Некоторые считают, что разбираться в искусстве могут только избранные. Другие придерживаются противоположной точки зрения - настоящее искусство понятно всем. Третьи полагают, что не нужно в искусстве разбираться, ведь его задача только дарить людям эстетическое удовольствие. Мы же считаем, что разбираться в искусстве, конечно, нужно, а научиться этому может каждый. Вот несколько нехитрых советов.

Пополняйте свой багаж знаний

Для начала изучите информацию об искусстве различных эпох. Ведь для того, чтобы отличать картины одного художника от полотен другого, нужно хоть немного подтянуть теоретическую базу. Запомните хотя бы несколько выдающихся мастеров из каждой эпохи и самые знаменитые их произведения. Также изучите различные направления в живописи. Неплохо было бы запомнить их названия: барокко, классицизм, импрессионизм, дадаизм и т. д. Постарайтесь связать между собой исторический период и направление в живописи - это поможет структурировать ваши знания.

Постарайтесь увидеть прекрасное

После того как вы изучили теорию, самое время попрактиковаться. Не обязательно идти в музей. Возьмите в руки альбом с репродукциями картин из какой-нибудь художественной галереи. Полистав альбом, попробуйте самостоятельно назвать эпоху написания полотна, его направление, может, даже вспомните имя автора. Если ежедневно хотя бы по несколько минут уделять этой тренировке, через некоторое время вы всех удивите своими познаниями в искусстве. Только тренировки должны быть честными, подсматривать ответы не нужно!

Чувство прекрасного можно натренировать

Теперь можно смело отправляться в музей. Если в ближайшие выходные вы попадете на выставку картин, вы увидите, что многие полотна стали для вас уже гораздо понятнее.

Учитесь выделять хорошие картины и не зацикливаться на плохих

Чтобы еще лучше разбираться в искусстве, вам нужно будет научиться отличать хорошие и плохие картины. Но эти знания приходят только с опытом. Если вы станете постоянным посетителем музеев и выставок, а на вашей прикроватной тумбочке будет лежать альбом с репродукциями, который вы будете просматривать перед сном, результат не заставит себя ждать. В скором времени, попав на любую выставку, вы сможете оценить представленные работы.

Учитесь восхищаться работами мастеров

Обычному человеку иногда сложно понять, чем та или иная картина восхищает знатоков искусства. К примеру, тот же «Черный квадрат» Казимира Малевича, который до сих пор вызывает бурные споры. Так какие же картины вызывают восхищение? Чтобы это понять, нужно полотно, которое мы анализируем, разделить на три составляющие: объем, цвет и линия. Что из этих трех элементов в картине преобладает? Что может приковать внимание зрителя в этом полотне? Ответы на эти вопросы дадут вам информацию о главных достоинствах картины. Но основное в произведении художника - это общее впечатление от картины, ее красота. В разные временные эпохи были разные представления о красоте. Если в XIX веке в чести были пышные формы, в XX веке на пьедестал красоты вознесли худощавость и подростковую угловатость. Как вы поняли, красота в искусстве - понятие неоднозначное. Но есть некоторые нюансы, позволяющие зрителю уловить красоту картины, - безупречность линий, легкие или слитные мазки, первостепенность объема или гамма цветов, выходящая на первый план.

Учитесь понимать абстрактное искусство

Научиться разбираться в искусстве без понимания абстракционизма невозможно. Это картины, которые всегда вызывают бурные дискуссии. Так в чем же красота абстрактных картин? Кому-то эти картины кажутся похожими на детскую мазню, в них сложно найти сюжет. Но прелесть этих полотен в том, что они заставляют зрителя окунуться в собственный внутренний мир, найти красоту внутри себя. Но не все способны увидеть эту красоту, ведь она изображена абстрактно. Учитесь разбираться в искусстве, чтобы увиденные вами картины вызывали у вас настоящие эмоции, дарили чувство прекрасного. Приведенный ниже краткий курс молодого искусствоведа поможет вам поддержать светскую беседу.

