Фернандо Магеллан (20 ноября 1480 - 21 апреля 1521) португальский мореплаватель и исследователь вошел в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. На самом деле он был абсолютно не уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно - было доказано, что Земля - круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину - он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Фернандо Магеллан с детства любил море, с которым связал свою жизнь. В 1505 году он вошел в состав команды Фринциско де Альмейда, предпринявшего первое плавание под флагом Испании на Восток. Благодаря этому путешествию Магеллан приобрел неоценимый опыт в морском деле, поскольку за время плавания на своем опыте изучил практически все корабельные профессии. Достаточно продолжительное время Магеллан жил в Индии и Мозамбике, где и стал капитаном. В 1512 году Магеллан возвратился в Лиссабон. В ходе военной операции против восстания в Марокко он был ранен и на всю жизнь остался хромым. В 1517 году Магеллан прибыл в Испанию, где поступил на службу к королю Карлу (будущему императору Карлу V). Согласно булле Папы Римского 1493 года все новые территории, открываемые к востоку от линии демаркации, установленной в 1494 году, принадлежали Португалии, а к западу - Испании. Магеллану было предложено возглавить плавание на запад, чтобы получить доказательства того, что острова, богатые специями (Spice Islands), лежат к западу от линии демаркации и, соответственно, принадлежат Испании. 22 марта 1518 года это предприятие получило королевское одобрение. Магеллан был поставлен во главе флотилии. Согласно условиям плавания, все земли, открытые в ходе путешествия, становились собственностью испанской короны, а управление переходило в руки представителей Испании. Команда флотилии получала 1_20 от всех богатств, захваченных за время плавания. Магеллан был уверен, что, плывя через Атлантику, они выйдут в Южное море и откроют пролив через "Твердую Землю". Идея такого маршрута не была нова: многие думали, что если корабли постоянно будут двигаться на Запад, они достигнут Востока, не огибая Мыса Доброй Надежды - очень опасного для моряков пункта, контролируемого Португалией. Так что целью Магеллана и Фалейро, капитана второго судна флотилии, было обнаружение этого пролива. В Севилье были подготовлены пять кораблей - "Тринидад" (флагманский корабль Магеллана), "Сан Антонио", "Концепсьон", "Виктория" и "Сантьяго". К сожалению, Фалейро не участвовал в плавании, так как у него начался приступ безумства. 20 сентября 1519 года Фернандо Магеллан попрощался на пристани со своей молодой женой Беатрис Барбоза и новорожденным сыном Родриго и приказал поднять якорь. 26 сентября мореплаватели достигли Тенерифе, а 3 октября взяли курс на Бразилию. 29 ноября они были на юго-западе от Мыса Св. Августина, 13 декабря вошли в бухту Рио де Жанейро, 31 марта 1520 года достигли порта Св. Хулиана. Там в время празднования Пасхи разразился конфликт между испанскими и партугальскими капитанами. Магеллан своим решением, достаточно жестким, приказал одного из капитанов лишить этого звания, а второго высадить на берег. 24 августа 1520 года флотилия покинула Св. Хулиан. Недалеко от Санта Круз "Сантьяго" потерпел кушение. 21 октября они обогнули залив Вирджиния и вошли в пролив, который, по расчетам Магеллана, и должен был быть тем долгожданным проливом, ради которого затевалось все путешествие. Позже это пролив был назван проливом Магеллана. Во время его прохождения потерпел кораблекрушение "Сан Антонио", так что восточный конец пролива достигли только три корабля. 28 ноября "Тринидад", "Концепсьон" и "Виктория" вошли в воды Южного моря, которое позже было названо Тихим океаном из-за спокойного прохождения его кораблями. Условия жизни на судах были ужасны, поскольку запасы воды были на исходе, продукты были испорчены крысами. Матросы начали употреблять в пищу кожаные корабельные снасти. До 18 декабря флотилия плыла вдоль чилийского побережья, а затем Магеллан взял курс на северо-восток. Только 24 января 1521 года корабли достигли архипелага Туамоту; 6 марта команда сошла на берег - на Марианских островах, где моряки впервые за 99 дней почувствовали под ногами твердую землю и попробовали свежую пищу. 9 марта Магеллан взял курс на запад-юго-запад в сторону островов, названных позже Филиппинами. Через два месяца он поистине райских мест, но во время схватки с местными жителями 21 апреля был убит. Остатки команды Магеллана (всего 21 человек) достигли берегов Испании 8 сентября 1522 года.

