Эти степные просторы, леса обрамляющие кручи Уральских гор не так давно изменили свой древний облик. Нефтяные вышки стали визитной карточкой республики, где сейчас добывается более 15 млн. тонн нефти в год. Нефть – символ башкирского сокровища. При современных способах добычи, фонтаном нефть уже не позволяет так открыто бить из земли. Но когда-то «черное золото» само выступало на поверхность и в старинных башкирских сказаниях нефть называлась «маслом земли».

Много тысяч лет назад это «масло земли» образовалось из пролитой волшебной крови богатыря, которого звали Урал-батыр. Но он дал своему народу не только возможность пользоваться нефтяным богатством. Благодаря Уралу возник целый прекрасный мир со всеми его горами, лугами, реками и подземными сокровищами. Но главное наследие эпического героя – правила жизни для потомков, секрет счастья для всех людей. Чем же прославился Урал-батыр, что даже горы носят его имя? И что сейчас мы знаем об этом национальном герое?

В 1910 году учитель и собиратель народных сказаний Мухаметша Бурангулов отправился в экспедицию по Иткульской волости Оренбургской губернии. Сегодня это Баймакский район Башкортостана. Его внимание привлекали старинные сказания поэтов-сэсенов наполненные духом мистического прошлого и открывавшие тайны сотворения мира.

Башкиры всегда очень уважали сэсэнов. Эти поэты не только сочиняли, но и запоминали, исполняли, передавали из поколения в поколение старинные сказания. А свои выступления сэсэны сопровождали отрывистыми звуками древнего музыкального инструмента думбары. К тому же считалось, что старинные напевы обладают еще и лечебными воздействиями на слушателей, что конечно только добавляло сэсэнам всеобщего уважения.

Сказания сэсэнов так поразили Бурангулова, что он отблагодарил поэтов отдав им своего коня. Ему пришлось добираться домой пешком, но что это значило по сравнению с обретенным сокровищем. Речь шла не только об уникальном этнографическом материале, но и о загадочных сведениях для обработки которых Бурангулову потребовалось больше 10 лет. В начале 20 годов впервые появился письменный вариант эпоса о батыре, т.е. о богатыре Урале и его славных подвигах.

В давние, давние времена жили на свете старик со старухой. И было у них два сына. Старшего звали Шульген а младшего – Урал. Когда они подросли, отец оседлал двух львов и отправил сыновей странствовать. Он просил их найти живую воду, которая даст бессмертие человеку и природе, а саму смерть - уничтожит. И покинули братья отчий дом. Долог был их путь. По дороге братьев ждали опасности и искушения. Шульген не выдержал всех испытаний, он предал добро и перешел на сторону зла. Шульген стал главным врагом своего младшего брата и одним из главных воинов темных сил. А Урал остался верен заветам своего отца.

День и ночь, год за годом совершал Урал-батыр свои подвиги. Он победил кровожадного царя Катилу, царя змей Кахкаху и нашел-таки живую воду. Сражался со злыми дивами и их предводителем Азракой и, наконец, в бою встретился со своим братом. И все это для того, чтобы люди были счастливы, чтобы горе и смерть навсегда покинули землю.

Казалось бы, подобные эпосы есть практически у любого народа. Но Урал-батыр явно выделяется на фоне своих коллег богатырей. И тем, что его путь это поиски абсолютного добра и тем, что в сегодняшней Башкирии эпос о его подвигах это больше чем просто сказка.

В одном из боев Урал убил главного злого дива Азраку. Он снес ему голову алмазным мечом и когда див упал, казалось, что весь мир содрогнулся. Огромное страшное тело его надвое рассекло водный простор. На месте том поднялась гора. Большой Ямантау и есть та самая гора, которая по легенде возникла из мертвого тела Азраки. Это самая высокая точка Южного Башкортостана. Название Большой Ямантау означает Большая плохая или Злая гора. Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой. Считается, что в ее округе постоянно происходит что-то странное. Оттуда никогда не возвращались лошади. Раньше там обитало множество свирепых медведей, а погоду на склонах горы и сейчас никто не берется предугадать и даже говорят, что поднявшись на Ямантау можно накликать на себя беду.

В этих местах Урал совершил свой последний, самый героический подвиг. Вход в таинственную мрачную пещеру Шульган-Таш. Здесь есть два подземных озера – круглая со стоячей водой (иначе Мертвая) озеро и голубое (оно считается живым). Его питает река, чьи воды текут глубоко под землей. Эта река тоже называется Шульген. Почему же заповедник, и пещеры, и река до сих пор хранят имя старшего брата Урала?


Когда Урал сразился с Шульгеном, тот, чтобы избежать полного разгрома вместе со своими слугами злыми дивами и прочей нечистью нырнул в здешнее бездонное озеро. Тогда решил Урал-батыр выпить всю воду из озера наполненного змеями и демонами. Долго пил Урал воду, но даже ему эта задача оказалась не по плечу. К тому же вместе с водой Урал глотал и злых дивов. Они то и разорвали его благородное сердце изнутри.

По легенде у батыра была и живая вода и она могла бы исцелить его и даже подарить бессмертие. Но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что кроме нее никто не должен жить вечно. Так он возродил землю истощенную злом, но сам пал в последней схватке с врагами человечества. Но отчего же предание не сделало своего богатыря бессмертным? Почему в сознании народа Урал должен был погибнуть?

Жизнь и дело Урала продолжили его потомки. Дети старались делать жизнь людей еще лучше. Шли батыры в далекие путешествия искать источник счастья. Своими алмазными мечами они рассекали горы и там где они прошли, образовались большие реки.

Предки башкир поселились на берегах четырех рек. Позже реки назвали именами детей Урал-батыра и его племянника: Сакмар, Яик (Урал), Нугуш, Идель (Агидель). Так появился мир, в котором башкиры живут и сейчас. И все это благодаря героическим подвигам Урал-батыра.

Но сам эпос и образ богатыря задали исследователям множество загадок, вокруг которых идут горячие споры. Вот только одна из них: когда именно возникли первые рассказы о подвигах легендарного героя?

Одна из легенд эпоса гласит, что переметнувшийся на сторону зла Шульген устроил всемирный потоп, чтобы погубить человечество. Урал вступил в бой с подчиненными Шульгену злыми дивами. Пока он воевал, люди спасались от воды взбираясь на высокие горы.

И покрыла всю землю вода
Суша скрылась под ней навсегда
Люди сделали лодки себе
Не погибли, не утонули в воде
На гору, восставшую из-под вод
Выбирался спасенный народ.

Не правда ли очень знакомая история? Конечно же, это очень похожая на библейскую легенда о Ное и его ковчеге. И поэтому некоторые исследователи считают - эпос Урал-батыр и Библия возникли от единого источника. Они находят в башкирском эпосе параллели с древнешумерскими мифами и утверждают, что эти мифы почти ровесники. Итак, попробуем установить, когда же возникли легенды о славнейшем Урал-батыре.

Каждый житель Уфы знает одно из знаменитых сооружений из стекла и бетона. Это один из самых современных ипподромов. По выходным здесь царят нешуточные спортивные страсти, но сейчас нас интересует не породы скакунов и результаты бегов или ставки, а название ипподрома. Называется он Акбузат. И это вовсе не случайно.

