Первые представления о Земле и её форме складывались постепенно. Вначале они были очень далеки от современных. В Древней Индии считали, что Земля лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе.

В более полном описании древние индийцы представляли Землю в виде
полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стояли на огромной черепахе,
а черепаха на змее, которая свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.


Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения.

В представлении древних египтян: внизу — Земля (бог земли Геб), над ней — богиня неба (богиня неба Нут), слева и справа — корабль бога Солнца (бог солнца Ра), показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.


Древним славянам Земля казалась похожей на большое яйцо, внутри которого находится плоская Земля, причем в верхней части расположен мир людей,
а в нижней — ночная страна. Вокруг земли, подобно белку расположены 9 небес, каждое из которых имело свое предназначение — одно для солнца и звезд, второе — для месяца, третье — для туч и ветров.


В Древней Руси считали, что Земля плоская, что она — такой плоский толстый блин, который лежит на спинах трёх огроных рыб или китов, плавающих на
поверхности безбрежного океана.


Жители Вавилонского царства представляли Землю в виде горы. На западном склоне которой находится Вавилония. К югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы.


Древние греки представляли Землю как диск. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце.


Викинги считали, что мир зародился в северных льдах. В центре мира находится гигантский ясень. У его корней находится холодное подземное царство, в котором обитают великаны, крону населяют боги, а мир людей расположен посредине ствола. По этому дереву беспрестанно бегает белка, которая приносит новости орлу, восседающему высоко в ветвях, а змее, прячущейся в корнях.


С древнейших времён, познавая окружающую среду и расширяя жизненное пространство, человек задумывался о том, как устроен мир, где он живёт. Пытаясь объяснить и Вселенной, он использовал близкие и понятные ему категории, прежде всего, проводя параллели со знакомой природой и местностью, в которой сам проживал. Как люди раньше представляли Землю? Что они думали о её форме и месте во Вселенной? Как со временем менялись их представления? Всё это позволяют узнать исторические источники, дошедшие до сегодняшних дней.

Как древние люди представляли себе Землю

Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира. Подобные чертежи отображают охотничьи угодья, места, где добытчики дичи расставляли ловушки, а также дороги.

Схематически изображая реки, пещеры, горы, леса на подручном материале, человек стремился передать информацию о них последующим поколениям. Чтобы отличать уже знакомые им объекты местности от новых, только что открытых, люди давали им названия. Так, постепенно человечество накапливало географический опыт. И уже тогда наши предки начинали задаваться вопросом о том, что такое Земля.

То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

Вавилон

Ценные исторические сведения о том, как древние люди представляли себе Землю, оставили нам цивилизации, проживавшие на землях между и Евфратом, населявшие дельту Нила и берега Средиземного моря (современные территории Малой Азии и юга Европы). Этой информации более шести тысяч лет.

Так, древние вавилоняне считали Землю "мировой горой", на западном склоне которой находилась Вавилония - их страна. Такому представлению способствовало то, что восточная часть знакомых им земель упиралась в высокие горы, которые никто не решался перейти.

К югу от Вавилонии находилось море. Это позволило людям считать, что "мировая гора" на самом деле круглая, и омывается морем со всех сторон. На море, подобно перевёрнутой чаше, опирается твёрдый небесный мир, который во многом подобен земному. Здесь тоже была своя "суша", "воздух" и "вода". Роль суши исполнял пояс Зодиакальных созвездий, перегородивший небесное "море" подобно плотине. Считалось, что по этой тверди двигаются Луна, Солнце и несколько планет. Небо у вавилонян представлялось местом жительства богов.

Души умерших людей, напротив, обитали в подземной "бездне". Ночью Солнце, погружаясь в море, должно было проходить по этому подземелью от западного края Земли до восточного, а утром, восходя из моря на небесную твердь, снова начинать по ней свой дневной путь.

В основу того, как представляли люди Землю в Вавилоне, были положены наблюдения за природными явлениями. Однако правильно истолковать их вавилоняне не могли.

Палестина

Что касается жителей данной страны, то на этих землях царили другие представления, отличные от вавилонских. Древние евреи проживали в равнинной местности. Поэтому Земля в их видении также выглядела равниной, которую местами пересекали горы.

