Она умела понять все то, что было во всяком русском человеке. Л. Н. Толстой Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова - идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными. Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи. Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала... этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские», которые стали возможны потому, что Наташа «умела понять все то, что было... во всяком русском челове­ке». Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце. Только раз, при соприкосновении с «большим светом», неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой. Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», - призна­ется девушка Пьеру. Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, «как буря», ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще «больше, лучше, чем прежде». «Ни одной мысли о себе... не было в душе Наташи». Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало. Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова? Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась. Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», - скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды. Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю «волшебницу». Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете. Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал.

Софья Андреевна Толстая, жена писателя, записала в дневнике слова Толстого о том, что создавая "Войну и мир" он любил "мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, если рассматривать "Войну и мир" как произведение историко-философское, в центре его - мысль народная. Но ведь "Война и мир" еще и семейная хроника, рассказ о том, как складывались и росли семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, что явилось причиной счастья или несчастья каждой из них.

Большое внимание писатель уделяет женским характерам, ведь женщина - центр семьи, и главное место женщины - именно в семье. Один из наиболее привлекательных образов романа - образ Наташи Ростовой. Внешне она не самая красивая из героинь толстовской эпопеи, особенно если сравнивать ее с признанной света красавицей Элен. Наташа очаровывает своим обаянием, непосредственностью, живостью, голосом, пением, жаждой жизни, открытостью, любовным отношением к миру и людям. Черты Наташи Ростовой обрисованы при помощи авторских описаний, диалогов, реплик, деталей, внутренних монологов, антитез (противопоставлений) с Элен, Соней. Серьезными испытаниями в ее жизни становятся помолвка с князем Андреем, увлечение Анатолем Курагиным и неудавшийся побег с ним, осуждение общества, события войны 1812 года. Общая беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье. Если мать Наташи думает о том, что подводы необходимы Ростовым для того, чтобы вывезти из Москвы имущество семьи, то Наташа, не раздумывая, отдает подводы раненым, которых надо эвакуировать. Ценой разорения семьи она спасает человеческие жизни. Встретившись с князем Андреем, она самоотверженно ухаживает за ним, и даже доктор признается, что "он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым". Приехавшая в Ярославль к ним княжна Марья, несмотря на прошлую неприязнь, сразу чувствует, что Наташу переполняет "беспредельная любовь к нему... жалость, страданье за других и страстное желание отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Толстой часто рисует глаза Наташи, потому что в них отражается ее душа, живые человеческие чувства - страдание, радость, любовь, надежда (а на лице Элен Толстой, как правило, рисует застывшую улыбку). После смерти князя Андрея Наташа была убита горем, она думала, что жизнь ее кончена. "Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Проходит время, - и любовь Пьера Безухова совершенно возвращает Наташу к жизни. Она теперь совсем другая, чем была до войны и смерти Андрея, и в то же время Пьер видит Наташу "такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея". В эпилоге романа мы видим Наташу счастливой женой графа Безухова и матерью 4-х детей. Она полностью уходит в исполнение своих обязанностей жены и матери, что, по убеждению писателя, и составляет суть предназначения женщины, важнейшую часть идеала женщины для писателя. Наташа чувствует себя счастливой тогда, когда здоровы и счастливы дети, спокоен муж, Пьер осознавал себя порядочным, хорошим человеком, потому что видел себя отраженным в своей жене. Жена как зеркало, отражающее все черты характера и привычки мужа, - вот тот идеал, который проповедует Толстой в "Войне и мире". Предназначение женщины - быть женой и матерью, отдавать все силы семье, супругу и детям, обретая в этом и собственное счастье.

Мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в социальной сфере, а женщина - в семье. Она растит детей, всю жизнь творит тот Дом, который становится главным миром, надежным тылом для мужа, истоком для младшего поколения. Она утверждает нравственные ценности, соединяет всех членов ее семейства. Любимые героини Толстого - Наташа и Марья Болконская - создают такие семьи; а Элен, светская красавица, и Анна Павловна Шерер, хозяйка светского салона, не имеют семей. Да их и невозможно представить в окружении детей.

