Порой создается впечатление, что без его знаменитых усов никто бы не узнал Сальвадора Дали. Бакенбарды и усы были частью личности художника, но на самом деле мало кто знает, откуда взялся такой имидж, и что на него повлияли Хосеп Маргарит и Диего Веласкес.

Маргарит был каталонским политиком, портрет которого висел в доме художника. С детства он видел на стене лицо этого человека, украшенное огромными длинными черными усами. Маленький Сальвадор мечтал иметь такие же напористость, ум и талант, но при этом также выглядеть чувственно и загадочно, так как Веласкес, андалузский мастер светотени.


Достигнув совершеннолетия, Сальвадор начал отращивать его усы и зачесывать их различными способами, чтобы добиться идеального сочетания внешнего вида этих двух людей. Таким образом, он создал свой собственный стиль усов, которые стали визитной карточкой гения сюрреализма. Подобный пример не единичен, и многие символы, которые использовал Дали в своем творчестве, основаны на каком-то его предыдущем опыте.


От сыра до времени

Время - это Бог, или Бог - это время. Оба эти символа вездесущи, по крайней мере, в работах Дали. Художник хотел подчеркнуть то, что во многих случаях люди больше заботятся о нехватке времени, чем о том, что нужно жить и наслаждаться жизнью. Также образ расплавленных часов - это критика Дали времени и того, что оно «пожирает все на своем пути, включая самого себя».


Образ расплавленных часов пришел в голову сюрреалиста, когда он думал о сыре Камамбер и о том, как этот сыр не может выдержать высокую температуры, тая без малейшего сопротивления. Это метафизический образ упущенных возможностей в жизни, которые в следующее мгновение исчезнут и никогда больше не появятся.

Смерть и муравьи

Смерть - это часто повторяющаяся тема в сюрреализме. У Дали она изображена не как конец определенного цикла, а как окончательное исчезновение, причем художник изображал смерть в образе... муравьев. На первый взгляд, это бессмысленно, но на самом деле корни подобного образа кроются в детстве художника. Когда ему было пять лет, Сальвадор шел по улице и увидел летучую мышь, лежащую на земле. Когда он подошел, чтобы присмотреться, оказалось, что тельце мыши кишело муравьями, которые пожирали ее плоть.


Много лет спустя муравьи трансформировались в его воображении в представление о смерти, поэтому они и изображены на картинах Дали. Что интересно, на некоторых полотнах муравьи также связаны с сексуальным вожделением, что может быть отсылкой к некрофилии.

Представление реальности во сне



В ранней работе испанца фигурируют костыли всех видов. Обычно костыли ассоциируют с поддержкой для ходьбы, а в работах Дали речь идет о неком якоре с реальностью. Это означает, что костыль представляет собой опору и связь между сюрреализмом и реальной жизнью. Это та опора, которая помогает знать, что за мечтой есть что-то настоящее.

Будущее на спине слона



Сила и сопротивление. Эти два слова характеризуют слонов, которые появляются на картинах Дали. Однако, это не обычные слоны. На самом деле они настолько сюрреалистичны, что их значение является одним из самых сложных среди всех символов художника. Считается, что они представляют будущее, поэтому всегда несут на спине какой-то объект или человека. У слонов тонкие и длинные ноги, чтобы было понятно, что вес сложной и тяжелой судьбы очень сложно «взвалить только себе на плечи».

Открытие жизни



Хотя это не является одним из наиболее характерных элементов Дали, деревянные ящики встречаются на его полотнах чаще, чем можно было бы подумать. Это происходит из фрейдистского объяснения, которое говорит о скрытой женской сексуальности. Если вспомнить, что некоторые биографы считают Дали бисексуалом, это может означать, что он выражал в картинах часть своей женской натуры. Каждый ящик был нарисован приоткрытым, чтобы подчеркнуть секретность этого, а одновременно тот факт, что Сальвадору было все равно, что думают о нем.

