Луи Армстронг (Louis Daniel Armstrong)
- трубач, вокалист, первый выдающийся представитель традициионного джаза.
Родился в беднейшем районе Нового Орлеана, жители которого часто не оформляли
никаких документов, а потом записывали дни рождения так, как им казалось выгодным
или престижным. Особенно почетным считалось родиться 4 июля, в День Независимости Соединенных Штатов. Сам Армстронг не знал точной даты своего рождения, но во многих справочниках день рождения Армстронга - 4 июля 1900 года.
Не было ни одного трубача в джазе, который не признавал бы влияния Армстронга на свое творчество. Его вклад в джаз столь велик, что даже снобистски настроенные музыканты следующих поколений прощали ему не только многочисленные повторы некоторых эффектных импровизационных фраз, но и заигрывания с популярной музыкой и развлекательной эстрадой.
Армстронг закономерно остался самой популярной личностью в музыкальном исскустве ХХ века, с которой публика идентифицировала традиционный джаз.
Армстронг научился играть на трубе в исправительном доме, куда попал в в предновогоднюю ночь 1913 года, случайно выстрелив во время феерверка из
найденного им настоящего пистолета.
Играл в духовом оркестре в колонии и подбирал на слух мелодии, услышанные в детстве на улицах Нового Орлеана. Через полтора года Армстронг был вполне подготовлен для профессиональной работы в танцевальных оркестрах.
На молодого и способного юношу обратил внимание Джо Кинг Оливер и часто
посылал его играть вместо себя. Когда в 1917 году Оливер уехал в Чикаго,
Армстронг занял его место в оркестре Кида Ори.
После 16 месяцев работы у Ори присоединился к бенду Фетса Марейбла и два года 1919-1920 работал на экскурсионных пароходах, плавающих вверх по Миссисипи.
Летом 1922 года Оливер вызвал Армстронга в Чикаго. С оркестром "Creol Jazz Band" Армстронг сделал первые записи.
В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин и в том же году приехал в Нью-Йорк, где в течение 11 месяцев был трубачом-солистом в оркестре Флетчера Хендерсона, параллельно записав с группой Кларенса Уильямса "Blue Fiue" композицию "Red Onion Jazz Babies".
Вернувшись в Чикаго в 1925 году, записал первые пластинки с собственной группой "Hot Fiue", в которую вошли тромбонист Кид Ори, кларнетист Джонни Додс, банджист Джонни Сен-Сир и Лил Хардин. В 1927 году выпустил следующие записи уже с группой Hot Seuen.
В 1925-1926 годах играл в ансамбле Лил Хардин "Dreamland Syncopators", а также в оркестрах Эрскина Тайта и Кэрола Диккерсона.
В 1927 году собрал собственный состав "Louis Armstrong And His Stompers". В конце 20-х годов Армстронг считался джазовой звездой первой величины, его имя обозначалось на рекламе огромными буквами, а исполнительский стиль ассоциировался с подлинным новоорлеанским джазом. Музыка группы Армстронга строилась по принципу "выдающийся солист и сопровождающая группа".
В 1929 году Армстронг исполнил песню Фэтса Уоллера "Aint Misbehavin" в бродвейском ревю "Hot Chocolates" и стал популярен как вокалист. Он первым использовал голос как инструмент, первым ввел в обиход вокально-слоговую импровизацию (скэт). В это время за ним закрепилось прозвище "Сэчмо" (от Satchelmouth - рот как сумка).
В 1930 году Армстронг работал в оркестре Луиса Рассела.
В 1932 году впервые выехал в Европу и выступил там с неожиданно громким успехом.
В 1933-1934 в течение 18 месяцев гастролировал в своей стране и снова в европейских странах.
В 1935-1942 годах возглавлял оркестр (почти весь бывший состав Рассела), обратившись к стилю "свинг". Заскучав по старому джазу, собирал в течение этого периода традиционный состав для записи пластинок.
Только в 1946 году организовал для концертных выступлений постоянный секстет "All Stars" и навсегда вернулся к исполнительским принципам чикагской школы. В первый состав вошли кларнетист Барни Бигард, тромбонист Джек Тигарден, барабанщик Биг Сид Катлетт, пианист Дик Керри и контрабасист Арвелл Шоу.
Секстет существовал до смерти Армстронга. В разные годы в него входили Эрл Хайнз, джо Башкин, Эдмонд Холл, Трамми Янг, Милт Хинтон, Кози Коул, Денни Барселона, вокалистка Велма Мидлтон. В 50-е записывался со струнными группами, с Эллой Фицджеральд, Оскаром Питерсоном и многими другими.
Популярность Армстронга была связана не только с джазом, но и с кинематографом. Он снялся в 36 художественных фильмах, в том числе в таких известных, как "Пенни, упавшие с неба", "Художники и натурщицы", "Новый Орлеан", "Песня родилась", "История Гленна Миллера", "Высшее общество", "Парижский блюз". "Хелло, Долли", и других. Многие джазовые мелодии и песни приобрели неслыханную популярность в его интерпретации.
В 1936 году опубликовал книгу "Свинг - это музыка", в 1954 году - "Моя жизнь, мой Новый Орлеан". В 60-е разъезжал по всему свету, считал себя миссионером, "послом джаза". Был торжественно принят в Африке и Австралии, в Азиии и в
странах Восточной Европы.
В конце 60-х годов здоровье Армстронга ухудшилось, он выходил
на сцену на несколько номеров, но продолжал пользоваться огромным успехом.
Умер 6 июля 1971 года. Похороны транслировались по телевидению на все Соединенные штаты. Его тело было выставлено для торжественного прощания в Манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному рапоряжению Президента. Mимо гроба прошли Двадцать пять тысяч человек.

