Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения.

Сказка ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок

Современные устройства позволяют нам быстро передвигаться, узнавать мир, расширять свой кругозор, мгновенно узнавать новости, облегчают работу по дому и т. д. Машины, механизмы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их даже не замечаем. А ведь люди мечтали о таких устройствах очень давно. Идеи можно найти в сказках: ковер-самолет, сапоги-скороходы, самодвижущаяся печь, гусли - самогуды… Нам захотелось немного по-другому, чем просто на литературное произведение, посмотреть на некоторые из сказок, отследить путь нескольких изобретений, от мечты к действительности.

Я люблю читать сказки и представлять себе жизнь того или иного народа. Читая сказки, я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, напоминающих некоторые современные изобретения. Каким образом в, казалось бы, старых сказках, людям удалось предсказать появление современных телевизоров и плееров - остается загадкой. Мы решил выяснить, какие конкретно предметы современности представлены в сказках, написав работу на тему: «Сравнительный анализ волшебных предметов из сказок с современными изобретениями».

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью сказок. В наше время проводится масса исследований, целью которых является составление единой классификации сказок, персонажей и сюжетов. Поэтому кажется логичным исследование реалий представленных в сказках. Подобное исследование поможет составить более полное представление о таком жанровом направлении, как сказка. Этим обусловлена научная новизна и теоретическая значимость работы.

Объектом исследования послужили волшебные предметы, которые давались в помощь главным героям различных сказок.

Целью исследованияявляется проведение сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:

Выделить волшебные предметы, встречающиеся в сказках;

Рассмотреть их функционирование в сказках;

Провести сравнительный анализ между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями.

В работе использован метод сравнительного анализа. Было проведено сопоставление сказочных предметов и предметов быта современного человека.

Материалом исследования послужили русские народные и литературные сказки.

Предметом исследования явились волшебные предметы и предметы - помощники в русских народных и литературных сказках.

Сказка целое направление в литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

В давние-предавние времена, когда ни книг, ни школ еще не было, чтобы рассказать своим детям и внукам об окружающем мире, дедушки и бабушки придумывали сказки. В них они рассказывали о борьбе добра со злом, о бесконечности мира и об опасностях, таящихся в нем. Подросшее поколение рассказывало эти сказки своим детям и внукам, те своим, и так из века в век .

События в сказках понемногу корректировались, обрастали новыми подробностями, а ненужные постепенно забывались. Так и копилась вековая мудрость - дошедшая до нас. В сказках представлены поступки героев и их последствия, таким образом, своим примером сказки помогают избегать неприятных ошибок.

Сказка постоянно изменялась, впитывая в себя черты новой реальности, но оставалась непрерывно связанной с социальными и историческими событиями.

Сказка, как образное отражение мира, требует от читателя особых качеств восприятия творческого воображения, развитой наблюдательности, способности понимать аллегории .

Читая сказки, мы сталкиваемся с большим количеством различных волшебных предметов и диковинок. В сказках у них самые разные функции, одной из которых является помощь герою, облегчение его существования. Уже на этом этапе мы можем провести аналогию с современностью - техникой, используемой современным человеком.

Вот некоторые волшебные предметы, их функции в сказке и сравним их с современными изобретениями.

Сказочные предметы и их современные аналоги

Обратимся к сказке «Старик Хоттабыч»: Хоттабыч вместе с Волькой и его другом отправились в путь на ковре-самолете - волшебный ковер, летающий по воздуху и перемещающий героев из одного места в другое.

«Иван сел на ковер-самолет , вылетел из подземного царства и не успел моргнуть, как очутился в прекрасном саду, сел под ракитовым кустиком и стал смотреть, любоваться, как в светлой воде золотые и серебряные рыбки гуляют» .

Однако цивилизация не стоит на месте и, спустя некоторое время, появился аэроплан, а затем ученые изобрели современные самолеты. Таким образом, аналогом ковра-самолета является современный самолет . Он подобно своему аналогу помогает людям перемещаться из одного места в другое, за достаточно быстрое время.

Первый полет был совершен на самолете, сконструированном А. Ф. Можайским, но полет был неудачным. Через 6 лет в небо поднялся аэроплан, построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами, пролетел аэроплан 50 метров за 12 секунд. А в 1909 году они же построили самолет, развивший скорость 60 км в час. С этого времени началось развитие самолетостроения в Европе.

В настоящее время сверхзвуковые самолеты, изобретенные в России, успешно летают: истребитель-перехватчик СУ-27, сверхзвуковой дальний бомбардировщик ТУ-22 М3.

«Баба - Яга костяная нога поскорей села в ступу , поднялась в воздух и кинулась вслед за девочкой толкачом, погоняя, помелом след, заметая» .

В сказке «Вниз по волшебной реке» читатель встречает ступу Бабы Яги, которую, конечно же, можно сравнить с современными вертолетами.

Несмотря на то, что самолет уже много лет господствовал в воздухе, у него был один недостаток - для того, чтобы оставаться в воздухе, он должен постоянно и с достаточно большой скоростью перемещаться в горизонтальной плоскости, ведь подъемная сила его крыльев напрямую зависит от скорости движения. Отсюда необходимость разбега при взлете и пробега при посадке, приковывают самолет к аэродрому.

Эта ниша, после долгих конструкторских поисков, была занята винтокрылой машиной - вертолетом.

Вертолет - это летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой. Различают вертолеты одновинтовые с рулевым винтом; двух- или многовинтовые.

Значительную лепту в изобретение вертолета внес Борис Юрьев. Он усовершенствовал лопасти винта, создал автомат - перекос, обеспечивающий необходимую установку лопастей .

Кроме того для перемещения в пространстве герои русских сказок часто использовали сапоги-скороходы . В различных сказочных государствах гонцы всегда имели парочку волшебных сапог для быстрой транспортировки царских указов. Так, например, в сказке «Вниз по волшебной реке» царь Макар отправлял гонца в волшебных сапогах за советом к Василисе Премудрой. В современном мире мы можем встретить аналоги сапог-скороходов даже на детях – фигурные коньки зимой и роликовые коньки – летом. Конечно, цель использования у них несколько отличается, однако они по-прежнему остаются средством перемещения в пространстве. Первые роликовые коньки появились в начале ХVII века! Датчанин Ханс Брикюр приделал к своим башмакам деревянные катушки .

Среди наших соотечественников, пожалуй, нет ни одного не смотревшего мультфильм «Ну, погоди!» в частности эпизод, в котором Волк попадает в сказку. Зайдя в домик Бабы-Яги, он обнаруживает там гусли-самогуды. Данный волшебный предмет играет музыку сам, без вмешательства людей .

В современном быту такую же функцию выполняет целый ряд устройств - музыкальный проигрыватель, магнитофон, плеер .

Говоря о современной технике, нельзя не упомянуть телевизор. Современный телевизор является модернизированным блюдечком с яблочком . Блюдечко использовалось для того чтобы наблюдать за событиями, так, например происходящими в различных местах сказочной страны, так например, Баба Яга в сказке «Вниз по волшебной реке» с помощью блюдечка узнавала о главных событиях в столице сказочного царства, а впоследствии наблюдала за боем между богатырями Царя и войском Кощея Бессмертного .

В сказках персонажи часто попадали в ситуации, когда им необходимо было добраться в чей-либо дворец или замок, местонахождение которого было им неизвестно. В подобных ситуациях героев всегда выручал волшебный клубок ниток или пряжи, показывающий дорогу.

Современный человек часто попадает в подобные ситуации, и в нашем мире ему на помощь приходит навигатор, являющийся аналогом сказочного клубка.

Навигатор был изобретен еще в 1932 году, с прокручивающейся картой, скорость прокрутки зависела от скорости автомобиля .

«Печка, по щучьему веленью, по моему хотенью, поезжай печь прямо к царю во дворец. И печь затрещала, и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю» .

В русской народной сказке «По щучьему велению» читатель встречается с волшебной печью, на которой ездил Емеля.

Ему достаточно было, положить дрова в печь, и та сразу была готова, отправляться в путь. Аналогом волшебной печи служит современный автомобиль . Слово автомобиль означает «самодвижущаяся повозка», хотя в современном мире принято называть автомобилями, только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями.

Начало современной автомобильной эпохи принято отсчитывать с 1895 г., когда независимо друг от друга Г. Даймлер и К. Бенц построили самодвижущиеся экипажи, имеющие двигатели внутреннего сгорания, с большим числом оборотов и высокой степенью сжатия. С тех пор Российское автомобилестроение прошло славный путь. Русские изобретатели дореволюционного периода внесли немалый вклад в развитие автомобильной техники, начиная от мускульных самоходов Шамшуренкова и Кулибина и заканчивая автомобилями Пузырева и продукцией Русско- Балтийского вагонного завода .

«Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

Чуть опасность, где видна

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К стороне той обернется

И кричит: «Кири-ку-ку!»

Данная сказка может навести на мысли о современном радаре . Впервые Кристиан Хюльсмайер изобрел радиолокатор в 1904 году. Радар посылает, направленный пучок радиоволн. Автомобиль, самолет или другой крупный металлический предмет, встретившийся на пути радиолуча, отражает его, как зеркало. Приемник радара улавливает отражение и измеряет время прохождения импульса до отражающего объекта и обратно .