Улитка и человеческая голова

Опять же, причиной этого символа является история из жизни. Дали хотел больше узнать о Фрейде, поскольку идеи психоанализа часто идут рука об руку с сюрреализмом, несмотря на постоянное отрицание это со стороны обоих. Как-то Дали отправился в дом Фрейда и в его саду увидел улитку, ползущую по припаркованному велосипеду. Когда Сальвадор остановился и понаблюдал за этой картиной, ему показалось, что это похоже на человеческую голову: снаружи жесткая оболочка, а в уязвимом мягком нутре кроется мысль.


Геометрия, твердость панциря и медлительность животного захватили воображение художника, и он впоследствии не стеснялся изображать его в свои картинах, особенно когда хотел подчеркнуть психоанализ.

Живое яйцо



Следующий символ относится к любви и ожидаемой продолжительности жизни, но это, пожалуй, также символ, который представляет самого художника лучше всего. Вероятно, это представление Дали о самом себе, поскольку это может означать то, как он себя чувствовал в утробе матери. Предыстория образа яйца заключается в том, что до рождения Дали у его родителей был сын, который умер в возрасте пяти лет, и его звали Сальвадор. Когда родители решили завести другого ребенка, они дали ему то же самое имя, чтобы почтить память покойного.

Когда Сальвадор Дали был еще маленьким, он посетил гробницу «другого Сальвадора Дали» и предположил, что он должен почитать его. Яйцо - это представление человека: материальное, хрупкое и чистое.

Страх перед удовольствием



Самка богомола пожирает самца после совокупления с ним. По этой причине Дали использовал образ богомола, чтобы представить свою женщину Гала. Она хотела детей, но художник панически боялся секса. Он наслаждался мастурбацией, а не физическим контактом с возлюбленной. Богомол также является отсылкой на критику Дали из-за этого факта, поэтому насекомое символизирует представление о страхе перед жизнью и каждой из ее сторон.

Работы Дали состоят из символов, которые являются яркими примерами его жизни и всего, что в ней происходило. Может быть, это был способ художника не забыть ряд историй и впечатлений, которые на протяжении многих лет неизбежно стирались бы из памяти. В любом случае, ему удалось сделать больше, чем он ожидал, поскольку и через 29 лет после его смерти эти образы и символы все столь же актуальны, как и в первый раз, когда их увидел мир.

И даже среди тем, кто хорошо знаком с творчеством этого художника, мало кому известен . А он стоит того, чтобы его увидеть.

Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.

Ламберсексуал (от англ. lumberjack - «лесоруб») - брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода - это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих .

Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди - те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий - духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)

Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды - и то лишь, если начальство было благосклонно.

«Вместе с тем Его Величество изволил повелеть: не допускать никаких странностей и в усах, и в бакенбардах, наблюдая, чтобы первые были не ниже рта, а последние, ежели не сведены с усами, то также не ниже рта, выбривая их на щеках против оного».

Распоряжение о форме прически. Приказ по военному ведомству

Исаак Левитан. Картина Валентина Серова. 1893. Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Картина Ивана Крамского. 1872. Третьяковская галерея

Марк Антокольский. Картина Ивана Крамского. 1876. Русский музей

Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля» . Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.

Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду - причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии - писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо - наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.

Лев Толстой. Картина Ивана Крамского. 1873. Третьяковская галерея

Алексей Плещеев. Картина Николая Ярошенко. 1887. Харьковский художественный музей

Василий Верещагин. Картина Ивана Крамского. 1883. Третьяковская галерея

В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.

Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.

Аполлон Майков. Картина Василия Перова. 1872. Третьяковская галерея

Владимир Соловьев. Картина Николая Ярошенко. 1892. Третьяковская галерея

Всеволод Гаршин. Картина Ильи Репина. 1884. Метрополитен-музей

Позиция государства относительно бород смягчилась в

Великий князь Михаил Николаевич в наряде атамана запорожских казаков XVII века на костюмированном балу. 1903.

В XXI веке бородачи снова в тренде.

Ну, здесь биография Сальвадора Дали. Сальвадор — один из моих любимых художников. Я старался добавить побольше грязных подробностей вкусных интересных фактов и цитат друзей из окружения мэтра, которых нету на других сайтах. Имеется краткая биография творчества художника — см навигацию внизу. Много взято из фильма Габриэллы Полеты «Биография Сальвадора Дали», поэтому — осторожно, спойлеры!