Который вышел в августе 2011 к 110-летию со дня рождения Луи Армстронга

6 июля исполнилось 45 лет со дня ухода из жизни музыканта, который для миллионов людей во всём мире олицетворял и продолжает олицетворять собой весь джаз вообще. Луи Армстронг ) всю свою жизнь утверждал, что родился в день независимости Соединённых Штатов Америки 4 июля 1900 года. Только через многие годы после его смерти, лет 30 назад, американские исследователи нашли в нью-орлеанских архивах свидетельство о его крещении - и установили, что на самом деле самый знаменитый джазовый трубач и певец ХХ века родился 4 августа 1901 года и, следовательно, когда 6 июля 1971 он мирно умер во сне, ему было 69 лет и 11 месяцев. А значит, 4 августа со дня его рождения исполнится 115 лет .


Рассказать историю Луи Армстронга в одном коротком тексте, конечно, невозможно. Я и пытаться не буду. Интересно, что на «Джаз.Ру» Сатчмо (Satchmo , «Рот-кошёлка») - под таким музыкантским прозвищем был известен Луи Армстронг - пять раз звучал в : в 52-м, 112-м, 191, 277 и 508 выпусках, последний раз - пять лет назад. И звучали в основном его ранние записи - грампластинки 1920-х годов, что и неудивительно: именно на них основана его репутация в джазовом мире, именно в записях своих знаменитых «Горячих Пятёрок» и «Горячих Семёрок», Hot Five и Hot Seven , с 1925 по 1928 год Луи Армстронг заложил несокрушимый фундамент практически всего джазового инструментального импровизационного искусства - и не только на трубе, так как его принципы вокализации инструментальной интонации (то есть сближения интонаций инструмента и человеческого голоса), его манера ритмической организации звука, утвердившая свинг в качестве основного принципа организации ритмического движения в джазе - всё это было по тем временам совершенно радикально, неслыханно, новаторски и тут же было подхвачено, изучено, скопировано, освоено и пущено в обиход тысячами музыкантов по всему миру.


Интересно, что широкая публика хотя и покупала эти пластинки, но большими хитами в тот момент они не стали: уж больно непривычно горячо и новаторски они звучали, широкую публику это отпугивало. Интересно также, что ни оба состава «Горячих пятёрок», а именно состав 1925-27 и состав 1928 года (они разные), ни единственный состав «Горячей Семёрки» 1927 года не выступали на сцене и не ездили на гастроли. Это были чисто студийные коллективы, которые Армстронг записывал в Чикаго по инициативе тамошнего продюсера, земляка из Нью-Орлеана по имени Ричард Мариньи Джонс (Richard Marigny Jones ). Французское второе имя указывало на происхождение из нью-орлеанских креолов, давших раннему джазу множество ярких звёзд, но коллеги-музыканты переиначили имя Мариньи, дав продюсеру кличку «Май Ни», My Knee , «моё колено» - именно это восклицание они так часто слышали от Ричарда Джонса, сильно хромавшего на одну ногу.