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан вошел в историю как первый человек, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, которому удалось переплыть из Атлантического океана в Тихий, и таким образом доказать наличие единого и неделимого Мирового океана.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет в 1480 году в небольшом португальском городке Понти-да-Барка. Будучи потомком знатного, но обедневшего дворянского семейства, в отроческие годы Фернан служил пажом при королевском дворе.

В 1505 году Фернан поступил на службу на флот, и в течение последующих пяти лет верой и правдой служил своему королю в Восточной Африке. Его планы вернуться на родину не смогли сразу осуществиться из-за начавшихся военных сражений в Индии, в которых Магеллан принял участие. За проявленную отвагу он получил звание офицера, и после полученных тяжелых ранений был отозван в Португалию.

Рис. 1. Фернан Магеллан.

Из-за сильной хромоты, вызванной ранением в Индии, Магеллан был вынужден подать в отставку. Он мечтал снарядить экспедицию к родине пряностей - Молуккским островам, однако португальский король отказал ему. Оскорбленный незаслуженной несправедливостью и отсутствием признания, Магеллан переехал в Испанию.

Подготовка к экспедиции

В Севилье Магеллану удалось добиться расположения молодого короля Карла I и убедить его снарядить корабли к Молуккским островам, сулящим большую прибыль. Король назначил опытного мореплавателя главнокомандующим флотилией, главная цель которой был поиск морского пути к заветным островам с запада.

Экспедиция, которая стала делом всей жизни Магеллана, включала в себя 265 человек и 5 судов. Стоит отметить, что все корабли отличались слабой маневренностью, скромными размерами и плохой оснащенностью. У Магеллана не было географических карт и надежных навигационных приборов, за исключением компаса и песочных часов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

В плавание экспедиция отправилась 20 сентября 1519 года, взяв курс на Канарские острова. Далее маршрут пролегал через Бразилию на юг вдоль побережья Южной Америки. Перед мореплавателем стояла непростая задача - отыскать проход в Южное море. При этом флотилия передвигалась лишь днем, чтобы ночью в темноте ненароком не пропустить этот проход.

Во время вынужденной зимовки, которая затянулась на 4 месяца, на трех кораблях поднялся мятеж. Магеллану удалось подавить восстание, отдав приказ убить капитанов-бунтарей. В этот же период флотилия потеряла один корабль, который во время разведки разбился о подводные скалы.

Лишь в октябре 1520 года Магеллану удалось достичь своей цели и отыскать едва заметный вход в пролив, который в дальнейшем был назван Магеллановым. Пройдя опасный узкий пролив, мореплаватели оказались в водах неизвестного моря. Это был Тихий океан, который был так назван Магелланом благодаря удивительно спокойной погоде, царившей во время всего путешествия.

Рис. 2. Тихий океан.

Спустя сто дней плавания по Тихому океану флотилия достигла острова Гуам, а вскоре Магелланом был обнаружен Филиппинский архипелаг.

Запугав местное население, мореплаватель заставил подчиниться их испанскому королю и принять христианство. В 1521 году Фернан Магеллан трагически погиб в одной из стычек с туземцами. В Испанию смог вернуться лишь один корабль, на борту которого осталось в живых только 17 матросов. Его капитан получил все почести и славу, в то время как главнокомандующий флотилией был незаслуженно забыт.

Однако значение путешествия Магеллана трудно было переоценить. Он не только отыскал западную дорогу к Молуккским островам, но и совершил важнейшее открытие, изменившее мировоззрение миллионов людей и доказав, что Земля - круглая.

В истории нередко бывает, что место и время рождения великих людей являются или спорными, или совершенно неизвестными. Не избежал этой участи и знаменитый мореплаватель Фернан Магеллан. Разные исследователи называют местом его рождения португальские города Порту и Саброза. Предположительно Фернан родился 20 ноября 1480 года в семье дворян Родригу ди Магальянша и Алды де Мишкиты. Кроме него, в семье было четверо детей, но о них в истории не упоминается.

