"Гроза" - пьеса, вершина зрелого творчества А.Н. Островского, впервые опубликованная в 1859 году. Центральная проблематика данного произведения заключается в противопоставлении архаичных, остро - консервативных убеждений правящего класса, отраженного в основном в представителях старого поколения, и полных стремлений к свободе и независимости во взглядах "новых", передовых, еще совсем молодых людей. Сюжетная линия драмы развивается вокруг " темного царства" бездушных и безнравственных жителей города Калинова, все существование которых основывается прежде всего на невежестве, эгоизме и самом главном - нежелании каким-либо образом изменить привычный уклад собственной жизни. Наиболее типичными представителями "темного царства", его " столами", являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьева Кабанова - одни из самых эгоистичных, властьимущих людей этого провинциального городка.

Образы Дикого и Кабанихи имеют ряд сходств, основывающихся прежде всего на осознании собственного предназначения и места в обществе.

В данном произведении образ Дикого служит для разоблачения истинного самодурства, заключающегося в никем и ничем не оправданном своеволии, абсолютно неограниченной грубостью и даже жестокостью, проявляющейся не только в отношении малознакомых, но и даже близких ему людей. Еще одна отличительная особенность характера Савла Прокофьевича заключается в его корыстолюбии. Дикой определяет отношение к окружающим его людям по социальному статусу, и потому постоянное унижение нижестоящих в материальном плане людей постепенно превращается у него из желания в ежедневную потребность, средство утоления которой и именуется самодурством. Характер Дикого объясняется в некоторой степени его жизненным ценностями: патологическая любовь к деньгам, основывающаяся на постоянном преумножении собственного капитала, играет в его жизни основную, ведущую роль.

При этом в средствах достижения своей цели Савел Прокофьевич не особо избирателен: он отсчитывает горожан, "ни одного путем не разочтет", совершенно спокойно присваивает себе наследство племянников. Подобные жизненные приоритеты порабощают Дикого: будучи крайне обеспеченным в материальном плане он слаб духовно, поскольку далек от чувства жалости и сострадания чему-либо.

В своих взглядах и убеждениях позиция Дикого сходна с соображениями Марфы Игнатьевны Кабановой, основная идеология которой также состоит в абсолютной непрекословности подчинения нравам этой деспотичной женщины. В данном произведении Кабанихи предстает перед читателем в образе яростной сторонницы консерватизма, лицемерной ханжи, скрывающей под внешней заботливостью и чуткостью глубочайшее безразличие и желание во что бы то ни стало сохранить собственный авторитет в глазах общества. В ее характере, так же как и в характере Дикого, преобладающим качеством является эгоизм, объясняющийся в первую очередь желанием каким-либо образом самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Кабаниха, подобно Савлу Прокофьевич, так же является заложницей собственного своеволия и всевластия, поскольку " еще царица, она этим миром уже не управляет". Деспотизм Марфы Кабановой, подобно самодурству Савла Прокофьевич, имеет всеохватывающий характер, главной причиной которого является отсутствие какого-либо должного сопротивления со стороны общественности. Однако, несмотря на поразительное сходство психотипов данных персонажей, между ними существует одно достаточно существенное различие. Если Савел Прокофьевич оправдывает свои злодеяния наличием высоко социального положения и делаем это открыто, без зазрения совести, то Кабаниха в качестве основы для своих бесчинств использует старые порядки "Домостроя", что характеризует ее как лживую, не способную понести ответственность за совершенные деяния, женщину.

Таким образом, одним из основных мотивов данной пьесы является разоблачение истинных устоев и нравов правящего класса России того времени, осознание надвигающегося религиозного кризиса, отраженного в образах жителей города Калинова и в частности Дикого и Кабанихи.

Обновлено: 2018-01-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что представляют собой персонажи драмы Островского «Гроза» Дикой и Кабаниха? Прежде всего следует сказать об их жестокости и бессердечии. Дикой ни во что не ставит не только окружающих, но даже своих родных и близких. Его домашние живут в постоянном страхе перед его гневом. Точно так же ведет себя и Кабаниха Дикой всячески издевается над своим племянником. Достаточно вспомнить его слова: «Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть. Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?».

