Известный американский пианист Ван Клиберн скончался вчера ночью в возрасте 78 лет в Форт-Уэрте (штат Техас), сообщает американский телеканал NBC. У Ван Клиберна ранее был диагностирован прогрессирующий рак костей.

Широкую известность пианист получил в 1958 году в возрасте 23 лет, когда получил первую премию на Конкурсе Чайковского в Москве. Тогда его выступление сопровождалось восьмиминутной овацией.

Трудное детство юного гения

Харви Лейвэн Клайберн-младший (именно так произносится его фамилия на английском языке – прим. перев.) родился в Шривпорте, штат Луизиана, 12 июля 1934 года, напоминает сегодня издание The New York Times.

Его мать Рильдия Би О’Брайан была пианисткой и училась в Нью-Йорке у Артура Фридгейма, который долгое время был учеником Ференца Листа. Она надеялась добиться успеха в музыке и сделать музыкальную карьеру, однако мать запретила ей это делать. Женщина вышла замуж за агента нефтяной компании по закупкам Харви Лейвэна Клайберна – неразговорчивого человека со скромным доходом.

Единственный ребенк, Ван начал учиться музыке у матери, когда ему было три года. К четырем годам он уже участвовал в ученических концертах. Когда мальчику было шесть лет, семья переехала в городок Килгор, штат Техас, население которого составляло 10500 человек. Отец Вана надеялся, что его сын станет медиком-миссионером; однако он быстро понял, что мальчику самой судьбой предначертано быть музыкантом, и оборудовал для него специальную «студию» в своем гараже.

В 13-летнем возрасте Клиберн победил на музыкальном конкурсе штата, и вместе с филармоническим оркестром Хьюстона исполнил концерт Чайковского. Его мать решила, что мальчику надо учиться у признанного мастера со связями, и отвезла Вана в Нью-Йорк, где тот стал брать уроки в Джульярдской школе. Ему предложили стипендию и место на подготовительном отделении. Однако Ван наотрез отказался учиться у кого бы то ни было, кроме матери, и они вернулись в Килгор.

В возрасте 16-ти лет Ван поражал сверстников своим ростом - до 1 метра 93 сантиметров. Чрезмерно застенчивый юноша отказался от занятий спортом из страха травмировать руки. Позднее Клиберн вспоминал, что юные годы без семьи стали для него «адом».

Музыкальная надежда Америки

Уже во время учебы в Джульярдской школе Клиберн считался подающим большие надежды пианистом. В 1954 году он занял первое место на престижном конкурсе имени Левентритта, что дало музыканту возможность дебютировать с пятью ведущими оркестрами, включая Нью-Йоркский филармонический оркестр под руководством Димитриса Митропулоса.

Выступая в ноябре 1954 года на конкурсе в Карнеги-Холл, он исполнил фортепьянный концерт Чайковского №1, который стал его «фирменным» произведением, вызвав шквал восторженных отзывов и дав ему контракт со звукозаписывающей компанией Columbia Artists.

Эффект победы

В 1957 году Клиберна взяли в армию, но через два дня освободили от службы, поскольку врачи обнаружили, что у него часто бывает носовое кровотечение. Несмотря на успех, в тот момент в его карьере наступил застой, и он набрал 7000 долларов долгов. Менеджеры Вана из Columbia Artists хотели, чтобы он отправился в европейское турне. Однако Левина уговорила его подать вместо этого заявку на участие в конкурсе Чайковского.

Благодаря гранту в 1000 долларов, полученному Клиберном от программы помощи музыкантам имени Марты Рокфеллер, он смог поехать в Советский Союз. Расходы конкурсантов в Москве взяло на себя советское правительство.

Во время финального выступления, когда Клиберн исполнял первый концерт Чайковского, сольное произведение Дмитрия Кабалевского (написанное как пробная работа для конкурса) и третий концерт Рахманинова, аудитория начала скандировать: «Главный приз! Главный приз!»

