Ярмарки на Руси были сразу всем - и EXPO, и неделей дизайна, и бизнес-форумом, поэтому длились по несколько месяцев. С каждой государственная казна получала огромные доходы:

с одной только Мологской ярмарки казна получала 180 пудов серебра. В XIX веке на Нижегородскую ярмарку съезжалось 200 тысяч человек – в десять раз больше тогдашнего населения Нижнего Новгорода.А товарооборот составлял 50 миллионов рублей серебром. Хорошо работали - хорошо отдыхали. И ведь развлечения были не хуже, чем сейчас!

Американские горы

То, что мы теперь называем американскими горками, было изобретено ещё до появления самих Соединённых Штатов. Горки были одним из главных развлечений на ярмарке. «Погулять под горами» значило «погулять на ярмарке». В высоту горы достигали12 метров. Зимой их обливали водой и катались на санях, а в тёплую пору – на специальных тележках или коврах.

Другое любимое народом развлечение на ярмарках – качели и карусели. Их разновидностей было множество. Качели были висячие и перекидные: на первых нужно было кататься самому, вторые раскручивались качельщиками. Самыми простыми каруселями были коньки, когда на верёвках подвешивались деревянные лошадки. Самые сложные – это самокаты. Они представляли из себя двухъярусную постройку с огромным количеством внутренних и внешних галерей. Катание на самокатах стоило 10-15 копеек.

Аттракцион Гиганские шаги

Практически современная "тарзанка". Это столб высотой до 7 метров, на вер­шине которого закреплена вращающаяся ме­таллическая тарелка. По краю тарелки сде­ланы крючки, к которым прикрепляются ка­наты. Нижняя часть каждого каната обра­зует петлю, обшитую материей. Садясь в такую петлю, участники аттракциона разбе­гаются и делают большие прыжки, затем на мгновение касаются земли и опять прыгают. Таким образом, в аттракционе «Гигантские шаги» круговое вращение сочетается с взле­тами, напоминающими раскачивание на каче­лях.

Делалась так:

Балаганы

Ярмарочный балаган – это прообраз цирка, театра, оперы и даже мультфильма. В больших балаганах были сцены с занавесом, ложи и стоячие места. Здесь показывали «волшебные пантомимы», в которых арлекины в чёрной одежде и на чёрном фоне творили чудеса: пилили друг друга, разрывали друг друга, а затем волшебным образом оживали, когда их голову, туловище, руки и ноги соединяли.

В некоторых балаганах были паноптикумы, то есть выставки диковинных предметов, растений, живых существ и уродцев. Здесь можно было своими глазами увидеть женщину-русалку, говорящую голову, человека с железным желудком и даже всемирно известную татуированную даму. Рядом с балаганами ходили люди-аквариумы, короли огня, шпагоглотатели и чревовещатели.

Раёк – это небольшой красочный ящик, украшенный различными фигурами и флажками. На его передней стенке были прорезаны два (в более крупных – три или четыре) окошка с увеличительными стёклами. Через них зрители смотрели на панораму, нарисованную на длинной ленте, перематывавшейся с одного валика на другой. Зрелище сопровождалось рифмованным комментарием раёшника.

Кукольные театры

На ярмарках давали представления «механические театры». В них разыгрывались получасовые представления, а главными участниками были куклы. Репертуар «механических театров» был разнообразным: некоторые постановки были настолько масштабны, что в них участвовало по 30-40 кукол.

В «театре живых картин» разыгрывались ещё более массовые представления, в которых порой использовали сложные театральные эффекты. К примеру, мастера «театра живых картин» показывали зрителям Куликовскую битву.

На балагане выступали и так называемые «театры-цирки». Здесь были и конные комедии, и штукари (акробаты), и силачи, державшие в зубах пудовые гири и поднимавшие по 5-6 человек, и «каучук», то есть гимнасты, и фокусники, и учёные звери, медведи, обезьяны, тигры, слоны. Устраивались «собачьи комедии», где актёрами были дрессированные собаки.

По мнению историков, ярмарки - это самые древние формы общения между продавцом и покупателем. Когда точно появились ярмарки, доподлинно неизвестно. В исторических документах упоминания о них можно встретить с XVI в., однако многие исследователи приводят доказательства существования ярмарок и в период Киевской Руси. Правдивость последнего утверждения можно также соотнести со следующей поговоркой, известной русскому народу издревле: «Где двое, там рынок, трое - базар, а семеро - ярмарка».

Где и когда проводились ярмарки

Как правило, места для ярмарок носили центральный характер. Так, в XI-XII вв. на северо-западе Древней Руси торговля велась на погостах. Погостом в то время назывался центр сельской общины. Также излюбленными местами проведения ярмарок служили монастырские торжки. Кстати, чаще всего проведение подобных мероприятий было приурочено к церковным праздникам. Безусловно, это не уберегало купцов от грабежей, хотя в такие дни они случались и реже, однако придавало ярмарке торжественность и пышность. Поначалу подобные съезды привлекали ремесленников и купцов из соседних деревень, но впоследствии стали местом сбора торгового люда со всей России. Были и особенно популярные ярмарки, о чём можно прочитать в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона»: «Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки - Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская». Также на слуху были Крещенская (в Киеве), Пермская, Оренбургская, Покровская (в Харькове), Макарьевская (в Костроме), Верхнеудинская, Минусинская, Козьмодемьянская, Барнаульская, Ишимская ярмарки.

Какие цели были у ярмарок

Поскольку ярмарка прежде всего ассоциируется с товарно-денежными отношениями, то главная её цель - это, конечно, продажа и покупка товаров. Тем не менее, на протяжении всей истории своего развития ярмарки служили информационным и культурным центром: здесь происходил обмен новостями, знаниями и опытом среди людей, приехавших из разных регионов страны, проходили разнообразные представления и концерты. Также, если снова возвращаться к древности, когда споры между конфликтующими сторонами разрешались не иначе как военным путём, ярмарки играли миротворческую роль. Известно, что в период проведения данных мероприятий между враждующими сторонами устанавливался так называемый ярмарочный мир, нарушение которого влекло за собой строгое наказание. Действовал даже специальный ярмарочный суд, приводящий приговор в исполнение.

Развитие ярмарок

Изначально на ярмарках торговали продуктами и изделиями ручной работы. С развитием в XVII-XVII вв. мануфактурного производства ассортимент ярмарок значительно расширился. Также несколькими веками раньше такие торговые съезды стали играть большую роль не только во внутренней, но и во внешней торговле. Иностранные купцы доставляли в Россию товары из Восточной и Западной Европы, что положительно влияло на развитие торговых отношений между странами. Чаще всего сшитые одежды, сукно, кожи, топоры и посуду обменивали на ремесленные изделия, пушнину, сырье, мед.

К началу XIX в. ярмарки в России продолжали развиваться, однако уже во 2-й его половине обороты торговли на подобных торговых съездах стали снижаться. Причиной тому стало железнодорожное строительство. С началом революции история ярмарок в России практически закончилась: темпы и товарообороты неумолимо сокращались. В начале 1930-х гг. XX века ярмарки в СССР были упразднены. Как говорится в первом издании Большой Советской Энциклопедии, «по мере усиления планового начала в торговле и с развитием торгового аппарата обобществленного сектора, всесоюзные и республиканские ярмарки утратили свое значение как центры сбыта и закупки товаров». И только лишь в послевоенное время ярмарки постепенно снова стали развиваться.

Ярмарки сегодня

На сегодняшний день на территории России как в больших городах, так и в небольших населённых пунктах проводится множество ярмарок самого различного направления. Есть ярмарки, торгующие всем, а есть узкоспециализированные, например, только ремесленные или продуктовые. 2-го октября вторая «Воскресная ярмарка долины Лефкадия», которая пройдёт в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края, соберёт самых лучших фермеров, производителей высококачественной продукции и handmade-мастеров Кубани в одном месте.