Дикой откровенно показывает, что своего племянника не уважает совершенно. Он ставит себя выше всех окружающих. И никто не оказывает ему ни малейшею сопротивления. Надо ли удивляться, что Дикой все тверже убеждается в безнаказанности своих действий, в результате чувствует себя полноправным хозяином жизни?

Кудряш говорит: «Уж это у нас в купечестве такое заведение». Он имеет в виду, что все купцы города Калинова, да и всей России ведут себя аналогичным образом. Кабанова, или Кабаниха, как зовут ее в городе, ничем не отличается от Дикого. Кабанова прячется под маской благочестия. Как говорит о ней Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Насколько фальшивым и лицемерным кажется радость странницы Феклуши: «Бла-але-пие, милая, блаалепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых».

Можно ли назвать купечество благочестивым народом? Ни в коем случае, ведь в произведении из уст Кулигина ясно слышится разоблачение существования представителей купечества. Люди погрязли в чванстве, злобе, разврате и пьянстве. И считают это нормой жизни. Весь уклад жизни в городе таков, что находиться там непривычному человеку просто невозможно. Не случайно Борис рассказывает, что его мать не могла находиться с родней даже несколько дней. Она была дворянского происхождения, поэтому купеческие порядки ее совершенно не устраивали.
Дикого и Кабаниху, с одной стороны, можно назвать типичными представителями русского купечества. Ведь уклад жизни везде был одинаков, поэтому нет ничего удивительного в том, что все обладали схожими качествами и характеристиками. Поведение Дикого и Кабанихи никого не удивляет. И Дикой, и Кабанова стоят во главе собственного семейства. Именно поэтому они распоряжаются окружающими так, как считают нужным.

С одной стороны, можно констатировать тот факт, что все русское купечество XIX в. погрязло в пошлости, жестокости и тупости. Но сразу же вспоминается рассказ Бориса, отец которого «женился на благородной», то есть женщине дворянского происхождения. А ведь отец Бориса являлся родным братом купца Дикого. О чем это говорит? Это говорит о том, что даже рожденные и воспитанные в одной семье люди могли существенно отличаться друг от друга Отец Бориса вырос в тех же условиях, что и купец Дикой. Но тем не менее он вел совсем иную жизнь, чем его родной брат. Значит, Дикой при всей похожести на других представителей своего сословия все же не может быть назван типичным.

То же самое можно сказать и о Кабановой. Она - мать семейства, но при этом так третирует свою семью, что ни о какой материнской любви и речь идти не может. Она изводит придирками и упреками не только Катерину, которая, в сущности, ей чужая, но и собственных сына и дочь. Разве нормальный человек будет вести себя подобным образом? Скорее всего, нет. Сразу же на ум приходит рассказ Катерины о своем детстве. Девушка рассказывает о своей матери, которая очень любила и заботилась о ней. А ведь родители Катерины принадлежали к тому же купеческому сословию, что и Кабанова Мать Катерины обладала чуткостью, добротой и искренне любила своих детей. А Кабаниха не способна любить кого бы ни было.

Поэтому можно сделать вывод о том, что Дикого и Кабаниху нельзя считать типичными представителями купеческого сословия. Эти персонажи драмы Островского отличаются эгоистическими наклонностями, они думают только о себе. И даже собственные дети в какой-то степени кажутся им помехой. Такое отношение не может украсить людей, именно поэтому Дикой и Кабаниха вызывают стойкие негативные эмоции у читателей.

Всех жителей этого города можно условно разделить на две группы: деспоты и те, кто им подчиняется. К деспотам можно смело отнести двух самых влиятельных людей города: Дикого и Кабанову, которую все в городе зовут Кабанихой. Фамилии этих людей говорят многое об их характерах. Ведь недаром никто (кроме Феклуши) не называет Дикого Савелом Прокофьевичем, а Кабаниху - Марфой Игнатьевной.

И Дикой, и Кабаниха чувствуют себя в городе полноправными хозяевами. Все им подчиняются: одни охотно («Уж лучше терпеть»), другие же нет, но все их протесты выражаются только на словах («Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили»). И именно поэтому они делают что хотят, и никто не смеет возразить им.

Главная черта, объединяющая этих купцов,- любовь к деньгам. Все отношения между людьми, по их мнению, строятся на богатстве. же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого человека - вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгуляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними переживаниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Кулигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на распутье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Катерина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Она не умеет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя.

