Марина Романович

Цель : закрепить знания детей о России в прошлом; о ее символах; формировать у детей чувство любви к России, воспитывать патриотические чувства.

Ход занятия:

В зал входят дети, одетые в русские народные костюмы.

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине-России, о ее символах, как жил и чем занимался народ в старину .

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное :

Горы, степи и леса :

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

(Г. Ладонщиков)

2. Вступительная беседа.

Вот такими замечательными слова, из стихотворения, я хочу начать наше занятие. Все мы с вами знаем, как богата и могущественна наша страна, как мы гордимся, что являемся ее гражданами. И как у каждой державы у нее есть своя история. Нашей России 862 года и называлась она раньше Русь. И главный город нашего государства остался прежним, не изменился. Как он называется? (Москва) . Правильно ребятки это наша замечательная красавица, столица нашей страны - Москва.

Два слова : Москва и Россия, –

Два зова : Россия – Москва, –

Кого на земле ни спроси я,

Всем ведомы эти слова…

Россия с Москвы начиналась,

Как клёкот лебяжий – с птенца.

Москвой от врагов защищалась,

Москвой красовалась с лица…

(Н. Асеев)

С давних времен, Москва является символом России. А какие символы ребятки вы еще знаете, по которым можно узнать нашу Родину (Красная площадь, русская красавица березонька, матрешка, Русская тройка лошадей, наши бескрайние поля, медведь).

3. Викторина.

(В зал заходит воспитатель в костюме медведя, передает воспитателю конверт, с вопросами для детей, воспитатель открывает конверт.)

Воспитатель. Широка просторами наша Русь-матушка, богата животным и растительным миром, а как знаете его вы, мы сейчас проверим. Вопросы :

1. Какую птицу, в русских народных сказках, зовут «Рябой» ? (Курицу) 2. Какого пернатого певца на Руси ласково прозвали «дролей» ? (Дрозда) 3. Какая трава, на Руси , самая горькая? (Полынь)

4. Какой сок собирают, ранней весной в наших лесах? (Березовый)

Воспитатель. Медведюшка, доволен ли ты ответами ребят? (медведь кивает головой) . Порадовали дети тебя своими ответами, может быть и ты порадуешь нас и спляшешь. Ведь раньше на Руси , коробейники (люди которые веселят народ) водили медведей по ярмаркам, где они и танцевали для зрителей.

(Медведь танцуя под русскую народную песню «Барыня» , уходит.)



4. Физкультурная пауза

Воспитатель. В старину на Руси , на краю деревни, собирались подростки, юноши и девушки, чтобы повеселиться, поиграть в разные игры. И я хочу предложить вам поиграть в русскую народную игру «Гори, гори ясно» .

(Дети, становятся в круг, за кругом двое водящих стоят спиной друг к другу. Дети произносят слова : - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, три, беги» . Побеждает тот, кто первым вернется на свое место.)

5. Русские народные сказки.

Воспитатель. Наигравшись, все шли по домам, где под сверкание лучины, бабушки рассказывали сказки, которые сочиняли, а слушавшие передавали их из поколения в поколение. Почти все сказки очень похожи одна на другую. Чем, как вы думаете, они похожи? (ответы детей) . В наших сказках добро побеждает зло, они учат людей быть мужественными, справедливыми, щедрыми, высмеивают глупых, злобных, жадных. Русские народные сказки относятся к устному народному творчеству, ребятки почему это творчество называют устным? (Ответы детей) . Правильно, по старинному «уста» -это губы. Люди из уст в уста передавали друг другу информацию, ведь в старину не было ни бумаги , ни карандашей. Назовите пожалуйста, какие русские народные сказки вы знаете? («Крошечка-Хаврошечка» , «Морозко» , «Сивка-Бурка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и тд.)


6. Старинные праздники .

Воспитатель. Любил в старину народ на Руси и повеселиться . Много разных праздников сохранились и до нашего времени. Давайте вспомним и назовем их. (ответы детей – «Иван-Купала» , «Новый год» , «Рождество» , «Крещение» , «Пасха» , «Масленица» ). Правильно, на «Иван-Купала» плетут венки, на «Пасху» красят яйца, а на «Масленицу» пекут блины. Вот и я в заключении нашего занятия хочу угостить вас вкусными блинами.

7. Итог занятия.

Ребята до тех пор пока мы Все будем помнить старинные обычаи , будем помнить чем занимались и во что любили играть наши деды и прадеды. Будет жить и процветать наша Родина – Россия!

Как в старину на Руси царей лечили

Фото: vitalidrobishev.livejournal.com

Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО . Она рассказывает читательницам о том, как лечились в старину на Руси.

Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней , от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми "актуальными" в ХVI веке?

В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено болезни главной, то есть головной боли, трясавице - лихорадке, появляющейся при простуде, а также кашлю и очной болезни - заболеваниям глаз. Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, "безсильству и сердечному биению". Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял. Да и понятие "иммунитет" появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, меланхолию, уныние, которые, наверно, появлялись не от хорошей жизни.

- И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?

На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: "Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих". Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Ягоды, фрукты, травы. Поэтому лечебник содержит описания лекарственных растений, но также продуктов питания, минералов, советы по сохранению здоровья и гигиене.

Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?

Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение. Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого "держит трясавица", то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак. Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта - необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.

Другой рецепт - для больных глаз и век: сок полынный смешать с медом, "чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит". Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию. В старину считали, что полезнее применять для лечения полынный сок, а не отвар или настой травы. Вот аналог современной и столь популярной сегодня "чистки печени": пить сок полыни "по десяти дней сряду по три золотника (1 золотник - примерно 4,23 г), подсытив (подсластив) сахаром". Это поможет избавиться от нездоровой желтизны кожи и от отеков.

Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?

Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали "петросильевой травой" и советовали употреблять ее свежей и сушеной при мочекаменной болезни, расстройствах менструального цикла, для очистки печени и желудка. Толченое семя петрушки прикладывали к "нечистоте телесной", чтобы кожа стала гладкой и красивой.

Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: "капуста варена с семенем капустным и в питии прията - никакой человек в тот день не напьется пьяным". Такой отвар также "сладостен сон наводит".

Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?

У наших предков этих проблем не было. Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный - значит, сытый, благополучный, богатый, а худой - синоним слова "бедный, малоимущий". Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт "тукость (тучность) наводит телу человеческому". И хотя лекарь относит это к достоинствам продукта, его мнение вполне согласуется с самыми современными рекомендациями диетологов, советующих тем, кто хочет похудеть, ограничить употребление не булочек и сахара, а сыра и других жирных молочных продуктов.

Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?

Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко. В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что "молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко". Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на . Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова "экология" в ту эпоху и не знали.

Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу: им нужно мазать больную поясницу и суставы, а также грудь при простуде и кашле - " тогда мокрость из груди выведет". Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны. Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной - шло в ход и козье мясо, и баранина, и оленина, и медвежатина.

Не забывали и о "птицах, к лекарству угодных". Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц - это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку "белок яичный холодит, а желток согревает". Яйца - хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.

В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?

Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии. Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз "в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися", а магнит "железо влечет к себе". Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему - мигом слетит с кровати, " как бы ее кто спихнул". Или когда царский врач советует воину носить алмаз, вправленный в рукоять оружия, с левой стороны - тогда он будет сохранен от всех своих врагов. Придворным рекомендовалось носить перстень с изумрудом и почаще смотреть на него, чтобы взгляд оставался чистым и ясным. Считалось также, что если истолочь изумруд и выпить с вином, то он сделает безвредным любой яд.

Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для очистки крови, укрепления сил. Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство - жемчужины? Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: "золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит", писал лекарь Василия III.

- А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?

Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья - душевная гармония человека. В основе ее - внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми. Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт для обретения душевного и телесного здоровья: " накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом рассуждения, положить соли боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления ".

РЕЦЕПТЫ ВРАЧА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ III

От кашля:

"Сок солодки по невеликой крошке или по кусочку с сахаром леденцом подержать во рту, чтобы растаял и глотать - оздоравливает легкие и от кашлю избавляет". "Семя зензивера (алтея) толчено и приято в вине - кашель тушит и легостно откашление творит". " Уха, в которой варен горох, старый кашель уймет". "Трава фиалки с корнем толчена и варена в воде и ту воду детям давать пить - вредительный кашель у них уймется". "Тмин толчен и смешан с винными ягодами, варить в вине и пить - старый кашель уймет".

От головной боли:

"Сок мяты огородной смешан с уксусом поровну - помазать лоб и виски, тогда болесть главная престанет". "Цвет ромашки варен в воде и горячий прикладываем к больной главе - болесть главная тушится". "Семя горчичное и имбирь мелко толчем и смешаем с медом и тем рот полощем или долго во рту держим - вычистит мозг от мокрости, от которой главная боль бывает". "Семя аниса сыплем на жар угольный и тот дух ноздрями обоняем - то пристоит тем, у коих глава болит".

От уныния и меланхолии:

"Елей из можжевелового дерева (масло можжевельника) принять с питьем - пользует меланхолиеву болезнь". "Яблок садовых дух есть лечба тем, которые страждут меланхолией". "Цвет растолчен и принят в вине теплом по рассуждению, тогда весельство наводит и кручину отгонит".

