Частный консультант и создатель проекта stressa.net Ольга Юрковская поделилась своим опытом работы со скандальным digital-специалистом Еленой Торшиной.

Известно, что люди с хорошей профессиональной репутацией в медийной среде не рискуют связываться с инфобизнесменами, финансовыми консультантами и прочими клиентами из мира «непроверенных предложений». Кажется, они только и живут ради спасения мира от шарлатанов, которыми полнится сеть за пределами их страниц в Facebook. Кто-кто, а они уж точно не подведут и с кем попало не свяжутся.

Однако потом выясняется, что честнейшее издание «Медуза» публикует нативную рекламу про финансовую пирамиду (впоследствии материал был удалён - прим.ред. ), а один из самых известных и шумных digital-специалистов российского рынка Елена Торшина «на свою голову взялась работать с инфобизнесменами». А если быть точнее - со мной.

Ольга Юрковская

Мы не заключали официальный договор, и это, конечно, было моей большой ошибкой. Я поддалась харизме и была под хорошим впечатлением от нашей предварительной беседы. А потом допустила вторую ошибку – согласилась на 100% предоплату. И с октября по январь 2017 года отправила Торшиной частями 1,1 млн рублей.

Ориентируясь на предполагаемое количество размещений, я была уверена, что суммы будет достаточно далеко наперёд. Однако через время Елена прислала письмо, в котором сообщила о том, что деньги «выработаны», и попросила прислать ещё. Недоумевая, откуда взялась задолженность, я попросила объяснить, за какие именно услуги счёт неожиданно превысил размер предоплаты.

Ничего критичного в ситуации я сначала не увидела: мало ли, перерасход, выпадение из бюджета – случается. Но мне всегда казалось, что просьба клиента разъяснить дополнительные расходы – это разумное и закономерное желание. Однако в ответ от Елены и от её партнёра Михаила Фадеева я получила серию крайне грубых писем. Выяснилось, что спорное требование доплатить 260 тысяч рублей касалось четырёх бесплатных пиар-публикаций (на «Лайфхакере», Womanhit и Ivona.bigmir.net).

По договорённости с Торшиной, над бесплатными размещениями моих статей должны были на полный день трудиться два человека. В разговоре по Skype Елена пообещала мне делать ежемесячно по 10-20 размещений в журналах уровня Kleo. Но за четыре месяца работы «Тресту» удалось опубликовать только четыре текста на совсем других сайтах – далёких от мира женских глянцевых журналов.

Позже оказалось, что нанятая Торшиной девушка-фрилансер просто разослала шаблонные спам-письма с предложением написать статьи в 52 редакции, но 46 редакторов даже не стали вступать с ней в переписку. На этом девушка посчитала свою работу выполненной.

Елена тем временем утверждала, что у неё два человека месяцами, не зная отдыха, переписывались с редакторами. Увидев отчёт сотрудницы с таблицей из 53 пунктов и комментариями вроде «Отправлено одно письмо в редакцию. Ответ не получен», Торшина снизила цену до 110 тысяч рублей. Напомню, за бесплатное размещение четырёх нерекламных статей без ссылок.

Убедившись в дилетантстве PR-специалистов, я решила прекратить сотрудничество. Но тогда же я получила несколько писем из «Торшинского треста» от уже упомянутого партнёра Елены – Михаила Фадеева. Угрожая полным прекращением работы со мной, он отказался пояснить, как именно они израсходовали мою предоплату и за что требуют «добавки» в полмиллиона.

С трудом переварив этот монолог, я перенаправила общение на мою помощницу. Она получила от Фадеева уже другой текст - с угрозами «из девяностых».

Подобная риторика со стороны представителей компании заставила меня обратиться к независимым экспертам, чтобы те могли проанализировать всю работу PR-специалистов. Появились факты, которые, мягко говоря, ставят под сомнение профессионализм Торшиной и нанятых ею фрилансеров. Вдобавок встал вопрос о ценообразовании на услуги нигде не зарегистрированного «Торшинского треста».

Вскоре Елена опубликовала текст о нашем сотрудничестве с апломбом обиженного профи (по ссылке первая, ещё не отредактированная версия этой заметки). В нём она смело оперировала несуществующими фактами моей личной жизни: обсудила мою внешность, написала о моих якобы брошенных трёх детях и о том, что я скрываюсь от мужа-уголовника. Реальные имена не были использованы (и правильно, ведь тогда пришлось бы ответить за клевету).