Нравы дома Кабановых доводят Катерину до самоубийства.

Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но драматург создал законченный образ, тип самодура. Островский не только ввел в литературу слово “самодур”, но и художественно разработал само явление самодурства, выявил, на какой почве оно возникает и развивается.

Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. Его речь невозможно спутать с языком остальных персонажей “Грозы”. Уже первое появление Дикого на сцене раскрывает его натуру. Он пользуется тем, что племянник находится от него в материальной зависимости. Лексикон Савела Прокофьевича пестрит бранными словами, грубыми выражениями. Так он разговаривает с Борисом: “Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом”. Причина такого отношения к людям - в осознании своего превосходства и полной безнаказанности.

Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит. Интересно, как они называют друг друга: “кум”, “кума”. Так обычно в народе обращались к хорошо знакомым, находящимся в приятельских отношениях, пожилым людям. В этой сцене почти нет ремарок, диалог ведется спокойно и миролюбиво. Именно у Кабановой Дикой ищет успокоения, навоевавшись дома: “Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить”. Прижимистость и разнузданность - это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды. Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера.

В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: “Вот суета”. Вообще слова Кулигина - в представлении Дикого - это уже преступление перед тем, что даже он, Дикой, уважает.

Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. Она является антиподом Катерины. Правда, обеих их объединяет самое серьезное отношение к домостроевским порядкам и бескомпромиссность. Кажется, ее искренне огорчает падение нравственности среди молодого поколения, неуважительной отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Она ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении правил, предписанных домостроем. Ее заботит будущее своих детей - Тихона и Варвары.

Драматург мотивирует поступки Кабановой особенностями ее характера, условиями общественного и домашнего уклада, чисто материнскими чувствами. Поэтому образ получился столь убедительным и впечатляющим. Сын Кабанихи Тихон женат. До сих пор он жил только ее, матери, умом, был ее собственностью, никогда ни в чем ей не перечил. В результате из него вырос человек, лишенный самостоятельности, твердости, умения постоять за себя. Он любит свою жену Катерину, не может и не хочет держать ее в страхе, не требует от нее почитания. Мать чувствует, как постепенно сын уходит из-под ее власти, что у него появляется своя жизнь, что к жене он относится не как хозяин, а по-своему тянется к ней. Островский показал в Кабановой материнскую ревность, объяснил ее активную нелюбовь к Катерине. Марфа Игнатьевна убеждена в своей правоте, в необходимости чтимых ее законов. Любящая мать, она еще и очень властная женщина. Противостоять ей может только сильная личность.

Противостояние показано в “Грозе” уже в самом начале действия, где ощущается непримиримость двух разных миров, мира Кабановой и мира Катерины. Семейная сцена на бульваре, хотя и происходит не за высоким забором, погружает нас в атмосферу дома Кабановых. Первая реплика главы семейства - это приказ: “Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала”. Далее следует покорный ответ Тихона: “Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!” Семейная сцена является одной из ведущих в пьесе, но события в основном происходят на улице, на миру - Островский верно уловил и передал, что жизнь купеческого сословия, еще не порвавшего с традициями народной жизни, несмотря на высокие заборы и прочные засовы, имеет открытый характер, при котором невозможно скрыть, что происходит в том или другом семействе.

Вслушаемся в реплики Кабанихи: “Не очень-то нынче старших уважают”; “Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят”; “Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю”. Кажется, ничего обидного, ничего неприятного в сетованиях Кабанихи нет. Но разговор построен драматургом так, что симпатий к Марфе Игнатьевне не возникает, сочувствия она не вызывает. Кабанова присутствует во многих сценах, ей гораздо больше, чем Дикому, отведено в произведении времени: она - одна из тех, кто активно движет действие, приближая его к трагической развязке. Она считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубокому убеждению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе перед ним. Кабаниха вразумляет Тихона, не понимающего, для чего Катерина должна его бояться: “Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?” Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявляется в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Дикость и нелепость такого “порядка” очевидны. Главное для Кабанихи - сказать, соблюсти ритуал. Она убеждена: если не будут соблюдаться домостроевские законы, жизнь человеческая лишится опоры, семья рухнет.

