Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, она стала памятником литейного дела.

Из истории Царь-пушки в Москве

Царь-пушка в Москве была отлита на Пушечном дворе в 1586 году во время правления царя Федора Ивановича русским мастером Андреем Чоховым. Создавалось орудие для обороны Кремля и поэтому было установлено на бревенчатом настиле (раскате) на Красной площади около Лобного места. Доставили ее сюда на 200 лошадях, тащивших орудие по бревнам. Для ее перемещения на стволе с каждой стороны устроены четыре скобы для крепления канатов. Позже деревянные раскаты, на которых стояло орудие, заменили каменными. Как писал поляк Самуил Мацкевич «В русской столице лежит огромное орудие. Такое большое, что польские солдаты прячутся внутри его от дождя…» Позже орудие находилось в разных местах Кремля. А когда был построен Кремлевский дворец съездов , ее перенесли на Ивановскую площадь к собору Двенадцати Апостолов . Хотя считается, что это грозное орудие предназначалось для обороны Кремля, многие исследователи считают, что оно вряд ли с этим справилось бы. Такие орудия применяют лишь для разрушения стен.

Описание Царь-пушки в Москве

Сейчас мощное орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат полые декоративные чугунные ядра весом 1,97 тонн, отлитые в 1835 году (стрелять такими ядрами орудие не может). Отлито орудие из бронзы, лафет чугунный. У жерла с правой стороны изображен верхом на коне Фёдор Иванович в короне и со скипетром в руке. Над изображением надпись: «Божьей милостию Царь, Великий Князь Фёдор Иванович, Государь Самодержец всея Великия России». По одной из версий благодаря изображению Фёдора Ивановича, Царь-пушка и получила свое имя. По другой версии, так ее называют из-за больших размеров. Также орудие называли «Дробовик Российский», поскольку она была рассчитана на стрельбу «дробом» (картечью).

Длина орудия - 5,34 м, наружный диаметр ствола - 120 см. Калибр - 890 мм. Масса - 39,31 тонны. С левой стороны есть надпись: «Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Некоторые специалисты считают, что великое орудие никогда не стреляло, а изготовлено оно было для того, чтобы пугать иностранцев, в том числе послов крымских татар. Обследование орудия в 1980 году в Артиллерийской академии им. Дзержинского показало, что царь-пушка – это бомбарда и предназначена для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра составлял около 819 кг, а чугунное ядро такого калибра весит 1970 кг. Исследование канала орудия показало наличие частиц пороха. Это означает, что знаменитое орудие хотя бы один раз стреляло.

Копии Царь-пушки

Весной 2001 года по заказу Московского правительства в Удмуртии была изготовлена копия знаменитого орудия из чугуна. Вес ее составил 42 т, вес ядра - 1,2 т. Диаметр ствола - 890 мм. Эта копия была подарена украинскому городу Донецку.

В 2007 году на Бутяковском судостроительном заводе была отлита копия орудия для Йошкар-Олы. Оно установлено рядом с Художественной галереей.

В музее боевой техники под открытым небом ОАО «Мотовилихинские заводы» представлена Пермская царь-пушка. Это самая большая в мире литая чугунная пушка. Орудие изготовлено в 1868 г. по заказу Морского министерства и является боевым. При ее испытаниях было сделано 314 выстрелов ядрами и бомбами дальностью до 1,2 км. Орудие было предназначено для Кронштадта , чтобы защищать Петербург с моря.

Многие еще в детстве слышали о знаменитом орудии-великане в Московском Кремле , но величие его при рассмотрении «в жизни» впечатляет. И хотя самой большой по габаритам и весу является немецкая гаубица «Дора» калибром 800 мм и весом 1350 тонн, Царь-пушка в Москве занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое крупнокалиберное орудие.

Царь-пушка уже давно стала одним из символов России. А ещё она вошла в десятки анекдотов, где фигурируют никогда не стрелявшая Царь-пушка, никогда не звонивший Царь-колокол и еще какое-нибудь неработающее русское чудо-юдо. Во второй половине XIX века появился ряд работ, доказывавших, что Царь-пушка была такой же бутафорской, как и ее лафет. Она-де никогда не стреляла и предназначалась лишь для запугивания крымских татар. Одним из доказательств бутафорской функции пушки служит элементарный математический расчет, показывающий, что при стрельбе чугунными ядрами, ее разнесет на куски.

