Я сейчас в поисках работы программиста в Москве. И мне звонят некоторые кадровые агентства и интересуются есть ли у меня ИП, так как их клиент-работодатель вместо трудового договора с работниками заключает договоры оказания услуг или субподряда с ИП или ООО с одним учредителем, я их буду называть ИП в дальнейшем. ИП у меня нет, но есть не приносящее дохода ООО, где я веду бухучет самостоятельно. Поэтому и знаю, что это такое, какие именно налоги нужно платить и почему эта схема в России не законна и чем все это грозить горе-работнику, который на это согласился. Еще раз повторяю, я не юрист, а программист; то, что я опишу ниже, вполне могло устареть, измениться и т.п., и, если в комментариях укажут действующую норму, я не буду против.

Я ничего не имею против работы с кадровыми агентствами как соискатель, если их услуги оплачивает работодатель и, если подхожу я под требования вакансии. Знаю, что устроиться сложнее, но вполне возможно. Просто требования к такому кандидату более высокие, чем если бы вас нашли прямые работодатели. Но люди устраиваются, рекрутинговое агентство получает деньги за закрытые вакансии от клиентов-работодателей, бизнес работает. Хотя в кадровые агентства, где услуги оплачивает соискатель, я не пойду, потому что максимум, что они сделают за ваши деньги – это составят хорошее резюме, а я его и самостоятельно могу сделать.

Но работодатель обращается для поиска работников в кадровое агентство и в том случае, если он хочет скрыть, какой именно работодатель ищет работников. Поэтому, если звонит рекрутер из КА и спрашивает про дневную ставку, это как раз тот случай, о котором я и буду рассказывать ниже. Хотя есть некоторые КА, которые открыли дочерние компании, которые получают от клиента-работодателя дневные ставки за работников, работающих на территории работодателя, и которые платят месячную зарплату своим сотрудникам, а также все необходимые налоги. Это законно для сотрудника и называет аутстаффинг, хотя там тоже что-то не очень чисто, но, повторяю, я программист, а не юрист.

Причем схема с ИП не законна именно в России. Про Беларусь не знаю, на Украине в IT почти только она и действует, но некоторые работодатели с мировым именем решили перенести ее и в Россию.

В первый раз мне позвонила с предложением дневной ставки рекрутер московского отделения одного уважаемого мирового кадрового агентства и стала сладко петь про то, что мне нужно уплатить «всего 6%» налогов от получаемой дневной ставки. Было такое впечатление, что она вообще не имеет представление, что лично мне, кроме этих 6% (к слову, у меня УСН 15%), необходимо еще платить более трети зарплаты на социальные налоги, и еще и НДФЛ… Она была сильно этим удивлена, и больше из московского отделения не звонили. Эстафету приняли сотрудники киевского отделения того же кадрового агентства. Они были настолько рады, что ООО у меня уже есть, что даже назвали имя клиента (реально мировой IT- бренд), заверили меня что у них так работает более 40 внешних консультантов-ИП, и ничего не было, никаких штрафов и прочее. Но увы, это только до первого раза…

Не законна именно та схема, которая подменяет трудовой договор договором оказания услуг, договором подряда и т.п. В дальнейшем я все эти виды буду называть договор оказания услуг. То есть если вы обязаны приходить в 9 и уходить в 18 часам или в 11, но свои 8 часов обязаны отработать, если вас штрафуют за опоздания, есть еще какие-то штрафы, например, за неисполнение обязанностей. Это все нарушения Правил внутреннего распорядка и других локальных актов и их соблюдение обязательны для сотрудников. То есть вы имеете обязанности сотрудников. Но ИП не сотрудник…

Получается, что обязанности работников вы имеете, а вот права работников – нет. Нет права на оплачиваемый отпуск, нет оплачиваемых больничных, не говоря уже о ДМС, фитнесе, оплате сотового телефона и других «плюшках» «белых» компаний. Если ИП сделал такую работу, которая не удовлетворила работодателя (так дальше и буду называть компанию, которая и предложила такую схему работнику), работодатель имеет право не оплачивать услуги. Или он может односторонне прервать договор в любое время.

А вот если вы программируете дома или в любой другом месте, которое находится не на территории работодателя в свободное от работы время, фрилансите (даже с иностранным заказчиком и с валютным контролем), оформляете отчетность и платите налоги, имеете более одного клиента - то это все совершенно нормально, во всяком случае под эту схему точно не попадаете. Граница достаточно четкая – вы не работаете по графику работы и на территории работодателя 40 часов в неделю и не выполняете обязанностей сотрудника.

