Логопед - специалист по исправлению дефектов дикции у взрослых и детей.

(от греч. logos - речь и paideia - воспитание) — специалист по исправлению дефектов дикции у взрослых и детей. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

С помощью специально подобранных упражнений, массажа и других приёмов логопед учит говорить людей правильно артикулировать, т.е. произносить слова не картавя, не шепелявя, не заикаясь и т.д. Логопед помогает придать правильное положение языка и губ при произношении звуков. Для закрепления навыка задает подопечному читать тексты и скороговорки. Хороший логопед может работать с большинством речевых нарушений, но лучшие результаты можно получить, если специализироваться на чём-то одном. Например, на лечении заикания или на устранении проблем чтения и письма (дислексии и дисграфии). Лечение занимает минимум пять месяцев. Иногда, со сложными пациентами, процесс затягивается на год и даже больше.

Логопед может заниматься не только с детьми. Нерешённые в детстве проблемы с дикцией человек переносит во взрослую жизнь. И он тоже может обратиться к логопеду. Иногда проблемы с речью возникают в результате инсульта или травмы головы. В этом случае требуется помощь логопеда, владеющего специальными методиками.

Рабочее место

Логопеды работают детских садах, поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи. Вариант для профессионалов - открытие собственного частного логопедического кабинета.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 12000—50000 ₽

Москва 10000—60000 ₽

Важные качества

Работа логопеда требует огромного терпения и доброжелательности. Люди, имеющие дефекты произношения часто стесняются своих недостатков и в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.

Знания и навыки

Для работы необходимо понимать механизмы голосообразования, патофизиологию речи. Уметь применять специальные упражнения, логопедический массаж и т.п.

Обучение на Логопеда

На этом курсе можно получить профессию логопеда дистанционно за 5 месяцев и 13 000 руб.:
— Одна из самых доступных цен в России;
— Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца;
— Обучение в полностью дистанционном формате;
— Сертификат соответствия профстандарту стоимостью 10 000 руб. в подарок!
— Крупнейшее образовательное учреждение дополнительного проф. образования в России.

Профессию логопеда многие люди попросту недооценивают. А ведь это очень важное и нужное для общества ремесло. Все о профессии логопеда будет рассказано в нашей статье.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед - отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал - это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед - это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. "Очередным бесполезным занятием" и "никому не нужным ремеслом" именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед - это как раз такой человек.

Необходимые для работы качества

Прежде чем приступить к разбору основных профессиональных обязанностей и функций работника, стоит немного рассказать о том, какими важными качествами и чертами характера должен обладать логопед. И это действительно важно: дети, при общении с данным специалистом очень часто волнуются и чувствуют себя неловко. Грамотный профессионал должен владеть определенными навыками и чертами характера, чтобы уметь располагать к себе детей.

Детский логопед обязан владеть такими качествами, как коммуникабельность, открытость и доброжелательность, тактичность и наблюдательность. Далеко не каждый человек способен работать по такой специальности. Нервным, подверженным стрессу, нетактичным людям о профессии логопеда лучше даже не задумываться. Сам по себе логопед - это отличный психолог, умеющий за считаные минуты распознать темперамент и характер ребенка, а также найти источник речевых проблем.

Получение профессии

Где можно пройти обучение, чтобы освоить профессию логопеда? Сегодня практически в каждом крупном городе России или прочих стран СНГ существует множество высших учебных учреждений, готовых предоставить свои услуги для качественного обучения граждан. Работа логопедом может быть получена после обучения в таких заведениях, как:

  • МГПУ - Московский государственный педагогический университет. Сегодня этот вуз остается одним из лучших в мире педагогических учреждений. Здесь можно качественно освоить профессию логопеда, после чего работать в ведущих клиниках, школах и прочих заведениях страны.
  • МГГУ имени Шолохова - ведущий гуманитарный вуз страны.
  • РГПУ имени Герцена - еще один элитный педагогический вуз.
  • Институт педагогики и психологии имени Валленберга.

Естественно, в стране существует и множество других университетов, готовых предоставить курс обучения по специальности "логопедия".

Профессиональные обязанности

Перечислить основные профессиональные функции и обязанности работника представляется особенно важным. Именно то, чем занимается логопед, наилучшим образом характеризует саму профессию.

Какие основные обязанности здесь можно выделить? Вот самые основные:

  • качественный осмотр пациентов, в ходе которого должны быть выявлены основные особенности развития речи;
  • постановка диагноза, определение основной проблемы;
  • набор методов и способов лечения;
  • проведение основных групп работ - так называемые занятия с логопедом (сюда входят проведение упражнений, выдача "домашних заданий", помощь в развитии основных речевых способностей);
  • оценивание результатов по итогам проведения занятий, сравнение результатов с начальными данными.

