Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом - после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

Этот факт очень удивлял иностранцев, которые даже приезжали, чтобы увидеть такое зрелище. По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Почему-то многие недооценивают цивилизованность русского народа, считая, что вся его история при ближайшем рассмотрении оказывается самой настоящей летописью дикости и отсталости. Как же они заблуждаются, эти скептики! На самом деле русская баня – едва ли не самая древняя, поскольку ее возникновение относится примерно к тому же периоду, что и само зарождение племени славян! Еще и письменности как таковой не было, а мы уже видим в устном народном творчестве упоминания о бане и ее целебной силе. Ведь в банной процедуре как бы сливаются воедино две наиболее сильные природные стихии – огонь и вода. Древние славяне, как известно, были язычниками по своему верованию и поклонялись самым различным богам. И наиболее «сильными», следовательно, наиболее почитаемыми были бог солнца и огня и богиня дождя и воды. Соединяя две эти силы во время банной процедуры, древние славяне как бы привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества.

Языческий праздник Ивана-Купалы тоже, кстати, уходит корнями в глубь древних славянских верований. Прыгая через огонь, наши далекие предки старались «сжечь» зло и болезни, очистить свою душу. А ночные купания в речке или озере олицетворяли единение с матушкой-природой и приобщение к ее жизненным силам. Практически во всех былинах и сказах мы можем заметить отголоски древних верований в целебную и очистительную силу воды. Наши предки знали, что здоровье связано с чистотой. Возникшие из таких «смутных догадок» сказания о «мертвой» и «живой» воде повествуют о том, что чистая «живая» вода обладает целебной силой. Баня считалась хранительницей «живой» воды и здоровья, поскольку она как бы усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

Баня сначала считалась символом преодоления всего дурного, что может окружать человека в земной жизни, а в более позднее время она стала олицетворением дружественности и домашнего очага. В русских сказках Иванушка требует от Бабы-Яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже расспросы вести. Эти представления о гостеприимстве сохранились в деревнях вплоть до наших дней, и сейчас гостю, постучавшемуся в дом, в первую очередь предложат попариться в баньке, а затем предложат стол и постель.

Баня в жизни русского человека всегда играла настолько важную роль, что в древних летописях X-XII веков, в которых рассказывается о нравах «русичей», сплошь и рядом мы находим упоминания о «мыльнях». Бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Еще в договоре с Византией (относится к 907 году) русичи специально оговаривали, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь» когда только захотят. Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (945 год), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 год). В те давние времена монахи Киево-Печерской лавры были очень сведущи в вопросах медицины, поскольку они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, а именно греческая медицина впервые обратила внимание на пользу парной бани.

Стремясь проверить полученные сведения, монахи стали строить бани и наблюдать за тем целебным эффектом, который они производили на больных и «страждущих». Когда лечебные свойства бань были полностью подтверждены, при банях стали устраивать что-то вроде больниц, и такие бани назывались уже «заведениями для немогущих». Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси.

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. Русская баня, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует своим жаром. Непременный атрибут русской бани – березовый веник – хлещет разгоряченные тела во всю мощь. Кажется, что это не баня, а пытка.

Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, остаются навсегда в памяти чужеземцев. Слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Во многих зарубежных книгах древности и наших дней путешественники делятся своими впечатлениями о России. А разве можно понять русский характер, не побывав в русской бане?

Русские бани своей целебной силой завоевали любовь многих людей за пределами нашей страны. Поклонники русских бань строят их и во Франции, и в Америке. Попав в Канаду, наш соотечественник может отвести душу в Сандуновских банях. Они построены по типу Сандуновских бань в Москве. Притягательная сила и целебная способность русских бань общепризнаны.

В одной из древних арабских рукописей сохранилось воспоминание путешественника, который побывал на Руси и попарился в бане. Из этого источника стало известно, как наши предки устраивали бани: «... Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно небольшое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находится огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорается, камни обрызгивают водой, а дверь и окно закупоривают».

Русская баня поражала воображение иностранцев, привыкших к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей баньки ныряли в прорубь, виделись чужакам богатырями.

Устройство бань не претерпевало никаких изменений в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Идея-то осталась прежней, но вот ее воплощение изменилось.

Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. Внутреннее устройство бани таково: примерно треть всего помещения занимает печь-каменка. Внизу разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь гасят, трубу закрывают заслонкой и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар. Парятся, взбираясь на полки (ударение на второй слог), которые представляют собой нечто вроде лестницы с четырьмя-пятью широкими ступеньками. Чем выше на полок забирается человек, тем жарче и «ядренее» пар. На последнем полке, почти под потолком, рискуют париться только самые выносливые и крепкие парильщики, которым нипочем 100-градусная жара.

Это так называемая белая баня. Сначала ее строили только из бревен, но потом появились бани из кирпича. Первое упоминание о кирпичной бане мы находим в летописи 1090 года, а построена она была в городе Переяславле.

Черная баня

Если есть белая баня, то, естественно, должна быть и баня черная, скажут внимательные читатели – и будут совершенно правы! Была такая баня. Сначала, еще до появления белых бань, русский народ столетиями топил баньки по-черному. Настоящих знатоков такой бани сейчас осталось мало, но сия идея не угасает. Довольно широко распространено заблуждение, что париться по-черному – значит задыхаться от копоти и гари в маленькой комнате у открытой печи. Среди тех, кто так считает, нет ни одного человека, на собственном опыте испытавшего, что такое черная баня.

