Богомолы - хищные насекомые, получившие столь интересное название за особенную «молитвенную» позу, которую принимают в процессе выслеживания добычи. Достаточно давно их причисляли к тараканам по причине схожести признаков, но со временем выделили в отдельный отряд Богомоловых.

Внешние характеристики богомолов

На планете насчитывается более 2 тысяч видов богомолов, и все они кардинально различаются между собой по окраске и образу жизни. Как определить вид богомола? По внешним признакам представители отряда Богомоловых имеют немало сходных характеристик: маленькая треугольная голова, очень подвижная, с хорошо развитыми глазами, узкое туловище, суставные конечности.

Имеющиеся передние крылья, оснащенные замысловатым рисунком, насекомые часто используют для защиты; в случае приближающейся опасности широко их распахивают, чем отпугивают врага. Прозрачные задние крылья требуются для осуществления полетов. Иногда встречаются совершенно бескрылые или короткокрылые экземпляры. Как определить, к какому виду относятся богомолы?

Специфичность насекомого

Наиболее специфической чертой такого уникального насекомого является его окраска, которая совпадает с окраской отдельных элементов среды его обитания: камнями, травой, цветами, листьями деревьев. Наиболее часто встречаются богомолы желтой и бурой и зеленой окраски, на которую приходится 80% их общего количества. Неподвижного богомола в природной среде увидеть практически нереально. Выдать свое присутствие насекомое может лишь движением.

Передвигается богомол неспешно, но в случае опасности способен очень быстро переместиться на безопасное расстояние и снова замереть на месте. Потому что любимой позой такого уникального насекомого является выжидательная. Как и пауки, богомолы являются засадниками, готовыми сутками напролет терпеливо выжидать неосторожную комашку.

Богомолы ведут одиночный образ жизни. Активность проявляют в большей степени днем, так как потенциальную жертву отслеживают зрительно. Именно по причине длительного выжидания подавляющее число насекомых имеет а некоторые экземпляры - особую форму тела. К примеру, виды богомолов, обитающие в траве, выкрашены в зеленый цвет и напоминают травинку, буро-пестрые насекомые похожи на сухие веточки. У богомола Choerododis stalii нательные крошечные пятнышки имитируют повреждения листовой пластины растения. Тропические виды богомолов, ждущие свою жертву в цветах, имеют изогнутую форму брюшка и плоские лопасти на лапах, напоминающие цветочные лепестки.

Особенно поражает приспосабливаемостью под природные цвета который в молодом возрасте имеет белый окрас, по мере взросления становится розовым, совершенно неотличимым от цветка.

Богомол: самые распространенные виды

Самыми распространенными являются

В России виды таких насекомых встречаются по большей части в степных районах, а также на юге Сибири, Северном Кавказе, Дальнем Востоке, в Южной Африке, Средней Азии и Казахстане. Там же обитает древесный богомол из рода Hierodula и пятнистокрылого богомола (Iris polystictica).

В южных районах Европы, Средней Азии и на Кавказе адаптировался богомол Эмпуза, характеризующийся крупными размерами (около 6,5 см в длину), заостренной треугольной головой и торчащим длинным выростом спереди.

Предпочитающий открытые кустарниковые пространства, наиболее активизируется в темное время суток. Личинки появляются в летний период и сразу же переходят на питание бабочками и кобылками. В южных регионах России часто встречается богомол из рода Bolivaria.

К слову, боливарии, пятнистокрылые богомолы и эмпузы в некоторых местах становятся редкими представителями мира животных по причине уничтожения густого разнотравья при распашке степных земель.

Пустынные виды богомолов, названия которых труднозапоминаемы для обычного обывателя, характеризуются небольшими размерами и схожестью с муравьями в процессе движения. Яркими представителями являются риветины (Rivetina и Armena).

Среда обитания

Богомол может обитать как на верхних ярусах деревьев и кустарников, так и у самой поверхности земли, в траве. Благодаря хорошо развитым крыльям насекомое умеет летать, причем, в полете устремляются только самцы. При наличии достаточного объема пищи богомол может прожить на дереве до конца своих дней.

Являясь теплолюбивыми по природе, наиболее комфортно богомолы себя чувствуют в тропической и субтропической зоне. Именно там, в и влажных лесах, встречается наибольшее количество разновидностей такого насекомого. В условиях холодного климата хищники стремятся обживать наиболее прогреваемые регионы: суходольные луга и степи.

Особенности питания

Практически все виды богомолов питаются насекомыми, представители тропиков предпочитают ящериц и лягушек. За день богомол способен съесть 7 небольших тараканов, тратя на пережевывание каждого около получаса. В процессе еды последователен: сначала прожевывает мягкие части, а затем переходит к более твердым. Нормой жизни для них является каннибализм, проявляющийся иногда в самый неподходящий момент.