Таким образом, довольно большим и структурированным количеством обязанностей обладает такой специалист, как логопед. Отзывы о работе этих профессионалов, как правило, сплошь положительные. Да и не может быть иначе: человек в течение как минимум пяти лет изучал и практиковал методы развития речевых особенностей человека. Безусловно, это дает свои плоды.

Особенности профессии

Профессия логопеда имеет множество интересных и удивительных особенностей. О некоторых из них стоит рассказать отдельно.

Логопед должен обладать невероятным терпением. Наверное, уже не является шуткой высказывание о том, что лучшим логопедом был бы какой-нибудь бездушный робот. Ведь нужно очень сильно любить свою работу, чтобы из раза в раз, в спокойной манере, давать одни и те же рекомендации не самым усидчивым детям (да и некоторым взрослым). Отличными логопедами являются лица, способные убедить даже ребенка в том, насколько это важно - уметь красиво и четко разговаривать. А создать нужную мотивацию у пациента может, к сожалению, далеко не каждый.

Логопед должен быть отличным психологом. К каждому пациенту должен быть индивидуальный подход. Если это ребенок - нужно помнить об основах возрастной психологии, о критических и литических периодах; если это взрослый, сформировавшийся человек - стоит помнить о возможном наличии у него разного рода комплексов и психических нарушений.

Доход

Еще одна немаловажная тема, которую стоило бы затронуть - это заработная плата логопедов. В Российской Федерации, как уже можно догадаться, с этим все обстоит не самым лучшим образом. Так, средняя зарплата логопеда по стране составляет чуть больше 20 тыс. рублей. Безусловно, речь идет о бюджетной сфере - школы, детсады, больницы и т. д. В частных же клиниках оклады могут быть чуть выше.

Несколько горестно становится, если начать сравнивать доходы российских логопедов с доходами зарубежными. Так, в странах Европы, а также в США, логопед является очень важным и нужным для общества специалистом. Соответственно, и доход там в разы выше. И это при том, что в России на данный момент существует острый недобор подобного рода специалистов: во многих школах и детсадах логопеды попросту отсутствуют, вследствие чего индивидуальная речевая работа с детьми и вовсе не ведется.

История профессии

Logos - речь, Paideia - воспитание. Именно так в переводе с греческого можно перевести название рассматриваемого ремесла. Воспитание речи - короткая, но емкая характеристика профессии логопеда.

Профессия логопеда родилась не так давно - в 17 веке. Лучшие педагоги Европы пытались бороться с нарушениями слуха у детей. Разрабатывались разной степени причудливости аппараты, появлялись особенные методики и способы лечения. Однако со временем логопедическое направление только росло, вбирая в себя все больше и больше разных проблем и нарушений. Ближе к 20 веку логопедия стала относительно похожа на то, что она представляет собой сегодня: работа по исправлению дефектов речи.

К 21 веку логопедия вбирает в себя великое множество самых разных теорий, методов и способов лечения. Любой логопед в саду для детей, в школе или в простой поликлинике обладает богатым спектром знаний и умений.

Первая группа преимуществ работы

Как и любая другая трудовая деятельность, профессия логопеда имеет ряд "духовных" и "материальных" преимуществ. Если говорить о нематериальной составляющей, то выделить стоит, разве что, полезность. Речь идет о том, что вопреки не самым умным суждениям, профессия логопеда все же является очень полезной и нужной для общества.

Каждый человек хочет ясно, грамотно и четко говорить. Наверное, не существует в мире людей, которым бы нравились их собственные дефекты речи. Логопед приходит здесь на помощь.

Вторая группа преимуществ работы

С "духовной" составляющей профессии разобраться было не сложно. А если обратить внимание на что-то материальное? К более "приземленным" достоинствам профессии стоит отнести:

  • Возможность постоянно развиваться. Если зарекомендовать себя как качественного и грамотного специалиста, о котором многие знают, можно попробовать повысить свой статус (а соответственно, и доход) путем перехода в частные заведения.
  • Высокая "география" трудоустройства. Сегодня профессия логопеда считается очень важной и нужной для общества. Логопед в школе, в детском саду - не частое явление. Его там попросту нет. Проблем с трудоустройством у логопеда возникнуть точно не должно.
  • У логопедов нет понятия "пенсионный возраст". Работать можно столько, сколько позволяет здоровье.