Но многие историки усомнились в том, что 2400 пудов меди было потрачено на создание бутафорского орудия. А в середине ХХ века историк А. Позднеев писал: «В 1591 году при приближении к Москве татарских полчищ Казы-Гирея в боевую готовность была приведена вся московская артиллерия, и в том числе Царь-пушка Чохова. Ее установили в Китай-городе для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку».

Точку в споре, стреляла ли Царь-пушка, поставили в 1980 году специалисты из Академии им. Дзержинского. Они исследовали канал орудия и по ряду признаков, в том числе по наличию частиц сгоревшего пороха сделали вывод, что из Царь-пушки стреляли, по крайней мере, один раз.

ИСТОРИЯ
В 1586 г. в Москву пришло тревожное известие: на город движется крымский хан со своей ордой. В связи с этим, русский мастер Андрей Чохов,по приказу царя Федора Иоанновича, отлил огромное по размерам орудие, которое было предназначено для защиты Кремля.

Гигантское орудие весом в 2400 пудов (39 312 кг) отлили в 1586 году на московском Пушечном дворе. Длина Царь-пушки - 5345 мм, внешний диаметр ствола - 1210 мм, а диаметр утолщения у дула - 1350 мм. После того, как Царь-пушку отлили и отделали на Пушечном дворе, ее перетащили и установили на возвышенности для защиты моста через Москву-реку и обороны Спасских ворот и уложили на землю рядом с пушкой «Павлин». Чтобы передвинуть орудие, к восьми скобам на его стволе привязывали веревки, в эти веревки впрягали одновременно 200 лошадей, и те катили пушку, лежащую на огромных бревнах - катках.

В 1626 году обе пушки подняли с земли и установили на бревенчатых срубах, плотно набитых землей. Эти помосты назывались роскаты. Один из них, с Царь-пушкой и «Павлином», поставили у Лобного места, другой, с Кашпировой пушкой, - у Никольских ворот. В 1636 году деревянные роскаты заменили каменными, внутри которых устроили склады и лавки, торговавшие вином.

В настоящее время Царь-пушка находится на чугунном декоративном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра, которые отлили в 1834 году в Петербурге на чугунолитейном заводе Берда. Понятно, что ни стрелять с этого чугунного лафета, ни использовать чугунные ядра (только более лёгкие каменные) физически невозможно - Царь-пушку вдребезги разнесет! Сразу стоит сказать, что 4 чугунных ядра, сложенные пирамидой возле подножья пушки, выполняют сугубо декоративную функцию. Внутри они полые.

Документы об испытаниях Царь-пушки или применении ее в боевых условиях не сохранились, что дало основание для длительных споров о ее назначении. Большинство историков и военных в XIX и начале ХХ веков считали, что Царь-пушка - это дробовик, то есть орудие, предназначенное стрелять дробью, которая в XVI-XVII веках состояла из мелких камней. Меньшая часть специалистов вообще исключает возможность боевого применения пушки, считая, что изготовлена она специально для того, чтобы пугать иностранцев, в особенности послов крымских татар. Вспомним, что в 1571 году хан Девлет Гирей сжег Москву.

В XVIII - начале ХХ веков Царь-пушка именовалась во всех официальных документах дробовиком. И лишь большевики в 1930-х годах решили в пропагандистских целях повысить ее ранг и стали величать пушкой.
На самом деле это не пушка и не дробовик а классическая бомбарда.Пушкой принято называть орудие, длина ствола которого более 40 калибров. А это орудие имеет длину всего четыре калибра, столько же у бомбарды. Бомбарды представляют собой стенобитное орудие больших размеров, разрушающее крепостную стену. Лафет для них не использовался, так как ствол просто закапывали в грунт, а рядом для артиллерийского расчета выкапывали два окопа, так как подобные орудия часто разрывались. Обратим внимание - у Царь-пушки нет цапф, с помощью которых орудию придают угол возвышения. Кроме того, у нее абсолютно гладкий задний срез казенной части, которым она, как и другие бомбарды, упиралась в каменную стенку или сруб. Первыми снарядами бомбард были круглые камни, обмотанные веревками для сглаживания неровностей их формы.
Итак, Царь-пушка - это бомбарда, предназначенная для стрельбы каменными ядрами. Вес каменного ядра Царь-пушки составлял около 50 пудов (819 кг), а чугунное ядро такого калибра весит 120 пудов (1,97 т). В качестве же дробовика Царь-пушка была крайне неэффективна. По стоимости затрат вместо нее можно было изготовить 20 малых дробовиков, на заряжание которых нужно гораздо меньше времени - не сутки, а всего 1−2 минуты.