Замечено, что после спаривания часто поедает своего избранника. Чтобы не оказаться в желудке своей дамы, партнер перед актом соития исполняет ритуальный танец, настраивая самку на миролюбивое настроение.

Спаривание тропических богомолов производится круглогодично, виды богомолов умеренного пояса соединяются в едином порыве в осенний период. Самка за несколько раз способна отложить до четырех сотен яиц. Местом кладки выбирает любые подходящие поверхности: стебельки травы, веточки деревьев, песок. Каждую кладку самка окунает в пенистую массу, при застывании формирующую капсулу серого, коричневого или песочного цвета. Созревание яиц длится от 3 недель до полугода. У видов умеренного климата яйца переживают зимовку. Нимфы богомолов отличаются от взрослых насекомых только отсутствием крыльев; форма тела точно такая же, равно как и прожорливость. Взрослеющие особи очень быстро развиваются и в процессе взросления могут пережить около полусотни линек.

Устрашить противника

Богомолы - миролюбивые насекомые, но перед приближающейся опасностью становятся в недружелюбную «охотничью» позу. Для большего устрашения могут издавать звуки: шуршать крыльями, щелкать ногами. Если это не возымело на противника никакого действия, улетают либо бросаются на врага и кусают его. Причем в атаке на противника в попытке его уколоть вперед выдвигает хватательные ноги. Врагами богомолов считаются хамелеоны, змеи, птицы. Сегодня богомолы становятся все более популярными и востребованными животными в домашних инсектариях.

Живая природа Крыма весьма богата, в ней есть необычные по типу и привычкам разновидности. К сожалению, многие далекие от биологии люди путаются в «народных» и неточно переданных названиях, смешивают в воображении несколько подвидов в один и приписывают мирным обитателям ужасающие свойства. Крымский богомол – жертва подобной несправедливости. Чем же он опасен для человека? Кусается или нет? Чем питается? Ответы на эти вопросы – ниже!

Виды крымских богомолов

Дело в том, что в Крыму обитает не один, а минимум пять видов богомолов (многие специалисты полагают, что 7). Среди них есть и удостоенный названия «крымский» (Ameles taurica). Но это далеко не наиболее распространенный и наименьший в отряде на полуострове. Туристы же и непосвященные местные жители обычно замечают другую разновидность, обыкновенного (Mantis religiosa), полагая его «крымским».

Крымский богомол – наименьший в отряде на просторах (менее 3 см), водится также в Краснодарском крае, на юге Украины. Он сероватого или коричневатого цвета. Самцы имеют развитые прозрачные крылья и хорошо летают. У противоположного пола более полное брюшко, крылья сильно укорочены, летать они не могут. У этого вида мужские особи огромней самок, что нетипично для богомолов.

Обычный богомол гораздо больше (самочки бывают крупнее 7 см), хорошо летает, цвета попадается серовато-коричневого или зеленого. Он традиционен во всей Европе, исключая полярные и приполярные регионы, крупнейший в отряде в этой части света.

Как видим, описание не позволяет перепутать два типа, но несведущие в биологии люди полагают, что разные размеры – показатель различного возраста насекомых. Маленькие личинки богомолов действительно относительно похожи на взрослых, но дело все же не в этом.

Кроме названных, в Крыму живут и другие богомолы, включая такой экзотический по облику, как эмпуза полосатая. Туристы, которым посчастливилось ее встретить, обязательно делают фото – попугать знакомых. Некоторые занесены в Красную книгу. Но все они, кроме «обыкновенного», встречаются относительно редко.

Ареол обитания и чем питается

Встретить богомола можно в любой части Крыма. Не живет он только на камнях и – ему нужна богатая растительность. Но в степи встречается.

Богомол – активнейший хищник. Питается он любыми насекомыми, червями, даже маленькими ящерицами и лягушатами, не стесняясь нападать на существа больше себя по габаритам. Однозначно установить, вредны или полезны богомолы для человека не получится – у них нет пищевой специализации, они с одинаковым аппетитом скушают полезнейших шмеля или божью коровку и вреднейшую бабочку-пяденицу.

Но богомолы – не сторонники скоростных погонь за добычей. Они хладнокровные, порой часами сидят в засаде, поджидая, пока потенциальный обед приблизится на дистанцию броска шипастых передних ног. Впрочем, хоть и выглядят умильно сложенными для молитвы, обладают огромной силой и надежно удерживают добычу. Мимикрирующая (маскирующая) окраска и форма тела позволяет им надежно прятаться среди травы и веточек.

