заведений, где это доступно, - «Варшавские бани», находящиеся на Варшавском шоссе, 34.

Клиенты отмечают, что там отличная не только сама баня, но и ресторан, находящийся при ней. Для аренды доступны залы разной вместимости, оформленные в разных стилях. Кроме того, комплекс предлагает аренду простыней, так что даже самым стеснительным не придётся краснеть при представителях другого пола.

"Царицынские бани"

Зарекомендовали себя и «Царицынские бани», находящиеся на одноимённой станции метро, по улице Луганской, 10. Этот комплекс, кроме всего прочего, устраивает особые сеансы для натуристов - людей совсем уже без комплексов. В кабинках на 6-8 человек можно проводить три часа (учитывая специфику сеанса, женщины в совместной бане в Москве заплатят всего 800 рублей вместо обычных 1300 для этой бани). Как и во многих других подобных заведениях, доступны ресторан и бар.

А из того, что обычно больше интересует любителей бань, доступны купель, душевые кабинки, кабинки с переворачивающимися бочками холодной воды. Судя по отзывам, «Царицынские бани» - одни из лучших в столице, так что пожалеть об их посещении не придётся.

"Б-69"

«Б-69» - это удивительный островок спокойствия и умиротворения в центре шумной столицы. Правда, это скорее сауна, чем совместная Адрес её - улица Вавилова, 69, станция метро «Профсоюзная». Цены там, конечно, не очень демократичные, но отдельным плюсом является наличие двух совершенно разноплановых залов - греческого, оформленного в духе античности, и африканского, с присущей этому континенту дикарской простотой. Как и в большинстве бань, здесь есть ресторан и бар, но можно приходить и со своей едой. Гости могут воспользоваться услугами массажистов, покурить кальян и насладиться ароматерапией.

"Воронцовские бани"

Легендарные «Воронцовские бани» (Воронцовский переулок, 5/7, стр.1), к сожалению, не дают возможности мужчинам и женщинам мыться вместе, но с радостью предоставляют представителем обоих полов в аренду сауны вместимостью до шести человек. К плюсам здесь можно ещё отнести и то, что комплекс работает круглосуточно, так что и те, кто не ложится до рассвета, и те, кто на этом самом рассвете просыпается и уже хочет отдохнуть в приятной атмосфере, могут насладиться этим местом.

Единственное условие - арендовать комнату на время больше двух часов, за что придётся заплатить от трёх до шести тысяч рублей в зависимости от наличия в конкретной сауне бассейна и вместимости парилки.

"Сандуновские бани"

Завсегдатаи практически поголовно советуют ещё одно поистине легендарное заведение - «Сандуновские бани». Адрес заведения: Неглинная, 14, стр. 3-7. Как и в большинстве других комплексов, здесь имеются отдельные разряды (они же залы) для мужчин и женщин. Возможность отдохнуть вместе представителям обоих полов предоставляется в отдельных номерных банях разной вместимости. Тут номерные бани также работают круглосуточно. Цена их, как уже понятно, зависит от вместимости: за компанию из четверых человек заплатить придётся 4000 рублей за час, а для максимально большой, из десяти человек, - семь или восемь тысяч. Можно смело говорить о том, что это едва ли не самая популярная совместная баня в Москве. Отзывы об этом месте самые положительные, причём как об отдельных, так и об общих разрядах, поэтому «Сандуны», как эту баню называют в народе, - один из комплексов, практически обязательных для посещения.

"Лефортовские бани"

Совместная баня мужчин и женщин в чистом виде в Москве встречается очень редко - обычно это всё же отдельные разряды, доступные для аренды. Такую услугу предлагают и «Лефортовские бани», находящиеся на Лефортовском Валу, 9а. Здесь, правда, есть свои особенности: сдаваемые номерные отделения и сауны вмещают от четырёх до шести человек, а платить за них нужно, исходя из количества гостей: по 600 рублей с человека за час, причём минимальная цена - 1200, то есть как за двух человек. Кроме того, можно также арендовать и двухместный номер за 1200 рублей в час.

И самым большим бонусом является возможность «оккупировать» целую русскую парилку, в которой вместится целых тридцать человек, - это отличный вариант для того, чтобы провести масштабное торжество, корпоратив, например. Согласно отзывам, кроме стандартных веников, простыней и шапок тут предлагаются и мёд, и травы, и различные виды массажей.

Не только в Москве!

Но вы же не думаете, что совместный поход в баню возможен только в Москве? Другие города ничем не хуже! Например, Северная столица предлагает "Банный клуб", работающий, к сожалению, пока только с середины вторника до утра среды, с четырёх до шести. Находится это заведение на улице Лоцманской, 20, добираться придётся от или от "Нарвской". Интересная и система оплаты: до семи вечера дамы проходят бесплатно, потом платят 300 рублей; мужчины же с четырёх до полуночи платят 1000, а если пришли уже в среду, то 300.