Слушаем вторую «Горячую пятёрку» Луи Армстронга в записи 1928 года: Фред Робинсон - тромбон, Эрл Хайнс - фортепиано, Джимми Стронг - кларнет, Затти Синглтон - ударные, и, естественно, Луи Армстронг - труба и вокал. Обратите внимание: вокал здесь играет ещё подчинённую, инструментальную роль. И, кстати, Армстронг поёт ещё не тем хриплым голосом, который прославил его вокальную манеру в будущем, а вполне мягко и задушевно. Впервые он играет здесь вступительную каденцию на трубе без аккомпанемента, а скромные восемь тактов его соло в конце пьесы считаются самой передовой импровизацией на трубе за все 1920-е годы и стали буквально «символом веры» джазовых трубачей на долгие десятилетия. Кстати, пьесу написал великий Кинг Оливер, первая суперзвезда нью-орлеанского джаза, в ансамбле которого Луи Армстронг дебютировал десятью годами ранее. СЛУШАТЬ: Hot Five « West End Blues»

Луи Армстронг становится “развлекателем”

Оплодотворив своими идеями весь тогдашний джаз, Луи Армстронг вместе со всей Америкой вступил в Великую Депрессию рубежа 1920-30-х гг., которая погнала его в бесконечные гастроли под бдительным приглядом мафиозных дельцов шоу-бизнеса: сначала с большим оркестром, а с конца 1940-х, когда эра биг-бэндов закончилась - с ансамблем из земляков-нью-орлеанцев под названием Louis Armstrong All Stars и репертуаром из старых добрых стандартов времён юности Сатчмо. Из новатора-инструменталиста Луи Армстронг превратился в популярного певца, махрового консерватора, улыбчивого развлекателя, который много снимался в кино, первым из чёрных музыкантов долго вёл собственное шоу на радио и регулярно появлялся в хит-парадах поп-музыки с ретро-песенками, стилизованными под старый традиционный джаз.

ВИДЕО: фрагмент западногерманского фильма «La Paloma», 1959 - Луи Армстронг поёт характерную для своего позднего периода песенку «Uncle Satchmo’s Lullaby» («Колыбельная дядюшки Сатчмо») с юной немецкой актрисой Габриэле Клониш

Интересно, что лучше всего из всех записей Луи Армстронга продавался его сингл 1964 года «Hello, Dolly» . Армстронг не только оказался последним джазменом в истории, попавшим на первое место в американском хит-параде поп-музык и, и самым пожилым из всех исполнителей, когда бы то ни было добиравшихся до первого места (ему было 63) - именно с этой песней! Он с этой песней оказался ещё и первым, кто спихнул с первой позиции самих The Beatles .

СЛУШАТЬ: Louis Armstrong «Hello Dolly», 1964 (та самая версия, что заняла 1 место в хит-параде)

Первым из чёрных музыкантов, Армстронг был настолько широко принят в белом обществе, получил настолько полный доступ к привилегиям высшего класса, при этом всегда стараясь оставаться добрым дядюшкой Сатчмо, который невинно развлекал и старался не говорить о социальных проблемах, что другие чёрные американцы частенько называли его между собой чрезвычайно обидным для афроамериканца прозвищем «Дядя Том ». Правда, великая джазовая певица Билли Холидей на это обычно говорила: «Конечно, он Дядя Том, но он Дядя Том от всего сердца ». Армстронг и правда всё всегда делал от всего сердца - и от всего сердца отказался ехать на гастроли в Советский Союз по линии Госдепартамента США: музыкант увидел по телевизору, как расисты не пускают чёрных детей в школу в Арканзасе, и в гневе заявил, что не может ехать за границу, потому что «меня там спросят, что я думаю про расовые проблемы, и что я им - врать стану?» Так мы его и не увидели. Хотя, скажем, в Праге в 1965 г. он выступил, как и в Берлине: вот съёмка его берлинского концерта.
ВИДЕО: Луи Армстронг и его «Все звёзды» в Берлине, 1965

