Зачастую, когда у человека случается какой-то ключевой момент в жизни, говорят что это судьба .

Так что же такое судьба?
Никто так и не может дать определения этому понятию, так как никто этого так и не понял. И, наверное, не поймет. Но, кое-что люди уже осознают до конца, какие то истины уже постигнуты. «Я хозяин своей судьбы» можно услышать на сегодняшний день. Однако большинство, кроме того, как заучить эту фразу, ничего не делал и не делает, дабы что-то поменять в своей жизни.

Бывают такие моменты, когда все валится с рук. Уже, казалось бы, ничего нельзя сделать – руки опущены, с места не сдвинется ничего.
И зачастую – это та ошибка, которую допускают в своей жизни многие. Вместо того, чтобы подняться с колен и вымыться от грязи, в которую окунула жизнь, такие люди говорят что «это судьба». И, казалось бы, все можно повернуть вспять, но людям легче разглагольствовать о судьбе.
Удобно, не правда ли?

Прежде, чем взяться за коррекцию своей жизни, нужно начинать с себя. Да, именно с себя, ведь не познав себя и своих возможностей, нельзя познать мир. Все начинается с человека. Прежде, чем на нее жаловаться, нужно поразмыслить на такие вопросы: «Что я сделал не так?», «Кого я обидел?», «Что я не сделал?» или «Что мне нужно?». Такие вопросы и ответы на них зачастую и складывают понятную картину.

Закон бумеранга никто не отменял. Многие люди, желая плохого другим, осуждая не праведно других, иногда не думают о том, что это может вернуться. Корыстность также является огромным минусом в карме, поэтому такие явления в жизни также необходимо исключить.
Уважение окружающих – это важное составляющее жизни каждого человека, не уважая других, можно зарыть носом и самому.

Необходимо делать именно положительные поступки, развивать бескорыстие, отказаться от чувства жалости и не путать это понятие с состраданием.
Также немаловажно окружить себя теми вещами, которые приносят не только радость, но и гармонию, духовности. Ведь духовность – это основная составляющая человеческой морали, душевного тепла, светлого взгляда на жизнь.


Больше книг, йоги, различных физических упражнений и .
Судьба человека не может быть написана. Нет не одной книги, где могла бы быть написана судьба каждого. Ибо ее творит каждый сам себе.
Другое дело – если человек понимает свои ошибки и желает их изменить. А действовать – это не просто желать. Это стремление к самоочищению и познанию, надежда пройти жизненную аскезу достойно.

Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6-10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) - от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8).

Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21-26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это - лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.

Язычники тоже прибегали к жребию при необходимости принятия важных решений. Невозможно допустить, чтобы в этих занятиях людей, приписывающих результат жребия идолам, могла проявляться воля Божия. В поэме «Против Маркиона, в пяти книгах», приписываемой Тертуллиану, метание жребия язычниками приравнивается к прочим их непотребным занятиям - «следовать пустым идолам, производить себе толпу богов, метать жребии , гадать, называть звезды ложными именами, предсказывать судьбы рождающихся» (Кн.1. Гл.1).

Однако в тех случаях, когда некоторых язычников Божественный Промысл использовал как Свое орудие, результат жребия был проявлением воли Божией. Так, в начале 588 года Навуходоносор осадил столицу иудейского царства. Халдейский царь не сразу решился на этот шаг. В это время было несколько восстаний среди покоренных народов. Навуходоносор готов был идти на столицу аммонитян Равву. Находясь в затруднении, царь прибег к жребию. И жребий пал на Иерусалим. Это вполне согласуется с тем, что написано в книге пророка Иеремии: «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего» (Иер. 27: 6). Пророк Иона, вопреки повелению Божиему сел на корабль, чтобы бежать в Фарсис. Однако «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1: 4). Корабельщики-язычники прибегли к жребию, чтобы определить виновника, из-за которого поднялась буря. Жребий указал на Иону.

В истории Православной Церкви неоднократно прибегали к жребию для решения спорных вопросов. По жребию определили, где поставить раку новопрославленных благоверных князей Бориса и Глеба. В летописи сообщается, что в 1467 году в Новгороде прибегли к жребию в решениии вопроса о том, какому святому строить храм. В XVII веке жребием решались спорные дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена.