«Огонек горит светлее,

Горбунок бежит быстрее

Вот уж он перед огнем.

Светит поле словно днем;

Чудный свет кругом струиться,

Но не греет, не дымится

Диву дался тут Иван.

«Что,- сказал он,- за шайтан!

Шапок пять найдется свету;

А тепла и дыму нету.

Это чудо - огонек!»

Говорит ему конек:

Вот уж есть чему дивиться!

Тут лежит перо жар- птицы…»

Не о лампах ли дневного света, идет речь?

Лампа дневного света - это люминесцентная лампа с голубоватым свечением. Используется в целях общего освещения. Лампами дневного света часто называют все виды люминесцентных ламп. Была изобретена в 1872 году русским электротехником А. Н. Лодыгиным .

«…Взяла бабушка жерновки и стала молоть что не повернешь - все блин, да пирог!.» .

Этот волшебный сказочный предмет можно сравнить с микроволновой печью. Это устройство преобразует электричество в электромагнитные микроволны. Впервые микроволновая печь была запатентована американским изобретателем Перси Спенсером, в 1945 году .

Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что в русских сказках прослеживается множество параллелей с жизнью современного человека. Мы пришли к выводу, что иносказательно в этих произведениях зашифрованы мечты людей.

Данные работы свидетельствуют о том, что мечты человека рано или поздно могут быть воплощены в жизнь. Для реализации любой мечты необходимы умственные, физические усилия, экономические возможности, непреодолимое желание.

Но есть в сказках волшебный предмет, который может помочь героям в различных ситуациях - волшебная палочка, и, к сожалению, аналог волшебной палочки изобрести пока не удалось.

Литература:

  1. www.litra.ru
  2. www.bizyukov.temator.ru
  3. www.tehnologid.ru
  4. Русские народные сказки. Составитель и примечание В. П. Аникина, Москва: Детская литература, 1986.
  5. Сочинения в 3-х томах. Москва: Художественная литература 1986г.
  6. Энциклопедия для детей. Том 11. Техника. Главный редактор: Аксенова, Москва: Аванта, 2004.
  7. Конек-горбунок: Русская сказка в трех частях. Москва: Детская литература, 2002.
  8. Камов Ф., Курляндский А. Ну, погоди! - Л., 1997.
  9. Лагин Л. Старик-Хоттабыч. М.: Детская литература, 1973.
  10. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
  11. Русская народная сказка «По щучьему веленью».
  12. Русская народная сказка «Жар-Птица».
  13. Пушкин А. С. Золотой петушок.
  14. Успенский Э. «Вниз по волшебной реке»
  15. Русская народная сказка «Петух и жерновки». В обработке А. Н.Афанасьева.

Ключевые слова: русские народные сказки, литературные сказки, волшебные предметы, предметы-помощники, современные изобретения .

Аннотация: Статья посвящена проведению сравнительного анализа между сказочными волшебными предметами и современными изобретениями, проведена аналогия волшебных диковинок, помогающих герою и облегчающих его существование, с техникой, используемой современным человеком.

Не каждый вспомнит о чём та или иная сказка, но волшебные предметы из сказок у всех на слуху. Каждый ребёнок мечтает о том, что неплохо бы заиметь волшебную палочку, или, например, шапку-невидимку.

Давайте обратимся к волшебным предметам. С какого предмета начнём?

Первый волшебный предмет – это скатерть-самобранка . Почему мы ставим этот волшебный предмет на первое место? Хоть в сказке, хоть наяву, но герой должен быть сыт. Какие же волшебные дела он может совершить, если он голоден? Скатерть-самобранка – это волшебный предмет, способный накормить и напоить вдоволь. Её надо обязательно развернуть, и тогда на ней появятся яства.

Шапка-невидимка , ковёр-самолёт , сапоги-скороходы – все эти волшебные предметы есть в русской народной сказке «Вещий сон». Ковёр-самолёт летает далеко, шапка-невидимка скрывает хорошо, а сапоги-скороходы бегают быстро – без этих чудесных предметов персонажам сказки пришлось бы тяжело. Эти чудодейственные вещи есть и в других сказках.

В одной сказок, записанных А.Н.Афанасьевым, старшая и средняя сестра сгубили младшую за волшебные предметы — серебряное блюдечко и наливное яблочко . Яблочко по блюдечку катится, и картинки красивые показывает. Надо сказать, что всё в этой сказке заканчивается хорошо, сестрица ожила и от души простила обидчиц.