Урок литературы в 10 классе на тему «Идеал женщины в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Из каких неуловимо-тонких и разнообразных

оттенков духовно-телесной жизни соткан

этот «чистейшей прелести чистейший

образец». Подобно пушкинской Татьяне

воплощает она как бы музу поэта, отражает

его собственное лицо в зеркале «вечно

женственного».

Д.Мережковский

Цель: познакомить с женскими образами романа Л.Н.Толстого «Война и мир»; выявить идеал женщины в произведениях И.С.Тургенева, А.С.Пушкина, И.А.Гончарова.

Ход урока

1)Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем она больше отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание». А талантливая писательница 60-х годов 19 века Цебрикова в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Кто прав: автор романа или критик?

2) Беседа.

С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы 19 века?

(Татьяна Ларина, тургеневские девушки, Ольга Ильинская)

Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина, Гончарова? Как эти писатели представляли её роль в обществе?

В романе достаточное количество женских образов, но какой же из них любим Толстым? Попытаемся ответить на этот вопрос.

1. Первый образ – Соня. Какое место она занимает в романе? Как автор относится к Соне? Прав ли писатель, называя Соню «неимущей, у которой всё отнимается» и «пустоцветом»? (она не родная дочь в семье, но ей здесь очень уютно, потому что её так же трепетно и нежно любят, как и других детей).

2. Следующий образ – Вера. Её странное, холодное поведение не вяжется с обстановкой в семье. Она то самое исключение, которое, как всегда, лишь подтверждает правило.

Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру? Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. Любовь этих героев не возвышает их, она идёт не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

3. Жюли Карагина. Что руководило отношениями Бориса Друбецкого к Жюли? Автор ещё раз подчёркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего света, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

4. Элен. Светлая красавица, символ блеска, но и пустоты светской жизни. Женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе на любую безнравственность и интригу. Холодное великолепие, мраморные плечи и неизменяющаяся улыбка делают её похожей на бездушную статую.

Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен никого никогда не любила, сердце у неё мёртво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у неё сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость её поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б.Друбецким, некрасивая её роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – всё создаёт облик развратной и расчётливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает её характеристику.

5. Княгиня Лиза Болконская. Какое место она занимает в романе?

6. Княжна Марья Болконская. У неё некрасивое лицо с прекрасными лучистыми глазами, глядя в которые забываешь о некрасивости лица, тяжёлых шагах, нескладности фигуры. Она – воплощение глубокого духовного начала и удивительной, самоотверженной любви. Все её достоинства особенно ярко проступают в сравнении с Жюли. Она умна, романтична и религиозна. Покорно переносит издёвки отца, не переставая его любить. Что самое главное для княжны? (делать добро).

7. Наташа Ростова. «Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать». (Л.Н.Толстой) Наташа некрасива. Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни. Она стремится всё делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всём участвовать. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Основа её существования – любовь.

А) Наташа и Борис.

Б) Наташа и Денисов.

В) Наташа и Андрей. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь(ночь в Отрадном). Первый бал героини стал началом любви её и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Увлечение Анатолем Курагиным переживала очень тяжело. Судит сама себя. Встреча с князем Андреем после тяжёлого ранения, уход за героем. Тяжело видеть её страдания после смерти князя Андрея. Она чувствует себя очень одинокой. Гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

Г) Наташа и Анатоль Курагин.

Почему Наташа увлеклась Анатолем? Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея – значит время останавливается. Проходят дни впустую. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Так, попав в окружение светской львицы Элен, Наташа невольно поддаётся его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её? Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это ещё одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Д) Наташа и Пьер. Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, проявление более сдержанными. Женщина, которая предстаёт перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего. А её отношение к мужу? Не всё понимала она в деятельности Пьера, но он для неё – самый лучший, самый честный и справедливый. Высшее призвание и назначение героини Толстой видит в материнстве, в семье, в воспитании детей, так как именно женщина является тем светлым и добрым началом, которое ведёт мир к гармонии и красоте. Любовь и семья – основа жизни, нравственная основа всего, что происходит в жизни. В образе Наташи выражен идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся Толстой. Мы с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.