По примеру святых апостолов трижды выбирался с помощью жребия Патриарх. Первый раз - 20 марта 1642 года архимандрит Симонова монастыря Иосиф. Митрополит Макарий (Булгаков) в многотомной истории Церкви так описывает это событие: «Когда прибывшие в Москву иерархи представились государю, он просил их прежде всего вознести усердные молитвы к Богу, да дарует Он Церкви Своей нового верховного пастыря и учителя. А когда они удалились, велел приготовить шесть жребиев и написать на них имена, на каждом жребии по одному имени тех шести лиц, которых сам же предварительно избрал (в том числе двух архиепископов - Серапиона Суздальского и Пахомия Астраханского, одного архимандрита - Симонова монастыря Иосифа и трех игуменов - московского Богоявленского монастыря Иону, Соловецкого Маркелла и псковского Святогорского Макария), запечатал все эти жребии своею царскою печатью и отослал чрез боярина своего князя Алексея Михайловича Львова в соборную церковь к находившимся там святителям с тем, чтобы они, помолившись Богу и Пречистой Богородице, вынули пред Ее чудотворною иконою Владимирскою один из присланных жребиев, “кого Бог изволит и Пречистая Богородица изберет быти патриархом”, и тот жребий прислали нераспечатанным к государю. Святители взяли сначала три жребия, положили их в драгоценную панагию, которую носили прежние патриархи, поставили панагию в киоте на пелене пред чудотворною иконою Владимирской Богоматери и начали молебствие. По окончании молебна старший из архиереев - Новгородский митрополит Афоний - велел Ростовскому митрополиту Варлааму вынуть один из трех находившихся в панагии жребиев и держать в руках, а два остальные отложить. Потом положили в ту же панагию другие три жребия из шести присланных царем, поставили ее пред тою же чудотворною иконою на пелене, вновь совершили молебствие, и из панагии вынут еще один жребий митрополитом Сарским Серапионом, а два остальные отложены. Наконец в ту же панагию положили два прежде вынутые из нее жребия и поставили ее пред чудотворною иконою Богоматери. По окончании третьего молебствия один из этих двух жребиев вынул архиепископ Суздальский Серапион и поднес митрополиту Аффонию и всему Собору. Аффоний, не распечатывая жребия, отдал его князю Львову для доставления государю. Царь распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что “благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря”, и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором» (Кн. 6. Гл. 3). Патриарх Иосиф много заботился о строгом исполнении церковных уставов, благолепии церковной службы, благоустройстве храмов и духовном просвещении.

По жребию был выбран патриархом митрополит Новгородский Никон (1605-1681). Возникший при нем церковный раскол не дает права подвергнуть сомнению, что в этом избрании была воля Божия. Первый царь избранного народа Саул закончил правление крайне неблагополучно, но избран он был Богом: «Господь открыл Самуилу за день до прихода Саулова и сказал: завтра в это время Я пришлю к тебе человека из земли Вениаминовой, и ты помажь его в правителя народу Моему - Израилю» (1 Цар. 9: 15-16). Мы не должны оценивать пути Господни с помощью ограниченного человеческого разума.

Избрание патриарха на Поместном Соборе 5/18 ноября 1917 года проходило в храме Христа Спасителя после молебна перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Старец Алексий Зосимовский, человек святой жизни, из трех кандидатов (архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон) выбрал того, кто при открытом голосовании набрал меньше первых двух. Митрополит Антоний, получивший при голосовании больше половины голосов (309), позже писал Патриарху Тихону: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского, так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования».

Надо особо сказать о тех, кто, находясь перед выбором, любит прибегать к жребию. Это не должно делать. Господь дал нам разум, чтобы, восходя постепенно в духовной жизни, стяжать дар рассуждения. Если так легко можно с помощью жребия решать вопросы, то не нужны были бы опытные наставники, ни труды, чтобы познать истину. Человек, прибегающий к жребию, легко попадает в искушение. После жребия, не имея крепкой веры, он начинает мучиться сомнением в том, что жребий указал волю Божию. Сомнения растут, но он боится отказаться от исполнения того, что указано жребием.

