Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.
Наведите мышкой на какую-нибудь часть изображения для того, чтобы появилось название.

Строение гитары. Наведите мышкой на рисунок.

  • Верхняя и нижняя деки - параллельные пластины из дерева или ламината, образующие корпус гитары.
  • Гриф - вытянутая деревянная часть, к которой при игре прижимаются струны, на грифе располагаются лады.
  • Розетка - круглое отверстие в верхней деке, из которого „выходит“ звук.
  • Подставка - прикрепленная к деке пластина для крепления струн.
  • Лады - поперечные металлические полоски на грифе, служащие для изменения тона звучащей струны или, как обычно подразумевают, пространства между двумя соседними полосками.
  • Верхний и нижний порóжки - пластинки (обычно пластмассовые), между которыми находится рабочая часть струны, нижний порожек расположен на подставке, верхний - на грифе.
  • Колки - механические зажимы для регулировки натяжения струн.

Посадка гитариста.

В классической школе это принято делать так: садимся на край стула, левую ногу ставим на подставку высотой примерно 15 сантиметров, гитару кладем на нее выемкой. Правая нога отводится в сторону и придерживает инструмент. Головка грифа на уровне плеча, верхняя дека в вертикальной плоскости.

Соблюдать это все в точности вовсе не обязательно, однако, я посоветовал бы Вам класть гитару на левую ногу - просто так легче играть сольные произведения, которые пойдут дальше.

Расположение нот на грифе.

Каждый звук, извлеченный с помощью открытой (не зажатой) струны гитары или зажатой на каком-нибудь ладу - это нота. Существует семь основных нот: До , Ре , Ми , Фа , Соль , Ля , Си (целая октава). Открытые струны настроенной гитары играют: 1-я струна - ноту Ми , 2-я - Си , 3-я - Соль , 4-я - Ре , 5-я - Ля , 6-я опять Ми (струны считаются снизу вверх).


Расположение нот на грифе гитары. Для удобства гитара
перевернута так, что первая струна оказывается сверху.

Как видно из рисунка между нотами Ми и Фа , а также Си и До расстояние в один лад (в нотном ряде этот интервал называется полутоном). Между всеми остальными - два лада (один тон). Для того, чтобы обозначить ноту находящуюся, например, между Фа и Соль пишут так: Фа (читается Фа диез) или, что то же самое, Соль (Соль бемоль). Таким образом весь нотный ряд с полутонами можно записать: … - До - До (Ре ) - Ре - Ре (Ми ) - Ми - Фа - Фа (Соль ) - Соль - Соль (Ля ) - Ля - Ля (Си ) - Си - До - … Обратите внимание, что ноты повторяются, зная какую-нибудь ноту на струне, можем достроить на ней все остальные.

Настройка гитары.

Для настройки делаем следующее: берем камертон за короткий стержень (здесь говорится о вилочном камертоне), вилкой бьем по плотному предмету, например, столу, подносим к уху и слышим эталонное звучание ноты Ля , в это же время левая рука зажимает первую струну на V ладу (лады обозначаются римскими цифрами и считаются от верхнего порожка) и свободным пальцем играет ее. Подтягиваем или ослабляем струну до тех пор, пока не добиваемся ее звучания в унисон с камертоном (должен отсутствовать диссонанс, а звучания полностью совпадать). Теперь зажимаем 2-ю струну на V ладу и настраиваем ее по 1-ой: 2-я, зажатая на V ладу, должна звучать так же, как открытая 1-я. Далее, аналогично, снизу вверх настраиваем все остальные струны: 3-я струна, зажатая на IV ладу, звучит в унисон с открытой 2-й; 4-я, зажатая на V ладу, - в унисон с открытой 3-й; 5-я, зажатая на V ладу, - в унисон с открытой 4-й; и 6-я, зажатая опять же на V ладу, - в унисон с открытой 5-й.

Для настройки гитары можно использовать специальные компьютерные программы - тюнеры, например, Tunit v.3.40 . Для этого подключаем микрофон к компьютеру, запускаем программу, дергаем струны и на мониторе видим отклонение от эталона (ноты также обозначаются латинскими буквами: Ми - E , Си - B , Соль - G , Ре - D , Ля - A ). Хочется сказать, что штука эта довольно вредная и лучше использовать ее только вначале. Научиться настраивать гитару самим просто, но нужно делать это, не будем делать - не научимся.

Для гармоничного звучания не обязательно подводить гитару под камертон, достаточно просто подстроить по произвольно натянутой первой струне все остальные, как описано выше, хотя, я считаю, лучше избегать такой настройки - слух должен привыкать к эталонному звучанию.

Что касается самих струн, то они бывают металлические и нейлоновые, на последних играть сольные произведения проще и они не режут пальцы, как металлические, для игры на них лучше на правой руке иметь ногти длиной в несколько миллиметров.