Когда вдохновение меня покидает, я откладываю кисть и краски в сторону и сажусь строчить что-нибудь про людей, которым я вдохновляюсь. Такие дела.

Сальвадор Дали, биография. Оглавление.

Действующие лица

В Соединенных Штатах чета Дали проведет следующие восемь лет. Сразу по приезду в Америку Сальвадор и Гала закатили грандиозную оргию пиар акцию. Они устроили костюмированную вечеринку в сюрреалистическом стиле (Гала сидела в костюме единорога, мда) и пригласили самых видных людей из богемной тусовки своего времени. Дали вполне удачно начал выставляться в Америке, а его шокирующие выходки очень полюбились американской прессе и богемной тусовке. Чего, чего, а такой виртуозно-артистичной шизы они еще не видели.

В 1942 году сюрреалист публикует свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Книжка для неподготовленных умов будет слегка шокирующей, я сразу говорю. Хотя почитать стоит, интересно. Несмотря на очевидную странность автора, читается довольно легко и непринужденно. ИМХО, Дали, как писатель, довольно неплох, в своем роде, конечно.

Тем не менее, несмотря на огромный успех у критиков, Гале опять было трудно найти покупателей картин. Но, все переменилось, когда в 1943 году выставку Дали посетила состоятельная пара из Колорадо — Рейнольд и Элеонор Мос стали постоянными покупателями картин Сальвадора и друзьями семьи. Чета Мос приобрела четверть всех картин Сальвадора Дали и позже основали музей Сальвадора Дали в Санкт-Петербурге, но не в том в котором вы подумали, а в Америке, во Флориде.

Мы начали коллекционировать его работы, часто встречались с Дали и с Галой и мы ему нравились, потому что нам нравились его картины. Гала тоже нас полюбила, но ей нужно было поддерживать свою репутацию человека с тяжелым характером, она разрывалась между симпатией к нам и своей репутацией. (с) Элеонор Мос

Дали плотно работает, как дизайнер, участвуя в создании украшений и декораций. В 1945 году Хичкок пригласил мэтра для создания декораций к своему фильму «Завороженные». Даже Уолт Дисней был покорен волшебным миром Дали. В 1946 году он заказал мультфильм, который познакомил бы американцев с сюрреализмом. Правда наброски вышли настолько сюрными, что мультик так и не появится в прокате, но позже, все-таки будет закончен. Он называется Destino, мультик шизофазный, очень красивый, с качественной рисовкой и стоит того, чтобы его посмотреть, в отличие от Андалузского пса (не смотрите пса, честно).

Размолвка Сальвадора Дали с сюрреалистами.

В то время, как все художественное и интеллектуальное сообщество ненавидело Франко, так как он был диктатором, силой захватившим республику. Дали, тем не менее решил пойти против всеобщего мнения. (с) Антонио Пичот.

Дали был монархистом, он беседовал с Франко и тот сказала ему, что собирается восстановить монархию. Так что Дали был за Франко. (с) Леди Мойн

Живопись Сальвадора в это время приобретает особенно академический характер. Для картин мэтра этого периода особенно характерна классическая составляющая, несмотря на очевидный сюр сюжета. Также маэстро пишет пейзажи и классические картины без всякого сюрреализма. Многие полотна также приобретают отчетливо религиозный характер. Известные картины Сальвадор Дали этого времени — Атомная леда, Тайная вечеря, Христос святого Хуана де ла Крус и т.д.

Блудный сын вернулся в лоно католической церкви и в 1958 году Дали и Гала обвенчались. Дали было 54 года, Гале 65. Но, несмотря на венчание, их роман изменился. Гала превратила Сальвадора Дали в мировую знаменитость, но хотя их партнерство было гораздо больше, чем деловым, Гала любила молодых жеребцов, чтоб стоял по часу без перерыва, а Сальвадорыч был уже не тот. Он уже не был похож на эдакого бесполого экстравагантного эфеба, которого она знала раньше. Поэтому их отношения к тому времени заметно охладели, а Галу все чаще видели в окружении молодых альфонсов и без Сальвадора.