Во-первых, это прямое нарушение Трудового Кодекса РФ, где сказано, что если человек вышел на работу с разрешения работодателя, то трудовой договор фактически считается заключенным. И, если работодатель вместо него письменно заключает гражданско-правовой договор или договор об оказании услуг с ИП, которое заставляет оформлять, то работник в этом случае имеет право пожаловаться в трудовую инспекцию или подать в суд. Гражданско-правовой договор заключается на разовые услуги, например, нужно дописать один модуль в программе, и вы его дописываете дома. Раньше он часто заключался для удалённых работников, но сейчас и для них обязателен трудовой договор. Но при трудовом договоре у работника прав больше и налогов работодатель платит больше. В случае визита трудовой инспекции работодателю мало не покажется, да и суды в этом часто принимают стороны работников, так как часты другие нарушения в оформлении работников, например, неправильная запись в трудовой книжке или неправильно оформлен трудовой договор, за каждое из них трудовая инспекция выписывает штраф. Хотя крупные компании стали серьезнее к этому относиться, но в мелких это еще часто частое явление. И в России работодатели, как правило, поэтому стараются вести себя по закону. Но, к сожалению, не все.

Один мой знакомый программист пошел на неоплачиваемую стажировку в компанию, потом стал там работать за зарплату. Оказалось, что там вообще никто не был официально оформлен, но люди отрабатывали положенные 40 часов в неделю, так как работодатель требовал. Соответственно, у людей не шел трудовой стаж, не было пенсионных накоплений, не было записей в трудовой книжке и прочее. И программисты работали. Правда, моему знакомому там нравилось. Но для других профессиях это закончилось в 90-е годы XX века.

Во-вторых, это нарушение Налогового кодекса РФ. В НК РФ есть понятие упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Она заменяет НДС (до 18%), налог на имущество и налог на прибыль (20%) налогом УСН. Можно выбрать до 6% только от доходов или до 15% от разницы между доходами или расходами. Кроме УСН, есть еще специальные льготные налоговые режимы для малого бизнеса, например, патент. Я их все буду дальше называть УСН. Именно ИП на УСН и предлагают создать сотруднику. Более того, ИП, зарегистрировавшийся сейчас впервые имеет право на «налоговые каникулы», но они для определенных регионов, определенных сфер деятельности и только для налога по УСН (все остальные платежи остаются). Крупные компании не имеют права на УСН, и все налоги оплачивают в полном объеме. Естественно, им выгодно свалить часть налогов на ИП, к тому же ИП имеет право на льготы по налогам.

Кроме этого, все работодатели уплачивают социальные налоги и НДФЛ с зарплаты сотрудников. Это страховые взносы в социальные фонды и их сумма - это более 30% от зарплаты сотрудников. Поэтому небольшие компании часто платят «черную» или серую» зарплату, а крупные «белые» компании предпочитают схему работу с ИП. Зарплата там ведь «белая», и эти налоги с них они обязаны платить. А за ИП они не платят.

На первый взгляд, все счастливы и довольны. Крупные компании не платят страховые взносы за сотрудника – «оптимизирует» свои налоги, а сотрудник работает в «серьезной» компании с мировым именем. Рекрутеры сладко поют про «всего 6%», налоговые каникулы и вообще кто про что знает и, кто во что горазд. Но с момента регистрации ИП попадает под пристальный взгляд налоговой инспекции. А по закону, ИП отвечает всем своим имуществом в случае банкротства, и поэтому налоговая может выписывать штраф на любую сумму. И лично у меня по этой причине открыто ООО. В принципе, если нет банковского счета, то не так страшно (закрыть ИП только будет тяжело), ИП имеет на это право (ООО – нет), так как налоговая инспекция имеет право только заблокировать банковский счет. Но маловероятно, что крупная компания будет работать с ИП без банковского счета.

Но, на самом деле, кроме «всего 6%» отказывается, есть еще обязательные платежи. ИП платит страховые взносы за себя, только эти взносы фиксированы и ИП обязан их платить даже в том случае, если у него нет никаких доходов. На сегодняшний день они составляют более 20 тысяч рублей в год, плюс также 1% от доходов свыше 300 тыс. рублей дохода в год. Если вы открыли ООО, то, извините, но то, что вам прислал на банковский счет ваш работодатель, это доход не лично ваш, а ООО, и вы не имеете права чтобы просто потратить их на свои нужны, как ИП. Проще всего их вывести в виде зарплаты самому себе, но не забудьте оплатить сверх суммы зарплаты более 30% страховых взносов и из суммы зарплаты 13% НДФЛ. Соответственно, ваш доход уменьшается на эти суммы. Можно еще вывести деньги со счета в виде дивидендов, тогда без страховых взносов, но с НДФЛ, но не чаще чем 1 раз в 3 месяца…

Еще один щепетильный вопрос – это бухгалтерия… Да, по закону ИП (у ООО на УСН отменили) могут не иметь в штате бухгалтера. Но на практике разобраться в хитросплетениях российского законодательства без хорошего знания бухгалтерского учета практически невозможно, к тому же В России оно слишком часто меняется. 1С поэтому и смогла стать флагманом, потому что только она успевает вовремя сделать в программе нужную отчетность. Так что без бухгалтера, 1С или ее аналогов не обойтись… Можно правда еще нанять бухгалтерскую компанию. И тоже не бесплатно.