Какую опасность несут богомолы человеку?

Чем опасен для человека крымский богомол? Если речь идет именно об Ameles taurica, то он вовсе не представляет угрозы. Как все хищники, кусается, но не может заметно повредить плотный и толстый человеческий покров. Насекомые эти не ядовиты.

Но более габаритный обыкновенный богомол иногда причиняет людям неприятность. Реальной опасности в этом нет, но кусается он довольно больно. Но что еще хуже – он легко хватает за палец сильными передними ногами, а длинные колючие шипы на них с высокой вероятностью пробьют кожу. В результате ножки «заякорятся» на «добыче», а разжать их вовсе не просто – это неприятно, да и выглядит, как правило, пугающе.

Меры предосторожности

Но этой страсти не случится, если не пытаться ловить богомола. Человек должен обладать определенной выдержкой, хорошей координацией и некоторыми знаниями, чтобы суметь поймать крупную особь без последствий.

Неловкие же охотники потом долго отдирают от себя храбро обороняющегося «противника» и жалуются на боль в искусанных и исколотых пальцах. Сам же он, даже оказавшись на месте привала туристов, нападать на людей не станет.

Особенно внимательно следует отнестись к «антибогомольной» профилактике среди . Их надо убедить, что живых существ в природе нельзя как попало хватать. У ребенка кожа нежнее, чем у взрослых – богомол может причинить им сильную боль и напугать.

Никаких особенных медицинских мер при укусе принимать не нужно. Если кожа повреждена, достаточно смазать ее любым обеззараживающим средством. Боль пройдет через пару минут. Аллергии на укус богомола не возникает – он не вводит в ранку никаких веществ.

Крымский богомол, как и другие представители этого семейства, – украшение природы, проявление ее и разнообразия. Не стоит тревожить его просто потому, что он существуют и забавно выглядит. Тогда не нужно будет беспокоиться и о проколах на пальцах. Интересный факт – богомолов успешно содержат как домашних животных. В заключение – как всегда, познавательное видео, приятного просмотра!

Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.

Аннотация

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

Я уже 3 года рисую на изостудии разными красками: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают. Но давным–давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники брали краски? В настоящее время краски делают из химических элементов. Можно ли изготовить экологически чистые краски?

Цель исследования:

Узнать из каких веществ состоят краски, определить преимущества и недостатки “самодельных” красок.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой и периодической печатью по теме исследования;
2. Изучить из каких веществ состоят краски.
3. Провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
4. Сравнить краски сделанные в домашних условиях и купленных в магазине.
5. Нарисовать рисунок из полученных красок.

Гипотеза: я предполагаю, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Состав красок

Краска–материал, служащий для придания цвета.
Краски состоят из пигмента и связующего вещества.
Пигмент – это сухой краситель.

Мир вокруг нас разноцветен.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов.

Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солу. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.
Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром.
Одна из древних живописных техник – темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют “яичные краски”. Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот–пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества.
Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.
В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.
Итак, я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества.

Процесс приготовления красок.

Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд . Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Описание экспериментов

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества. В моем распоряжении оказались глина, мел и уголь. Я составил план трех экспериментов.

План эксперимента 1
1. Очистить уголь от посторонних примесей.
2. Измельчить уголь в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать уголь с водой.

План эксперимента 2
1. Очистить глину от посторонних примесей.
2. Измельчить глину в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать глину с маслом.

План эксперимента 3
1. Очистить мел от посторонних примесей.
2. Измельчить мел в порошок.
3. Просеять порошок.
4. Смешать мел с яйцом.

Все эксперименты прошли успешно, и я получила черную, коричневую и белую краски. Коричневой краской я нарисовала рисунок.

После проведения этих экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, так я провела еще несколько экспериментов. Каждый вид сырья я смешивала с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски.

Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях.

Полученные краски отличались по консистенции и качествам:
Уголь с водой дал краску металлического оттенка, легко набирался на кисточку и оставлял на бумаге яркий след, быстро высыхал
Глина с маслом дала грязно–коричневую краску, плохо смешивалась с маслом, трудно набиралась на кисточку, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала
Мел с яйцом дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной

Результаты других экспериментов можно увидеть в таблице.
Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Кроме этого, я нарисовала красками собственного приготовления рисунок
Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода).

Выводы

* История красок началась вместе с появлением человека.
* Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества.
* Изначально в качестве пигмента использовали землю, глину, уголь, мел, малахит, лазурит.
* В качестве связующего вещества использовали яйца, масло, воду, воск.
* Сейчас краски изготавливают в лабораториях и на заводах из химических элементов.
* В ходе экспериментов мне удалось получить краски разных цветов и оттенков, нарисовать рисунок.