Славяне по-разному здоровались во времена язычества и христианской поры

Ритуал приветствия очень значим при первоначальном контакте, ведь форма приветствия позволяет понять, как соотносится социальный статус собеседника со статусом встречающего, какого он пола и т.д. Поэтому, интересно знать, как здоровались в старину на Руси.

Языческие приветствия на Руси

В славянских былинах и сказках персонажи регулярно приветствовали лес, реку, поле, солнышко.

  • Молодых людей встречали словами: «Гой еси, добрый молодец!», где присутствует древнейший корень, существовавший во многих языках – «гой». В русском языке он означал живительную силу, жизнь, а в словаре у Владимира Даля есть такие значения: «жить, говеть, здравствовать». Но у этого приветствия есть и другое толкование – согласно мнению некоторых специалистов это обращение говорит о принадлежности к одному племени, роду, общине, то есть имеет смысл «Ты наших кровей, ты наш!». Сочетание слов «гой» (жить) и «еси» (быть) можно понять как «Ты есть сейчас, и живи дальше!». В современном русском языке этот корень присутствует в слове «изгой», которое является фактическим антонимом «гоя», то есть человек, лишённый жизни, исторгнутый из неё.
  • Другим приветствием, распространённым на Руси, было «Мир вашему дому!». Смысл его необычайно полон, здесь чувствуется уважение ко всему семейству, живущему под одной крышей и его родственникам. Предполагается, что в древней Руси это приветствие могло относиться и к домовому, и к соответствующему языческому божеству .

Видео о том, как здоровались славяне

Русские приветствия христианской поры

С введением христианства на Руси появилось множество новых приветствий. С той же поры по приветствию можно было определить, какого пришелец вероисповедания.

  • Первые русские христиане приветствовали друг друга: "Христос посреди нас!", а ответом было: "Есть и будет!". Склонившись в сторону Византии, Русь почти родным ощущала и древнегреческий язык. Те же приветствовали друг друга восклицанием «Хайрете!» (радуйтесь), вслед за греками это приветствие прижилось и на Руси. Рефрен «Радуйся!» часто встречается в песнопениях, посвящённых Богородице, и он совпадает с тем, как здоровались наши предки.
  • Другим приветствием той поры было «Бог в помощь!», оно часто применялось, когда человек миновал работающих людей. Ему на это отвечали «Слава Богу!» или «Во славу божию!». Эти обращения были уже не приветствием, а пожеланием, и до сих пор сохранились в употреблении многими соотечественниками.

Конечно, до нас дошли не все варианты старинных приветствий. Ведь в духовной литературе, которая тогда только и существовала, приветствия было принято опускать и сразу переходить к сути разговора.

Лишь в одном историческом документе 13 века – апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» встречается удивительное по поэтичности приветствие: «Добреходити и добр вы путь буде».

Поклоны при приветствии на Руси

Приветствие в виде поклонов у нас не сохранилось, хотя ещё кое-где оно до сих пор используется. В Японии люди вообще постоянно кланяются друг другу при встрече, расставании или в знак благодарности, в Европе женщины приседают перед монархами. На Руси же когда-то раскланивались при встрече и прощании. Правда, и поклоны существовали разные.

Как здоровались славяне при встрече в общине уважаемого человека? – Кланялись низким, до земли поклоном, иногда даже целуя её. Это был «большой обычай», которому противостоял «малый обычай», когда кланялись в пояс перед друзьями и родственниками. Незнакомцев же приветствовали вовсе без обычая – прикладывали к сердцу руку и потом опускали её долу. Вообще движение от сердца к земле было истинно славянским, а жест от сердца к солнцу – инородным. При любом поклоне рука прижималась к сердцу, что у предков означало чистоту намерений и сердечность.

Любой поклон как физически, так и метафизически показывал смирение перед встречаемым, поскольку содержал элемент беззащитности, ведь склонивший голову человек не видит стоящего перед ним, подставляя ему шею – самую беззащитную часть тела.

Рукопожатия на Руси

С помощью древнейшего жеста касания ладоней собеседники могли без единого слова многое понять. В силе и продолжительности рукопожатия было заложено много информации. Так, длительность рукопожатия соответствовала теплоте отношений. Давно не видавшиеся люди и близкие друзья, радуясь встрече, часто совершали рукопожатия обеими руками.

Первым протягивать руку должен был старший человек, который как бы приглашал младшего в свой круг.

Кисть должна быть обнажённой, свидетельствуя о доверии, что сохранилось и в современной России.