Акбузат – это крылатый конь Урал-батыра и его верный друг. По легенде Акбузат сам должен был дать согласие на то чтобы уйти с батыром, а Урал доказать свое право быть всадником на чудесном скакуне. Когда наш герой уставал, верный конь выносил его из битвы. Когда же батыр набирался сил, Акбузат снова с вихрем мчался в бой. Он не горел в огне и не тонул в воде и ослеплял всех своей красотой.

По преданию, все лошади, которые сегодня живут на земле - это потомки Акбузата. Они помнят наказ верного коня Урал-батыра всегда и во все времена верой и правдой служить людям. А жизнь самого легендарного скакуна сложилась непросто. Злой брат Урала Шульген сумел выкрасть Акбузата у богатыря и спрятал на дне того самого подземного озера где прятался сам.

Казалось бы это совсем сказочная история. Ну что реалистичного может быть в рассказе о многолетнем заточении коня под водой? Конечно, все это легенды и предания, но…

В конце 50-х годов прошлого века пещера Шульген-таш преподнесла ученым настоящую сенсацию. Из нее появляется первая версия о происхождении Урал-батыра.

Позже историк Вячеслав Котов с помощью современной техники исследовал изображения в знаменитой пещере, которые не были видны невооруженным взглядом. Он обратил внимание, что в центре внимания первобытных художников была лошадь. Исследователь увидел в этом троичность мироздания: верхняя лошадь на рисунке с трапецией на спине это крылатая лошадь – символ неба и солнца. В другой композиции видно, как герой со своим конем сражается с темными силами подземного мира.

Еще одна любопытная деталь – Урал-батыр и другие герои эпоса передвигаются, время от времени, на летающем льве. Это конечно тоже мифический образ, но откуда предки башкир, жившие в районе Поволжья и Южного Урала, могли знать о львах хотя бы и не летающих?

В башкирском фольклоре есть две пословицы непосредственно связанные со львом. Они звучат примерно так: «Если сядешь верхом на льва, то пусть твоя плетка саблей будет» и «Если лев пошел на охоту, то без добычи он не вернется». Но ведь пословицы создаются не на пустом месте.

Исследования палеонтологов косвенно доказывают, что доисторические пещерные львы, которые были гораздо больше их нынешних потомков, могли водиться не только в Африке, но и в Европе, на Урале и даже в Сибири. К тому же они могли прыгать дальше и выше чем современные львы. Может быть поэтому древние люди встречавшиеся с этими грозными существами и придумали миф о летающих львах.

В архиве Уфимского научного центра РАН хранится самый старый экземпляр рукописи эпоса. На башкирском языке еще латинским шрифтом он был напечатан около 100 лет назад. Но как именно возник этот письменный текст, наверное, самая большая загадка всей этой истории. Появление письменного варианта Урал-батыра это настоящий детектив.

По официальной версии Урал-батыр был записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым, но никто и никогда не видел его первоначальной рукописной записи. Считается, что она потерялась во время обысков Бурангулова. При Советской власти его несколько раз арестовывали, как врага народа.

Скептики возражают – записи никуда не терялись потомучто их просто не было. А Мухаметша Бурангулов и был настоящим автором Урал-батыра. Так неужели он просто выдумал все рассказы о славных подвигах батыра и вообще образ главного персонажа, а все его рассказы это просто стилизация под древнебашкирский эпос, которого у предков башкир просто не было.

Журналист и общественный деятель Карим Яушев предположил, что эпос Урал-батыр не может считаться подлинно народным произведением, а является литературным сочинением писателя Бурангулова. Или же он переработал воедино все разрозненные сказания юго-восточных башкир. Но для чего Бурангулову сочинять поэму об Урал-батыре? Возможно, дело было в личных творческих амбициях, а возможно в политических причинах. Одна из версий – он делал это по заданию советского руководства Башкирии, которая стремилась создать новую историю башкирского народа. Правда потом за это же и пострадал - его объявили националистом.

Впервые на башкирском языке Урал-батыр был напечатан в 1968 году. А на русском и того позднее – семь лет спустя. С тех пор вышло немало изданий и переводов эпоса, но споры о нем не прекращаются. Вообще Урал-батыр это единственный из эпических героев вокруг которого копья ломаются с таким ожесточением с каким, наверное, сам богатырь сражался со своими врагами.

Так существовал ли Урал-батыр? В сказаниях о нем мало конкретной человеческой информации, его старинных изображений нет. Но возможно внешность его не столь важна ведь легенда наделяет Урала всеми положительными качествами, делая его образ и жизненный путь примером для подражания. Именно поэтому изложение всего эпоса от начала до конца считалось у башкир важнейшей частью обряда посвящения во взрослую жизнь.

Вот пример уважения к чужой жизни и благородства даже по отношению к побежденным врагам. Однажды злой и кровожадный царь Катилла послал против Урала исполинского быка. Но не тут-то было. Как тут бык не пыхтел и не старался, как не бился не вырывался освободиться сил не нашел, по колени в землю ушел. Но победив быка, Урал-батыр пожалел его и оставил в живых. С тех пор у быков кривые рога и треснувшие на две половины копыта и не растет передний зуб. Все это наследство проигранной битвы далекого предка Урал-батыру.

Разумеется, и обстоятельства боя с быком, размер рогатого противника батыра в сказаниях носит поистине мифологический характер. Однако это, наверное, самый реалистичный из всех подвигов Урал-батыра. Издревле сильнейшие мужчины из разных народов мерились силой с быками и сведения о подобных битвах встречаются не только в мифах, но и в римских исторических хрониках. Возможно, некий отважный борец был одним из прототипов героического Урала или этот миф о борьбе с быком-исполином пришел к башкирам от других народов. Итак, появляется третья версия происхождения нашего героя.

Известный историк Татищев в своей книге приводит строки, что северные скифы имели своим первым государем Урануса. Это говорит о том, что действительно существовало какое то древнейшее государство правителем которого был Уран или как мы сегодня говорим Урал-батыр. Произошло его обожествление, в результате которого он стал одним из богов, сначала здесь на Урале а потом был перенесен в Древнюю Грецию и стал в результате начальным древнегреческим богом.

Впрочем, возможно, это слишком смелая версия. Ее не разделяют даже большинство из тех ученых, которые считают что сказание Урал-батыр это подлинный эпос башкирского народа. Преобладает мнение, что славный батыр - фигура сугубо мифическая. Этим он тоже отличается от своих коллег из других сказаний, скажем от русского богатыря Ильи Муромца. Хотя по количеству и масштабам подвигов Урал-батыр превзошел многих знаменитых героев, ведь по сути он создал целый мир.

Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Со временем она засияла как солнце - тело Урала превратилось в золото и драгоценные камни, а кровь в масло земли – нефть. Ну а горы стали называться в его честь – Уралом.

Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины - вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Эпос - это не что иное, как художественная словесность. Ее основными признаками являются событийность, повествование, лирические отступления и диалоги. имеют как прозаическую, так и стихотворную форму. Подобные повествования можно встретить в народной словесности. Нередко они описываются и в произведениях конкретных авторов.

Народный эпос

В сознании первобытных людей неразделимо существовали некоторые зачатки искусства и науки, морали, религии и прочих видов направлений общественного развития. Только несколько позже все они обрели самостоятельность.

Частью культовых, религиозных, бытовых и трудовых обрядов стало словесное искусство, основным выражением которого являются древнейшие сказания. Именно в них отразились те, порой фантастические, представления, которые люди имели о себе и об окружающем их мире.