Недостатки профессии

Как и любая другая профессиональная сфера, трудовая деятельность логопеда содержит в себе и ряд определенных недостатков. Стоит отметить:

  • Огромные силовые затраты. Логопед тратит много энергии при работе с одним только пациентом. Хорошо, если у профессионала есть значительный стаж, а стало быть, и опыт. В этом случае должна сложиться определенная привычка и некоторые навыки работы с "проблемными" пациентами (определенные задания логопеда, подходящие по возрасту, характеру и т. д.). Но молодым и неопытным работникам действительно будет тяжело.

  • Большое количество документации. Эта проблема сегодня имеется практически у каждого работника. Что уж говорить о врачах: в последнее время все бремя ведения разного рода бумаг сваливается именно на них. И это, как следствие сокращений, совершенно ненормальное явление.
  • Маленькая заработная плата. О доходах специалиста уже было рассказано выше. Логопед в детском саду, в школе или другом бюджетном учреждении действительно получает очень небольшие деньги.

Таким образом, логопед - очень самобытный, особенный специалист. Его деятельность ни с чем нельзя перепутать.

Кто такой логопед? В чем состоит его работа? Какая у него зарплата? Какие экзамены нужно сдавать, чтобы учиться на него? На эти и многие другие вопросы попытаемся развернуто ответить ниже. Ведь многих людей, задумывающихся о работе в сфере педагогики, беспокоит и вопрос о возможном устройстве на работу логопедом. Эта профессия весьма востребована, а дошкольные учреждения есть практически в каждом городе и селе.

Во все времена существовала естественная потребность человека в том, чтобы грамотно разговаривать. Это было важно как для ведения дел, так и для максимального взаимопонимания в общении между людьми. Определенное качество речи могло говорить о многом, вплоть до знатности происхождения человека. Но в старые времена профессия логопед просто не существовала. Люди общались в силу своих возможностей и не особо обращали внимание на искажения в речи. Это не считалось чем-то зазорным, особенно среди простого люда.

В первый раз о том, что нужно корректировать речь, начали задумываться в Европе в XVII векt. И первыми, кто это сделал, оказались, разумеется, учителя, которые работали со слабослышащими детьми. В то время искажения речи относили к разряду чисто физиологических отклонений, пытались исправлять это с помощью медицины. Но, как вы можете догадаться, такие способы не приводили к ожидаемому результату, а лишь вызывали ряд побочных эффектов.

Стоит отметить, что у подавляющего большинства маленьких детей существуют некоторые отклонения в произношении тех или иных звуков. Как правило, эти дефекты исчезают ближе к пяти годам. Если этого по тем или иным причинам не произошло, то имеет смысл наведаться к логопеду. Вы же не хотите, чтобы ваше чадо чувствовало себя в более зрелом возрасте хуже других? А отклонения в речи будут создавать ему в будущем серьезные проблемы в общении с окружающими.

Почему это важно?

Дело в том, что человек – существо социальное. Ему важно общение с подобными себе, важно, чтобы он был правильно понят и принят обществом. Если этого по тем или иным причинам не происходит, то у него может запросто развиться комплекс неполноценности. Он будет отставать в обучении, не сможет устроиться на многие должности. Поэтому, безусловно, труд логопеда имеет огромное значение для общества. Потребность правильно произносить звуки и слова является вполне обоснованной, и на то есть много причин. Как минимум это возможность правильно друг друга понимать в процессе общения.

Подобный труд предъявляет к специалистам определенные требования. Как минимум хороший логопед должен быть подкован теоретически, знать устройство голосового аппарата и речи, быть осведомленным в психологии и патофизиологии. Кроме того, логопед обязан быть настойчивым, ведь не так-то легко, как кажется, изо дня в день отрабатывать одно и то же со своими подопечными. Всё это требует огромного усердия и настоящей любви к своей работе.

Подробнее о труде логопеда

Данный специалист старается с каждым подопечным работать персонально, вникая конкретно в его проблему. Важно в начале сотрудничества установить хороший контакт с клиентом. Почему это важно? Дело в том, что те, кто обладает искажениями в произносимой речи, очень стесняются этого и неохотно раскрываются в разговоре с другим человеком. Ввиду подобной специфики работы у специалиста появляется привычка практически всегда общаться с другими людьми сочувственно, осторожно.

Процесс взаимодействия начинается с особых упражнений на отработку речи. Разумеется, в обязанности логопеда входит подсказывать своим клиентам, как лучше добиться желаемого результата, как держать язык и губы. После этих упражнений занятия переходят в фазу поэтапной коррекции звука. Потом исправленный звук соединяют в слоги и затем в отдельные слова. Вместе с этим могут проводиться занятия, нацеленные на улучшение слухового внимания, мелкой моторики. Всё это обязательно протекает преимущественно под видом игры. Как правило, коррекция звука длится порядка 3 месяцев, но этот срок может быть и больше.

Кем именно является данный специалист? Сразу заметим, чтобы стать логопедом, вам не потребуется специализированное образование медицинской направленности. Специальность логопеда вы сможете получить, окончив институт педагогического профиля.

О трудностях и рабочем распорядке специалиста

  1. Ошибкой будет полагать, что деятельность логопеда связана с одними лишь частными уроками. Помимо этого в его обязанности входит ведение документов, таких как: речевая карта на всех пациентов, планы персональных сеансов, дневник учета процесса работы и т.д. И ведь весь этот список необходим для отчетности в соответствующих инстанциях. Нужно быть готовым к тому, что в любое время может нагрянуть ревизор, и в случае чего может пострадать не один лишь специалист, но и его начальство. Как правило, именно от монотонного процесса составления отчетностей специалист может вымотаться сильнее, чем от тренировок со своими подопечными.
  2. Логопед может работать в таких учреждениях, как детские сады, больницы, специализированные кружки. Он может быть закреплен за какой-то особой группой или за всеми группами одновременно. Его зарплата зависит от стажа и конкретного места работы.
  3. В медицинских учреждениях логопедам приходится иметь дело с больными, которые имеют нарушения речи по причине полученных ранее травм, некоторых заболеваний или операций.
  4. И последний вариант заработка для логопеда – это создать свой небольшой бизнес, а именно – предложить свои услуги частного исполнителя. Если ваш приоритет – хорошая зарплата, то для вас это будет наилучшим вариантом.

Логопед может официально оформить ИП или ООО, получив одобрение в письменном виде со стороны государства. Но здесь существуют свои подводные камни, ведь в таком случае у вас появится много трат. Это затраты и на аренду соответствующего помещения, и на рекламу, и на налоговые отчисления.

По этой причине в реальности всё обустраивается гораздо проще. Специалист просто принимает клиентов на дому. В этом случае можно ещё отдельно оформить соглашение с муниципальными структурами, такими как детский сад. Это позволит совмещать официальную работу и собственное дело. Со временем, если у вас получится накопить достаточно большую клиентскую базу, вы сможете достойно зарабатывать на своем ремесле.

Какие предметы нужно сдавать абитуриентам, которые выбрали данный вид деятельности и хотят учиться на логопеда? Во-первых, нужно сдавать при поступлении в педагогический вуз экзамены по русскому языку и литературе.

В заключение хочется пожелать нашим читателям, как всегда, успехов! Твердо следуйте выбранному пути, не бойтесь трудностей и подводных камней, повышайте квалификацию. Не забывайте о том, что в любом деле можно бесконечно учиться чему-то новому. И тогда любое дело будет вам по плечу. Надеемся, что описание этого рода деятельности вас привлекло, и, возможно, именно профессия логопед станет вашим счастливым билетом в жизнь. Кроме того, вам будет гарантирована высокая зарплата, если вы станете по-настоящему достойным специалистом.

«Хочу получить специальность «логопед». Стоит ли? Будет ли востребована эта профессия в ближайшие 10 лет?»

Говорить чисто и правильно — это острая необходимость.

Раньше специальности логопед вообще не существовало. Люди говорили так, как могли, и никто, в общем-то, не обращал внимание на дефекты речи. Это не воспринималось как сильное отклонение от нормы.

Впервые исправлять звуки пытались еще в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то, по-видимому, это считали нормой. Дефекты речи раньше считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами.

Почти у всех детей в раннем возрасте присутствуют те или иные недостатки в звукопроизношении. У большинства такие проблемы проходят сами по себе годам к пяти. Остальным приходится обращаться к специалисту.

Когда человек неправильно выговаривает звуки - это может быть серьезной предпосылкой для комплекса неполноценности. Человек - существо социальное и общение с другими является очень важным аспектом в жизни. Много счастливых и компанейских людей, которые окружают нас, могли вполне бы быть стеснительными неудачниками, если бы их когда-то вовремя не отвели к логопеду.

Конечно же, логопеды делают огромную услугу пациенту и его близким, приводя речь в норму. Неправильно выговаривая звуки, дети не могут хорошо учиться в школе, пишут и читают с ошибками. Многие взрослые люди, имея дефекты речи, не могли бы даже устроиться на престижную работу.

Итак, специальность «логопед»…

Казалось бы, показать правильное положение языка, дать домашнее задание на отработку скороговорок — что может быть проще?