Многие думали, что Дали просто шоумен, но это не так. Он работал по 18 часов в день, восхищаясь здешними пейзажами. Я думаю он был в общем простым человеком. (с) Леди Мойн.

Аманда Лир, вторая большая любовь Сальвадора Дали.

Всю жизнь отжигавший Сальвадор с горящими глазами превратился в трясущегося несчастного зверька с загнанным взглядом. Время не щадит никого.

Смерть Гала, жены сюрреалиста.


Вскоре маэстро ждал новый удар. В 1982 году, в возрасте 88 лет Гала умерла от инфаркта. Несмотря на достаточно охладевшие в последнее время отношения, Сальвадор Дали со смертью Галы потерял свой стержень, основу своей существования и и стал похож на яблоко, у которого сгнила сердцевина.

Для Дали это было сильнейшим ударом. Как если бы его мир развалился на части. Наступило страшное время. Время глубочайшей депрессии. (с) Антонио Пичот.

После смерти Галы Дали покатился по наклонной. Он уехал в Пуболь. (с) Леди Мойн.

Знаменитый сюрреалист переехал в замок, купленный для жены, где следы ее былого присутствия позволяли ему хоть как-то скрасить его существование.

Я думаю было большой ошибкой уединиться в этом замке, где его окружали люди, которые его совсем не знали, но таким образом Дали оплакивал Галу (с) Леди Мойн.

Когда-то известный тусовщик Сальвадор, дом которого всегда был полон людей, пьяных от розового шампанского, превратился в затворника, который допускал к себе только близких друзей.

Он сказал — хорошо, давай встретимся, но в полной темноте. Я не хочу, чтобы ты видела, какой я стал седой и старый. Я хочу, чтобы та запомнила меня молодым и красивым (с) Аманда.

Меня попросили навестить его. Он выставил на столик бутылку красного вина, бокал, поставил кресло, а сам оставался в спальне с закрытой дверью. (с) Леди Мойн.

Пожар и смерть Сальвадора Дали


Судьба, ранее баловавшая Дали удачей, решила, как будто в отместку за все предыдущие годы, подбросить Сальвадору новую беду. В 1984 году в замке случился пожар. Ни одна из круглосуточно дежуривших сиделок не отозвалась на крики Дали о помощи. Когда Дали спасли, его тело обгорело на 25 процентов. К сожалению, судьба не подарила художнику легкую смерть и он выздоровел, хоть был истощен и покрыт шрамами от ожогов. Друзья Сальвадора уговорили его оставить свой замок и переехать в музей в Фигерасе. Последние годы перед смертью, Сальвадор Дали провел в окружении своего искусства.

Спустя 5 лет Сальвадор Дали умер в больнице в Барселоне от остановки сердца. Такие дела.

Такой конец кажется слишком печальным для человека, который был переполнен жизнью и настолько отличался от других. Он был невероятным человеком. (с) Леди Мойн

Это вы Врубелю с Ван Гогом скажите.

Сальвадор Дали обогатил нашу жизнь не только своими картинами. Я рада, что он позволил нам так близко узнать его. (с) Элеонора Мос

Я чувствовала, что закончилась огромная, очень значимая часть моей жизни, как будто я потеряла собственного отца. (с) Аманда.

Встреча с Дали для многих была настоящим открытием нового огромного мира, необычной философии. По сравнению с ним, все эти современные художники, которые пытаются копировать его стиль, выглядят просто жалко. (с) Ультрафиолет.

Перед смертью Сальвадор Дали завещал похоронить себя в своем музее, в окружении его работ, под ногами его восхищенных поклонников.

Наверняка есть люди, которые даже не знают, что он умер, они думают, что он просто больше не работает. В некотором смысле, неважно жив Дали или мертв. Для поп-культуры он всегда жив. (с) Элис Купер.