Юный Фернан Магеллан рано потерял родителей и был принят пажом в свиту королевы Элеоноры. Именно она, видимо, способствовала поступлению Фернана в знаменитую мореходную школу, расположенную на мысе Сагреш. Отучившись в школе, Фернан приступил к службе на флоте в качестве «сверхштатного воина» - sobresaliente. Известно, что Магеллан принимал участие в битве 1506 года при Каннаноре. Участвовал он и в экспедициях португальских кораблей, изучавших Индийский океан. Фернану приходилось служить в различных местах. Малакка, Индия, Молуккские острова, Суматра, Ява - все эти страны были ему хорошо известны. Капитаном Магеллан стал в Мозамбике, а в 1513 году вернулся в Португалию.

В 1514 году военная экспедиция в Марокко оставила Магеллану метку на всю жизнь - во время подавления восстания он был ранен в ногу и остался хромым. Сразу после боевых действий Магеллана обвинили в тайной продаже маврам части военной добычи. Его это, разумеется, возмутило, и он самовольно уехал в Португалию, для того чтобы оправдаться. Однако разгневанный подобным самоуправством король Мануэль I принудил Магеллана вернуться на место службы. Как только обвинения были сняты, Магеллан подал в отставку. Приехав на родину, он написал прошение об увеличении пенсии, но получил отказ.

Еще во время первой экспедиции по Индийскому океану Магеллан предположил, что американский континент должен быть совсем недалеко от Молуккских островов. Магеллан добился аудиенции у короля и попросил его выделить корабль для открытия новых морских путей и земель. После отказа он отправился в Испанию во главе группы португальских моряков. Поселившись в Севилье, Магеллан познакомился с начальником арсенала Диего Барбозой, тоже эмигрантом из Португалии, а в начале 1518 года женился на Беатриче - дочери Барбозы. Сын у молодой семьи родился в феврале следующего года.

Магеллан сделал доклад о возможной экспедиции в Палате Контрактов Севильи. Это было ведомство, организовывавшее экспедиции, но Магеллану поддержки оно не оказало. Один из членов Палаты, Хуан де Аранда, в частном порядке договорился с Магелланом и гарантировал свою поддержку проекта «всего за двадцать процентов» от предполагаемых прибылей. Правда, вскоре де Аранде пришлось умерить аппетиты - при посредничестве соратника Магеллана, астронома Руи Фалеру, была достигнута договоренность об одной восьмой части прибыли. Договор по всем правилам заверили у нотариуса, и после представления проекта королю Испании была начата подготовка к экспедиции.

Надо сказать, что Магеллан строил свои расчеты не на пустом месте. У него имелись карты побережья Южной Америки до устья реки Ла Плата, а также отчеты всех мореплавателей и в том числе записи Васко Нуньеса де Бальбоа, который пересек Панамский перешеек и открыл «Южное море», позже отмеченное на картах, как «Тихий океан». Большую роль в снаряжении экспедиции играли купцы Европы, обделенные Португалией в возможностях торговать с Ост-Индией. Договор Магеллана и Хуана де Аранды объявили ничтожным и не соответствующим интересам Испании. Сам же испанский король 22 марта 1618 года отписал Магеллану и Фалеру пятую часть всех чистых доходов, которые будут получены во время плавания, и наместничество на вновь открытых землях. Попытка португальцев очернить Магеллана в глазах испанцев привела к столкновению участников экспедиции и толпы севильцев в октябре 1518 года. Однако постепенно все проблемы утряслись, и 20 сентября 1519 года под командованием Магеллана отправились в плавание пять кораблей - «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Виктория» и «Сантьяго». Кроме семидесяти пушек и прочего вооружения, на корабли были погружены различные товары для торговли с туземцами: материя, зеркала, украшения, колокольчики и прочее.

Вскоре в эскадре Магеллана назрел первый конфликт. Капитаны его эскадры предъявили требования: Магеллан должен был четко изложить им маршрут следования. Но предводитель отказался и заявил, что обязанность его подчиненных - днем следовать за флагом его корабля, а ночью - за его же кормовым фонарем.

Пытаясь избежать стычек с кораблями португальцев, Магеллан повел свою флотилию к югу вдоль Африканского континента. Выбранный маршрут был исключительно сложен, но разработанная Магелланом система сигналов позволяла кораблям держаться неподалеку друг от друга. Каждый день сходясь на близком расстоянии, мореходы получали указания от Магеллана. Вторым лицом экспедиции являлся представитель испанской короны и капитан корабля «Сан-Антонио» - Картахена. Он демонстративно начал именовать Магеллана просто капитаном, а не как положено - капитан-генералом (чин адмирала). Картахена игнорировал замечания Магеллана по этому поводу, однако через несколько дней на «Тринидаде», флагмане эскадры, состоялся суд над матросом-преступником, на который прибыли капитаны всех кораблей. Здесь Картахена вновь нарушил дисциплину, и Магеллан объявил его арестованным. Капитаном «Сан-Антонио» был назначен Алвару Мишкита.