Правилами запрещено употребление алкоголя и наркотиков, а за непотребное отношение к дамам и удалить могут. Кроме того, проводятся специальные программы с мастер-классами и тренингами, в которых могут поучаствовать все присутствующие. Правда, в общем отделении придётся ходить в купальном костюме, халате или простыне, но само ощущение нахождения в бане перекрывает эту неприятность для любителей обнажённой натуры.

Общие правила

Не имеет значения, предпочитаете ли вы обычные, раздельные или совместные бани. Мужчины, женщины в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани и во всех городах должны придерживаться определённых правил.

Понятно, что ходить в баню при онкологических заболеваниях и беременности строго запрещается. Но вот о том, что перед походом в парилку рекомендуется принять душ, правда, без гелей и мыла, которые снимут жировую плёнку с тела и затруднят потовыделение, знают немногие. Никакого алкоголя: его влияние под воздействием теплоты только усилится. В самой парилке нужно укрывать голову, особенно если волосы влажные, иначе на сосуды мозга будет оказываться дополнительная нагрузка. А после парилки рекомендуется уже холодный душ или традиционное для России обтирание снегом: контраст температур только усилит целебный эффект бани. Самое же главное правило: ни в коем случае не испытывать себя - при малейших признаках дискомфорта нужно покинуть парилку и отдохнуть от жара.

Моральная сторона вопроса

Ещё хотелось бы отметить, что совместная баня в Москве - явление скорее камерное, чем распространённое. Да и менталитет постсоветских государств, о чём уже говорилось выше, очень сильно отличается от европейского. Очень вероятно, что со временем ситуация изменится и рамки стыда немного расширятся. А с другой стороны, возникает вопрос о чувстве прекрасного: у всех ведь разное отношение к человеческому телу, и вряд ли возможно оказаться в компании, где все всех будут устраивать. Кроме того, к походам в баню могут присоединяться и люди старшего поколения, совместное нахождение рядом с которыми неглиже кажется совершенно неприемлемым. Поэтому вопрос совместных бань ещё долго будет обсуждаться. Можно привести аргументы как за, так и против, но выбор остаётся за каждым посетителем бани.

Разные виды бань

Выше говорилось о том, что самые разные виды приватных отделений может предложить совместная баня в этих разных заведений позволит вам выбрать, где именно хорошо провести время.

Русская баня - самая известная и одна из стариннейших. Её особенность в том, что раскалённые камни поливаются водой, из-за чего возникает влажный пар. В финской же сауне (кстати, в переводе «сауна» и означает «баня») система, в общем-то, такая же, но иное устройство печи, и камни поливаются гораздо реже, именно поэтому пар там не такой влажный. Интересный вариант - японская баня, больше похожая на нашу ванну: человек погружается по грудь в бочку, наполненную водой температурой 45 градусов, отогреваясь там.

Существуют ещё и сухие бани. Попариться можно в опилках, нагретых до 60 градусов, пропитанных специальными маслами. А можно и воспользоваться специальным мешком, наполненным травами или берёзовыми листьями. Ещё древние учёные отмечали пользу песочной бани, которая встречается нам чаще в форме детской игры - то, что дети закапывают взрослых в песок, оказывает положительный эффект на их организм. Авиценна советовал совмещать такую баню с арбузом: ягода окажет мочегонный эффект, но лишняя жидкость будет выводиться из организма с потом, который активно станет впитывать песок.

Именно поэтому не стоит зацикливаться на какой-то одной бане, лучше поэкспериментировать, чтобы выбрать нечто самое-самое лучшее.

В заключение

Итак, совместная баня в Москве - явление пока не очень распространённое, зато аренду небольших кабинетов, где могут собраться представители разных полов, предлагают практически все банные комплексы столицы. Вопрос только в выборе места - здесь уже всё зависит от личных предпочтений и рекомендаций знакомых. Кроме того, вопрос денег также немаловажен, но обычно за поход в номерное отделение бани, обеспечивающее эту приватность, придётся отдать где-то 4000-5000 тысяч руб. в час, которые можно разделить на всех. Так что знайте, что в столице есть возможность попариться в бане даже разнополой компанией. Знайте и пользуйтесь этой отличной возможностью не только отлично провести время, но и оздоровиться.

Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня – едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии – огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.

Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Возникшие из таких «смутных догадок» сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостю, постучавшемуся в дом, в первую очередь предложат попариться в баньке, а затем предложат стол и постель.

Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях X-XII веков, в которых рассказывается о нравах «русичей», сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.

Стремясь проверить полученные сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который они производили на больных и «страждущих». Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует своим жаром. Непременный атрибут русской бани – березовый веник – хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.

Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, остаются навсегда в памяти чужеземцев. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Во многих зарубежных книгах древности и наших дней путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?

Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу Сандуновских бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.

В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: «... Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно небольшое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают».

Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.

Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось.

Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара.

Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

Черная баня

Если есть белая баня, то, естественно, должна быть и баня черная, скажут внимательные читатели – и будут совершенно правы! Была такая баня. Сначала, еще до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но сия идея не угасает. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному – значит задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Среди тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.