Одним из самых древних видов народного творчества является сказка. Это произведение, имеющее волшебный, авантюрный или бытовой характер, обладающее неразрывной связью с действительностью. Его герои - это герои устного эпического творчества.

Донаучные представления людей о мире нашли свое отражение и в мифах. Это повествование о духах и богах, а также об эпических героях.

К мифам довольно близки легенды. Они представляют собой полуфантастические сказания, о событиях, которые происходили в действительности. Герои легенд - реально жившие в те времена люди.

Об исторических событиях, имевших место в Древней Руси, повествуют былины. песни или стихотворные сказания. В них эпический герой - это, как правило, богатырь. Он неизменно воплощает в себе народные идеалы любви к родной земле и мужество. Всем нам хорошо знакомы эпические имена героев русских былин. Это Алеша Попович и Илья Муромец, а также Добрыня Никитич. Однако эпические герои - это не только богатыри. Прославляется в былинах и человек труда. Среди них Микула Селянинович - богатырь-пахарь. Созданы повествования и о других персонажах. Это Святогор - великан, Садко - купец-гусляр и другие.

Герои эпоса

Основным действующим лицом в былинах, сказках и мифах является человек. При этом эпические герои олицетворяют собой народ. То, с чем им приходится сталкиваться в жизни, это не что иное, как судьба государства и общества.

Эпические герои лишены каких бы то ни было эгоистических черт. Кроме того, они внутренне и внешне связаны с общенародным делом.

Эпические герои - это люди, вовсе не лишенные личной психологии. Однако ее основа обязательно является общенародной. Это обстоятельство и делает участника описанных в произведениях событий героем эпоса. Причем он может быть не только победителем, но и побежденным, не только сильным, но и бессильным. Но он обязательно станет эпическим героем, если будет находиться в единстве с общенародной жизнью.

Мировое наследие

У каждого народа есть собственные произведения героического эпоса. В них находят отражение нравы и быт определенной нации, ее взгляд на окружающий мир и основные ценности.

Самым ярким примером героического эпоса восточных славян является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Здесь основное действующее лицо - богатырь. Илья Муромец - эпический герой, центральная фигура многих произведений подобной тематики. Он представлен сочинителями в виде главного защитника своей родины и народа, отразив все основные ценности восточных славян.

Среди самых ярких произведений армянского эпоса находится поэма «Давид Сасунский». В этом произведении отражена борьба народа против захватчиков. Центральная фигура этой поэмы представляет собой олицетворение духа людей, стремящихся обрести свободу и победить иностранных завоевателей.

В немецком героическом эпосе выделяется такое произведение, как «Песня о Нибелунгах». Это предание о витязях. Главное действующее лицо этого произведения - могучий и смелый Зигфрид. Из повествования видна характеристика эпического героя. Он справедлив, и даже когда становится жертвой измены и предательства, остается великодушным и благородным.

Образцом французского эпоса служит «Песня о Роланде». Основной темой данной поэмы является борьба народа с завоевателями. Главный герой при этом наделен смелостью и благородством.

В английском героическом эпосе содержится множество баллад о Робине Гуде. Это легендарный разбойник и защитник всех несчастных и бедных. В балладах говорится о его мужестве, благородстве и веселом нраве.

Илья Муромец

Самым ярким отличительным признаком эпоса является героический характер его повествования. Из таких произведений становится ясно, кто является народным любимцем, и за какие заслуги.

Наиболее ярко образ эпического героя Древней Руси Ильи Муромца нашел свое отражение в былинах, относящихся к киевскому циклу. Их действие происходит либо в самом Киеве, либо возле него. В центре каждого повествования находится князь Владимир. Основной темой этих былин является защита Руси от южных кочевников.

Помимо Ильи Муромца участие в событиях принимают такие богатыри, как Алеша Попович и Добрыня Никитич. По данным исследователей, в общей сложности насчитывается 53 сюжета русских героических былин. Илья Муромец является главным героем в пятнадцати из них. В былинах представлена вся биография русского богатыря, начиная от его рождения и заканчивая смертью. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Исцеление Ильи Муромца

Из этой былины становится понятно, что ее главный герой был сыном крестьянина. Его, калеку, чудесным образом исцелили старцы. Они же и послали молодца служить в Киев, для того чтобы оборонить Русь от грозного врага. Перед уходом из родной деревни Илья Муромец совершил свой первый подвиг. Он вспахал крестьянское поле. И здесь уже показывается богатырская сила этого человека. Ведь он с легкостью выкорчевал на поле пни, а эта работа всегда являлась одной из наиболее тяжелых. Нет ничего удивительного в том, что в былине этот подвиг нашел свое отражение одним из первых. Ведь мирный труд крестьянина всегда служил источником его жизни.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

В этой былине выделяют сразу несколько основных исторических эпизодов. Первый из них касается освобождения Чернигова, который осадила вражеская сила. Жители города попросили Илью Муромца остаться у них и быть воеводой. Однако богатырь отказывается и едет служить в Киев. По дороге он встречает Соловья-Разбойника. Этот похож и на птицу, и на человека, и на чудовище. Его сходство с соловьем определяется тем, что живет он в гнезде на дереве и умеет свистеть так же, как и эта птаха. Разбойник он потому, что нападает на людей. Чудовищем его можно назвать из-за разрушительных последствий свиста.

Народу, создавшему это произведение, было крайне важно то, что добрый и благородный молодец Илья Муромец из обычного лука и только одним выстрелом победил Соловья-Разбойника. Важно и то, что никакого преувеличения силы человека в данном эпизоде нет. При этом сказитель высказал свое утверждение об обязательной победе добра над злом. Благодаря этому подвигу Илья Муромец выделился из всех богатырей. Он стал самым основным защитником родной земли, центром для которой является город Киев.

Русские богатыри

Эти герои эпического произведения всегда обладают недюжинной силой. Именно благодаря ей они и становятся необыкновенными людьми. Но, несмотря на это, во всех повествованиях богатырь - это обычный человек, а не какое-то волшебное существо.

В былинах эти люди, обладающие самыми лучшими качествами, противостоят злу в лице змей, чудовищ, а также врагам. Богатыри представляют собой ту силу, которая всегда способна защитить родную землю, восстановить справедливость. Всегда встают они на сторону правды. Рассказы о такой идеальной силе говорят о том, что именно о ней всегда и мечтал наш народ.

Основные черты Ильи Муромца

Этот богатырь является самым любимым героем русских былин. Он наделен могучей силой, которая дает ему выдержку и уверенность. Илья обладает чувством собственного достоинства, которым он никогда не поступится даже перед лицом великого князя.

Народ представляет этого богатыря как защитника всех сирот и вдов. Илья ненавидит бояр, говоря им в лицо всю правду. Однако обиду этот герой забывает, когда над родной землей нависает беда. Кроме того, он призывает и других богатырей, чтобы они встали на защиту, но не князя Владимира, а матушки русской земли. Ради этого он и совершает свои подвиги.

Князь Владимир

Этот персонаж также присутствует во многих былинах об Илье Муромце. При этом стольный князь Владимир - вовсе не богатырь. В былине об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике он не совершает никаких плохих поступков. Рассказчик показывает его как человека, не обладающего мужеством. Ведь киевский князь испугался доставленного в город Соловья-Разбойника. Однако есть и другие былины. В них Владимир несправедлив и плохо поступает с Ильей Муромцем.