29 ноября корабли достигли побережья Бразилии. 26 декабря флотилия подошла к устью Ла-Платы, которое предыдущие исследователи назвали проливом. Для поиска прохода был отправлен «Сантьяго», однако скоро корабль вернулся, и Магеллану доложили, что предполагаемый пролив представляет собой устье огромнейшей реки. Эскадра начала медленно перемещаться к югу, одновременно исследуя и нанося на карту береговую линию. Команды кораблей Магеллана первыми среди европейцев увидели таких странных и удивительных птиц, как пингвины. Продвижению кораблей мешали частые штормы, к тому же близилась зима. 31 марта 1520 года, достигнув сорок девятого градуса южной широты, флотилия остановилась в удобной бухте на зимовку, назвав бухту «Сан-Хулиан».

На зимовке Магеллан отдал приказ о сокращении норм выдачи продовольствия, что, конечно же, вызвало недовольство моряков, измотанных сложным и длительным плаванием. Группа недовольных командованием Магеллана офицеров решила воспользоваться ситуацией. 1 апреля Магеллан пригласил капитанов на свой корабль для церковной службы по случаю Вербного воскресенья, но капитаны «Виктории» и «Консепьсона» на «Тринидад» не явились, а ночью приняли участие в мятеже. Мятежники освободили Картахену и захватили «Сан-Антонио». Пролилась первая кровь - Кесадо, капитан «Консепсьона» убил кормчего. О мятеже Магеллан узнал лишь утром. Оставшиеся в распоряжении адмирала «Тринидад» и «Сантьяго» были заметно слабее захваченных заговорщиками «Консепсьона», «Виктории» и «Сан-Антонио». Однако мятежники прекрасно понимали, что, прибыв в Испанию, ответят за свои действия перед судом, а потому отправили к Магеллану шлюпку с посланием, которое утверждало, что цель заговорщиков - принудить адмирала исполнять правильно приказы короля. Мятежники утверждали, что Магеллан остается капитаном флотилии, но обязан советоваться с другими капитанами и не предпринимать каких-либо действий без общего согласия. Для переговоров они пригласили Магеллана на один из своих кораблей. В ответ Магеллан пригласил мятежников провести переговоры на «Тринидаде», но те отказались.

Магеллан хитростью захватил шлюпку, которая возила письма, и заменил гребцов на своих людей. Шлюпка отправилась на «Викторию». Вручив капитану Мендосе письмо, Гонасло Гомес де Эспиноза выбрал удобный момент и ударил Мендосу в шею ножом. Из шлюпки на борт поднялся хорошо вооруженный десант, и экипаж «Виктории» сдался, не оказывая сопротивления. Корабли, подчиненные Магеллану, снялись с якоря и закрыли мятежникам выход из бухты. Попытка мятежников ночью выскользнуть из бухты не удалась, и «Сан-Антонио» был захвачен без единой жертвы и без сопротивления. После этого сдалась и команда «Консепсьона». Магеллан организовал трибунал, и сорок мятежников приговорили к смерти. Но терять столь большое количество опытных матросов экспедиции было невыгодно, и все приговоренные были помилованы - кроме Кесадо, совершившего убийство. Один из священников и представитель короля Картахена, активно участвовавшие в мятеже, были оставлены после отплытия флотилии на берегу - их казнить Магеллан не решился.

В мае корабль «Сантьяго» отправился для разведки на юг. Команда обнаружила бухту, получившую название «Санта-Крус», но корабль попал в бурю и потерпел крушение. Оставшись живыми, но без припасов, моряки сумели соединиться с экспедицией лишь несколько недель спустя.

За время зимовки экспедиция вступила в контакт с аборигенами. Защищаясь от холода, аборигены привязывали к ногам сено, а потому Магеллан назвал их патагонцами - «большеногими». Сама страна, соответственно, получила имя «Патагония». Для того чтобы доставить королю представителей патагонцев, двух индейцев захватили хитростью, подарив аборигенам ножные кандалы. Правда, добром это не закончилось, и потери в результате столкновения были с обеих сторон.