Оказывается, “прекратить” Дикого не так уж трудно: он смиряется при малейшем сопротивлении; да и вся беда в том, что сопротивления он почти ни в ком не встречает. Однако эта его внутренняя слабость, эта трусость свидетельствует о том, что Дикой, как и Кабаниха, недолговечен, что владычеству Диких приходит конец.

События “Грозы”, характеры, ход драматического действия не только обращены к трагическим сторонам русского патриархального быта, с его темнотой, ограниченностью, дикостью, но и открывают перспективу обновления жизни. Всем строем пьесы Островский передал, насколько накалилась душная атмосфера Калинова. Требование безропотного повиновения, абсолютного подчинения уже встречает стихийное сопротивление. Наступают иные времена, когда раздается голос протеста у слабых людей, когда иные начала проникают в мир темного царства.

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в пьесе ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» - постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые сказки Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания Кулигина против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта гроза даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания Катерины она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - уверяет он мать.

А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Невыносимая жизнь под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности - все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины -к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, .и этовызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим «темное царство», которое подавляет лучшие человеческие чувства и стремления, пытается всех заставить жить по своим грубым законам. Никакого свободомыслия - безоговорочное и полнейшее подчинение старшим. Носителями этой «идеологии» являются Дикой и Кабаниха. Внутренне они очень похожи, но некоторое внешнее различие присутствует в их характерах. Кабаниха ханжа и лицемерка. Под маской благочестия она, «как ржа железо», поедом ест своих домочадцев, совершенно подавляя в них волю. Кабаниха вырастила безвольного сына, хочет контролировать каждый его шаг. Ей неприятна сама мысль, что Тихон может самостоятельно принимать решения, не оглядываясь на мать. «Поверила бы я тебе, мой друг,- говорит она Тихону,- кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят». Кабаниха не только сама унижает детей, она обучает этому и Тихона, заставляя мучить жену. У этой старухи все на подозрении. Не будь она так свирепа, не кинулась бы Катерина сначала в объятия Бориса, а потом - в Волгу. Дикой дее просто как «цепной» набрасывается на всех. Кудряш, правда, уверен, что «…мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Это совершенно верно. Дикой не встречает должного сопротивления, поэтому и ^одавляет всех. За ним капитал - это основа его бесчинств, юэтому он так и держит себя. Для Дикого есть один закон - деньги. Ими он определяет «ценность» человека. Ругань для него обычное состояние. Про него говорят: «Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще. 1и за что человека оборвет». Кабаниха и Дикой- «столпы общества», духовные наставники в городе Калинове. Они установили невыносимые порядки, от которых одна кидается в Волгу, другие бегут куда глаза глядят, а третьи спиваются. Кабаниха вполне уверена в своей правоте, она одна знаеа истину в последней инстанции. Оттого и держит себя так бесцеремонно. Она враг всему новому, молодому, свежему. «Так-тс вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочет ся. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, ка! старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, д{ уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». У Дикого же патологическая любовь к деньгам. В них oi видит основу своей безграничной власти над людьми. Причег для него все средства хороши в добывании денег: он обсчитыва ет горожан, «ни одного путем не разочтет», у него из недопла ченных копеек «тысячи составляются», совершенно спокойн присваивает себе наследство племянников. Дикой не щепетиле в выборе средств. Под гнетом Диких и Кабаних стонут не только их дс машние, но и весь город. «Толстая мощна» открывает пере ними неограниченную возможность произвола и самодурств* «Отсутствие всякого закона, всякой логики - вот закон логика этой жизни»,- пишет Добролюбов о быте города К; линова, а следовательно, и любого другого города царско России. В пьесе «Гроза» Островский дает правдивую картину зат: лой атмосферы губернского города. Ужасающее впечатлеш складывается у читателя и зрителя, но почему же драма акт альна и спустя 140 лет после создания? Мало что изменилось психологии людей. Кто богат, у власти, тот и прав, к сожал нию, и поныне.