На первый взгляд, работа логопеда не кажется сложной. Но если вы сами попытаетесь научить человека, например, правильно произносить звук Р, ваше отношение к профессии логопеда сразу изменится. Такая работа требует серьезной теоретической подготовки, отличных знаний механизмов голоса, речи, психологии и патофизиологии. Отрабатывать часами каждый звук с пациентами изо дня в день готовы только очень настойчивые специалисты. В противном случае лечение может длиться годами, если, конечно, логопат (человек с недостатками речи) не убежит раньше.

В чём заключается работа логопеда?

Для каждого клиента логопед ищет индивидуальный подход.

Перед началом коррекционной работы специалисту нужно установить контакт с клиентом. Ведь люди с дефектами произношения часто имеют страх речи — стесняются своих недостатков и боятся говорить с другими. Из-за таких особенностей клиентов у логопедов вырабатывается привычка, даже в нерабочее время, говорить мягко, сочувственно.

Работа начинается со специально отобранных, в зависимости от проблемы, артикуляционных упражнений. И, конечно, логопед, прежде чем учить других, должен уметь сам идеально их выполнять. Например, показать пациенту, в каком положении удерживать язык, чтобы достичь желаемого звука.

После артикуляционной гимнастики начинается постепенная постановка звука. Затем этот звук начинает вводиться в слоги, слова, предложения.

Параллельно даются упражнения на развитие слухового внимания, мелкой моторики и прочие упражнения, казалось бы, непосредственно не связанные с речью. Все задания для детей даются в игровой форме.

И так в течение длительного времени. Весь процесс от постановки звука до введения его в речь обычно занимает около 3 месяцев (при двух занятиях в неделю), но иногда, со сложными пациентами, он растягивается на год или больше.

Кто же логопед? Врач? Психолог? Учитель?

Нужно ли медицинское образование, чтобы стать логопедом? Нет, не нужно. Логопедов готовят педагогические ВУЗы.

Логопедия — часть дефектологии, науки, расположенной на пересечении медицины, педагогики и психологии. Очень часто пациент с казалось бы банальным нарушением речи, имеет серьезные психологические проблемы.

Заикание, в большинстве случаев, не только дефект речи, а проявление общего невроза и вылечить эту болезнь под силу не каждому логопеду.

К такого рода трудностям логопеды должны быть готовы все время.

Часто логопеду приходится работать с проблемными детьми: имеющими умственную отсталость, страдающими церебральным параличом, аутизмом. Поэтому так необходимо владеть знанием дефектологии.

Надо отметить, что работа логопеда состоит не только в том, чтобы заниматься с пациентами. Он должен успевать вести огромное количество документации: речевую карту на каждого ребенка, планы индивидуальной работы, разного рода журналы учета и динамики, календарные и тематические планы и многое-многое другое. И вся эта документация просто необходима в государственных учреждениях. В любой момент может придти проверка и пострадает не только «нерадивый» логопед, но и его руководитель. Часто от заполнения бумаг логопед устает больше, чем от занятий с детьми.

Что говорить, работа логопеда порой каторжный труд. В детских садах — это не только подгрупповые и индивидуальные занятия, но и контроль отработки заданий воспитателями. Если сад логопедический и специалист закреплен за одной группой, то работает он только с ней. В обычном ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) — занимается со всеми детьми, имеющими нарушения речи.

Работают логопеды-дефектологи и в медицинских учреждениях: поликлиниках, больницах, центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи.

Обязанности логопеда: прием пациентов, индивидуальные и групповые занятия с больными, консультации родственников по коррекции речи в домашних условиях.

Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.

В больницах специалисты работают с пациентами, страдающими дефектами речи из-за перенесенных травм, инсульта, нейроинфекционных заболеваний, операций на головном мозге.

Наконец, вариант для профессионалов — открытие собственного логопедического кабинета. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, или в качестве организации, получить лицензию, разрешающую подобный вид деятельности. Но это только кажется очень выгодным делом. Предстоят многочисленные расходы: на аренду, рекламу, налоги.

Поэтому, в большинстве случаев, логопеды предпочитают вести частный прием нелегально, в собственных квартирах. Некоторые договариваются с муниципальными учреждениями, теми же детскими садами: часть дня ведут занятия в группах, часть проводят на коммерческой основе. (Скачать ).

С накоплением опыта, клиентской базы и репутации, работа частного логопеда может стать очень даже прибыльным делом.

Будет ли востребована профессия «логопед»?

По статистике, в последнее десятилетие наблюдается печальная тенденция: год от года растет количество детей, имеющих те или иные проблемы с речью. Причем это касается не только устной речи, но и письменной. Дети все хуже читают и пишут. Речь идет о и .

