Так уж произошло, что для упаковки конфет «Мишка косолапый» и их аналогов век назад дизайнеры выбрали картину Шишкина и Савицкого. И если Шишкин известен по лесным пейзажам, то Савицкий широкому зрителю запомнился исключительно медведями.

За редким исключением сюжет у картин Шишкина (если смотреть на этот вопрос широко) один - природа. Иван Иванович - восторженный, влюбленный созерцатель. И зритель становится очевидцем свидания живописца с родными просторами.

Шишкин был необыкновенным знатоком леса. О деревьях разных пород он знал все и замечал ошибки в рисунке. На пленэрах ученики художника готовы были в прямом смысле прятаться в кустах, лишь бы не слышать разнос в духе «Такой березы не может быть» или «эти сосны бутафорские».

Что же до людей и животных, то изредка они появлялись на картинах Ивана Ивановича, но были скорее фоном, нежели объектом внимания. «Утро в сосновом лесу» - пожалуй, единственное полотно, где медведи конкурируют с лесом. За это спасибо одному из лучших друзей Шишкина - художнику Константину Савицкому.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Сам Савицкий сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю».

«Утро в сосновом лесу» - картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.

Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля. Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.


Портрет Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898) кисти И. Н. Крамского. 1880

Константин Аполлонович Савицкий
(1844 - 1905)
Фотография.


Википедия

Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 12 -

Утро в сосновом лесу

На картине известного художника И. И. Шишкина изображено ранее утро в лесу. Сосновый лес пробуждается ото сна, солнышко еще не совсем вышло и не успело прогреть полянку. Высокие зеленые сосны окутывает густой туман.

Медведица с тремя бурыми медвежатами уже проснулись и вышли порезвиться на лесную полянку. Косолапые медвежата, совсем еще маленькие, забрались на огромное поваленное дерево. Оно вывернуто из земли с корнем, видимо после недавно прошедшего урагана.

Один, самый проворный медвежонок, взобрался на самую верхушку сломанного ствола. Он наблюдает за вторым медвежонком, который уселся на середине ствола и смотрит на медведицу. Третий, видимо самый маленький из них, стоит на другой сломанной части могучего дерева, взгляд его устремлен вглубь леса.

Большая, бурая медведица внимательно следит за озорными медвежатами. Она знает, что лес таит в себе много опасностей и готова в любой момент защитить своих детей.

Когда смотришь на картину как будто бы погружаешься в нее. Ощущаешь прохладное дыхание зеленого леса, слышишь лесные шорохи и звуки, которые издают животные, птицы и насекомые.

Живым и достаточно реалистичным получился сюжет картины. Дикая природа восхищает, а забавные, маленькие медвежата умиляют и вызывают желание оказаться на полянке и поиграть вместе с ними.

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу Шишкина

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют "Утро в сосновом бору"). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор.
В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование.
Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Задают это сочинение во 2, 5, 3, 7 классе.

Сочинение «Утро в сосновом бору» по картине Шишкина 5 класс

Наверное, с детства знакома картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Даже если не интересуешься искусством глубоко, то с этой картиной практически все знакомы, благодаря изображению ее на конфете. Медведица с тремя медвежатами на фоне соснового бора.

Замысел Шишкину подсказал его друг, тоже художник. И он даже приложил руку, дополнив пейзаж медведями. Они настолько удачно получились, что художники оба расписались на картине. Однако, Третьяков, который приобрел в дальнейшем эту картину, оставил подпись только Шишкина, вторую подпись замазал. Считая, что основная манера написания все же ближе по духу к Шишкину.

И, действительно, Шишкин очень точно передал общую атмосферу просыпающего леса. Мы можем наблюдать лучи встающего утреннего солнца, которое только касается верхушек деревьев. В глубине картины лес окутан утренним туманом. И его легкостью и воздушностью наблюдателю передается свежесть, которая обычно еще стоит в это время суток.