И, если все ИП обслуживаются одной бухгалтерской компанией, то это тоже «звоночек» для налоговой, что это их «любимая схема с ИП вместо работника». Но учтите, что за ошибки бухгалтера, который уже получил от вас деньги, все равно отвечает сам ИП, а «девочки» без реального опыта работы среди бухгалтеров для ИП не редкость. Отчетность необходимо подавать, даже если не было доходов. Но, например, в Пенсионный Фонд сдавать отчетность уже нужно ежемесячно… И сейчас принято сдавать отчетность по интернету, и это тоже платно. Хотя ИП или малое ООО имеет право сдавать отчетность на бумажных носителях. Есть правда, платные он-лайн бухгалтерии типа Моего дела или Эльбы, но за их использование тоже нужно платить. И в процессе использования одного из этих сервисов меня уверяли, что двойную работу делать не надо, оставьте только веб-сервис, в 1С дублировать не надо, но, я как-то лучше перестрахуюсь и сделаю и там, и там, а автоматического обмена между ними нет (точнее есть только односторонний из 1С). В итоге лично у меня задвоились некоторые суммы по банку, годовую отчетность пришлось сдавать из 1С. Но у многих там все в порядке.

Так же придется платить и за использование услуг банков. Были симпатичные тарифы у небольших банков, но их сейчас мало осталось и не факт, что выбранный небольшой банк не закроют.

Это обязательные платежи. И их в общем-то можно предусмотреть, заранее рассчитать и ввести в дневную ставку. Намного страшнее штрафы налоговой инспекции или других надзорных органов. Для краткости всех их буду звать налоговой.

Напоминаю, что налоговая инспекция тщательно следит за отчётностью и налогами, и штрафы выписываются по многим случаям, которые вам и в голову не придут, но они действительно прописаны в законодательстве. Если налоговая вскроет схему работы с ИП, то могут даже посадить за решетку. Именно на такой схеме попался Ходорковский. Меня тут спросили, как налоговая узнает об этой схеме. Честно скажу – понятия не имею. Но как-то узнает. Назначается налоговая проверка, и ИП, и работодателю выписываются штрафы. Для ИП нет ограничения по штрафам, и сумма может быть любая, в том числе превышающая ваш годовой заработок в этого работодателя. А платить придется в любом случае. Штрафы для налоговой – это обычная практика, в случае неоплаты блокируется банковский счет. И я сомневаюсь, что работодатель его вам будет оплачивать. ИП – самостоятельная юридическая единица.

Мне тут возразили, что вот мол, виноват работодатель, и к ИП никто не придерется, они бедные, несчастные, облапошенные… ИП достаточно только нанять хорошего бухгалтера, которые по мнению такого ИП без предпринимательской жилки все вопросы налоговой решит и все будет ОК. Увы, это ответ работника. К работнику действительно претензий по этой налоговой схеме нет. А вот к ИП уже есть, он уже является ответственной юридической единицей. Хотя возможны ситуации, что и проверок не будет, что налоговый инспектор просто пожалеет ИП и не начислит штраф, но возможно, что и начислит, может быть и весьма нескромный. От наличия и профессионализма бухгалтера это не зависит, хотя грамотный бухгалтер может заранее просчитать, где есть нарушения, к которым может придраться ИФНС и их ликвидировать, то есть уменьшить количество штрафов, но увы, не сумму…

Штраф также выписывается и работодателю. Но вот только у него для этих целей припасен целый штат юристов, которые не оформлены как ИП (они, в отличии от программистов понимают, что это такое), а штрафы налоговой можно оспорить в суде. ИП, конечно, тоже имеет на это право, но для этого нужно либо нанимать хорошего юриста, либо защищаться в суде самостоятельно, проштудировав юриспруденцию вдобавок к бухгалтерии. Но юридически подкованный программист-ИП сразу откажется от этой схемы.

Таким образом, некоторые «серьезные» компании пытаются «оптимизировать» свое налогообложения, основываясь на том, что программисты плохо знают законодательство, и заставляют их оформлять ИП или ООО с одним учредителем вместо оформления трудового договора с работником. В этом случае вы обязаны выполнять обязанности работников, но у вас полностью отсутствуют права работника на отпуск, больничный и т.д., а также возникает обязанность вести бухгалтерию и платить налоги. И существует возможность работодателя в одностороннем порядке прервать договор с вами. В России эта схема признана противозаконной (нарушения по ТК, НК и УК РФ) и налоговая инспекция очень «любит» вскрывать эти схемы, которые называются «схемой Ходорковского». Тяжелее всего придется ИП после такой налоговой проверки (так как он отвечает в этом случае своим имуществом, и, если он не сможет оплатить штраф, его имущество арестовывается). А если открыто ООО с одним участником, то в этом случае налоговая сможет взыскать только то, что есть на банковском счете и уставный капитал (хотя есть риск ареста имущества и в этом случае, но риск намного меньше), но зато из суммы, получаемой от этого работодателя, придется ежемесячно вычитать более 30% на страховые взносы со своей зарплаты.