Избавившись от розовых очков, которые Торшина надевает на клиента с помощью своих эмоциональных и якобы искренних высказываний, я очень скоро убедилась, что внушительных публичных кейсов у пиарщицы попросту нет. Поэтому я решила ей с этим помочь. И привела несколько примеров того, что может произойти, если вы вдруг захотите стать её клиентом.

«Слив» бюджета на нецелевую аудиторию

Моя целевая аудитория - женщины 30-45 лет, о чём Елена знала, когда получила от меня заказ на размещение именно у женских блогеров. Однако она предпочла опубликовать мою рекламу на YouTube-канале kamikadzedead , где преобладает мужская аудитория. Искать в этом влоге женщин в возрасте от 30 до 45 лет - это как тушить пожар, черпая воду дырявыми носками.

Я была очень сильно удивлена медийным выбором «профи». Моя реклама - в мужском блоге, да ещё и в нелепом ролике про Путина.

И было бы смешно, если бы не одно обстоятельство: эту рекламу пиарщица продала мне за 95 тысяч рублей. При этом точных цен на размещение у блогеров Торшина мне не предоставила, и впоследствии я узнала, что подобная реклама на его канале стоит 20-35 тысяч рублей.

Могу предположить, что заказ рекламы у kamikadzedead для психолога-консультанта преследовал только одну цель – освоение бюджета. Ведь продать размещение у блогера с большим количеством подписчиков можно дороже, а соответственно «наварить» на нём можно больше.

Не отличается снайперским попаданием в целевую аудиторию и реклама на канале Hotpsychologies , где подписчики в основном - «сексуально обеспокоенные молодые мужчины» (по словам самой блогерши). Разумеется, ничего, кроме недовольных мужских комментариев на моём канале, после такого продвижения я не получила. Однако Торшина списала за эту рекламу с моей предоплаты 125 тысяч рублей.

И на десерт - публикация в Facebook у блогера Андрея Фрольченкова, которая стоила мне 30 тысяч рублей из предоплаченного бюджета. Того самого Андрея Фрольченкова с продвинутой молодежной аудиторией, которая совсем не напоминает дам 30-45 лет. Заметка сейчас удалена, и найти её нельзя даже через кэш Google, зато есть отчёт о его выходе от Елены.

Как мы знаем, «Сноб» всегда отличался «весёлыми колумнистами», которые пишут про свои фантазии и воображаемые миры. Каким-то фантастическим образом мне в ленту подсунули ещё одного такого колумниста – Юрковскую. Это вроде как психолог, который, ясное дело, пишет в том числе про отношения! (А психологи вообще про что-то ещё пишут?). Говорит в частности, что всё, что нужно женщинам и юным девушкам – манеры мужчины. Кто на этикете и манерах – тому сто очков вперёд, а дальше – хоть бухай, не работай и поднимай руку, но твои сто очков за манеры и этикет с тобой на всю жизнь, как и баба, которую ты ими покорил. Как только я женился со своими-то манерами – ума не приложу.

– текст заметки, которая была опубликована в профиле Андрея Фрольченкова на Facebook

Картинка, которой была проиллюстрирована публикация

Такие странные размещения, конечно, вызвали всплеск запросов по моим имени и фамилии в «Яндексе». Но никакого коммерческого смысла поисковые запросы от любопытствующей нецелевой аудитории не имеют.

В той же гневной записи про меня Торшина решила посчитать мои деньги и сравнила результаты продаж третьего квартала с четвёртым кварталом (правда, соврала, что якобы сравнивала с цифрами год назад, так как к этим данным доступа у неё никогда не было). И выдала самую обычную сезонную разницу за свои успехи в продвижении.

Согласно моей практике, монетизация подписчика происходит через 6-12 месяцев, то есть эффект от продвижения возможен не раньше мая. И то, что оборот декабря в три раза превышает оборот августа, - нормальное явление для многих бизнесов.

Удаление уже оплаченных публикаций

После того, как мы запросили неделю на проверку отчёта о проделанной работе, Торшина разослала блогерам угрозы с сообщением о том, что перестанет давать заказы, если ими не будут немедленно удалены все записи и видео; мол, клиент оказался мошенником, не оплатившим осенние публикации. В итоге блогеры, испугавшись за свои потенциальные заработки, удалили уже оплаченные мною размещения на сумму 703 тысячи рублей.

Поисковая оптимизация в YouTube по принципу продвижения в поисковике «Яндекс»

То, что Елена и её команда ничего не смыслят в продвижении YouTube-каналов, мне стало понятно только когда я начала сотрудничество с другими специалистами. Торшина продвигала мой канал с помощью поисковой оптимизации по ключевым словам из «Яндекс.Wordstat».