Электрогитара, начавшая свое триумфальное шествие по всему миру во второй половине 20 века и сегодня в начале века 21 остается одним из самых культовых музыкальных инструментов. Давайте подробнее поговорим о ней.

Если вы самостоятельно обучались, не брали уроки игры на электрогитаре в Подольске или другом городе, то обучившись основам и приобретя технические навыки, можете попробовать играть известные композиции. И вот тут ждет большое разочарование, в вашем исполнении прекрасная музыка не имеет ничего общего с записями мастеров гитаристов. Почему это происходит, попробуем разобраться и понять чему я буду вас учить в моей школе игры на электрогитаре .

Уроки игры на электрогитаре от Арса.

Так почему же ваша игра на гитаре так отличается от игры известных гитаристов? Казалось бы не чувствуется фальши, вы честно используете изученные приемы гитарного искусства, а результат очень далек от эталонного исполнения.

Все дело в неправильной работе рук, важна их изначальная точная постановка. Существуют 10 принципов совершенной игры на гитаре:

  • импульсивность;
  • ритмичность;
  • чистота;
  • динамичность;
  • оптимальность;
  • синхронизация;
  • скорость;
  • мелодичность;
  • драйв;
  • креатив.

Из этих вышеперечисленных принципов 8 напрямую зависят от правильной постановки рук. Без этого выполнение правил не возможно. Кратко пройдем по этому списку, чтобы уяснить смысл принципов.

Что такое импульсивность. Если вспомнить уроки физики, то импульс — результат умножения массы на скорость физического тела. Заменим физическое тело кистью нашей руки:

  • правой – извлечение звука медиатором;
  • пальцы левой – легато.

Если гитарист при работе медиатором действует только пальцами рук, а не всей кистью, то теряется масса и в результате получаем довольно малый импульс. Это довольно часто встречающаяся ошибка, она происходит опять же из-за неправильной постановки правой руки.

С другой стороны, низкая скорость действия на струну, так же снижает импульс.

Чтобы этого не происходило, надо отработать удар медиатором хлестким и резким движением руки, будто наносите удар врагу. И таким же образом пальцы левой руки должны сильно стучать по накладке грифа, будто дробь выбиваете.

Хорошей тренировкой будет следующее упражнение: положить левую руку на стол и бить по столешнице пальцами в определенной последовательности. Эта цепочка цифр легко запоминается: 4-3-2-1-2-3. Весь смысл упражнения, добиться равномерного и сильного топота, не отрывая при этом запястье от поверхности. Точно такая же слаженная работа фалангами пальцев нужна на грифе гитары.

Чем импульсивнее воздействие на струну, тем сильнее она колеблется и тем больше и продолжительнее резонируют гриф и корпус инструмента. Итог – насыщенный объёмный звук.

Следующий важный принцип игры чистота звуко извлечения. Основное правило: прижатыми к ладам или открытыми бывают только игровые струны, а лишние в этот момент заглушены. Процесс глушения осуществляют первым пальцем левой руки и ребром ладони правой. Опять мы видим четкое распределение работы правой и левой руки.

Не забываем о роли пауз в чистом звучании гитары. Вот тут еще более ярко видна слаженность работы рук: пауза выполняется одновременно двумя руками. Пальцы левой руки отжимают струны от грифа, или наоборот касаются их, не прижимая к ладам. В тот же момент ребро ладони правой руки ставим в область демпфирования.

Основные принципы правильной игры на электрогитаре

Факт, что только небольшое количество начинающих обучение гитаристов уделяет должное внимание ритму. Поэтому так важен учитель, который обратить на это ваше внимание. Если все ноты и паузы кратны заданному темпу, то слушателя буквально начинает качать в такт ритму. У всех выдающихся исполнителей на электрогитаре идеальный ритм, иначе они бы не стали мастерами.

Проведем эксперимент: возьмем метроном как источник сигналов, повторяющихся через равный промежуток звуков, назовем их клики. Нам нужно извлекать из струны мертвую ноту, одновременно со звучанием клика метронома. Если два звука точно совпадут, то метроном не будет слышен, а получится цельный звук – струны и метронома. Но конечно достичь этого задача не из простых, можете попробовать. Однако подобная тренировка дает очень многое для совершенства игры на гитаре.

Посмотрите на руки известных гитаристов, когда они исполняют насыщенную гитарную партию, вы удивитесь, увидев, как мало движений они выполняют. Звучит буквально шквал из разнообразных нот, а руки мастера спокойно и ровно двигаются по инструменту. Вывод только один – любое движение ценно и осмысленно. Это и есть оптимальность, которая вырабатывается упорными тренировками.

Динамичность – это постоянное движение звука, достигаемое применением отточенной техники движений: импульсивность действия на струны, угол наклона гитарного медиатора, амплитуда и траектория его движения, положение ребра ладони правой руки в области демпфирования. Этим достигается расстановка акцентов на ноты и создается динамика звучания.