24 августа 1520 года Магеллан вывел флотилию из бухты. Потери на зимовке составили тридцать человек. Достигнув бухты Санта-Крус, корабли остановились, так как получили повреждения во время шторма. Вновь в плавание флотилия отправилась лишь 18 октября. Магеллан собирался двигаться на юг вплоть до семьдесят пятого градуса, а затем, если пролива не будет, отправиться к Африке. 21 октября корабли подошли к узкому проливу, уходящему вглубь материка. После разведки выяснилось, что пролив не является устьем реки, так как вода имела постоянную соленость. Много дней флотилия двигалась по лабиринту узких проходов, а открытый пролив позже назвали Магеллановым.

Исследуя ветвящиеся проходы, Магеллан разделил флотилию, и один из кораблей нашел выход в открытое море. Зато пропал «Сан-Антонио». Корабль искали несколько дней, и лишь позже выяснилось, что мятежники заковали капитана Мишкиту в цепи и отправились в Испанию. В Севилье, куда «Сан-Антонио» прибыл в марте, экипаж посадили в тюрьму, но позже выпустили, однако лишь до возвращения основной экспедиции.

28 ноября 1520 года после тридцати восьми дней блуждания по проливу оставшиеся корабли Магеллана вышли в океан. Пятнадцать дней экспедиция Магеллана двигалась на север и, лишь достигнув тридцатого градуса южной широты, повернула на северо-запад. По Тихому океану корабли Магеллана прошли около семнадцати тысяч километров. Столь длительное путешествие при ограниченных запасах провизии вызвало огромные лишения - ведь в то время считалось, что океан не может быть столь огромен. Но многие расчеты Магеллана были опровергнуты во время его путешествия.

Матросы дошли до того, что питались воловьей кожей с мачт и древесными опилками. Крысу, пойманную в трюме, предлагали купить за полдуката, но и крыс не хватало. На кораблях началась цинга, и потери в командах достигли двух десятков человек. Единственной удачей было полное отсутствие бурь, за что океан и назвали Тихим. Лишь 24 января 1521 года экспедиция увидела землю - один из необитаемых островов архипелага Туамоту. Однако высадиться на остров оказалось невозможно из-за рифов и скалистых берегов. Не получилось высадки и на следующий остров, но зато около него матросы наловили акул.

6 марта 1521 года корабли Магеллана подошли к острову Гуам. Этот остров, принадлежащий группе Марианских островов, оказался населен, и туземцы приступили к активной торговле. Но скоро оказалось, что они не только торгуют, но и воруют все, что попало. Когда была украдена шлюпка, моряки высадили на остров десант, убили семь человек и сожгли селение. В результате острова получили название Ландронес - «Воровские».

Через несколько дней Магеллан увидел Филиппинские острова. Путешествие по Тихому океану закончилось. Опасаясь столкновения с аборигенами, моряки нашли необитаемый остров и устроили на нем лазарет. Свежая пища и твердая земля под ногами способствовали излечению моряков, и через короткое время корабли отправились дальше. Во время путешествия среди островов один из рабов Магеллана, Энрике, вывезенный с Суматры, встретил людей, говоривших на понятном ему языке. Магеллан понял, что круг известных человеку морей и океанов замкнулся.

7 апреля 1521 года корабли Магеллана вошли в Себу, порт настолько цивилизованный, что с моряков-европейцев попытались взять пошлину на торговлю. Платить они отказались, а один из мусульманских купцов дал местному радже совет - с европейцами не воевать. Торговля с островитянами железными изделиями принесла не только продукты, но и золото, а раджа Хумабон, впечатленный силой оружия европейцев, согласился принять покровительство короля Испании и даже крестился в католическую веру, приняв имя Карлос. Желая помочь новообращенному христианину, Магеллан организовал военную экспедицию против одного из вождей острова Силапулапу. Однако испанцы допустили ряд ошибок, и корабли не смогли поддержать пушечным огнем десант на остров. Местные жители мигом разобрались в неповоротливости европейского оружия и, быстро передвигаясь, не давали испанцам целиться, а острые стрелы аборигенов легко поражали ноги нападавших, не защищенные доспехами.