Руководитель: Тарасова Наталия Геннадьевна

МОУ “Начальная общеобразовательная школа №5”
Россия, г. Нефтеюганск

Точно сказать, когда человек впервые воспользовался краской, сейчас уже невозможно. Изначально выбор красок был совсем невелик, ведь нашим далеким предкам приходилось пользоваться лишь тем, что удавалось найти в окружающей природе. Уголь и мел, желтая и красная глина - вот, пожалуй, и вся цветовая палитра древних художников. Нам же в этом плане повезло значительно больше. Огромное количество красок всевозможных цветов и оттенков, сделанных на различной основе, можно найти на прилавках современных магазинов. Поговорим более подробно о том, какие вещества лежат в основе производства всех красок.

Из чего и как получают краски

Несмотря на их большое разнообразие, все краски изготавливаются по одному и тому же принципу. Основу их производства составляет смешивание в определенных пропорциях трех главных компонентов - пигмента, растворителя и связующего вещества.

Основу каждой готовой краски составляет пигмент. Это то вещество, от которого зависит цвет покрытия, получаемого после нанесения краски на окрашиваемую поверхность. Связующими веществами в красках обычно являются клеи растительного или животного происхождения, либо полимерные смолы. Они находятся в красках в эмульгированном или растворенном виде и при высыхании растворителя отвердевают и образуют твердую пленку, прочно удерживающую красящий пигмент.

Растворитель необходим для придания краске жидкой формы, так как в таком виде ее гораздо легче наносить на окрашиваемую поверхность. В качестве такого растворителя используют масло, спирт, ацетон, воду или сложные углеводороды. Каких только красок не делают в наше время: акварель и гуашь, масляные, акриловые, эмалевые краски, краски для волос и краски для ткани - перечислять их виды можно еще очень долго. Расскажем вкратце о том, как делают самые распространенные из них.

Акварельные краски

Акварельные краски производятся главным образом на основе минеральных пигментов с применением в качестве связующего вещества какого-либо растительного клея - декстрина, гуммиарабика, вишневого клея. Иногда их заменяют клеем животного происхождения - рыбьим клеем или желатином. В акварельные краски высшего качества добавляется натуральный мед.

В качестве консерванта всех этих органических веществ в акварельные краски добавляют фенол. Пигмент измельчают до состояния пудры, смешивают его с остальными компонентами, добавляют немного воды и из полученного « теста» формуют брикетики краски, которые после высыхания раскладывают по коробкам.

Масляные краски

Масляные краски получают путем смешивания молотых неорганических пигментов с синтетической или комбинированной олифой. Такие краски подходят для окрашивания металла и дерева. Масляные краски для художников замешивают на очищенном льняном масле, их наносят на загрунтованный холст.

Производство пигментов

Поговорим о том, как получают пигменты, на основе которых и производят все краски. Все пигменты в зависимости от их происхождения можно подразделить на две основные группы - минеральные и биологические, получаемые из живых организмов.

Минеральные пигменты

К минеральным пигментам в первую очередь относятся: титановые и цинковые белила, свинцовый и железный сурик, охра, сажа, умбра, ультрамарин и берлинская лазурь.

  • Титановые белила по своей химической формуле являются диоксидом титана, производятся они из ильменита - природного минерала, содержащего титан.
  • Сажу получают путем неполного сжигания обычного природного газа в специальных горелочных камерах.
  • Железный сурик, он же оксид железа, получают в результате прокаливания солей железа в кислороде.
  • Умбру производят из глины, окрашенной в коричневый цвет солями марганца и железа.
  • Охра - это природный красящий пигмент, в основном состоящий из смеси гидрата окиси железа и глины.

Биологические пигменты

К группе биологических красителей относятся кармин, шафран, индиго и ализарин.

  • Ализарин имеет очень яркий оранжево - красный цвет. Получают его из корней марены красильной.
  • Шафран - краситель оранжевого цвета, производимый из пыльцы цветов шафрана. Из-за его дороговизны шафран используют исключительно в пищевой промышленности, для окрашивания кондитерских изделий.
  • Индиго, пожалуй, самый известный краситель природного происхождения. Сейчас его научились синтезировать искусственным способом, ранее же индиго добывали из листьев индигоферы - растения, произрастающего в Индии. Краска, полученная из индигоферы, использовалась для окраски джинсовой ткани в насыщенный синий цвет.
  • Кармин - это экстракт, получаемый из порошка, приготовленного из высушенных самок кошенили - мелких насекомых, живущих на кактусах. Ранее кармин использовали для окраски шерстяных тканей в красный цвет, теперь его чаще всего применяют в пищевой промышленности.