Американский журнал Time назвал его "техасцем, завоевавшим Москву". Вернувшегося в Нью-Йорк Ван Клиберна торжественно провезли по городу: выстроившаяся на Бродвее 100-тысячная толпа шумно приветствовала победителя.

Карьера музыканта была высокодоходной хотя и недолговечной. За концертный сезон 1958-59 годов его доход составил 150000 долларов. Его концерт в Карнеги-Холле с участием Кирилла Кондрашина и симфонического оркестра Symphony of the Air, состоявшийся 19 мая 1958 года, стал повтором программы финального тура конкурса, и его передала в эфир нью-йоркская радиостанция классической музыки WQXR. Клиберн подписал контракт с RCA Victor, и за год был продан миллион пластинок с записью первого концерта Чайковского в его исполнении.

Сначала Клиберн не понимал, каковы политические последствия его победы. «Ох, да я совсем и не думал об этом, - вспоминал он в 2008 году, давая интервью New York Times. – Мне так понравились эти прекрасные и дружелюбные люди, столь страстно любящие музыку». «Русские, - добавил он, - напоминали мне техасцев».

Люди повсюду хотели слышать в его исполнении только те произведения, которые принесли ему победу – первый концерт Чайковского и третий Рахманинова. Каждый американский городок, где был концертный зал, хотел, чтобы к ним приехал Клиберн и сыграл именно эти вещи.

«Когда я выиграл конкурс имени Чайковского, мне было всего 23 года, и все говорили об этом, - сказал в 2008 году Клиберн. – А у меня было такое ощущение, что я занимаюсь этим уже лет 20. Когда ты востребован, это щекочет нервы. Но это также большая нагрузка».

Закат карьеры

В 1978 году Клиберн, которому тогда было 44 года, и который к тому времени стал весьма состоятельным человеком, объявил о своем уходе с концертной сцены. Он вместе с матерью переехал в роскошный особняк в окрестностях Форт-Уэрта, где часто устраивались поздние обеды и приемы.

В молодости, цитирует ресурс inosmi.ru издание "The New York Times", у Клиберна был непродолжительный роман с однокашником-вокалистом из Джульярдской школы. Но уже тогда он старался не афишировать свою гомосексуальность. В 1966 году он заметно ослабил меры предосторожности, когда в возрасте 32 лет познакомился с Томасом Зарембой, которому в то время было 19.

Детали их романтической связи выплыли на всеобщее обозрение в 1996 году, когда Заремба подал на Клиберна в суд, требуя от него выплаты алиментов по гражданскому браку на «многие миллионы долларов», как писала в то время местная газета Форт-Уэрта The Fort Worth Star-Telegram. Заремба, переехавший в Мичиган и ставший распорядителем похорон, утверждал, что за время их длившейся 17 лет связи он был деловым партнером Клиберна и его промоутером, а также помогал ухаживать за его матерью, которая скончалась в 1994 году в возрасте 97 лет. В итоге в иске было отказано.

В 1987 году Клиберн вернулся на концертную сцену, правда, выступал он уже не так часто. Сказывалось напряжение, и стресс дал о себе знать 21 мая 1998 года, когда Клиберн, выступая с местным симфоническим оркестром на открытии концертного зала в Форт-Уэрте и исполняя второй концерт Рахманинова, в конце выступления потерял сознание и упал прямо на сцене. Медики за кулисами дали ему кислород и отвезли в больницу.

Последний раз Клиберн появился на публике в сентябре. Тогда он выступил в исполнительском зале Форт-Уэрта с речью на концерте, который был посвящен 50-й годовщине создания Фонда Ван Клиберна. Его пережил Томас Смит, с которым музыкант жил в своем доме много лет.