Стреляли ли бомбарды калибра 350-890 мм картечью или каменным щебнем? Теоретически это возможно, но практически очень дорого и неэффективно. Заряжание каменным ядром длилось полтора-два часа, а щебнем – в несколько раз дольше. Куда выгоднее было применять картечь из орудий малого и среднего калибров.
Большие бомбарды предназначались для проламывания стен вражеских крепостей. Но в конце XVI века на Руси имелись десятки куда более эффективных, а главное, более мобильных, чем Царь-пушка, стенобитных орудий. Поэтому чоховский монстр никогда не покидал стен Кремля.
Вместо гигантских бомбард функции стенобитных орудий стали выполнять пушки. Изобретение зерненого пороха, эффективность которого была почти в два раза больше, чем у пороховой мякоти, и начало производства чугунных ядер (впервые во Франции в 1493 г.) сделало целесообразным изготовление длинных (20 калибров и более) орудий. Такие орудия имели множество названий, из которых вскоре осталось одно – пушка.

Кто же и почему записал Царь-пушку в дробовики? Дело в том, что в России все старые орудия, находившиеся в крепостях, за исключением мортир, со временем автоматически перечислялись в дробовики, то есть в случае осады крепости они должны были стрелять дробью (каменной), а позже - чугунной картечью по пехоте, идущей на штурм.
Дело в том, что справку о состоянии артиллерии при Московском Арсенале в начале 1730-х гг. давали не дюже грамотные в истории и артиллерии канцеляристы.
Те орудия, которые они записали пушками, могли стрелять чугунными ядрами; гаубицы и мортиры – бомбами, то есть полыми ядрами, начиненными порохом. Но старые орудия не могли стрелять ни чугунными ядрами, ни бомбами, а каменные ядра уже давным-давно были выведены из употребления. По мнению канцеляристов, эти старые артсистемы могли стрелять лишь «дробом», вот их и записали в дробовики. Использовать старые орудия для стрельбы ядрами или бомбами было нецелесообразно: а вдруг разнесет ствол, да и у новых пушек баллистические данные были куда лучше. Так Царь-пушка была записана в дробовики.

ПЕРВЫЙ ВЫСТРЕЛ
Но царь-пушка, все же, выстрелила. Случилось это один раз. Согласно ЛЕГЕНДЕ, после того, как самозванца Лжедмитрия разоблачили, он пытался бежать из Москвы. Но по дороге был жестоко убит вооруженным отрядом.
Надругательство над телом Лжедмитрия показало, насколько переменчив народ в своих симпатиях: на мертвое лицо надели карнавальную маску, в рот вставили дудку, и еще три дня труп мазали дегтем, посыпали песком и оплевывали. Это была «торговая казнь», которой подвергали только лиц «подлого» происхождения.

В день избрания царь Василий велел убрать Лжедмитрия с площади. Труп привязали к лошади, выволокли в поле и там закопали у обочины дороги.Когда труп «Дмитрия» везли через крепостные ворота, налетевшая буря сорвала с них верх.
Подле ямы, ставшей последним прибежищем царя, люди видели голубые огни, поднявшиеся прямо из земли.
На следующий день после погребения труп был найден около богодельни. Его закопали еще глубже, но спустя время, тело опять появилось, но уже на другом кладбище. Люди говорили, что его земля не принимает.
Потом грянули холода, и вся зелень в городе пожухла.