Зайцы в сказках обычно слушают свою маму, а некоторые из них – волшебную дудочку . Волшебную дудочку получил в награду мальчик Ганс – он сделал доброе дело – освободил нос старухи, который по непонятной причине оказался зажитым в пеньке. Волшебная дудочка издаёт свою чарующую мелодию в сказке «Королевские зайцы».

Волшебный клубок , почти такой же, как в обычной жизни, круглый, неприметный. Но он умеет показывать дорогу. Кому? Например, Ивану-царевичу. Из чьих рук получил Иван-Царевич волшебный клубок? Из рук одной из самых старых жительниц леса – Бабы-Яги.

Посох – волшебный предмет, без которого не появляется сказочный дед – Дед Мороз. Посох – вещь длинная, устойчивая. С его помощью можно не только чудеса творить, но и опираться на него. Посох – это символ мощи и силы.

Волшебное перышко было куплено отцом для дочери при особых обстоятельствах. В городе, где были приобретены другие подарки, никаких перышек отец не нашёл. Лишь за заставой отец встретил странного старика, которому отдал тысячу рублей… Все эти события происходят в сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола».

Какие ещё есть волшебные предметы?

Золотой ключик, куколка, колечко, шитое узорами полотенце, яйцо, книга, игла, серебряная ложка, серебряная табакерка…

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Волшебные вещи, встречающиеся в сказках, отразили чаяния русского народа о лучшей жизни.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям нет нужды заботиться о грязной посуде – достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.

Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии и избавлении от тяжелого труда.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. Сама идея ковра-самолета, очевидно, заимствована в литературе восточных народов, но прочно вошла в сюжетную ткань русского сказочного творчества. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Образ летающего ковра был использован советским писателем Л. Лагиным в сказочной повести о старике Хоттабыче.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

Сказка погружает человека в волшебный мир, полный сказочных героев, совершающих подвиги во имя справедливости и противостоящих силам зла. В этом персонажам помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Кто, например, не слышал о ковре-самолете или скатерти-самобранке, которые встречаются во многих русских народных сказках?

Сюжеты русских народных сказок можно разделить на две большие группы. В одних главный герой прилагает усилия к тому, чтобы раздобыть волшебный предмет, обладающий чудодейственной силой. В других историях персонаж сказки получает в свое распоряжение магическое средство, чтобы осуществить достойную цель, например спасти похищенную колдуном возлюбленную, а затем с триумфом возвратиться домой.

Скатерть-самобранка

Чудесная скатерть, способная накормить множество людей, фигурирует в самых разных сказочных сюжетах. Чтобы плотно подкрепиться, достаточно взмахнуть скатертью и развернуть ее на столе или на земле. После такого простого приготовления хлебосольная скатерть немедленно будет уставлена самыми разнообразными яствами. После трапезы героям достаточно свернуть скатерть вместе с объедками, чтобы они без следа исчезли.
Исследователи фольклора связывают образ скатерти-самобранки с вековой мечтой народа о постоянном изобилии.

Ковер-самолет

Встречается в русских сказках и чудесное средство передвижения в виде ковра, способного летать. На сказочном ковре герои произведений отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из странствий домой после утомительных приключений.

Шапка-невидимка

Немало добрых дел героям сказок удается совершить, используя чудесный головной убор – шапку-невидимку. Этот волшебный предмет встречается еще в старославянских сказочных повествованиях. Чтобы стать невидимым, герою не всегда достаточно надеть на себя волшебную шапку. Иногда ему приходится особым образом повернуть головной убор, чтобы скрыться от посторонних глаз.
Кстати, у шапки-невидимки из славянских сказок была интересная особенность: пока она надета правильно - выглядит как обычный головной убор. Но стоило перевернуть ее задом наперед, как чары вступали в силу и герой становился невидим. Словом, наши далекие предки прекрасно отдавали себе отчет в том, что невидимость -противоестественное, неправильное состояние, таящее в себе большую опасность из-за способности служить не только защитой, но и оружием, независимо от поставленных целей.

Сапоги-скороходы

Обладая «семимильными» сапогами, сказочные персонажи получали способность в мгновение ока преодолевать огромные расстояния. Подобная обувь встречается и в сюжетах, возникших в странах Востока и Западной Европы. Сапоги-скороходы, как правило, хранились в запертом ларце и до поры вели себя спокойно. Но стоило герою надеть волшебную обувь, как он устремлялся к цели с неимоверной скоростью, которой вполне могли бы позавидовать некоторые современные технические средства передвижения.

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, - мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

Скатерть-самобранка

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

Гусли-самогуды

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная - все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.