От всего сердца Луи Армстронг верил в простоту межчеловеческих отношений - и всех своих знакомых мужского пола, даже президентов, членов королевских семей и целых двух римских пап, Пия XII и Павла VI, называл Pops , «Папаша». От всего сердца он верил, что похудеть можно, только регулярно принимая слабительное, и не просто верил, а проповедовал эту теорию всем, кого знал, и дарил знакомым упаковки своего любимого слабительного травяного сбора. От всего сердца он считал себя баптистом, хотя крещён был в католической церкви, но всю жизнь носил на груди Звезду Давида, в память о русско-еврейской семье Карновских, которая приютила и кормила его в годы беспризорного детства в Нью-Орлеане в начале ХХ века. От всего сердца он считал, что новое поколение музыкантов, заигравших бибоп после второй мировой войны - это жулики, которые украли у него приёмы игры и музыкальные идеи; но даже в пенсионном возрасте, в 50-е и 60-е, гастролируя со своими «Олл Старз» и исполняя невинные стилизации под ранний нью-орлеанский джаз, он способен был вдруг так дунуть в свою трубу и сыграть несколько минут такого подлинного жгуче-огненного джаза, что более молодым музыкантам оставалось только рты разинуть.

Луи Армстронг – фото для обложки журнала “Лайф” (фото © John Loengard, 1965)

В заключение послушаем фрагмент с, наверное, последней реально значимой (не «ретро») работы Луи Армстронга в грамзаписи - долгоиграющей пластинки, спродюсированной в 1954 году знаменитым Джорджем Авакяном .


Луи Армстронг, У.К. Хэнди и Джордж Авакян с мастер-лентой альбома «Louis Armstrong Plays W.C.Handy », 1954

Это был концептуальный альбом, который назывался «Луи Армстронг играет Уильяма Кристофера Хэнди» , и содержал действительно только версии пьес, написанных в 10-х годах ХХ столетия первым профессиональным чёрным композитором, использовавшим в своём творчестве слово «блюз» и блюзовую форму. В сочетании с подлинным глубоким блюзовым чувством Луи Армстронга этот материал дал поистине бессмертные результаты.
СЛУШАТЬ: Louis Armstrong Plays W.C.Handy «Yellow Dog Blues» (Columbia, 1954)

Луи Армстронг – культовый американский джаз-исполнителей, трубач и певец. Родился 4 августа 1901 года в неблагополучной семье потомственных рабов в одном из самых грязных районов Нового Орлеана. Отец будущего музыканта покинул семью когда тому было ещё несколько месяцев, и матери, чтобы содержать себя и сына, пришлось заняться проституцией.

Маленький Луи Армстронг не оставался в стороне от финансовых проблем семьи и всячески помогал своей маме с деньгами: разносил газеты и возил уголь в Строривилль, район, известный большим количеством публичных домов. Именно из окна одного местного борделя Армстронг впервые услышал джазовую музыку, и это сразу произвело на него впечатление.

В 11 лет Луи Армстронг бросает школу и начинает вместе с другими нищими парнями петь на улице за подачки. Однако этих денег всё ещё не хватало на нормальную жизнь и он начинает работать на семью Карновски, еврейских эмигрантов, владеющих фирмой по перевозке мусора. Будучи хоть ещё совсем мальчиком, Луи уже видит, что и его попечителей притесняют «белые» люди.

Бедная жизнь заставляла Армстронга часто выходить на тропу закона и заниматься воровством продуктов, из-за чего он попадал в изолятор. Там управляющий участком из жалости учил мальчика играть на трубе, что дало первый толчок к будущей карьере джазового трубача. Теперь, немного научившись играть, Луи мог совмещать приятную работу с необходимой: по вечерам он исполнял песни с различными группами в клубах, а днем носил уголь.

К двадцати двум годам у Армстронга уже были более-менее стабильные музыкальные заработки, усыновлённый ребёнок, а также жена, с которой он, правда, вскоре расстался. В 1922 году Луи Армстронг едет в Чикаго, где вступает в состав Creole Jazz Band, вместе с которыми к нему приходит первый большой успех. Группа стала лидером джазового движения в стране, и Армстронг наконец полностью выбирается из бедности.

Затем следовала череда долгих переездов из города в город, студийные записи, концертные туры, и к 1943 году Армстронг оседает в Нью-Йорке. Там он продолжает развивать свой музыкальный стиль и много работать. Доходило вплоть до того, что Армстронг давал по триста концертов в год, а это очень неблагоприятно сказывалось на его здоровье, и в 1959 году он перенёс инфаркт.