Синхронизация оказывает большое влияние на ритмичность и скорость игры. Противоположность этой характеристики – рас синхронизация, когда из-за несогласованности и не одновременности движения правой и левой руки появляется сдвоенная нота. В идеальной синхронизации эти движения практически совпадают.

Последней, при овладении новым музыкальным материалом отрабатывается скорость. Все музыканты, не зависимо от опыта и уровня мастерства, играют новое произведение медленно, обращая в это время внимание на любой нюанс: ритмичность, постановку рук, импульсивность и динамичность и так далее. Только услышав и вникнув во все тонкости музыкального произведения, переходим к наращиванию скорости исполнения.

Прибавляем не больше 5 ударов в минуту, это оптимально для привыкания мозга и мышц. На любой скорости добиваться качества исполнения, лишь потом переходить дальше. Это работает для всех гитаристов, только мастер преодолеет путь быстрее.

Каждый гитарист желает научиться играть так, чтобы гитара в его руках пела. А эффект пения можно достичь только грамотным применением мелизмов. Мелизмы – это украшение мелодий, они есть у певцов, у музыкантов. В случае игры на гитаре украшениями служат бенды, вибрато, слайды и работа рычагом.

Теперь мы добрались до драйва и креатива. Под драйвом понимают культуру игры на инструментах, когда ритмичность звучания объединяется с эмоциональностью исполнения в неповторимый узор музыки.

Креативность везде означает новизну и оригинальность, а играя на электрогитаре, уметь грамотно применять технику исполнения и богатство запаса музыкальных фраз, значит неизмеримо повысить красоту и интерес звучания.

Школа игры на электрогитаре

Чтобы в достаточной степени овладеть правильными техническими навыками, освоить все 10 принципов игры на гитаре, надо обязательно пройти обучение у хорошего преподавателя. Ничто не заменит внимательное и профессиональное руководство. Обращайтесь в мою школу игры на электрогитаре в Подольске , и я постараюсь, научить вас тому, что умею сам. В соответствующем разделе моего сайта выложено видео, где вы сами можете посмотреть и услышать, как играют мои ученики. Если вы талантливы, целеустремлены и полны желания, научится мастерски играть на электрогитаре я готов вам в этом помочь.

Для большинства из нас акустическая гитара стала настоящим проводником в увлекательный мир гитар и музыки в целом. Многие молодые музыканты сначала некоторое время учатся на акустике, а потом покупают более дорогие электрогитару и усилитель, пока другие становятся поклонниками акустической гитары на всю жизнь. В любом случае, познание основ игры на акустике может быть очень полезным. Ниже описаны 15 ключевых терминов и техник игры на гитаре, которые первым делом понадобятся новичкам.

1. Бой

Игра боем – это основа основ, то, чему нужно учиться с самого начала. Играть боем – значит ударять медиатором или пальцами сразу по всем струнам одновременно для получения полного звука, который отлично подходит для ритм-партий. Чтобы сыграть аккорд, зажмите струны на правильных ладах, а другой рукой ударяйте по струнам.

Наиболее распространённый вид боя – удар медиатором вниз. Ударяйте по струнам так, чтобы ваша рука двигалась вниз к полу. Когда ваша рука возвращается в исходную позицию наверх, струны можно тоже задействовать. В большинстве случаев под игрой боем подразумевается чередование ударов по струнам вниз и вверх.

2. Синкопированный бой

Теперь, когда вы освоили обычный бой, перейдём к следующему шагу. Синкопированные звуки – это то, что частенько ставит гитаристов новичков в тупик, особенно тех, кто не интересуется музыкальной теорией. Однако здесь нет ничего сложного. Касаемо гитары, синкопа – это игра, при которой доминируют удары по струнам по направлению вверх.

Как уже упоминалось, игра боем обычно представляет из себя чередование ударов по струнам по направлению вниз и вверх. В большинстве песен вы ударяете по струнам вниз на сильной доле, а вверх – на слабой (то есть на подготовительном моменте к сильной доле).

Во время синкопированного боя игра по направлению вверх либо громче игры вниз, либо некоторые удары вниз пропускаются. Таким образом, в исполняемой композиции получается чередование между игрой с сильной доли и игрой со слабой доли.

3. Смена аккордов

Одной из первых вещей, которой следует научиться начинающему гитаристу, является смена аккордов. Для многих людей, не умеющих играть, перейти с открытого аккорда G на открытый аккорд C является настоящей проблемой. Самым эффективным способом отработки смены аккордов является многократное повторение движения. Поэтому следует выделить некоторое время для ежедневных тренировок.

Есть несколько советов, которые помогут вам быстрее научиться переходить с одного аккорда на другой. Для любого аккорда важной составляющей является правильная постановка пальцев. Это гарантирует оптимальное положение пальцев для быстрого перехода на другой аккорд. Если, ставя аккорд, вы зажимаете струны не теми пальцами, какими положено, это создаст вам много проблем в дальнейшем.