8. Подведение итогов урока. Учащиеся делают выводы об идеале женщины Л.Н.Толстого.

Бархатова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Наташа Ростова - идеал русской женщины" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: полное образование

Урок литературы в 10а классе по теме «Наташа Ростова – идеал русской

женщины» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Учитель Бархатова И.А.

Цель урока : Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа,

определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Использование современных технологий : технология развития

критического мышления.

Стадия вызова . Методы: слово учителя, составление кластера.

Стадия осмысления . Методы: эвристическая беседа, создание проблемной

ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Стадия рефлексии . Метод«Трибуна собственного мнения»:

Какой я увидел героиню Толстого?

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?

Составление синквейна о героине.

Задачи:

Обучающая:

Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать

прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.

Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, составление кластера, эвристическая беседа, создание

проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи

Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната»

Л. Бетховена.

Эпиграф:

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова.

Исходя из домашнего задания, вы можете без труда сформулировать тему нашего урока.

(Образ Наташи Ростовой).

И к чему мы должны прийти в конце урока? (…)

Нужно тему конкретизировать и направить наш разговор в нужное русло.

Я вам помогу: на прошлых уроках мы познакомились с главными мужскими образами,

прошли дорогой чести Андрея Болконского, проанализировали взлеты и падения Пьера

Безухова, т.е. говорили о духовных исканиях этих героев. С какой же целью мы будем

анализировать образ Наташи Ростовой?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В.В.Вересаев.

Как можно интерпретировать эти слова? (Любимая героиня)

Как можно по-другому назвать любимого человека, певца, актера, политика? (Идеал)

Таким образом, мы сформулировали тему урока: «Наташа Ростова – женский идеал

Л.Н.Толстого».

Осталось определить задачи урока.

Итак, чем будем заниматься на уроке? (доказывать, что Наташа – идеал, анализировать

сцены с участием Наташи)

А что включает в себя понятие «идеал»? Давайте обратимся к словарям.

Слайд

Толковый

словарь

Ожегова:

составляет

деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.»

Философский словарь: «Идеал – высший образец нравственной личности».

Итак, если мы будем говорить о нравственной личности, какие качества мы должны в ней

отметить? (Доброту, отзывчивость, самопожертвование, женственность и т.д.)

Таким образом, мы в течение урока должны результаты своей работы представить в виде

кластера:

Стадия осмысления.

Почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она

любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны

разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним умную, с

“лучистыми глазами” Марью Болконскую; красавицу Элен; Анну Каренину, красивейшую

женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина,

ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не

так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней

какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Вернемся к кластеру, он и задаст нам направление нашей деятельности.

К сегодняшнему уроку вы читали эпизоды из романа, героиней которых была Наташа

нашей героиней в различных ситуациях.

Женский идеал

женственность

самопожертвован

Работа в парах.

Вспомнить свой эпизод, проанализировать, какое качество проявляется у Наташи в данной

ситуации (до 5 минут). Кратко пересказать эпизод классу, привести цитату из текста,

записать ключевое слово или словосочетание на листочке и поместить на доске, расширяя

Слайд 2. Наташа – подросток.

(т.1, ч.1, гл.8)

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения

семьи Ростовых. Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом,

некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из

быстрого

сбившимися

тоненькими

оголенными

маленькими

ножками…”

Учащиеся

анализируют

описывающие

Наташу-девочку

Наташу-подростка

появление,

отношение

родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает

просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего

оживления,

бескорыстия,

душевной

переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет

какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты,

открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного

желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было.