Ветры, приносящие с собой то засуху, то дожди, занимали в поверьях палестинцев особенное место. Обитая в "нижнем поясе" неба, они отделяли "небесные воды" от поверхности Земли. Вода, кроме того, находилась и под Землёй, питая оттуда все моря и реки на её поверхности.

Индия, Япония, Китай

Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.

Земля в представлении древних японцев ограничивалась территорией известных им островов. Ей приписывалась кубическая форма, а частые землетрясения, происходящие на их родине, объяснялись буйством огнедышащего дракона, живущего глубоко в её недрах.

Около пятисот лет назад польский учёный-астроном Николай Коперник, наблюдая за звёздами, установил, что центром Вселенной является именно Солнце, а не Земля. Почти через 40 лет после смерти Коперника его идеи были развиты итальянцем Галилео Галилеем. Этот учёный сумел доказать, что все планеты Солнечной системы, включая и Землю, на самом деле вращаются вокруг Солнца. Галилея обвинили в ереси и заставили отречься от своего учения.

Однако англичанину Исааку Ньютону, родившемуся спустя год после смерти Галилея, впоследствии удалось открыть закон всемирного тяготения. На его основе он объяснил, почему Луна обращается вокруг Земли, а планеты со спутниками и многочисленные совершают обороты вокруг Солнца.

ЗАРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА

Самые древние из сохранившихся художественных произведений относятся к первобытной эре (около шестидесяти тысяч лет тому назад). Однако никто не знает точного времени создания древнейшей пещерной росписи. По мнению учёных, самые прекрасные из них были созданы, примерно десять - двадцать тысяч лет назад. Когда почти всю Европу покрывал толстый слой льда; и люди могли жить лишь в южной части материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями, но именно тогда появляются первые великолепные росписи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минералы, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. На стенах пещер изображали животных, на которых тогда уже умели охотиться, среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени. Были и те, которые позднее совсем вымерли: мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

Самые интересные пещерные росписи в Европе были найдены совершенно случайно. Они находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко (1940 г) во Франции. В настоящее время в Европе найдено около полутора сотен пещер с росписями; и ученые не без оснований полагают, что это не предел, что не все пока обнаружены. Пещерные памятники найдены так же в Азии, в Северной Африке.

Огромное количество этих росписей, и их высокая художественность долгое время приводила специалистов к сомнению в подлинности пещерных картин: казалось, что первобытные люди не могли быть столь искусны в живописи, а удивительная сохранность росписей наводила на мысль о подделке. Вместе с пещерными росписями и рисунками были найдены разнообразные изваяния из кости и камня, которые делали с помощью примитивных инструментов. Эти изваяния связывают с первобытными верованиями людей.

В то время когда человек еще не умел обрабатывать металл, все орудия труда изготовлялись из камня – это был каменный век. Первобытные люди делали рисунки на предметах повседневного обихода - каменных орудиях и сосудах из глины, хотя в этом не было никакой необходимости. Потребность человека в красоте и радость творчества, вот одна из причин возникновения искусства, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Не зная как объяснить многие явления, люди того времени верили в магию: считая, что с помощью картин и заклинаний можно воздействовать на природу (порази стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты).

Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Она получила своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы. Бронза – мягкий металл, ее гораздо легче обрабатывать, нежели камень, можно было отливать в формы и шлифовать. Предметы обихода начали богато украшать бронзовым орнаментом, который большей частью состоял из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Начали появляться и первые украшения, которые были крупного размера и сразу бросались в глаза.

Но, пожалуй, самым главным достоянием бронзовой эпохи являются сооружения огромного размера, которые ученые связывают с первобытными верованиями. Во Франции, на полуострове Бретань, на целые километры растянулись поля, на которых расположены высокие, в несколько метров, каменные столбы. Которые на языке кельтов, коренных обитателей полуострова, называются менгирами.

Уже в те времена была вера в загробную жизнь, об этом свидетельствуют дольмены – усыпальницы, которые первоначально служили для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока, а затем, для поклонения солнцу. Места расположения менгиров и дольменов считались священными.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Одной из старейших и красивейших культур древности является культура Древнего Египта. Египтяне, как в прочем многие люди того времени, были очень религиозны, они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. Так же создавали изваяние умершего (статую), на случай если тело не выдержит натиска времени, чтобы вернувшаяся с того света душа смогла найти земную оболочку. Тело и все необходимое замуровывали в пирамиде - шедевре древнеегипетского строительного искусства.