Но несмотря на это, записывая хит за хитом, из которых самым известным стал «Hello, Dolly», Луи Армстронг проводит в напряженном концертном графике всю свою жизнь, вплоть до кончины в 1971 году. На тот момент музыканту было 69 лет, и он уже был признан одним из самых влиятельных людей в джазе.

Луи Армстронг - американский джазовый исполнитель и вокалист, который оказал огромное влияние в мире джаза.

Армстронг часто утверждал, что он родился в июле 1900 года – именно эта дата указана во многих биографиях. И только в 1980-х годах выяснилась истинная дата рождения музыканта - 04.08.1901 года.

Луи родился в бедной семье в Новом Орлеане, штат Луизиана. Внук африканских рабов провел детство и юность в районе, где была узаконена проституция, а главной проблемой являлись нищета и наркотики.

Отец мальчика, Уильям Армстронг (1881-1933), ушел к другой женщине, когда Луи не было и года. Мать будущего артиста, Мэри «Майанн» Альберт (1886-1927), позже оставила маленького сына и его сестру Беатрис Армстронг Коллинз на попечение бабушки Жозефины Армстронг и дяди Исаака. В пять лет мальчик вернулся к матери, которая впоследствии успела сменить несколько «отчимов».


Школьнику Армстронгу пришлось рано начать работать: мальчик торговал газетами, развозил уголь, пел на улицах ночью, но денег в семье было недостаточно, и мать Луи стала заниматься проституцией.

Музыка пришла в жизнь Армстронга рано: он часто болтался рядом с танцевальными залами недалеко от дома, нередко ему доводилось привозить уголь в публичные дома и концертные залы, где выступал Джо «Кинг» Оливер и прочие известные музыканты.


В 11 лет мальчик бросил школу и вместе с тремя своими друзьями стал выступить на улицах города. Этот период своей жизни Армстронг никогда не называл худшим – более того, Луи черпал вдохновение, вспоминая годы в «старом добром Новом Орлеане», когда он ясно осознал цель своей жизни.

Подростком Луи подрабатывал в семье еврейских иммигрантов из Литвы, Карнофски, которые занимались мусорным бизнесом. Зная, что мальчик растет без отца, Карнофски заботились о Луи как о родном сыне. Именно эти «родители» подарили «нетерпеливому ребенку» его первый корнет.

Музыка

В 13 лет Армстронг стал выступать с оркестром в исправительной школе «Home for Colored Waifs», куда его отправили за пальбу из пистолета отчима во время празднования Нового года. Группа Армстронга появлялась в разных заведениях города, а Луи впервые обратил на себя внимание публики.

В эти годы Луи удалось научиться многому у старших музыкантов, в числе которых были Банк Джонсон, Кид Ори и Кинг Оливер, который выступил в роли наставника молодого музыканта. Луи также довелось выступать на речных круизах – плодотворную работу на корабле с известной группой «Fate Marable» Армстронг описал как «учебу в университете».


В 1919 году Оливер уехал из города, оставив свое место Армстронгу. К 20 годам Луи стал одним из первых джазовых исполнителей, решившихся проявить свою индивидуальность в сольных партиях. Луи начал использовать прием «скэт» - тип пения, когда к мелодии добавляли набор слов в качестве своеобразного дополнительного сопровождения.

В 1922 г. Оливеру в Чикаго потребовался второй корнетист в его «Creole Jazz Band», и он пригласил Луи. Группа Оливера была невероятно популярна в 20-х годах в Чикаго, который в свою очередь являлся центром мира джаза.


Вскоре из бедного мальчика Армстронг превратился в богатого и известного молодого человека, который жил в собственной квартире с собственной ванной (что было в первый раз в его жизни). Однако Луи не охватила «звездная болезнь» - он продолжал поддерживать связь с друзьями детства из родного города.

В составе группы Луи записал первую пластинку, включавшую его сольные партии. В 1924 г. вторая жена Армстронга, пианистка Лил Хардин, уговорила Луи перейти на следующую ступень карьеры. Чета переехала в Нью-Йорк, где Луи стал выступать с оркестром Флетчера Хендерсона. Фанаты джаза частенько приходили послушать «горячие соло» молодого артиста – именно так к Армстронгу пришла слава.