11 мая 1904 в 8 часов 45 минут в Испании в Каталонии (северо-восток Испании), Фигуэресе появился на свет маленький Дали. Полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч. Родители его дон Сальвадор Дали-и-Куси и донья Фелипа Доменеч. Сальвадор по-испански означает "Спаситель". Назвали Сальвадора в честь его умершего брата. Он умер от менингита за год до рождения Дали в 1903г. Так же у Дали была младшая сестра Анна-Мария, которая в будущем будет образом многих его картин. Воспитывали родители маленького Дали по разному. Поскольку уже с детства он выделялся импульсивным и эксцентричным характером, отец буквально приходил в бешенство от его выходок. Мама же напротив, разрешала ему абсолютно все.

Я пи сался в постель чуть ли не до восьми лет - только ради своего удовольствия. В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня (Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим)

Желание к творчеству у Дали проявлялось с раннего детства. Лет с 4х он уже начина с усердием, не бывалым для ребенка, рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность во власти. Одев на себя маскарадный костюм короля, он получал огромное удовольствие от своего вида. Ну а первую картину он нарисовал, когда ему было 10 лет.Это был небольшой пейзаж в импрессионистском стиле, нарисованный масляными красками на деревянной дощечке. Затем Сальвадор стал брать уроки рисования у профессора Жуана Нуньеса. Таким образом, в 14 лет можно было с уверенностью видеть талант Сальвадора Дали в воплощении.

Когда ему почти исполнилось 15 лет, Дали выгнали из монашеской школы за плохое поведение. Но для него это крахом не было, он отлично сдал экзамены и поступил в институт. В Испании институтами назывались школы среднего образования. А в 1921 году он закончил институт с отличными оценками.
После он поступил в Мадридскую Художественную академию. Когда Дали было 16 лет, он начал увлекаться наравне с живописью и литературой, стал писать. Публикует свои очерки в самодельном издании "Студиум". И вообще ведет достаточно активную жизнь. Успел отсидеть сутки в тюрьме за участие в студенческих волнениях.

Сальвадор Дали мечтал создать собственный стиль в живописи. В начале 20х годов он восхищался работами футуристов. В это же время он заводит знакомства со знаменитыми поэтами того времени (Гарсиа Лорка, Луис Бонюэль). Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки "Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки "Марианы Пи-неды" Лорки.
В 1921 году умирает мать Дали. Отец позже жениться на другой женщине. Для Дали это выглядет как предательство. Позже в своих работах он отображает образ отца, желающего уничтожить своего сына. На творчество художника это событие положила свой отпечаток.

В 1923 году Дали очень заинтересовался работами Пабло Пикассо . Одновременно начались проблемы в академии. Его отстранили от занятий на год за нарушения дисциплины.

В 1925 году у Дали проходит первая его персональная выставка в галерее Далмау. Он представил 27 картин и 5 рисунков.

В 1926 году Дали совсем перестал прилагать усилия для учебы, т.к. разочаровался в школе. А выгнали его после инцидента. Он не соголасился с решением учителей относительно одного из преподавателей живописи, потом встал и удалился из зала. Сразу началась потасовка в зале. Конечно, Дали посчитали виноватым, хотя он даже не знал о случившемся, в итоге он оказывается в тюрьме, правда не долго. Но вскоре он вернулся в академию. В конце концов, поведение его привело к исключению из академии за свой отказ сдавать устный экзамен. Как только он узнает, что последний его вопрос - вопрос о Рафаэле, Дали заявил: "...я не знаю меньше трех профессоров, вместе взятых, и отказываюсь им отвечать, потому что лучше осведомлен в данном вопросе. "

В 1927 году Дали едет в Италию, чтобы ознакомиться с живописью Возрождения. Пока он еще не был в группе сюрреалистов, которую возглавлял Андре Бретон и Макс Эрнст, но позже он влился к ним в 1929 г. Бретон глубоко изучал работы Фрейда. Он говорил о том, что обнаружив скрытые на подсознании невыраженные мысли и желания, сюрреализм мог создать новый образ жизни и способ ее восприятия.

В 1928 году он уезжает в Париж, на поиски себя.