С помощью рабов, еще при его жизни, вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Из-за низкого уровня техники

каждое такое строительство стоило несколько сотен, а то и тысяч человеческих жизней. Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. Со временем стали строить большие ступенчатые пирамиды, самая старая из которых находится в Сахаре, и была возведена четыре с половиной тысячелетия назад. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца, оставляя неизгладимое впечатление у приезжих купцов и странников.

На берегах Нила складывались целые "города мёртвых", рядом с которыми возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Форма колонн напоминала распространенные в Египте растения: папируса, лотоса, пальмы. Одними из древнейших храмов по праву считаются Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 14 веке до нашей эры.

Рельефы и росписи украшали стены и колонны египетских зданий, они славились своеобразным приёмам изображения человека. Части фигур представляли так, чтобы их было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Часто египтяне рисовали желаемые события, поскольку свято верили что, то, что изображено обязательно исполнится.

Пирамида полностью состоит из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера, к которой ведут коридоры, замурованные после погребения царя. Однако, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Возможно из-за мародеров, а возможно из-за тяжелого труда гробницы на равнине строить перестали, их начали вырубать в скалах и тщательно маскировать выход. Так благодаря случаю была найдена в 1922 г. гробница, где захоронен фараон Тутанхамон. В наше время строительство Ассусианской плотины грозило высеченному в скале храму Абу-Симбеле затоплением. Чтобы спасти храм скалу, в которой он высечен, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Наряду с пирамидами славу египетским мастерам принесли величественные фигуры, красотой которых восхищались все последующие поколения. Статуи из окрашенного дерева или шлифованного камня отличались особой грациозностью. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. В изображениях простых людей было больше жизни и движения. Особенно пленительны были стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями. Портреты того времени очень точно передавали неповторимые черты человека, не смотря на то, что у других народов царила идеализация, и некоторые росписи подкупали тонкостью и не естественным изяществом.

Около двух с половиной тысячелетий просуществовало древнее египетское искусство благодаря верованиям и строгим правилам. Оно невероятно расцветало в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры (были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней), однако воздействие искусства других народов, особенно греков, окончательно погасили огонек египетского искусства к началу нашей эры.

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА

В 19000 году английский ученый Артур Эванс, вместе с другими археологами, вели раскопки на острове Крит. Они искали подтверждение историй древнегреческого певца Гомера, которые он рассказал в древних мифах и поэмах, о великолепие критских дворцов и могущество царя Миноса. И они нашли следы самобытной культуры, которая начала складываться около 5000 лет назад на островах и побережье Эгейского моря и которую, по названию моря, в последствии назвали эгейской или по названию главных центров, крито-миконской. Эта культура просуществовала почти 2000 лет, но воинственные греки, пришедшие с севера, вытеснили ее в 12 веке до нашей эры. Однако

эгейская культура не ушла бесследно, она оставила поразительные по красоте и тонкости вкуса памятники.

Сохранился лишь частично Киосский дворец был самым большим. Он состоял из сотен различных помещений, сгрупированных вокруг большого парадного двора. В их числе были тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, даже ванные комнаты. Их водопроводы и ванны сохранились до наших дней. Стены ванных комнат украшают столь подходящие для такого места росписи, изображающие дельфинов и летающих рыб. Дворец имел чрезвычайно запутанный план. Ходы и коридоры внезапно поворачивают, переходят в подъемы и лестничные спуски, к тому же дворец был многоэтажный. Неудивительно, что впоследствии возник миф о критском лабиринте, где жил чудовищный человекобык и откуда нельзя было найти выход. Лабиринт связывали с быком, потому что он на Крите считался священным животным и то и дело попадался на глаза - как в жизни, так и в искусстве. Поскольку большая часть комнат не имела внешних стен - только внутренние простенки, - в них нельзя было прорубить окна. Помещения освещались через отверстия в потолке, в некоторых местах это были "световые колодцы", проходившие через несколько этажей. Своеобразные колонны расширялись кверху и были окрашены в торжественные красный, чёрный и жёлтый цвета. Стенные росписи радовали глаз весёлыми красочными созвучиями. Сохранившиеся части росписей представляют важные события, юношей и девушек во время священных игр с быком, богинь, жриц, растения и животных. Стены украшали также раскрашенные рельефы. Изображения людей напоминают древнеегипетские: лица и ноги - сбоку, а плечи и глаза- спереди, но их движения более свободны и естественны, чем на египетских рельефах.