Если вы действительно обладаете юридическими и финансовыми знаниями, то риски можно минимизировать. Напоминаю, что в России незнание законов не освобождает от ответственности. И еще, ИП – не сотрудник, и к нему не применимо мышление сотрудников, нужно научится предпринимательскому мышлению и видеть шире, чем видит обычный сотрудник-программист, ведь ему не нужно забивать свою голову знаниями юриспруденции, бухгалтерии, маркетингом, продажами, и.т.п - так как в обычной компании этим занимаются другие люди. А ИП или единственный учредитель ООО - один.

По мере развития бизнеса индивидуальному предпринимателю приходится нанимать персонал для помощи в работе. Однако оформление работников у ИП дело не всем известное. Какая регистрация для этого требуется, и какие разрешения должны быть получены, разберёмся в нашей сегодняшней статье.

Для того чтобы индивидуальный предприниматель принял к себе на работу сотрудника, ему необходимо зарегистрироваться как работодателю в Пенсионном фонде. Если деятельность будет оформлена по патенту, то максимальное количество людей для найма составляет 5 человек. Прежде чем заключать трудовой договор с сотрудником необходимо ознакомиться с профильными законами, которые позволят избежать юридических неприятностей, связанных с неправильным оформлением документов по сотрудникам.

Оформление по трудовому договору

Когда предприниматель берёт в штат сотрудников, он не только увеличивает свои расходы, но и приобретает обязательства, как перед работником, так и перед государством. От того как будет заключён договор, какие пункты он будет в себя включать зависит объём данных обязанностей.

Трудовой контракт заключается с сотрудником, в случае если он будет выполнять однотипную работу на протяжении длительного времени (охранник, продавец, секретарь). В договоре должны быть прописаны все детали работы: график, оплата труда, обязанности работника и работодателя. В течение 10 дней с момента заключения договора ИП должен зарегистрироваться в фондах медицинского и социального страхования, а в течение месяца должен пройти регистрацию в Пенсионном фонде.

После регистрации во всех инстанциях предприниматель получит извещения с номерами для уплаты налогов за сотрудников. Они не будут совпадать с номерами, присвоенными ИП для оплаты собственных налогов.

Помните: Процедура регистрации в фондах и Пенсионном фонде производится один раз, в последствии при принятии сотрудников никаких регистраций производить не нужно.

После заключения договора работодатель обязан сделать отметку в трудовой книжке сотрудника, с указанием должности на которую он принят. При принятии сотрудника предприниматель должен оплачивать обязательные взносы по медицинскому, пенсионному и социальному страхованию.

При подписании трудового договора работодатель даёт сотруднику следующие социальные гарантии:

  • регулярная заработная плата, в сроки указанные в договоре;
  • оплата больничных;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск;
  • выплата пособия при увольнении сотрудника по решению работодателя;
  • создание рабочих условий для деятельности.

Сотрудником при заключении договора должно быть написано заявление с просьбой принять его на должность, а работодателем должен быть издан приказ о приёме на работу соответствующего сотрудника.

При оформлении сотрудников у ИП необходим следующий перечень документов:

  • трудовой договор в двух экземплярах;
  • приказ о приёме сотрудника на должность;
  • должностные инструкции для сотрудника;
  • график отпусков и рабочее расписание;
  • правила внутреннего распорядка;
  • соглашение о материальной ответственности, если сотрудник определён как материально-ответственный;
  • по необходимости подписывается соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

По законодательству РФ сотрудник должен быть оформлен по трудовому или гражданско-правовому договору

В договоре, согласно Трудовому кодексу РФ, должна быть указана следующая информация:

  • Фамилия, Имя, Отчество сотрудника и работодателя;
  • Паспортные данные сотрудника и работодателя;
  • Адрес работы;
  • График работы;
  • Сумма оклада и премий;
  • Трудовые обязанности сотрудника;
  • Компенсации (если требуется);
  • Условия страхования сотрудника;
  • Дата и подписи.

Оформление работника для ИП – несложная процедура, она не требует ведение кадрового учёта и документооборота, но для полного спокойствия необходимо позаботиться о заполнении всех форм трудоустройства, чтобы не вызвать негодование у контролирующих органов.

От соискателя для оформления потребуется паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка (если это не первое рабочее место и совместительство), военный билет (для мужчин), диплом об образовании (повышении квалификации).

Для оформления сотрудника понадобится его паспорт, военный билет (для мужчин), диплом и трудовая книжка

Так как индивидуальный предприниматель не получает зарплату, то его налоги высчитываются исходя из полученной прибыли. Чем больше прибыль – тем выше налог. Взнос в Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования производятся ежемесячно. За несвоевременное внесение или уклонение от оплаты взносов индивидуальный предприниматель несёт ответственность, контролирующие органы могут взыскать с него необходимую сумму с учётом штрафа и пени.

Гражданско-правовой договор

Второй вариант оформления сотрудника – это гражданско-правовой договор. Он заключается в тех случаях, когда работник выполняет разовую работу в ограниченный промежуток времени. Например, программист делает сайт компании, или строители производят ремонт в помещении компании. Оформление сотрудников по гражданско-трудовому договору регулируется Гражданским кодексом.