4. Арпеджо

Арпеджо – это когда вы играете отдельные ноты аккорда одну за другой, а не вместе, как в игре боем. Это способствует тому, что при зажиме всего одного аккорда получается довольно эффектная и сочная игра. Для примера послушайте знаменитые треки, в которых очень много арпеджо: "House Of The Rising Sun" от коллектива The Animals или "Stairway To Heaven" от Led Zeppelin.

5. Перебор

Перебор – это когда для игры вы используете свои пальцы, вместо того чтобы играть с помощью обычного пластикового медиатора. Такой стиль позволяет создавать сложные и интересные комбинации звуков, используя при этом простейшие аккорды. Искусство заключается в том, чтобы выбрать порядок пальцев во время перебора.

К счастью, есть метод, с помощью которого весь процесс игры перебором можно существенно упростить. Большим пальцем следует играть все ноты на шестой, пятой и четвёртой струнах. Независимо от того, какой аккорд вы зажали, большой палец всегда должен отвечать только за эти струны. Указательным, средним и безымянным пальцами вы перебираете оставшиеся третью, вторую и первую струны соответственно.

Это отличный способ научиться играть перебором. Именно таким образом вы будете играть в 90 процентах случаев использования стиля «Перебор». Если вы хотите овладеть этим стилем в совершенстве, учитесь у таких мастеров, как Jeff Beck и Mark Knopfler.

6. Натуральные гармоники

Всякий раз, когда вы играете какую-либо ноту на гитаре, вы слышите определённую высоту тона – звук, который можно идентифицировать с той или иной нотой. Гармоника – это часть звуковой волны, которую генерирует каждая нота. Все ноты производят серии едва заметных отклонений от основного тона, которые называются обертонами, потому что они выше основного тона. Поэтому гармоникой называется основной тон плюс обертоны.

Знайте, что гармоники можно использовать в своём музыкальном творчестве в качестве творческого приёма. Самым простым способом извлечения обертона является флажолет.

Слегка коснитесь пальцем любой струны прямо над порожком двенадцатого лада и дёрните её. Только не давите на струну, а просто касайтесь. Таким образом вы извлечёте обертон в виде глуховатого звука, отдалённо напоминающего тембр флейты.

Тот же приём можно использовать на пятом и седьмом ладах.

7. Баррэ

Баррэ – это приём игры на гитаре, когда указательный палец зажимает две и более струн на одном ладу одновременно. Научившись ставить баррэ, вы сможете быстро выучить множество аккордов, просто передвигая руку с поставленными в одной и той же позиции пальцами по грифу, не меняя постановку. В то же время эти движения могут стать серьёзным вызовом для начинающего гитариста, поскольку такие манипуляции требуют, чтобы левая рука была развита.

На практике, чтобы освоить этот приём и уверенно ставить баррэ, большинству новичков требуется несколько месяцев. Вам следует принять этот факт и не унывать, когда сперва ничего не будет получаться. Полное баррэ также можно построить, используя частичные баррэ, когда надо зажимать две или три струны вместо шести. Песня Джека Джонсона "Flake" является отличным примером, с которого можно начать обучение этому приёму.

8. Частичное баррэ

Большинство гитаристов поначалу испытывает трудности с полным баррэ, потому что необходимо время на разработку руки, чтобы смочь зажимать указательным пальцем все шесть струн. Вы можете немного облегчить себе жизнь, играя частичные баррэ, то есть зажимая две или три струны, а не шесть.

Частичные баррэ помогут вам привыкнуть к зажиманию нескольких струн одновременно. Позже вы сможете перейти уже к полноценному баррэ.

9. Настройка гитары

Одной из главных вещей, которой нужно научиться новичку, является настройка инструмента. Настройка подразумевает регулирование натяжения струн вашей гитары при помощи колков, чтобы каждая давала верную ноту. Если ваша гитара не настроена, всё, что вы играете, будет звучать ужасно, даже при условии, что вы идеально ставите все аккорды. Просто каждая отдельная струна будет выдавать не ту ноту.

В идеале хорошо бы приобрести электронный тюнер, с помощью которого вы сможете настроить инструмент с большой точностью.

Строй Drop D, пожалуй, является наиболее простым гитарным строем, отличным от стандартного. Гитаристы используют его для того, чтобы разнообразить своё творчество и воплотить те или иные музыкальные идеи. От обычного строя Drop D отличается тем, что шестая струна понижается на один тон – с E на D. Такой строй хорошо подходит, если вам часто требуется играть power-аккорды, характерные для стилей хард-рок и хеви-метал.

10. Тактовые размеры 4/4 и 3/4

Практически вся рок- и поп-музыка играется в размере 4/4. Это означает, что музыкальное пульсирование повторяется группами по четыре доли, и, чтобы держать ритм, следует постоянно считать до четырёх. Мы не будем здесь слишком глубоко уходить в теорию музыки. Этого и не нужно, большинство людей легко понимают размер 4/4 на слух. Например, на концертах зрители сами начинают хлопать вместе с песней в 4/4. Это действительно очень распространённый тактовый размер.