На Крите найдено множество небольших скульптур, особенно статуэток богинь со змеями: змеи считались хранительницами домашнего очага. Богини в юбках с оборками, узкими открытыми лифами и высокими причёсками выглядят весьма кокетливо. Критяне были прекрасными мастерами керамики: глиняные сосуды красиво расписаны, особенно те, где с большой живостью изображены морские животные, например осьминоги, охватывающие своими щупальцами округлое тулово вазы.

В 15 веке до нашей эры с полуострова Пелопоннес пришли ахейцы, ранее бывшие в подчинении у критян, и разрушили Кносский дворец. С этого времени власть в районе Эгейского моря перешла в руки ахейцев, пока их не покорили другие греческие племена - дорийцы.

На полуострове Пелопоннес ахейцы соорудили мощные крепости Микены и Тиринф. На материке опасность нападения врагов была куда большей, чем на острове, поэтому оба поселения были построены на холмах и обнесены стенами из огромных камней. Трудно представить, что человеку по силам управиться с такими каменными громадинами, поэтому следующие поколения создали миф о гигантах - циклопах, помогавших людям строить эти стены. Здесь тоже были найдены стенные росписи и художественно выполненные предметы быта. Однако по сравнению с жизнерадостным и близкими к природе критским искусством искусство ахейцев выглядит по- другому: оно более сурово и мужественно, прославляет войну и охоту.

Вход в давно разрушеную микенскую крепость до сих пор охраняют два вырезанных в камне льва над знаменитыми Львиными воротами. Неподалёку располагаются гробницы правителей, которые первым исследовал немецкий купец и археолог Генрих Шлиман (1822-1890). С детства он мечтал найти и раскопать город Трою; о войне троянцев с ахейцами и гибели города (12 век до н.э. рассказал в поэме "Иллиада" древнегреческий певец Гомер. Действительно Шлиману удалось найти на северной оконечности Малой Азии (В нынешней Турции) развалины города, который считают древней Троей. К сожалению, из - за излишней спешки и недостатка специального образования он разрушил значительную часть того, что искал. Тем не менее он сделал множество ценных находок и обогатил знания своего времени об этой далёкой и интересной эпохе.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Без сомнения, самое большое влияние на последующие поколения оказало искусство Древней Греции. Его спокойная и величественная красота, гармония и ясность служили образцом и источником для позднейших эпох истории культуры.

Греческую древность называют античностью, к античности также относят Древний Рим.

Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, явившиеся с севера в 12 веке до н.э., к 6 веку до н.э. создали высокоразвитое искусство. Далее последовали три периода в истории греческого искусства:

1) архаика, или древний период, - примерно с 600 до 480 года до н.э., когда греки отразили нашествие персов и, освободив свою землю от угрозы завоевания, получили снова возможность творить свободно и спокойно;

2) классика, или период расцвета, - с 480 по 323 годы до н.э. - год смерти Александра Македонского, который покорил огромные области, очень непохожие по своим культурам; эта пестрота культур была одной из причин упадка классического греческого искусства;

3) эллинизм, или поздний период; он закончился в 30 году до н.э., когда римляне завоевали находившийся под греческим влиянием Египет.

Греческая культура распространилась даллеко за пределы своей родины- на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие острова Средиземноморья, на Северную Африку и другие места, где греки основывали свои поселения. Греческие города находились даже на северном побережье Чёрного моря.

Величайшим достижением греческого строительного искусства были храмы. Древнейшие развалины храмов относятся к эпохе архаики, когда вместо дерева в качестве строительного материала стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Полагают, что прообраззом для храма послужило древнее жилище греков - прямоугольное в плане строение с двумя колоннами перед входом. Из этой простой постройки выросли со временем различные более сложные по своей планировке типы храмов. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали в один или два ряда колонны. Они поддерживали балки перекрытия и двускатную крышу. В полутёмном внутреннем помещении у статуи бога могли бывать лишь жрецы, народ же видел храм только снаружи. Очевидно поэтому главное внимание древние греки уделяли красоте и гармонии внешнего облика храма.