Бояться того, что париться по-черному скоро перестанут вовсе, не следует. По всей России много мест, где предпочтение отдается исконно русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане. Там говорят:»Черная баня добела отмоет».

Так в чем же отличие черной бани от белой? Только в способе отопления помещения. Ведь сам домик (как под белую, так и под черную баню) строился одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных – это отсутствие дымохода.

Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не давала гулять сквозняку, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояли скамейка и вешалка для одежды.

Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.

В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости.

Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной.

После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного». Он является наиболее древним и берет свое начало, образно говоря, в русской печи.

Ведь еще задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Довольно незамысловато, но тем не менее очень остроумно. Использовалось совершенно замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.

Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.

А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!

Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала – русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, – сначала деревянные, а потом и каменные.

Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций – они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.

Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихиями за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками. А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!

Вообще-то это, конечно же, не научная теория – насчет генетической памяти, которую «будит» жаркая русская банька, топленная черным способом. Но ведь с ними (с мужчинами, в смысле) и в самом деле что-то происходит, ведь они какими-то другими выходят из русской бани! Хотите проверить – поезжайте в какую-нибудь глухую деревеньку, в которой еще сохранилась старинная черная баня. Гарантировано, что Ваш цивилизованный спутник, самым «кровожадным» поступком которого была разделка мясного филе, купленного Вами в супермаркете, после посещения черной бани изъявит горячее желание отправиться на охоту. Вы просто будете до глубины души изумлены произошедшими переменами. А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.

Конечно, сейчас не у каждого есть такая возможность – на себе испытать действие черной бани, да и не каждый может ее выдержать. Что греха таить, с непривычки в черной бане и угореть недолго, тем более если человек до этого вообще никогда не парился! Но любому под силу париться в белой баньке: это и приятно, и не менее полезно.

Исконная русская белая баня со стороны смотрелась невзрачно. Деревянная избушка стояла наполовину вросшей в землю. Это мешало ветрам продувать баню, тем самым быстро ее охлаждая. Кроме этого, такое «приземленное» расположение бани было очень удобно для правильного размещения печи и дымохода. В отличие от черной бани над этой высилась дымовая труба.

Помещение бани делилось на две части. Предбанник (меньшая часть) устраивался по традиции просто, но с учетом потребностей. Непосредственно баня, или парилка, занимала большую часть. Основной ее достопримечательностью была печь с дымоходом.

Печь – сердце бани – имела несколько уровней. Самым нижним уровнем была небольшая выемка – поддувало. Над ним располагалась печь. От печи в стене тянулись дымоходы. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла по необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую «тягу» при горении, а также вентиляцию для банного помещения.

Очень часто по этой причине парилки в белой бане были без окон. Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В белой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.

Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу.

» от 1996 года. Жирным шрифтом выделен игрок-победитель в тройке. У победителя игры указан его финальный счёт. Всего вышло 52 выпуска.

Выпуск 1 (267), 5 января 1996

Выпуск 2 (268), 12 января 1996

Выпуск 3 (269), 19 января 1996

Выпуск 4 (270), 26 января 1996

Выпуск 5 (271), 2 февраля 1996

Выпуск 6 (272), 9 февраля 1996

Участники:

Василий Сучков (г. Белово) (500 очков), Валентина Коскова (дер. Трофимовская), Ян Стремейко (г. Москва); Ирина Бестужева (г. Санкт-Петербург), Марина Мирошниченко (г. Ростов) , Александр Романов (г. Москва); Сергей Колотухин (г. Москва), Людмила Кабских (г. Москва), Борис Хмелевский (г. Новосибирск) ;
  • Исток какой русской реки - в Китае? (5 букв)
Ответ: Иртыш
  • Родиной какого растения является Китай? (7 букв)
Ответ: Гречиха
  • Что такое китайское яблоко? (8 букв)
Ответ: Апельсин
  • Каков обязательный компонент коктейля «Шанхай»? (6 букв)
Ответ: Курица
  • Новогодний талисман китайцев. (5 букв)
Ответ: Уголь
  • В классическом китайском театре существует амплуа, одно из них называется по-китайски «дань». Что означает это слово? Из пяти амплуа, существующих в китайском театре, есть вот такие: «военные», «комические лица», «мужчина», «второстепенные лица». (7 букв)
Ответ: Женщина

Игрок не отгадал слово.

Выпуск 7 (273), 16 февраля 1996

Выпуск 8 (274), 23 февраля 1996

Участники:

Елена Власова (г. Москва), Евгения Дубчак, Зарема Ерошкина ; Ольга Шефцова, Елена Агаркова , Галина Мегаварова; Нелли Мишина, Светлана Миронкина, Ирина Чибукова (350 очков);

  • Что на Руси служило символом солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей? (4 буквы)
Ответ: Блин
  • Какое блюдо готовили на Руси в начале июня, чтобы урожай был богат? С этим блюдом обходили поля, затем съедали, потом девушки катались по полю, повторяя: «Расти, расти, трава, к лесу, а рожь - к овину». (7 букв)
Ответ: Яичница
  • В чём вывозили жениха и невесту из бани перед свадьбой? (6 букв)
Ответ: Корыто
  • Как называется предсвадебная песня подружек невесты и самой невесты? (5 букв)
Ответ: Вытьё
  • Праздник, который в Древней Руси традиционно справляли в октябре. (7 букв)
Ответ: Свадьба
  • На свадьбе один конец этого предмета завязывали голубой ленточкой, другой конец розовой ленточкой. Гости сыпали в предмет деньги, по тому, где их окажется больше, определяли, кто родится - мальчик или девочка. Что это за предмет? (8 букв)
Ответ: Ползунки

Участница отгадала слово и выиграла суперприз: квартира в Москве от фирмы «Юнистрой».