Однако продвижение на YouTube работает по другим алгоритмам и даёт основной трафик через раздел похожих видео (что продемонстрировано на скриншоте личного кабинета моего канала). Стратегия Елены для моего продвижения на YouTube была построена по принципу поисковой оптимизации статей. То есть «что умею, то и делаю». Это дилетантство, за которое Торшина списала с моей предоплаты 75 тысяч рублей.

Космические прогнозы просмотров постов на Facebook и умасливание ворованными базами данных

В целом, чтобы выбить бюджет, ожидаемые результаты работ в плане, предоставленном Торшиной, были завышены в несколько (иногда десятков) раз по всем направлениям (YouTube, Instagram, Facebook, ЖЖ, женские сообщества).

Например, реклама на YouTube-канале Hotpsychologies с ожидаемыми Торшиной 900 тысячами просмотров реально дала результат в 55 тысяч просмотров. Большинство роликов этого канала также набирают примерно по 50 тысяч просмотров, о чём Торшина знала заранее. Разумеется, стоимость просмотра оказалась совсем не обещанные 20 копеек, а свыше 2 рублей. В чем причина завышения прогнозов, если не в желании получить под это предложение бюджет?

Проанализировав рекламную кампанию на Facebook, эксперты заключили, что прогноз Елены о 100 тысячах просмотров за 6 публикаций в соцсети совершенно нереалистичен. Непонятно, с каких пор на Facebook можно узнать точное количество просмотров записей личных страниц. Цифры взяты с потолка.

Особенно позабавило, что в качестве компенсации за заведомо нерабочую рекламу на Facebook Елена прислала мне украденную базу клиентов «Бизнес-молодости» и университета «Синергия», предложив сделать по ним спам-рассылку.

Привлечение ботов вместо подписчиков

Подрядчики, с которыми я стала работать в Instagram, отказавшись от торшинского продвижения, выявили подключение к моему аккаунту сервиса по накрутке подписчиков. Специалисты попросили в срочном порядке отключить это, ведь Insagram навсегда банит аккаунты за такое нашествие мёртвых душ. Позже оказалось, что, пытаясь замаскировать свою профессиональную беспомощность, ботов торшинцы гнали и на YouTube.

Цены в несколько раз выше рынка, наценка до 1800%

На своем сайте Елена говорит о скромных 18-20% маржинальности её рабочей группы. При этом публикуемые записи в большинстве случаев писали сами блогеры. То есть работа агентства заключалась только в том, чтобы выбрать блог (это делалось скорее всего наобум) и отправить предложение (блогеры позже мне жаловались в личной переписке, что никакая Торшина им не писала, по поводу меня с ними связывались какие-то невнятные фрилансеры, не умеющие вести переговоры).

При этом, как я выяснила, несмотря на то, что писали записи или снимали видео сами блогеры, Торшина платила им совсем не те деньги, которые списывала с моей предоплаты. Вот сравнительные цифры:

Анализ всего отчёта показал, что за всё время нашего сотрудничества блогерам Торшина заплатила общую сумму 427 тысяч рублей. Если бы, как Елена изначально обещала, она бы сделала наценку до 30%, то моя предоплата позволяла бы нам работать дальше.

В своём блоге Елена также написала, что якобы блогеры не хотели размещать мою рекламу и спрашивали Торшину, зачем она со мной связалась. Это тоже ложь. Практически все предложенные Еленой в октябре площадки сразу же согласились на мои размещения. У меня складывается впечатление, что работа, сброшенная на фрилансеров, выполнялась просто абы как, и про тестирование курсов никто даже не заикался.

Изначально мы договаривались, что блогеры будут изучать мои курсы и писать реальные отзывы о своих результатах - это обязательство по содержанию размещений чётко зафиксировано в коммерческом предложении Торшиной, и именно под это обещание я переводила ей предоплату.

Однако Елена либо размещала простенькую рекламу уровня производства регионального фрилансера, либо у блогеров выходили странные посты с дискредитирующим, как видно, меня содержанием. За что тут переплачивать - я не понимаю. Это не пиар, а слив бюджета.

Сейчас те же самые блогеры, у которых Елена размещала мою рекламу, после общения с другим подрядчиком реально проходят мои курсы и пишут об этом у себя в ЖЖ, причём в несколько раз дешевле. Например, рекламу, которую Елена продала мне за 47 тысяч рублей, я покупаю через другого специалиста за 8 тысяч рублей. Без услуг Торшиной ежемесячно в ЖЖ у меня выходит несколько десятков размещений, на которые вкупе я трачу меньше, чем на семь размещений через Торшину.