Условия гражданско-правового договора оговариваются работодателем и работником индивидуально, поэтому могут не содержать обязательных пунктов из трудового договора (отсутствие отпуска, премий, компенсаций, социального страхования сотрудника). Однако взносы за работника в Пенсионный и Медицинский фонд никто не отменяет. Взаимоотношения между работником и работодателем оформляются только договором, без внесения записей в трудовую книжку.

Даже работы, имеющие ограниченный срок должны оформляться договором

Некоторые индивидуальные предприниматели, стремясь сэкономить на взносах, заключают с сотрудниками не трудовой, а гражданско-правовой договор. Однако в случае судебных разбирательств между сотрудником и работодателем договор может быть признан трудовым, что обяжет бизнесмена оплатить все взносы и налоги за сотрудника, обеспечив сохранность его прав.

Без оформления

Бывают случаи, когда предприниматель вовсе не устраивает работника официально, объясняя это высокими налогами и взносами. В этом случае сотрудник никак не защищён, что нарушает российское законодательство РФ. Безобидный сотрудник может стать для ИП вскоре большой проблемой. Ведь если сотрудник приступил к работе, то, несмотря на отсутствие трудового договора, у компании появляются обязательства перед работником. А значит, компания автоматически становится ответственной за невыполнение.

Раскрыться ситуация может например в случае конфликта с сотрудником, который пойдёт с жалобой в трудовую инспекцию, налоговую или вовсе в прокуратуру, что станет причиной проверок. В случае если факт будет доказан судом - компанию ждут неприятности. Иногда для доказательства вины хватает показаний свидетелей, которыми могут быть другие сотрудники или клиенты.

Во-первых, компания будет привлечена к административной ответственности, штраф до 50 тысяч рублей, а директор раскошелится на сумму до 5 тысяч рублей. Во-вторых, фонды и смогут доначислить неоплаченные взносы, также взыскать пени и штрафы. Третья неприятность - в случае несчастного случая на рабочем месте, директор может быть признан виновным в «причинении вреда здоровью». Это означает, что руководитель может быть осужден на срок до двух лет или оштрафован на сумму 200 тысяч рублей.

«Чёрная» зарплата может обратиться против работодателя, ведь она нигде не указывается, а это значит, что сотрудник может шантажировать начальника. Работник может угрожать работодателю заявлением в трудовую инспекцию, требуя заплатить ему ещё раз или поднять оплату вовсе.

Как регулировать отношения со своими сотрудниками каждый предприниматель решает сам. Однако для того чтобы избежать проблем с законом и неприятностей в суде, необходимо заранее позаботиться о грамотном решении кадрового вопроса.

Предприниматели могут задаваться вопросом, как правильно оформить работника официально в ИП в 2017 году. Ответ на него поищем в нормах трудового законодательства и комментариях к ним.

Прием на работу: общий порядок для сотрудников всех организаций

Общепринятая процедура оформления сотрудников всех организаций, включая ИП, установлена ст. 68 ТК РФ :

  • вначале работником и работодателем заключается трудовой договор;
  • далее на его основании и в соответствии с оговоренными там условиями издается приказ о приеме на работу;
  • приказ (распоряжение) необходимо объявить принятому сотруднику под роспись в 3-дневный срок;
  • перед подписанием трудового договора (далее — ТД) работника нужно под роспись ознакомить с принятым в организации колдоговором и локальными нормативными актами в области трудовых отношений (действующими положением об оплате труда и премировании, правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и т.п.).

Иными нормами регламентируются остальные обязательные этапы трудоустройства:

  • предъявление работником необходимых документов, их прием работодателем;
  • в предусмотренных законом случаях — прохождение медосмотра;
  • в случаях, предписанных законом, — заключение договора о полной материальной ответственности с работником;
  • запись о приеме на работу в трудовой книжке работника;
  • заполнение карточки Т-2 и пр.

Эти этапы обязательны для всех организаций и ИП, имеющих наемных работников. Нарушение их работодателем приведет к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ .

Прием на работу сотрудников ИП

Труду работников у физических лиц (включая ИП) посвящена глава 48 ТК РФ.

В ней не устанавливаются какие-либо изъятия из общей процедуры приема на работу.

В ст. 303 специально оговаривается, что:

  • заключение письменного ТД обязательно;
  • он должен включать в себя все условия, существенные для его сторон;
  • физлицо-работодатель обязано уплачивать за работника НДФЛ, страховые взносы и обязательные платежи, а также оформлять СНИЛС для впервые трудоустраивающихся работников.

Специфика приема на работу к ИП-микропредприятию

С января 2017 года стали действовать изменения в ТК РФ, по которым работодатели, относящиеся к субъектам малого предпринимательства — микропредприятиям, строят отношения со своими сотрудниками по-особому. Согласно пп. «а» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства" от 24.07.2007 N 209-ФЗ в числе прочих перечисленных к микропредприятиям относят зарегистрированных соответственно законодательству индивидуальных предпринимателей, которые соответствуют условиям ч. 1.1 этой статьи:

  • о размере выручки (за прошедший год) и балансовой стоимости активов не свыше 120 млн руб.;
  • о среднесписочной численности сотрудников в предшествующем календарном году (для микропредприятия оно не должно превышать 15 чел.).