Выпуск 9 (275), 8 марта 1996

Участники:

Владимир Винокур (1 050 очков), Владимир Клавихо, Виктор Панасов; Олег Сандерс, Игорь Вульф, Дмитрий Власиков ; Ян Янкевич , Лев Щелгов, Роварс Джордан;
  • Как было имя Ярославны в «Слове о полку Игореве»? (9 букв)
Ответ: Ефросинья Ответ: Лихо
  • Что получила первым подарком Екатерина II от Елизаветы по приезду в Россию? (6 букв)
Ответ: Румяна
  • Как в старину на Руси называлось плохое шитьё? (8 букв)
Ответ: Стебанье
  • Что являлось основным компонентом краски для бровей при Петре I? (4 буквы)
Ответ: Сажа

Игрок освобождён от суперигры, так как выпал указатель «Поле чудес» с утешительном призом: бейсболка, а также специальный приз $1000 и право участия в финальном розыгрыше главных призов лотереи московских квартир «Фант-Л».

Выпуск 10 (276), 15 марта 1996

Выпуск 11 (277), 22 марта 1996

Выпуск 12 (278), 29 марта 1996

Выпуск 13 (279), 5 апреля 1996

Участники:

Евгений Овченков (г. Москва), Нина Янде (г. Надым), Елена Румянцева (г. Выборг) ; Татьяна Скрипиченко (г. Смоленск), Темирбулат Адилбаев (г. Атырау) , Фирдауса Хазипова (г. Уфа); Иза Акимова (г. Симферополь), Умет Шукуров (г. Душанбе) (400 очков), Вячеслав Родин (г. Москва);

  • Сумчатое животное безобразно свирепого вида, которое живёт только на острове Тасмания. (6 букв)
Ответ: Дьявол
  • Как иначе называют самую крохотную из всех сумчатых летяг? (7 букв)
Ответ: Акробат
  • Как иначе называют самых маленьких кенгуру Австралии? (9 букв)
Ответ: Шарманщик
  • Чем питается вне воли сумчатый опоссум? (7 букв)
Ответ: Таракан
  • Какой литературный герой убил в Австралии отталкивающего вида бандикута, утверждая из охотничьей гордости, что животное очаровательно? (8 букв)
Ответ: Панагель

Игрок освобождён от суперигры, так как выпал указатель «Поле чудес» с утешительными призами: бейсболка и футболка.

Выпуск 14 (280), 12 апреля 1996

Участники:

Виктор Карпов (г. Карачев) (1 500 очков), Вячеслав Качановский (г. Балабаново), Людмила Черноволюк (г. Бердянск); Лариса Морунова (г. Гагарин), Евгений Якухин (г. Москва), Ирина Запорожец (с. Воздвиженское) ; Мамиджон Нижонов (пос. Булакбаши) , Андрей Соломин (г. Москва), Татьяна Борисова (г. Санкт-Петербург);
  • Какое из многочисленных растений, завезённых испанцами в Южную Америку, не только привелось там, но и достигло таких гигантских размеров, что через его заросли не могла продраться лошадь? (6 букв)
Ответ: Шпинат
  • Святая покровительница испанских шахтёров. (7 букв)
Ответ: Барбара
  • Музыкальный инструмент, которому принадлежит основная музыкальная партия в пасадобле в знаменитой мелодии, которой открывается коррида. Цитата из Федерико Гарсии Лорки: «Что стало бы с испанской весной, с нашей кровью, с нашим языком, если бы перестали звучать … корриды?». (7 букв)
Ответ: Кларнет
  • Как каталонцы в шутку называют суповую миску? (8 букв)
Ответ: Аквариум
  • Что наливали цыгане в Испании в уши лошадям при продаже, чтобы резвее и быстрее скакали? Так свидетельствует Сервантес, о чём упоминается в «Дон Кихоте». (5 букв)
Ответ: Ртуть
  • Что в переводе с испанского означает «панса»? (5 букв)
Ответ: Брюхо

Игрок не отгадал слово.