При трудности принятия решения надо усиленно помолиться, читая в течение некоторого времени акафисты или каноны Господу или Матери Божией. Приступая к чтению и после него каждый раз просить вразумления. Опыт показывает, что борьба помыслов затихает и становится ясно, что надо делать. «Молитесь, да будет воля Божия; вы знаете, что нет ничего лучше воли Божией» (святитель Филарет Московский).

ЖИВОЕ СЛОВО

БРОСАТЬ ЛИ ЖРЕБИЙ?

Иеромонах Гавриил (Богданов) (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа):

– Признаюсь, мне самому метать жребий не приходилось. И когда прихожане спрашивают меня, допустимо ли это, стараюсь всё же нацелить их на молитву. Как научила меня одна старица, в случае затруднения можно попросить: «Помоги, Господи, волю Божию исполнить!» То есть дай мужества, помоги, укрепи, наставь и открой мне, что делать, если я буду к этому готов. Практика показывает, что такое вопрошание обычно не остаётся без ответа. Господь меняет обстоятельства, или открываются дополнительные детали, которые помогают понять, как тебе поступить. Но если этого не происходит, то, как советуют святые отцы, можно, например, трижды прочитав канон Богородице, исполнить то, что Господь первым положит на сердце.

Только всё это на крайний случай. Скажем, у нас на архипелаге некоторые прихожане живут за сотни, тысячи километров от духовника. А если говорить о материке, там обычно нетрудно доехать до духовного отца или обратиться к мирянину, имеющему дар рассуждения. Сам я, когда оказываюсь на Большой земле, просто испрашиваю совета у старцев. Это что касается исполнения пастырских обязанностей или, скажем, своего внутреннего устроения. Но если речь идёт о внешних сложностях, то, что Господь посылает, то и хорошо.

Протоиерей Виталий Размыслов (г. Сыктывкар):

– В Ветхом Завете, конечно, встречается такое – метание жребия. И я слышал, что некоторые православные священники таким образом ищут ответы. Но думаю, что в современном состоянии человеку лучше этого не делать. Господь ответит и без метания жребия, нужно только проявить смирение.

Мы очень нетерпеливы и пытаемся поторопить Господа, но, когда возникают трудности, лучше посоветоваться с духовником. Он попытается понять, как нам поступить, руководствуясь не только нашей выгодой, земными установками. Постарается исследовать положение человека. Нужно ли ему решиться на покупку того или иного жилья? На этот счёт возникает немало сомнений. Ещё более распространённый вопрос: ложиться ли на операцию? Сам я руководствуюсь советом святого Василия Великого не избегать врачей. Полагаюсь на волю Божию, на то, что медики поставлены Самим Господом, Он даёт им образование, талант. Не всегда результат лечения был положительным, но я оставался при мнении, что поступил правильно. Если Господь считает необходимым послать скорби, нужно их перенести.

Какие вопросы мне обычно задают? Подходит женщина, говорит, что у неё плод остановился в развитии, замер, сердцебиения не слышно. Что делать? Жребий бросать? С одной стороны, аборт – смертный грех, с другой – врачи твёрдо уверены, что это единственный выход. Значит, нужно послушать врачей. Очень часто люди сомневаются, отправляться ли в паломничество. Им предлагают путёвки, но на Святой Земле стреляют, в Москве взрывы – и начинаются гадания. Конечно, желательно испросить благословения у священника, но даже если не получится это сделать, сам факт, что тебе предложили поехать поклониться святыням, – дар Божий. Нельзя им пренебрегать, не нужно бояться, Господь сохранит. Другое дело, если предлагают отправиться повеселиться или, скажем, приглашают на «Поле чудес»...

Метание жребия допустимо лишь в каких-то крайних обстоятельствах, после соборной молитвы, как это было, например, при избрании Патриарха Тихона. Три кандидата, предложенных Собором, были достойнейшими людьми, так что не было уверенности, кого предпочесть. И множество православных христиан, в том числе духовно опытные, ответственные люди, вместе молились, чтобы Господь через жребий Сам выбрал Предстоятеля. Они имели полную решимость принять Его волю, какой бы она ни была.

И совсем другое дело, когда человек мечет жребий по любому поводу – у него это входит в привычку, превращается в банальное гадание. Это уже грех, и диавол непременно воспользуется подобной хулой на Духа, сделав человека своей игрушкой. Ведь гадающий в этом случае не ищет воли Божией, а вымогает у Него согласие, точнее, пытается обыграть, как это происходит на «Поле чудес». У человека слабого, грешного метание жребия может стать чем-то вроде игры в рулетку.