Алексей Веселовский

Старинные русские ярмарки (XVI и XVII в.в.).
К истории русских ярмарок на Севере.
(Краткая историко-экономическая заметка)
//
Кооперация Севера. – 1923. - № 4. – С. 89-90.

Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг), и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище [До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др.]. Под этим словом понимается место периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом сырья, для товарообмена преимущественно в оптовом размере.

Когда какая-нибудь страна, переходящая постепенно из первобытной поры господства натурального хозяйства [При натуральном хозяйстве каждое хозяйство является само для себя экономически и производителем и потребителем. Эта форма хозяйства в России до последней войны сохранилась до известной степени в некоторых захолустьях, а также в Сибири], желает упорядочить начинающуюся внутреннюю и внешнюю, вначале исключительно меновую, торговлю, ей приходится, прежде всего, иметь дело с улучшением путей сообщения, тесно связанным с экономическим развитием страны.

Местоположение ярмарок, при наличии плохих и крайне неудобных путей сообщения на Руси в то время, зависело от ряда местных условий и обстоятельств. При небезопасности самого передвижения, торговые люди естественно старались перевозить свои товары в места, наиболее охранявшиеся и наименее обремененные торговыми налогами и пошлинами. Такими местами были в то время монастыри, городские посады и большие села. Часто ярмарки находились между собой в последовательной связи по времени и по географическому местоположению, так что торговец мог, последовательно переезжая из одного торга в ближайший следующий, совершить ряд торговых сделок, снабдить население целого ряда районов и, пользуясь колебанием и разницею цен на товары в различных местностях, при наличии известной торговой сметливости, производить чрезвычайно выгодные обороты [Русские торговцы того времени поражали иностранных купцов своим умением совершать очень выгодные торговые обороты, несмотря на тяжелые условия тогдашней торговли]. Таким образом, самые торги стали не только местами для оптовой торговли, но как бы сделались своего рода путями для перемещения и распределения массы товаров. Одним словом, «необходимость скоплять товар в известное время года в известном месте создала периодические съезды купцов и покупателей, и это придало торговле ярмарочный характер» [Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. I, стр. 94].

Торги бывали каждогодные, каждонедельные и ежедневные. В г. Вологде в XVI-XVII в.в. государственной ярмарки не было, но ежедневно (за исключением воскресенья и некоторых праздников) происходил торг, и в особенности оживленно по понедельникам, средам и пятницам, когда в город приезжали из уездов крестьяне со своими товарами. Наиболее интенсивной торговля в Вологде была в середине зимы, так как к этому времени сюда прибывали и скоплялись товары с осенней Архангельской ярмарки, а с юга со всей России прибывали и зимовали до весны товары, предназначавшиеся для вывоза за границу через Архангельск. В селе Грязлевицах (ныне г. Грязовец), принадлежавшем Корнилиеву монастырю, торг бывал по понедельникам и в некоторые праздники. Вообще сельские и городские торги бывали по определенным недельным дням, кроме воскресенья.

Наиболее оживленными торги бывали зимою, когда устанавливался санный путь. Летом сухопутные дороги были прямо непроходимы, на это часто жаловались иностранные купцы, и «провезти товар по летней дороге стоило, по крайней мере, вчетверо дороже зимнего провоза».

При монастырях, в руках которых в то время сосредоточивалась значительная часть внутренней торговли России (главным образом в XVI в.), в монастырских селах и имениях, главные ярмарки приурочивались ко дню местного или двунадесятого праздника.

Доход со своей ярмарки монастыри обыкновенно испрашивали у правительства в свою пользу, «на церковное строение, ладон и свечи», и в их прямых интересах было привлекать на свою ярмарку возможно больше торговцев. Правительство многим монастырям давало разные торговые льготы и привилегии, так что некоторые из них [Напр. Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный на Кубинском озере, Кирилло-Белозерский и др.] пользовались правом вести беспошлинную оптовую торговлю хлебом, скотом, маслом, рыбой, солью, но лишь в известной степени. Так, Соловецкий монастырь имел право беспошлинной продажи соли в количестве до 130.000 пудов в год; проданное свыше этого подлежало уже пошлине. Благодаря этому в общем монастыри продавали свои товары несколько дешевле против купцов-мирян, а будучи вообще богатыми, они играли роль своего рода кредитных банков: свободно ссужали торговцев нужною суммой и при этом брали меньше процентов, чем купцы и казна. Все это привлекало в большом количестве на монастырскую ярмарку и купцов и покупателей. Монастырской торговлей заведывали доверенные старцы из среды монахов, и под их присмотром вели торговлю монастырские слуги и купчины (комиссионеры). Иногда монастырь отдавал ярмарку на откуп своим крестьянам.

К назначенному дню съезжались на ярмарку, если она пользовалась известностью, как напр. Кирилловская или Макарьевская [ Другие большие северные ярмарки, как то Архангельская и Холмогорская, имели значение главным образом для внешней торговли и носили другой характер, так что о них здесь можно и не говорить], множество крестьян из соседних уездов и губерний (областей), приезжали купцы - торговые гости и мелкие торговцы; между ними встречались агенты - т. наз. скупщики иностранных «гостей».

Сельские торжища устраивались и открывались, если о том просили в челобитной жители, с разрешения правительства и происходили под надзором правительственных чиновников и целовальников, имевших уставную грамоту, которая определяла порядок торг и сбор пошлин, взимавшихся с товаров в пользу казны. Часто казенные доходы с торгов отдавались на откуп частным лицам. Между сельскими и городскими торгами в то время не было почти никакой разницы.

Характер ярмарочной торговли был преимущественно меновой и оптовый, так как продукты в общем были дешевы [Вернее, тогда было мало денег, вследствие чего они высоко ценились], и даже частные люди приобретали съестные припасы и прочее для своего хозяйства в оптовом размере и редко по мелочам.

Главными предметами ярмарочной торговли на Севере со стороны крестьян были кожи (как сырые, так и дубленые), лен (его было очень много в Вологодском крае), льняное семя и масло, домотканый холст, грубые сукна, соль, рыба, дичь, скот (скотоводство в нашем краю и тогда было широко развито), сало говяжье, молочные продукты, меха (преимущественно лисьи и беличьи) [Главными центрами на Севере по торговле мехами были в то время Холмогоры и Великий Устюг], сено, посуда глиняная и деревянная и прочие кустарные изделия из дерева и металла. Но главным предметом был зерновой хлеб: рожь, овес и пшеница, которым, впрочем, в то время была бедна болотистая и лесистая Вологодская область. Торговые люди привозили на ярмарку разные ткани, в том числе и иностранные, галантерею, разные продукты, привозившиеся в Россию из-за границы, как напр. сахар, пряности и лакомства; всякого рода изделия и предметы деревянные и металлические, нужные для крестьянского обихода. Кабацкие целовальники являлись с запасом «зелена вина» (продажа которого составляла монополию казны и давала ей большие доходы) и разных иностранных вин [Винные погреба были частные и казенные; первые платили в кассу порядочный оброк], и устраивали нечто вроде временного шинка, где ярмарочные продавцы и покупатели одинаково топили свои торговые удачи и неудачи в «мирском веселии». Ярмарка начиналась вовсю...