Выпуск 15 (281), 19 апреля 1996

Участники

Пётр Смородский (г. Турка), Жанна Новицкая (г. Брест), Акмал Сатаров (г. Наманган) ; Василий Гусаров (г. Заозёрск), Инесса Воронцова (г. Алушта) (0 очков), Николай Волгин (г. Москва); Марина Назарова (г. Ковров), Рустам Билалов (г. Стерлитамак) , Александр Марчук (г. Вологда);

  • Что в переводе с латыни означает слово «инвестиция»? (8 букв)
Ответ: Одевание
  • Состояние счетоводства, при котором записи в счётных книгах делаются в день совершения операции. (4 буквы)
Ответ: Ажур
  • Что в переводе с латыни означает слово «капитал»? (7 букв)
Ответ: Главный Ответ: Панама
  • «Коль в честности моей вы усомнились / Или в умении вести дела, / Аудиторов почтенных созовите, / Чтобы меня проверить». Кто автор этих строк? (7 букв)
Ответ: Шекспир
  • Как назывался банкир в Древнем Риме? (10 букв)
Ответ: Аргентарий

Участница не отгадала слово.

Выпуск 16 (282), 26 апреля 1996

Участники:

Наталья Тимошкова (г. Гомель), Нурик Мусин (г. Ижевск), Софья Семыкина (г. Орёл) (1 600 очков); Оксана Чуркина (пос. Орловск), Эльвира Мухаткамирова (г. Бугульма), Егор Приступа (г. Краснодар) ; Анатолий Мунасыпов (г. Москва) , Наталья Строк (г. Кингисепп), Никита Майоров (г. Санкт-Петербург);

  • В лугах сестричка - золотой глазок, белые реснички. О чём речь? (7 букв)
Ответ: Ромашка
  • Лепестки какого цветка служили Дюймовочке перинкой? (6 букв)
Ответ: Фиалка
  • Именем какого цветка назывался бульвар в книжке про Незнайку? (7 букв)
Ответ: Василёк
  • Как называется красная ромашка? (8 букв)
Ответ: Блохомор
  • Как назывался цветок, который выращивали родители Кая и Герды? (4 буквы)
Ответ: Роза
  • Как по-научному называется цветок, известный как «анютины глазки»? (5 букв)
Ответ: Виола

Участница не отгадала слово, но ведущий решает ей подарить один из телевизоров в студии.

Выпуск 17 (283), 3 мая 1996

Выпуск 18 (284), 9 мая 1996

Участники:

Зариф Нагуманов (г. Казань), Антонина Лабушкина (г. Москва), Иван Хотов (г. Москва) (0 очков); Александр Савинов (Военно-морской флот) , Иван Вертело (бронетанковые войска), Александр Румянцев (артиллерия); Анна Тимофеева, Александр Потёмкин, Виталий Попков ;

  • Генерал, герой войны 1812 года, отличившийся в сражении под Аустерлицем и возглавлявший оборону Смоленска. О каком генерале идёт речь? (8 букв)
Ответ: Дохтуров
  • Автор слов полонеза «Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс!», которым приветствовали присутствие Багратиона в английском клубе во время торжественного обеда в его честь. Кто автор слов «Полонеза»? (8 букв)
Ответ: Державин
  • Как называлась улица, на которой во время пожара в Москве, согласно этому роману, Пьер Безруков спас девочку? (9 букв)
Ответ: Поварская
  • Как называлась военная шинель у французских солдат? Слово это упоминается в романе «Война и мир». (5 букв)
Ответ: Капот
  • Кто сказал о романе «Война и мир»: «Толстой не ошибается в своих заключениях, что Россию действительно спасло не геройство полководцев, не планы мудрых правителей, а та органическая сила, которая была тверда в государе, фельдмаршале, солдатах, во всём народе»? (6 букв)
Ответ: Лесков
  • Какой полководец подарил Багратиону шпагу за его выдающиеся заслуги? (7 букв)
Ответ: Суворов

Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: видеокамеру.

Выпуск 19 (285), 17 мая 1996

Участники:

Виталий Крапивницкий (г. Фастов) , Иван Красильников (г. Лунино), Надежда Черепкова (пос. Новоугольный); Виктор Майоров (г. Сергиев Посад), Диана Садовая (г. Киев) , Сергей Жданов (г. Санкт-Петербург); Елена Насонова (пос. Александров Гай), Валерий Селех (г. Киев) (1 550 очков), Ольга Епихина (г. Киев);
  • Люди какой профессии чаще всего рождаются под знаком Меркурия? (8 букв)
Ответ: Счетовод
  • Как называется пятый небесный дом в гороскопе, отвечающий за финансовые дела человека? (7 букв)
Ответ: Счастье
  • Как изначально в греческой астрологии называлась восходящая звезда, а позднее жрец, следивший за восходом звёзд? (8 букв)
Ответ: Гороскоп
  • Какое прозвище было дано великим астрологом Нострадамусом Людовику XV в его знаменитых предсказаниях? (10 букв)
Ответ: Развратник
  • Что в переводе означает слово, от которого произошло слово «зодиак»? (8 букв)
Ответ: Животное

Игрок отказался от суперигры.