Микула Селянинович

Этот герой встречается в нескольких былинах. Они повествуют еще о Вольге и о Святогоре.

Микула Селянинович - эпический герой, богатырь и чудесный пахарь. Его образ является олицетворением всего русского крестьянства, несущего «тягу земную».

Согласно повествованию, биться с этим богатырем нельзя. Ведь весь его род любим «матушкой сырой землей» - одним из самых загадочных и монументальных образов, существующим в русском эпосе.

Исходя из старинных понятий, Микула Селянинович является оратаем. Его отчество означает "землепашец".

Микула Селянинович - эпический герой, образу которого постоянно сопутствует ореол славы и сакрализация. Народ воспринимал его как крестьянского покровителя, бога Руси, святого Николу. Сакрализация присутствует даже в образе сохи, плуга, а также в самом акте пахоты.

Согласно былинам, главное в жизни Микулы Селяниновича - труд. Его образ олицетворяет крестьянскую силу, ибо только этот богатырь способен поднять «сумочки переметные» с «тягой к земле».

Вольга и Микула Селянинович

Эту былину народ создавал в течение нескольких веков. При этом неизвестно, является ли Микула Селянинович реальным человеком, жившим в те далекие времена или нет. А вот Олег Святославович - это князь, двоюродный брат Владимира Мономаха и внук Ярослава Мудрого.

О чем же повествует эта легенда? В ней рассказывается о встрече двух богатырей - князя и крестьянина. До этого каждый из них занимался своими делами. Князь воевал, а пахарь Интересно, что в этой былине оратай одет в праздничные одежды. Таковы правила этих произведений. Богатырь должен быть всегда красивым. Образ Вольги (Олега Святославовича) противопоставлен будничной работе крестьянина. При этом труд пахаря почитается в былине больше воинского.

И это не случайно, ведь в те времена любой пахарь мог стать неплохим воином. Однако не все воины способны были справиться с тяжелым крестьянским трудом. Это и подтверждается эпизодом, когда дружина князя не смогла даже вытянуть сошку из земли. Микула Селянинович же выдернул ее одной рукой, да еще и отряхнул от налипших комков. Вольга уступил пахарю первенство в труде и похвалил его. В его словах чувствуется гордость за крепкого богатыря, который справляется с делом, непосильным для всей дружины.

Отношение народа к богатырю

Доказать, что Микула эпический герой, несложно. Ведь его образ, олицетворяющий собой крестьянскую силу, проникнут большим уважением. Это чувствуется и в связи с использованием ласковых слов, когда героя называют оратай-оратаюшко.

Приветствуется народом и скромность богатыря. Ведь он говорит о своих делах без всякого хвастовства.

Святогор

Этот богатырь также является древнейшим русского эпоса. В его образе находит свое олицетворение абсолютная вселенская сила. Святогор - самый сильный на свете человек. Он настолько тяжел и огромен, что выдержать его не может даже сама «мать сыра земля». Именно поэтому богатырю приходится ездить на коне только по горам.

В одной из былин, где встретились два героя, образ Микулы становится несколько иным, приобретая космическое звучание. Однажды случилось так, что Святогор, ехавший на коне, увидел пешего молодца. Он попытался догнать Микулу, но сделать это так и не смог.

В другой былине богатырь-крестьянин просит Святогора поднять сумку, которая упала на землю. Однако он не справился с этой задачей. Микула же поднял сумку лишь одной рукой. При этом он рассказал о том, что в ней находится «тягость земная», осилить которую может только мирный и трудолюбивый пахарь.