  • Если сюжет полотна нарисован на мрачном фоне и лицо героя выражает мучения, перед вами Тициан .

  • Если на полотне нарисованы обнаженные люди с очень пышными формами и целлюлитом, который есть даже у мужчин, перед вами Рубенс .

  • Если герой сюжета полотна - мужчина с женским лицом, перед вами Караваджо .

Караваджо

  • Если в сюжете произведения множество мелких человечков, перед вами Брейгель .

Брейгель

  • Если опять в сюжете множество мелких человечков плюс также много мелких непонятных деталей, перед вами Босх .

  • Если на полотне можно увидеть мужчин с фигурами культуристов, и все прекрасно, перед вами Микеланджело .

Микеланджело

  • Если на полотне вы видите балерину, перед вами Дега .

  • Если на полотне тощие персонажи с небритыми лицами, перед вами Эль Греко .

Эль Греко

  • Если все герои полотна, в том числе женщины, напоминают вам Путина, перед вами Ян ван Эйк .

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк

  • Если полотно слишком яркое и цветное, перед вами Ван Гог .

  • Если полотно состоит из пятен, перед вами Моне .

  • Если на полотне нарисованы люди, буйство красок природы, перед вами Мане .

Придумала и нарисовала отличные шпаргалки, которые помогут разбираться в направлениях искусства и взрослым, и детям. Они невероятно полезные и интересные.

Впрочем, Наташа сама расскажет о них. И, конечно, покажет. Кстати, каждую шпаргалку вы можете скачать и распечатать.

Как родилась идея

Идея шпаргалок по истории искусства появилась не случайно - я постоянно ищу эффективные методы обучения истории искусства. При этом сталкиваюсь с типичными проблемами в изучении и преподавании предмета:

Во-первых, лекции в виде сплошных записей на несколько листов очень быстро забываются.

Во-вторых, у большинства людей нет времени на глубокое погружение в материал, а тем более на проверку достоверности фактов и критическую оценку источников.

Шпаргалка по примитивизму. Автор - Наташа Кайя.

В-третьих, искусство - это об идеях. Оно как зеркало исканий каждой эпохи: в произведении отражаются представления о мире и его устройстве, об истине, о красоте и морали, о месте человека в жизни. Но большинство лекций почему-то построены на биографиях конкретных художников, перечислении произведений и дат их создания. На деле же, не так важны названия картин, даты и унылые факты из биографии вроде « родился-учился-женился » . Ведь все это забывается моментально.

В-четвертых, при преподавании истории искусства в формате « родился-учился-женился » не формируется понимания художественных процессов и их истоков.

Шпаргалка по кубофутуризму. Автор - Наташа Кайя.

Мне очень хотелось найти способ донести информацию в сжатом виде (= экономия времени), но при этом осветить явление с разных ракурсов, дать представление о конкретных художественных задачах и способах их решения (= понимание художественных процессов). И добавить несколько интересных фактов, которые могли бы завладеть воображением и остаться в памяти. Так и родилась идея шпаргалок по искусству.

Почему шпаргалки помогут вам быстро разобраться в искусстве

- Все емко и по делу. Формат листа позволяет вместить только действительно важную информацию.


Шпаргалка по аналитическому искусству. Автор - Наташа Кайя.

- Иерархия главного и второстепенного. Что-то непременно забудется: дата, факт из биографии или название третьего по счету манифеста именно этого великого художника. Зато в памяти останется главное - понимание сути художественного явления (будь то конкретный мастер, направление или стиль).

- Формат шпаргалки позволяет визуально разделить всю информацию на разные блоки. Так проще запоминать, поскольку одновременно работают разные виды памяти.

Шпаргалка по абстракционизму. Автор - Наташа Кайя.