Горькое разочарование

Самые показательные цитаты из текста , которым Торшина привлекает клиентов, передают разочарование от диссонанса между ожиданием и реальностью по поводу сотрудничества с ней:

  • «Ещё у меня есть одна серьёзная проблема, из-за которой я бы уже давно разорилась. Я боюсь называть нормальные цены за свою работу и тем более за свою экспертизу, готова браться работать за три копейки».
  • «Поэтому в Торшинском тресте всеми финансовыми вопросами занимаюсь не я, а жадный еврейский партнёр».
  • «Очень надеюсь, что скоро меня окончательно поглотит его жидовская натура».
  • «Маржинальность моей рабочей группы в районе 18-20%».
  • «В плане, который я вам сделаю, будут площадки сразу с ценами с учётом этой маржи и написания текстов, создания роликов и прочего контента» - вот этот план , при внимательном взгляде специалиста он говорит сам за себя.​

Но т.к. часть френдов фэйсбук не читает, выложу здесь, ибо познавательно.

Торшина для меня воплощение всех хамок и хамов, которые считают возможным и нужным зарабатывать себе популярность и трафик оскорблениями людей в интернете. В качестве жертв выбираются те, кто не может дать сдачи по ряду причин: не хочется связываться, статус не позволяет, стыдно в таком участвовать и т.д. А еще всем внушили, что вступая в общение с троллем, ты “кормишь тролля”, приводишь ему читателей и др. Поэтому торшины крайне редко получают ответку. Зато они получают посещаемость, которую потом переводят в трафик и продают клиентам. Я не сильно разбираюсь в этих механизмах, я знаю лишь печальные результаты, когда в топе вдруг оказываются совсем не те сайты, которые достойны быть в топе. И когда количество "покупателей", которые заходили на сайт, запредельное, а покупок почему-то нет. Там много нюансов, но сейчас не об этом. Просто меня всегда интересовало, кто все эти люди, которые пишут гадости про других - причем часто даже не зная толком этих других. Раньше они все прятались под никами и аватарами, где на картинке был котик, кактус или ядерный взрыв. Но теперь они считают себя настолько неуязвимыми, что хамят уже от своего имени и не скрывая лицо. Началось все с поста у Торшиной, где она возмутилась обращением к ней по работе, а заодно облила грязью трех девушек. Впрочем, в телефонном разговоре Торшина объясняет, что она их "не оскорбляла, а только в очередной раз пропиарила, чтобы вся эта тусовка окончательно не забыла трех этих девиц". Вот этот пример пиара.

Меня это возмутило, и я поинтересовался, "кто эта хамская истеричная дура по кличке Елена Торшина". Возможно, надо было спросить повежливее, но я привык общаться с человеком на его языке, а язык Торшиной понятен из скриншота. Дальше начался мощный срач. Потом мне начал звонить человек с анонимного номера. Он не представился, но назвался директором Торшиной и потребовал немедленно удалить все мои посты, потому что они вредят его бизнесу. Я ему попробовал объяснить, что главный вред его бизнесу наносит сама Торшина, но слушать меня персонаж не хотел. Потом он звонил еще раз десять с анонимных номеров, а потом через анонимный сервер начал слать оскорбления и угрозы.

Ну и в качестве полного апофеоза мне позвонил некто Василий Маханьков, который представился мужем Торшиной. Он потребовал удалить все мои посты с угрозами его жене. Как выяснилось, они оба почему-то подумали, что я собираюсь физически расправиться с Торшиной и призываю к этому моих читателей. Я минут сорок объяснял Василию, что речь шла исключительно об отпоре злу в интернете, но ни Василий, ни сама Елена, которая соизволила пообщаться в последней четверти разговора, в это не поверили. Поэтому, как я и обещал Василию, пишу вот тут официально, что никаких планов по физическому уничтожению или повреждению Торшиной у меня нет. Надеюсь, что и у моих читателей тоже. Главной целью было дать Торшиной ощутить, что бывает, когда всё ее зло возвращается к ней обратно. Удалось это или нет, судить вам - из разговора, который на записи в самом низу. Он очень длинный, напоминает спор двух баранов, и чтобы осилить весь этот бред, вам понадобится время, терпение и поп-корн. И еще я сделал выводы из речи Василия и записал правила ведения срачей в сети, которые считаются Василием и Еленой нормальными и справедливыми:

1. Оскорбления являются основной, главной и современной формой общения в интернете.
2. Те, кто этого не понимают и обижаются, безнадежно отстали от жизни и абсолютно не правы. Оскорбления являются формой отдыха и развлечения. Получив оскорбление, вы должны ответить автору тем же и вступить с ним в говносрач и говнозамес. В результате и вы, и автор получите удовольствие, раздражение и дополнительный траффик, а траффик-менеджер дополнительный заработок. При этом у вас и у автора отдыхает мозг.
4. Если вам кажется, что автор переборщил с оскорблением, вам нужно написать ему в личку и он обязательно оскорбит вас как-то помягче или даже удалит какие-то фразы. После этого никаких претензий к автору у вас быть не должно.
5. Если вашим друзьям почему-либо не понравятся авторские оскорбления вас, они не имеют права вас защищать. Защищать оскорбленного разрешается только родственнику при наличии подтверждающих документов.
6. Вы не можете банить людей, которые вас оскорбляют. Это нарушает правила свободного общения в интернете и вы не должны мешать им вас оскорблять.
7. Вы и ваши друзья не можете угрожать автору оскорблений, даже если они задели вас и друзей особенно сильно. Он не для этого вас оскорблял, чтобы потом бояться ходить по улицам. Даже если автор нарушил какие-то пункты гражданского или административного кодекса, вы обязаны держаться в рамках закона, иначе автор напишет на вас заявление. Другими словами, таким персонажам как Лена Торшина можно всё. Вам нельзя ничего.

Я, конечно, благодарен Василию, который потратил почти час своего драгоценного времени, чтобы объяснить мне эти новые правила общения в интернете. Тем не менее, я придерживаюсь немного других представлений. Например, мне кажется, что это в доисторические времена, когда интернет только начинался, каждый считал его зоной без правил, где можно безнаказанно оскорблять и поливать грязью кого угодно, не опасаясь последствий. А вот в последние годы общение в интернете стало настолько распространенным и популярным явлением, что ничем не отличается от общения в жизни. Поэтому в интернете лучше не писать человеку того, что вы не рискнули бы сказать ему в жизни и прилюдно. И еще я до сих пор считаю абсолютно верной цитату из Библии "посеявший ветер пожнёт бурю", ибо много раз видел подтверждения в жизни.
Да, я тоже делал ошибки, поэтому знаю: на любой стадии конфликта лучший способ - найти мирное решение, а не раскручивать маховик войны до бесконечности. Поэтому я повторю предложение, которое уже озвучивал Василию и Елене. Будет лучше для всех - и особенно для Елены - если она удалит все свои оскорбительные посты, комменты, картинки и принесет извинения всем обиженным, кроме меня. Мне её извинения не нужны. Будет лучше, если Василий, Елена и анонимный "продюсер" Елены, который мне угрожал, поймут, что вред, ущерб бизнесу и репутации происходит не от моих слов, а от многочисленных постов и комментов самой Елены в ее аккаунтах и на ее сайте: это они вызывают у людей неоднозначную реакцию. Ну и главное. Т.к. Василий и Елена теперь опасаются за жизнь, здоровье и безопасность Елены и убеждены, что угроза исходит от меня, хочу еще раз заверить: угрозы никакой нет, а бороться со злом и мразью я призывал исключительно в интернете - там, где мразь обижает беззащитных и ни в чем неповинных людей, не владеющих искусством ведения говносрачей и не понимающих, что это просто у Лены такой "стиль" и метод привлечения трафика, который она потом продает своим клиентам. Если кто-то из моих читателей меня неправильно понял, еще раз уточню: не надо угрожать Лене и нарушать закон. В этом случае преступником становитесь вы и вся ответственность ляжет на вас. Но если вы считаете оскорбленным себя - действуйте по закону, обращайтесь в суд и решайте вопросы в правовом поле. Заранее спасибо за понимание.

Частный консультант и создатель проекта stressa.net Ольга Юрковская поделилась своим опытом работы со скандальным digital-специалистом Еленой Торшиной.

В закладки

Известно, что люди с хорошей профессиональной репутацией в медийной среде не рискуют связываться с инфобизнесменами, финансовыми консультантами и прочими клиентами из мира «непроверенных предложений». Кажется, они только и живут ради спасения мира от шарлатанов, которыми полнится сеть за пределами их страниц в Facebook. Кто-кто, а они уж точно не подведут и с кем попало не свяжутся.

Однако потом выясняется, что честнейшее издание «Медуза» публикует нативную рекламу про финансовую пирамиду (впоследствии материал был - прим.ред. ), а один из самых известных и шумных digital-специалистов российского рынка Елена Торшина «на свою голову взялась работать с инфобизнесменами». А если быть точнее - со мной.