Однако 4/4 – не единственный существующий тактовый размер. Довольно популярным размером также является 3/4. Он похож на 4/4, но пульсация идёт в группах по три ноты, то есть следует считать до трёх. Таким образом, цифра "3" в 3/4 говорит, что нужно считать до трёх, а "4" в 3/4 говорит о том, что надо играть четвертные ноты. То есть в размере 3/4 требуется три раза сыграть четвертную ноту.

Понимаем, что в теории это звучит суховато, но правда в том, что для гитаристов это открывает целый ряд отличных шаблонов игры. В качестве примера послушайте песню The Beatles "Lucy in the Sky With Diamonds" – она играется в 3/4.

11. Тактовый размер 6/8

Очень важной вещью, которой следует научиться новичку, является умение играть на гитаре в разных размерах. Тактовый размер даёт основную информацию о ритме музыки, каждый размер имеет свой собственный ритмический рисунок.

6/8 очень сильно отличается от 4/4, но определяется по тем же правилам. Верхняя цифра говорит о том, что в каждом такте надо сыграть 6 нот, а нижняя говорит, какой длительности эти ноты. В данном случае это восьмые. То есть восьмых нот надо сыграть шесть раз в каждом такте. Чтобы сыграть в 6/8, зажмите любой аккорд, считайте до шести и ударяйте по струнам по направлению вниз на каждый счёт.

Часто в 6/8 первая и четвёртая доля играется немного громче остальных. Это может помочь вам почувствовать ритм 6/8. Для примера послушайте песню "Golden Brown" группы The Stranglers, которая играется в 6/8.

12. Мелодический перебор

Найдите несколько простых мелодий, которые можно играть перебором. Это полезно, особенно если вы ещё не достаточно развили руку, чтобы ставить аккорды и быстро менять их. Мелодии часто бывают простенькими, но некоторые действительно сложные, они развиваются и расширяются на протяжении композиции.

Когда дело доходит до игры мелодии перебором на гитаре, лучше всего использовать указательный и средний пальцы. У большинства людей это самые сильные и ловкие пальцы, они обеспечивают оптимальный контроль. Играя указательным и средним пальцами, вы можете развить большую скорость. Игра гитариста Andy Fairweather Low в песне Эрика Клэптона "Tears In Heaven" является отличным примером игры пальцами.

13. Стаккато

Стаккато – это приём игры на гитаре, характеризующийся отрывистой игрой, звуки отделяются друг от друга короткими паузами. На нотном листе стаккато обозначается точками над или под нотами у их головок. Существует два основных способа игры в стиле стаккато на гитаре: глушение правой рукой и глушение левой рукой (здесь и ниже говорим о гитаристах-правшах). Оба способа подразумевают глушение струн сразу после удара по ним.

В первом случае нужно глушить струны правой ударной рукой, положив её на струны возле бриджа. Во втором случае, чтобы заглушить струны левой рукой, просто перестаньте зажимать аккорд, при этом сохраняя контакт со струнами.

Стаккато – это не какая-нибудь гламурная техника, но важная часть вашего стиля игры. Много отличных песен было сделано с использованием стаккато. "London Calling" группы The Clash полностью играется в стаккато, Синистер Гейтс добавляет стаккато к перебору во вступлении к "Buried Alive", BB King использует этот приём для акцентирования своего экспрессивного стиля.

Ещё хороший способ для создания эффекта стаккато – глушить струны правой рукой прямо возле самого бриджа. Это двухступенчатый процесс: удар по струнам, глушение. Несколько круговое бьющее по струнам движение идёт главным образом от запястья и лишь немного от локтя.

14. Открытые аккорды

Открытые аккорды – это одна из первых вещей, которой учатся начинающие гитаристы. Они называются открытыми, так как включают незажатые (открытые) струны. C, A, E и D являются, наверное, самыми распространёнными из них. После того, как вы освоите эти аккорды, можно приступать к более сложным звукам.

15. Ведение басовой линии

Ведение басовой линии относится к типу игры боем, когда на одном аккорде вы играете несколько разных нот на шестой, пятой, четвёртой струнах. Приём часто используется в кантри-музыке, хотя также распространён и в других стилях.

Есть несколько способов, чтобы сделать альтернативную басовую линию. Самый простой метод – по очереди играть две самые низкие ноты аккорда. Это гарантирует то, что все ноты аккорда будут сыграны. В аккорде A лучше всего чередовать открытую пятую струну (ноту Ля) и открытую шестую струну (ноту Ми). Потренируйтесь вести басовую линию на этом аккорде, это проще всего.