«Русские от больших до малых чрезвычайно любили торговлю», говорит один иноземный купец [Кильбургер. Краткое известие о русской торговле за 1673 г. СПБ. 1820, стр. 11]. Мелкий торговец находился всегда в руках у более крупного и по его милости жил безбедно или разорялся. Интересна тогдашняя торговля и ее приемы с точки зрения нравственности. В том отношении русские торговцы стояли очень низко. Обман, надувательство и подделка были тогда в общем ходу, по свидетельству иноземных путешественников, и были даже некоторым образом узаконены. Только было нужно, чтобы дело сделалось ловко, незаметно и «благовидно» [Явное воровство считалось бесчестием и строго каралось]. В большом ходу было заламывать за товары цены раз в десять больше настоящей и затем торговаться с покупателем до седьмого поту к обоюдному удовольствию. Намеренный обвес в торговле не допускался, по пословице: «В цене купец волен, а в весе не волен». Облапошит один купец другого, сдерет с него втридорога, подсунет ему скверный товар, и в конце-концов он прав. В основе тогдашней торговли лежал следующий принцип, выраженный в старинной поговорке: «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Ловкий плут даже делался популярным и вызывал общую симпатию и уважение, смешанное со страхом. Обманутого не жалели, а презирали, говоря: «сам, дурак, виноват, зачем того первый не облапошил», и в этом роде. Причиною этого печального явления нужно считать, во 1-х, общий низкий уровень умственного развития, хотя в торговых делах русский человек проявлял большую сметку и находчивость, был «крепок задним умом»; во 2-х, разорительную и тягостную систему тогдашних податей и налогов, убивавшую мелкую торговлю, когда нужно было вывертываться, как хочешь; и, наконец, в 3-х, боязнь быть самому обманутым и стремление предупредить обманом обман. Стоит принять во внимание следующие обстоятельства, сильно затруднявшие торговлю: отсутствие до половины XVII в. однообразных мер веса и объема, обилие фальшивых серебряных денег и вообще постоянное колебание денежного курса, полный произвол властей, которым всем приходилось, кроме податей, давать еще взятки; чтобы не грабили и не придирались, а, главное, конкуренция с ловкими, богатыми иностранными купцами, сильно вредившими тогдашнему русскому торговцу, особенно крупному.

Остается сказать еще несколько слов о некоторых тогдашних мерах, деньгах и ценах. В берковце было десять пудов или 400 гривен (фунтов). В фунте было 48 золотников, в золотнике - 5 почек, а в почке – 4 пирога. Пуды и гривенки делились на четверти (чети) или же трети. Пол-пол-пол трети гривенки, или 1/24 гривенки. Сыпучие тела измерялись бочками; в бочке было 4 четверти или 8 осьмин или 32 четверика. Вычитая дроби, иной раз говорили: четверик без пол-пол-трети четверика. Были также местные меры, довольно неопределенные: на Севере сыпучие тела меряли пузами, зобнями, коробьями, рогозинами, решетами и пр. [В некоторых захолустьях Вологодского края сохранились в памяти у жителей и даже до последнего времени иногда употреблялись некоторые старинные меры. Интересно было бы узнать их названия и величину]. Мерами протяжения были, напр., аршин, заключавший 4 пяди; 3 локтя составляли 2 аршина (30 вершков). Жидкости измерялись бочками, ведрами, ковшами, кружками и пр. Стоимость денег была следующая: 1 новгородский рубль и новгородская деньга равнялись 2 московским; 1 московский рубль = 2 полтинам = 10 гривнам = 200 деньгам. Алтын стоил 6 денег (3 коп.). Были и медные монеты неопределенной стоимости, называвшиеся пулами, но в XVII веке вышли из употребления [Костомаров. Очерк торговли Московского государства, гл. V].

Привожу еще несколько образчиков цен на продукты. Тотемская соль на месте приблизительно стоила 70 коп. за берковец. Точную стоимость хлеба за весь период указать трудно, потому что цены на хлеб, находясь в зависимости от урожая, представляют в то время сильные колебания. Одно время в XVI в. в Вологде четверть ржи стоила 14 денег. На заводах 1000 кирпичей стоила 2 рубля, а известь в Москве стоила 4-6 алтын за бочку [В старину вологжане занимались кирпичным промыслом и делали известь]. Аршин домотканого холста ценился по 1 алтыну и дешевле. В XVI в. дубленая яловичная кожа в Вологде стоила 20 алтын, пара кожаных рукавиц - 4 алтына, а высокие сапоги (простые) - 8 алтын.

Сало в Архангельске в XVII в. стоило 2 рубля за пуд, а цена на рыбу, будучи вообще очень дешева, все время сильно колебалась . В качестве общего вывода, характеризующего состояние русской торговли того времени, можно сказать, что изолированность местных рынков, караванный характер перевозки товаров, и ярмарочный характер их продажи и покупки - таковы... типические черты старинной внутренней торговли России. – «Все эти черты свидетельствуют о слабости обмена и незначительности оборотов внутренней торговли» [Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. 1, стр. 95].

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?

Из истории русских ярмарок

Прежде всего о том, что же такое ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) - это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», - такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, - Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.

С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в начале XX века - до 18,5 тысячи.

Продавец игрушек. Литография. Раскраска. Середина XIX в.

На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки - в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких расходячих торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее прародительницей была Макарьевская ярмарка. Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами - помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход. А после ее закрытия - торжественный молебен.

Макарьевская ярмарка была учреждена в середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она стала уже Всероссийской и сохранила свое название - Макарьевская, в память об основателе монастыря святом преподобном Макарии Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку в губернский центр Нижний Новгород.

Первый ярмарочный сезон Нижегородской ярмарки прошел успешно. Поэтому ярмарка осталась здесь и на все последующие годы. В народе по старой традиции ее долго еще величали Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». Таким образом, преподобный Макарий остался покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому календарю). К этому времени и была приурочена ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа (по старому стилю). Церковь во имя святого Макария возвышалась над всеми прочими ярмарочными сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи святого, прославленные чудесами, перевозились с места его погребения в Нижний Новгород, чтобы каждый торговец мог попросить у святого помощи в своих торговых делах.

Вскоре значение Нижегородской ярмарки в жизни страны сделалось столь велико, что ее прозвали «карманом России». В середине XIX века торговый оборот этой ярмарки составил уже 86 миллионов рублей серебром.

Как писали все те, кто видел эту ярмарку в середине прошлого века, это было неописуемое зрелище - «в вавилонском смешении народов и языков, в бесконечных разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в разнообразии говоров, в непрерывной круговороти одежд, вещей, красок, - в буйном кипении жизни...».

Дыхание ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий на гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением». А когда писатель впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что он «ахнул от удивления».

Если в пятидесятых годах прошлого века в Нижнем Новгороде проживало чуть больше 30 000 человек, то каждое лето сюда на ярмарку съезжалось 120 000 - то есть четыре Нижних Новгорода!

Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.

Было здесь также множество иноземных товаров - чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.

Понятно, что каждая ярмарка - это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», - подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или - «Умей дело делать, умей и позабавиться». Еще одна народная поговорка учит: «Делу время - потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга - местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» - писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».

ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Горки, качели и карусели

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. Это подтверждается тем, что обычно в народе не говорили «погулять на ярмарке», а только «погулять на горах» или «погулять под горами», «погулять под качелями».

Горы эти строились из деревянных брусьев, самые большие, очевидно, возводились в Санкт-Петербурге. Их высота доходила до 10-12 метров. Зимой покатую часть их выкладывали льдом и поливали водой. Прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Съезжали с них обычно на санях, причем разгон санок бывал более 100 метров. Ездили здесь обычно на Рождество, на Святки и на Масленицу. Со временем появились летние катальные горы. Спускались с них не на санках, а на маленьких тележках, на особых «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

Весной самым любимым развлечением становились также качели. Они бывали двух видов: висячие и круглые перекидные (иногда их называли «колесо»). Простые висячие качели состояли из двух вкопанных в землю столбов с перекладиной наверху, к которой были подвешены доски - сиденья. На них нужно было качаться самому.

У круглых перекидных качелей на перекладину, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним люльками или кабинками, куда и усаживались желающие покататься. Ось приводилась в движение, и кабинки поднимались высоко над землей, а затем опускались. Этим занимались особые качельщики, или качальщики, которые и брали плату с катающихся.

Другие катальные устройства, или «кружильные катания», состояли из каруселей. Они также были нескольких видов.

Наиболее простые из них - карусели «коньки». Здесь на веревках подвешивались люльки или деревянные лошадки. Отсюда и пошло название «коньки».

Наиболее сложными по своему устройству были карусели «самокаты» или карусельные спуски. Они также были излюбленным местом развлечения простого народа, который иногда говорил: «гулять под качелями». На Нижегородской ярмарке главное место, где располагались балаганы и карусели, называлось «самокатная площадь», или попросту «самокаты».

Карусель «самокат» представляла собой крытую двухъярусную деревянную постройку с внешними и внутренними галереями. Внизу, в кассе, нужно было купить билет и затем подняться на второй ярус, где и находилась огромная карусель «самокат». Внизу же располагалась машина, которая с помощью шестерен и приводила в движение карусель.

Вся постройка карусели, как снаружи, так и внутри, украшалась различными картинами, афишами, пестрой росписью и разноцветными флагами. На ее галереях выступали деды-зазывалы и актеры в костюмах скоморохов или различных сказочных животных. Тут же происходили и другие выступления - оркестров, рожечников, песенников и хоров.

На одной из первых в России каруселей можно было прочитать такое объявление о плате за катание: «На карусели обернуть 20 раз с персоны 10 копеек». Народный артист И.А. Зайцев, много лет выступавший на ярмарках уже в начале нашего века, уточняет: «За вход на «самокат» платилось 15 копеек, и можно было кататься хоть целый день».

Карусели, как и другие всевозможные «круговращения», берут свое начало в древние времена и, по всей вероятности, связаны с весенними языческими обрядами «славления Солнца». В это время года природа пробуждалась после зимней спячки и закладывались основы будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими песнями-заклинаниями, плясками по кругу и круговращением на карусели подражали годовому движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых делах и способствовать быстрейшему расцвету природы.

Такой же смысл имели в древности и качели. Подъем вверх, подбрасывание и подпрыгивание - это древнейшие магические движения. Их назначение - ускорить рост растительности, в первую очередь посевов, и помочь им скорее подняться над землей.

Ярмарочные балаганы

На каждой крупной ярмарке было множество самых разных балаганов с флагами, флюгерами, огромными афишами и вывесками.

Понятие «балаган» пришло к нам с Востока. В первооснове это персидское слово «бала-хане», что означает буквально «верхний дом», или, точнее, верхнюю часть дома, верхнюю комнату, балкон (отсюда, кстати, и русское слово «балкон»).

В большом балагане были сцена с занавесом, ложи, места первого и второго разрядов, пол амфитеатром повышался от сцены к задним рядам. В балаганах попроще бывал еще и так называемый «загон» - часть зала для стоячей публики, без мест.

Ярмарочный артист И.А. Зайцев рассказывал, что бывали и обширные балаганы - на 500-600 мест. В них за местами первого и второго разрядов отгораживалась галерка, которую также разделяли на две части. Кроме того, ложи строили в три яруса. В таких балаганах билет на галерку стоил 5-10 копеек, а ложа на 4-5 мест оценивалась в три с лишним рубля.

Бывало, что балаганы на ярмарке называли подкачельными, или комедиантскими, хотя служили они разным целям. Здесь можно было увидеть: балаган с цирком, балаган с музыкой, балаган со стрельбой в цель, балаган с учеными канарейками, балаган с Петрушкой и т.д.

Балаганы с цирком иногда называли «Театр-цирк». Самой популярной программой бывал здесь конный цирк, который объявлялся по-разному: «конная комедия», «конные искусники» или «конные ристания». Главным показом здесь была верховая езда. Наездники скакали по арене, стоя на двух (а то и на четырех-пяти) лошадях, с мальчиками у себя на плечах или на голове. Дрессированные лошади прыгали в кольца, вставали на задние ноги, опускались на колени и кланялись. Иногда на лошадях показывали свое искусство гимнасты и акробаты, которые составляли также значительную часть цирковых программ. У акробатов было прозвище «штукари». Среди них были акробаты-прыгуны, которые демонстрировали «трамплинные скачки». Другие делали сальто-мортале через четыре лошади, с сидящими на них всадниками, или даже через двенадцать стоящих в ряд человек.

В той же программе можно было увидеть «опыты геркулесовой силы», которые демонстрировали атлеты-силачи. Они удерживали зубами пудовые гири, жонглировали пушечными ядрами и поднимали на плечи по 5-6 человек.

Отдельным самостоятельным номером был так называемый «каучук». Это было выступление «каучукменов», «каучуковых людей», или «складных людей». Так звали гимнастов, которые показывали чудеса гибкости, колесом изгибаясь назад.

Еще одна не менее любимая публикой часть выступлений называлась «Фокус-покус» и состояла из программы фокусников.

В основном это были фокусники двух видов: манипуляторы и иллюзионисты.

Манипулятор - это фокусник, работа которого построена на ловкости и проворстве рук. Он манипулирует картами, шариками, цветами, платками, монетами и другими мелкими предметами, которые умещаются в его карманах.

Иллюзионист - это фокусник, работающий со специальными приспособлениями, механизмами и аппаратурой. С их помощью иллюзионисты демонстрируют целые каскады всевозможных превращений, исчезновений и появлений. Например, превращение монеты в камень, камня в лягушку, а лягушку в улетающего голубя. Из пустой шляпы фокусника лилось белое и красное вино. В пустых руках неизвестно откуда появлялись букеты цветов для зрителей. А из-под шали, взятой у дамы из зала, - аквариум с золотыми рыбками. Бывали аппаратные трюки посложнее и поэффектнее. Как, например, отсечение головы, летающая женщина, исчезновение ассистента из сундука и т.д. и т.п.

На цирковой арене можно было увидеть «ученых зверей»: слонов, львов, тигров, медведей, обезьян и др. Показывали здесь также и «собачью комедию», в которой участвовали дрессированные собачки.

Кроме звериного цирка, на ярмарке бывали еще «бродячие (передвижные) зверинцы». Это были специальные сараи или манежи, в которых зверинщики просто показывали диковинных для русских людей животных. Так, например, в клетках одного зверинца сидели леопард, барс, ягуар, шакал, гиена, гну, кенгуру, дикобраз, пеликан, удав и попугай ара. В другом, кроме хищников, можно было увидеть различных обезьян, которые, например, представлялись как «мартышка с синим рылом» или «обезьяна со свиным рылом».

В ярмарочном «Пантомимном театре» показывали «Волшебные пантомимы», или «Пантомимы с чудесами» - «Арлекиниады» - «как на итальянских площадях», то есть в традициях итальянского народного театра масок. В них участвовали первые клоуны, которых звали «Паяччо», то есть «Паяцы», или «Гарлекены», то есть «Арлекины». Это были веселые, ловкие и озорные персонажи-притворщики, которые «морочили всех напропалую».

Используя принцип так называемого «черного кабинета» (когда актеры в черных бархатных костюмах играют на фоне черного бархата), Арлекин с помощью волшебной палочки непрерывно творил чудеса. Он то раздваивал живого Пьеро, то распиливал на куски Паяца, то сам, убитый, распадался на куски. А затем, к великой радости Коломбины, мгновенно оживал после того, как к его туловищу приставляли голову, руки, ноги.

Следует отметить, что первоначально на ярмарках России в основном выступали приезжие артисты-иностранцы - итальянцы, французы, немцы. Нередко они брали к себе русских учеников и обучали их своему делу. Со временем ученики становились равноправными партнерами своих учителей и в дальнейшем просто заменяли их. Так складывались первые поколения русских цирковых артистов и комедиантов. Поэтому наряду с Паяцем, Пьеро, Арлекином и Коломбиной стали появляться русские персонажи: Ерема-Поплихант и Фома-Музыкант, Парамошка и Савоська, портной Нитка и его жена Игла Ножницевна, Иван Кирпич, Ванька Малый, Иванушка-дурачок и прочие.