Иногда касания происходили не кистями рук, а окончанием предплечий. Так приветствовали друг друга воины, чтобы убедиться, что у встречного человека нет оружия и показать свою безоружность. Сакральность такого приветствия в том, что вместе с запястьями соприкасаются и пульсы, вводя людей в духовный резонанс, соединяя их дух, что очень важно для русских традиций. Позднее, когда был отработан строгий этикет, пожимать руки предписывалось лишь друзьям.

А чтобы поздороваться просто со знакомыми, достаточно было просто приподнять шапку. Отсюда и пошло выражение «шапочное знакомство», то есть поверхностное, не близкое.

Объятия во время приветствия

Применялись на Руси и обнимания, причём, также в разных видах:

  • Очень примечательным было объятие между мужчинами «сердце к сердцу», которое должно было означать их полное доверие друг к другу, но на самом деле всё было наоборот, поскольку таким маневром мужчины могли убедиться, что собеседник не вооружён.
  • При внезапном прекращении битвы применялось братание – своеобразные объятия.
  • Родственники всегда обнимались при встречах.
  • Обнимались и перед исповедью в церкви, что помогало к ней подготовиться, простить других и просить прощения самому (ведь в храме присутствовали вместе и обиженные и обидчики, хорошо знавшие друг друга).

Поцелуи при приветствии

  • Очень старой традицией в России является троекратный поцелуй, сохранившийся до сих пор. У христиан число три сакральное, напоминающее о Троице, являющееся оберегом и дающее надежду. Так было принято целовать гостей, которые для русских были сродни входящему в дом ангелу.
  • Другой поцелуй, запечатлённый на руке, означал преклонение и почтение. Так приближённые могли целоваться с государем, иногда лобызая даже не руку правителя, а ногу. Такой же поцелуй стал частью приветствия и благословения священника. Подобным образом в церкви расцеловывали тех, кто только что удостоился тайного святого причастия, в данном случае этот поцелуй одновременно означал приветствие и поздравление очищенного, обновлённого человека.
  • Низший по статусу человек мог поцеловать плечо более высоко стоящего на социальной лестнице, а тот отвечал ему поцелуем в голову.

Не просто формальный, а сакральный смысл поцелуев на Руси явно проявлялся в том моменте, что целовать руку государя могли не все, в частности, это запрещалось послам нехристианских государств.

«Привет» и «здравствуй»

Эти привычные приветствия имеют интересную историю. Слово «здравствуй» не сводится лишь к значению «здоровья», как мы его воспринимаем в настоящее время, желая человеку долгих лет жизни и этого самого здоровья. Интересно, что корень «здрав» или «здров» есть и в авестийском, греческом и древнеиндийском языках. Изначально, возможно, приветствие «здравствуйте» имело два составляющих: «Съ» (хороший) и «дорво» (дерево). Дерево здесь оказалось потому, что для древних славян, ещё не знающих христианства, оно означало благополучие и крепость. Поэтому такое приветствие означало пожелание встречному человеку такой же выносливости, крепости и благополучия.

Это приветствие мог произносить только человек, сам принадлежащий к сильному роду, то есть оно использовалось только свободными людьми. А холопы могли приветствовать только словами «бью челом».

Самое первое упоминание приветствия «здравствуйте» было обнаружено в летописи, относящейся к 1057 году. В этой хронике автор написал фразу: «Здравствуйте же многие лета».

Видео о том, как здоровались в старину на Руси

Проще трактуется слово «привет», которое также составное: «при» и «вет». Первый корень встречается во многих словах (приклонить, приласкать, приблизить), он означает приближение чего-либо или кого-либо. Второй корень так же жив во многих словах (весть, ответ, совет). А в сумме получается проявление близости, которое позволительно только к близким людям, которым мы словно передаём добрую весть.

Как Вы думаете, почему многие приветствия древних славян не перешли к современным? Поделитесь своим мнением в

Сейчас со стиркой справится даже ребенок - загрузить стиральную машину, нажать пару кнопок и развесить уже почти сухое белье не сложно. А вот что делали, когда не то что горячей воды, а и мыла-то толком не было?

Предлагаю небольшую экскурсию в прошлое

Некоторые еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.

Чем стирали

Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.

Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».

Как и где стирали

Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.

Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.

Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.

Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки…

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток.

Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.

Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами.

Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата подарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька - туловищем, а перекрестие у основания – руками.

Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.

Чем и как гладили одежду в старину

Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем? знакомьтесь:

Рубель и скалка

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань - катали. И это был механический способ глаженья.

На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок.

Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.

Первые утюги

Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.

Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие.

Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.

Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших "бабушек" был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассово-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника.

Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм…