В романе «Мастер и Маргарита» М. Булгаков показывает противостояние неординарной личности и недалекой толпы. Взаимоотношения безликой толпы и настоящего героя волновали писателей всех времен.

В роли яркой личности выступает Мастер, отважившийся во времена интенсивной антирелигиозной пропаганды написать роман на библейскую тему о Понтии Пилате.

Мастер отличается от прочих своих современников тем, что не пытается заигрывать с толпой и не пишет в угоду публике низкопробных произведений. Мастер действует по велению сердца. Он пишет о том, что волнует его уже многие годы, пытаясь разобраться в движущих мотивах Понтия Пилата и Иешуа, в котором каждый читатель узнает Иисуса. Маргарита не случайно называет главного героя Мастером. Именно такой человек может писать не как все и не то, что выгодно правительству.

Напротив деятели пера МАССОЛИТа действуют по указке свыше. Они не свободны в своем творчестве, так как исполняют заказы вышестоящих органов, как обычные ремесленники.

Не зря в самом начале романа председатель МАССОЛИТа Берлиоз одобрительно обсуждает антирелигиозную направленность поэмы Ивана Бездомного. Эти заказные писатели вовсе не пекутся о высшем призвании литературы будить лучшие душевные качества человека. Напротив, они погрязли в зарабатывании своими недалекими произведениями и в пустом времяпрепровождении в ресторанах и бильярдных. Ведь написать на скорую руку заказной роман не стоит труда и времени. Тут нечего думать и размышлять над каждыми словами и фразами.

Истинный талант зачастую вызывает непонимание, зависть и раздражение у тех, кто таковым не обладает. Поэтому произведение на «такую странную тему» не выдерживает критики со стороны недалеких литераторов. Настоящая травля Мастера организованная критиком Латунским, доводит его до ужасного состояния. Настоящее произведение, заслуживающее внимания, Мастер сжигает и, не выдержав эмоционального давления, попадает в больницу.

На примере Мастера и его незаурядного произведения, автор показывает, как толпа может унизить и растоптать великого человека, как порой трудно и невозможно ей противостоять даже в современном жестоком мире.

Обновлено: 2017-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Булгаков м. а. - Концепция личности в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как “Роковые яйца”, “Собачье сердце”, “Похождения Чичикова”. Самое великое среди них - роман “Мастер и Маргарита”, написанный в 1928-1940 годах.
Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.
М. Булгаков рисует образ Маргариты как личность, богатую эмоциями, душевными переживаниями, с непредсказуемым поведением.
Маргарита Николаевна - красивая, умная тридцатилетняя женщина, жена крупного специалиста. Муж ее был молод, добр, честен и очень любил свою жену. Они занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита не была счастлива. Ей необходимо было заполнить духовную пустоту, но она не находила чем. Героиня была одинока - вот что увидел Мастер в ее глазах. Спасением для героини стала неожиданная любовь к Мастеру, любовь с первого взгляда.
Маргарита до встречи с Воландом была верующей. После исчезновения Мастера она каждый день молилась о том, чтобы он вернулся, либо чтобы она его забыла. Например, в тот памятный для нее день встречи с Азазелло Маргарита “просыпается с предчувствием, что... что-то произойдет”. И это ощущение рождает веру. “Я верую!- шептала Маргарита торжественно, - я верую!” Шепот создает впечатление исповеди. Маргарита думает, что жизнь ее - “пожизненная мука”, что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за “тайную жизнь, скрытую от людей”. Перед нами открывается душа Маргариты, в которой было лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь.
После встречи с Воландом Маргарита понимала умом, что она теперь относится к темным силам, и поверила в могущество мессира, но подсознательно обращалась к Богу в тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: “Боже!”
Маргарита милосердна. Это проявляется во многих эпизодах, например, когда Маргарита просит снять с Фриды заклятье.
По своей сути Маргарита добра, но то, что она “приближается” к темным силам, а также обида за совершенное с Мастером, толкает ее на месть (разгром квартиры Латунского). Люди же “света”, такие как Иешуа, умеют прощать, считают, что все люди добрые.
Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасла часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.
Маргарита не дорожила своей жизнью. Она хотела быть вместе с Мастером, неважно где - на земле или на небесах, ведь только в этом и заключается для Маргариты смысл ее существования. Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор сознательно: Маргарита готова была продать душу дьяволу ради любви.
Героиня романа “Мастер и Маргарита” предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма - стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор этих трех миров.
Свидетельствует о важности образа Маргариты и ее имя, так как Маргарита значит “жемчужина”. Кроме того, в героине просматриваются черты самого дорогого для М. А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Сергеевны Булгаковой.
На протяжении всего романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор.
В романе хотелось бы отметить бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь, по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
По-моему, за то, что Маргарита принесла в жизнь такие драгоценности, как любовь и созидание, она заслуживает не “покоя”, а “света”.
Давая своей героине возможность открыть истинные ценности бытия, автор не просто говорит о своем отношении к женщине, а предлагает миру свою концепцию личности.

Русский прозаик и драматург Михаил Булгаков был удивительной личностью. Ему были присущие понятия чести, человеческого достоинства, отвращение к фальши, которые он вобрал еще в детстве с родственной атмосферы и интеллигентного окружения, где воспитывался. Вступив в литературу, он заявил о себе как талантливый наследник русской классической литературы. Вопреки диктату коммунистической идеологии и установки социалистического реализма, писал произведения, в которых в резких сатирических тонах изображал советскую действительность, это сатирическая повесть «Собачье сердце», фантастически-сатирическая повесть «Фатальные яйца», повесть о «маленьком» советском человеке. Его проза и драматургия выражали мировосприятие интеллигенции, которая не прониклась пафосом социальных преобразований, а продолжала опираться в своей жизни на традиционные культурные и этические основы (роман «Белая гвардия», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Кабала святош» и др.).

Честность перед самым собой не разрешала Булгакову радостно шагать в единой шеренге советских писателей, которые воспевали «огромные» превращения в СССР. Именно через это художник стал объектом травли со стороны критиков и чиновников от искусства, Булгаков писал о себе: «На широком поле словесности русской в СССР я был единственным литературным волком. Мне советовали покрасить кожу. Бессмысленный совет… Со мной и совершили, как с волком».

В конце 20-х годов власть, которой в литературе нужны были «винтики» и «кони» а не личности, наложила запрет на публикацию произведений Булгакова, Сталин разрешил ему заниматься исключительно работой в Мхате. Вот почему в полифоническом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» так остро звучит одна из и тем - личность и власть. Начало тысячелетия нашей эры. Ершалаим - главный город одной из провинций Римской империи. Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытой колоннаде между двумя крыльями дворца Ирода Большого перед прокуратором Иудеи Понтием Пилатом стоял Иешуа Га-Ноцри, которого предъявляли обвинение в подстрекательстве народа к разрушению храма. На самом деле же проповеди Иешуа были страшнее за простое разрушение храма, так как они разрушали саму почву власти. Иешуа уверенный, что «любая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарев, ни любой другой власти. Люди перейдут в царство истины и справедливости, где вообще не будет потребности во власти». Это же не удивительно, что Понтий Пилат утверждает смертный приговор, а Синедрион отказывается помиловать Иешуа по случаю большого праздника Пасхи. Иешуа знает, что его ждет на Лысой Горе, тем не менее, не отрекается своих убеждений.

Конец 20-х - начало 30-х годов XX столетия. Москва - столица одной из больших мировых государств - СССР, что провозгласила себя поборницей добра. Мастер - писатель, который отважился написать роман. Он отважился напомнить людям о вечных истинах добра и любви, о Боге, от которого советских людей государство призвало отречься. Могла советская власть оказывать содействие выходу в мир такого романа? Редакция, куда автор отнес свое произведение, отказалась его печатать, а в печати одна за одной начали появляться статьи, в которых литературные критики предлагали «ударить, и ударить, по богомазу, которому захотелось протащить в печать апологию Иисуса Христа». Со временем Мастера арестовали. Так власть, которая боялась личностей, отреагировала на роман, который противоречил ее идеологии. Сломленный автор после выхода из тюрьмы отказался от напрасной борьбы за свой роман, спрятался в психушке, но не отрекся своего произведения.

На первый взгляд может показатся, что и Иешуа, и Мастер, как и автор, испытали поражения в столкновенье с властью. И на самом деле это не так. Сущность таких личностей, которые не боятся говорить правду о добре и зле, проповедуя нетленные истины, делает наш мир лучшим. Свидетельством этого является тот факт, который, хотя с опозданием на несколько десятков лет, произведения Булгакова все же таки были напечатаны, а писатель признан одним из величайших художников мировой литературы.

    Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера - творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь»....

  1. Новое!

    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях - добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....

  2. Новое!

    Проблематика романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя социально-исторические, этические, философские, эстетические аспекты. Конфликт романа имеет нравственно-философскую основу. Проявления вечной борьбы добра и зла предстают...

  3. Воланд и его свита связана с сатирическим аспектом в романе. Они жестоки по отношению к злу, они вскрывают его и высмеивают. Они создают фантасмагорическую картину Москвы 30-ых годов. Воланд - объективно творит добро, наказывая доносчиков, преступников,...

«Так кто ж ты, наконец?» (урок развития устной и письменной речи, аналитическая беседа)

План урока:

    Темы и образы в романе.

    Подготовка к домашнему сочинению по роману.

Цели:

Познавательная – познакомить ребят с темами и образами романа.

Образовательная – научить ребят анализировать с правильной точки зрения художественное произведение.

Воспитательная– сформировать адекватное восприятие героев романа, подготовить к написанию сочинения.

Задачи:

Познавательная – через слово учителя, аналитическую беседу ознакомить ребят с образами, какую роль они играют в романе.

Образовательная – через аналитическую беседу, вопросно-ответную форму научить ребят анализировать, делать выводы по заданному материалу

Воспитательная – через комментированное чтение, написание сочинения сформировать эмоциональное отношение к персонажам.

Ход урока:

    Слово учителя (аналитическая беседа).

Как вы думаете, к какому читателю адресован этот роман?

Роман «Мастери иМаргарита» многослойный и допускает различные толкования.

Какие темы поднимаются в этом романе? (тема творчества, тема любви, тема власти)

Скажите, какой образ больше раскрывает тему творчества? (Мастер)

Литературоведы считают образ Мастера автобиографичным. Их объединяет и чисто внешнее сходство, и общее для обоих чувство отчаяния от работы «в стол». В то время же образ этот – широкое обобщение, так как судьба Мастера – участь многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма.

Измученный обрушившимися на него несчастьями, Булгаков писал жене, что ему ничего не нужно, кроме абсолютного покоя. Такой покой дарует Мастеру Воланд по просьбе Иешуа. Мастер обрел уют, верную спутницу, погрузился в мир природы и музыки, чтобы постичь мудрость жизни. И может быть, покой и есть первый шаг к обретению света, к вечному царству, о котором писал Булгаков. Выбирая судьбу о себе, Мастер не смог одержать победу. Сделав его победителем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды. Но в финале нет пессимизма: на земле у Мастера остался ученик (Иван Бездомный) и роман, которому суждена долгая жизнь.

По мнению писателя, все счастье, дарованное в жизни человеку, исходит от любви. Чья любовь спасает Мастера?

Любовь возвышает человека, помогает постичь духовное начало. Маргарита полностью отдается любви и ради спасения Мастера продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. И тем не менее автор делает ее самой положительной героиней романа. Булгаковская Маргарита в зеркально перевернутом виде варьирует историю Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь своей Маргариты. У Булгакова Маргарита становится ведьмой ради любви к Мастеру. Она разделяет судьбу того, кого любит.

Кто, по-вашему, является олицетворением власти? (прокуратор)

Прокуратор Иудеи является олицетворением власти. Пилат жесток, его называют «свирепым чудовищем», и он гордится своим прозвищем, ведь миром правит власть и сила. Пилат прожил полную борьбы и смертельной опасности жизнь, в которой побеждает лишь сильный, не знающий жалости. Он знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей – только враги и завистники. Власть и величие не сделали Пилата счастливым. Единственное существо, к которому он привязан – собака. Автор считает трусость самым большим человеческим пороком. Это показано через образ Понтия Пилата. Он струсил, побоявшись быть обвиненным в государственной измене, и за это был наказан ужасающим бессмертием – «двенадцать тысяч лун» будет мучить его совесть. Автор размышляет об ответственности человека за все добро и зло, происходящее на земле.

Какие вы еще образы вы еще знаете? Приведите примеры. (Иешуа, Воланд).

В романе Иешуа – прообраз Христа, но он не Богочеловек, а тот, кто знает, что есть истина, и несет ее людям. Иешуа – обычный смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Он воплощение чистой идеи. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра и милосердия. Он утверждает, что человек может построить такое общество, где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верит в доброе начало в каждом человеке. И в то, что «царство истины» обязательно наступит. Он побеждает в споре с Понтием Пилатом, потому что не оказывается от своих убеждений, идет на смерть, оставаясь по-настоящему свободным.

Ну сама идея поместить в Москву 1930-х гг. князя тьмы и его свиту, олицетворяющих собой силы, которые во имя справедливости совершает добрые дела, - глубоко новаторская. Воланд появляется в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим свою любовь, покарать предателей, взяточников, подхалимов, пройдох. Но если его свита совершает различные «пакости», то сам мессир неизменно сохраняет спокойствие и величавость. Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь, ставящий научный опыт. Сатана в романе нетрадиционен: он не воплощает собой зло, не предает людей, не толкает их на дурные поступки. Воланд – связующее звено между добром и злом, светом и тьмой. Но он не бесстрастен, а склонен к добру. Сфера его – свет тьмы, лунный свет. Искореняя людские пороки, свита Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность и честность и наказывала зло. Воланд пронесся над Москвой грозой, карая неправду.

Присутствуют ли в романесквозныеобразы? (тьма, образы-двойники)

Тьма – это отсутствие Бога в человеческой душе. Тьма накрывает Ершалаим во время казни Иешуа. Тьма сгустилась над Москвой, когда в свой последний путь отправились Мастер и Маргарита, единственные среди «московского народонаселения», в ком Воланд обнаружил частицу Бога. События в Москве разворачиваются в те дни, когда по православному календарю земля лишилась Бога, Воланд, прибыв в Москву, узнает, что люди отказались от веры в Бога, изгнали его из своей души. А это значит, что потерли нравственные ориентиры. В таком мире все дозволено, добро и любовь исчезли, а правда запрятана в сумасшедший дом. Ни Бог, ни дьявол не вмешиваются в дела людей – люди сами выбирают свою судьбу. И каждому по окончании жизни воздается по вере его.

Присутствуют ли в романе образы-двойники? Чью традицию продолжает Булгаков?

Булгаков продолжает традицию Достоевского, который в своем творчестве разрабатывал сложные взаимодействия реального и ирреального. В романе можно отметить целую систему соответствий и отражений образов, которые могли бы представить разные варианты судьбы: Мастер и Иешуа, Алоизий и Иуда, Берлиоз и Майгель, Иван Бездомный и Левий Матвей, Наташа и Гелла.

    Подготовка к написанию сочинения.

    Тренировочный текст (можно выбрать работы учащихся).

Например, автор приведенного ниже сочинения на тему «Добро и зло в романе М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» не подтвердил свои мысли примерами из текста. Исправьте эту ошибку. Если вы в чем-то не согласны с автором сочинения, внесите в текст необходимые, на ваш взгляд, исправления и дополнения (раздаточный материал).

    Темы сочинений по творчеству М. А. Булгакова:

    Почему роман назван «Мастер и Маргарита».

    Образ Воланда и его место в художественной системе романа «Мастер и Маргарита».

    Личность и толпа в романе «Мастер и Маргарита».

    Почему Мастер не заслужил, а заслужил покой.

    Двоемирие в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Линия философская – Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат.

    «Мастер и Маргарита» - роман в романе.

    Домашнее задание.

Написать сочинение по заданным темам.

Разделиться на группы, поставить инсценировку по любой главе романа.

За свою недолгую жизнь М. А. Булгаков написал много замечательных произведений, таких как "Роковые яйца", "Собачье сердце", "Похождения Чичикова". Самое великое среди них - роман "Мастер и Маргарита", написанный в 1928-1940 годах.

Центральный образ в романе - образ Маргариты, ведь именно Маргарита открывает темы веры, творчества, любви - всего того, из чего вырастает истинная жизнь. Создавая образ Маргариты, автор использовал такие художественные средства, как портрет, речевую характеристику, описание поступков героини.

М. Булгаков рисует образ Маргариты как личность, богатую эмоциями, душевными переживаниями, с непредсказуемым поведением.

Маргарита Николаевна - красивая, умная тридцатилетняя женщина, жена крупного специалиста. Муж ее был молод, добр, честен и очень любил свою жену. Они занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Маргарита не нуждалась в деньгах, кажется, чего еще ей не хватает? Но Маргарита не была счастлива. Ей надобно было заполнить духовную пустоту, но она не находила чем. Героиня была одинока - вот что увидел Мастер в ее глазах. Спасением для героини стала неожиданная любовь к Мастеру, любовь с первого взгляда.

Маргарита до встречи с Воландом была верующей. После исчезновения Мастера она каждый день молилась о том, чтобы он вернулся, либо чтобы она его забыла. Например, в тот памятный для нее день встречи с Азазелло Маргарита "просыпается с предчувствием, что... что-то произойдет". И это ощущение рождает веру. "Я верую!- нашептывала Маргарита торжественно, - я верую!" Шепот создает впечатление исповеди. Маргарита думает, что жизнь ее - "пожизненная мука", что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за "тайную жизнь, скрытую от людей". Перед нами открывается душа Маргариты, в которой было лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит и способна осознать свою жизнь.

После встречи с Воландом Маргарита понимала умом, что она теперь относится к темным силам, и поверила в могущество мессира, но подсознательно обращалась к Богу в тяжелых ситуациях, например, в эпизоде знакомства с Азазелло, когда она узнает о том, что Мастер жив, Маргарита восклицает: "Боже!"

Маргарита милосердна. Это проявляется во многих эпизодах, например, когда Маргарита просит снять с Фриды заклятье.

По своей сути Маргарита добра, но то, что она "приближается" к темным силам, а также обида за совершенное с Мастером, толкает ее на месть (разгром квартиры Латунского). Люди же "света", такие как Иешуа, умеют прощать, считают, что все люди добрые.

Маргарита любит искусство и очень ценит настоящее творчество. Именно она спасла часть рукописи Мастера о Понтии Пилате.

Маргарита не дорожила своей жизнью. Она хотела быть вместе с Мастером, неважно где - на земле или на небесах, ведь только в этом и заключается для Маргариты смысл ее существования. Это подтверждается тем, что она сделала свой выбор сознательно: Маргарита готова была продать душу дьяволу ради любви.

Героиня романа "Мастер и Маргарита" предстает перед нами как незаурядная личность, которая принимает на протяжении романа ответственные решения. Именно ее любовь, способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.

Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма - стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор этих трех миров.

Свидетельствует о важности образа Маргариты и ее имя, так как Маргарита значит "жемчужина". Кроме того, в героине просматриваются черты самого дорогого для М. А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Сергеевны Булгаковой.

На протяжении всего романа Маргарита выражает авторское видение мира. Основная мысль романа заключается в том, что у каждого человека в любой ситуации есть выбор.

В романе хотелось бы отметить бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь, по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.

По-моему, за то, что Маргарита принесла в жизнь такие драгоценности, как любовь и созидание, она заслуживает не "покоя", а "света".

Давая своей героине возможность открыть истинные ценности бытия, автор не просто говорит о своем отношении к женщине, а предлагает миру свою концепцию личности.