Наверное, самый распространённый способ создания романтического героя – это типизация – то есть такие черты, которыми может обладать любой романтический герой. Этому оригинальному характеру удаётся выделяться из всех остальных.

Также характер романтического героя отличается от прочих своей внутренней силой, целостностью, сосредоточенностью на жизненной идее, страстью борьбы. Главное в таком характере – это безграничная любовь к свободе, во имя которой герой способен бросить вызов даже всему миру.

Романтический характер строится по контрасту с обыкновенными, обывательскими характерами, и обязательно вступает с ними в борьбу. Романтический герой зачастую очень одинок. Он один вступает в борьбу за свободу, любовь, Родину, и в большинстве случаев увлекает за собой других.

Романтическому характеру соответствуют исключительные обстоятельства, в которых он раскрывается в полной мере. В данном характере используется – психологизм – средство углубления во внутренний мир героя.

Многие писатели довольно часто используют пейзаж, как средство характеристики героя.

Море – любимый пейзаж романтиков. А язык романтических произведений необычайно богат и разнообразен, в нём чаще всего используются яркие тропы – слова в переносном значении.

Романтический герой весьма сильная личность, которая практически во всех случаях является победителем, спасателем, одним словом, героем.

Глоссарий:

– характеристика романтического героя

романтический характер

– какими чертами характера должен обладать романтический герой

– особенности романтического героя

– черты романтического героя


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Романтизм – это литературное направление, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью и...
  2. Поэма “Мцыри” была написана М. Ю. Лер­монтовым в 1839 году и в первоначальном вари­анте имела название “Бэри”, что в переводе с гру­зинского означает “монах”. Впоследствии...
  3. Образ женщины во все времена считался двигателем творчества. Женщина – муза, творческий вдохновитель поэтов, художников, скульпторов. Мужчины развязывали войны ради любимых женщин, устраивали дуэли. Женщинами...
  4. Между светом и тьмой: особенности женского характера в очерке Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”. В своем сочинении отметьте, что главная героиня очерка Н.С. Лес­кова, созданного в...

Слово РОМАНТИЗМ.

РОМАН - любовные отношения между мужчиной и женщиной.

РОМАНТИК - тот, кто возвышенно, эмоционально относится к чему-либо.

РОМАНС - небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента,

написанное на стихи лирического содержания.


В ходе беседы учитель задает вопрос: "Чем похожи значения этих трех слов?" Термин РОМАНТИЗМ, значение которого вы узнаете сегодня на уроке, тоже напрямую связан с понятием чувства.

Разные эпохи - разные критерии оценки человека.

Обществу всегда было важен критерий, по которому можно было бы оценить человека. Каждая эпоха выдвигала разные критерии оценки. Так, например, античная эпоха рассматривала человека с точки зрения его внешности, физической красоты: достаточно вспомнить, что скульптуры того времени изображают обнаженных, физически развитых людей. На смену красоте внешней пришла красота духовная

Общество XVIII века было убеждено, что сила человека - в его разуме. Мир был создан Богом, а задача человека - разумно усовершенствовать этот мир. Так человечество вступило в эпоху Просвещения. Однако фанатическое восхищение силой разума, конечно, не могло существовать долго: убеждения убеждениями, а в лучшую сторону практически ничего не меняется. Даже наоборот: подобные идеи привели к революционным потрясениям и кровопролитию (так, например, под лозунгом «Во имя разума!» прошла революция во Франции), и уже к концу XVIII вв. прокатилась волна разочарования в силе разума. Стала очевидна необходимость альтернативы ему. Эта альтернатива была найдена. Что в человеке противопоставлено разуму? Чувства.

Как мы уже сказали, именно с понятием чувства и связан термин РОМАНТИЗМ. РОМАНТИЗМ - это направление в культуре, утверждающее самоценность духовно-творческой личности, культ природы, чувств и естественного в человеке.

Теперь художник, обращаясь к ценителю прекрасного, взывал, в первую очередь, к его чувствам, а не к разуму, руководствуясь не трезвым умственным размышлениями, а велением сердца.


Двоемирие (антитеза)

Для начала давайте вспомним понятие АНТИТЕЗЫ. Найдите антитезу в следующих отрывках:

1. Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.

2. Они сошлись. Вода и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой...

3. Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моём, И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём.

4. Сегодня - трезво торжествую, завтра - плачу и пою.

5. Ты прозаик - я поэт

ты богат - я очень беден.