Почему эффективны шпаргалки, написанные искусствоведом

- Они помогают сформировать у читателя грамотное представление об искусстве определенной эпохи, так как только человек, который разбирается в теме искусства, может выбрать самое значимое и правильно расставить акценты.

- Порядочный искусствовед прочитал научную литературу об эпохе/направлении/мастере, проверил факты, изучил дневники и документы - профессиональный взгляд позволяет выделить действительно ключевые особенности.

Шпаргалка по реализму. Автор — Наташа Кайя.

Шпаргалки по шести направлениям русского искусства

В книге «Играем в искусство» речь идет о русском искусстве рубежа XIX-XX веков и о шести основных направлениях того времени: реализме, модерне, кубофутуризме, примитивизме, аналитическим искусстве и абстракционизме. Поскольку книга для детей вызвала большой интерес и у взрослых, в дополнение к книге я сделала шесть шпаргалок по каждому из направлений.

Бытует мнение, что «реализм» - это когда изображаемое похоже на окружающий мир. Но всегда ли реализм действительно «реализм» ?


Модерн

Какие художественные ценности разделяли мастера эпохи модерна? И как научиться быстро определять, что произведение относится к стилистике модерна? Обо всем этом подробно рассказано в шпаргалке.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

- направление в русском искусстве начала ХХ века, появившееся в результате синтеза французского кубизма и итальянского футуризма. В шпаргалке подробно разбираемся, какие черты кубофутуризма откуда пришли, в чем его уникальность и каковы особенности « продвижения » нового направления на арт-сцене.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Примитивизм

Многих волнует вопрос, почему картины примитивистов признаются шедеврами искусства. Или, например, по каким причинам возник примитивизм? Почему примитивисты сознательно « забывают » ремесло и отворачиваются от реализма в пользу эмоций и чистых идей? И самое главное - на что обращать внимание, чтобы по достоинству оценить своеобразную красоту полотен примитивистов? В шпаргалке есть множество ответов на самые разные вопросы об этом направлении.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Одним из первых направлений в искусстве ХХ века, имевшим глубоко проработанную теоретическую базу, было аналитическое искусство. В шпаргалке разбираемся во взглядах на искусство основателя направления - Павла Филонова. А также наблюдаем, как художник благодаря своей технике переводит идеи в художественные образы.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Первые абстракционисты поставили один из самых важных вопросов в современном искусстве: « Достаточно ли одной точки для произведения искусства? » . В шпаргалке рассказывается о причинах рождения абстрактной живописи, основных идеях ключевых мастеров и о том, что на самом деле показывает абстракция.


Кликните по картинке - она откроется в полном размере.

Ну что, любопытно? У нас еще один сюрприз напоследок.

Мастер-класс по направлениям искусства для детей

Наташа Кайя придумала необычное творческое задание, которое поможет ребенку быстро разобраться в направлениях в искусстве (реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство и абстракционизм) и легко отличать одно от другого.

Вам понадобятся:

шесть фруктов одного вида или муляжи фруктов (продаются в магазинах для дома и сада или в магазинах для творчества)

гуашь или акрил разных цветов

большая и маленькая кисточки.

Идея: каждый фрукт будет символизировать одно из направлений искусства.

Каждый из раскрашенных перцев представляет одно направление искусства

РЕАЛИЗМ. Один фрукт оставляем неокрашенным - он будет «представителем» реализма.

Остальные фрукты покрываем белой краской.

Задания для детей по направлениям:

МОДЕРН. Раскрашиваем фрукт красивыми орнаментами.

КУБОФУТУРИЗМ. Обозначаем линией все грани фрукта. Грани можно покрасить в разные цвета

ПРИМИТИВИЗМ. Нужно старательно рисовать плохо. Например, выбирать только неправильные цвета, которыми фрукт не бывает окрашен в природе.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Рисуем частички или атомы, из которых природа «собрала» фрукт.

АБСТРАКЦИОНИЗМ. Раскрашиваем фрукт одним цветом, ведь форма превыше всего.