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается «певцом купеческого быта». Именно изображение мира купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского. Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого существование ее становится настолько невыносимым, что она кончает жизнь самоубийством. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел Прокофьевич Дикой), и почтенные матери семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин), и другие. Однако при всем разнообразии типов нетрудно заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства». «Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь, это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. Кабанова и впрямь держится традиций, постоянно учит окружающих, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов мужа или хождения в церковь. Кабанова - непримиримый враг всего нового: в нем ей видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она осуждает молодежь за то, что у нее к старшим нет «должного почтения», не приветствует просвещение, так как, по ее мнению, «ученость лишь развращает умы». Кабанова считает, что человек должен жить в страхе перед Богом, а женщина еще и в страхе перед мужем. Дом Кабановых всегда полон богомолок и странниц, которые здесь получают «милости», а взамен рассказывают то, что от них хотят услышать - сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. «Ханжа, - говорит о Кабановой Кулигин, - нищих оделяет, а домашних заела совсем…» И действительно, поведение Марфы Игнатьевны на людях во многом отличается от ее поведения дома. Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно подавленный властной матерью, живет одним только нехитрым желанием - вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. Домашняя обстановка настолько гнетет его, что ни мольбы жены, которую он искренне любит, ни дела не могут задержать его дома, если предоставляется хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона, Варвара, также испытывает на себе все тяготы семейной обстановки. Однако, в отличие от Тихона, она обладает более твердым характером, и у нее хватает дерзости, пусть тайно, не одчиняться матери. Главой другого семейства, представленного в драме, является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое самодурство лицемерными рассуждениями о всеобщем благе, Дикой считает это для себя излишним. Он ведет себя, как ему заблагорассудится, ругает кого попадя - соседей, работников, членов своей семьи; не платит рабочим причитающиеся им деньги («Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу…»), причем нисколько не стыдится этого, напротив, не без некоторой гордости заявляет, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Дикой является опекуном своих племянников - Бориса и его сестры, крторые по завещанию родителей получат свое наследство от Дикого в том случае, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и даже сам Борис, прекрасно понимают, что наследства они с сестрой не получат, так как ничто не помешает Дикому заявить, будто племянники были с ним непочтительны. Мало того, Дикой прямо говорит, что не собирается расставаться с деньгами, так как у него «свои собственные дети есть».

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Однако интерес к ней не снижается и в наши дни. Что же делает это небольшое произведение таким актуальным? Какие проблемы поднимает в произведении драматург?

В центре повествования социальный конфликт, отражающий противостояние старых и новых сил. Ярким олицетворением старого мира являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Это типичные представители общества, которое критик Добролюбов справедливо и метко назвал «тёмным царством». Деспотизм этих людей не знает предела. Они, словно спрут, раскинувший свои щупальца, стремятся распространить свою власть на окружающих.

Не может не вызывать гневного неприятия зажиточный купец Дикой. Он имеет достаточное влияние в Калинове. Горожанам он известен как скандалист и скупердяй. Ругань стала его неотъемлемой частью. Савел Прокофьевич и дня не может прожить без нравоучительных речей. Он всегда найдёт объект нападок, будь то родные, племянник или работники. Очень строг ко всем домочадцам, не даёт никому свободно дышать.

В его тоне всегда можно распознать грозные ноты поучительности.

Дикой до неприличия жаден. Родных племянников ставит в унизительное положение, не желая отдавать им наследство, завещанное бабушкой. Стремясь извлечь собственную выгоду, оговаривает условия. Так, Борису, чтобы не разгневать дядю, следует вести себя почтительно, выполнять все его поручения, терпеть его тиранию. Дикой всегда найдёт, к чему придраться. Удручённый Борис не очень верит в то, что дядя выполнит бабушкину волю.

Не уступает Дикому в невежестве, грубости и Марфа Игнатьевна Кабанова. От неё стонут все в доме.

Кабаниха всех держит в полном подчинении.

Повиновение стало нормой жизни для её сына. Контроль матери превращает Тихона в бессловесную тень, не имеющую ничего общего с понятием «мужчина». Он даже жену не может защитить от деспотизма матери.

Дочь Варвару Кабаниха довела до того, что та вынуждена ей всё время лгать, так как не желает жить по законам, установленным матерью.

Настоящей жертвой деспотизма Кабанихи становится Катерина.

Свекровь считает, что невестка должна во всём беспрекословно подчиняться своему мужу. Проявление собственной воли недопустимо. Более того это наказуемо! Её дикость, невежество и деспотизм настойчиво формировали в её сознании мысль о том, что муж должен «воспитывать» жену побоями. Никаких тёплых, человеческих отношений между ними не должно быть. Доброта к жене – это, по мнению Марфы Игнатьевны, проявление слабости. Невестка обязана раболепствовать перед супругом, прислуживать ему и его матери.

Таким образом, «жестокие нравы» города Калинова имеют своих вдохновителей, которые и представлены образами Дикого и Кабанихи.

Вариант 2

А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

Действия пьесы разворачиваются в волжском городе Калинове. Название взято вымышленное. То, что описывается в прозе было действительностью всех российских городов того времени. А населенный пункт, отгороженный от внешнего мира крупной рекой, ещё более закрыт и консервативен. Поэтому жители узнают обо всем от юродивых странниц. И верят в то, что где-то живут правители с песьими головами, народ еще больше угнетен. А значит им самим хорошо еще живется. И надо молиться за местных «благодетелей».

«Темное царство» Калинова держится на двух людях: Диком и Кабанихе. Своеволие, эгоизм, неограниченная грубость, жесткость, любовь к власти – общие черты этих двух личностей. Это глупые и деспотичные люди. Они – сила и власть в этом городе. Им не перечит даже городничий. Савел Прокофьевич – зажиточный купец, «вся жизнь которого основана на ругательстве». Каждый день он кого-то тиранит, унижает, бранит. И если попадается человек, над которым нет у Дикого власти и ему отвечают такой же бранью, то всю злость он вымещает на домашних. Они не ответят, семья беззащитна перед ним. Страдает и боится жена купца, его дети и племянник Борис, которому достается больше всех.

Деспотичен герой и в отношении своих работников. Дикой очень жадный. Не терпит вообще, когда с ним заговаривают о деньгах. Даже, если понимает сам, что должен человеку заплатить или вернуть долг. Редко барин платит причитающиеся мужикам. И этим доволен. Даже городничему разъясняет какую прибыль имеет, если каждому работнику не доплачивает. И племяннику наказывает, чтобы тот работал. А жалованье будет через год, сколько дядя захочет дать. Корыстолюбие – его главная отличительная черта. Этот человек уважает только богатых. Всех, кто ниже его в материальном плане, он жестоко унижает.

Кабаниху же, наоборот, жадной нельзя назвать. Марфа Игнатьева на людях щедра и даже в какой-то степени добра. Привечает у себя дома странниц и богомолок. Кормит их, подает милостыню. Все для того, чтобы эти старики хвалили ее прилюдно, это тешит ее самолюбие. Мать Тихона не менее своенравна и эгоистична, чем Дикой. И также любит самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Своеволие и бесчинства она проявляет только в семье. К чужим добра, а домашних «заела поедом». Тогда как Савел Прокофьевич не делает исключения не для кого. Вот только эмоциональные пытки Кабановой куда изощреннее. Даже собственного сына она превратила в безвольное существо. И самое страшное то, что она уверена в своей правоте. Она ведь старше, мудрее и все знает лучше. Кто молодежь еще научит? У них своего ума нет, они должны жить умом родителей. А значит то, что она делает, это не тирания и самодурство. А проявление материнской любви и заботы.

Различаются Дикой и Кабаниха лишь в своем подходе к унижению окружающих. Понимают, что они, на самом деле, слабы и могут лишиться власти. Поэтому зажимают людей в тиски. Чтобы ни у кого и мысли не возникло им противостоять.

Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского

В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского показаны главные герои и столкновение между ними, связанное с их различными взглядами на мир, несхожими идеями и ценностями. Произведение доказывает, что с ходом времени постоянно меняются жизненные устои. Представители «тёмного царства», купец Дикой и Кабаниха, живут по домостроевскому порядку, который диктует патриархальные нормы, старые традиции новому поколению, что ведёт к зарождению межличностного конфликта в произведении.

Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье - главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.

Кабаниха старается удержать старое, из-за чего абсолютно не видит настоящих чувств и не испытывает их, подавляет в других. Стыдится того, что Катерина, проявляет чувства к её сыну открыто, так как считает неприемлемым «виснуть» на шее мужа, заставляет кланяться ему в ноги. Говорит в повелительном тоне с грубыми выражениями, считая, что вправе указывать ведь она старшая, главная в доме. Максималистка, никогда не идёт на уступки, не терпит воли, веруя обычаям старины.