По возвращении в Чикаго Луи вместе с известными группами «Hot Five» и «Hot Seven» записал такие произведения, как «Muggles» (сленговый термин для обозначения сигарет с марихуаной) и «West End Blues», в которых явно прослеживался свой стиль артиста - яркий, импровизационный, изобретательный.


В 1926 году Луи стал солировать в оркестре Кэрролла Диккерсона, а затем некоторое время руководил собственной группой «Louis Armstrong And His Stompers».

В1929 году Луи снова переехал в Нью-Йорк, где работал в мюзикле «Hot Chocolate», все артисты которого были чернокожими. Следующие несколько лет Луи немало гастролировал, работал с популярными биг-бэндами, снимался в фильмах, выступал на радио и появлялся на Бродвее. В довоенный период Армстронг успел совершить тур по европейским странам и Северной Африке, который принес музыканту широчайшую известность за рубежом.

Позже Луи пришлось перенести несколько операций на губе, разорванной из-за давления мундштука, и на голосовых связках: музыкант хотел избавиться от ставшей его отличительным знаком (что он осознал гораздо позже) хрипотцы.

В 1940-х общественные вкусы изменились, танцевальные залы стали закрываться, у биг-бэндов появилась большая конкуренция. Больше невозможно было финансировать гастрольную группу из 16 человек. Когда в мае 1947 года Луи удачно выступил на джазовом концерте в Нью-Йорке в составе небольшой группы, было решено создать джазовый секстет «Louis Armstrong and His All Stars», в который, помимо Луи, вошли Эрл Хайнс и прочие известные музыканты.

В эти годы Армстронг записал несколько пластинок и снялся в более чем 30 голливудских фильмах, а в феврале 1949 года стал первым джазовым исполнителем, фото которого было помещено на обложку солидного журнала «Time».

К 1950-м годам Армстронг был иконой джазовой музыки – число его фанатов измерялось миллионами. В 1958 году музыкант записал спиричуэл «Go Down Moses», песню, которая ранее считалась гимном американских рабов – и сегодня исполнение этой песни Армстронгом считается лучшим.

В 1964 году, после двухлетней паузы из-за сердечного приступа, Армстронг перепел песню «Hello, Dolly!» певицы Кэрол Ченнинг. Версия Луи продержалась на первом месте чарта «Hot-100» 22 недели - дольше, чем любая другая песня того года. 62-летний Луи стал самым старым исполнителем, песня которого заняла лидирующие позиции. Также Армстронг сумел сместить группу «Битлз» с первого места, которое они занимали 14 недель подряд.

В 60-е годы Армстронг с успехом гастролировал по Европе, Африке и Азии, а в 1965 году посетил страны Восточного блока. Музыкант даже получил неофициальное прозвище «Посол джаза» и вдохновил композитора Дэйва Брубека на написание мюзикла «The Real Ambassadors» («Настоящие послы»). В 1967 году Луи записал одну из самых своих известных песен – «What A Wonderful World», которая была занесена в Зал Славы «Грэмми» почти 30 лет спустя.

Свой последний альбом Армстронг записал в 1968 году.

Личная жизнь

В марте 1918 года 16-летний Луи связал себя узами брака с Дейзи Паркер, которая была проституткой в Луизиане. Молодые супруги усыновили 3-летнего Кларенса, мать которого, двоюродная сестра артиста Флора, умерла после родов. Ребенок был умственно отсталым (из-за травмы головы, полученной во младенчестве). Армстронг и Паркер развелись в 1923 году.


4 февраля 1924 года Луи женился на Лил Хардин, с которой прожил до 1931 года. После развода в 1938 году артист женился на своей давней приятельнице Альфе Смит. Брак с третьей супругой продлился 4 года. В октябре 1942 года Луи взял в жены певицу известного ночного клуба «Коттон-клаб» Люсиль Уилсон – с ней музыкант прожил до самой смерти.

У Армстронга нет родных детей, но в декабре 2012 года Шарон Престон-Фольта заявила, что является дочерью Армстронга и Люсиль «Сладкой» Престон, танцовщицы из «Коттон-клаба». Слова женщины подтвердило письмо 1955 года, в котором Луи обратился к своему менеджеру Джо Глейзеру с просьбой выплачивать Престон и ее ребенку, которого он посчитал своим, ежемесячное пособие в размере 400 долларов.