Фома, Парамошка и Ерема. Гравюра резцом, раскраска. Вторая половина XVIII в.

На гуляньях можно было встретить и другие виды театрального балагана, как, например, механический театр и театр живых картин.

Под вывеской «Механический театр» могли скрываться куклы различных видов. Прежде всего это могли быть куклы-марионетки больших размеров. Кроме того, это были плоские куклы, вырезанные из жести. И, наконец, со временем здесь стали применяться крупные деревянные резные куклы с сочленениями. Они передвигались по прорезям в полу сцены, под которой и располагались их кукловоды. Могло быть и так, что все они приводились в движение единым механизмом из-под сцены. Представление такого театра продолжалось 30-40 минут. А репертуар включал 10-15 сюжетов, которые предполагали большие массовые сцены. Об этом можно судить хотя бы по названиям спектаклей: «Въезд шаха персидского» или «Переправа русских войск через Дунай». В таком представлении, как, например, «Замечательный норвежский зимний пейзаж», участвовало 200 механических фигур. А в «Крестном ходе в Риме на Троицын день» - 400 механических фигур и кораблей. Понятно, что и кукловодов было здесь немало - по 30-40 человек.

«Театр живых картин» отличался тем, что на его сцене разыгрывались также большие массовые картины, феерии, порой с весьма сложными театральными эффектами. Здесь можно было увидеть не только такое представление, как «Битва русских с кабардинцами», но даже и «Куликовскую битву».

В балаганах с музыкой могла быть самая разнообразная программа. Тут звучали военные оркестры. Можно было послушать солдатский хор (военные песельники составляли так называемую «хорную команду»), а также различные казацкие и цыганские хоры. Бывали здесь и народные коллективы, как, например, всем известный хор владимирских крестьян-рожечников, которых всегда могли сменить балалаечники, гармонисты, ложечники, песенники-плясуны, частушечники и куплетисты.

Нужно отметить, что большинство качелей, каруселей, балаганов и прочих ярмарочных аттракционов и увеселений не обходилось без специальных зазывал, или закликал, которые выступали здесь в роли распорядителей и ведущих. Эти персонажи звались по-разному: балконный комик, балаганный, карусельный или масленичный дед. Это был прямой потомок скомороха - шутник и балагур с подковыркой, сметливый и находчивый, острый на язык, веселый и разбитной малый. Для того чтобы привлечь публику в балаган или на карусель («для замана»), он усердно расхваливал представление, задирал публику и сыпал шутками и прибаутками.

Перечисляя ярмарочные развлечения, нельзя не упомянуть о потешной панораме, или космораме, которую в народе называли кратко «Раёк».

Малая переносная панорама представляла собой «небольшой аршинный во все стороны ящик», расписанный яркими красками, который мог быть украшен фигурами, флажками или даже флюгером с надписью «Всемирная косморама». Он переносился на ремне его владельцем и устанавливался на складные козлы. Ящик побольше перевозили на двухколесной тележке. На передней стенке панорамного ящика было обычно два круглых окошка с увеличительными стеклами, через которые можно было рассматривать различные картинки (бывали панорамы и с 3-4 окошками). Демонстрируемые картинки или панорамы были нарисованы на длинной ленте (полосе), которая перематывалась внутри ящика с одного валика («катка») на другой. В более усовершенствованных панорамных ящиках картинки на картоне вставлялись в рамки, которые подвешивались на шнурках и по очереди опускались и поднимались, сменяя друг друга по ходу объяснения панорамщика (раешника).

Как считают исследователи, слово «раёк» произошло от «райского действа». Так называлась одна из серий картинок потешной панорамы. Эти картинки изображали библейские сцены из жизни в раю самых первых людей - Адама и Евы.

В дальнейшем иллюстрации к Библии оказались не столь популярными, как, например, сюжеты к народным былинам или картины из жизни различных городов мира. Поэтому панорамщик, или раешник, большей частью призывал публику поглядеть на подвиги Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича или на похождения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича. Бывали панорамы с историческими сценами, такими, как «Войны с Наполеоном», «Крымская война», или с эпизодами русско-турецкой войны. Интересны для разглядывания могли быть виды Константинополя, Парижа, Рима или Ватикана. Встречались также сцены из городской жизни Санкт-Петербурга и Москвы.

Показ панорам и картинок всегда сопровождался пояснением раешника-балагура. Все его тексты обычно представляли собой рифмованную прозу, произносились громко, скороговоркой и всерьез. Внешний облик раешника и его манера общения с публикой были во многом схожи с балаганными дедами-зазывалами.

На ярмарках часто встречались и балаганы с паноптикумами.

Паноптикум - это собрание необычных, диковинных предметов и редкостей, которое могло включать и живых существ. В частности, здесь можно было увидеть двухголового или пятиногого теленка, необыкновенных толстяков, великанов, карликов, а также всяческих уродцев. Обычно этому предшествовала всевозможная реклама, призывающая посмотреть на «всемирно прославленную обезьяноподобную женщину», на «великаншу с бородой», на «всемирно известную татуированную даму», на «человека с железным желудком» и т.д.

Подобные «чудеса природы», или «феномены XX века», могли демонстрировать также и в отдельных будочках или павильонах, вход в которые закрывали пестрые занавески. Здесь могли быть «женщина-рыба, или живая русалка», «дама-паук», «говорящая голова» или «мумия египетского царя-фараона».

Здесь, за занавеской, на постаменте можно было увидеть «русалку», которая двигала длинным чешуйчатым хвостом. При этом пояснялось, что это «сирена, недавно пойманная в Атлантическом океане».

Тут же показывали и паука, шевелящего мохнатыми лапами, представляя его такими словами, как, например: «Заморский паук, не имеет ни ног, ни рук! Не спит, не питается, а только, как видите, улыбается!».

По соседству с этими «чудесами» могли выступать такие мастера, как «человек-аквариум», «король огня», «американка-огнеедка» или «шпагоглотатель и чревовещатель».

«Человек-аквариум» выпивал до десяти бутылок воды или глотал живых рыбок и лягушек, потом, запрокинув голову, фонтаном извергал их обратно.

«Король огня» брал в руки раскаленное железо, ходил босиком по горящим углям, пил кипящее масло и откусывал раскаленное железо зубами.

Бывало, что вместо них рекламировали «дикого человека»: «Только на несколько дней, проездом прибыло чудо девятнадцатого века, главный вождь африканского племени людоедов с острова Тумбо-Юмбо (иногда говорили, что он «с Цейлона» или «с острова Мартинек»), пойманный совершенно недавно в дебрях Африки; дикий туземец по желанию уважаемой публики будет жрать в ее присутствии живых голубей, а потом съедать живого человека!..».

Актер, изображавший «дикаря, обросшего мохом», выходил голый, вымазанный йодом, вывалянный в пуху и перьях. Он был закован в цепи, страшно вращал глазами и говорил что-то на особом языке. До людоедства на сцене, конечно, не доходило, так как желающие обычно отсутствовали.

Случалось, что «дикий человек» совмещал в себе сразу несколько профессий: он был одновременно «человеком с железным желудком» и, кроме того, шпагоглотателем. В частности, уже упоминавшийся ярмарочный артист И.Зайцев рассказывал: «...мне пришлось выступать в качестве дикого человека с острова Цейлон: я работал с удавом, ел горящую паклю, глотал огонь, шпаги (натуральным приемом, то есть со вводом в пищевод)». Весь номер продолжался 10-14 минут и повторялся в день по 12-15 раз.

Завершая рассказ о балаганах, скажем и о том, что существовали еще и совсем маленькие «рогожные балаганы» (рогожные шапито), или «столбики». Это название осталось за ними потому, что они были покрыты рогожами и имели своей опорой всего лишь один столб. В таком балагане могла быть «стрельба в цель». По сути дела, это был нынешний «тир», где самые меткие стрелки из ружей получали маленькие призы: подтяжки, гребешок или иную мелочь.