Духовенство было встревожено этими событиями и сопровождающими их толками и долго совещалось, как бы вернее покончить с мертвым колдуном и чародеем.
По совету монахов труп Лжедмитрия выкопали из ямы, в последний раз протащили по улицам города, после чего доставили в село Котлы к югу от Москвы и там сожгли. После этого пепел смешали с порохом и выстрелили из царь-пушки в сторону Польши – откуда пришел Лжедмитрий.

Еще одним опровержением использования орудия именно в боевых целях является отсутствие в стволе каких-либо следов, в том числе продольных царапин, оставляемых каменными ядрами.

Царь-пушка - памятник древней артиллерии и литейного искусства XVI века. Отлита из бронзы в 1586 году на Московском Пушечном дворе выдающимся пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым.

Царь-пушка расположена около колокольни «Иван Великий» неподалеку от .

Описание пушки

Царь-пушка - самое большое по калибру орудие в мире. Ствол пушки отлит из бронзы в 1586 году. Вес пушки - 2400 пудов (39,5 тонны). Длина ствола - 5,34 м. Диаметр ствола - 120 см, калибр - 890 мм. Лафет отлит из чугуна и раскрашен под бронзу (первоначальный лафет был деревянным). Вес лафета - 34,5 тонны. Перед пушкой выложены пирамидой четыре огромных пустотелых чугунных ядра (декоративных), отлитых в XIX веке в . Вес каждого ядра около 1 тонны.

Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию, по устройству канала ствола она близка к мортирам. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применялись мелкие камни. Канал ствола делится на две части - цилиндрический ствол («котел») для снаряда и казенную часть для заряда (пороховую камору). Исследования ученых указывают на то, что Царь-пушка была предназначена для стрельбы, а не только для устрашения неприятеля. Но сведений, что из Царь-пушки когда-либо стреляли, не сохранилось.

На пушке присутствуют изображения и надписи, которые трудно рассмотреть с земли. С правой стороны дульной части, ближе к дульному срезу - изображение царя в царском венце верхом на коне, в воинском уборе и со скипетром в руке. Изображение сопровождено надписью: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец». Рядом другая надпись, относящаяся к заказчику орудия: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Надпись ближе к центральной части ствола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Данная надпись указывает на то, что пушка отлита в 7094 году от Сотворения Мира (в 1586 году от Рождества Христова) в третий год правления Федора Ивановича пушечным мастером Андреем Чоховым.

История Царь-пушки

Существует две версии происхождения названия Царь-пушки. По одной из них название связано с изображением на ее стволе царя . Другая версия связывает название пушки с ее огромными размерами, в свое время она являлась самой большой пушкой в мире.

Царь-пушка была отлита в 1586 году литейщиками Пушечного двора, располагавшегося на берегу реки Неглинной, под руководством Андрея Чохова. Автором идеи был , шурин царя Федора Ивановича. По замыслу Бориса Годунова пушка была установлена на Красной площади перед , рядом с Лобным местом. Она была поставлена на деревянный лафет. Установленная здесь грандиозная по своим размерам пушка играла важную роль. Она усиливала значение трибуны, с которой цари обращались к народу и откуда читались царские указы. Вместе с тем, она служила демонстрацией военной мощи русского государства и символически охраняла Покровский собор и .

Нет достоверных сведений о том, где находилась Царь-пушка в течение всего XVII века. Предположительно, она была где-то на задворках Кремля, куда после воцарения династии Романовых старались убрать все, что напоминало о Борисе Годунове. В начале 1700-х гг. пушка была установлена во дворе Арсенала среди других исторических орудий.

В 1812 году половина здания Арсенала была взорвана французами. Деревянный лафет Царь-пушки сгорел в пожаре.

В 1835 году, при императоре , на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге для Царь-пушки был специально отлит лафет из чугуна, украшенный львиной головой и орнаментом. Эскизы лафета были сделаны Александром Брюлловым, братом знаменитого живописца Карла Брюллова, а чертежи окончательно доработаны генерал-майором де Витте. Царь-пушка была установлена на новый лафет и переставлена на новое место - около Кремлевских казарм. Царь-пушка и самое длинное кремлевское орудие «Единорог» заняли видное место на углу Сенатской площади, в северо-восточной части Кремля.