В 2016 году на российском музыкальном шоу «Голос» выступил некто , представившийся внуком великого музыканта. Довольно быстро выяснилось, что артист не имеет никакого отношения к Луи, но выступает на светских мероприятиях с его песнями и подражает стилю пения великого музыканта.

Армстронг всегда был озабочен своим здоровьем, контролировал свой вес, используя слабительные, но при этом любил вкусно поесть и даже отразил эту любовь в нескольких песнях.


Луи ежедневно употреблял марихуану почти всю жизнь, а в 1930 году провел девять дней в тюрьме после ареста за хранение наркотиков. Марихуану Армстронг считал «в тысячу раз лучше виски».

Армстронг любил играть в бейсбол и основал в Новом Орлеане бейсбольную команду «Raggedy Nine», которая позже трансформировалась в «Secret Nine Baseball».

Армстронг любил записывать все, что происходило с ним каждый день. В своих письмах и дневниках он описывал музыку, секс, еду, детские воспоминания, действие «лекарственной» марихуаны и даже работу его кишечника. Все свои записи Луи разбавлял непристойным шуткам и лимерикам.

Армстронг не был масоном, как часто утверждается в СМИ. Хотя он числится в списках нью-йоркской ложи Монтгомери № 18, такой ложи никогда не существовало. Однако Армстронг указал своей автобиографии, что был членом братства «Рыцарей Пифии», но организация не является масонской.

У Луи было несколько прозвищ – Сачмо (сокр. от «satchel mouth» («рот-рюкзак») – так называли музыканта из-за его крупного рта), Диппер (от «Dippermouth Blues», первая записанная песня Creole Jazz Band) и Попс (прозвище произошло из-за склонности Армстронга забывать имена людей и назвать их просто «pops» - «старик» или «отец»).

Смерть

Несмотря на предостережения своего врача, Армстронг решил выступить в марте 1971 года в концертном зале фешенебельной гостиницы «Уолдорф-Астория» на Манхэттэне. В конце шоу музыканта госпитализировали с сердечным приступом. В мае артист вышел из больницы с намерением возобновить концерты, но 6 июля 1971 года 69-летний Луи скончался от сердечной недостаточности.


Музыкант похоронен на кладбище Флашинг в Нью-Йорке. На похоронах артиста присутствовали многие известные личности - (с которой он записал нетленный хит «Summertime»), Диззи Гиллеспи, Эд Салливан, Алан Кинг и другие.

Дискография

  • 1951 - Satchmo at Symphony Hall
  • 1951 - Satchmo at Pasadena
  • 1954 - Louis Armstrong Plays W.C. Handy
  • 1954 - Louis Armstrong and the Mills Brothers, Volume One
  • 1955 - Satch Plays Fats: A Tribute to the Immortal Fats Waller
  • 1956 - Satchmo the Great
  • 1956 - Ella and Louis
  • 1957 - I"ve Got the World on a String
  • 1957 - Louis Armstrong Meets Oscar Peterson
  • 1957 - Louis Under the Stars
  • 1957 - Louis and the Angels
  • 1958 - Porgy & Bess
  • 1958 - Louis and the Good Book
  • 1959 - Satchmo in Style
  • 1959 - The Five Pennies
  • 1960 - Bing & Satchmo
  • 1961 - Recording Together for the First Time
  • 1962 - The Real Ambassadors
  • 1964 - Hello, Dolly!
  • 1968 - Disney Songs the Satchmo Way

Армстронг - один из великих джазовых виртуозов, чье влияние на современную музыку было настолько велико, что практически все музыканты, записывавшиеся между 1927 и 1940, звучат как последователи его стиля.


"Посмотри, как прекрасен мир. Я не могу дать тебе ничего кроме любви..." Луи Армстронг

Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными исполнителями на продолжении многих лет. Он сделал популярным скэт-пение, в котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца, появившегося на сцене после 1930 года, таких, как Бинг Кросби , Билли Холлидэй и Фрэнк Синатра . В добавление ко всему, прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга сделали его известным в качестве "Американского Посланника Мира".

Луи Армстронг родился в Нью Орлеане, 4 августа 1901 года (его свидетельство о рождении было найдено в середине 80-х, так что эта дата очень приблизительна) и вырос в бедном районе города, иногда выступая на улицах за гроши в качестве певца в вокальном квартете.