Выпуск 20 (286), 24 мая 1996

Выпуск 21 (287), 31 мая 1996

Участники:

Владимир Мартынов (г. Клин), Инна Масюкова (пос. Акимовка), Григорий Гамзяков (г. Йошкар-Ола) (200 очков); Валентина Моисеева (г. Кореновск) , Марина Мурзина (г. Москва), Сергей Тихонов (г. Москва); Вадим Медведев (г. Астрахань) , Наталья Листопад (г. Москва), Владимир Полупанов (пос. Белые воды);

  • Как называется река, на берегу которой установлен памятник Николаю Семеновичу Лескову? (5 букв)
Ответ: Орлик
  • Село, в котором написан один из самых лучших русских пейзажей Саврасова «Грачи прилетели». (8 букв)
Ответ: Сусанино
  • Как называется родовое имение в Нижегородской области, где прошёл своё детство Некрасов? (8 букв)
Ответ: Грешнёво
  • Как называется одна из самых извилистых рек в России? Длина этой реки 436 километров, исток находится на расстоянии 30 километров от устья. (6 букв)
Ответ: Пьяная
  • Кто из русских поэтов был первым правителем Тамбовского наместничества с центром в Тамбове в 1779 году? Цитата: «Восстал всевышний бог, да судят Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны сирот и вдов не оставлять». (8 букв)
Ответ: Державин
  • Река в Тамбовской области, от названия которой происходит фамилия великого русского писателя. (5 букв)
Ответ: Купра

Игрок не отгадал слово.

Выпуск 22 (288), 7 июня 1996

Участники:

Эйнар Кульнуран (г. Кивиыли), Валентина Калининченко (г. Бровары) (300 очков), Елена Дурович (г. Бобруйск); Евгений Поганкин (г. Казань), Олег Гавриленко (г. Белая Церковь) , Ирина Оленева (г. Саратов); Любовь Прожина (г. Озёры), Александр Дубилин (хут. Калачи) , Дмитрий Мызников (г. Харьков);

  • Что принято считать вершиной саксонского кулинарного искусства? В XVI веке саксонские князья дарили своим друзьям это чудо. Из муки, масла, сахара и изюма, которое могло иногда достигать длины стола. (8 букв)
Ответ: Коврижка
  • Род окрошки с капустой, луком и сухарями. (8 букв)
Ответ: Кавардак
  • Пополам с чем, по свидетельству Пушкина пекли в Армении лаваш? Цитата такова: «Вместо обеда съел армянский хлеб, испечённый в виде лепешки пополам с…, о котором так турецкие пленники в Дарьяльском ущелье дорого дал бы я за кусок русского чёрного хлеба, который был им туркам так противен». (4 буквы)
Ответ: Зола
  • Как называется марокканский суп из хлеба, изюма и мёда? (5 букв)
Ответ: Ебаба
  • Хороший мастер-пекарь очень ценился в древнем Риме и обычно достигал высокого общественного положения. Градоначальника какого города был пекарь? (6 букв)
Ответ: Помпеи
  • Литературное произведение, в котором впервые упоминается слова «макароны». Цитата из этого произведения: «В стране басков Живи-лакомо есть гора, вся из тёртого пармезана, на которой живут люди и ничем другим не заминаются, как только готовят макароны и клёцки». (9 букв)
Ответ: Декамерон

Участница не отгадала слово.

Выпуск 23 (289), 14 июня 1996

Участники:

Михаил Горбачёв (г. Ставрополь), Геннадий Зюганов (г. Орёл) , Владимир Жириновский (институт народов стран Азии и Африки); Святослав Фёдоров (г. Москва), Григорий Явлинский (г. Львов), Александр Лебедь (14-я армия); Виктор Черномырдин (Белый дом), Павел Грачёв (Министерство обороны РФ), Борис Ельцин (г. Екатеринбург) (победитель финального тура);

  • Понятие, которого часто не хватает в жизни. (6 букв)
Ответ: Правда
  • Это то, чего если у товарищей нет, то на лад их дело не пойдёт. (8 букв)
Ответ: Согласие
  • Название города, столицы Российской Федерации. (6 букв)
Ответ: Москва
  • Название страны, в которой послезавтра (16 июня 1996 года) состоятся президентские выборы? (6 букв)
Ответ: Россия
  • Кто станет президентом Российской Федерации? (1 буква)
Ответ: Я

Игрок отгадал слово и выиграл все 6 суперпризов сразу.

Выпуск 24 (290), 21 июня 1996

Выпуск 25 (291), 28 июня 1996

Выпуск 26 (292), 5 июля 1996

Выпуск 27 (293), 12 июля 1996

Участники:

Ирина Шкрум (г. Сочи) , Владимир Бачило (г. Ногинск), Антон Бауков (г. Москва); Никита Броданец (г. Днепропетровск), Евгений Боженко (г. Ессентуки), Юлия Заярная (г. Омск) ; Евгений Тушкин (г. Дзержинск), Валентина Тяжелова (г. Москва) (1 200 очков), Артём Полянский (г. Якутск);
  • «Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идёт». (5 букв)
Ответ: Дождь
  • Как называется мышеловка? (5 букв)
Ответ: Кошка
  • Кто родился с бородой? (5 букв)
Ответ: Козёл
  • «Без устали тружусь, однако не потею, чем больше я верчусь, тем больше я толстею». (8 букв)
Ответ: Веретено
  • «По реке плывёт бревно, ох и злющее оно!» Что это? (8 букв)
Ответ: Крокодил