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -

В США скончался выдающийся пианист Ван Клиберн, прославившийся благодаря победе на первом Международном конкурсе имени Чайковского в 1958 году. В контексте противостояния США и СССР того времени эта победа стала настоящей сенсацией, сделавшей Вана Клиберна звездой на родине, где его ждал переполненный Бродвей, концерты в Карнеги-холле и огромные гонорары. Эта слава обернулась для Клиберна невероятно успешной, хоть и короткой, карьерой.

Ван Клиберн стал заметным исполнителем задолго до победы на конкурсе Чайковского. Способность к музыке он проявил в раннем детстве, и первые уроки игры на фортепиано Вану Клиберну давала его мать - пианистка Рильдия Би О’Брайен. В 13 лет он выиграл конкурс пианистов штата Техас, а в 17 поступил в знаменитую Джульярдскую школу, где учился под руководством эмигрировавшей в США уроженки Киева Розины Левиной, ученицы Василия Сафонова.

В 1954 году Клиберн завоевал первую премию на престижном Конкурсе имени Левентритта в Нью-Йорке и получил право дать сольный концерт в Карнеги-холле. Это выступление, во время которого пианист исполнил знаковый для него Первый фортепианный концерт Чайковского, привлекло к музыканту внимание и обеспечило ему контракт с продюсерской фирмой Columbia Artists. Однако Клиберн все еще оставался просто талантливым музыкантом, пусть и добившимся некоторого успеха, но всего лишь одним из многих.

Взлет Вана Клиберна стал следствием нескольких счастливых случайностей. Он мог вообще не появиться в Москве: в 1957 году Columbia предложила пианисту выступить с серией концертов в Европе, но Левина уговорила его вместо этого подать заявку на участие в конкурсе Чайковского. К приезду американского музыканта в Советском Союзе отнеслись с пристальным вниманием - отношения между США и СССР была крайне напряженными: Советский Союз только что запустил первый искусственный спутник Земли, нанеся удар по самолюбию американцев, да и «холодная война» была в самом разгаре.

Однако на сцене никаких следов противостояния не было. С первого тура соревнования Ван Клиберн завоевал любовь советских зрителей и жюри, в которое входили такие знаменитые пианисты, как Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс. В финале американский пианист исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Зал был в восторге, стоя аплодировали даже члены жюри, хотя это было запрещено регламентом. Рихтер назвал Клиберна гением, а Гилельс лично прошел за сцену, чтобы поздравить пианиста.

Победу было решено отдать Клиберну, но в министерстве культуры были встревожены решением жюри и обратились к Никите Хрущеву - можно ли? Триумф американца на первом международном музыкальном фестивале Советского Союза - событие во всех отношениях неоднозначное: своих победителей, получается, воспитать не смогли. Но Хрущев разрешил. «Раз жюри настаивает, то не надо нам вмешиваться», - сказал он. На следующий день Ван Клиберн был объявлен лауреатом первой премии конкурса Чайковского.

Эта победа мгновенно сделала молодого музыканта звездой и любимцем публики - в Нью-Йорк он вернулся мировой знаменитостью. В честь его приезда на Бродвее устроили парад - ни до, ни после Вана Клиберна ни один музыкант не удостаивался такой чести. В одну секунду он снискал славу кинозвезды и небывалую для академического музыканта популярность.

Вскоре после триумфального возвращения Клиберн записал концерт Чайковского. Эта запись стала первой пластинкой в истории классической музыки, получившей платиновый статус, и более десяти лет возглавляла список классических бестселлеров. Музыкант много гастролировал: каждый город Америки, где был хоть какой-то концертный зал, жаждал услышать Вана Клиберна; каждый хотел увидеть 23-летнего техасского парнишку, который показал коммунистам, как нужно играть Чайковского и Рахманинова.

В Москве Клиберна любили едва ли не больше, чем на родине, и он отвечал взаимностью. По собственному признанию пианиста, он никогда не думал о том, какой политический смысл несла его победа, но запомнил отзывчивую московскую публику, которая приняла его с искренней любовью и теплотой. После победы на конкурсе Чайковского Ван Клиберн еще несколько раз приезжал в Советский Союз, где его всегда принимали с благодарным вниманием на самом высоком уровне.