Таким же «столбиком» мог быть и «балаган с учеными канарейками». В частности, в 1830 году газета «Северная пчела» писала об одном балаганном дрессировщике, что «он представлял публике полную клетку ученых канареек, род птичьей консерватории; пернатые ученицы танцуют, маршируют, мечут артикул, стреляют, умирают, оживают и прочее, точно люди, только безграмотные».

К этому следует добавить, что знатоки певчих птиц различали многие виды канареечного пения, как, например, - канарейки поют полным голосом, россыпью, дудкою, овсянкой, колокольчиком и т.д.

Петрушка - душа скоморошья

Комедия о Петрушке - кукольное представление, самое распространенное в России. Петрушка - главный герой народного кукольного театра, главный герой ярмарочных увеселений. Действительно, трудно представить без него русскую ярмарку. Такого же мнения был и писатель Ф.М. Достоевский, записав об увиденном, что «это было чуть ли не всего веселее на всем празднике».

Комедия о Петрушке появилась, очевидно, в XVII веке. В разные времена это представление называлось по-разному: «позорищные игры», кукольные игры», «кукольная камедь», «комедия с выпускными куклами», «говорящие куклы». Актер-петрушечник также упоминается под разными именами: «кукольный игрец», «показыватель», «кукольщик».

Первое известное нам упоминание о народных кукольных в Москве и первое их изображение - в «Подробном описании путешествия голштинского посольства в Московию и Персию». Принадлежит оно перу секретаря этого посольства Адаму Олеарию и относится к 1630-м годам. Там есть упоминание о том, что комедианты дают кукольные представления «за деньги простонародной молодежи и даже детям». «Для этого они обвязывают вокруг своего тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой своей, таким образом, нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам, и показывают на ней из кукол разные представления».

Подобная по своей конструкции кукольная ширма известна и на Востоке, в частности, в Узбекистане. Нечто похожее есть в Китае и Японии. Однако в дальнейшем, как известно, у бродячих кукольников России была уже совсем другая ширма - рамочная, складная и тоже легкопереносимая. Сначала она была четырехстворчатой, а затем осталась трехстворчатой.

Каков же он, народный герой Петрушка? В.И. Даль дает следующее толкование слову «Петрушка» в своем «Словаре русского языка»: Петрушка - «кличка куклы, балаганного русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке». К этому можно добавить, что Петрушка всегда носатый, а когда-то вдобавок к этому был еще и горбатым, и даже не с одним, а с двумя горбами - сзади и спереди. По своему характеру он крикливый и веселый балагур-говорун, очень озорной и драчливый.

Попал к нам Петрушка из Европы. Его принесли оттуда бродячие кукольники - итальянцы, французы, немцы. У них на родине есть много Петрушкиных родственников. Это такие же куклы - с большими носами, веселые, говорливые и невероятные драчуны. Самая старинная в этой компании - Пульчинелла, что значит «Петушок». Во Франции это Полишинель, а с начала XIX века - Гиньоль, в Испании - дон Кристобаль, в Италии - Пульчинелла, в Англии - Панч и его жена Джуди, в Бельгии - Вальтье, в Голландии - Ганс Пиккельгеринг, что значит «Копченая селедка», в Германии - Гансвурст, или «Ганс-колбаса», в дальнейшем новый герой - Каспер и, наконец, в Чехословакии - Кашпарек.

Такие же герои есть и в странах Востока. В Иране это Пехелеван Качаль, что значит «Лысый Богатырь». В Турции - Кара Гёз - «Черный глаз». И, наконец, самый древнейший из всех - Видушака - он в Индии. Все они, как уже было сказано, братья по духу.

В самом начале XVIII века кукольный театр России развивался под влиянием немецких, голландских и польских кукольников, а с тридцатых годов - под влиянием итальянских. Итальянцы привезли к нам несколько кукольных театров, которые разыгрывали спектакли о проделках Пульчинеллы. Один из ведущих актеров - Пьетро Мирро стал любимым шутом российской императрицы Анны Иоанновны - Петрухой Фарносом. Есть предположение, что именно от его имени русский герой кукольного театра получил имя Петрушка. Впрочем, иногда Петрушку называли и его полным именем: Петр Иваныч (или Петр Петрович) Уксусов. Кое-где у него была иная фамилия - Самоваров. А на юге страны его звали Ванька Рататуй.

Если на ярмарках Петрушку можно было увидеть в балагане, то в остальное время он был «ходячим Петрушкой». Это надо понимать так, что кукольник-петрушечник странствовал по всем дорогам России с легкой складной ширмой и ящиком кукол, которых могло быть от 6-7 до 20-30 штук.

Петрушечник очень часто выступал в паре с «Музыкантом», у которого могли быть гармошка, скрипка, бубен или барабан. Но чаще всего «Музыкант» был шарманщиком.

Шарманка - это музыкальный ящик, точнее, небольшой переносной орган. В нем звучащие трубки, мех и валики, приводимые в движение вращением ручки. Каждой музыкальной пьесе, которую играет шарманщик, соответствует отдельный валик. Носили шарманку на ремне, за спиной. Иногда возили на тележке, так как бывали шарманки весом до тридцати килограммов.

Слово «шарманка» произошло от названия популярной песенки «Charmante Catherine», которая была, очевидно, первой в наборе мелодий. В России шарманки появились в начале XIX века. Их занесли к нам бродячие музыканты - немцы и итальянцы. В Европе шарманка появилась столетием раньше.

Встречались шарманки, на крышке которых кружились под музыку куклы. Бывали еще «шарманки-шкафчики». У них спереди открывалась маленькая площадка, на которой также танцевали миниатюрные фигурки.

Поначалу, когда шарманки были в руках у иностранцев, они исполняли музыкальные пьески, известные в Европе. Когда же ее научились мастерить русские умельцы, она уже играла 5-6 русских мелодий. Например, такие, как «Камаринская», «Разлука», «По улице-мостовой», «Вдоль по Питерской», «Мой костер в тумане светит», «Серенький козлик», и т.д.

Бывало, что шарманщик носил с собой клетку, в которой сидел кто-то из его помощников: попугай, щегол, белая мышь или морская свинка. За 5-6 копеек они вытаскивали из ящичка билетик «на счастье». В нем можно было прочитать какое-нибудь предсказание судьбы, выписанное из книги гаданий. Иногда вместо билетика доставали пакетик со «счастьем». В нем лежали зеркальце, гребешок, заколки или другие выигрыши. Иногда у шарманщика были обезьянки или собачки в костюмах. Они также участвовали в представлениях.

Шарманщики могли быть в паре с певцом, фокусником или акробатом. Но чаще всего, как уже было сказано, их напарником был петрушечник.

В этом случае «Музыкант» выступал еще в роли «понукалки»: он представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах, когда по ходу действия были необходимы музыкальные вставки.

После первого выхода Петрушки, представления его Музыкантом и знакомства со зрителями начинался целый ряд сцен, в которых появлялись все новые и новые персонажи. Таких сцен известно более двадцати, из которых основных всего 6-7. Это значит, что представление продолжалось в среднем 20-30 минут. В целом все зависело от того, сколько можно было собрать публики и заработать денег. Вместе с тем известную роль играли актерские способности петрушечника, его настроение, вдохновение, умение импровизировать, а также набор имеющихся у него кукол.

Бывало, что по ходу представления Петрушка пытался устроиться на работу, шел в услужение к Барину, но из этого у него мало что получалось. Тогда он принимал решение жениться и взять хорошее приданое. Невесты у него могли быть разные: купеческая дочка, кухарочка или молочница. Звали их везде тоже по-разному: Меланья, Пелагея, Пигасья, Авдотья, Прасковья, Варюша, Катя или Матрена. Случалось, что ему приходилось свататься и за старуху или ухаживать за ужасно уродливой Акулиной Петровной. Так или иначе он всегда расхваливал красоту и достоинство своих избранниц, ссорился и мирился с ними, а затем пускался в пляс.