Кастаньеты

Испания… Какие ассоциации возникают, когда слышишь название этой прекрасной страны? Непременно, представляются оливковые рощи, ласковое море, солнечные пляжи с золотым песком, захватывающая коррида с разъяренными быками и отважными тореро. Помимо этого в мыслях возникает картина с грациозной темноволосой девушкой, которая под экспрессивные звуки гитары и виртуозное пощелкивание кастаньет исполняет зажигательный фламенко. Такой танец сложно не узнать, первые движения сразу выявляют национальный испанский колорит - это уникальное и очень впечатляющее зрелище.

Что же такое кастаньеты? Это незатейливый ударный музыкальный инструмент, создающий невероятно красивый и четкий ритмический рисунок. Кастаньеты получили широкое распространение во многих странах мира: Португалии, Италии, Аргентине, но только в Испании они считаются культурным и национальным достоянием, так как являются непременным атрибутом испанского танца. И именно исполнители из этой страны владеют кастаньетами в безупречном совершенстве, завораживая зрителей, вызывая восторг и восхищение.

Историю кастаньет и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Техника исполнения

Играть на кастаньетах не просто. Для мастерского освоения техники и виртуозного исполнения на инструменте сложных ритмических рисунков необходимо долго учиться. Звонкий пощелкивающий и суховатый звук кастаньет - ударного музыкального инструмента, имеющего неопределенную высоту звука и относящегося к семейству идиофонов, возникает благодаря ударам полых половинок - чашечек. На кастаньетах играют главным образом пальцами, а пальцевая техника на ударных инструментах является самой быстрой.

Различают два способа исполнения на инструменте, существенно отличающихся друг от друга. Один называют народным, другой - классическим. При народном стиле применяют кастаньеты более крупных размеров, прикрепляя их на средний палец руки. Звукоизвлечение происходит при движении кисти, которой ударяют инструмент о ладонь. Такой способ создает более резкий, чем при классическом стиле исполнения, звук.

В классическом стиле исполнения кастаньеты закрепляются на большом пальце шнурком при помощи двух петель: первая - у основания пальца, вторая - возле ногтя. Инструменты для правой и левой руки отличаются по размеру и звуку. Кастаньета для правой руки называется hembra: она меньше по размеру и отличается более ярким и высоким звуком. На ней играют четырьмя пальцами, исполняя сложные ритмические рисунки и трели. Кастаньета для левой руки называется macho - она больше по размеру, имеет более низкий тон и создает ритмическую основу.

При классическом стиле ритмические рисунки создаются в результате различной комбинационной последовательности пяти игровых элементов, извлекаемых на кастаньетах. Они называются: ТА, RRI, PI, PAM(CHIN), PAN.

Фото :





Интересные факты

  • Кастаньеты в испанской Андалусии также называют palillos, что в переводе с испанского означает палочки для еды.
  • Существует версия, что кастаньеты в Испанию из Нового Света были привезены Христофором Колумбом.
  • Около трех сотен лет испанские цыгане, а вместе с ними фламенко с кастаньетами находились в изгнании. И только в 18 веке фламенко «стало свободным».
  • Кастаньеты зазвучали в кинематографе уже в 30-х годах прошлого века в фильмах «Дочь Хуана Симона», «Мария де ла О», «Заклинание фанданго», где главную роль исполняла великолепная испанская танцовщица фламенко Кармен Амая.
  • Кастаньеты являются самым популярным сувениром, который туристы привозят с собой из солнечной Испании.

Конструкция


Кастаньеты представляют собой две округлые половинки, в форме ракушек с небольшими ушками, в которых проделаны дырочки. В эти отверстия вставляется шнурок, при помощи которого инструмент прикрепляется к пальцам исполнителя. Инструмент по размеру очень компактный и легко помещается в ладонях. Его ширина варьируется от 2.5 до 5 см. Кастаньеты сегодня изготавливаются из различных материалов - это черное и розовое дерево, палисандр, самшит, слоновая кость, стеклопластик и иногда даже металл. Стоит также отметить, что в оркестровой практике используются кастаньеты, которые для удобства исполнения на них прикрепляются к деревянной ручке.