Сами речевые нарушения становятся все более сложными, комплексными, системными, труднее поддаются коррекции.

Основной причиной этого явления считается ухудшение экологии. Заводские выбросы, инсектициды и гербициды, обилие бытовой химии, доступность и неадекватное использование лекарственных препаратов, электромагнитные излучения, вибрации…. Действительно, все это сказывается на нашем здоровье и на здоровье наших детей.

Кроме того, в большинстве семей ребенок с самого раннего возраста сидит у телевизора, который не выключается в течение всего дня. И это тоже сказывается пагубным образом на речевом развитии.

Очевидно, что специальность логопеда еще долгое время будет очень и очень востребована.

Вы по-прежнему собираетесь стать логопедом, несмотря на все трудности? Тогда читайте, .

Дефектолог-логопед - высококвалифицированный специалист, работающий с особенными детьми. Как сходятся во мнении все коллеги таких профессионалов, работа их сложнее, чем у большинства преподавателей. Приходится взаимодействовать с самыми разными детьми, имеющими вегетативные, функциональные нарушения. Задача логопеда - отработать способность говорить с малышами, которых не обучили этому базовому для человека навыку в период, когда это положено по возрасту.

Современность и образование

Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

Всему научат! Или нет?

Многие взрослые привыкли думать, что в школе ребенка обучат всему необходимому - говорить, считать, вести себя правильно. Мнение ошибочное - на школу таких обязательств не возлагается. Период изучения букваря строго ограничен временными рамками, и учителя просто не имеют возможности корректировать программу под отдельных детишек, не успевающих за основной группой. Одновременно с изучением букваря малыша учат читать по слогам. Иногда родители, в некий момент обнаружив неудовлетворительные результаты такого обучения, в ужасе хватаются за голову и приступают к поискам дефектолога-логопеда, способного исправить ситуацию.

Из педагогической практики известно, что неправильное речевое восприятие возможно у внятно говорящих, конгениальных малышей, если есть фонематические сложности. Такое в большей степени свойственно дошкольному возрастному периоду. Выше вероятность проблемы у левшей. Если вовремя не обратить на это внимание, к средней школе проблема станет причиной отставания по разным гуманитарным дисциплинам.

Как помочь?

Дефектолог-логопед располагает специфическими знаниями и подходами, позволяющими ему успешно взаимодействовать с особенными детишками. Такой специалист практикует неординарные относительно общепринятых в педагогической практике подходы. Его основная задача - помочь ребенку включиться в образовательный процесс. Для этого необходимо присмотреться к индивидуальным особенностям конкретного чада, понять, каковы причины проблем, какая помощь нужна.

Опытный дефектолог - логопед и психолог, как говорится, «в одном флаконе». Такой специалист должен уметь создать дружеские отношения с ребенком, организовать атмосферу во время занятий, найти точки соприкосновения с обучаемым, вступить с ним в тесный контакт. Профессионалы этой категории работают с детьми дошкольной, школьной возрастных групп. Для этого нужно уметь пользоваться разными программами, выбирая оптимальную для конкретного случая.

В рамках рабочего процесс логопед-дефектолог (и психолог по совместимости) учит ребенка писать, читать, формирует правильное произношение, интенсивно работает для устранения сложностей сенсорики, применяя индивидуальные программы.

Нужно ли мне это?

Детский логопед-дефектолог многим родителям кажется непонятным специалистом, помощь которого их детям точно не нужна - вдруг окружающие подумают, будто бы чадо отстает в развитии! Как говорят профессионалы, такой подход некорректен. Не нужно бояться дефектолога, стесняться, если нужна помощь квалифицированного специалиста. Самостоятельно обыватель вряд ли сможет обучить ребенка, у которого проблемы с речью и чтением, поскольку нет доступа к специфическим методикам, которые используют в своей работе логопеды - а этому обучаются в вузах не один год.

Плохое чтение исключает грамотность ребенка в будущем. Неграмотность, косность языка не позволяют человеку полноценно мыслить. Обучение речи - задача сложная, а работа требует немалого времени. Детский логопед-дефектолог кропотливо трудится над всеми сложностями, свойственными конкретному случаю, но за неделю или две занятий с новым специалистом малыш не научится всему словно бы по мановению волшебной палочки - на это рассчитывать не стоит, курс будет длительным.

Проблемы и реальность

В последние годы широта поля работы логопеда-дефектолога увеличивается и за счет повышения количества детей, страдающих разнообразными нарушениями, отклонениями, обусловленными особенностями психики, физиологии. Помощь специалиста нужна при ДЦП, нарушениях зрения, слуха, при недостатках языковой культуры и распаде познавательной деятельности.