Строительство храма было подчинено определённым правилам. Размеры, отношения частей и количество колонн были точно установлены.

В греческой архитектуре господствовали три стиля: дорический, ионический, коринфский. Древнейшим из них был дорический стиль, который сложился уже в эпоху архаики. Он был мужественным, простым и мощным. Название он получил от дорических племён, которые его создали. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины немного утолщена- она словно бы слегка раздалась под тяжестью перекрытия. Верхнюю часть колонны - капитель образуют две каменные плиты; нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Устремлённость колонны вверх подчёркивают вертикальные желобки. Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части окружено по всему периметру храма полосой украшений- фризом. Он состоит из чередующихся пластин: на одни нанесены два вертикальных углубления, на других обычно помещены рельефы. По краю крыши проходят выступающие карнизы: на обеих узких сторонах храма под крышей образуются треугольники - фронтоны, которые украшали скульптурами. Сегодня сохранившиеся части храмов белого цвета: покрывавшие их краски с течением времени осыпались. Когда - то их фризы и карнизы были раскрашены в красный и синий цвета.

Ионический стиль возник в Ионийской области Малой Азии. Отсюда уже он проник в собственно греческие области. По сравнению с дорическим колонны ионического стиля более нарядны и стройны. Каждая колонна имеет своё основание - базу. Средняя часть капители напоминает подушку с закрученными в спираль углами, т.н. волютами.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, чаще всего стали использовать коринфские капителли. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Случилось так, что время пощадило старейшие дорические храмы главным образом за пределами Греции. Несколько таких храмов сохранилось на острове Сицилия и в Южной Италии. Самый известный из них - храм бога моря Посейдона в Пестуме, неподалёку от Неаполя, который выглядит несколько тяжеловесным и поземистым. Из ранних дорических храмов в самой Греции наиболее интересен стоящий ныне в развалинах храм верховного бога Зевса в Олимпии - священном городе Греков, откуда ведут своё начало Олимпийские игры.

Расцвет греческой архитектуры начался в 5 веке до н.э. Эта классическая эпоха неразрывно связана с именем знаменитого государственного деятеля Перикла. Во время его правления были начаты грандиозные строительные работы в Афинах - крупнейшем культурном и художественном центре Греции. Главное строительство велось на древнем укреплённом холме Акрополе. Даже по развалинам можно представить, как прекрасен был в своё время Акрополь. Вверх на холм вела широкая мраморная лестница. Справа от неё на возвышении, как драгоценная шкатулка, поставлен небольшой изящный храм богине победы Нике. Через ворота с колоннами посетитель попадал на площадь, в центре которой высилась статуя покровительницы города, богини мудрости Афины; далее виднелся Эрехтейон, своеобразный и сложный по плану храм. Его отличительная черта - выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживали не колонны, а мраморные изваяния в виде женской фигуры, т.н. кариатиды.

Главное сооружение Акрополя - посвящённый Афине храм Парфенон. Этот храм - наиболее совершенное сооружение в дорическом стиле - был завершён почти две с половиной тысячи лет назад, но нам известны имена его создателей: их звали Иктин и Калликрат. В храме стояла статуя Афины, изваянная великим скульптором Фидием; один из двух мраморных фризов, 160 - метровой лентой опоясывавший храм, представлял праздничное шествие афинян. В создании этого великолепного рельефа на котором были изображены около трёхсот человеческих фигур и двухсот лошадей, также принимал участие Фидий. Парфенон уже около 300 лет стоит в развалинах - с тех самых пор как в 17 веке, во время осады Афин венецианцами, правившие там турки устроили в храме пороховой склад. Большую часть рельефов уцелевших после взрыва, в начале 19 века увёз в Лондон, в Британский музей, англичанин лорд Эльджин.