В новогоднюю ночь 1912 года Луи взял в руки пистолет и выстрелил в воздух, отмечая пра

здник, после чего был арестован и послан в дом для трудновоспитуемых подростков. Этот период жизни стал для него как музыканта отправным моментом, т.к. именно в доме для трудновоспитуемых он научился играть на корнете. Выйдя "на свободу" через два года, Луи начинает играть в джазовых группах Нью Орлеана. Когда Кинг Оливер, который покровительствовал Армстронгу, покидал Нью Орлеан, он порекомендовал Луи Киду Ори и его популярной в то время группе. Через 4 года Кинг Оливер пригласил своего протеже играть в Чикаго в своей группе Creole Jazz Band в качестве второго корнетиста.

В 1922-24 годах Кинг Оливер играет в лучших классических джазовых оркестрах и вскоре становится очевидно, что Луи начинает оттеснять маэстро своей игрой.

В 1923 году группа записывает сорок одну композицию для четырех лейблов и встречается с пианисткой Лили Харден, которая становится второй из четырех жен Луи Армстронга. Лили уговаривает Луи покинуть группу и перебраться в оркестр Fletcher"s Henderson в Нью Йорке, пожалуй самый популярный оркестр в то время. В то время музыканты Нью Йорка отставали в технике от музыкантов Чикаго. Наверно по-этому, игра Армстронга дала возможность местным музыкантам почувствовать новое направление. Луи стал записываться как аккомпаниатор блюзовых

исполнителей, например, Бесси Смит и Ма Рэйни, а также вместе с другими музыкантами и группами: Сидни Бечетом и Blue Five Кларенса Вильямса. В 1925 году, после того как он покидает оркестр Хендерсона, Луи переезжает обратно в Чикаго и начинает свои знаменитые серии "Hot Five" и "Hot Seven".

В 1925-27гг вместе с кларнетистом Джонни Доддсом, трамбонистом Кидом Ори, пианисткой Лилли Армстронг и мастером банджо Джонни Сэнт-Сиром Армстронг записывает шедевр за шедевром - музыку, которая подняла и прославила ньюорлеанский джаз. Композиция "Cornet Chop Sue" изумила музыкальных ценителей (в этой композиции 1927 года Луи меняет корнет на трубу,), а композиция "Heebies Jeebies" стала хитом и окончательно сделала популярным скэт-пение. В 1928 году Армстронг играет в студийной группе The Savoy Ballroom Five. "West End Blues" с очаровательным вступлением трубы была признана многими, в том числе и самим Армстронгом, самой удачной записью - наряду с "Weather Bird", исполненной дуэтом с Эрлом Хайнсом.

Армстронг учавствует в различных ночных программах в Чикаго с большими группами Эрскина Тэйта и Каролла Дикерсона, оттачивая свое мастерство шоумена. Начиная с 1929 года, он начинает записываться как лидер сразу нескольких джазовых коллективов, создавая классические

шедевры, как например, "I Can"t Give You Anything But Love". В последующую декаду имя Луи Армстронга становится своего рода визитной карточкой джаза, в 1932-34 он совершает два тура в Европу, играет несколько запоминающихся эпизодических ролей в кино и играет в большой свинговой группе. Самым запоминающимся в его музыкальной карьере стала совместная работа с Эрлом Хайнсом в 1928 году - волшебство игры Луи можно прочувствовать во всех записях, а его голос находится на пике эмоциональной выразительности.

В 1947 году Армстронг покидает большую группу и формирует сикстет "The All-Stars", в состав которого входят трамбонист Джек Тигарден , кларнетист Барни Бигард и Эрл Хайнс. С ним Армстронг начинает непрерывные гастроли, которые будут длиться до самой его смерти.

В 1950 году Хайнс, Тигарден и Бигард покидают секстет "The All-Stars" , на их место приходят Трамми Янг и Эдмонд Холл, но звучание группы не меняется. Армстронг время от времени записывается с большимим оркестрами и с Эллой Фитцжеральд. Он записывает свои основные хиты "Blueberry Hill", "Mack the Knife", "Hello Dolly" уже в качестве признанного классика.

На день его смерти - 6 июля 1971 - в мире не было ни одного джазового музыканта, кто мог бы сравниться по популярности с великим Сачмо.