Практикуясь, вы приобретаете опыт. Если вы начали заниматься игрой на гитаре, вам нужно будет освоить навыки и привычки, которых вы будете придерживаться на протяжении всего времени, пока будете играть на гитаре. Если вы начинаете с правильных привычек и практических занятий, вы будете на правильном пути, играя в разных стилях, во всевозможных песнях и аккордах. Если нет, то вы можете остановиться в прогрессе достаточно быстро, поэтому улучшить навыки станет гораздо сложнее. Вы должны изучить правильные привычки и эффективные практики. Практикуясь, вы можете узнать удобные, сбалансированные основы в сочетании с увлекательными упражнениями, а также разработать эффективные методы, которых будете придерживаться на протяжении всего рутинного процесса игровой практики. См. Шаг 1 для получения дополнительной информации.

Шаги

Часть 1

Удобство

    Найдите удобный стул, на котором вы сможете комфортно держать гитару и играть на ней должным образом. Табуреты, скамейки или другие твердые стулья идеально для этого подойдут. То есть вам подойдет все, на чем вы сможете сидеть с прямой спиной и с хорошей осанкой. Существуют мягкие стулья, сделанные специально для игры на гитаре, и купить их можно в гитарных магазинах, но обычные кухонные стулья тоже подойдут.

    • Старайтесь не использовать стул, у которого есть ручки, потому что у вас останется очень мало места для того, чтобы пристроить гитару. Это может заставить вас неудобно держать гитару, что приведет к укоренению вредных привычек. Не сидите на диване, кресле-мешке или на чем-то, во что вы можете проваливаться. Для надлежащих основных принципов положение является очень важным элементом.
  1. Держите гитару правильно. Если вы правша, держите гитару так, чтобы ваша правая рука падала примерно на полпути между звуковым отверстием и мостом, и левой рукой поддерживайте гриф гитары.

    • Держите гитару плотно прилегающей к телу, так, чтобы самая тонкая струна была снизу, а толстая сверху. Держите заднюю часть гитары так, чтобы она касалась живота и груди и облокачивалась на опорную ногу со стороны руки, которой вы будете перебирать струны. Гриф должен быть направлен вверх приблизительно под углом 45 градусов.
    • Держите гриф большим и указательным пальцами левой руки. Вы должны быть в состоянии плавно перемещать левую руку вверх и вниз по грифу гитары без необходимости держать ее вверх, позволяя гитаре удобно опираться на ногу и правый локоть. Если у вас возникла потребность поддержать гитару левой рукой, значит, вы держите ее неправильно.
  2. Держите правильно медиатор. Положение медиатора может быть источником разочарования для начинающих гитаристов. Чтобы убедиться, что вы строите правильные навыки и комфортно чувствуете себя со своим инструментом, вы должны тренироваться правильно держать медиатор.

    • Чтобы держать медиатор правильно, поверните руку (доминирующую или которой вы пишите) ладонью параллельно животу. Сверните все пальцы в сторону ладони и возьмите медиатор верхними частями указательного и большого пальцев.
    • Должно быть не более двух сантиметров плоскости, торчащих из вашей руки. Если вы будете держать медиатор за кончик, это приведет к большому количеству срывов и вредных привычек.

    Часть 2

    Основные принципы
    1. Практикуйте играть аккорды. Вы должны тренироваться играть правильно и чисто, без холостых ударов по струнам. Аккорды должны выполняться равномерным звуком, без громких или тихих скачков. Практикуйте переходить от аккорда к аккорду гладко и плавно, насколько это возможно.

      • Начните с формирования первого положения аккордов. Первое положение аккордов играется между первым и третьим ладом, как правило, включая много открытых струн. Вы можете на нескольких основных аккордах первой позиции играть большинство поп, кантри и рок композиций.
      • Общие аккорды первой позиции для начинающих включают: G аккорд, D аккорд, Am аккорд, С аккорд, E аккорд, А аккорд и F аккорд.
    2. Практикуйте играть аккорды баррэ. Это мощные квинт-аккорды, которые выполняются одним и тем же положением пальцев на разных ладах гитары. Можно сформировать G аккорд в первом положении или путем образования баррэ в третьем ладу. Это довольно трудно для новичка, потому что такие аккорды требуют широкой аппликатуры, но прекрасно подходят для рок и панк композиций.

      Практикуйте попадать в такт. Одна из наиболее часто упускаемых из виду и важных вещей, чтобы стать хорошим гитаристом - играть вовремя. Это здорово, если вы можете играть соло из "Black Dog" с бешеной скоростью, но вы можете играть ее медленно и с чувством? Практика аккордов заставляет вас играть ноты, которые вы видите, а не ноты, которые вы можете играть. Разработка чувства ритма в вашей игре сделает из вас лучшего гитариста.

      Играйте гаммы. Если вы берете уроки, вас, вероятно, обеспечат нотами для гамм, в то время как если вы учитесь по книгам, вам нужно будет найти гаммы и практиковать их самостоятельно. Книги Мела Бэя и другие ресурсы для обучения игре на гитаре были доступны на протяжении десятилетий, в то время как сейчас доступны ноты и упражнения онлайн.