Не все понимают, насколько велика разница между логопедом и дефектологом. Эти два понятия сходны, поэтому нередко их объединяют в одно. Нужно лишь помнить, что дефектология - это наука, призванная педагогическими методиками корректировать поведение пациента, имеющего определенные недостатки в развитии. Для этого применяют восстановительные подходы, образовательные методы.

Логопедия - это одна из ветвей дефектологии наравне с тифло-, сурдо-, олигофренопедагогикой. Учитель дефектолог-логопед - специалист, применяющий методы дефектологии для исправления патологий, связанных с речевой культурой. Среди дефектологов есть также сурдо-, тифло-, олигофренопедагоги. Все они - узкоспециализированные профессионалы, способные справиться с конкретной проблемой, присущей ребенку.

В чем заключается работа?

Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

Многие привыкли думать, что профессия "логопед-дефектолог" - это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда - усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.

С чем работать?

Специальность "логопед-дефектолог" есть в ряде вузов нашей страны, и для многих абитуриентов она кажется привлекательной, поскольку в будущем вряд ли возникнут сложности с трудоустройством. Прежде чем поступать на такое направление, нужно ознакомиться с обязанностями дефектолога, чтобы в будущем не разочароваться.

Во многом функции зависят от конкретного рабочего места, универсальной должностной инструкции не существует, но можно сформулировать круг работы в общих чертах. К логопеду обращаются, когда отклонения ребенка таковы, что справиться с ними в рамках общеобразовательной программы невозможно. Дефектолог помогает при отклонениях со зрением, слухом, интеллектом.

Специалист работает над формированием сенсорных навыков, учитывая индивидуальные нарушения, а также прививает гигиенические стандарты, учит играть и показывает приемы игр - при наличии особенностей в развитии нередко игровые способности находятся у малышей ниже среднего уровня. Через речь ребенок получает возможность расширить кругозор и ознакомиться с миром вокруг, а через письмо - анализировать. Говорить и писать ребенка учат, давая представление о звуках, их последовательностях.

А нужен ли мне?

Отзывы о логопедах-дефектологах различны. Некоторые родители, чьи детки нуждались в такой специализированной помощи, признают, что специалист хорошо помог. Указывают, что в рамках работы ребенок получил общие представления о предметах, пространстве вокруг себя, научился взаимодействовать с ними. Другие отмечают, что продолжительный курс улучшил моторику, координацию движений, а само чадо стало более склонно к творческой работе.

Отмечается, что профессионалы особенное внимание уделяют наработке познавательных навыков, благодаря чему ребенок лучше запоминает, повышается способность концентрировать внимание, активизируется мыслительная активность. Для этого используют разные методы и подходы.

Есть и иные отзывы о логопедах-дефектологах. Некоторые говорят, что работа с такими специалистами безрезультатна, а обучение ребенка обошлось в большие деньги и стало лишь источником у чада неуверенности в себе. Как правило, такое возможно при неудачном выборе специалиста. Чтобы не получить неприятный опыт, следует сперва изучить независимые отклики о работе разных специалистов в своем районе, лишь после этого отдавать чадо в ДОУ.

Когда нужен специалист?

Не всегда родителям ясно, уже пришло время обратиться к профессионалу или ребенок развивается нормально, логопед-дефектолог не требуется. Как говорят специалисты, следует направить чадо на коррекцию, если к этому есть показания, с самого раннего возраста. К логопеду записывают с трех лет. Разница во времени объясняется особенностями конкретного состояния, наличием отклонений (нарушение слуха, зрения и прочее).

Планируя направить чадо к дефектологу, важно сделать это вовремя - лучше раньше, чем позже. Получая в вузе квалификацию, логопед-дефектолог усваивает твердо - работу нужно начинать уже тогда, когда расстройство точно диагностировано. Речевые умения у малыша развиваются постепенно, совершенствование происходит шаг за шагом. Чтобы ребенок начал говорить, он нуждается в сформированном речевом аппарате, зрелых центрах в мозговой коре. Важное условие - нахождение в обществе. Это не позволяет логопеду начинать работу раньше достижения пациентом трехлетнего возраста - только к этому времени все предпосылки окончательно готовы. Если до достижения 3 лет видно, что ребенок сильно отстает, необходимо обратиться в комиссию за подбором дефектолога - вероятно, сперва это будет не логопед, а специалист смежной квалификации.

Хочу стать профессионалом!