В начале 1929 года Дали попробовал себя в качестве режиссера. Вышел первый фильм по его сценарию Луиса Бонюэля. Фильм назывался "Андалузский пес". Что удивительно, сценарий фильма был написан за 6 дней! Премьера была нашумевший, так как фильм сам по себе был очень экстравагантным. Считается классикой сюрреализма. Состоял из набора кадров и сцен. Это был небольшой короткий фильм, задуманный чтобы задеть за живое буржуазию и высмеять принципы авангарда.

В личной жизни у Дали до 1929 года не было ничего яркого и знаменательного. Конечно, он гулял, были многочисленные связи с девушками, но они далеко никогда не заходили. И вот как раз в 1929 году Дали по-настоящему влюбился. ЕЕ звали Елена Дьяконова или Гала. Русская по происхождению, была старше его на 10 лет. Она была замужем за писателя Поля Элюара, но их отношения уже шли к распаду. Ее мимолетные движения, жесты, ее выразительность - это все равно что вторая Новая Симфония: выдает архитектонические контуры совершенной души, кристаллизующиеся в благодати самого тела, в аромате кожи, в сверкающей морской пене ее жизни. Выражая изысканное дыхание чувств, пластика и выразительность материализуются в безукоризненной архитектуре из плоти и крови . (Тайная жизнь Сальвадора Дали)

Познакомились они, когда Дали вернулся в Кадакес для работы над выставкой своих картин. Среди гостей выставки был Поль Элюар со свой тогда еще женой Галой.Гала стала вдохновителем Дали во многих его работах. Он рисовал ее всевозможные портрет, а так же на основании их отношений и страсти различне образы."Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия" . Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека.

Дали писал в абсолютно неповторимом стиле. Вроде бы он рисовал образы, известные каждому: животных, предметы. Но компоновал он их и соединял совершенно немыслимым образом. Мог соединить туловище женщины с носорогом, например, или расплавленные часы. Дали сам назовет это "параноидально-критическим методом".

1929 год у Дали первая персональная выставка в Париже в галерее Гемана, после которой он начал свой путь к вершине славы.

В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как и "Постоянство памяти" . Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.

В 1932 году проходит премьера второго фильма по сценарию Дали "Золотой век" в Лондоне.

В Гала разводится с мужем в 1934 году и выходит замуж за Дали. Это женщина была на протяжении всей жизни Дали его музой, божеством.

Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин "Метамарфозы Нарцисса" , тут же появляется одноименная книга.
В 1939г Дали серьезно ссориться с отцом. Отец был недоволен связью сына с Галой и запретил Дали появляться в доме.

После оккупации в 1940 году из Франции Дали переезжает в США в Калифорнию. Там он открывает свою мастерскую. Там же пишет свою саму знаменитую книгу "Тайная жизнь Сальвадора Дали". После женитьбы с Галой Дали уходит из группы сюрреалистов, т.к. взгляды его и группы начинают расходиться. "Мне совершенно наплевать на сплетни, которые может распускать на мой счет Андре Бретон, он просто не хочет простить мне того, что я остаюсь последним и единственным сюрреалистом, но надо же все-таки, чтобы в один прекрасный день весь мир, прочитав эти строки, узнал, как все происходила на самом деле. " ("Дневник одного гения").

В 1948 году Дали возвращается на родину. Начинает увлекаться религиозно-фантастической тематикой.

В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.

В 1956 году у Дали начался период, когда вдохновителями в его вторчесвте была идея Ангела. Бог для него есть понятие неуловимое и не поддающееся никакой конкретизации. Бог для него не является и понятием космическим, ведь это накладывало бы на него определенные ограничения. Дали видит Бога в совокупности противоречивых мыслей, которые невозможно свести ни к какой структурированной идее. Но Дали действительно верил в существование ангелов. Об этом он говорил так: "Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверность. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле. "

Тем временем, в 1959 году, посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как "Загадка Вильгельма Телля" и "Вильгельм Телль".

В основном Дали работал по нескольким тематикам: параноидально-критический метод, фрейдистско-сексуальная тема, теория современно физики и иногда религиознае мотивы.