Купец Дикой также является представителем «тёмного царства», сторонником Кабанихи. Но его образ имеет несколько отличий от образа Кабанихи. Самодурство Дикого заключено в поклонении деньгам. Скупой эгоист, ищущий во всём выгоду, когда претерпевает убытки, то выходит из себя, раздражается, воспринимает это как наказание.

Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.

Следует обратить внимание на то, что А. Н. Островский наделил героев «говорящими» фамилиями, которые позволяют выявить суть их грубых, вздорных характеров.

Таким образом, проблема существования представителей «тёмного царства», которые стараются удержать окаменевшие формы жизни, находит место в русской классической литературе, затрагивает в произведении не только быт, а охватывает другие сферы жизни, перерастает в более масштабный конфликт.

Образец 4

Провинциальный город Калинов, в котором происходит действие пьесы «Гроза», расположен на высоком берегу Волги. Казалось бы, жизнь обитателей города на фоне красивого пейзажа должна была протекать спокойно и ровно. Но это не так. За внешним спокойствием кроются жестокие нравы. Кулигин, механик-самоучка, рассказывая Борису о тяжелом положении простых жителей города, говорит: «А богатые-то что делают?..Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят!..»

Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.

Савёл Профьич Дикой – деспот, невежа, грубиян. Он требует от всех беспрекословного повиновения. Страдают его домашние: от гнева Дикого они прячутся, чтобы не попасться ему на глаза. Тяжелее всех приходится Борису, племяннику Дикого, который зависит от него материально. Дикой держит в руках весь город, издевается над людьми. Унижает Кулигина, когда тот просит у него деньги на солнечные часы для города. Деньги для Дикого – всё, он не может с ними расстаться. Ради денег готов пойти на обман и мошенничество. Своим работникам он недоплачивает. Жаловаться на Дикого бесполезно, он в приятельских отношениях с самим городничим. За грубость и ругательства приказчик Кудряш называет Дикого «пронзительный мужик».

Марфа Игнатьевна Кабанова – глава дома Кабановых, тиран и деспот. В доме всё всегда происходит только по её воле. Она полностью контролирует семью и держит в страхе весь дом. Кабаниха – ярая сторонница старых основ жизни, обычаев и обрядов. Говорит, что следует соблюдать «Домострой», но сама берет оттуда лишь наиболее жестокие нормы, оправдывающие ее деспотизм. Кабаниха суеверна, посещает все церковные богослужения, подает деньги нищим, принимает в доме странниц. Но это показное благочестие. А самое ужасное в том, что Кабаниха не сомневается в своей правоте.

Свои жертвы Кабаниха мучит и преследует изо дня в день, подтачивая, «как ржа железо». Ее сын Тихон вырос безвольным и бесхарактерным человеком. Он любит свою жену и пытается ее успокоить после нападок матери, но изменить что-либо не в силах и советует Катерине не обращать на мать внимание. При любой возможности Тихон старается вырваться из дома и напиться. Кабаниха свела в могилу Катерину. Варвара, сестра Тихона, приспособилась к такой жизни, она научилась скрывать от матери правду. Но и Варвара не выдерживает, уходит из дома после гибели Катерины. Нравы этого дома способны погубить каждого человека, попавшего туда.

Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Степана в сказе Медной горы Хозяйка Бажова сочинение

    В сказке «Медной горы Хозяйка» Павла Петровичи Бажова Степан – крепостной крестьянин, работающий на одном из местных горных заводов. Перед читателем он постает как один из центральных персонажей.

  • Сочинение про Золотую осень

    Золотая осень - это шикарное, бархатное время года, живописные пейзажи которого не оставят равнодушными к себе никого. Именно про эту красивую пору года и поговорим сегодня.

  • Каждый год, летом я езжу в деревню к бабушке. Всё лето провожу там. Там очень хорошо. У меня там много друзей. А больше всех я люблю проводить время со своей лошадкой

  • Сочинение Петр 1 и Карл 12 в поэме Полтава Пушкина 7 класс

    Произведение «Полтава» написана Пушкиным в жанре стихотворной поэмы. Пушкин назвал её так, тем самым указывая на подвиг не одного человека, а подвиг всего русского народа

  • Сочинение Веселое происшествие 5 класс

    Летом родители отправили меня к бабушке. Бабушка живет в Белгороде. Лето проходило просто великолепно. Я читал книги по школьной программе