В XV-XVII вв. устное поэтическое творчество народов Урала было живым и ярким явлением. У финно-угорских народов активно бытовали космогонические мифы, объяснявшие возникновение мира, различных божеств, человека, животных, а также этногонические мифы, в которых рассказывалось о происхождении той или иной этнической группы; кроме того, бытовали мифологические сказания о низших божествах и эпические песни, предания о культурных героях - творцах орудий труда, искусных мастерах. Мифы манси, коми-зырян и коми-пермяков рисовали примерно такую картину мироздания. Бог-демиург (коми Ен, манси Нуми-Торум) приказывает птице достать со дна океана ил и творит из него землю, все полезное для человека. Мир разделен на три сферы: верхняя - небо, средняя - земля, омываемая Мировым океаном, нижняя - загробный мир, где царят вечный мрак и холод. Небо - обитель бога-демиурга и других богов; земля - обитель богини Колташ-Эква и хозяев природы, покровителей охоты; в нижнем мире находится бог подземного царства (манси Куль-отыр, коми Омоль или Куль), а также обитают мертвецы. В некоторых космогонических мифах манси троичный принцип членения мироздания организует в свою очередь верхний и нижний миры: каждую из трех сфер верхнего мира занимают соответственно Нуми-Торум, его сын Коре-Торум, внук Косяр-Торум; подземный мир также трехъярусный, причем последний ярус - «мир вышиной в собачий хвост». В мансийских мифологических повествованиях творцом человека выступает бог-демиург Нуми-Торум или богиня земли Колташ-Эква: человек был создан ими из тальника или сердцевины лиственницы. Но первожителями земли иногда называются смелые и дерзкие богатыри - отыры, которых будто бы за их дерзость Нуми-Торум уничтожил. Он же послал своего младшего сына Мирсуснэ-хума на землю распоряжаться людьми. Христианизация коми в XIV-XV вв. в значительной степени деформировала их мифические представления, но полностью искоренить их, конечно, не смогла. У коми весьма колоритными были этногонические мифы, в которых создавался образ древней изобильной прародины - страны, где жил счастливый народ, управляемый двумя братьями Остьясом и Ошъясом. Поскольку братья не захотели приносить человеческие жертвы верховному божеству, они вместе с народом были изгнаны в дремучие леса, в которых сейчас живут коми-зыряне и коми-пермяки. других вариантах утверждается, что коми произошли от лягушки, утки, гагары и т. п., что предками народа коми была чудь, ушедшая в очень давние времена в землю. Русские летописи и памятник конца XIV в. Житие Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым, свидетельствуют, что в то время у коми сохранялось многобожие: были боги и божества воздуха, воды, охоты, леса, которые требовали к себе внимания и почтения, поэтому в мифологических сказаниях рассказывалось о необходимости поклонения огню, воде, деревьям, солнцу, идолам. Перекликались с этногоническими мифами предания о Кудым-Оше, в которых сохранились многие характерные черты поздней стадии первобытнообщинного строя, такие, как экзогамный брак, столкновение между родами, борьба родо-племенного вождя с внешними врагами, внедрение земледелия; рядом могут быть поставлены и предания о Пере-богатыре, в которых также встречаются фантастические мотивы, но время действия Пере отнесено к эпохе Ивана Грозного. Если у коми и манси основное место занимали мифологические сказания, то у башкир, как и у других тюркоязычных народов, наиболее древним эпическим жанром была богатырская сказка. Герой богатырской сказки - отважный силач. Традиционен мотив его чудесного рождения: он рождается от женщины и медведя или женщины и волка, причем мотив кровного или молочного родства сказывается в облике героя и влияет на его поступки. Герой растет «по часам»: через день после рождения он бегает по деревне и нечаянно калечит людей. В основной части сказки рассказывалось о подвигах богатыря: он сражается с чудовищами, которые разоряют селения, похищают девушек, притесняют людей (чудесные дэв, аждахо, играил, мэскэй), он сватается к царевне и проходит трудные испытания, он, наконец, побеждает в честном поединке батыров-пришельцев. Эти подвиги башкирского богатыря утверждают народные идеалы человеческого достоинства, могущества разума, свободолюбия, общественной справедливости. И как ни фантастична его борьба с чудовищными противниками, ее изображение имеет демократическую социальную направленность. «Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы,- отмечал Ф. Энгельс,- приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил». Батыр, герой башкирских богатырских сказок, всегда не только защитник родной земли, но и рассказчик, искусный музыкант, выносливый охотник, кроме того, он владеет колдовским ремеслом, он остроумен и чистосердечен. В ряде сказок действуют девы-воптелъницы. которые смело вступают в единоборство с врагами и одерживают победу. Есть также сказочные сюжеты о батырах-братьях, о трех поколениях батыров одной семьи. Следы этнологических сказаний сохранились в названиях башкирских родовых подразделений: «Айыулы» (Медвежий), «Балыксы» (Рождение от рыбы), «Ташбаш» (Ерш), «Табан» (Карась) и др.. Сказания «Кара Юрга» (Вороной иноходец), «Акхан Кола» (Хромой Саврасый) относятся к числу редких, так как в них главным персонажем является конь, когда-то почитавшийся как мифический покровитель домашних животных. Здесь нет героя-богатыря, как нет и признаков героического эпоса. К числу эпических героических сказаний может быть отнесен цикл об Урале-богатыре. Он сохранил массу древних сюжетов, начиная от мифических о сотворении мира, появлении человека, животных и кончая повествованиями о героическом сватовстве, подвигах богатырского коня. Многие мотивы, образы, сюжетные ситуации башкирского героического эпоса имеют историко-генетическую или типологическую общность с эпическими мотивами и образами других тюркоязычных народов. Чтобы доказать, что человек выше всех и сильнее всех на земле, Урал-батыр отправляется в богатырское путешествие и попадает в самые сложные обстоятельства. Например, в царство Катила, где люди «плачут кровавыми слезами», он пришел в тот день, когда падишах приносил в жертву духам огня и воды людей покоренных им родов. Победив чудесного быка и четырех богатырей падишаха, Урал освобождает тех. кто должен был умереть; затем он попадает в царство змея Кахкахи, побеждает своих врагов и освобождает из темниц батыров и девушек п т. п. Рассказывается также о подвигах сыновей Урала. Их именами названы уральские реки, русла которых они прорубали мечами, чтобы дать людям воду. Таким образом проводится мысль о бессмертии добра, сделанного для людей. Сам Урал не только спасает пленников или приговоренных к смерти, он ищет «живую» воду, затем окропляет ею мертвую почву - возрождает землю, делает ее вечной. Он и гибнет, чтобы избавить человеческий род от чудовищ и змей, которые мыслятся источниками всякого зла. Такова высокая миссия этого колоритного героя башкирского этноса. Об Урало-Сибирском крае и его аборигенах среди русских издавна существовало много фантастических преданий и легенд. Так, у новгородцев в XII в. бытовала легенда, согласно которой в Уральских горах, возвышающихся до неба, живут странные люди: «...в тех горах - громкий крик и говор... высечено оконце маленькое, и оттуда говорят, но нельзя понять языка их, но показывают на железо и махают рукой, прося железа...» Самые невероятные слухи, толки, «враки» об Урале и неведомой Сибири продолжали ходить среди русских в течение нескольких столетий. Даже древнерусское сказание «О человецех незнаемых в Восточной стране», датируемое XV в., сообщает об урало-сибирских аборигенах, будто некоторые из них покрыты сплошь шерстью, другие же с наступлением зимы замерзают, но весной оттаивают и продолжают жить. Так люди «в воображении и при помощи воображения» (К. Маркс) представляли себе неизвестный край, его природные богатства, жителей. И совершенно очевидно, что многие из подобных фантастических представлений об аборигенах русские принесли с собой на Урал в XV-XVI вв. Во время интенсивного заселения и освоения Урала русские обнаружили многочисленные следы исчезнувших племен: городища, курганы, могильники, кострища и жертвенники, куски железного и медного шлака, камни-писанцы. отдельных идолов и многое другое. И это тоже послужило толчком для развития народной прозы: возникают предания отчуди, о золотой старухе, о богатстве Урала и т. п.. Наиболее объемным был цикл о Ермаке и его сибирском походе. В более ранних преданиях он обыкновенный казачий атаман: от войска неприятеля он бежит, чего не сделал бы герой-богатырь; иногда он именовался Ермачком; сила приписывается не ему, а всей дружине. Он еще не возвышается над дружиной как исключительная личность, хотя и храбрый, смелый атаман. Таким он был в самых ранних преданиях конца XVI - начала XVII в. Оценка народом личности Ермака менялась по мере отдаления во времени сибирских событий. Чем дальше они уходили в историю, тем ощутимее для России становилась важность присоединения Сибири. II уже в первой половине XVII в. Ермак в народных преданиях превращается в идеального казачьего предводителя: все дела он решает «советом с дружиною»; он отвергает «девку роду ханска», как и положено вольному казаку; у него боеспособный отряд живущий по традиционным казачьим порядкам; сам Ермак дерзок и смел, и эти его качества как бы отражение свойств дружины, которой он руководит. В среде уральских работных людей и крестьян Ермак представлялся личностью, вышедшей из трудовых низов: у него в преданиях «бедная порода», с детских лет он в работе, познает трудности, но он с обостренным чувством достоинства. Он справедливый разбойник, вступающий в конфликт с царем. И он сделал то, что оказалось не под силу царским войскам - окончательно разбил татар, завершил многовековую борьбу русского народа. Он завоеватель Сибирского царства и по праву должен быть сибирским царем. Подобные предания выражали народную мечту о настоящем, «мужицком» царе. На Урале в XVII в. были скоморохи. До нас дошла «память» верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской слободы Григорию Барыкину, где речь идет об исполнении царского указа 1648 г., запрещавшего «всякое мятежное бесовское действо» и предписывавшего изгонять скоморохов. Правда, не следует считать, что Урал в то время был местом средоточия скоморохов - их было не больше, чем в любой другой местности. Как явление русское скоморошество остается в рамках XVII в., хотя на Урале следы скоморошества прослеживаются и в XVIII столетии. В XVII в. из практики скоморохов «уходит то, что когда-то связывало их с язычеством, что делало их незаменимыми на народных игрищах». Скоморохи становятся только музыкантами, вожаками «ученых» медведей, кукольниками. Видимо, бытовали в то время и афористические жанры, сказки, заговоры героический эпос, но достоверные сведения об этом относятся к XVIII в.

Библиографическое описание: Имматуллина С. Ф., Миниахметов А. А., Маснавиева З. Т. Взаимоотношение этноса и природы в башкирских народных сказаниях (на примере древнего башкирского эпоса «Урал-батыр») // Юный ученый. — 2018. — №1. — С. 6-12..03.2019).





В наше время человек достиг гениальных открытий в области космонавтики, техники, атомной энергетики. Ежедневные сложнейшие медицинские операции не являются необычным событием для врачей, а легкое управление компьютером уже не сенсация для обычного первоклассника.

У человека много возможностей, желаний изменить мир. Познавая законы природы, мы пытаемся сделать ее лучше. Многочисленные машины и разные приборы дают возможность познать мир, узнать правила и закономерности, влиять на процессы, происходящие в природе.

«Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной», - писал великий художник И. И. Левитан .

Природа - это то, что не создано человеком. Природа - это безграничный мир, наполненный таинственностью, волшебством и чудом.

Конечно, с древности мир существовал по тем же основным законам, что действуют и теперь, только законы эти еще предстояло открыть, и еще с тех времен человека интересовало, как устроена природа. И первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что люди до сих пор с удивлением и радостью обращаются к мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником искусства и литературы, показателем взаимоотношения этноса иприроды .

Конечно же, мы задались резонным вопросом, каким образом познавая законы природы, мы пытаемся изменить свое отношение к ней?

  1. Цель исследования. В связи с этим, целью данной работы является установление связи между нынешней природой башкирского края и башкирскими народными сказаниями, а также показать, что башкирские сказания имеют огромное воспитательное значение для молодежи и подрастающего поколения.

Проблема исследования. Каким образом понятие природы отображается в известном башкирском народном эпосе «Урал-батыр» , и как связаны этнос и природа в старинных башкирских сказаниях?

Объект и предмет исследования. Башкирский народный эпос «Урал-батыр» .

Задача исследования. Провести исследование башкирских сказаний для определения взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, влияния этнических традиций на отношение к природе и природопользованию.

Гипотеза исследования. Сделано предположение, что в образе Урал-батыра и других башкирских батыров проявились типизированные черты ментальности башкирского народа.

Методы исследования. Анализ текстов башкирских сказаний, систематизация, обобщение.

Научная и практическая значимость. Данная работа является исследованием, посвященным изучению истории взаимоотношений башкирского народа и природы, отражению природы в культуре башкирского народа, влиянию башкирских традиций на отношение к природе и природопользованию.

  1. Сказания как неиссякаемый источник познания мировоззрения этноса. В борьбе с природой современный человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют ему понять происходящие в мире явления, иногда даже влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии и экологической катастрофе? На сегодняшний день никакой!

Поэтому по отношению к себе у человека есть одно из великих средств познания - искусство и литература. Они не открывают абсолютных, непогрешимых истин, но именно они объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать. Наполняя наше сердце светом, красотой, они помогают находить решение в трудные минуты жизни, озаряют людей идеями, помогая разобраться в нас самих и окружающем нас мире.

В те далекие годы, когда люди еще не имели представление о причинах, вызывающих различные явления природы (бури, ураганы, грозы, наводнения), у разных народов начали складываться свои легенды . А также, через мифы и сказания народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

Мы подробнее остановимся на некоторых башкирских сказаниях, которые дадут представление о «камил кеше» , и постараемся показать не только ценность для мировой культуры, но и огромное историческое и экологическое значение эпоса «Урал-батыр» .

  1. Взаимосвязь человека и природы в башкирских сказаниях. Башкирский народ богат своими сказками, легендами и сказаниями, в которых читателю представлен широкий спектрвоззрений башкирского народа как древнего этноса, уходящего своими корнями в недра первобытнообщинного строя .

Дошедшие до нас из глубин веков, они воплощают в себе социально-нравственные, эстетические мировоззрения наших далеких предков, отражают природу в культуре башкирского народа.

Башкирский народный эпос «Урал-батыр» является наиболее ярким и монументальным памятником духовной культуры башкирского народа. Популярность и огромная ценность его в том, что в нём с высоким поэтическим мастерством отражены вечные темы взаимосвязи человека и природы.

Красочна палитра художественных средств самого произведения, богата и самобытна его образная система, отражающая особенности языческого сознания древнего человека. Он был частью природы, дитем природы, не знающим огня, живя лишь охотой на диких зверей. Например, это наглядно показано в следующем фрагменте эпоса «Урал-батыр» .

Старик по имени Янбирде

С Янбикою, старухой своей

Приспособили для себя

Льва-арслана, чтоб их возил,

Сокола, чтоб пернатых бил,

Пиявку, чтоб кровь сосала,

Щуку, чтоб рыбешек хватала .

Если же рассмотреть сказку «Хылубика и Яркей» , то мы убедимся, что она пронизана тонкими чувствами любви к природе, соединявшей людей и первозданную природу. Например, животные служили Яркею , были преданы ему, всегда были готовы прийти на помощь: «Выйдя в поле, он сжег волос из гривы своего боевого коня, и тот вместе с собакой и зверями не замедлил предстать перед хозяином».

  1. Отношение к животным в устном народном творчестве. Доброе отношение к животным и ко всему живому - еще одно из отличительных качеств менталитета башкир, что нашло отражение во многих произведениях устного народного творчества.

Ярким примером проявления доброты является Умыс в одноименной сказке. Мы можем наблюдать еще в самом начале произведения, когда он еще ребенком, отдает последние деньги ради того, чтобы купить маленького ослика:

"…Повстречался ему на дороге старик, который вел жеребенка-двухлетку. Очень понравился Умысу жеребенок. И он спросил:

- Продашь жеребенка, бабай?

- Продам, - ответил тот, - цена столько-то рублей.

Умыс обрадовался:

- И денег у меня как раз столько. На, получай …"

В другой сказке «Алпамша-батыр» , главный герой всем сердцем любил животных. В самом начале произведения повествуется о его главной находке, которой он был несказанно рад: «Однажды ранней весной нашёл Алпамша на берегу озера больного гусёнка и очень обрадовался своей находке. Выходил он гусёнка, выкормил его, и к концу лета маленький гусёнок превратился в большого гуся» .

Алпамша-батыр не один совершает подвиги, ему помогает его любимый и главный помощник - Акбузат (крылатый конь) , вместе с ним они противостоят злу, одерживают победу. На свист батыра Акбузат готов в любой момент прилететь к нему, поддержать и помочь ему, как ни была тяжела его просьба. Преданность и верность батыру отражается в строках: «Слез Алпамша с коня и, перед тем как с ним расстаться, уговорился, что, если конь ему понадобится, он свистнет, Акбузат услышит свист и прибежит на зов» .

Образ верного друга, Акбузата , занимает особое место и в эпосе «Урал-батыр» , с помощью которого главный герой совершает подвиги, воюя с драконами, дивами, змеями. Источником силы, мужества батыров была богатейшая, девственная, никем не тронутая природа родного края.

Если рассмотреть сюжет данных произведений, мы увидим много общего, много схожего в характерах, поступках и поведениях главных героев. И, самое главное, можно убедиться, что секрет их силы был дарован природой. Именно она обогащала внутренний мир, озаряла светом новых идей, заставляла идти на подвиги, бороться за справедливость.

Мысль о бессмертии подвига героев, борющихся против сил зла, прославление вечно живой и обновляющейся природы - такова гуманистическая сущность эпоса.

  1. Урал-батыр как яркий представитель башкирского этноса . Эпос «Урал-батыр» повествует о неразделимом единстве башкирского народа со своей Родиной, со своим родным краем, со своей Землей.

Главный герой эпоса - Урал-батыр , который является ярким представителем башкирского этноса, вобравший в себя лучшие черты своего народа, веру, обычаи, стремление к справедливости, их любовь к природе, к деревьям, ко всему, что окружает.

Отец, одумайся, посмотри

На палку, которую держишь в руках,

По ней глазами пробеги:

Молодо пела она в ветвях.

Нынче остругана вся она,

Вся побита, повреждена,

В дубинку голую превращена

В образе Урал-батыра нашли отражение нравственно-этнические и эстетические ценности, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир.