В 60х годах отношения между Галой и Дали дали трещину. Гала попросила купить другой дом, дабы съехать. После этого их отношения уже были лишь остатками прошлой яркой жизни, но образ Галы никогда не покидал Дали и продолжал оставаться вдохновитетем.
В 1973 году В Фигуэрасе открывается "Музей Дали" невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
В 1980 году у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко, главы государства Испании, потрясла и испугала Дали. Врачи подозревают у него болезнь Паркинсона. Отец Дали умер от этой болезни.

В 1982 году 10 июня умерла Гала. Для Дали это был страшнейший удар.В похоронах он не участвовал. Говорят, Дали вошел в склеп только через несколько часов. "Посмотри, я не плачу", - все что он сказал. Смерть Галы для Дали стала огромным ударом в его жизни. То что потерял художник с уходом Галы, было известно только ему. Он ходил в одиночестве по комнатам их дома, говорил что-то о счастье и о красоте Галы. Он перестал рисовать, часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Последняя работа "Ласточкин хвост" была закончена в 1983 году.

В 1983 году самочувствие Дали вроде как поднялось, он стал выходить прогуливаться. Но эти изменения были недолгими.

30 августа 1984г случился в доме Дали пожар. Ожоги на его теле охватили 18% поверхности кожи.
К февралю 1985 года самочувствие Дали снова пошло на поправку и он даже давал интервью в газету.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в больницу. Диагноз - сердечная недостаточность. 23 января 1989 года Сальвадора Дали не стало. Ему было 84 года.

По его прошению, тело было забальзамировано и в течении недели находилось в его музее. Похоронили Дали в самом центре его же музея под простой плитой без надписей. Жизнь Сальвадора Дали всегда была яркой и насыщенной, сам по жизни отличался своим неординарным и экстравагантным поведением. Менял необычные костюмы, фасон усов, постоянно восхвалял свой талант в написанных книгах ("Дневник одного гения", "Дали по Дали", "Золотая книга Дали", "Секретная жизнь Сальвадора Дали"). Был такой случай, когда он в 1936г читал лекции в Лондон Групп Румз. Она проводилась в рамках Международной выставки сюрреалистов.Дали появился в костюме водолаза-глубоководника.


Очень часто какая-нибудь черта лица или необычная прическа знаменитости становится запоминаемой и популярной. Оказывается, мужские усы также могут стать своеобразной визиткой знаменитости. Их необычная форма, густота или толщина могут сделать своего владельца повсеместно узнаваемым. Усы могут придать мужчине сексуальность, мужественность, пикантность. Очень часто бывает так, что, избавляясь от усов, знаменитость теряет свою узнаваемость на улицах, ведь усы – это не просто часть образа и стиля – это неотъемлемая черта некоторых людей. Рассмотрим всем известных людей, чьи усы вполне могут потягаться славой со своими звездными хозяевами.

Джеральдо Ривера

Этот тележурналист и репортер особенно популярен благодаря своему шоу Geraldo at Large, бессменным ведущим которого он является. За всю свою Карьеру, которая была разнообразна (он работал адвокатом, занимался написанием книг), Джеральдо ни разу не брил свои усы. За счет своих необычных и пышных усов его постоянно узнают на улицах Америки. Человека с такими шикарными усами сложно не заметить, они делают внешность человека узнаваемой. Джеральдо 5 раз был женат, от разных браков у него растут пятеро детей, за 75 лет своей жизни он успел разносторонне реализоваться.

Барт Рейнольдс

Барт был одной из успешнейших звезд Голливуда, о нем ходила добрая слава. Благодаря своим усам Барт стал узнаваем и популярен, они придали образу актера сексуальность и интригу. Густые усы в сочетании с густыми бровями и кудрявой шевелюрой придали актеру неповторимый вид. Барт притягивает женщин своей уникальной внешностью и харизмой. Этот актер чрезвычайно успешен, когда-то он был одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда, получил премию «Эмми» как доказательство собственного таланта и мастерства.