Специфика микропредприятий

Получается, что если работодатель-микропредприятие решил регулировать трудовые отношения с сотрудниками без использования локальных нормативных актов, то из требований ст. 68 ТК РФ для них исключается его обязанность ознакомить с ними сотрудников при заключении ТД.

В остальной части (оформление и подписание приказа о приеме на работу, ознакомление с ним сотрудника, внесение сведений в его трудовую книжку и др. обязательные этапы) ответ на вопрос, как оформить сотрудника на работу в ИП-микропредприятии, будет таким: «По общим правилам, установленным ТК РФ».

9320 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!


Как ИП лучше оформить работников?

Добрый день.

Я открываю ИП на УСН, мне требуется нанять трех работников. Насколько я знаю, если оформлю их официально по ТК, то значительно усложнится бухгалтерия, отчетность и тп.

Неофициально нанимать работников тоже не вариант, т.к. за это предусмотрена ответственность.

Рассматриваю вариант чтобы сотрудники оформили на себя ИП, таким образом мы все будем работать как ИП на УСН, у работников со мной будет об оказании услуг.

Денежные средства на отпуска, больничные, оплату взносов в ПФ я работникам буду давать (неофициально). Т.е. вопрос не в том как прокинуть работников, а в том как избежать лишних заморочек с отчетностью и лишних финансовых потерь. Приоритетно избежать заморочек с отчетностью, а не сэкономить. Работая ИП на УСН без оформления работников вся отчетность в налоговую - это декларация раз в год, хотелось бы чтобы так и осталось.

Еще раз вопросы:

1. Можно ли нанять работников оформив им ИП и заключив договоры об оказании услуг? (не нарушается ли таким образом что-то)

2. Может я ошибаюсь и нанять сотрудников официально по ТК не такая уж морока с отчетностью и т.п.?

В общем какой вариант выбрать - ИП сотрудникам или по ТК?


Ответы юристов

Лучший ответ

Дионис Остапов (13.02.2014 в 19:27:03)

Здравствуйте! По поводу регистрации сотрудников как ИП много отрицательных сторон: 1. ИП не обязаны соблюдать трудовую дисциплину Вашей фирмы, подчиняться внутреннему трудовому распорядку. Их невозможно будет привлечь к дисциплинарной ответственности. 2. При проверках как налоговой, так и трудовой инспекцией на этот факт будет обращаться пристальное внимание. И простой опрос сотрудников, в каком режиме они работают и как получают зарплату, приведёт к негативным последствиям для Вас. 3. Грамотный сотрудник непременно откажется от подобного варианта (ведь вряд ли вы ему за это ИП прибавите зарплату в 3 раза), так как теперь он не будет иметь право на пособия по нетрудоспособности, оплату и право в вашей организации официально, а Ваши обещания не факт, что будут исполнены. И если они не будут уплачивать добровольные взносы в ФСС сами, то как ИП на пособия могут не рассчитывать. 4. Работнику придется самостоятельно заполнять декларации, иметь дело с тем же, с чем Вы не хотите особо иметь дел. Платить налоги и взносы, носить документы на проверку, толкаться в очередях и т.д. 5. Для сотрудников может быть важно иметь о работе в своей должности. Вам на самом деле проще либо оформить всё через либо договор оказания услуг. И отвечая на Ваш 2 вопрос могу сказать одно, как таковой "мороки" нет, все справляются, при этом, если Вы сами не хотите заниматься отчётностью и у Вас не предусмотрена единица бухгалтера, Вы можете пользоваться единоверными услугами специальных фирм, которые всё для Вас сделают за умеренные деньги. Удачи!

Лучший ответ

Николай Николаевич (13.02.2014 в 20:24:27)

Здравствуйте! Самый неподходящий вариант по количеству заморочек нанимать работников, оформив им ИП. Дальше в очереди оформление по трудовому договору, так как придётся подписывать трудовой договор, делать запись в трудовую книжку, заводить личное дело на сотрудника, сообщать в военкомат, если сотрудник будет военнообязанным, стать на учёт как работодатель в ПФ и ФСС, отчитываться будете в ФСС ежеквартально и в ПФР ежеквартально, составление внутренних нормативных документов. Кроме отчетов в ПФ и ФСС ежеквартально, ежемесячно будете перечислять взносы в эти фонды и НДФЛ из з/платы работника. По окончании года дополнительно в будете сдавать отчет о численности работников и по форме 2-НДФЛ. Как видите морока всё-таки есть.

Лучший ответ

Ромашов Александр Николаевич (14.02.2014 в 00:01:37)

Доброго времени суток!

Оформляя работникам ИП Вы ничего не нарушаете (специальной ответственности за это не предусмотрено ни в одном законе). Однако при неудачном стечении обстоятельств работники действительно могут обратиться в гос. органы с заявлением о сокрытии . В тоже время, на мой взгляд, подобное развитие событий крайне маловероятно. Лично мне таких прецедентов неизвестно.