Антитеза (от греч. antithesis – противоположение) - сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Предполагаемые ответы :

1. царь – раб червь – бог

2. вода – камень стихи – проза лёд –пламень

3. светлые – тёмным

4. сегодня - завтра торжествую – плачу и пою

5. прозаик – поэт богат – беден


Какая антитеза обусловила переход от предыдущей эпохи к эпохе романтизма? РАЗУМ - ЧУВСТВА.Для понимания РОМАНТИЗМА ключевым становится понятие ЧУВСТВА, которое противопоставлено РАЗУМУ. Возникает антитеза, которая отражается и в отношении художника к окружающему миру. Разумная действительность не находит отклика в душе романтика: реальный мир несправедлив, жесток, страшен. В поисках лучшего художник мечтает выйти за пределы реальности: именно там, вне существующей жизни, ему представляется возможность обретения совершенства, мечты, идеала.

Так возникает свойственное романтизму ДВОЕМИРИЕ: «здесь» и «там». Презираемое «здесь» - это современная романтику реальность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтик противопоставляет реальной действительности.

Возникает вопрос: где найти это «там», этот идеальный мир? Романтики находят его и в собственной душе, и в потустороннем мире, и в жизни нецивилизованных народов, и в истории. Читателю же это «там» дается через призму взгляда художника. А пропущенное через душу романтика может ли быть будничным, прозаическим? Ни в коем случае! Оно, подчеркивая разрыв с прозой жизни, обязательно будет очень необычным, иногда даже неожиданным для читателя.

Основные черты романтического героя

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя


литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой - воплощение романтического бунта против действительности. Романтический герой во плоти - английский поэт Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788-1824).

Самостоятельно ответить на вопросы:

1. Как романтик относится к реальной действительности?

Предполагаемый ответ: романтик не принимает реальную действительность, бежит он неё.

2. Куда устремлен романтик?

Предполагаемый ответ: романтик устремлен к мечте, к идеалу, к совершенству.

3. Как изображаются события, пейзаж, люди?

Предполагаемый ответ: событий, пейзаж, люди изображаются необычно, неожиданно.

4. Где романтик может найти идеал?

Предполагаемый ответ: романтик находит свой идеал в собственной душе, в потустороннем мире, в жизни нецивилизованных народов.

5. Что становится культом для романтика? Предполагаемый ответ: романтик стремится к свободе.

6. В чем смысл жизни романтика?

Предполагаемый ответ: смысл жизни романтика в бунте против действительности, в подвиге, в обретении свободы.

7. Как судьба проверяет романтика?

Предполагаемый ответ: судьба предлагает романтику исключительные, трагические обстоятельства.

Понятие «романтизм» часто используют в качестве синонима к понятию «романтика». Под этим подразумевают склонность смотреть на мир через розовые очки и активную жизненную позицию. Или же связывают это понятие с любовью и какими-либо поступками ради своего близкого человека. Но романтизм имеет несколько значений. В статье пойдет речь о более узком понимании, которое используется для литературоведческого термина, и об основных чертах характера романтического героя.

Характерные черты стиля

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в России в конце 18 - первой половине 19 века. Данный стиль провозглашает культ природы и естественных чувств человека. Новыми характерными чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека.

В своих произведениях авторы отображают не реальный мир, который был для них слишком пошлым и низменным, а внутреннюю вселенную персонажа. И через призму его чувств и эмоций видны очертания реального мира, законам и мыслям которого он отказывается подчиняться.

Основной конфликт

Центральным конфликтом всех произведений, написанных в эпоху романтизма, становится конфликт между личностью и обществом в целом. Здесь главный герой идет наперекор устоявшимся в его окружении правилам. При этом мотивы такого поведения могут быть различны — поступки могут как идти на благо общества, так и иметь эгоистичный замысел. При этом, как правило, герой проигрывает эту борьбу, и произведение заканчивается его смертью.

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Идеалы общества

Главной чертой романтического героя является то, что он не принимает общеизвестные идеалы общества. У главного персонажа есть собственные представления о ценностях жизни, которые он пытается отстаивать. Он как бы бросает вызов всему окружающему его миру, а не отдельному человеку или группе людей. Здесь идет речь об идейном противостоянии одной личности против целого мира.

При этом в своем бунте главный герой выбирает одну из двух крайностей. Либо это недостижимые высокодуховные цели, и персонаж пытается сравняться с самим Творцом. В другом случае герой предается всевозможным грехам, не чувствуя меры своего морального падения в бездну.

Яркая личность

Если одна личность способна противостоять целому миру, значит, она столь же масштабная и сложная, как целый мир. Главный герой романтической литературы всегда выделяется в обществе как внешне, так и внутренне. В душе персонажа происходит постоянный конфликт между уже заложенными обществом стереотипами и его собственными взглядами и идеями.