Именно поэтому Денисов называет её волшебницей. (внутренняя красота)

Слайд 3. «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл.2)

Какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

(В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение

ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи,

слышатся

чувствует

прелесть

воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи

почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только

недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”.

Происходит

своеобразный

объединяет,

сближает

именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Поэтичность героини, её любовь

к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира. (любовь к природе)

Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы

раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её

внутреннего мира.

С л а й д

« П е р в ы й

Н а т а ш и

Р о с т о в о й »

Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не

была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и

светящаяся

душевная

притягательность

прелесть,

чувствующий

произошло

Болконским.

- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью,

полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его

поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с

полуслова.

И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там

всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и

темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” -

убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность,

чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”.

Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”). (естественность)

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из

них- близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому

характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у

дядюшки.

Слайд 5. «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7) Опыт проблемного анализа эпизодов.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней

воплощаются

свойства

женского

существа:

гармония

духовного

телесного,

естественного

нравственного,

природного

человеческого.

Народное

превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно

легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как,

когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка,

воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те

неподражаемые,

неизучаемые,

русские….»

дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком

русском человеке» (Любовь к народным традициям)

Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное

трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев

Толстого. Не является исключением и Наташа.

Слайд 6. Наташа в дни событий войны 1812 года. Эпизод с ранеными. (т.3, ч.3, гл.14-16)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же

важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям

она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года

потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и

физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце

глубоким

чувством

сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные

невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её

патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). В эти

трагические днив облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и

горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения

пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

(любовь к людям)

Слайд 7. Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником. (т.3, ч.3, гл.

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств

той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после

этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским,

с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение

одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство

героини, её дар к самопожертвованию. (самопожертвование)

Слайд 8. Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? (ч.1, гл.10) Опыт проблемного

(Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в

романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена,

его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать

четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась.

Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам

семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не

то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в

одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу

3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый

взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в

высоком назначении быть женой и матерью. (самопожертвование)

Должен прозвучать вопрос от ребят: а как же быть с тем, что Наташа предала А.

Болконского и увлеклась Анатолем Курагиным?

Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем

Курагиным?» (Учащиеся выражают свое мнение).

своей

героине. Писатель-художник

старается

наиболее

воплотить

раскрывая

достоинства

художественными

средствами. “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит

из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем – после

гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы

помочь умирающему Андрею и его сестре, чтоб заглушить ее горе, а после замужества с

той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других

людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Стадия рефлексии.

Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой.

Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

(Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость,

жизнелюбие,

целостность,

гармоничность

внешнего

внутреннего,

любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию,

душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство

поэтичность,

возвышенность,

скромность,

благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.)

«Трибуна собственного мнения»: (Ребята, а сейчас после небольшой подготовки вам

представится возможность с трибуны высказать свое мнение о Наташе -

«Какой я увидел героиню Толстого? (1 ряд)

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?» (2 ряд)

Синквейн о Наташе (3 ряд)

Заключительное слово. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир»,

охватывает

духовного

развития:

полудетского

возраста

зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи-это художественное открытие

писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство,

ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот

дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению

Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и

План: Министерство образования РФ

Средняя общеобразовательная школа с/п “Село Пивань”

Реферат

Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир".

Выполнела: Рубашова Оля

Проверил:_______________

2008 г.

1. Вступление

2. Наташа Ростова

3. Мария Болконская.

4. Заключение


Вступление

Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она вносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищаются прекрасной половиной человечества, боготворят их и преклоняются им. Женщина всегда окружена ореолом тайны, загадочности. Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее- это то же самое, что разрешить одну из самых древнейших загадок Вселенной.

Русские писатели всегда отводят женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видит её по- своему, но для всех она навсегда останется опорой и надеждой, предметом восхищения. Тургенев воспел образ женщины стойкой, честной, способной ради любви на любые жертвы. Чернышевский, будучи революционером- демократом, выступал за равенство мужчины и женщины, ценил в женщине ум, видел и уважал в ней человека. Идеал Толстого- это естественная жизнь- это жизнь во всех её проявлениях, со всеми естественными чувствами, присущими человеку- любовью, ненавистью, дружбой. И конечно таким идеалом для Толстого является Наташа Ростова. Она естественна, и эта естественность заключена в ней с рождения.