      • Пентатоника является общим ключом для рок-гитаристов. Она состоит из пяти нот в каждом аккорде и ее часто называют "блюзовой гаммой", являющейся основой для многих типов музыки. Практикуйте ее в каждом ключе.
      • Изучение различных гамм и способов игры являются отличным вариантом улучшения игры, что позволяет маневрировать гитарой, но это не самое веселое занятие. Возьмите гамму и попытайтесь превратить ее в соло на гитаре. Чтобы гамма игралась веселее, попытайтесь варьировать, играя в разных темпах, как только вы усвоите базовые знания.
    3. Изучите некоторые песни, чтобы практика приносила больше удовольствия. Выберите несколько песен, которые вы хотели бы изучить, и начинайте подбирать различные отрезки с помощью нот, табулатур или подбирать на слух. Попробуйте изучить песни полностью, а не только один аккорд или последовательность аккордов. Практикуйте играть вместе различные части песни, чтобы уметь играть от начала до конца, таким образом, вы будете учиться комбинаторности и выносливости. Это сложнее, чем кажется.

      • Для новичков лучшими и самыми простыми для изучения будут народные и кантри композиции. Попробуйте играть аккорды песни "Folsom Prison Blues" Джонни Кэша, которая довольно веселая и легкая. Также можно попробовать "Tom Dooley", "Long Black Veil" или даже "Mary Had a Little Lamb". Возьмите простую детскую песенку, чтобы учиться. Вполне вероятно, она не будет включать более чем три аккорда: G, C, и D мажор.
      • Для среднего уровня гитариста подойдут песни, которые используют необычные аккорды или необычный ритм, чтобы изучить более сложные стили. Попробуйте учить песни, которые находятся вне вашего диапазона прослушивания, чтобы заставить себя изучать неизведанные области. Если вы любите классику, попробуйте выучить "Lithium" Nirvana, потому что это удивительно сложный аккорд и мелодичная структура. Рок-гитаристы, чтобы познакомиться с новым стилем, могут попытаться выучить "К Элизе" Бетховена. Все гитаристы должны научиться играть "Stairway to Heaven", этим вы сможете сказать, что состоялись в качестве гитариста.
      • Для продвинутых гитаристов лучше выбирать композиционно сложный материал, который даст вам узнать новые технологии в нужном музыкальном жанре. Игроки металла должны освоить сложные гармонии Opeth, игроки кантри должны изучить запатентованный стиль Mэрла Тревиса, а рок-гитаристы могут потратить всю жизнь, рассекая психоделические изыскания Джерри Гарсиа.
    4. Сделайте удовольствие основным принципом обучения. Заключите сделку с самим собой: выучите новую песню или рифф, какой захотите, или практикуйте что-нибудь из самоучителя. Хорошо будет поговорить со своим учителем, если он у вас есть, о песнях, которые вы хотели бы изучить, так, чтобы вы не тратили все свое время на освоение песен Nirvana, а то, что вам предлагает преподаватель не вызывает у вас никакого интереса. Большинство преподавателей будут рады учить вас тому, что вы хотите.

      Используйте свои уши и глаза. Многие величайшие гитаристы учились играть на слух, по несколько раз слушая одну и ту же песню, самостоятельно медленно подбирая различные отрывки. Научиться играть на слух является не менее эффективным и важным средством обучения игре на гитаре. Слушайте ваши любимые мелодии, пока вы не сможете подобрать приемы и методы, которые используют гитаристы.

    Часть 3

    Разработка регулярных занятий

      Практикуйтесь, по крайней мере, 20-40 минут в день. Чтобы выработать выносливость и сохранить мышечную память, нужно построить свое время так, чтобы практиковаться в районе 30 минут в день.

      • Поскольку вы становитесь более опытным и кожа на пальцах становится более грубой, давая возможность играть более комфортно, вы должны найти золотую середину для практики. 30 минут вполне достаточно, чтобы прогрессировать и работать над значительным количеством материала, но не настолько много, чтобы это вас утомило.
    1. Практикуйтесь, по крайней мере, 5 раз в неделю. Огрубение пальцев рук и ловкость являются важной частью игры на гитаре. Это очень важно для последовательной практики несколько раз в неделю. В противном случае вы будете каждый раз возвращаться назад, когда будете брать в руки инструмент.