В эпосе наиболее ярко характеризуется национальный менталитет концепт «якшылык» - «добро» , который сочетается с такими чертами национального характера, как «батырлык, ирлек» - «мужественность» , что означает жертвование своей жизнью ради жизни на земле, совершение блага во имя народа, честность, гуманность, сыновняя почтительность, то есть все, что делает героя, по представлению башкир, целостной личностью - «камил кеше» . Это и патриотизм, и ответственность, и выносливость, и доброжелательность, и благородство.

Младшего сына Янбирде отличала доброта. Его любовь к окружающему миру проявляется во всем: к девушкам-птицам, к змее, то есть ко всему хорошему и плохому. Урал-батыр выделяется среди других богатыров тем, что его путь - это поиски абсолютного добра, сохранения всего живого на земле.

Коль сильнее на тех, кто слабей,

Не охотились бы никогда.

Коль рожденные от матерей,

Не умирая, жили всегда;

Коль стебли трав и древесная крона

Не подчинялись такому закону,

Реки вовсе течь перестали,

Берега вконец обветшали;

Если б журчать ручьи перестали

Что за польза была бы тогда?

Он очень любил свою землю и все живое вокруг. Хотел сделать ее еще прекрасней, это мы понимаем с самого начала текста, потому что начинается эпос со спора: нельзя ли уничтожить Смерть ? Нельзя ли убрать из вечного круговорота в природе одну закономерность? Урал предлагает зверям перестать охотиться друг на друга, что привело бы к концу Смерти . Но Уралу дает обстоятельный ответ Ворон . Он против предложения Урала , связывая борьбу со Смертью с изменением круговорота жизни. Ворон объясняет, что в прекращении истребления более слабого, выгоды никакой нет. Звери и птицы молча соглашаются с ним. Это означает, что никто не вправе изменить Законы Природы .

  1. Вода как источник жизни, энергии и силы батыров. Вода как источник жизни и энергии играет важную роль в природе. Сказки башкирского народа содержат множество описаний явлений природы, а также такое свойство воды как убивать, так и оживлять.

Например, в описывается следующее: «Затем она мертвой водой из первого пузырька обрызгала изрезанное тело Умыса. Изрезанные части тела соединились вместе, и тело приняло первоначальный вид. Живую воду из другого пузырька она вылила Умысу в рот. Тогда Умыс ожил, поднялся» .

Вот еще пример из : «Вышел на улицу и выстрелил в разные стороны. Как и предсказывал старик во сне, одна из стрел угодила в колодец. Умылся Яркей водой из того колодца, и тут же вернулись на место его глаза, и стал он видеть лучше прежнего» .

И Урал-батыр отправился за живой водой, которая дает бессмертие человеку и природе, а смерть уничтожит.

Смерть - такая злодейка! Она

Глазу людскому не видна.

Есть тут способ только один:

Существует живой родник.

Выпьет кто из него - и вмиг

Обессмертит себя, говорят.

Смерть отступится говорят.

Урал-батыр - победитель Смерти , он становится культурным героем, приносящим людям понимание добра и красоты. Главный подвиг Урала состоит в том, что он преодолел бесчисленные препятствия, открыв тайну бессмертия жизни на земле, спасает все живое от Смерти .

Не желайте вечными быть,

Из родника Живого испить!

То, что на земле остается,

Чем все лучшее создается,

Сада краса и благоухание –

Это добро и благодеяние.

На пути к Живому роднику , Урал встречает древнего старика, от которого узнает, что законом вечности является добро. Старец, испивший живой воды и страдающий бессмертием, связывает понятие «бессмертие людей» только с их добрыми делами. По его мнению, если человек оставит после себя благородные поступки, он будет бессмертен, вечно будет жить в сердцах людей.

  1. Завет Урал-батыра потомкам о сохранении природы. Урал-батыр достигает своей цели - находит Живой родник , но, не воспользовавшись им, которую сам отвоевал у драконов для людей, он окропил все вокруг, чтобы природа стала бессмертной, и она, увядающая, стала еще зеленее и прекраснее. Это значит, что бессмертие человеку не нужно, только он не должен нарушать законов природы.

И вот перед ним родник Живой –

Рот он наполнил его водой,

На горы, что воздвиг к небесам,

Прыснул тою водой, говорят:

«Пусть зеленеют голые чащи,

Пусть цвет бессмертия обретут,

Пусть птицы щебечут звонче и слаще,

Пусть люди веселые песни поют!

Пусть эту землю любит народ,

Пусть садом прекрасным она цветет!"

Еще один подвиг совершил герой для людей - он очистил Шульгеново озеро от нечисти. Выпив воду из озера, где кишмя кишели драконы и змеи, Урал умер.

«Выпью озеро сполна,

Иссушу до самого дна,

От дивов, оставшихся в живых,

Кто людям покоя не дает,

От Шульгена и гадов других

Навсегда избавлю народ!"

После этого Урал обращается к своему народу:

«Не пейте воду из тех озер –

Ждут болезни вас там и мор,

Злодеям поблажек не давайте,

Возле озера не застревайте».

Считаем, что слова Урал-батыра , обращенные тогда к народу, актуальны и сегодня. Он призывал очистить реки и озера от всякой грязи, иначе они представляют опасность для жизни и здоровья.

Урал-батыр является олицетворением духовности, нравственности, желания жить и умереть ради других. Последними словами - заветом людям были такие слова батыра:

«Дети, словам моим внемлите:

На земле, очищенным мною,

Людям добудьте счастье земное …

Пусть матерью будет доброта

Высокая честность и чистота;

Не подпускайте скверну к порогу,

А доброте - откройте дорогу!"

Герой эпоса Урал-батыр с самого начала вступал в борьбу за вечную жизнь всех людей, жертвовал собой ради освобождения от злых сил всего человечества.

Несмотря на то, что эпос пронизан идеей общечеловеческой судьбы, он возник в конкретном месте, в конкретной этнической среде, поэтому неразрывно связан с историей, культурой, мировоззрением башкирского народа.

Идель , сын Урал-батыра продолжил дело отца, добыл чистую воду для своего народа. Вот что говорится об этом в эпосе.

«Могу ль без воды оставить народ?

Если имя ношу - батыр,

Если не выбью источники вод –

Кто мужчиной меня назовет?" –

Так промолвил Идель … И вот

Гору своим мечом сечет;

Воды, белые, как серебро,

Заструились, звеня с горы

Прозрачные понесли дары.

Мы, потомки Урал-батыра , тоже должны следовать его заветам: очистить наши реки и водоемы от загрязнений, сберечь первозданную чистоту нашей башкирской природы, оставить Землю такой же прекрасной и зеленой для новых поколений!

Мы должны воспитать в себе чувство ответственности за всё, что происходит вокруг, стать таким же, как наш герой. Он является для нас примером отношения к природе, жизни, людям, будущему своего народа.

Природа рождает живое и прекрасное на свет, преподнося яркий урок всем нам. А главным компонентом силы природы является вода - чудо, волшебство, способное сотворить невероятные вещи!

  1. Этиологические анимистические мотивы в эпосе «Урал-батыр» . И по сей день, многое, что описано в эпосе, существует на территории современной Республики Башкортостан . Одно из ведущих мест в «Урал-батыре» занимает этиологические анимистические мотивы, которые существовали в сознании древних башкир.