В результате завоеваний Александра Македонского во второй половине 4 века до н.э. влияние греческой культуры и искусства распространилось на обширные территории. Возникали новые города; крупнейшие центры складывались, однако, вне пределов Греции. Таковы, например, Александрия в Египте и Пергам в Малой Азии, где строительная деятельность получила наибольший размах. В этих областях предпочитали ионический стиль; интересным его образцом было огромное надгробие малоазийскому царю Мавсолу, причисленное к семи чудесам света. Это была погребальная камера на высоком прямоугольном основании, окружённая колоннадой, над нею возвышалась каменная ступенчатая пирамида, увенчанная скульптурным изображением квадриги, которой управлял сам Мавсол. По этому сооружению впоследствии стали называть мавзолеями и другие большие торжественные погребальные сооружения.

В эпоху эллинизма храмам уделяли меньше внимания, а строили обнесённые колоннадами площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, библиотеки, разного рода общественные здания, дворцы и спортивные сооружения. Усовершенствованы были жилые дома: они стали двух - и трёхэтажными, с большими садами. Роскошь стала целью, в архитектуре смешивали различные стили.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они несколько примитивны: их неподвижная поза, плотно прижатые к телу руки, устремлённый вперёд взгляд продиктованы узким длинным каменным блоком, из которого статуя была высечена. Одна нога у неё обычно выдвинута вперёд - для сохранения равновесия. Археологи нашли много таких статуй, изображающих обнажённых юношей и одетых в ниспадающие свободными складками наряды девушек. Их лица нередко оживляет таинственная "архаическая" улыбка.

Главным делом скульпторов классической эпохи было создание статуи богов и героев. Все греческие боги были похожи на обыкновенных людей, как своей внешностью, так и образом жизни. Их и изображали как людей, но сильными, хорошо развитыми физически и с прекрасным лицом. Иногда их изображали обнажёнными, чтобы показать красоту гармонически развитого тела. Так же украшали храмы рельефами; были в моде светские образы, например, изваяния видных государственных деятелей, героев, знаменитых воинов.

5 век до н.э. знаменит великими скульпторами Мироном, Фидийем и Поликлетом, каждый из них внес свежую струю в искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом, можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Одним из первых эту проблему решил Мирон (создатель знаменитого "Дискобола"), он заменил хрупкий мрамор, на более прочную бронзу. Одним из первых, но не единственным. Затем Фидий создает великолепную бронзовую статую Афины на Акрополе и 12 метровой высоты, покрытую золотом и слоновой костью, статую Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшую. Такая же участь ждала сделанную из тех же материалов огромную статую восседающего на троне Зевса, он был сделан для храма в Олимпии - одного из семи чудес. Достижения Фидия на этом не заканчиваются: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами.

В наши дни восхитительные скульптуры греков, созданные в эпоху расцвета, кажутся немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие-либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Именно поэтому полуразрушенные статуи, некоторые даже без головы, внушают нам чувство глубокого восхищения.

Если до 4 века создавались возвышенные и серьёзные образы, рассчитанные на рассматривание спереди, то новый век склонился к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни старались придать гладкой мраморной поверхности в своих изваяниях обнажённых богов и богинь такие скульпторы как: Пракситель, Лисипп. Они также нашли возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор (Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева). Такие статуи можно было разглядывать со всех сторон - это было ещё одно новшество.

Эллинизм в скульптуре усиливает формы, все становится пышным и немного преувеличенным. В художественных произведениях показываются чрезмерные страсти, или заметна излишняя близость к натуре. В это время начал прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие памятники - либо безвозвратно погибшие, либо ещё не найденные. Мраморные изваяния, передававшие сильные чувства, создавал в 4 веке до н.э. Скопас. Самая большая известная нам его работа - участие в украшении скульптурными рельефами мавзолея в Галикарнасе. Среди самых известных произведений эпохи эллинизма - рельефы большого алтаря в Пергаме с изображением легендарной битвы; найденная в начале прошлого века на острове Мелос статуя богини Афродиты, а также скульптурная группа "Лаокоон". Эта скульптура с безжалостным правдоподобием передает физические мучения, а так же страх троянского жреца и его сыновей, которые были задушены змеями.

Росписи на вазах занимают особое место в греческой живописи. Исполнялись они часто мастерами - керамистами с большим искусством, интересны еще и тем, что они повествуют о жизни древних греков, о внешности, предметах быта, обычаях и многом другом. В этом смысле они сообщают нам даже больше, чем скульптуры. Однако были и сюжеты из гомеровского эпоса, многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах и празднества и спортивные состязания.