После этого Петрушка отправлялся покупать лошадь у Цыгана, который пытался его обмануть. За это Петрушка нещадно колотил его палкой. Далее Петрушка точно так же расправлялся с каждым, кто появлялся в последующих сценах. Как отмечали современники, обычно все представление было наполнено «брычками и пинками». Поэтому бывало, что его называли «палочной комедией». После сцены с Цыганом приходил Доктор, или Лекарь, «из-под Каменного моста аптекарь». Затем шла сцена с Квартальным (Полицейским), или Унтером (Капралом, Офицером), который пытался взять Петрушку в солдаты и учил его армейским ружейным приемам.

Понятно, что Петрушка не мог остаться безнаказанным за все свои драки и безобразия. Поэтому в конце концов появлялся кто-то большой, лохматый и черный. Считалось, что это был пес, пудель. Петрушка звал его запросто «Шавочка», или «Барбос». Иногда это непонятное существо принимали за барашка и даже называли «московским баранчиком», но оно оказывалось самым настоящим чертом, который бесцеремонно хватал Петрушку за нос и утаскивал со сцены, в то время как Петрушка вопил: «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!».

Зрители всегда бурно реагировали на происходящее. Князь Долгорукий, посетивший театр Петрушки в 1813 году, отмечал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы».

К этому нужно добавить, что Петрушка обычно говорил особым хрипло-писклявым, визгливым металлическим голосом. Для этого кукольник использовал специальное приспособление - «пищик». Точно такой же был у итальянцев и французов (в Италии его называли «pivette», или «faschio». У нас в России ему давали и другие имена - «машинка», или «говорок»). «Пищик» состоял из двух тонких полусогнутых костяных или серебряных пластинок, между которыми была натянута тонкая полотняная тесьма. Кукольник клал «пищик» поперек языка и прижимал его языком к небу. Устройство «пищика» было большим секретом всех петрушечников, которые даже давали клятву никому его не открывать. Многие зрители долго и безуспешно ломали голову, пытаясь разгадать этот секрет. Поэтому неудивительно, что в 1844 году зритель мог записать: «За одну куклу мужик говорит в дудочку».

Можно предположить, что ряд сцен комедии о Петрушке был известен еще в XVIII веке, а остальные появились гораздо позже - в конце следующего столетия. Так или иначе права была газета «Театральные афиши и Антракт», которая в 1864 г. утверждала, что Петрушке «долго еще суждено оставаться народным забавником и занимать видное место в ряду народных зрелищ».

Медвежья потеха

Вождение ученого медведя и «козы» - самое древнее изо всех народных представлений, которое можно было увидеть на русской ярмарке. Истоки его относятся к языческой эпохе славян и указывают на то, что как медведь, так и коза были почитаемы человеком древнего мира.

Еще первобытные охотники устраивали медвежьи праздники и хранили череп и кости медведей в специальном углу пещеры. А из медвежьих клыков и когтей изготовляли обереги и амулеты, которые должны были охранять человека от всяческих напастей.

«А ну-тка, Мишенька Иваныч!». Металлография, раскраска. 1882

В одних местностях говорили, что медведь произошел от простого мужика. В других считали, что медведь - прародитель человека. Известно немало сказок, героем которых является полумедведь-получеловек. У него мать или отец - медведь, поэтому он «до пояса человек, а от пояса - медведь». В иных сказках у героя только ухо медвежье. Отсюда и его имя - «Ивашка - Медвежье Ушко». Так или иначе люди чтили медведя и проводили медвежьи праздники - «комоедицы». Это происходило весною, когда медведь просыпался после зимней спячки и выходил из своей берлоги. Такие веселые медвежьи праздники были и у древних греков.

Приход на крестьянский двор вожака с медведем предвещал изобилие и благополучие. Поэтому поводырь медведя многое мог обещать хозяевам, входя в их избу:

«Будем мы плясать, веселиться,
А вам будет счастье валиться:
Курица выведет двадцать цыплят,
Свинья принесет двенадцать поросят,
Овца - два ягненка, корова - теленка,
А жена каждый год родит по ребенку».

Было много и других верований в большую магическую силу медведя:

    Если обвести медведя вокруг дома - он отведет беду и защитит дом от нечистой силы.

    Если окурить двор и стойло дымом от медвежьей шерсти - это утихомирит лихого домового.

    Если повесить в хлеву медвежью голову - будет хорошо плодиться домашний скот.

    Если медведь перешагнет через лежащего на земле больного и к тому же коснется его спины - это излечит от лихорадки.

    Если медведь перебежит в лесу дорогу - это к удаче.

    Если увидел медведя во сне - это к богатству.

В старину медведи обильно заселяли русские леса. Ловить и дрессировать их не составляло особого труда. Поэтому в некоторых местностях жители специализировались на медвежьей потехе. Особенно славилась этим Верхняя Волга, в частности, Сергачский уезд Нижегородской губернии. Здесь, по данным 1887 года, в отдельных селах держали по 50, 120 и даже 150 дрессированных медведей.

Вожаков с медведями знали не только на гуляньях в больших городах. Не одну сотню лет встречали их на всех дорогах России, в самых отдаленных уголках страны.

«Медвежья потеха» - так называли их выступление в старинных записях. Вожака медведя в разное время и в разных местах звали: «потешник», «забавник», «игрец с медведем», «медвежатник», «медведчик», «медвежий поводчик», «поводильщик», «поводырь», «поводатарь».

Медведя тоже каждый звал как только мог: косолапый, куцый, космач, мохнач, хозяин леса, сергачский барин, мишук, потапыч, Михайло Иваныч Топтыгин. Медведя-артиста прозывали «потешным», или «плясовым».

К козе (или к козлу) еще с незапамятных времен было тоже свое особое отношение. У скотоводческих племен козы, как и прочий скот, составляли их главное богатство. Коза давала человеку мясо, молоко, шерсть, шкуры и кожи для изготовления сосудов (мехов), в которых переносили или хранили воду, молоко или вино.

Коза, как чистое животное, приносилась в жертву богам «для отпущения людских грехов». Считалось, что козла не любят черти, а домовой их вообще терпеть не может. Оттого-то и держали их на конюшнях, чтобы защититься от нечистой силы.

И, наконец, люди верили, что коза приносит удачу и богатство, ибо она связана с плодородием и, в частности, с буйным ростом растений. Поэтому все те, кто участвовал в выступлениях «козы» на ярмарочных гуляньях или во время иных праздников, имели полное право на следующий запев:

«Мы не сами идем - мы козу ведем,
Где коза ходит - там жито родит,
Где коза хвостом - там жито кустом,
Где коза ногою - там жито копною,
Где коза рогом - там жито стогом!»

Медвежья потеха обычно начиналась с того, что вожак выводил медведя и барабаном или бубном собирал вокруг себя зрителей:

Ну-тка, Мишенька Иваныч, родом знатный боярыч, покажи нам, чему тебя хозяин обучал и каких людей ты на свете примечал!
После этого медведь под балагурство и шутки своего поводыря показывал различные сценки:
- как теща для зятя блины пекла, возле печки угорела, головушка заболела;
- как девицы-красавицы из-под ручки глазками стреляют, женишков побогаче выбирают;
- как солдаты с ружьем маршируют, на караул берут и в атаку идут;
- как малые детишки горох воруют: где сухо - на брюхе, а где мокро - там на коленочках;
- как мать родных детей холит, а пасынков убирает и т.д.

Всего известно более 20 различных сцен.