Протоиерей Сергий Гомаюнов (г. Вятка):

– Я считаю, что метание жребия, гадание по Библии, когда человек пытается произвольно истолковать текст Священного Писания, неуместны, если речь идёт о твоей судьбе. С Господом такие отношения недопустимы. Его воля закрыта от нас, она не имеет ничего общего с нашими представлениями, логикой. Вспоминаю эпизод из Евангелия, где Христос говорит открыто, что ждёт Его в Иерусалиме. Смерть! И тогда апостол Пётр предлагает: если всё известно, зачем идти. Что же отвечает ему Господь? Он говорит: «Отойди от меня, сатана». Пётр, исходя из человеческого разумения, хочет как лучше, но это «лучше» не имеет ничего общего с волей Творца. И представьте, что он предлагает в этой ситуации метнуть жребий. Это было бы недостойно и лукаво.

Почему воля любящего Господа обычно сокрыта от нас? Не потому, разумеется, что Он с нами в прятки играет. Просто, как правило, мы не готовы Его волю принять. И нам даётся время, посылаются испытания, чтобы приблизиться к пониманию того, что Бог мыслит о нас, как поступить. Это далеко не всегда плохо – когда мы пребываем в недоумении, не понимаем, что делать. Злодею всё понятно, он решителен, лишён сомнений. Но человек не совсем пропащий колеблется, не знает, как поступить. Это располагает его к тому, чтобы просить у Господа вразумления, духовного зрения. Подменить этот труд метанием жребия – невозможно.

Как невозможно подменить постоянное обращение к Евангелию гаданием по Библии. Священное Писание нужно открывать не произвольно, в случае крайней нужды, а каждый день умудряться, читая его. Ум святого плавает в Писании, напитан им, к этому и мы все должны идти. В Евангелии содержатся все ответы, просто мы не умеем видеть их. Был случай, когда человек подошёл к духовно опытному пастырю с вопросом: «Открой мне волю Божию, как поступить?» Батюшка улыбнулся: «Ишь, чего хочешь? Читай Евангелие, поймёшь».

Как поступать в случае затруднения? Идти на ощупь, не торопясь, не проявляя нетерпения, стараясь расслышать голос совести, не забыть о заповедях, молиться, принимать Святые Дары. Потом, оглядываясь назад, понимаешь: всё произошло, как должно, наилучшим образом, Господь тебя будто по лезвию ножа провёл. Доверие нужно иметь. Ведь мы за Господа решаем, как нам быть, а потом ропщем на Него. Человек приходит, просит: благословите поступить так-то и так-то. Убеждаешь его, что это не дело, а потом узнаёшь, что он к другому священнику обратился и к третьему. И будет ходить по храмам, пока не услышит, что хочет. Разве у такого откроются глаза? Он держит их закрытыми, чтобы впотьмах творить свою волю, и не ведает, что купается в свете.

В критических ситуациях, когда ответ требуется немедленно и никто не подскажет, что делать, спроси себя – как Господь повёл бы Себя на твоём месте, на что бы Он тебя благословил. Недавно смотрел фильм о воине-мученике полковнике Константине Васильеве. Он погиб, пытаясь освободить заложников в «Норд-осте», предложил себя взамен. В нескольких десятках метров от него бандиты размозжили голову девушке-почтальону Ольге Романовой. Узнав о том, что происходит в «Норд-осте», она, как и Васильев, бросилась на помощь. Оба были православными христианами. Они не думали, что их жизнь закончится подобным образом. Но евангельское сознание таково, что человек задолго готовится к подвигу, сам того не ведая. А в нужный момент приходит единственно верное решение.

Вопрос: «Что делать, когда не знаешь как поступить? Какое из двух решений, будет правильным, если от этого может зависеть жизнь? Посоветовали мне два варианта: написать на бумаге ответы с разными решениями, прочитать по три раза "Отче наш", "Богородице, Дево радуйся", "Символ веры" и тянуть жребий. Или же прочитать вышеперечисленные молитвы, мысленно задать вопрос, и открыть Евангелие, на какой фрагмент упрешся взглядом или пальцем, там внимательно читать. Вариант с Евангелием бывает не всегда понятен с ответом. Можно ли так поступать, не кощунство ли это? Могут ли быть другие варианты? Как сделать правильнее, чтобы это принесло пользу и толк».