Теперь перед вами 6 фруктов, которые наглядно демонстрируют особенности каждого направления искусства.

Обложка поста - шпаргалка по модерну.

Здравствуйте!

Меня зовут Мухиддин. Я из Узбекистана. Читаю статьи на вашем сайте. Очень нравятся. Весьма интересные и креативные.

Хотя я много читаю, но все равно не могу понять некоторые ситуации. Можно ли я вам задам вопрос?

Как мы все знаем, в мире много музеев и дворцов. Каждый из них уникален и неповторим. Я посещал музеи в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, США и т.д. Когда я смотрю картины Средневековья, стараюсь понять, что вообще там изображено. К сожалению, не всегда получается: очень разная тематика. Говорят, что для понимания картин нужно очень хорошо знать Библию. С этим я согласен.

Пожалуйста, если у вас есть очень умные люди, которые осознают важность этого вопроса, напишите статью об этом. Как вообще нужно посещать музеи мира, как знать без Google, что там ценного (например Часы Павлин в Эрмитаже) и как понять сюжет и историю картины? Как вообще человек должен смотреть и толковать живопись? Какие легкие способы существуют?

С надеждой увидеть ответы на мои вопросы в скором будущем и с уважением, Мухиддин.

Ответ

Конечно же нам можно задавать вопросы, разве не за этим ты нам написал? Кстати, огромная тебе благодарность: одно удовольствие - отвечать на такое. Хотя некоторые моменты нам кажутся чересчур наивными. Все гораздо проще, чем ты думаешь. Кто-то очень умный придумал аудиогиды и экскурсоводов, которые все объясняют. А чтобы разбираться глубже, нужно проявить заинтересованность. А легко это или нет - решай сам.

Современная цивилизация создала такое чудо, как интернет, который значительно облегчает жизнь. Вбиваешь в поисковике название музея, - и вуаля - все основные достопримечательности в кратком изложении перед тобой. Там же можно посмотреть историю создания картины, сюжет, какие-то тонкости. Очень удобно, особенно если времени на посещение не так много. Останавливаться на каждой картине нет времени, поэтому приходится включать крейсерскую скорость, пробегать аллюром мимо менее значимых картин, чтобы остановиться на признанных шедеврах. Хотя иногда картина в дальнем углу впечатляет больше, чем главный шедевр музейной коллекции. Например Сикстинская Мадонна: безусловно гениальное и прекрасное произведение, но в дрезденской галерее есть более впечатляющие вещи меньшего размера.

Некоторые считают, что черпать знания из интернета, тем более когда речь идет о таких высоких материях, - моветон. Для них это все равно что променять ночь музеев на концерт «Пошлой Молли» в «Ионотеке»: вроде бы тоже культурное мероприятие, но с едким привкусом дерьма. Потому что культура бывает разная.

Для таких людей вот уже сотню лет издаются книги, энциклопедии классического искусства, в которых представлены репродукции картин с краткой информацией о них. Чаще всего такие сборники разделяются по определенной тематике, например, на шедевры русского изобразительного искусства, лучшие работы конкретного художника, или коллекции определенного музея.

Я вот полюбил русское изобразительное искусство благодаря картинам Карла Брюллова. А в творчество Карла Павловича я влюбился благодаря шикарной книге с репродукциями, изданной в еще лохматые советские времена. Тут была и биография художника, и комментарии о том, как он писал свои гениальные итальянские пейзажи, и что обозначают жесты людей на картине «Последний день Помпеи».

Если хочется разбираться еще глубже, то придется читать монографии и книги всемирно известных искусствоведов. В свое время меня до глубины души впечатлила работы Элеоноры Пастон про творчество Виктора Васнецова. Могу еще порекомендовать монографию Светланы Альперс «Искусство описания: голландская живопись в XVII веке». Мы все любим замечательную, отдающую уютом голландскую живопись, великих Ван Дейка, Брейгеля, Рубенса. Но автор утверждает, что анализ невозможен без оптики. Интересная, хотя и не бесспорная теория. Получается, культурные люди европейского севера на картины смотрели, в отличие от итальянцев, которые старались распознать в рисунке аллегорический, философский или политический смысл.