Применение и репертуар

Область применения кастаньет довольно разнообразна. Обычно используемые в танцах фламенко, а также для ритмического украшения песен и гитарной инструментальной музыки, кастаньеты часто находят применение в музыкальных сочинениях для отражения характерного испанского колорита. Список таких произведений достаточно обширен, звучание кастаньет можно услышать в операх Ж. Бизе, Р. Вагнера , К. Сен-Санса; балетах П. Чайковского . С. Прокофьева; в испанских увертюрах М. Глинки , а также в концерте для фортепиано с оркестром № 3 С. Прокофьева, опере «Соломея» Р. Штрауса, балетной сюите «Сид» Ж. Массне, балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Испанской рапсодии» для симфонического оркестра М. Равеля, опере «Давайте ставить оперу» Б. Бриттена, балете «Хромой бес» К. Жида, балете «Лауренсия» А. Крейна.

Известные исполнители

Испанцы говорят, что звук кастаньет передает ритм их сердец. И хоть этот инструмент является неотъемлемым атрибутом испанского танца, только настоящие мастера могут умело сочетать сложные па с виртуозным владением кастаньетами. Величайшими исполнителями XX века, которые покоряли зрителей своим необыкновенным исполнением на инструменте, доныне считаются Хосе де Удаэт, а также его ученик Хосе Луис Ландри. Среди талантливых мастеров, которые в нынешнее время блестяще представляют кастаньеты на концертных площадках и восхищают слушателей звучанием инструмента, необходимо отметить Лусеро Тену, Эмму Малерас, Кармен де Висенте, Инму Гонсалес, Консоль Грау Мелет, Монтсеррат Карлес, Белен Кабанес, Терезу ​​Лайз, Мар Безана, Ампаро де Триана, Габи Херцог и Нину Корти.

   

История

История кастаньет начинается в давние времена. Похожие инструменты были известны ещё в глубокой древности во многих странах мира. Египтяне, греки, римляне, арабы, мавританцы, китайцы и другие народности использовали палочки - трещотки для аккомпанемента, задавая ими ритм своим танцам. Изображения подобных инструментов встречаются на фресках Египта и Греции периода античности, начиная с третьего тысячелетия до н.э. А вот, как и когда кастаньеты появились в Иберии, искусствоведы до сих пор ведут споры. Есть предположение, что на Пиренейский полуостров их завезли финикийцы или греки, но возможно инструменты распространились по Испании во время арабских завоеваний. Однако кастаньеты также могли появиться у испанцев независимо от других культур, и эта версия тоже считается убедительной, так как археологи подтверждают её своими находками.

Культура Испании складывалась веками. На неё сильное влияние оказали арабы и даже индийские цыгане, которые в 15 веке стали заселятся на Пиренейском полуострове. В связи с этим в испанских музыкальных жанрах появились новые ритмы, отличающиеся особым колоритом, страстью и яркостью. Таким образом зародилось фламенко – южно - испанская народная музыка, одним из атрибутов которой являются кастаньеты.


В 17 веке их звучание использовалось не только в народной музыке, но и в балетных спектаклях, затем в опере, а несколько позднее и в симфонических произведениях, когда музыке нужно было придать особенный испанский колорит. В середине 19 века в Испании была открыта специальная школа, где тщательно отбирали и готовили к различным представлениям - танцевальным шоу наиболее талантливых танцоров, которые в совершенстве овладевали не только техникой исполнения национальных танцев, но и искусством игры на кастаньетах. Эти артисты своим творчеством поражали зрителей не только в театрах страны, но также в других европейских странах.

Кроме Испании кастаньеты нашли также широкое применение в Португалии, Южной Италии и Латинской Америке, но именно в Испании они получили название и форму, которая сейчас применяется во всем мире.

Кастаньеты – это незатейливый, но в то же время очень интересный музыкальный инструмент. Его звучание предает музыке необычайно привлекательный колорит, создающий неизгладимое впечатление. В Испании с уважением и трепетностью относятся к кастаньетам, ведь они являются музыкальным символом этой страны. Испанцы бережно сохраняют и развивают исполнительское искусство на инструменте, который достойно олицетворяет национальную музыкальную культуру.

Видео: слушать кастаньеты