Всеобщая любовь принесла Клиберну славу и достойный заработок, но отчасти и навредила, сделав его заложником образа. В глазах американской публики Клиберн был победителем, и раз за разом ему приходилось предъявлять доказательства этой победы. Принесшие музыканту славу концерты Чайковского и Рахманинова стали его «фирменным» номером, который он был вынужден повторять на всех концертных площадках.

В 1960-х годах Клиберн начал осваивать новый репертуар - он играл и записывал фортепианные концерты Шумана, Грига, Моцарта, Прокофьева и Бетховена, а также камерные произведения романтиков, в основном Листа, Шопена и Брамса. Критики реагировали на эти исполнения по большей части сдержанно, хотя некоторые из них были признаны удачными. Все ждали, что фортепианный вундеркинд повзрослеет и в его игре в дополнение к певучести и виртузности появятся зрелость и глубина, но в полной мере этого так и не произошло.

В середине 1970-х годов умер сначала отец пианиста, а затем его импресарио Сол Юрок (до эмиграции - Соломон Гурков). Их смерть сильно повлияла на пианиста, в его игре критики все чаще стали замечать отстраненность. Это чувствовал и сам музыкант, и несколько лет спустя, в 1978 году, Клиберн решил завершить исполнительскую карьеру. Позднее в интервью он рассказывал, что в тот момент отказ от концертов был для него очень важен, поскольку позволил ему больше времени уделять себе и наверстать упущенное в молодости.

В 1987 году Клиберн ненадолго вернулся к концертной деятельности, но это возвращение стало лишь эпизодом - выступал пианист редко и нерегулярно. Чаще, чем концерты, Клиберн давал приемы у себя дома в Форт-Уорте, где он жил со своей матерью.

Заслуги Вана Клиберна были отмечены десятками международных наград, причем политических среди них было примерно столько же, сколько и музыкальных. Однако главная заслуга пианиста была в том, что он проложил путь к успеху многим исполнителям классической музыки. Его победа на конкурсе Чайковского и стремительный взлет во многом определили нынешний облик музыкальных конкурсов: до Клиберна они, конечно, существовали, но только после него превратились в индустрию. Благодаря ему победа на престижном конкурсе стала синонимом успеха, гарантированных ангажементов и контрактов со звукозаписывающими лейблами.

Когда в июне 2011 года в Большой зал Московской консерватории вошел сухой, моложавый и очень высокий старик со старомодной прической, все собравшиеся на открытие Конкурса им. Чайковского встали и повернулись к проходу. Далеко не каждый председатель жюри конкурса пианистов удостаивался такого приема, даже если в прошлом он был победителем этого самого конкурса. Ван Клиберн — а это был именно он — был героем не только для собравшихся музыкантов и меломанов, но и для всей страны,

Победа Клиберна на конкурсе Чайковского в 1958 году произвела потрясающий эффект: в разгар «холодной войны» на самом первом конкурсе лауреатом становится американский пианист.

Несмотря на напряженную международную обстановку, критики по обе стороны океана быстро прекращают разговоры о возможном политическом подтексте решения жюри московского конкурса: настолько молодой музыкант покорил всех соединением удивительного обаяния, харизмы и исполнительского мастерства. В советской Москве его в буквальном смысле носят на руках, на следующий день после победы его принимает у себя Никита Хрущев, с которым они станут друзьями на долгие годы. Дома, в Америке, Клиберну устраивают встречу, какой позже, в 60-е годы, удостаивались только рок-звезды.

«Я очень жалею, что вас всех не было со мной в России, — скажет собравшимся Клиберн. — Видели бы вы, с какой теплотой и сердечностью меня принимали в Москве».