Ольга Юрковская

Мы не заключали официальный договор, и это, конечно, было моей большой ошибкой. Я поддалась харизме и была под хорошим впечатлением от нашей предварительной беседы. А потом допустила вторую ошибку – согласилась на 100% предоплату. И с октября по январь 2017 года отправила Торшиной частями 1,1 млн рублей.

Ориентируясь на предполагаемое количество размещений, я была уверена, что суммы будет достаточно далеко наперёд. Однако через время Елена прислала письмо, в котором сообщила о том, что деньги «выработаны», и попросила прислать ещё. Недоумевая, откуда взялась задолженность, я попросила объяснить, за какие именно услуги счёт неожиданно превысил размер предоплаты.

Ничего критичного в ситуации я сначала не увидела: мало ли, перерасход, выпадение из бюджета – случается. Но мне всегда казалось, что просьба клиента разъяснить дополнительные расходы – это разумное и закономерное желание. Однако в ответ от Елены и от её партнёра Михаила Фадеева я получила серию крайне грубых писем. Выяснилось, что спорное требование доплатить 260 тысяч рублей касалось четырёх бесплатных пиар-публикаций (на «Лайфхакере», Womanhit и Ivona.bigmir.net).

По договорённости с Торшиной, над бесплатными размещениями моих статей должны были на полный день трудиться два человека. В разговоре по Skype Елена пообещала мне делать ежемесячно по 10-20 размещений в журналах уровня Kleo. Но за четыре месяца работы «Тресту» удалось опубликовать только четыре текста на совсем других сайтах – далёких от мира женских глянцевых журналов.

Позже оказалось, что нанятая Торшиной девушка-фрилансер просто разослала шаблонные спам-письма с предложением написать статьи в 52 редакции, но 46 редакторов даже не стали вступать с ней в переписку. На этом девушка посчитала свою работу выполненной.

Елена тем временем утверждала, что у неё два человека месяцами, не зная отдыха, переписывались с редакторами. Увидев отчёт сотрудницы с таблицей из 53 пунктов и комментариями вроде «Отправлено одно письмо в редакцию. Ответ не получен», Торшина снизила цену до 110 тысяч рублей. Напомню, за бесплатное размещение четырёх нерекламных статей без ссылок.

Убедившись в дилетантстве PR-специалистов, я решила прекратить сотрудничество. Но тогда же я получила несколько писем из «Торшинского треста» от уже упомянутого партнёра Елены – Михаила Фадеева. Угрожая полным прекращением работы со мной, он отказался пояснить, как именно они израсходовали мою предоплату и за что требуют «добавки» в полмиллиона.

С трудом переварив этот монолог, я перенаправила общение на мою помощницу. Она получила от Фадеева уже другой текст - с угрозами «из девяностых».

Подобная риторика со стороны представителей компании заставила меня обратиться к независимым экспертам, чтобы те могли проанализировать всю работу PR-специалистов. Появились факты, которые, мягко говоря, ставят под сомнение профессионализм Торшиной и нанятых ею фрилансеров. Вдобавок встал вопрос о ценообразовании на услуги нигде не зарегистрированного «Торшинского треста».

Вскоре Елена опубликовала текст о нашем сотрудничестве с апломбом обиженного профи (по ссылке первая, ещё не отредактированная версия этой заметки). В нём она смело оперировала несуществующими фактами моей личной жизни: обсудила мою внешность, написала о моих якобы брошенных трёх детях и о том, что я скрываюсь от мужа-уголовника. Реальные имена не были использованы (и правильно, ведь тогда пришлось бы ответить за клевету).

Избавившись от розовых очков, которые Торшина надевает на клиента с помощью своих эмоциональных и якобы искренних высказываний, я очень скоро убедилась, что внушительных публичных кейсов у пиарщицы попросту нет. Поэтому я решила ей с этим помочь. И привела несколько примеров того, что может произойти, если вы вдруг захотите стать её клиентом.

«Слив» бюджета на нецелевую аудиторию

Моя целевая аудитория - женщины 30-45 лет, о чём Елена знала, когда получила от меня заказ на размещение именно у женских блогеров. Однако она предпочла опубликовать мою рекламу на YouTube-канале kamikadzedead , где преобладает мужская аудитория. Искать в этом влоге женщин в возрасте от 30 до 45 лет - это как тушить пожар, черпая воду дырявыми носками.

Я была очень сильно удивлена медийным выбором «профи». Моя реклама - в мужском блоге, да ещё и в нелепом ролике про Путина.

И было бы смешно, если бы не одно обстоятельство: эту рекламу пиарщица продала мне за 95 тысяч рублей. При этом точных цен на размещение у блогеров Торшина мне не предоставила, и впоследствии я узнала, что подобная реклама на его канале стоит 20-35 тысяч рублей.