Чудо как хороша книга почившего ныне искусствоведа Даниэля Арасса «Истории картин». Она состоит из небольших рассказов, посвященных проблемам перспективного изображения. Проще говоря, объясняет, что обозначают жесты архангелов, пейзаж за спиной Джоконды, огромные улитки на картинах Франческо дель Косса.

Обязательно почитай книгу «Живопись и социальный опыт в Италии XV века». Уже из названия ясно, что она про Италию и взгляды людей разных сословий на искусство. Элементарно, у купца и ремесленника глазомер был разный, и потому их видение полотен отличалось. Художники, само собой, учитывали этот факт при написании.

Положа руку на сердце одни из по искусствоведению были написаны в советские времена. Чего только стоит восхитительная серия «Очерки истории и теории изобразительных искусств». Книги сами по себе небольшие, но в них доступным красивым языком, без лишних слов описываются основные вехи и лучшие мастера того или иного исторического периода или народа. Как известно, лучшая книга - это книга с картинками. Все нормально, репродукции и фотографии памятников архитектуры здесь есть. Честно говоря, не знаю, издается ли она сейчас, но думается, что даже в Узбекистане не составит труда найти старые издания. Может быть, они есть в библиотеках, или кто-то вздумает их перепродать.

Молодые авторы в своих новых книгах пытаются докопаться до истины, приписывают картинам полудетективные истории, пытаются взглянуть на известные шедевры новым взглядом, хотя все уже давно известно. Так что не смотри на дату выпуска книги.

Найти хорошие книги не составляет труда. Они не просто расширяют кругозор, но и учат воспринимать хорошо известные полотна иначе. Думаю, как-нибудь мы сделаем подборку книг по искусствоведению.

Чтобы разбираться в искусстве еще лучше, необходимо интересоваться биографией мастеров. Например, картины Караваджо становятся понятнее, когда понимаешь, что он нечаянный убийца, который почти всю жизнь провел в бегах. Картины и выходки Сальвадора Дали видятся несколько иначе, когда узнаешь про его окружение и нюансы семейной жизни.

Ну и конечно же искусство не может идти вразрез с историей. Именно она, голубушка, дает понять, какой общественно-политический заказ выполняли монахи, оставшиеся в истории под звучными именами Фра Анджелико, Фра Бартоломео и т.п. Появление авангардизма, кубизма и импрессионизма неразрывно связано с безумствами ненормального и революционного ХХ века. Когда вспоминаешь, что в те времена наркотики были лекарствами, технологии пошли вперед семимильными шагами, а нравы сильно поменялись, то находишь оправдание провозглашенной популярности и величию Модильяни. Ведь по сути, когда ты смотришь на фрески или полотна, ты читаешь исторический документ.

Иногда мы видим совсем не то что нам кажется. Например, масоны своей архитектурой оставляли целые послания. Каждый вензель, каждая кариатида, колонна и даже местоположение дома имеют значение. А непосвященный видит просто красивый дом XIX века. Искусство - тонкая вещь.

Читай книги, смотри документальные фильмы, они научат тебя видеть больше, чем просто красоту. Ну и заодно узнаешь, в каком музее что находится. Кстати, истории самих музеев порой интереснее их коллекций, так что если будет интересно, то изучи их.

Но это не все. Если хочешь стать искусствоведческим монстром, тренируйся. Например, учись отличать школы не глядя на авторов. Просто открой книгу с репродукциями и назови временной период, школу автора и в каком направлении он писал. Высший балл - имя художника. И старайся сам объяснить, что изображено на холсте, без подсказок. Даже если это абстрактная картина, хотя в них много смыслов. Ну а глубже разбираются только критики и культурологи.