Для изготовления вазы на обнажённую красную поверхность наносили чёрным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей - они проступали в виде тонкой красной линии. Но этот приём был неудобен, и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежутки между ними закрашивали чёрным. Так было удобнее прорисовывать детали - их делали на красном фоне чёрными линиями.

Отсюда можно сделать вывод, что в античные времена живопись процветала (об этом свидетельствуют полуразрушенные храмы и дома). Т.е. не смотря на все трудности жизни, во все времена человек стремился к красоте.

ЭТРУССКАЯ КУЛЬТУРА

Этруски жили в Северной Италии примерно в 8 веке до н.э. До наших дней дошли лишь жалкие обрывки, скудные сведения о великой культуре. Т.к. римляне, освободившись от власти этрусков в 4 веке до н.э., стёрли с лица земли их города. Это и помешало ученым полностью разобраться в письменности этрусков. Однако они оставили нетронутыми "города мёртвых" - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. У этрусков существовал культ мёртвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать её приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - праздники с музыкой и танцами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Саркофаги - тогдашние ложа, изготовлялись из терракоты, т.е. обожжённой глины. Саркофаги изготовлялись для скульптур супружеских пар, которые лежали на них за дружеской беседой или за трапезой.

В этрусских городах работало много мастеров из Греции, они обучали своему мастерству молодых этрусков и тем самым влияли на их культуру. От греков, видимо, позаимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает "архаическую" улыбку ранних греческих статуй. И всё же эти расписные терракоты сохранили присущие этрусским скульптурам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжёлыми веками, полные губы. Этруски хорошо владели техникой бронзового литья. Яркое тому подтверждение знаменитое изваяние Капитолийской волчицы в Этрурии. По легенде она вскормила своим молоком двух братьев Ромула - основателя Рима, и Рема.

Свои необычайные по красоте храмы этруски строили из дерева. Перед прямоугольным зданием находился портик с простыми колоннами. Деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга. Крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глинянных плит. Самой своеобразной чертой храма было высокое основание, которое унаследовали римские строители. Ещё одну важную новинку этруски оставили в наследство римлянам - технику выведения сводов. Римляне в последствии достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Римское государство возникло в 1 тысячелетии до н.э. вокруг города Рим. Оно стало расширять свои владения за счет соседних народов. Римское государство просуществовало около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоёванных стран. Во времена расцвета Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли - как в Европе, так и в Азии, Африке. Строгие законы и сильное войско позволяли успешно управлять страной долгое время. Даже искусство, а в особенности архитектура, было призвано на помощь. Своими невероятными сооружениями они всему миру показывали незыблемую мощь государственной власти.

Римляне одни из первых начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Это был огромный шаг вперёд в строительной технике. Теперь можно было строить более разнообразные по планировке сооружения и перекрывать большие внутренние помещения. Например, 40-а метровые (в поперечнике) помещения римского пантеона (храма всех богов). А купол, покрывавший это здание, до сих пор является образцом для архитекторов и строителей.

Переняв у греков коринфский стиль колонн, они сочли его самым пышным. В римских постройках, однако, колонны стали утрачивать своё первоначальное назначение быть опорой для какой - либо части постройки. Т.к. арки и своды держались и без них, колонны в скором времени служили просто украшением. Пилястры и полуколонны начали занимать их места.

Наибольшего расцвета римская архитектура достигла в эпоху императоров (первые столетия нашей эры). Именно к этому времени относятся самые замечательные памятники римской архитектуры. Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесённые колоннадами, и общественные здания. Император Август, живший на рубеже прошлой и нашей эры, хвалился, что застал столицу кирпичной, а оставляет её мраморной. Многочисленные развалины, сохранившиеся до наших дней, дают представление о смелости и размахе строительных начинаний той поры. В честь полководцев - победителей воздвигали триумфальные арки. Здания для развлечений приобрели невероятную популярность и отличались своим архитектурным великолепием. Так, самый большой римский цирк Колизей вмещал 50000 зрителей. Пусть вас не смущают такие цифры, ведь уже в античные времена население Рима исчислялось миллионами.

Однако культурный уровень государства был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. Поэтому многие верования и мифы были позаимствованы у греков и этруссов.

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных - возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира - непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное - мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое) . Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание . Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем - результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание - вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание - восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание - непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познание основано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».