На переднем плане находится целое медвежье семейство. Медведица и трое маленьких медвежат, которые резвятся на большом поваленном дереве. Можно предположить, что они только вылезли из берлоги после ночного сна. Еще не такие игривые спросонья, но мать не дремлет и следит за округой и своими питомцами, немного порыкивая на нерадивых отпрысков.

Картина очень позитивная и своим мотивом, и красками. Художник очень точно передал атмосферу просыпающей природы.

Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста. На полотне изображена медведица с тремя маленькими медвежатами, играющими на поваленной сосне. Картина выполнена в характерном для Шишкина стиле: теплые оттенки, искусно прорисованные детали, пробивающийся сквозь ветви мягкий солнечный свет. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата. Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. А, точнее, художники.

Как создавалось «Утро в сосновом лесу»

История создания картины «Утро в сосновом лесу» достаточно интересная — к примеру, далеко не все знают, что Шишкин — не единственный автор полотна. Идею картины ему подсказал Константин Савицкий, ставший соавтором картины, лично написавший всех медведей. Но его имя было стерто с холста выкупившим шедевр меценатом Третьяковым.

Он отметил, что на картине «всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Конечно, подобное описание картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», наверняка польстило великому живописцу, но, после инцидента Шишкин и Савицкий сумели не поссориться, а остаться друзьями на долгие годы. Константин Савицкий даже стал крестным отцом для сына Шишкина. Их сближало многое, так что стертая подпись не смогла повлиять на крепкую дружбу и положительные взаимоотношения.

Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Разумеется, изображение на обертке была очень упрощенным, но все же медвежата быстро полюбились людям. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри. В народе полотно негласно получило название «Три медведя» (что, впрочем, не совсем верно, ведь медведей на ней четыре). Но, видимо, сказалось созвучие с народной сказкой «Маша и медведи», где мишек было действительно трое. Иногда полотно также называют «Утро в сосновом бору», но это ошибочное название.

Эти конфеты с вафлей внутри продолжили выпускать после октябрьской революции — правда, занималась этим уже не кондитерская фон Эйнема, а предприятие «Красный октябрь». Но меньше любить сладости от этого не стали.

Популярной эта картина остается и по сей день — ее репродукции можно увидеть во многих квартирах. Ведь ее теплая, душевная атмосфера способна внести в дом тепло, спокойствие, уют. Оригинал сегодня стал украшением петербургской Третьяковской галереи. Многие ценители искусства приходят полюбоваться на это великое произведение русского изобразительного искусства.

Категория

Удивительно, как может сложиться жизнь произведения искусства, вышедшего из-под кисти мастера. Полотно И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают все и в основном как картину «Три медведя». Парадокс состоит еще и в том, что на полотне изображено четыре медведя, которых дорисовал великолепный жанрист К. А. Савицкий.

Немного из биографии И. Шишкина

Будущий художник родился в Елабуге в 1832 году, 13 января, в семье небогатого купца, который был увлечен краеведением и археологией. Свои знания он с увлечением передавал сыну. Казанскую гимназию мальчик бросил посещать после пятого класса, а все свободное время проводил, рисуя с натуры. Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Молодой художник после короткого заграничного путешествия уехал в родные места, где писал нетронутую рукой человека природу. Он выставлял свои новые произведения на выставках передвижников, изумляя и восхищая зрителей почти фотографической правдивостью своих полотен. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году.

Друг и соавтор Константин Аполлонович Савицкий

К.А. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Когда он вернулся, то его первое же произведение приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков. С 70-х годов XIX века художник выставлял свои интереснейшие жанровые работы на выставках передвижников. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ. Шишкин и Савицкий подружились так крепко, что Иван Иванович попросил стать своего друга крестным отцом своего сына. На горе обоим мальчик умер в три года. А потом над ними пронеслись другие трагедии. Оба похоронили своих жен. Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Большой талант он ценил и у своего друга. Поэтому неудивительно, что К.А. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович.