Могу предположить, что заказ рекламы у kamikadzedead для психолога-консультанта преследовал только одну цель – освоение бюджета. Ведь продать размещение у блогера с большим количеством подписчиков можно дороже, а соответственно «наварить» на нём можно больше.

Не отличается снайперским попаданием в целевую аудиторию и реклама на канале Hotpsychologies , где подписчики в основном - «сексуально обеспокоенные молодые мужчины» (по словам самой блогерши). Разумеется, ничего, кроме недовольных мужских комментариев на моём канале, после такого продвижения я не получила. Однако Торшина списала за эту рекламу с моей предоплаты 125 тысяч рублей.

И на десерт - публикация в Facebook у блогера Андрея Фрольченкова, которая стоила мне 30 тысяч рублей из предоплаченного бюджета. Того самого Андрея Фрольченкова с продвинутой молодежной аудиторией, которая совсем не напоминает дам 30-45 лет. Заметка сейчас удалена, и найти её нельзя даже через кэш Google, зато есть отчёт о его выходе от Елены.

Как мы знаем, «Сноб» всегда отличался «весёлыми колумнистами», которые пишут про свои фантазии и воображаемые миры. Каким-то фантастическим образом мне в ленту подсунули ещё одного такого колумниста – Юрковскую. Это вроде как психолог, который, ясное дело, пишет в том числе про отношения! (А психологи вообще про что-то ещё пишут?). Говорит в частности, что всё, что нужно женщинам и юным девушкам – манеры мужчины. Кто на этикете и манерах – тому сто очков вперёд, а дальше – хоть бухай, не работай и поднимай руку, но твои сто очков за манеры и этикет с тобой на всю жизнь, как и баба, которую ты ими покорил. Как только я женился со своими-то манерами – ума не приложу.

Картинка, которой была проиллюстрирована публикация

Такие странные размещения, конечно, вызвали всплеск запросов по моим имени и фамилии в «Яндексе». Но никакого коммерческого смысла поисковые запросы от любопытствующей нецелевой аудитории не имеют.

В той же гневной записи про меня Торшина решила посчитать мои деньги и сравнила результаты продаж третьего квартала с четвёртым кварталом (правда, соврала, что якобы сравнивала с цифрами год назад, так как к этим данным доступа у неё никогда не было). И выдала самую обычную сезонную разницу за свои успехи в продвижении.

Согласно моей практике, монетизация подписчика происходит через 6-12 месяцев, то есть эффект от продвижения возможен не раньше мая. И то, что оборот декабря в три раза превышает оборот августа, - нормальное явление для многих бизнесов.

Удаление уже оплаченных публикаций

После того, как мы запросили неделю на проверку отчёта о проделанной работе, Торшина разослала блогерам угрозы с сообщением о том, что перестанет давать заказы, если ими не будут немедленно удалены все записи и видео; мол, клиент оказался мошенником, не оплатившим осенние публикации. В итоге блогеры, испугавшись за свои потенциальные заработки, удалили уже оплаченные мною размещения на сумму 703 тысячи рублей.

Поисковая оптимизация в YouTube по принципу продвижения в поисковике «Яндекс»

То, что Елена и её команда ничего не смыслят в продвижении YouTube-каналов, мне стало понятно только когда я начала сотрудничество с другими специалистами. Торшина продвигала мой канал с помощью поисковой оптимизации по ключевым словам из «Яндекс.Wordstat».

Однако продвижение на YouTube работает по другим алгоритмам и даёт основной трафик через раздел похожих видео (что продемонстрировано на скриншоте личного кабинета моего канала). Стратегия Елены для моего продвижения на YouTube была построена по принципу поисковой оптимизации статей. То есть «что умею, то и делаю». Это дилетантство, за которое Торшина списала с моей предоплаты 75 тысяч рублей.

Космические прогнозы просмотров постов на Facebook и умасливание ворованными базами данных

В целом, чтобы выбить бюджет, ожидаемые результаты работ в плане, предоставленном Торшиной, были завышены в несколько (иногда десятков) раз по всем направлениям (YouTube, Instagram, Facebook, ЖЖ, женские сообщества).

Например, реклама на YouTube-канале Hotpsychologies с ожидаемыми Торшиной 900 тысячами просмотров реально дала результат в 55 тысяч просмотров. Большинство роликов этого канала также набирают примерно по 50 тысяч просмотров, о чём Торшина знала заранее. Разумеется, стоимость просмотра оказалась совсем не обещанные 20 копеек, а свыше 2 рублей. В чем причина завышения прогнозов, если не в желании получить под это предложение бюджет?