Многие писатели переносили черты характера своих любимых женщин на образы героинь своих произведений. Я думаю, именно поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой душевных переживаний.

Любимые женщины всегда служили для мужчин источником вдохновения. Женский идеал у каждого свой, но во все времена представители сильного пола восхищались женской преданностью, способностью пожертвовать, терпеливостью. Истинная женщина навсегда останется неразрывно связанной с семьёй, детьми, домом. И мужчины не перестанут удивляться женским капризам, искать объяснения женским поступкам, бороться за женскую любовь!

Наташа Ростова

Свой идеал Толстой показал в образе Наташи Ростовой. Для него именно она была истинной женщиной.

На протяжении всего романа мы следим за тем, как маленькая шаловливая девочка становится настоящей женщиной, матерью, любящей женой, хранительницей домашнего очага.

С самого начала Толстой подчеркивает, что в Наташе нет ни грамма фальши, она острее всех чувствует неестественность и ложь. Своим появлением на именинах в гостиной, полной официальных дам, она нарушает эту атмосферу наигранности. Все её поступки подчинены чувствам, а не разуму. Даже людей она видит по- своему: Борис- черный, узкий, как каминные часы, а Пьер- четырехугольный, красно- коричневый. Для неё этих характеристик хватает для того, чтобы понять, кто есть кто.

Наташу называют «живой жизнью» в романе. Своей энергией она вдохновляет к жизни окружающих. Поддержкой и пониманием героиня практически спасает мать после смерти Петруши. Князь Андрей, который успел проститься со всеми радостями жизни, увидев Наташу, почувствовал, что и для него ещё не все потеряно. А после обручения весь мир для Андрея как бы поделился на две части: одна- там, где Наташа, где всё светло, другая- все остальное, где одна тьма.

Наташе можно простить увлечение Курагиным. Это был единственный случай, когда её подвела интуиция! Все её действия подвержены сиюминутным импульсам, которые не всегда можно объяснить. Она не понимала желание Андрея отложить свадьбу на год. Наташа стремилась жить каждую секунду, и год для неё был равен вечности. Толстой наделяет свою героиню всеми лучшими качествами, притом она редко оценивает свои поступки, чаще всего полагаясь на внутреннее нравственное чувство.

Как и всех своих любимых героев, автор видит Наташу Ростову частью народа. Это он подчеркивает в сцене у дядюшки, когда «графинюшка, воспитанная француженкой- эмигранткой», плясала не хуже Агафьи. Это чувство единства с народом, а так же истинный патриотизм толкают Наташу на то, чтобы при выезде из Москвы отдать все подводы под раненых, оставить почти все вещи в городе.

Даже высокодуховная княжна Марья, не полюбившая вначале «язычницу» Наташу, поняла её и приняла такой, какая она есть. Наташа Ростова не была уж очень умной, да и не это было важно для Толстого. «Теперь, когда он (Пьер) рассказывал всё это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину,- не умные женщины, которые слушая, стараются запомнить что им говорят, для того, чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же…, а то наслаждение, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и высасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины.»