Отвечает священник Максим Каскун:
- На кофейной гуще не советовали, Вам пальцем поводить? Бывает и такое, поводят, смотрят, что –то появилось, фигурка какая-то – значит то и есть. Потом к этому прилагается целая книжка с толкованиями и человек в соответствии с этим строит свою дальнейшую жизнь. На самом деле, это все игры, в которые православному христианину не стоит играть.
Что же касается самого жребия, то он как таковой имеет место быть в нашей жизни. Но, увы, по горькому опыту знаю: сам, своих друзей видел, кидающих этот жребий.
Господь открывает свою волю: представляете, человек тянет бумажку, достает, Господь говорит: -Ты монах. -Да, Господи!
И жениться на дочке профессора в академии. Второй тянет, ему опять говорит Господь: - Ты монах. – Да, Господи! Уезжает домой: женится, рожает детей, становится священнослужителем.
Поэтому предвосхищать волю Божию, не всегда полезно, потому что не всякий человек может понести это бремя, потому что, то что Господь хочет от нас, ведь в жребии мы говорим: -Господи, что Ты хочешь? А Господь хочет, чтобы мы все были монахи. Апостол Павел говорит: « Я желаю, чтобы Вы все были как я!» Но кому как Господь определил, и между хотением Божьим и его определением есть разница. Когда мы предвосхищаем, пытаемся приоткрыть завесу промысла Божьего, проникаем в эти вещи, и Господь говорит: - Я хочу, чтобы ты был монахом. А в жизни, ты, конечно, таким человеком не станешь, и все сложится так, как сложится.
Поэтому я в таких случаях, как правило, делаю так: если мне предлежит какое-то дело, или два дела, или три решения каких-то – то я начинаю делать, с молитвой, с раскаянием, с просьбой Господа о помощи. И молитва моя такова: «что Господи, вот какое дело состоится и устроится, значит, Ты благословил. Какое не пойдет, разрушится, значит не надо!» Если, даже, иногда душа и не комфортно себя чувствует, но зато в конце, когда видишь плоды такого похождения, понимаешь, что в этом случае какой-то человек появился, в храм стал ходить. В этом случае тоже кто-то пришел, какое-то общение завязалось. Это приносит тогда плоды.
А когда, мы приоткрываем завесу: ну и что толку? Господи на ком мне жениться: на той, на той, или на той? Вытягиваешь жребий, Господь говорит: - На той. Нет, Господи, на ней я не хочу. Поэтому жребий, все-таки для тех, кто готов на 100% , выполнить то, что он вытянет. Поэтому эти все вещи, они очень неприятны, когда ты их не выполняешь. Потом будут искушения, скорби разные. Поэтому делайте то, что будет получаться, а там Господь управит. Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны

Шалом и браха, уважаемый рав Климовский Овадья. Большое спасибо за исчерпывающий ответ. Б-жьих Вам благословений. Скажите, пожалуйста, когда в жизни возникают ситуации, где нужно сделать выбор, как поступать? Конечно, в первую очередь это молитва и ожидание ответа от Б-га. Можно ли в таких случаях бросать жребий? Не будет ли это искушением Б-га? Что об этом говорит Тора? Какое мнение Мудрецов? С уважением, Юрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Юрий! Большое спасибо Вам за теплый отзыв и за Ваши очень интересные вопросы.

Возможность делать выбор — особая привилегия, дарованная человеку, отличающая его от всех остальных земных творений, и, по словам рава Хаима из Воложина, в каком-то смысле уподобляющая его Творцу. Вы правы, человек, который хочет поступать правильно, всегда имеет возможность найти ответ на вопрос, как это сделать в данной ситуации. Всевышний не бросает нас, Он привел нас в этот мир с определенной целью, и, если мы намерены следовать ей, даст нам все возможности для этого.