Выпуск 28 (294), 19 июля 1996

Выпуск 29 (295), 26 июля 1996

Выпуск 30 (296), 2 августа 1996

Участники:

Виктор Шабалин (с. Михайловка) (1 700 очков), Алексей Шалёный (г. Гусев), Виктория Петрова (г. Тайшет); Сильвия Емеляк (г. Герца), Эдуард Беляев (г. Тула) , Людмила Костенко (пос. Торбеево); Александра Андреева (г. Харьков) , Андрей Правосудов (г. Ульяновск), Людмила Тихомирова (г. Кострома);
  • Что, по японским поверьям, должно присниться в новогоднюю ночь, чтобы в наступающем году сопутствовали счастье и успех у японцев? (8 букв)
Ответ: Баклажан
  • Какое весьма непривлекательное на вид животное при приближении грозы высовывается из воды? (6 букв)
Ответ: Пиявка
  • По поведению какой птицы можно узнать заранее, какое будет лето, дождливое или засушливое? Если это летучее несётся на прошлогодних гнёздах, то лето будет сухое. Если на новых, дождливое. (8 букв)
Ответ: Фламинго
  • Какая птица перёд дождём усаживается на сук или на забор, нахохлится, сгорбится, опустит крылья и сидит как столетняя бабка? (6 букв)
Ответ: Ворона
  • Какое животное перед дождём просушивает свои запасы сена? (6 букв)
Ответ: Пищуха

Игрок не отгадал слово.

Выпуск 31 (297), 9 августа 1996

Участники:

Николай Савицкий (г. Бобруйск) , Виктор Попрадий (пос. Партенит), Анна Соснарягова (г. Подольск); Сергей Макаренко (с. Устивица), Галина Никитина (г. Кронштадт), Татьяна Боярская (г. Чебоксары) ; Людмила Запольская (г. Новочебоксарск), Яна Домбровская (г. Москва), Владимир Соловьёв (г. Сочи) (3 500 очков);
  • Как в переводе на монгольский язык звучит слово «океан»? (6 букв)
Ответ: Чингис
  • Рыба, обитающая практически во всех океанических водах? Её называют «морская крыса». (6 букв)
Ответ: Химера
  • Рыба, за которую древние римляне платили огромные деньги, чтобы увидеть, как она умирает, постепенно меняя краску от ярко-красной до белой. (10 букв)
Ответ: Барабулька
  • Как известно, великий французский художник Эдуард Мане собирался стать моряком и однажды даже пересёк за Атлантический океан, от Гавра до Рио-де-Жанейро. Во время бури пострадал груз, и, чтобы придать ему товарный вид, Мане впервые в жизни воспользовался кистью… Что это был за груз? (3 буквы)
Ответ: Сыр
  • Русский писатель, которому принадлежат слова: «Я радостно содрогнулся от мысли, переплыву океан, ступлю ногой на те острова, где гуляют в своей простоте дикари», и который осуществил свою мечту. (8 букв)
Ответ: Гончаров

Игрок отказался от суперигры.

Выпуск 32 (298), 16 августа 1996

Участники:

Павел Барановский , Геннадий Лисенков, Олег Дейнеко; Геннадий Сандлер, Виктор Кумсков, Николай Казаков (2 350 очков); Лариса Николаева-Литвинова, Анатолий Копыркин, Сергей Серёгин ;
  • Впервые геликоптер упоминается в чертежах у Леонардо да Винчи. Из чего он был сделан? (8 букв)
Ответ: Тростник
  • Профессия Дедала, сделавшего крылья своему сыну Икару, которого можно считать основоположником мировой авиации. (9 букв)
Ответ: Скульптор
  • Как назывался первый лучший русский военный самолёт в период Первой мировой войны? (8 букв)
Ответ: Святогор
  • Как переводится слово «авис», от которого произошёл термин «авиация»? (5 букв)
Ответ: Птица
  • Как назывался документ, выданный Можайскому на первый в мире сконструированный им в 1881 году самолёт? Сейчас такой документ называется патент. (10 букв)
Ответ: Привилегия
  • Город в Индии, откуда впервые почта была доставлена на самолёте в 1911 году. Французский лётчик Пегу доставил корреспонденцию с выставки искусств и ремёсел в городе Найми, что в 10 километрах от… Откуда? (9 букв)
Ответ: Аллахабад

Игрок не отгадал слово.

