Историки до сих пор спорят, была ли на самом деле знаменитая египетская царица такой уж сногсшибательной красавицей в привычном для нас понимании. Очевидно одно: имя этой удивительной женщины до сих пор является синонимом совершенной обольстительницы.

Дело в том, что Клеопатра, будучи жрицей, в совершенстве владела древним искусством эротической магии, в которой любой современный психотерапевт не нашел бы ничего таинственного и сверхъестественного. Клеопатра уже при жизни стала героиней легенд; её трагическая смерть ещё более усилила тенденцию к романтизации образа - так что романтический ореол, созданный древнеримскими авторами, и энтузиазм современных кинематографистов мешает объективному взгляду на царицу - несомненно, самую знаменитую из всех женщин античности.

Клеопатра VII родилась в 69 г. до н. э., будучи второй дочерью царя Птолемея XII Авлета. Имя Cleopatra (греч. «славная благодаря отцу») было традиционным для женщин из династии Птолемеев, и царская дочь стала седьмой в этом списке. О детстве и юности Клеопатры почти ничего не известно, но можно предположить, что уже в ранние годы она попала в атмосферу постоянных переворотов и дворцовых интриг.


Клеопатра VII правила Египтом 21 год последовательно в соправительстве со своими братьями (они же по традиции формальные мужья) Птолемеем XIII и Птолемеем XIV, затем в фактическом браке с римским полководцем Марком Антонием. Являлась последним независимым правителем Египта до римского завоевания и нередко, хотя не совсем правильно, считается последним фараоном Древнего Египта. Широкую известность приобрела благодаря любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От Цезаря имела сына, от Антония двух сыновей и дочь.

В большинстве своём древняя историография неблагосклонна к Клеопатре. Поскольку «История - это политика, обращённая в прошлое», то существует мнение, что очернение Клеопатры осуществлено победителем Египта, императором Октавианом Августом и его окружением, стремившимися всеми силами очернить царицу, представив её не просто опасным врагом Рима и злым гением Марка Антония. Пример - суждение о Клеопатре римского историка IV в. Аврелия Виктора: «Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей смертью платили за обладание ею в течение одной ночи».

Умная, образованная, страстная и красивая, с мягким мелодичным голосом, она могла стать второй Семирамидой, но осталась только куртизанкой, всю жизнь боровшейся за власть… Будучи любовницей Цезаря, Клеопатра разыгрывала роль Аспазии: всегда очаровательная, остроумная, изящно выражавшаяся, говорившая о политике, литературе и искусствах, без усилий поднимаясь до всестороннего ума диктатора. С увлекающимся же Антонием, не знавшем удержу ни в чем, она столь же легко превратилась в сладострастную вакханку, куртизанку самого низкого сорта, потворствуя его грубым инстинктам.

Однажды Антоний, восхищаясь роскошью и обилием пира, заметил, что его ничем больше нельзя удивить. Клеопатра в ответ вытащила из уха серьгу с жемчужиной, равной которой не было во всем мире, бросила ее в чашу с уксусом и на глазах пораженных гостей залпом выпила кислое питье. Мог ли Антоний не обожать, не восхищаться такой женщиной!.. И, не достигнув двадцати, царица правила Египтом... Очаровала Цезаря она... но это уж постскриптум. Не отличалась красотой, воспитана в традициях Востока, владела языками, была дитем страстей, эротики, порока.

Красавица-чудовище в одном лице, царица-куртизанка. Была похожа на еврейку, арабку и гречанку. Широкий лоб, глаза посажены глубоко, орлиный нос... Так чем пленяла доблестных мужчин?! Вот в чем вопрос! Секрет таится, вероятно, в ее уме, лукавстве, изощренности. Умела поражать и царским гневом, и рабскою покорностью.

Считали юноши за честь у ног богини умереть...
Цена за ночь любви безумной – пытка, смерть!

Великолепная актриса, любовница и гений сладострастья,
В объятьях императора и полководцев находила счастье.
И утоляя жажду ревности в вине, готовила месть Фульфие,
Чтоб удержать Антония – закрыла путь морской к жене!

Запутавшись в сетях своих жестоких и бесчисленных интриг,
Царица потерпела поражение в войне, в любви, и в этот миг,
Предчувствуя расплату за измену и коварство –
Змею к груди прижав, покинула Египетское царство...

: muzika-dogdia.livejournal.com

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
"Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво -
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ...


Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь - я воск. Я тлен. Я прах». -


Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь - будем оба
В веках равны перед судьбой?»


Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит...
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта - слезы,
У пьяной проститутки - смех».
Александр Блок


Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила...
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя - как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете - еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27 ).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Люди Октавиана подбежали к ничего не подозревавшему караулу и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла от укуса змеи, которой нарочно подставила свою руку ). В царском одеянии она лежала на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.


В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.



Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.





В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.







«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».





Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.





Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».







Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.





Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Миф о красоте Клеопатры – распространенное заблуждение. Ученые попытались реконструировать реальный образ египетской правительницы. Результаты вас удивят!

В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи. Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ известной египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.

Эффектные экранные Клеопатры – Элизабет Тейлор и Моника Беллуччи

Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.

Реконструкция внешнего облика Клеопатры от кембриджского египтолога Салли Энн Эштон

В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.

Бюсты Клеопатры (предположительно)

Изображения Клеопатры на монетах

Сохранившиеся изображения Клеопатры (предположительно)

Салли Энн Эштон поясняет:

Она, вероятно, не была полностью европейкой. Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти.

Звезда немого кино Теда Бара в роли Клеопатры, 1917

Клодетт Кольбер в фильме *Клеопатра*, 1934

Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты

.

Вивьен Ли в фильме «Цезарь и Клеопатра», 1945

Софи Лорен в фильме «Две ночи с Клеопатрой», 1953

Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре:

Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно.

Еще одна попытка воссоздания внешнего облика Клеопатры

Как говорится, найдите 10 отличий

Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью, недюжинным умом и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, а также хорошо разбиралась в политике.

Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Элизабет Тейлор в роли Клеопатры, 1963

Следует отметить, что реконструкция внешнего облика Клеопатры, выполненная Салли Энн Эштон, вызывает сомнения у британского египтолога, профессора Оксфордского университета Джона Бейнса. Ученый заявил о том, что проект коллег из Кембриджа имеет популистский характер и не представляет научной ценности, поскольку сохранившиеся изображения Клеопатры нельзя признать подлинными и достоверными.


Моника Беллуччи в фильме «Астерикс и Обеликс: Миссия «Клеопатра», 2002