Бояться того, что париться по-черному скоро перестанут вовсе, не следует. По всей России много мест, где предпочтение отдается исконно русской традиции. Бани в деревушках Среднего Урала, Западной Сибири и других мест построены в соответствии с заветами предков, знавших толк в настоящей бане. Там говорят:»Черная баня добела отмоет».

Так в чем же отличие черной бани от белой? Только в способе отопления помещения. Ведь сам домик (как под белую, так и под черную баню) строился одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных – это отсутствие дымохода.

Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не давала гулять сквозняку, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояли скамейка и вешалка для одежды.

Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.

В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости.

Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной.

После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее. Конечно, никто не начинал париться до тех пор, пока весь дым не выветрится, иначе в такой бане запросто можно было угореть. Проветрив баньку, ее надо подготовить к тому, чтобы можно было в ней париться. Для этого баню «опаривают»: специальным скребком проводят по стенам, смывают лишнюю копоть, окатив стены горячей водой из шайки, и только после этих манипуляций «поддают пару», плеснув воды на каменку. Вот этот способ париться и получил название «черного». Он является наиболее древним и берет свое начало, образно говоря, в русской печи.

Ведь еще задолго до того как появились бани, русичи парились в печках. Как это происходило? Довольно незамысловато, но тем не менее очень остроумно. Использовалось совершенно замечательное свойство русской печки сохранять жар еще долго после того, как была приготовлена пища или выпечены хлебы. Убрав из жерла печи копоть и золу, старались вымыть стены, на поддон настилали солому, там же ставили кадочку с водой и клали веник. Дальше требовалась помощь: тот, кто парится первым, садился на лопату или даже на обычную доску, а помощник осторожно вдвигал его в жерло. Заслонка печи плотно закрывалась, и человек начинал париться. Побрызгав водой на стенки печи, получали совершенно чудесный душистый пар с запахом только что испеченного хлеба.

Когда парильщик хотел выбраться из печи, он стучал по заслонке, и его вынимали из печи таким же способом, каким помещали туда. Вообще этот процесс очень напоминал печение хлеба: словно каравай, «ставили» человека в печь, а когда он «подрумянивался» от жара, быстро вынимали. Напарившись, человек обливался холодной водой, а если поблизости была речка, то бежал и окунался в реку. Вероятнее всего, купания с горячей водой были не очень распространенными, гораздо чаще просто парились, чередуя это с холодными обливаниями.

А вот голову мыли очень странно (в современном представлении). Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая придать красоту и блеск волосам, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!

Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала – русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, – сначала деревянные, а потом и каменные.

Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций – они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.

Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихиями за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками. А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!

Вообще-то это, конечно же, не научная теория – насчет генетической памяти, которую «будит» жаркая русская банька, топленная черным способом. Но ведь с ними (с мужчинами, в смысле) и в самом деле что-то происходит, ведь они какими-то другими выходят из русской бани! Хотите проверить – поезжайте в какую-нибудь глухую деревеньку, в которой еще сохранилась старинная черная баня. Гарантировано, что Ваш цивилизованный спутник, самым «кровожадным» поступком которого была разделка мясного филе, купленного Вами в супермаркете, после посещения черной бани изъявит горячее желание отправиться на охоту. Вы просто будете до глубины души изумлены произошедшими переменами. А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.

Конечно, сейчас не у каждого есть такая возможность – на себе испытать действие черной бани, да и не каждый может ее выдержать. Что греха таить, с непривычки в черной бане и угореть недолго, тем более если человек до этого вообще никогда не парился! Но любому под силу париться в белой баньке: это и приятно, и не менее полезно.

Исконная русская белая баня со стороны смотрелась невзрачно. Деревянная избушка стояла наполовину вросшей в землю. Это мешало ветрам продувать баню, тем самым быстро ее охлаждая. Кроме этого, такое «приземленное» расположение бани было очень удобно для правильного размещения печи и дымохода. В отличие от черной бани над этой высилась дымовая труба.

Помещение бани делилось на две части. Предбанник (меньшая часть) устраивался по традиции просто, но с учетом потребностей. Непосредственно баня, или парилка, занимала большую часть. Основной ее достопримечательностью была печь с дымоходом.

Печь – сердце бани – имела несколько уровней. Самым нижним уровнем была небольшая выемка – поддувало. Над ним располагалась печь. От печи в стене тянулись дымоходы. А на печи находился слой камней. Кадка с водой рядом с печью позволяла по необходимости добавлять пар. Такая конструкция печи обеспечивала хорошую «тягу» при горении, а также вентиляцию для банного помещения.

Очень часто по этой причине парилки в белой бане были без окон. Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В белой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.

Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу.


Впервые русская баня упоминается еще в старых летописях. Там говорится, что княгиня Ольга, задумав наказать древлян, которые убили ее супруга Игоря, приказала затопить баню для их послов. И во время процедуры омовения баню подожгли, убив тем самым древлянских послов.


Путешественники из стран Западной Европы, побывавшие в России, позаимствовали идею русской бани. Подобные сооружения стали возводиться и в Вене, и в Париже, и в Берлине, и в других столицах, однако они очень сильно отличались от наших бань. Дело в том, что ни один народ не мог выдержать такого сильного жара, как выдерживают его русские. По словам иностранцев, бани полезны, так как являются потогонным средством, но вот сильный жар все-таки вреден. Вот изречение европейских врачей по поводу бань: «Тело расслабляется и мозговые органы тупеют. Кожа теряет эластичность, блекнет и скоро покрывается морщинами. Женщины вянут раньше времени, преждевременно бледнеют».


Любовь русского народа к жару и пару не могла остаться незамеченной. Иностранцы писали: «Многие в России парятся в самом крепком духу, а другие даже не в бане, а в раскаленных печах... Но это уже истинные любители, которые, кувыркаясь на разостланной соломе в печи, приказывали еще закрыть за собою заслонку печи, и так парятся, что душа вылетает вон!» Вот еще одно интересное высказывание: «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему».


Кажется, что это всего лишь преувеличение, что париться в печи невозможно. Однако, как это ни удивительно, в печи действительно парились, а в некоторых деревнях парятся и по сей день. Как же это происходит? Печь разогревают, вынимают из нее угли, выметают ее как следует и выстилают соломой. Затем в нее помещают чугун с достаточно горячей водой, залезают в печь и ложатся на солому. При этом голова должна оставаться снаружи и выглядывать из устья. Потом свод печи поливают водой, что приводит к резкому повышению температуры и влажности. Ну, а затем остается только взять веник и париться, сколько душе угодно!


Обычаев, связанных с посещением бани, у русских множество. Например, принято было посещать баню после совместно проведенной с партнером ночи. Туда ходили утром и лишь после того, как попарятся, кланялись образам. Данный обряд соблюдали все, в том числе и царь. Крепко верующие люди считали, что они недостойны посещения церкви даже после бани и потому стояли перед дверьми, что вызывало переговоры и шутки в их адрес.


Вот еще один обычай: в древние времена жених перед свадьбой должен был попариться в бане, а после первой брачной ночи молодые посещали баню вместе. Люди всех сословий строго блюли это правило вплоть до XVIII века.


Интересно, что народ не любил Лжедмитрия за то, что он не уважал обычаи и традиции. В том числе он ни разу не посещал баню со своей «поганою царицею».


Считалось, что «баня все грехи смоет» (В.И.Даль). Именно поэтому в нее ходили не только для физического очищения, но и для морального.


Перед свадьбой мать невесты пекла хлеб, носящий символическое название «банник». Им благословляли к венцу супружескую пару. Банник, жареную курицу, а также два столовых прибора зашивали в скатерть и отдавали свахе. Она на следующий день распарывала скатерть и кормила молодых, когда они выходили из бани.


Всем известно, что раньше на Руси люди были не просто верующими, они строго соблюдали все церковные правила. В дни строгих постов, допустим, нельзя было вступать в интимную связь с супругом или супругой. Разрешалось это исключительно «в Петрово говенье и Филиппово», так гласили духовные поверья. Однако после этого непременно требовалось попариться в бане с утра, а уже потом можно было молиться перед иконами.


Вообще же, баня была одним из важнейших элементов быта на Руси. Свои бани были не только в богатых домах, но и почти во всех бедных. Небогатые горожане ходили в общие бани, называемые царскими мыльнями. Были такие бани и в столице.


Традиционно баня строилась с каменкой – печью для подачи пара. Она служила и для соблюдения ритуалов чистоты, и как лекарство от множества болезней. Кроме того, в бане человек мог насладиться жизнью, получить удовольствие, отдохнуть душой и телом и даже заняться самосовершенствованием и морально освежиться. Проще говоря, баня была тем самым универсальным местом, куда шли и в горе, и в радости, и в болезни, и в здравии.

Ритуалы посещения бани

Посещение бани и отдых в ней были четко спланированы. Жители разных уголков страны соблюдали специальные ритуалы, при этом было неважно, кто парится в бане – бедняк или царь. Один из обычаев заключался в том, что перед посещением парной подавали несколько ломтиков редьки. Их нужно было съесть, а потом уже идти в баню.


Учитывалось и то, что после бани хотелось утолить жажду. Для этого готовили прохладный квас с мятой или ароматными травами, он стоял в самой бане или в предбаннике.


Чтобы распаривать веники и поддавать жару, варили особые отвары и кипятили мятный квас. Как уже, наверное, ясно, мята играла одну из главных ролей в банном ритуале. В самой бане ей, вместе с другими душистыми травами, покрывали лавки. Наготове держали свежие веники, обычно березовые, и шайки для умывания, наполненные, опять же, квасом с ароматом мяты. Из них обливались сами, этим настоем обливали лавки, прежде чем забраться на верхнюю полку. При богатом воображении можно представить, какой чудесный аромат парил в воздухе. Неудивительно, что люди так любили баню и часто посещали ее, получая при этом истинное наслаждение!

Баня: для здоровья и для души

Наши предки были уверены, что баня – это самый простой, но при этом и самый действенный способ добиться крепкого здоровья на долгие годы. Существовала поговорка «Баня парит, баня правит, баня все поправит». В данном вопросе со славянами были согласны многие другие народы, которые также отмечали положительное воздействие бани на человеческий организм.


Посещение бани издревле считалось идеальным средством достижения чистоты как душевной, так и телесной. Это подчеркивалось и неоднократно упоминалось в различных религиях, в частности, восточных. Ислам, к слову говоря, возводит ежедневное омовение в ряд религиозных норм.

Откуда пошла русская баня?

Мы уже говорили выше, что на Руси бани были еще до того, как Владимир крестил славян, о них упоминается в летописях времен княгини Ольги. Очень давно были в ходу так называемые мыльни, влазни и подобные им заведения. Они существовали тогда, когда еще не появились бани. До сих пор ведутся споры о том, откуда пошла русская баня, да и является ли она именно русской, можно ли ее называть так? Возможно, ее завезли арабы или спартанцы. А может быть, баня все же изобретение славян, кто знает. В пользу последнего предположения говорят различные факты, в том числе и особый ритуал паренья на Руси, и высказывания европейцев о бане (свидетельство того, что до путешествия в Россию иностранцы ничего не слышали о бане и не видели ее).


Также стоит упомянуть, что летописцы 6 века Прокопий и Маврикий не очень лестно отзывались о гигиене славян. Вот что они говорили: «Славяне мало пеклись о своей наружности, в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде являлись они в многочисленные собрания людей. Греки, осуждая эту нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную красоту». Если верить этим авторам, то славяне мылись всего лишь три раза в жизни: при рождении, перед свадьбой и после смерти. В это сложно поверить, ведь вряд ли греки стали бы восхищаться стройностью и мужеством не слишком чистоплотных людей, верно? Кроме того, если вспомнить, что до прихода на Русь христианства племена селились обычно по берегам водоемов, а основным занятием была рыбная ловля, то тем более удивляет их нелюбовь к воде и купанию. Вероятнее всего, авторы летописей Прокопий и Маврикий приняли за славян какие-либо племена кочевников, проживающие в засушливых степях.


При Петре Первом в Петербурге жил камерюнкер Берхольц, который в своих записях о России упоминал много интересных вещей о бане. Невозможно не упомянуть о них сейчас, разговаривая об истории паренья. Итак, он говорил, что баня есть почти в каждом доме и поэтому основная часть русских моется не реже, чем раз в неделю, а иногда и чаще. Также он добавлял, что «русские и чухонские женщины, прислуживающие там (в бане), превосходно знают свое дело». Берхольц уточняет, что прислуга, работающая в парной, мастерски настраивала требуемую температуру и ухаживала за моющимися. Женщины и парили посетителей бани березовыми вениками, и мыли их руками, очищая от грязи тело, и окатывали водой. В заключение всего ритуала они вытирали людей полотенцем. «По окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным» - подводит итог камерюнкер.


Несмотря на наличие множества традиций и обычаев, связанных с баней, четкого ритуала, одинакового для всех, не существовало. Практически каждая семья вносила что-то свое в особенности посещения парной. Много лет назад была в ходу такая поговорка «Лучшая баня та, где топку печи разжигают сообразно натуре того, кто хочет в нее войти». И это высказывание все объясняет, становится понятным, что баню топили именно так, как хотелось ее хозяевам, желая получить максимальное удовольствие от процедуры мытья. Иностранцы же всегда удивлялись выносливости русских, их способности находиться в бане в жестких, по мнению европейцев, условиях: при высокой влажности и температуре. Русские находились в бане так долго, как позволял организм. Когда же становилось совсем невмоготу, они выбегали на улицу и бросались в холодную воду, а зимой обтирались снегом. Немного остыв, люди снова возвращались в баню, ведь пар, как говорится, костей не ломит.


Старинная русская традиция требовала посещения бани после дороги, а прибывших гостей всегда встречали баней, так учили обычаи гостеприимства.

Русская баня и известные люди

Из литературных и исторических источников можно узнать, что многие из наших выдающихся соотечественников были любителями жаркой бани. К примеру, А.В. Суворов старался устраивать баню для солдат везде, где предоставлялась возможность. А сам он мог выдержать в парной «ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, и всегда два ведра вдруг».


Баню уважал герой войны 1812 года Д.В. Давыдов. Он посещал Сандуновские бани всегда, когда был в Москве. К слову говоря, название свое Сандуновские бани получили в честь известной актрисы и певицы Сандуновой. Именно так заведение именуют еще со времен Пушкина. Эти бани прославились не только веселящей и бодрящей обстановкой, но и буфетом с обилием разнообразных напитков, от кваса до шампанского «Моэт» и «Аи».

Бани Санкт-Петербурга

Банями славилась не только Москва, но и Петербург. Там к 1874 году было 312 бань. Основная масса их снабжалась водой из Невы и ее притоков. Из всего количества бань было 46 торговых и 266 «нумерных или семейных». Среди семейных бань самой лучшей по оформлению и комфорту была баня Воронина, располагающаяся на Фонарном переулке, в личном доме Воронина. Посещение этой бани было дорогим удовольствием, за номер нужно было отдать от 50 копеек до 10 рублей за один раз.


Однако баня Воронина была еще не самой дорогостоящей. Наиболее роскошная отделка и, следовательно, самые высокие цены были характерны для «Пушкинских источников» - бань на Благовещенской улице у Николаевского моста. Туда ходили лишь избранные посетители.


Но не стоит думать, что в Санкт-Петербурге сходить в баню могли исключительно представители верхушки общества. Просто для бедных были свои заведения, общие бани с достаточно низкими и доступными ценами. Приводим примерную стоимость посещения парной.



Как в номерах, так и в общих банях работали парильщики и парильщицы, которые по желанию посетителей мыли людей за небольшую плату, около 15-20 копеек.


При бане Воронова, как уже упоминалось ранее, был буфет, в котором в наличии были различные угощения и напитки. В других банях можно было приобрести лишь квас, пиво, сельтерскую воду и недорогую выпивку.


Отметим, что при низкой стоимости посещения общих бань они приносили большую прибыль в казну. Причина в том, что бань было много, а мылись в них почти все жители городов. Да и как иначе, если мыться было больше негде?


Как правило, бани топили один или два раза в неделю. В дни сильной жары некоторые бани топить запрещали, дабы избежать пожара. Кстати, именно из-за бань пожары обычно и возникали на Руси. В исключительных случаях в баню допускали больных и рожениц, и то если разрешали местные власти. Однако знати разрешалось топить баню в любую погоду, богатых не касались подобные запреты.

Ох, люблю я баню…

Говоря о московских банях, нельзя не упомянуть про Ламакинские. В них ходила чуть ли не вся столица.


Большим любителем бани был первый российский император Петр Первый. Он страдал от ее отсутствия во время нахождения в Голландии и потому сам построил для себя русскую баню. Петр Великий был уверен, что баня является лучшим способом для того, чтобы поправить здоровье.


В целом же баню любили абсолютно все. Можно сказать, что пристрастие к посещению парной является типичной чертой русской натуры. В баню ходили и дети, и молодежь, и старики. Если кто-то не любил баню, то его считали чужаком в русской среде, как, например, Лжедмитрия, уже упоминаемого в нашей статье. Вот что писали про посещение бань: «Русские крепко держатся обычая мыться в бане и особенно считают это необходимым делом после первой свадебной ночи, а потому во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань, в которых почти всегда найдешь множество моющихся».


Изначально было принято мыться в бане всем вместе, мужчинам и женщинам одновременно. Но такая система применялась не везде. В деревнях с древних времен мылись в две смены: вначале мужчины, а затем женщины с детьми. Первый пар всегда считался мужским. В 1743 году вышел указ Сената о том, что в бане запрещалось мыться мужчинам вместе с женщинами, а помимо этого, мужскому полу старше семи лет нельзя было входить в женскую баню, а женскому полу – в мужскую. С тех пор мужчины и женщины стали мыться отдельно.


Славяне испокон веков стремились к тому, чтобы посещение бани было не только приятным, но и полезным занятием. Вырабатывались свои технологии и обычаи, подбирались подходящие ароматические вещества и тот температурный режим, который устраивал владельцев бани. Даже интерьер в каждой бане был свой, особенный, отвечающий вкусам и предпочтениям хозяев. Традиции хранились и береглись, передаваясь из поколения в поколение. Безусловно, о строительстве бань и саун по стандартным проектам обычно речи не шло, возведение парных было делом индивидуальным, а в деревнях и вовсе бани строили самостоятельно.

Баню на Руси ценили с давних времен. К сожалению, сегодня найти подлинную русскую баню достаточно проблематично. В целях экономии настоящие массивные печи почти повсеместно были заменены на компактные металлические, а культура русской парной была практически забыта.

В этой статье мы расскажем, какой должна быть истинная русская баня, опишем конструкцию парной, оптимальную температуру и влажность, устройство печи и другие значимые моменты.

Основные особенности русской бани

Температура в русской бане должна находиться в диапазоне от +60 °C до +80 °C, ни в коем случае не доходя до отметок в +100 °C и более. И этому есть вполне логичное объяснение. Нормальная температура человеческого тела +36,6 °C. Соответственно сильные отклонения от этого показателя вызывают дискомфорт — холод или жар. Перегрев в разгоряченной парной приводит к учащению пульса, ожогам слизистых, головокружениям и обморокам.

В то же время умеренное и контролируемое повышение температуры несет за собой только пользу: ускоряется кровоток, повышаются защитные свойства организма. В русской бане глубокое прогревание тела «до костей» достигается не за счет рекордно высокой температуры, а с помощью горячего пара. Это более безопасно и эффективно.

Выбор температурного режима зависит от многих факторов: возраста, физического состояния, времени года и даже настроения. Повышение температуры до +90 °C и более при сохранении высокой влажности вызывает сильный дискомфорт. Значение имеет и тип получаемого пара, который зависит от выбора отопительного оборудования и, в частности, конструкции каменки.

  • Открытая каменка . Если бросать воду на камни температурой менее +250 °C, увеличится не температура в парной, а влажность в помещении. Может показаться, что стало жарко, хотя на самом деле температура даже несколько снизилась.
  • Закрытая каменка . Когда вы бросаете воду на камни, разогретые до +500-550 °C, получается мелкодисперсный пар. Он легче переносится организмом, не обжигает, прогревает до самых косточек, позволяя отлично расслабиться.

Умеренная влажность

Влажность воздуха в русской бане влияет на восприятие температурного режима и играет не меньшую роль в создании комфортного и здорового микроклимата в парной. Нормальной считается влажность в диапазоне от 30 до 50%. Она позволяет переносить высокие температуры, не вызывая нагрузки и неприятных ощущений.

Организм сам контролирует внутренние процессы, приспосабливаясь к условиям.

  • Сильный нагрев вызывает повышенное потоотделение, целью которого является охлаждение тела до нормальной температуры.
  • При высокой влажности пот сохраняется и выполняет свою задачу, при низкой - почти моментально испаряется и не может справиться с перегревом.

Поскольку все вышеприведенные условия во многом зависят от выбранного отопительного оборудования, далее мы поговорим о печах. Начнем с задач. Печь должна создавать мягкий и насыщенный пар. Для его получения необходим нагрев камней до температуры от +350 °C и выше. На практике справиться с этим сможет только печь с закрытой каменкой.

  • Чаще всего при строительстве настоящих русских бань на дровах используются большие печи из кирпича с прямым нагревом камней, при котором между ними и огнем нет перегородок. Единственное «но» - полная протопка займет не менее 3 часов.
  • Металлические печи также могут использоваться в русской бане, но они нуждаются в кирпичной или каменной обкладке. Если ее не использовать, температура в помещении будет слишком высока, пар станет обжигающим и тяжелым.

Излучение от печи, облицованной кирпичом или талькохлоритом - мягкое, приятное, ласковое. Температура в парной может держаться на заданном уровне до 4-6 часов даже при прекращении топки.

При выборе отопительного оборудования важно помнить, что каждая печь подбирается индивидуально в зависимости от особенностей вашей парной, или наоборот.

  • Стены . Традиционно строятся из бревна или бруса, в качестве изоляции используется межвенцовый утеплитель. Дерево накапливает тепло и отдает его в пространство, регулирует уровень влажности, сохраняя комфортный микроклимат. Если вы все же хотите выбрать внутреннюю обивку, отдайте предпочтение необработанному бревну или брусу. Использование пропиток ведет к потере естественных свойств материала. Кроме того, при сильном нагреве обработанная доска выделяет химические пары, которые негативно влияют на организм. Если вы намерены использовать вагонку, обратите внимание на липу и осину. Отделка из хвойных пород может «потечь» при высокой температуре. В то же время смола сосны, ели и лиственницы имеет приятный аромат.
  • Полки . Изготавливаются из массивной деревянной доски. Как правило, используют липу и осину. Также набирает популярность абаш - один из видов пальмового дерева. Его древесина имеет рыхлую структуру, благодаря чему сохраняется низкая температура поверхности, безопасная и комфортная для человека. Поскольку в бане чаще лежат, а не сидят, полки должны быть широкими, толщиной не менее 2,5 сантиметров. Это также связано с необходимостью сохранять тепло, мягко отдавая его телу. Нет нужды и в строительстве лесенки, достаточно установить 1-2 яруса.
  • Пространство . Помещение должно быть достаточно просторным. Площадь рассчитывается индивидуально в зависимости от выбранной печи. При этом минимальная высота потолков составляет 2,5 метра. В парной обязательно должно быть вентиляционное окно. Его открывают перед началом пропарки. Это позволяет выпустить лишний пар и запустить свежий воздух. Благодаря большому числу поверхностей, аккумулирующих тепло, температура быстро достигает первоначального уровня.

Пар в оригинальной русской бане мягкий, легкий и согревающий. Поэтому дышать в ней действительно легко, а находиться приятно. Пар мягко окутывает и проникает глубоко в тело, согревая не только снаружи, но и внутри. Он не обживает глаза и кожу, не вызывает желания скорее выбежать из парной на свежий воздух.

Все дело в том, что источником пара становится не кипящая, а мгновенно испаряющаяся вода. Именно для этого камни нагреваются до максимально высокой температуры.

Камни

Во многом качество пара зависит и от количества камня. В то же время, чем меньше закладка, тем быстрее протопится баня. Очень важно подобрать оптимальные пропорции. Как правило, для кирпичных печей используется до 500 кг камня, для металлических - около 100 кг. Точное количество зависит от мощности и емкости выбранной печи, а также площади помещения.

Веник

Одним из обязательных атрибутов русской бани является веник. Традиционно используются березовые, дубовые, эвкалиптовые и можжевеловые веники. Иногда с добавлением мяты и крапивы. Перед применением веник запаривается в горячей воде в течение 5-10 минут. Вода, оставшаяся после запарки, подкидывается в каменку или используется для мытья.

Парение веником - не только приятный процесс, способствующий релаксации, но и один из видов банного массажа и отличная фитотерапия.Существует несколько техник парения, на основе которых выделяются популярные школы: «московская», «сибирская» и «ленинградская». Подробнее рассмотрим эту тему в одной из следующих статей.

Настоящая парная дарит крепкое здоровье, душевный покой и истинное удовольствие. Хоть раз побывав в классической русской бане, вы поймете, каким ласковым и мягким может быть пар.

Если вы хотите построить баню или подбираете печь, обратите внимание на наши рекомендации. Они помогут вам принять верное решение и не пожалеть о выборе.

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.

В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.

Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: "Как потеешь?" Римляне просто не представляли себе жизни без бани. "Баня, любовь и радость-до старости мы вместе",- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке - камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н. э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали "купальщиком". Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. "Самое главное, - утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни". Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О русских банях писали многие иностранные путешественники. Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. "Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню".

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных ("торговых") банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в "торговых" банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ даёт омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Посмотрите, что писал о русской парной бане ещё в 1778 г. португалец Санчес - врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): "Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества". И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Азы постройки русской бани

Построить настоящую русскую баню - дело сложное.

Деревянное строение, отапливаемое мощной каменкой высокого и длительного нагрева, представляет собой объект повышенной пожароопасности. Поэтому баню необходимо строить, соблюдая все необходимые условия и правила. Только для того, чтобы сложить печь-каменку, отвечающую всем требованиям безопасности при эксплуатации, необходимо устройство восьми всевозможных противопожарных разделок, т.н. отступлений и других конструктивных элементов.

Баня должна располагаться на расстоянии не ближе 15 м от других строений. На случай пожара необходимо иметь рядом с баней водоем или бочку с водой, а внутри бани - огнетушитель. По степени обеспечения надежности электроснабжения русская баня относится ко 2-й категории. Кабельный ввод в баню следует выполнять в асбоцементной трубе, уложенной с уклоном от бани. Воздушный ввод - изолированными проводами в предбанник или коридор. Установка выключателей в моечном отделении или парной не допускается.

Для постройки бани можно использовать любое смолистое и не смолистое дерево, кроме гниющего, например, березы. Все деревья дышат, а при нагревании в условиях парной издают приятные ароматные запахи. Строить баню необходимо из сухого, выдержанного дерева, толщиной не менее 22 см. Баня, построенная из свежеспиленного дерева, дает большую усадку и дольше нагревается. Пакля для сруба, бруса должна быть природной без каких-либо пропиток. В ином случае избавиться от неприятных запахов будет невозможно.

Полки в парной и лавки в моечном отделении следует устраивать из толстых досок с зазором 6-8 мм, чтобы между ними не скапливалась грязь. Вместо гвоздей применяются деревянные нагели (шипы) диаметром 10-12 мм. Верхний полок располагается на расстоянии 110 см от потолка и на 5-7 см выше каменной засыпки в печи-каменке. Если полок расположить ниже засыпки, пар будет использоваться нерационально.

Проветривание бани имеет большое значение для ее предохранения от сырости. Для проветривания парной и при необходимости выпуска лишнего пара у самого потолка парной необходима отдушина 13х13 см. Кроме отдушины под потолком для вентиляции можно использовать и каменку. После окончания банных процедур поддувальную и топочную дверки, а также окно для выхода пара из каменки оставляют открытыми. Через еще не остывшую трубу с открытой задвижкой происходит интенсивное проветривание парной и моечной. Зимой на это уходит час-два, летом - без перерыва, до следующей бани.

Для того чтобы тепло от каменки поступало во все помещения бани, в перегородках над дверными проемами, у самого потолка, устраиваются проемы 400-600 см2 с закрывающимися дверками. Потоки теплого воздуха будут равномерно поступать во все комнаты.

Потолок парной должен быть утолщенным, с обязательной пароизоляцией из фольги или другого не пахнущего влагоизолирующего материала.

Все русские бани традиционно строились с глухим полом. Для лучшего сохранения тепла полы в парной необходимо устраивать на земле, на слое глины с пароизоляционной прокладкой (если полы деревянные). При проветривании подполья посредством вентиляционных окон в цоколе, под парной "гуляет" ветер. Стоки для воды под полом парной не делаются. При устройстве стоков под полами моечного отделения необходимо устройство водяного затвора, иначе летом из сливной ямы будут поступать неприятные запахи, а зимой еще и холод. Выбор места для отвода из бани неочищенных сточных вод должен быть согласован с местной санитарной службой. Для лучшего стока баня строится на более высоком месте.

Окно в парной располагается с западной стороны на 60-80 см ниже потолка. При таком расположении больше используется дневной свет и уменьшаются потери пара через неплотности окна.

Высота дверного проема в парной должна быть не более 150 см, а высота порога как можно больше - до 30 см. При таком устройстве пар при открывании двери не будет выходить из-под перемычки дверного проема, а холод, наоборот, не будет поступать в парную через порог. Дверь открывается в сторону моечного отделения. Все двери бани открываются в сторону выхода. Дверь в парную изготовляется из несмолистых досок толщиной 60 мм.

В помещении, куда выходит топка каменки, предусматривается вентиляция с естественным побуждением на трехкратный обмен воздуха за 1 час топки. Учитывая малые размеры предбанника, куда выходит топочная дверца каменки, во время топки необходимо приоткрывать окно или дверь для поступления дополнительного воздуха. При несоблюдении этих требований горение в каменке будет слабым.

Чердачное помещение бани необходимо утеплять. Для этого следует снизу стропил прибить тес, а пустоты между тесом и кровлей заполнить утеплителем. Таким же методом утепляются и фронтоны.