Как описано в эпосе, Уральские горы - это дорога Урал-батыра , которую он прошел на своем крылатом коне Акбузате , воюя с дивами, а самый высокий пик Уральских гор - это могила батыра. Народная фантазия утверждает, что останки любимого батыра превратились в самоцветы и драгоценный металл, а кровь его - это нефть, черное золото Республики Башкортостан .

От быка, которого победил на поединке Урал-батыр , произошли парнокопытные животные, Акбузат же пригнал свой табун и подружил коней с человеком. А живописные реки башкирского народа возникли благодаря сыновьям Урал-батыра и названы в его честь: Яик , Идель , Нугуш и сына Шульгена - Сакмар .

Гора Ямантау на юге Республики Башкортостан возникла из мертвого тела Азраки (злой див) , поверженного Уралом , и означает Плохая гора или Злая гора . Среди местного населения она всегда пользовалась дурной славой и наводила страх. До сих пор считается, что если человек поднимется на ее вершину, может накликать на себя беду.

Известная Капова пещера до сих пор хранит имя старшего брата Урала - Шульгена . Рисунки на стенах пещеры рассказывают о жизни древнейших людей на территории современного Башкортостана .

  1. Экологические проблемы мест, наполненных легендами. Капова пещера или Шульган-Таш , названный именем родного брата Урал-батыра , очень известна исторической ценностью, с ней связано множество преданий и легенд. В свое время эта пещера была настоящим мифологическим центром, считалось, что здесь обитает дух Урал-батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате . Тому, кто его увидит - будет сопутствовать удача.

Как и любая пещера, Шульган-Таш имеет свою макро- и микро- природу, свои особенности. Раньше пещера была известна натечными образованиями , такими как сталактиты, сталагмиты, флаги, кальцитовые цвета, ванночки, пещерный жемчуг и другие пещерные образования.

Несмотря на предъявленные ограничения, урегулировать поток туристов в пещеру не удается, так же, как и заставить уважать памятники культуры и не сорить в пещере. Работникам заповедника приходится регулярно проводить в пещере «профилактические дни» , выгребая из древнего святилища то, что оставили после себя «благодарные» туристы. Нас беспокоит, что, не задумываясь о том, что пещера является домом для редчайших животных, посетители портят атмосферу их дома. Они не ценят подарок природы, разбрасывают мусор, что губительно влияет на внутреннюю среду пещеры.

Мало кто задумывается над тем, что если кинуть веточку, тряпочку, бумажку и прочий мусор, то в пещере появится органика, а значит и микробы, и пещера перестанет быть такой, какой её создала природа.

Шульган-Таш по-прежнему остается центром внимания туристов со всего мира, что самым негативным образом сказывается на состоянии наскальных рисунков. Ученые считают, что для сохранения рисунков необходимо поддержание постоянного микроклимата пещеры, который несовместим с посещениями пещеры людьми.

В идеально чистой пещере в воздухе нет ни единого микроба, а сама обстановка пещеры, полумрак, древние каменные своды и неумолкающий мелодичный плеск капели, снимает все стрессы с перегруженной нервной системы усталого жителя техногенного мира, точно так же и здесь люди ищут спасения от аллергии и других болезней. С недавнего времени, рисунки начали тускнеть, учёные опасаются, что они могут исчезнуть совсем и навсегда.

Полагаем, что и наша пещера подверглась пагубному влиянию людей, не ценящих красоты и редкости природы, которые образовывались в течение многих миллионов лет.

Под негативное влияние человека попали и реки, которые Урал-батыр завещал сохранять и оберегать: Сакмар , Нугуш , и особенно Идель , именно на ее берегах построено большое количество предприятий.

А ведь Идель - это жемчужина Республики Башкортостан . Нет больше нигде такого места, где можно было бы проникнуться величием прекрасных гор Южного Урала , ощутить дух времени и почувствовать на себе власть прекрасных легенд и сказаний.

  1. Выводы и заключение. Таким образом, мы считаем, что в эпосе «Урал-батыр» нашли отражение культура, история и мировоззрение башкирского народа. Мы рекомендуем изучение эпоса включить в программу общеобразовательных школ нашей страны. Сказание является живым родником для нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения.

Мы полагаем, что в любой школе мира дети должны узнать об Уральских горах не только вскользь на уроках географии, но и на уроках литературы, культуры и истории, изучая эпос башкирского народа «Урал-батыр» , чтобы имя древнего героя стало известным миллионам жителей нашей планеты.

Эти могучие вершины гор - вечный памятник подвигам Урал-батыра , навсегда подарившим башкирской земле и всем людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Мы уверены, что, изучив башкирские сказания, узнав отношения этноса к окружающей среде, можно воспитать в себе ответственность за состояние природы в целом.

В связи с тем, что нами представлены лишь фрагменты огромной исследовательской работы, уверены, многие школьники всерьез заинтересуются историей башкирского народа, народным творчеством и экологическими проблемами своего родного края.

На сегодняшний день нравственность детей резко снижается, в сказаниях же всегда поднимаются вопросы нравственности, ответственности человека за состояние окружающей среды. Поэтому, читая народные сказания, каждый человек способен переосмыслить свое отношение к природе.

Мы настоятельно рекомендуем современным школьникам изучать не только историю, но и народное творчество своего коренного народа, участвовать в конкурсах, в которых требуется знание культуры и традиций своих древних предков, не останавливаться на достигнутых целях, всегда стараться идти дальше и получать новые знания.

Литература:

1. Левитан Исаак Ильич. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Левитан,_Исаак_Ильич (дата обращения 01.01.2018).

2. Зуева Т. В. Легенда. // Лас-Тунас - Ломонос. - М.: Издательство «Большая российская энциклопедия», 2011. - С.138.

3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 655 с.

4. Сказание. Словарь литературоведческих терминов. // Словари и энциклопедии на Академике. // URL: https://literary_criticism.academic.ru/351/сказание (дата обращения 02.01.2018).

5. Шафиков Г. Урал-батыр. Башкирский народный эпос. Перевод с башкирского языка. - Уфа: Издательство «Башкирское книжное издательство», 1981. - 149 с.

6. Первобытнообщинный строй. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Первобытно-общинный_строй (дата обращения 02.01.2018).

7. Хылубика и Яркей. Мир природы - энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=522 (дата обращения 02.01.2018).

8. Умыс. Мир природы - энциклопедия для детей. // URL: http://www.worldofnature.ru/literatura?view=book&id=524 (дата обращения 02.01.2018).

9. Алпамша и смелая Сандугач. Ларец сказок. Татарские сказки. // URL: https://tatarskie-skazki.larec-skazok.ru/alpamsha-i-smelaya-sandugach (дата обращения 02.01.2018).

10. Уральские горы. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральские_горы (дата обращения 03.01.2018).

11. Урал (река). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Урал_(река) (дата обращения 03.01.2018).

12. Белая (приток Камы). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_(приток_Камы) (дата обращения 03.01.2018).

13. Нугуш (приток Белой). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нугуш_(приток_Белой) (дата обращения 03.01.2018).

14. Сакмара. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сакмара (дата обращения 03.01.2018).

15. Ямантау. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ямантау (дата обращения 03.01.2018).

16. Капова пещера. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Капова_пещера (дата обращения 03.01.2018).

17. Натёчные образования. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Натёчные_образования (дата обращения 04.01.2018).