Десант был высажен 27 апреля 1521 года. При отступлении испанцев Магеллан был ранен дротиком в правую руку, а после ранения саблей в левую ногу упал и был добит целой толпой островитян. После этого неудачного сражения флотилия, уже без своего адмирала, отправилась к Молуккским островам, но в Испанию добрался лишь один корабль с экипажем в восемнадцать человек - «Виктория», 6 сентября 1522 года.

Отправившись в коммерческое плавание, экспедиция Фернана Магеллана не только открыла проход из Атлантического океана в Тихий, но и совершила первое в истории кругосветное путешествие.

Вопреки распространенному мнению, лично Фернан Магеллан не обогнул земной шар, хотя очень старался. И тем более он не ставил перед собой цели осуществить кругосветное путешествие. Фернан целенаправленно шел за пряностями – золотом 16 века, а все остальное ему было неинтересно. Он хотел добраться до них самым коротким путем, и, по его мнению, направление на Америку было именно таким.

Сначала Фернан пытался заинтересовать португальцев. В качестве основного аргумента фигурировали Молуккские острова, где было много дешевых пряностей. Магеллан бывал там два раза и не понаслышке знал о коммерческой выгоде этого рейса, причем он предлагал добираться к ним со стороны новооткрытой Америки. Но португальский король предпочел не вдаваться в авантюры и продолжать использовать классический, хоть и опасный маршрут через Атлантический и Индийский океаны. Фернан в поисках более сговорчивого короля отправился в Испанию.

Испанец оказался восприимчивым к аргументам морского волка и дал добро на снаряжение экспедиции. 20 сентября 1519 года – историческая дата старта кругосветной регаты под руководством Фернана Магеллана - из порта Санлукар-де-Баррамеда вышла флотилия из пяти кораблей и 256 человек.


Реконструкция каравеллы "Виктория"

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. «Сан-Антонио» и «Консепсьон» идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается «Конспесьон», но от «Сан-Антонио» нет известий. 28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад, а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Не готовая к такому переходу экспедиция испытывала огромные лишения.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а возможно он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен ещё один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов. Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха.

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился. На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю.

7 апреля 1521 года экспедиция вошла в порт Себу на одноименном острове. Места были цивилизованные, и с европейцев даже попытались взять торговую пошлину. Испанцы отказались платить, а оказавшийся в городе мусульманский купец посоветовал радже не воевать с европейцами, и требование было снято.

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей.

Смерть Фернана Магеллана. Рисунок 1860 г.

Один из вождей острова Мактан Лапу-Лапу (Силапулапу) противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть Хумабона. Магеллан организовал против него военную экспедицию. Он хотел наглядно продемонстрировать местным жителям мощь Испании. Сражение оказалось неподготовленным. Из-за отмели суда и лодки не смогли подойти на близкое расстояние, чтобы эффективно поддержать десантный отряд огнём. Во время нахождения европейцев на Себу местные жители имели возможность изучить европейское оружие и его слабые стороны. Они быстро двигались, не давая европейцам прицелиться, и атаковали моряков в незащищённые доспехами ноги. Когда испанцы начали отступать, Магеллан был убит.

Памятник Фернану Магеллану, остров Макатан Монумент вождю Лапу-Лапу, убившего Фернана Магеллана

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав. Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии.

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым количеством островитян-малайцев (почти все они погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились»), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Но после ареста 13 человек, отправившихся за продовольствием, «Виктория» в спешном порядке направились дальше.

6 сентября 1522 года «Виктория» добралась до Испании, став, таким образом, единственным кораблём флотилии Магеллана, победно вернувшимся в Севилью. На корабле было восемнадцать выживших. Позже, в 1525 году, ещё четверо из 55 членов команды корабля Тринидад были доставлены в Испанию. Также были выкуплены из португальского плена те члены команды «Виктории», которые были схвачены португальцами во время вынужденной стоянки на островах Зелёного Мыса.

Продажа груза, привезённого «Викторией», не только покрыла все расходы на экспедицию, но и, несмотря на гибель 4 кораблей из 5, дала значительную прибыль. Что касается принадлежности Молуккских островов, то португальский король поверил в их принадлежность Испании и откупил их за огромную сумму в 350 тысяч золотых дукатов. В 1523 году был издан отчёт императорского секретаря Максимилиана Трансильвана о путешествии, а затем были опубликованы и подробные воспоминания одного из участников экспедиции - венецианца Антонио Пигафетты.