Одиночество

Одна из самых печальных черт романтического героя — его трагическое одиночество. Так как персонаж противостоит целому миру, то он остается совершенно один. Нет такого человека, который бы понял его. Поэтому он либо сам бежит из ненавистного ему общества, либо сам становится изгнанником. Иначе романтический герой уже не был бы таким. Поэтому писатели-романтики сосредотачивают все свое внимание на психологическом портрете центрального персонажа.

Либо прошлое, либо будущее

Черты романтического героя не позволяют ему жить в настоящем. Персонаж пытается найти свои идеалы в прошлом, когда религиозное чувство было сильно в сердцах людей. Либо же тешит себя счастливыми утопиями, которые якобы ожидают его в будущем. Но в любом случае главного героя не устраивает эпоха тусклой буржуазной действительности.

Индивидуализм

Как уже было сказано, отличительной чертой романтического героя является его индивидуализм. Но это непросто «непохожесть на других». Это кардинальное отличие от всех людей, которые окружают главного героя. При этом, если персонаж выбирает греховный путь, то он осознает, что отличается от других. И это различие доведено до крайности — культа личности главного героя, где все поступки имеют исключительно эгоистичный мотив.

Эпоха романтизма в России

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».

Слово "романтизм" иногда употребляется как синоним понятия "романтика". Например, говоря о юношеском романтизме, имеют в виду склонность к идеалистическому, оптимистическому взгляду на жизнь, активность жизненной позиции. Здесь речь пойдет о втором, культурологическом и литературоведческом значении термина "романтизм".

Романтизм — последний "большой стиль" в истории искусства, то есть последнее направление, проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах, музыке, литературе. Его возникновению предшествовали два века безусловного господства рационализма в искусстве. Литературное воплощение рационализма — классицизм, он накопил значительную эстетическую усталость, и внешним событием, ускорившим смену литературных эпох, стала Французская революция. Романтизм есть реакция на рационализм Просвещения, но он не отрицает классицизм безоглядно, из одного духа противоречия. Взаимоотношения романтиков с просветителями — это взаимоотношения разных поколений в семье, когда дети опровергают ценности отцов, сами не сознавая, до какой степени они являются продуктом отцовского воспитания.

Романтизм — высшая точка в развитии гуманистического искусства, начатого в эпоху Возрождения, когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Молодежь, на чьих глазах разворачивалась драма Французской революции, пережила все ее взлеты и падения, колеблясь между восторгом, энтузиазмом по поводу падения монархии и ужасом перед казнью короля Людовика XVI и якобинским террором. Революция показала утопичность просветительского идеала разума как естественной основы человеческого существования, обнажила непредсказуемость истории. Современники отшатнулись от ее насильственных методов, от пышной демагогии вождей революции, от Франции, превратившейся при Наполеоне в поработительницу народов. Разочарование в итогах Французской революции поставило под вопрос породившую ее идеологию Просвещения, и в искусстве послереволюционной эпохи — в романтизме — произошла полная смена мировоззренческих и эстетических ориентиров.

На смену материализму и рационализму Просвещения в качестве философской основы творчества приходит субъективный идеализм; общественно-политическая проблематика, которой принадлежало центральное место в просветительской литературе, сменяется интересом к отдельной личности, взятой вне системы общественных отношений, ведь эта традиционная система рухнула, и на ее обломках только начали обозначаться очертания нового, капиталистического строя.

Мир для романтиков — тайна, загадка, познать которую может только откровение искусства. В романтическую литературу возвращается изгнанная Просвещением фантастика, и фантастическое у романтиков воплощает идею о принципиальной непознаваемости мира. Мир романтики познают как дети — всеми органами чувств, через игру, смотрят на него сквозь призму сердца, сквозь призму субъективных эмоций личности, причем это воспринимающее сознание равновелико всему остальному внешнему миру. Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал.

Романтический герой — всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его непонятости. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Раз отдельно взятая личность равновелика целому миру, она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие - в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания - неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти "железного века" выражен в стихотворении Е. А. Баратынского "Последний поэт" (1835 г.):

Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята. Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны, И не о ней хлопочут поколенья, Промышленным заботам преданы.

Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова — писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя — прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое "бегство от действительности", уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Важнейшими завоеваниями романтизма стали открытие категорий историзма и народности, а также разработка теории романтической иронии немецким теоретиком Фридрихом Шлегелем (1775-1854 гг.). Он был участником самого раннего кружка немецких романтиков — Йенской школы, и его главный труд — "Фрагменты" (1797-1798 гг.). Здесь Шлегель высказывает мысль о том, что наступила эпоха совершенно нового искусства, которое будет направлено не на повторение идеала античности, не на достижение совершенства, а смысл его существования будет заключаться в непрерывном поиске, в развитии: "Романтическая поэзия никогда не может быть завершена, она всегда в становлении". Критерием совершенства у Шлегеля впервые становится не степень приближения к античным моделям, а степень интенсивности творения, не красота, а эстетическая энергия. Шлегель выдвинул идею универсального искусства как единственного совершенного инструмента познания и преобразования мира, художника он считал наместником Бога, творцом на земле. Но уже ранние романтики понимали, что столь высокое представление об искусстве и о художнике утопично, что художник в сущности всего лишь человек, и поэтому любое его суждение относительно, а не абсолютно. Категория романтической иронии и является осознанием противоречия между романтическим идеалом и действительностью.