()

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух - одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон - слухом, ехидна - осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах -отвращение, резкий звук - испуг.


()

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение . Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие . Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид - представление . Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального - факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний . Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История - наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата . Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

()

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

()

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

()

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки - складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Самый древний человек, он же человек первобытный сравнительно неплохо изучен в наше время благодаря трудам археологов. Именно современная археология смогла более-менее показать историю самого древнего периода человечества – первобытной эпохи и первобытного общества, она же (археология) является единственным источником знаний о тех далеких временах (ведь никаких письменных свидетельств, первобытные люди, увы нам не оставили). Какая была история первобытного общества, какая культура и быт первобытных людей, обо всем этом читайте в нашей статье.

История первобытных людей

Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.

Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.

Примерно так могли выглядеть австралопитеки.

Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.

Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.

Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.

Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.

И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.

Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.

Кроманьонцы против неандертальцев.

Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.

Изобретения первобытных людей

Умные кроманьонцы сделали множество важных изобретений, например, они, познали тайны металлов, и на смену каменным орудиям труда пришли металлические (сначала бронзовые, потом железные), изобрели (важность его появления трудно переоценить), научились обрабатывать землю и выращивать сельскохозяйственные культуры (пшеницу, рис, кукурузу), изобрели деньги, как основу экономических отношений между племенами, а со временем и членами общины. Наконец они изобрели письменность и многие другие полезные вещи, с появления которых и выросла человеческая цивилизация.

Культура первобытного человека

Люди первобытного мира, как и люди современности, были разными, среди них были, как и условно «недалекие гопники», так и люди культурные, творческие. Определенно среди них были и певцы и возможно поэты, но следы их творчества, к сожалению, не дошли до нас, зато отлично сохранилось творчество первобытных художников.

Наскальные рисунки в пещерах являются не просто ярким примером творчества первобытного человека, порой они также представляют собой настоящие энциклопедии древнего мира, в них есть сведения о географии, природе, различных животных, на которых охотились древние охотники, зарисовки из быта древнего человека, его религиозных верований и многое другое. Свои картины безыменные художники древности рисовали при помощи различных подручных средств: это и палки и зубила, при помощи которых выбивались узоры на стене, и твердые породы камня и железные осколки и другие материалы, способные оставить след.

О наскальных рисунках первобытных людей на нашем сайте есть отдельная .

Жизнь первобытных людей

Какой был быт первобытных людей, где они жили, чем питались, какую одежду носили? Давайте ответим на эти вопросы.

Где жили первобытные люди?

Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).

Пещера первобытного человека.

Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.

Чем питались первобытные люди?

Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

Охота первобытных людей.

Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

Одежда первобытных людей

В теплых местах первобытные люди зачастую ходили в «костюме Адама и Евы», то бишь нагишом. Впрочем, и в наше время некоторые племена экваториальной Африки и Южной Америки, которые, по сути, остались на первобытном уровне, ходят без одежды.

А жителям Евразии или Северной Америки в холодное время года нагишом не очень походишь, поэтому одежда первобытных людей имела в основном сугубо практический смысл – она должна была согревать человека и защищать его «причинные места». Для этого древние люди шили себе одежды из шкур убитых животных.

Орудия труда первобытного человека

И для охоты и для строительства жилья первобытным людям, впрочем, и людям современным необходимы были определенные инструменты. Первобытные люди делали их из подручных материалов, обычно из камней, костей животных, деревянных палок. От первобытного человека в наш мир пришли такие популярные и ныне инструменты как молоток, топор, зубило. Одним словом, когда вы берете в руки молоток, чтобы прибить гвоздь, помните, что вы держите в руках древнейшее орудие труда, которым пользовались еще неандертальцы.

Продолжительность жизни первобытного человека

Увы она была небольшой. Так неандерталец, достигший сорокалетнего возраста, по их меркам был уже глубоким стариком. Редко кто из первобытных людей жил более сорока лет, многие умирали и того раньше, в 30-35 лет. Связано это с тем, что их жизнь была полна опасностей и трудностей. Первобытные женщины рожали детей уже в 14-15 летнем возрасте. Их жизнь была скоротечной, но возможно яркой и насыщенной приключениями, как знать…

При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.