После этого показывали борьбу медведя с человеком, который, обхватив вставшего на задние лапы медведя, валил его на землю. Здесь, конечно, участвовали только ручные, дрессированные медведи.

И вот, наконец, наступала очередь выхода «козы». Ее «устраивал из себя» помощник вожака - мальчик двенадцати-тринадцати лет. Его обычно называли «козарь». Он надевал на себя вывернутый наизнанку тулуп или на голову мешок, сквозь который протыкалась палка с деревянной козлиной головой на конце. У «козы» обязательно были рога, борода и подвижная деревянная челюсть. «Коза» шумно щелкала челюстью, которую дергал за веревку «козарь».

Вот какое описание выступления медведя и «козы» можно было прочитать в 80-х годах прошлого столетия:

«Вожак начинает выбивать дробь, дергает медведя за кольцо, а коза выплясывает около Михайло Иваныча трепака, клюет его деревянным языком и дразнит; Михайло Иваныч бесится, рычит, вытягивается во весь рост и кружится на задних лапах около вожака - это значит: он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак дает ему в руки шляпу, и Михайло Иваныч обходит с нею честную публику, которая бросает туда свои гроши и медяки». (Из книги Д.Ровинского «Русские народные картинки».)

Таковы были народные представления и театральные зрелища во время ярмарочных гуляний в старой России.

С наступлением XX века ярмарочным гуляньям вскоре пришел конец.

Художник Александр Бенуа в книге «Мои воспоминания» сетовал по поводу исчезновения ярмарочных балаганов и окружавшего их шумного и пестрого праздничного мира: «Эта подлинная радость народная умерла, исчезла, а вместе с ней исчезла и вся ее специфическая «культура»; забылись навыки, забылись традиции. Особенно это обидно за русских детей позднейшего времени, которые уже не могли в истории своего воспитания и знакомства с Россией приобщиться к этой форме народного веселья».

Спонсор публикации статьи – сайт о сериале «Великолепный век». Кроме возможности бесплатно смотреть онлайн 3-й сезон «Великолепного века» в отличном качестве с русской озвучкой, вы можете так же вернуться к 1 и 2 сезону этого сериала, посмотреть краткие описания серий, узнать больше о персонажах сериала и актерах их играющих, узнать, какие книги можно почитать об этой эпохе и ее героях, ознакомиться с историческими легендами.

Что такое ярмарка. Когда появились первые ярмарки на Руси?

  1. Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг) , и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище) До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др. по-английски fair,по-немецки Jahrmarkt, Messe,по-французски foire, по-итальянски fiera, по-испански feria
    Ярмарка, временный торг, на кот. съезжаются продавцы и покупатели в определен. срок в определен. место. Почти исчезнувшие в Зап. Европе, Я. сохраняют значение в России, чему способствует недостаток удобн. путей сообщения, тем более, что наши водные пути, замерзающие на несколько мес. , благоприятствуют развитию ярмарочн. торговли. Достоверные исторические свидетельства о российских ярмарках относятся к XVI в. , но, скорее всего, они существовали и раньше. По В. И. Далю, ярмарка большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями. Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе торжки, торги. На одном из таких торгов, на реке Мологе, при городке Холопьем и побывал путешествовавший по России в начале XVI в. немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн. Потом в своих Записках о московских делах он назвал этот торг привычным для себя словом jahrmarkt ярмарка.
    В словаре Брокгауза и Ефрона читаем: Наиболее крупные размеры в силу исторически сложившихся обстоятельств приняли в России две ярмарки Макарьевская, переименованная позднее в Нижегородскую, и Ирбитская. Первая из них ведет свое начало с XVI в. и, благодаря счастливому географическому положению, вскоре приобрела всероссийскую известность и стала производить громадные обороты, особенно после перенесения ее в Нижний Новгород (1817).
    Испокон веков на Руси, как и во всем мире, рынки были первыми, самыми распространенными и доступными предприятиями торговли для всех категорий населения. Если заглянуть во внутрь веков, в историю далеких тысячелетий, можно убедиться, что в жизни человека любого вероисповедания, убеждения, сословия, так называемые сборища-базары-ярмарки, или купеческие торги, которые появились практически вместе с самим человеком, сыграли главенствующую роль не только в выживании человека, но и в развитии экономических и политических отношений внутри государства и между государствами. Красочные базары и ярмарки на Руси стали не только объектами купли и продажи, но и излюбленным местом для встреч, бесед, обмена новостями. Появился и торг в Макарьевской слободе. Удобное ее месторасположение на перекрестке торговых путей обеспечило рост популярности макарьевского монастырского торга. И здешняя Макарьевская слобода превратилась в городок. Однако его известность распространилась по Руси, когда тут царским указом 1696 года была учреждена ежегодная всероссийская ярмарка, названная в честь первого игумена здешнего монастыря Макарьевской. Почти полтора века гремела на всю Европу слава Макарьевской ярмарки. Помянул ее и Пушкин в Евгении Онегине:
    Макарьев суетно хлопочет,
    Кипит обилием своим.. .
    В первые годы Макарьевская ярмарка действовала всего неделю: с 25 июля (по ст. ст.) до первого Спаса 1 августа. А после того, как она была объявлена государственным торжищем растянулась на целый месяц.
    В России таких ярмарок было несколько, но первейшей слыла Макарьевская. Не на ней ли родились хлесткие и мудрые поговорки:
    На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит.
    Не сходно не сходись, а на торг не сердись.
    Гусь да баба торг, два гуся и две бабы ярмарка.
    Вольнее торгу нет, а и там неволя живет говорили, имея в виду цены.
    С Макарьевской ярмарки пошли в ход ее именные выражения: базарных плутов называли макарами. Подпустить макарку значило сплутовать. Про винных откупщиков язвили: Вчера Макар гряды копал, нынче Макар в воеводы попал.
  2. так зачем писать что ты не знаешь
    Ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей (продавцов и покупателей), организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.
  3. ярмарка объявлений - http://besplatnee.ru
  4. Ярмарка (нем. Jahrmarkt ежегодный рынок) ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определнный сезон, товар (например вино) или тематику (например, православные ярмарки) .

    Холопий городок (Старый Холопий городок) , древнерусский город XIVXVI вв. и торговый центр на берегу реки Молога, в 50 км от города Молога.
    На берегу Мологи, в 50 верстах от устья реки, существовал Холопий городок, где жили пленные аланы, занимавшиеся гидростроительными работами, ремеслами и торговлей. Они устроили здесь знатный меновый базар-ярмарку с присущим им кавказским размахом, куда стали съезжаться их давние торговые партнеры, еще гостившие у них в Дедякове.
    На торжище в Холопий городок стали причаливать торговцы из северо-восточных стран и из южных. Тимофей Каменевич-Рвовский - иеродиакон Холопьего монастыря, расположенного тут же на реке Мологе, живший в конце ХVI в. , отмечал, что только от одних торговых пошлин Холопий городок выручал 180 пудов (почти 3 тонны) серебра за 4 навигационных месяца. В глухоманные финно-угорские земли пришла культура. Колонизация этих северо-восточных окраин Руси шла за счет привлечения новых технологий и контактов, о которых я упоминала выше.
    Иван Калита, купив у внука Глеба Васильковича - Романа Белозерское княжество, перенес ярмарку из Холопьего городка к самому моложскому устью. Некоторые генуэзцы, например, Матфей и Дмитрий Фрязины, побывав на ярославской земле, найдут постоянное место жительства в Руси, станут правителями Печоры. И таких примеров можно привести немало.
    Арабская, итальянская и др. речи зазвучали на исконной земле Веси! Это была первая ярмарка Руси. Аланы выполнили поставленные еще Глебом цели: зазвенели древние сасанидские серебряные монеты, зашуршали восточные шелка, появились заморские зодчие и художники.. .Жители Холопьего городка, или по-другому, - поселения Осетин, со временем ассимилировали.