«Три медведя»: описание картины

Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Ее замысел, сама идея полотна возникла, видимо, при поисках натуры на одном из крупных островов Селигера Городомля. Ночь отступает. Брезжит рассвет. Первые лучи солнца пробиваются сквозь толстые стволы деревьев и поднимающийся от озера туман. Одна мощная сосна выворочена с корнями из земли и наполовину сломана и занимает центральную часть композиции. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. Он не написан, но его присутствие чувствуется. А какое богатство красок использовал пейзажист! Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина.

Встреча двух друзей

Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу. Савицкий пришел в мастерскую. Вот тут и появляются вопросы. То ли Шишкин предложил Константину Аполлоновичу дописать в картину трех медведей, то ли сам Савицкий посмотрел на нее свежим взглядом и сделал предложение ввести в нее анималистический элемент. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Так и было сделано. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем, и его стиль был бесспорен. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя». Но эта история имеет «сладкое» продолжение.

Кондитерская фабрика

В 70-х годах XIX столетия предприимчивые немцы Эйнем и Гейс построили в Москве кондитерскую фабрику, которая выпускала очень качественные конфеты, печенье и прочую подобную продукцию. Чтобы увеличить сбыт, было придумано рекламное предложение: на фантиках печатать репродукции русских картин, а на обороте - краткие сведения о картине. Получалось и вкусно, и познавательно. Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год - 1896 г.

После революции фабрика расширялась, а В. Маяковский вдохновился и сочинил рекламу, которая напечатана сбоку на фантике. Она призывала копить деньги в сберкассе, чтобы купить вкусные, но дорогие конфеты. И до сегодняшнего дня в любом сетевом магазине можно купить «Косолапого мишку», который запомнился всем сладкоежкам как «Три медведя». Это же название закрепилось и за картиной И. Шишкина.

Наверное, едва ли не самой знаменитой картиной русского художника-живописца является «Утро в сосновом лесу». Эта картина известна и любима многим с детства по обертке не менее любимых шоколадных конфет «Мишка косолапый». С популярностью этого произведения живописи могут поспорить лишь немногие картины русских художников.

Замысел картины в свое время был подсказан живописцу Шишкину художником Константином Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медведей. В результате животные получились у Савицкого настолько удачно, что он расписался на картине вместе с Шишкиным. Но, когда картину приобрел Павел Михайлович Третьяков, он снял подпись Савицкого, и авторство осталось только лишь за Шишкиным. Третьяков посчитал, что всё в картине говорит о манере живописи и творческом методе, свойственных именно Шишкину.

На полотне изображена дремучая чаща соснового леса с упавшим сломленным деревом на краю оврага. Левая часть картины еще сохраняет полумрак холодной ночи дремучего бора. Мох покрывает вырванные корни дерева и упавшие сломленные ветки. Мягкая зеленая трава создает ощущение уюта и спокойствия. Но лучи восходящего солнца уже позолотили верхушки вековых сосен и заставили светиться утреннюю дымку. И хотя солнце пока еще не в состоянии развеять полностью этот ночной туман, скрывающий от взора зрителя всю глубину соснового бора, медвежата уже играют на сломанном стволе упавшей сосны, а медведица-мать их стережет. Один из медвежат, забравшись по стволу ближе к оврагу, встал на задние лапы и с любопытством оглядывается вдаль на свет дымки от восходящего солнца.

Мы видим не просто монументальное полотно о величии и красоте русской природы. Перед нами не только глухой дремучий замерший лес с его глубинной силой, а живая картина природы. Солнечный свет, пробивающийся сквозь дымку и колонны высоких деревьев, дает почувствовать глубину оврага за упавшей сосной, мощь вековых деревьев. Свет утреннего солнца еще как бы робко заглядывает в этот сосновый лес. Но уже чувствуют приближение солнечного утра животные — резвящиеся медвежата и их мать. Картина наполнена движением и жизнью благодаря не только этим четырем медведям, любящим уединение в бору, но и точно изображенному живописцем переходному моменту пробуждающегося раннего солнечного утра после холодной ночи. Расплывается умиротворённая улыбка леса: день будет солнечный. Зрителю начинает казаться, что уже и птицы заголосили свои утренние песни. Начинающийся новый день обещает свет и спокойствие!