      • Попробуйте выделить определенное время для практики на каждый день. Это может быть сразу после того, как вы приходите с работы или школы или сразу после обеда. Пусть это будет привычка, которой вы каждый день отводите определенное время, и пусть это занимает 30 - 40 минут.
      • Если вы редко практикуетесь, это будет приводить к боли в кончиках пальцев снова и снова. Намного проще будет играть на гитаре, если вы тренируетесь часто. Это будет происходить и из-за отсутствия боли в кончиках пальцев, и потому что вы будете привыкать играть, читать ноты и табулатуры.
    2. Начинайте сессию с регулярной разминки. Каждый раз, когда вы берете в руки гитару, садитесь правильно на стул, держите гитару и медиатор правильно и делайте несколько упражнений, по крайней мере, по 3-5 минут, чтобы пальцы разогрелись. Выбор даже четырех нот на каждом из первых четырех ладов каждой струны, от низкой Е до высокой Е, является общим упражнением для разогрева пальцев.

      • Общая разминка обычно включает выбор определенного шаблона игры вверх и вниз по грифу гитары. Это не обязательно должен быть самый мелодичный рисунок, но ваши пальцы должны выполнять его легко. Вы можете разработать такую разминку самостоятельно или выучить то, что вам нравится из самоучителя по игре на гитаре.
      • Все повторяющееся может быть приемлемо для разминки. Бегайте по струнам вверх и вниз, играя гаммы, или играйте что-нибудь из своего любимого Клэптона. Что бы вы ни играли, играйте это вверх и вниз по несколько раз, пока ваши пальцы не почувствуют себя свободно и комфортно. Тогда вы готовы к практике.
    3. Уравновесьте изучение навыков и каких-нибудь увлекательных упражнений. На каждой тренировке важно соблюдать равный баланс вещей, которые вы хотите сделать, и вещей, которые вы должны сделать. Хотите практиковать соло "Smells Like Teen Spirit"? Давайте, но заставьте себя в первую очередь пройтись по гаммам. Акцент на что-то интересное делайте на вторую часть тренировки, чтобы дать себе возможность ожидать что-то с нетерпением.

    4. Всегда продолжайте двигаться вперед и бросайте себе вызов. Это всегда даст вам возможность прогрессировать в игре, и ваше умение начнет подниматься на другой уровень. В самом деле, многие гитаристы даже после пяти лет игры на гитаре играют не лучше, чем после первых пяти месяцев по причине отсутствия прогресса. Для эффективной практики вам нужно охватывать больше трюков, когда вы учите новую песню, осваивать новый стиль или усложнять навыки, которые вы уже получили, чтобы избежать однообразия.

      • Научились играть соло из "Black Dog" Led Zeppelin? Запишите песню в новой обработке или попытайтесь воспроизвести ее в обратном направлении. Играйте все соло, никогда не играя основной тон. Добавьте немного трюков, чтобы заставить себя импровизировать и совершенствоваться.
    5. Практикуйтесь и учитесь у других гитаристов, потому что очень трудно учиться играть на инструменте полностью по своему усмотрению. Не обязательно платить за частные уроки, но в то же время нет никакой замены игре с другими людьми, потому что только так можно научиться чему-то из первых рук. Это отличный способ попрактиковаться. Советы

      • Не разочаровывайтесь, если делаете ошибки. Помните, что все делают ошибки; даже величайшие гитаристы делают ошибки, и не факт, что этих ошибок не будет, если вы будете следовать приведенным выше шагам.
      • Если вы хотите иметь возможность играть реальные песни на гитаре, вы можете искать их в Интернете по названиям, а затем попробуйте найти их же в табулатуре. Если вы не знаете, как играть аккорды, попробуйте найти, как их играть в Интернете.
      • Как только вы наберетесь опыта, вы должны будете попытаться изучить табулатуры. Это будет большим подспорьем, потому что как только вы узнаете, как их читать, вы сможете прочитать самые известные песни, так как в книгах большинство из них написано с использованием табулатуры.
      • Если вы играете песни параллельно их реальному звучанию, это может доставить вам настоящее удовольствие от практики игры на гитаре. Игра параллельно песни, которая вам нравится, будет иметь эмоционально положительное влияние на вашу практику.
      • Не срезайте углы. Научитесь играть как можно ближе к оригиналу, насколько это возможно. Ищите в YouTube уроки и акустические версии оригинала. Если вы не можете назвать песню, прежде чем начать ее петь (по крайней мере, хорошо написанную песню), это не правильно.
      • При необходимости, вы можете использовать пуфик для ног, который стоит порядка 20 - 40$. Нога будет находиться выше, в более удобном положении, чем если она просто будет свисать со стула, на котором вы сидите. Если вы достаточно высокий, вы можете чувствовать себя более комфортно и без пуфика для ног, потому что если вы решите им воспользоваться, а вы и так очень высокий, ваша нога будет находиться перед лицом; очень неудобное положение.
      • Если вы не хотите тратить деньги на пуфик для ног, можно использовать небольшую коробку или очень маленький стульчик, на который можно поставить ногу.

      Предупреждения

      • Не делайте громкость на метрономе или на гитарном усилителе слишком сильной, иначе вы рискуете повредить слух.
      • Делайте частые перерывы в игре на гитаре, чтобы не перенапрягать руку, пальцы и глаза.