Оформлять ли Вашим работникам ИП, или обойтись только заключением гражданско- предлагаю решать Вам непосредственно с сотрудником. Не буду расписывать уже рассказаное коллегам, замечу только, что при оформлении ИП Ваш сотрудник будет официально трудоустроен, и соответственно наоборот.

Отчетность в случае найма сотрудников по трудовому договору действительно становиться значительно объемнее, Вот перечень:

Ежеквартально

Отчетность в РФ о начисленных и уплаченных взносах вместе с Индивидуальными сведениями (за 1 квартал - до 15 мая, за полугодие - 15 августа, за 9 месяцев - 15 ноября)

Отчетность в ФСС (Фонд РФ): форма 4-ФСС до 15 числа месяца, следующего за отчетным(за 1 квартал - до 15 апреля, за полугодие - до 15 июля, за 9 месяцев - до 15 октября)

За год

В ФСС
. Годовая отчетность 4-ФСС до 15 января года, следующего за истекшим (отчетным).включительно
. Подтверждение основного вида деятельности до 15 апреля года, следующего за истекшим (отчетным).

В ПФР
- Годовая отчетность за сотрудников (РСВ-1) до 15 февралягода, следующего за истекшим (отчетным).
- Персонифицированный учет за сотрудников до 15 февралягода, следующего за истекшим (отчетным).
- Годовая отчетность за самого предпринимателя (РСВ-2) до 1 мартагода, следующего за истекшим (отчетным).
- Индивидуальные сведения о стаже предпринимателя (формы АДВ-6-2, СЗВ-6-1) до 1 марта года, следующего за истекшим (отчетным).

В ИФНС
. Среднесписочная численность работников до 20 января года, следующего за истекшим (отчетным).
. Декларация по УСН до 30 апреля года, следующего за истекшим (отчетным).
. Сведения о доходах сотрудников (2-НДФЛ) до 1 апреля года, следующего за истекшим (отчетным).

Михайловский Юрий Иосифович (13.02.2014 в 19:12:37)

Добрый вечер!

1. Можно оформить по гражданско-правовому договору, работников,желающих регистрировать себя в качестве ИП можно искать долго.

2. Можно оформить по Срочному (на определенный период времени (например: 6 месяцев) это поможет избежать ненужных проблем в будущем) трудовому договору, налогов, отчислений в этом случае существенно больше.

В первом случае нужно избегать упоминаний о трудовых обязанностях и не важно это будет оказание услуг или агентский и т.д.

Во втором случае можно разделить на разумный минимальный оклад и премию.

Жвакина Вероника Алексеевна (13.02.2014 в 19:13:38)

Здравствуйте. Я рекомендую нанять работников по договорам оказания услуг. Но я не понимаю, зачем им создавать на себя ИП, просто заключите с ними договора и все. Во первых при прекращении работы им придется ИП закрывать, а это не так то быстро. Во вторых ИП несет ответственность по долгам всем принадлежащим ему имуществом, так что это еще и рискованно и они могут просто не согласится, а при проблемах написать на Вас о том, что Вы их к этим ИП вынудили. Оно Вам надо? По трудовым договорам работать для Вас действительно сложнее, в частности там более тяжелая процедура увольнения. Например при ликвидации ИП Вы должны предупредить своих работников не менее чем за два месяца, не так то просто уволить неподходящего Вам работника и т. д. Процедуру же оказания услуг можно обговорить в нем самом. Подумайте о том, как Вам лучше разработать эти договора. По вопросам налогообложения: согласно пп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 210 НК РФ выплаты по гражданско-правовым договорам облагаются НДФЛ если только исполнители не являются индивидуальными предпринимателями. Налог удерживается непосредственно из суммы вознаграждения при его фактической выплате (п. 1 ст. 223 и п. 4 ст. 226 НК РФ). Перечислить же налог работодатель должен при выплате вознаграждения (п. 6 ст. 226 НК РФ): - в наличной форме - в день фактического получения денег в банке; - в безналичной форме - в день перечисления денег на банковский счет исполнителя. Если понравился ответ, оставьте пожалуйста отзыв. Удачи Вам.

Морозов Игорь Владимирович (13.02.2014 в 19:19:32)

1. Договор возмездного оказания услуг согласно ст. 779 ГК РФ стоит заключить.

2. Не стоит связываться с работниками по ТК РФ - налоговая инспекция постоянно будет наседать на ровном месте, начисляя налоги.

Верхолашина Ольга Николаевна (13.02.2014 в 20:19:30)

Добрый день! смотря как Вы собираетесь оформлять Ваши отношения. Если по - то как и обычного сотрудника. с октября 2006 разрешено ИП заносить записи в трудовые книжки сотрудников (соответственно необходимо делать весь пакет документов) , кроме самого ИП - у него доказательством будет являться свидетельство об открытии ИП. а с другой стороны вы можете оформить с ним Гражданско-правовой договор - просто человек как физическое лицо оказывает Вам услугу. Только учтите, что при проверке трудовой инспекцией, если выяснится, что выполнение данной работы является постоянной (например продавец) - судом автоматически будут признаны трудовые отношения и не дай бог - человек к тому времени проработает кучу времени (а у него нет отчислений в ЕСН, и он был на больничном, отпуске) вы обязаны будете погасить все его долги в ЕСН, а также отправить в отпуск и оплатить больничные по правилам трудового законодательства
Удачи. Сергей. Мой ответ - Ваш отзыв.