Ну и наконец любое дело воспринимается иначе, если ты сам им занимаешься. Так же и с живописью: если ты сам рисуешь, то смотришь на холст другим глазом, как профессионал. Замечаешь такие нюансы, как линия, объем, цвет. Мы, простые смертные, видим что-то интересное, а художник - собранный пазл. Прими это к сведению, даже если не собираешься тратить время на курсы по рисованию. Тонкости художественной кухни, терминология и процесс создания значительно меняют восприятие. Это все равно что смотреть футбол и учить футболистов бить и давать пас, ведь коллегами вас не назовешь.

Если ты только про "Девятый вал" Чайковского слышал(а), а соответствовать надо:))
Интилихента, например, из себя построить, человека грамотного, просвещенного и утонченного...
То этот пост будет суперполезен.
Здесь тебя научат тонко разбираться в живописи и поражать всех эрудицией.
Придется правда умишко слегка напрячь...
Но тут немного, выучишь быстро.

На этой репродукции - Тициан.
Как понять, что это именно он и отличить от других - читай дальше.

Давным давно, на первом курсе ещо, была у нас история искусств. Сам предмет - жутко интересный, но препод - говно, какое днем с фонарем не отыщешь. Насколько я знаю, нет ни одного студента, которому бы он нравился. Лекции он проводил в субботу, в 8 утра и с безпяти стоял у двери, а потом закрывал ее на замок. И все. Не успел до восьми - пропуск. А много пропусков - большое горе. Щас расскажу почему. Весь год он показывал нам слайды картин, скульптур, мозаик и прочего-прочего, начиная от наскальной живописи и заканчивая русскими художниками 80х годов. И все эти слайды были у него в виде открыток. Воттакенная пачка. А в конце года, как водится, экзамен. Сначала два вопроса, а потом доп. экзекуция в индивидуальном порядке. По количеству твоих пропусков за год (!) он доставал из пачки открытки. Вразнобой. И надо было назвать автора и название или хотя б автора ну или хотя б название. Мону Лизу и еще парочку все запомнили быстро. А с остальным мульёном надо чето делать. Особенно потому, что все сходили на пересдачу уже по разику. И вот, для угадывания автора мы в группе вывели классификацию. И знаете, в 97 случаях из ста оно работает! До сих пор!

Запомнив несколько нехитрых пунктов, в компании не слишком близкой к изо, вы сможете прослыть знатоком и вообще. Итак:

1. Если видишь на картине темный фон и всяческие страдания на лицах - это Тициан .


Исключение - вот эта голожопая особа без признаков мысли на лице.
Уж одну-то можно запомнить.
Венера, не Венера, но что-то венерическое в ней есть.

2. Если на картине воттакенные жопы и целлюлит даже у мужиков - не сумлевайтесь - это Рубенс .



3. Если на картине мужики похожи на волооких кучерявых баб или просто на итальянских педиков.
Вне сомнений - это Караваджо .


Баб он вообще рисовал полтора раза.
На следующей картине - женьщина.
Горгонян Медуза Арутюновна.
Почему она похожа на Джонидепа - загадка почище улыбки Монылизы.

4. Если на картине много маленьких людишек - Брейгель .



5. Много маленьких людишек + маленькой непонятной фигни - Босх .



6. Если к картине можно запросто пририсовать пару толстожопых амуров и овечек, не нарушив композиции.
Или они уже там есть в различной комплектации, то могут быть:

а) Буше


б) Ватто



7. Красиво, все голые и фигуры как у культуристов после сушки - Микеланджело .


8. Видишь балерину - говоришь Дега . Говоришь Дега - видишь балерину.


9. Контрастно, резковато и у всех вот такие тощие бородатые лица - Эль Греко .


10. Если все, даже тётки, похожи на Путина - это ван Эйк .



Оригинальная подборка и текст: .
Я лишь репродукции кой-какие поправил, да мат убрал.