Строительство бани

Существует несколько видов бань. В зависимости от источника тепла и от способа получения пара различают римскую, арабскую, турецкую, русскую бани, финскую сауну, а также японские сэнто и фуро.

Как бы ни были хороши и необычны иноземные бани, своя (русская) баня ближе к телу. Климатически и исторически.

Выбор места

Идеальное место для строительства бани - на берегу водоема, в некотором удалении от воды, чтобы избежать весеннего затопления.

Необходимо предусмотреть возможность отвода загрязненных вод, поэтому баню лучше строить на возвышенном месте (для минимального заглубления канализационного лотка).

Если баня задумана в древнерусских традициях с топкой по-черному, ее следует расположить в стороне от дома и хозяйственных строений (не ближе чем 10-12 метров).

Грунт определяет фундамент

Способ укладки фундамента зависит от структуры грунта, глубины его промерзания и уровня грунтовых вод. Если грунт сухой и неподвижный, фундамент возводят следующим образом. Сняв растительный слой почвы, делают разметку внешнего контура бани в соответствии с ее размерами, затем намечают внутренний, отступив от внешнего на 1 м.

В углах и местах пересечения внешних и внутренних стен укладывают природные камни большого размера. Затем по периметру бани укладывают камни вплотную друг к другу, на них монтируют нижние венцы. Их рекомендуется заранее обработать антисептиком и обмазать смолой. После этого промежутки между камнями заполняют мятой глиной.

Если грунт влажный, мягкий, с неровной поверхностью, фундамент закладывают ниже уровня промерзания почвы на 15-20 см. Строительство бани трудоемкий процесс, чаще всего для него используют столбчатые фундаменты из кирпича, бутового камня, бетона, деревянных столбов ("стульев"). Если размеры бани невелики, то достаточно установить столбы под всеми углами сооружения и в местах сочленения наружных стен и перегородок.

Дерево, камень, кирпич: традиции или долговечность

Традиционно бани возводят из деревянных срубов. Бревна и доски для нижних венцов сруба, матицы потолка и пола рекомендуется использовать сосновые или лиственничные. Для верхних венцов сруба, начиная с четвертого, а также для обшивки стен и потолка можно взять пиломатериалы, изготовленные из белой ели или липы.

Оклад сруба (нижний венец) закрывают двумя слоями толя или рубероида и заливают строительным раствором. Деревянный сруб бани можно сделать несколькими способами: в чашу, в обло, в лапу, в торцевой шпунт. После того как стены будут готовы, их надо проконопатить пенькой, паклей или сухим мхом. Примерно через год, когда стены бани осядут, их конопатят еще раз.

Стены бани можно сделать из кирпича или камня, более прочных и долговечных. Но по сравнению с деревянными стенами кирпичные хуже удерживают тепло, поэтому их рекомендуется обшивать деревом. Наиболее подходящим видом кладки для сооружения бани является колодцевая. На небольшом расстоянии друг от друга в полкирпича выкладывают две стенки, а пространство между ними заполняют теплоизоляционным материалом.

Есть варианты

Баня состоит, как правило, из трех отдельных помещений: парной, моечной, предбанника. Если площадь под баню небольшая, можно совместить парную с моечной, но в этом случае сложнее поддерживать температуру и влажность воздуха на нужном уровне.

Жар и пар - в руках печника

В русской бане жар делают. Сделать жар - значит извлечь его из печки. Правильная печь - хорошая баня. Именно поэтому кладку печи-каменки необходимо доверить опытному печнику.

В проект бани лучше всего закладывать такую конструкцию дровяной каменки, в которой топка и поддувало находятся не в парильном отделении, а в предбаннике.

Фундамент под печь обязательно устраивают отдельно от фундаментов стен бани, промежуток между ними должен быть не менее 3-5 см для обеспечения свободной осадки относительно друг друга.

Закрытая или открытая?

Каменки бывают открытые и закрытые. При открытой камни укладывают кучей над топливником - каменка быстро нагревается. Впрочем, также быстро и остывает.

В русской бане обычно устанавливают печь с закрытой каменкой, в которой камни лежат внутри печи за дверцей.

Непонятно? Именно этого нужно избегать при строительстве бани.

Окна и двери - на страже тепла

При строительстве бани дверные и оконные проемы делают небольших размеров, чтобы снизить потери тепла. С этой же целью у двери необходимо сделать высокий порог - 25-30 см от пола.

Потолок должен быть теплым, пол - протекающим

В бане наиболее высокая температура держится на уровне потолка. Плохо теплоизолированный потолок не позволит долго поддерживать настоящую температуру в парной. Поэтому потолок утепляют либо современными базальтовыми и минеральными утеплителями, либо традиционной засыпкой слоем земли, торфа, опилок.

Полы настилают после того, как будет проложена сливная система. Для отвода сточной воды проводят трубу, соединенную с ямой, заполненной щебнем или гравием.

Полы в бане можно сделать деревянные, не протекающие или протекающие. В первом случае шпунтованные доски плотно укладывают на лаги с уклоном в сторону сливного отверстия.

При протекающих полах доски крепят с небольшим зазором, через который будет уходить использованная вода.