Чтобы получить соответствующую квалификацию, знания и навыки, необходимо выбрать место, где учиться. Логопед-дефектолог - специализация, на которую обучают в нескольких учебных заведениях нашей страны. Во многом качество будущего специалиста зависит от учреждения, в котором человек получает образование. Так, традиционно считаются престижными расположенные в центральном регионе вузы, но количество мест ограничено, поэтому учиться здесь может далеко не каждый. Преимущественно на логопедов готовят в педагогических университетах.

Планируя получить образование, можно поступить в Уральский ГПУ или Ленинградский имени Пушкина. Обучение логопедов-дефектологов практикуется в Магнитогорском, Челябинском, Тюменском и Курганском госуниверситетах. Можно поступить в Ивановский ГУ, Первый медуниверситета имени Павлова в Санкт-Петербурге или РГПУ имени Герцена. Учатся на логопеда-дефектолога в вузах в Москве - в Институте психоанализа, МГППУ, Городском педуниверситете, Педагогическом госуниверситете.

Особенности обучения

На специальность "логопед-дефектолог" поступить можно уже после школы. Право обучения по такой специальности имеют учебные заведения, располагающие дефектологической кафедрой. Здесь учат не только узкопрофильным дисциплинам, но и общей детской психологии, педагогике, а также объясняют, как необходимо взаимодействовать с детишками, которым присущи отклонения развития. Дефектолог в процессе обучения получает медицинские знания об устройстве речевого аппарата, органов зрения и слуха.

Уже выпустившихся по разным педагогическим, медицинским специальностям лиц нередко интересует, есть ли возможность получить квалификацию логопеда-дефектолога, пройдя коррекционное ускоренное образование, непродолжительную курсовую программу. В настоящее время такое невозможно. Дефектологов готовят только в Можно поступить на второе высшее образование. В этом случае программа обучения займет не более трех лет.

Общее представление

Дефектология - научное направление, посвященное законам, особенностям развития детей, имеющих психические, физические отклонения, несовершенства. Наука занимается особенностями не только образования, но и воспитания такой аудитории. Специалисты, трудящиеся с детишками, призваны развить малыша, помочь ему адаптироваться в социуме, быту, учебе, получить профессию и реализовать себя в иных областях жизни.

Кроме широкопрофильного логопеда, призванного помогать при разнообразных речевых нарушениях, существуют сурдопедагоги. Такие специалисты работают с детьми, имеющими слуховые проблемы. Контингент самый разный - от тех, кто просто плохо слышит, до полностью глухих. При необходимости обучения ребенка, имеющего отклонения, отставание в развитии интеллекта, поможет олигофренопедагог. При зрительных недостатках на помощь придет тифлопедагог.

На первичном приеме специалист обследует ребенка, определяет особенности нарушений, разговаривает с родителями и уточняет обстоятельства, в которых отклонение сформировалось и развилось. По мере надобности дефектолог может посоветовать пройти дополнительные обследования, сдать анализы. Затем специалист проанализирует полученную информацию.

Дефектолог-логопед: какой он?

Считается, что стать хорошим специалистом может высокоинтеллектуальный и целеустремленный человек с развитой интуицией. В этой области работы необходимо быть наблюдательным и коммуникативным, психически и эмоционально стабильным. Для дефектолога-логопеда важна чувствительность, способность к сопереживанию, отзывчивость и тактичность. Эта работа подходит терпеливым и человеколюбивым людям, общительным, обладающим хорошей памятью. Чтобы овладеть всеми профессиональными навыками, необходимо иметь повышенные способности к коммуникации. Для логопеда важно говорить четко и внятно, быть стойким к стрессам и обладеть сильными нервами. Немаловажная личная особенность - хорошо поставленный голос.

Чтобы справиться со своими задачами, логопед-дефектолог должен уметь диагностировать состояние ребенка, обучать его, учитывая индивидуальные отклонения, помогать ребенку развиваться. Важный навык - методики вступления в контакт с обучаемыми вне зависимости от их возраста. Логопед-дефектолог должен быть ответственным, доброжелательным. Невозможно представить себе успешного в этой области человека, если ему не присущ высокий уровень ответственности. Кроме представлений из педагогики и медицины, дефектолог нуждается в психологической подготовке, знании механизмов корректировок отклонений. Необходимо уметь оценить картину в целом, определять возможности коррекции отдельных нарушений, предсказывать развитие ребенка с учетом вносимых в его психику и навыки изменений.

После получения высшего образования найти рабочее место можно в образовательных учреждениях для дошкольной и школьной возрастной группы. Также есть специализированные центры коррекции - частные, государственные.

В некоторой степени близкими к рассматриваемой профессии считаются психолог, учитель и воспитатель.