И действительно, другом Клиберн был не только главе государства, а всей советской стране. Хрущев в своей простоте называл его Ваней. Музыкант не обижался и даже с радушием принял ошибочную русскую транскрипцию его имени. В Америке его все-таки называли Вэн Клайберн, однако в нашей стране он требовал, чтобы его писали Клиберн и никак иначе. В СССР пианист обладал популярностью поп-звезды: после победы на конкурсе ему еще долго шли письма (в качестве адреса обычно указывали Большой зал Московской Консерватории) от советских слушателей.

«Дорогой Ван, — писал ему один из корреспондентов, — оставайтесь в России. Думаете, вас бы здесь меньше ценили бы и любили?».

Советское телевидение никогда не скупилось на трансляции записей концертов Клиберна, а он в ответ не скупился на гастрольные визиты — надо думать, отечественные дипломатические учреждения выдавали ему визы без малейшей проволочки.

Однако в этой дружбе Клиберн никогда не заходил слишком далеко: так, например, при всей симпатии к советским людям он никогда не поддерживал войну в Афганистане и не пытался вступить в компартию.

Теплые отношения с первыми лицами советского государства не мешали ему дружить с Ростроповичем и Вишневской.

На протяжении всей истории своих взаимоотношений с советской и постсоветской Россией пианист оставался фигурой надполитической, тем самым показывая, насколько мировая культура может быть выше международной политики.

Интересно, что при всей типичности некоторых поворотов его музыкантской судьбы и биографии фортепиано никогда не было для Клиберна пыточным инструментом — он сам много раз признавался, что с детства обожал его и мечтал быть только музыкантом. Учиться его сподвигла мама, жена инженера-нефтяника и сама одаренная пианистка и преподаватель музыки, услышав, как музицирует ее трехлетний сын. Отец соорудил для сына «студию» в гараже, чтобы тот мог беспрепятственно заниматься.

В Джульярской школе, ставшей альма-матер для практически всех значимых американских музыкантов, учителем Клиберна была легендарная Розина Левина, выпускница еще дореволюционной Московской консерватории. Быть может, именно это помогло ему выиграть конкурс Чайковского:

музыкант, безусловно, был воспитан в традициях русской исполнительской школы.

В 1949 году 15-летний Клиберн дал концерт в Карнеги-холле. После победы в одном из конкурсов звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт на запись диска. Его исполнение Первого концерта Чайковского получило платиновый статус — впервые в истории классической музыки — и принесло музыканту «Грэмми». Так что в 1958 году к нам приехал вовсе не новичок, а вполне состоявшийся у себя в стране молодой музыкант.

О последовавшей затем популярности свидетельствует тот факт, что уже в 1962 году общественность города Форт-Уорт, штат Техас, основала Международный конкурс Вана Клиберна. Впоследствии он стал одним из престижнейших музыкальных состязаний. Его лауреатами в разное время были удивительный пианист Владимир Виардо (1973), гениальный (и, увы, недооцененный на родине) исполнитель Алексей Султанов (1989), талантливейшая Ольга Керн (2001), молодой виртуоз Александр Кобрин (2005).

Клиберну много доставалось: в 70-х американские критики ругали его за отсутствие нового репертуара, советские называли «Гагариным американо-советской дружбы», что бы ни значил подобный эпитет. В 1978 году, после смерти отца, Клиберн перестал концертировать и появляться на публике — в том, году он дал всего два концерта (правда, в Белом доме и в Карнеги-холле).



Свое семидесятилетие в 2004 году маэстро приехал отмечать в Москву — концертами. И на каждом из них зал неизменно встречал его овациями. 



Это постоянство российской публики, преданной Клиберну 50 с лишним лет, говорит о том, что дело не только в статусе «друга СССР», навечно приклеившемуся к музыканту. Но в том, что с помощью своего обаяния и исполнительского мастерства Клиберн пригласил миллионы простых людей по всей планете в мир классической музыки, открыв для каждого двери залов, прежде ждавших только посвященных меломанов, утвердив статус музыки как искусства необходимого и в то же время доступного. И это его дело, хочется верить, забудется нескоро.