Выпуск 33 (299), 23 августа 1996

Выпуск 34 (300), 30 августа 1996

Выпуск 35 (301), 6 сентября 1996

Выпуск 36 (302), 13 сентября 1996

Кристина Ионова (г. Москва), Владимир Топало (г. Саратов), Пётр Хамула (г. Копейск) (200 очков); Елена Рудченко (г. Белая Калитва), Иван Шишкин (г. Городец), Бронислава Прима (г. Свердловск) ; Александр Шиманский (г. Новая Одесса), Прасковья Халоименко (г. Степногорск) , Александр Фролов (г. Узловая);
  • Какую чрезвычайно полезную горную породу добывали и добывают на острове Наксос? (6 букв)
Ответ: Наждак
  • Название театрального жанра в Древней Греции, которое произошло от наименования блюда. (4 буквы)
Ответ: Фарс
  • Человек, ходивший по улицам городов Древней Греции и сообщавший горожанам о новостях и событиях в общественной жизни. (8 букв)
Ответ: Глашатай
  • Причина, по которой знаменитому археологу и учёному Генриху Шлиману было отказано в проведении раскопок греческих колоний на территории России. (11 букв)
Ответ: Двоежёнство
  • Имя святого, в день которого в Греции традиционно начинается дегустация вин. (7 букв)
Ответ: Дмитрий Ответ: Фартук

Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: музыкальный центр.

Выпуск 37 (303), 20 сентября 1996

Выпуск 38 (304), 27 сентября 1996

Выпуск 39 (305), 4 октября 1996

Участники:

Вячеслав Соловьёв (пос. Новоасбест), Валентина Корякина (г. Ейск) (100 очков), Владимир Опарин (г. Волгоград); Василий Гайсан (г. Киев), Людмила Марчук (г. Москва), Галина Ливанская (пос. Холм-Жирковский) ; Валентин Шестусёв (г. Одесса) , Александр Асреев (г. Москва), Анна Мисюра (пос. Шатки);

Ответ: Папирус
  • Как называлась до XI века низкая обувь без каблука, сделанная из единого куска кожи? (7 букв)
Ответ: Поршень
  • Что в переводе означает французское слово «ботт», от которого происходят слово «ботинок» и «боты»? (5 букв)
Ответ: Сапог
  • Как в просторечии на Руси издревле называли «бесформенные остатки изношенного сапога»? (7 букв)
Ответ: Ошмётки
  • В древнем Риме помещение, куда полагалось приходить только в обуви, куда вообще без обуви приходить было нельзя. Что это за помещение? (5 букв)
Ответ: Сенат
  • Как в древней Руси называли мастера по пошиву обуви до XI века? (10 букв)
Ответ: Усьмошивец

Участница не отгадал слово.

Выпуск 40 (306), 11 октября 1996

Выпуск 41 (307), 18 октября 1996

Участники:

Константин Тырышкин (г. Асбест), Жанна Боронина (г. Луганск), Ася Муханова (г. Москва) (600 очков); Ирина Попова (г. Петрозаводск) , Маргарита Матушонок (г. Могилёв), Павел Слободенюк (г. Москва); Павел Голубев (г. Сергиев Посад), Анастасия Петкова (г. Москва) , Александр Берешанко (г. Киев);

  • Какую непременную часть сервировки стола в старину называли «хлебосолкой»? (8 букв)
Ответ: Скатерть
  • Предмет, на котором когда-то сидел наказанный Мальвиной Буратино в чулане. (6 букв)
Ответ: Горшок
  • Предмет, который когда-то в сказке заменял Золушке стул. (4 буквы)
Ответ: Ящик
  • Как называется часть одежды, из которой Папа Карло сшил шапочку для Буратино? (5 букв)
Ответ: Носок
  • Единственная вещь на свете, которой боялся Страшила. (6 букв)
Ответ: Спичка

Участница отказалась от суперигры.

Выпуск 42 (308), 25 октября 1996

Выпуск 43 (309), 1 ноября 1996

Выпуск 44 (310), 7 ноября 1996

Выпуск 45 (311), 15 ноября 1996

Выпуск 46 (312), 22 ноября 1996

Выпуск 47 (313), 29 ноября 1996

Выпуск 48 (314), 6 декабря 1996

Выпуск 49 (315), 12 декабря 1996

Выпуск 50 (316), 20 декабря 1996

Выпуск 51 (317), 27 декабря 1996

Выпуск 52 (318), 31 декабря 1996

Участники:

Андрей Мягков , Барбара Брыльска, Юрий Яковлев; Валентина Талызина, Сергей Никитин, Лия Ахеджакова ; Александр Белявский (3 550 очков), Любовь Соколова, Александр Ширвиндт;
  • Чем на Руси мыли и парили в бане, кроме мочала, солёного мёда и дёгтя? (6 букв)
Ответ: Редька
  • На древней плите, найденной археологами в Риме, сохранилась надпись: «Баня, радость и …» (6 букв)
Ответ: Любовь
  • Такая баня существовала у инков и существует у нас на Урале. Что является основной её частью? (4 буквы)
Ответ: Стог
  • Что, по русскому обычаю, брали с собой в новую баню? (4 буквы)
Ответ: Хлеб
  • Какому режиссёру пришла в голову идея использовать на съёмках Сандуновских бань вместо Чёрного моря? (10 букв)
Ответ: Эйзенштейн

Игрок отгадал слово и выиграл суперприз: сюрприз, предоставленный каналом ОРТ.