Физическое лицо может (и должно) работать самостоятельно. Такой вариант приемлем на начальном этапе. Но постепенно расширяясь, увеличивая обороты, сложно справляться одному. Тогда возникает правомерный вопрос – может ли ИП нанимать работников? Конечно, ИП может нанимать сотрудников. Законодательство 2018 года не запрещает этого, но предусматривает определенные нюансы для разных категорий индивидуальных предпринимателей. Как оформить трудовые отношения и не нарушить закон, расскажем в статье.

Ограничения по штату наемных работников

Любой ИП может нанимать сотрудников, заключив с ними . Сделать это можно на начальном этапе или через некоторое время. Загвоздка кроется лишь в количестве наемников. Существует «градация» количества рабочих мест, которая определяется масштабами деятельности ИП. Иначе говоря, чем серьезнее организация, тем больше штат:

  1. Наименьшее количество работников может иметь ИП, работающий по . Допустимо 5 наемных сотрудников, независимо от полноты занятости.
  2. Мелким организациям, зарегистрированным как ИП, позволен штат до 100 единиц. Такое же право имеет индивидуальный предприниматель, находящийся на . Если перешагнуть этот порог даже на одну единицу, ИП лишается льготных условий и организация переходит в разряд средних предприятий (согласно требованиям Налогового кодекса № 346.29, пункт 2).
  3. В средней компании одновременно может быть занято от 101 до 250 наемных сотрудников.
  4. Все, что выше 250 единиц, имеет отношение только к крупным компаниям.

Существует «градация» количества рабочих мест, которая определяется масштабами деятельности ИП.

Перед принятием решения о найме дополнительной рабочей силы стоит подумать, сколько сотрудников будет вам достаточно, чтобы бизнес развивался.

Помните, что количество сотрудников – это людей за отчетный период перед налоговой. Учитываться должны даже те сотрудники, кто работает неполный рабочий день или по совместительству. Максимальное количество не должно быть выше определенных параметров.

Правила найма

Индивидуальный предприниматель, пожелавший привлечь к своей деятельности наемных работников, приобретает статус работодателя, который обязывает исполнять требования Трудового законодательства (ТЗ) и Гражданского кодекса (ГК).

Нанятое физическое лицо не является работником, пока не начата трудовая деятельность (исполнение определенных обязанностей) и не заключен трудовой договор (ТД) по правилам, установленным статьей № 57 ТК. Если ИП использует рабочую силу без ТД, он нарушает права человека и законы РФ.

Чтобы оформить трудовые отношения с претендентом, соискатель должен написать заявление с просьбой о приеме на работу, указав должность. На основании такого заявления ИП предпринимает следующие шаги:

  1. Издает приказ о приеме физического лица на определенную должность, согласно ст. 68 ТК.
  2. Заключает ТД в 3 экземплярах.
  3. В течение 30 дней с момента оформления ТД (ПФР) о том, что ИП стал работодателем (согласно Порядку № 296п Управления ПФР).
  4. В течение 10 дней после первого ТД подает данные в Фонд социального страхования (ФСС) (согласно Регламенту № 574Н Минтруда).

После этих процедур индивидуальный предприниматель становится работодателем. Он обязан вовремя подавать отчеты и платить за каждого сотрудника. Даже человек, находящийся на , должен быть оформлен по правилам.

Если физическое лицо приступило к работе без оформления трудового соглашения, на ИП может быть наложен штраф. В 2018 году эти суммы варьируются от 1 000 до 300 000 рублей, в зависимости от нарушений. Иногда имеет не денежный характер:

  • Блокировка деятельности ИП до 90 дней.
  • Привлечение к уголовной ответственности.
  • Лишение права коммерческой деятельности на конкретный период.

Поэтому лучше всего принимать на работу сотрудника по правилам.

Оформление документов и отчеты ИП

ИП может нанимать сотрудников и обязан иметь на каждую штатную единицу, помимо трудового договора, следующие документы:

  • Инструкция о правилах работы для наемного сотрудника, подписанная последним.
  • Трудовая книжка, оформленная по правилам.
  • Личная карточка работника по форме Т2 .
  • График отпусков.
  • Договор о материальной ответственности работника.
  • Расписание штата.

Подведем итоги

ИП может нанимать сотрудников в любой период своей деятельности. Индивидуальный предприниматель должен учитывать оборотистость бизнеса, чтобы понять, сколько человек должно быть в его штате. Особо следует обращать внимание на количество тем, кто выбрал ЕНВД или патент.

Любой наемный сотрудник должен быть оформлен по трудовому договору, и информация должна быть передана во все фонды. Соблюдая правила трудового законодательства и ТК, можно нанимать работников себе в помощь для полноценного развития бизнеса. Расширение – это всегда хорошо.