Какие же существуют способы выяснить, как лучше поступить? Прежде всего, конечно, нужно знать Законы Б-га. Зачастую, тщательно изучив соответствующий раздел, мы можем обнаружить, что наш вопрос снят. Например, мы раздумываем, что лучше — поехать в субботу с друзьями на экскурсию по их просьбе (и, доставив им тем самым удовольствие, выполнить заповедь «возлюби ближнего») или остаться дома, скажем, тоже для какой-нибудь полезной деятельности. Открыв же Законы субботы, мы обнаруживаем, что вопрос о поездке куда-либо в субботу не стоит вообще.

Хорошо сблизиться с мудрым и праведным человеком, который сможет и подсказать, каков закон в данном случае, и просто дать совет, когда книги законов молчат. Когда цадик искренне желает добра тому, кто спрашивает его совета (а праведники таковы, что судьба каждого еврея заботит их так, будто он их родственник), то он получает помощь Небес и его совет оказывается полезным.

Но не следует допускать, чтобы на наше решение влияли какие-либо внешние события, например, кошка перебежала дорогу, хлеб выпал из руки и т.п. Это называется нихуш , гадание, и отвергается Торой. Интересно, что в Торе и Талмуде мы находим несколько примеров, когда большие праведники занимались, на первый взгляд, именно нихушем . Разумеется, это не было гадание. Комментаторы объясняют, что происходило на самом деле, оставляя нам некоторую возможность видеть в происходящем вокруг намеки, знаки для себя. Однако с этим следует быть очень осторожными. Здесь нет места для раскрытия всей темы, рассмотрим лишь пример Элиэзера, верного раба Авраама, который отправился на поиски невесты для Ицхака. Остановившись у колодца, он, обращаясь в страстной молитве к Творцу, объявил: «Если девушка поможет мне напиться и напоить верблюдов, я пойму, что Ты сделал мне милость, указав на нее. Значит, она и есть суженая Ицхака». Так и случилось. Ривка проявила необыкновенную доброту, позаботившись о незнакомом страннике, и Элиэзер привел ее к Ицхаку. Говорят наши мудрецы: это пример настоящего гадания! И тут же возникает вопрос: неужели Элиэзер, ученый и праведный человек, которому Авраам поручил столь ответственное задание, — нарушил такой явный запрет ?

Рамбам (Законы об идолопоклонстве 11:4) запрещает поступать так, как Элиэзер. Комментарий Кесэф Мишнэ оправдывает Элиэзера, в соответствии с мнением Рамбама, тем, что тот не полагался на слепой случай, а просто проверял, есть ли в девушке главное качество, которое необходимо праматери еврейского народа — милосердие. Таким образом, хотя мудрецы именно на примере поступка Элиэзера учат, как выглядит запрещенный нихуш , сам Элиэзер вовсе не гадал . Раавад, споря с Рамбамом, утверждает, что в таком случае нет запрета гадать — ведь человек не полагается на какие-то суеверные приметы, а просто ищет намека от Всевышнего. Однако Раавад считает, что таким образом все равно не узнать, как на самом деле следует поступить, разве что намеки повторятся три раза. И если человек сам назначает способ проверки заранее, то это подобно жеребьевке, о которой сказано: «За пазуху бросается жребий, но от Б-га все решение его» (Мишлей 16:33).

Не вдаваясь в многочисленные подробности, о которых говорят законоучители, скажем, что подобный способ разрешения сомнений не стоит применять, не посоветовавшись с раввином. Если эта проверка базируется хотя бы частично на логике, то, возможно, она будет разрешена.

Другое дело — жребий, который и Тора допускает для того, чтобы определить, например, какое животное будет принесено в жертву в Йом-Кипур, а какое отправится в пустыню к скале Азазел. Более того, наделы колен Израиля в Святой земле тоже были определены с помощью жребия. В Талмуде и Законах мы находим многократное использование жеребьевки для того, что определить, кому достанется честь выполнить определенную заповедь или получить порцию и т.д. Однако бросать жребий, чтобы решить жизненно важный вопрос, не стоит торопиться, не поискав других путей к решению. Известно, что в некоторых особо важных случаях наши учителя использовали так называемый жребий Виленского Гаона: открывали наугад страницы особого издания Танаха и выбирали определенную строку. Написанное там должно «намекнуть» на ответ. Возможно, это подобно другому «способу»: раньше было принято спрашивать первого встреченного ребенка, выходящего из хедера: «Какой стих (Торы) ты выучил сегодня?». Однако не каждый может удостоиться понять ответ на свой вопрос из того, что услышит.