Проанализировав рекламную кампанию на Facebook, эксперты заключили, что прогноз Елены о 100 тысячах просмотров за 6 публикаций в соцсети совершенно нереалистичен. Непонятно, с каких пор на Facebook можно узнать точное количество просмотров записей личных страниц. Цифры взяты с потолка.

Особенно позабавило, что в качестве компенсации за заведомо нерабочую рекламу на Facebook Елена прислала мне украденную базу клиентов «Бизнес-молодости» и университета «Синергия», предложив сделать по ним спам-рассылку.

Привлечение ботов вместо подписчиков

Подрядчики, с которыми я стала работать в Instagram, отказавшись от торшинского продвижения, выявили подключение к моему аккаунту сервиса по накрутке подписчиков. Специалисты попросили в срочном порядке отключить это, ведь Instagram навсегда банит аккаунты за такое нашествие мёртвых душ. Позже оказалось, что, пытаясь замаскировать свою профессиональную беспомощность, ботов торшинцы гнали и на YouTube.

Появилась запись о клиенте из разряда «инфобизнес», отказавшемся доплачивать за выполненную работу. Имя названо не было. Этим клиентом оказалась психолог и консультант , создатель проекта stressa.net, - она сама раскрыла инкогнито в ответной колонке, опубликованной на портале vc.ru .

Перед Торшиной стояла задача размещать материалы психолога в подходящих по аудитории блогах и изданиях (назывались «Лайфхакер» и Womanhit) - как за деньги, так и бесплатно. По ее словам, продвигать проекты Юрковской было крайне сложно из-за их тематики. Тем не менее, как уверяет Торшина, продвижение было эффективным: за три месяца работы с ней психолог заработала на 4 млн руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но платить за последние выполненные работы Юрковская отказалась и заявила об обмане и неоправданно завышенных ценах.

Торшина апеллирует к тому, что оплачивалось не только размещение, но и работа ее сотрудников (так называемый «торшинский трест»): они должны были писать тексты о продуктах Юрковской для блогеров и находить площадки, которые бы согласились их у себя опубликовать. Предоплата составила 1,1 млн руб. Юрковская эту сумму посчитала завышенной. Сама Торшина не согласна: ни о каком обмане речи идти не может, а до второго этапа работы, эффект которого для клиента должен был быть выше, дело просто не дошло.

«Короче Яшперица с высоты своего MBA так и не смогла понять, что осознанное, сколько-то масштабное продвижение - суть работы нескольких человек. Как минимум пятерых организованных ребят, скачущих в одной упряжке, смазанной зарплатой. И ушла в закат - и дальше работать со своими фрилансерами», - пишет Торшина.

Юрковская в ответной публикации приводит совершенно иную точку зрения на ситуацию. Она признает, что допустила две ошибки: не заключила официальный договор и согласилась на 100% предоплату. Спустя некоторое время продвиженец попросила доплатить, сообщив, что деньги «выработаны». Разъяснить дополнительные расходы Елена Торшина и ее партнер Михаил Фадеев в грубой форме отказались.

Ольга Юрковская обнародовала переписку с партнером Торшиной Михаилом Фадеевым

«Подрядчики, с которыми я стала работать в Instagram, отказавшись от торшинского продвижения, выявили подключение к моему аккаунту сервиса по накрутке подписчиков. Специалисты попросили в срочном порядке отключить это, ведь Instagram навсегда банит аккаунты за такое нашествие мёртвых душ. Позже оказалось, что, пытаясь замаскировать свою профессиональную беспомощность, ботов торшинцы гнали и на YouTube», - пишет Юрковская.

Партнер Торшиной Михаил Фадеев также прокомментировал конфликт в разговоре с блогером Леонидом Клименко. По его словам, Юрковская регулярно меняла свое мнение, постоянно запрашивала все новые отчеты и не слышала собеседников, что и привело к «повышенному тону» в письмах.

В профсообществе мнения по сложившейся ситуации разделились. Так, ведущий телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов, проанализировавший ситуацию, считает, что таким специалистам, как Торшиной, не место на российском рынке digital. Клиентам необходимо либо учиться на своих ошибках, либо быть внимательнее при выборе подрядчиков. Но отличить посредственного продвиженца от грамотного неспециалисту трудно, пишет он:

«Те, кто действительно работают хорошо, никогда не будут светиться подобными блогами (как у Торшиной) и поливать грязью бывших (а возможно и будущих) клиентов. <…> И мне очень грустно наблюдать за тем, как частенько клиентов откровенно разводят на деньги так себе специалисты».