Согласно Фридриху Шлегелю, романтическая ирония есть высшая из вольностей, крайняя степень свободы, пленительная череда противоречий, искусно организованный беспорядок. Художник должен занять ироническую позицию не только по отношению к миру, но по отношению к самому себе, к своему процессу творчества и к своему произведению. То есть в категории романтической иронии художник добровольно и открыто признает свое бессилие в осуществлении идеала. Отличие романтической иронии от традиционной в том, что в иронии художник высмеивает то, что лежит вне его, а в романтической иронии — самого себя. В этой категории романтический разрыв с реальностью мстит за себя, романтическая ирония возникает из невозможности разгадать мировую загадку, из признания границ воплощения идеала, из акцента на игровую природу художественного творчества. Романтическая ирония оказалась самым важным открытием романтической эстетики.

Развитие романтизма в разных национальных литературах шло разными путями. Оно зависело от культурной ситуации в конкретных странах, и не всегда те писатели, которым отдавали предпочтение читатели на родине, оказывались значимыми в общеевропейском масштабе. Так, в истории английской литературы романтизм воплощают прежде всего поэты "Озерной школы" Вильям Вордсворт и Сэмюэль Тейлор Кольридж, однако для европейского романтизма самой важной фигурой среди английских романтиков был Байрон.

Основные черты романтического героя: -Неприятие идеалов общества; -внутренняя раздвоенность; -одиночество в реальном мире; -поиски идеала и мечты; -жизнь в сфере эмоций и чувств; -герой - всегда яркая, исключительная личность -свободолюбие героя -герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой. -Необычные, исключительные обстоятельства жизни.

Слайд 7 из презентации «Общая характеристика романтизма» . Размер архива с презентацией 964 КБ.

МХК 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Деревянное зодчество России» - Дома с усложненной конфигурацией объема. «Срубить избу». «Конек на крыше». Лучшие из памятников с 1958 года перевезены в Кострому. Человек стремился создать свое жилище. «Чувство дерева». Леса покрывали большую часть земель. Для своего времени деревянные крепости были грозными сооружениями. Дома с однорядной связью. Церкви. Конкурсы на проект. "Страной зодчих" назвал Россию художник Игорь Грабарь.

«Театр - открытое искусство» - «Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человека». Азбука театра. Театр В.Шекспира «Глобус». Школа современной пьесы. Является одним из древнейших видов искусства. Большой театр. Драматургия – основа театра. В.Г. Белинский. Одесский оперный театр. Греческий амфитеатр. Внутри театра «Глобус». В театре. Должно ли быть правдоподобие в театре. Театр.

«Дома в разных странах» - Мужчины и женщины в богатых греческих домах жили каждый своей жизнью. В японских ваннах и банях не принято мыться. В суровой Спарте даже запрещалось использовать рубанок. Кровати, на которых спали греки, вырезались из клена и бука. В японском доме придется забыть о стереотипах. В японском доме отсутствует какая бы то не было мебель. У греков-столяров наконец-то в обиходе появляется рубанок. Свет – это еще один японский культ.

«Кино» - Киноискусство. Живопись. Первые опыты по проецированию изображений. Литература. Оптический театр. Тема урока «Киноискусство». Киноискусство не дублирует и не заменяет. Российское кино. Братья Люмьер. Театр. Игровое кино. Советское кино. Новые кинематографические школы. Музыка в кино. Рождение кино. Братья Огюст и Луи Люмьеры. Кинематографические школы. Короткометражное кино. Виды кино.

«Храмы» - Что такое храм. Цвет храма. Что вы можете сказать об этих храмах. Что означает цвет куполов. Цели урока. Что означает количество куполов на храмах. Своеобразие архитектурных традиций. Что мы знаем о храмах. Количество куполов. Богоявленский храм р.п. Старая Майна. Храм – дом Бога на земле. Цвет купола. Практическая работа. Внешний вид храма. Определите форму купола. Форма купола.

«Стили и виды архитектуры» - XVIII - кон. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Архитектура барокко. Возрождение. Эклектика. XVIII-XIX в. Динамическая архитектура. Классицизм. Модерн. XVII в. Постмодернизм. XVIII в. Авторские суждения о сущности архитектуры. Эклектика. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. 21 века.