Борат

Усы сделали образ Саши Барона Коэна забавным и в то же время грубым. Актер пытался добиться противоречивых чувств зрителя и ему это удалось. Смешные и брутальные усы, которые одновременно радуют и пугают, вызывая смешанные чувства людей. Саше удалось прекрасно сыграть роль Бората Сагдиева, неуклюжего и легкомысленного человека с несбыточными мечтами. Образ Бората запомнился зрителям и остался в памяти во многом благодаря большим и смешным усам. Саша Барон Коэн до сих пор известен своим эпатажем и экспериментами, в том числе и с внешностью, он любит перевоплощаться, примеряя на себя новые маски.

Джон Уотерс

Человек, одаренный во всех смыслах, какую бы стезю он для себя ни выбрал. Джон и художник, и писатель, и актер. Он успел побывать режиссером и сценаристом. Внешность этого человека приобрела своеобразную пикантность благодаря тонкой линии усиков. Джон стал сочетать в себе образ злодея и аристократа одновременно. Его фирменные тонкие усы стали своеобразной визиткой режиссера. На сегодняшний день Джон продолжает жить в Балтиморе и заниматься киноискусством.

Фредди Меркьюри

Этот необыкновенно талантливый певец, родом из Занзибара, покорил весь мир своими певческими способностями. Фаррух (настоящее имя Фредди, данное ему от рождения) отличался своим умением всегда добиваться желаемого, он постоянно работал над собой. Основал всем известную группу Queen, которая до сих пор имеет армию фанатов по всему миру. Фредди постоянно носил усы, которые делали его образ необычным и уникальным, он любил всегда выделяться и это ему удавалось. Знаменитые усы Фредди стали своеобразным показателем стиля и красоты.

Том Селлек

Известный американский актер с английскими корнями, он покорил сердца многих дам, в том числе, благодаря своим шикарным усам, которые придавали его лицу обаяние и деликатность. Том родился в штате Мичиган и всегда мечтал об актерской карьере. Сейчас ему 73 года, но он продолжает сниматься в фильмах и сериалах. Усы придают этому джентльмену аристократичный и привлекательный внешний вид.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн невероятно умный и мудрый человек, его идеями восхищались многие «светлые умы». Каждому школьнику сейчас знаком Эйнштейн, и каждый человек знает и помнит, как он выглядел, а все благодаря его запоминающейся внешности. Альберт всегда носил густую и растрепанную шевелюру, плюс густые усы. Его образ мог показаться забавным и смешным современникам, однако, каждый понимает, что Альберт Эйнштейн, без сомнений, великий ученый. Он отличается своими необыкновенными идеями и запоминается уникальным образом ученого, который не прочь посмеяться над самим собой.

Халк Хоган

Усы Халка Хогана сложно спутать с чьими-то еще усами. Они делают его образ необыкновенно брутальным и уникальным. Халк популярен в Америке как актер, также он начинал свою карьеру рестлером и добился больших высот. Его усы напоминают собой такие усы, которые носили племена галлов в далекие времена, они прибавляют мужчине мужества и отваги. Журналисты часто интересуются, не намерен ли Халк изменить свою внешность, на что он отвечает положительно, однако, спешит добавить, что со своими усами не готов попрощаться.

Чарли Чаплин

Маленькие аккуратные усики, в которые невозможно не влюбиться. Чарли пленял сердца мужчин и женщин, дети также обожали его творчество. Этот чрезвычайно милый, добрый и смешной чудак вызывал восторг зрителей и шквал оваций. Усы придавали образу завершенность, делали его романтичным. Как признает сам Чарли Чаплин, он начал отращивать усы для того, чтобы казаться чуть старше на своих первых выступлениях, а позже не смог избавиться от них, так как именно усы сделали его образ узнаваемым и запоминающимся.

Сальвадор Дали

Пожалуй, самый знаменитый усач в мире, человек, чьи усы идеально дополняли его внешность, а внешность, в то же время, прекрасно отражала внутренний мир художника. Сальвадор гордился своими усами, и они стали, в какой-то мере, предметом искусства. Усы художника настолько уникальны, что с помощью них Сальвадор достигал самых разных образов. Он то поднимал кончики усов вверх и делал их тонкими, то распушал усы и опускал их вниз – Дали любил экспериментировать и многие из его экспериментов отразились на лице.