Наташа реализовала себя как жена, мать. Толстой подчеркивает, что она сама выкормила всех своих детей (невозможная вещь для дворянки), но для автора это абсолютно естественно. Её семейное счастье наступило и почувствовалось ею после пережитых нескольких маленьких и больших любовных драм. Я не хочу сказать, что все увлечения Наташи нужны были автору только для того, чтобы после них героиня смогла ощутить все прелести семейной жизни. Они имеют и другую художественную функцию- служат целями обрисовки характера героини, показа её внутреннего мира, возрастных изменений и т. д.. Толстой различает ранние её увлечения и поздние, более серьёзные. Переход от детской влюбчивости к настоящей любви замечает за собой и сама героиня. Об этом она говорит, когда полюбила Андрея Болконского: «Я была влюблена в Бориса, в учителя, в Денисова, но это совсем не то. Мне покойно, твердо. Я знаю, что лучше его не бывает людей и так мне спокойно, хорошо теперь, совсем не так, как прежде». Да и раньше, оказывается, она не придавала большого значения своим привязанностям, без упрёка сама себе признавалась в собственной ветрености. Вспомним, как она противопоставила себя Соне: «Она кого полюбит, так навсегда, а я этого не понимаю, я забуду сейчас» . По признанию пятнадцатилетней Наташи, она тогда ни за что не хотела идти замуж и собиралась об этом сказать Борису при первой встрече с ним, хотя считала его своим женихом. Однако смена привязанностей не свидетельствует о непостоянстве и неверности Наташи. Всё объясняется её исключительной жизнерадостностью, придающей молодой героине милую обаятельность. Всеми любимая, «волшебница»- по выражению Василия Денисова, Наташа очаровывала людей не только внешней красотой, сколько своим душевным складом. Лицо её не отличалось особой привлекательностью, в нем отличаются автором даже недостатки, которые делались заметнее, когда она плакала. «И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно другою, заревела, как ребёнок». Но она оставалась всегда прекрасной, когда её девичий облик озарялся внутренним светом. Толстой всеми поэтическими средствами старается передать её ощущение радости бытия. Она переживает счастье жить, пытливо всматриваясь в мир, который всё больше и больше её удивляет и радует. Может быть, это идет оттого, что она чувствует в себе все данные быть любимой и счастливой. Девочка рано почувствовала, что в мире много для неё интересного и обещающего. Ведь говорит же Толстой, что моменты переживания чувства радости были для неё «состоянием любви к себе».

Своей жизнерадостностью она удивляла Андрея Болконского: «О чем она думает? Чему она так рада?». Сама Наташа дорожила своим радостным настроением. У неё на особом счету находилось старое платье, которое по утрам делало её веселой. Жажда новых впечатлений, резвость, чувство восторга в особенности проявились у Наташи при встрече с братом Николаем и Василием Денисовым, приехавшими к Ростовым на побывку. Она «прыгала, как коза все на одном месте и пронзительно визжала». Ей все было в высшей степени интересно и смешно.

Одним из источников радости являлись для неё первые чувства любви. Она любила всё, что казалось ей хорошим. Об отношении к любимому человеку Наташи- девочки можно судить по тому, каким показано её самочувствие у Иогеля. «Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена во всех. В того на кого она смотрела, в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена». Как видим, любовная тема не обретает в романе самостоятельного значения, служа лишь раскрытию духовного облика героини. Иное дело- любовь к Андрею, Анатолю Курагину, Пьеру: она так или иначе связана с проблемами семьи и брака. Об этом я отчасти уже говорила и продолжаю речь впереди. Здесь только следует заметить, что в скандальной истории с Анатолем Курагиным, стоившей тяжёлых переживаний для Наташи, осуждается взгляд на женщину только как на орудие наслаждения.

Мария Болконская

Другим женским образом, который привлек моё внимание в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», является княжна Марья. Эта героиня внутренне настолько красива, что её внешность не имеет значения. Её глаза излучают такой свет, что лицо теряет свою некрасивость.

Марья искренне верит в Бога, она считает, что только Он имеет право прощать и миловать. Она ругает себя за недобрые мысли, за непослушание отцу и старается видеть в других только хорошее. Она горда и благодарна, как её брат, но её гордость не обижает, потому что доброта- неотъемлемая часть её натуры- смягчает это порою неприятное другим чувство.

По- моему образ Марьи Болконской - это образ ангела – хранителя. Она оберегает всех, за кого чувствует хоть малейшую ответственность. Толстой считает, что такая личность, как княжна Марья, заслуживает много больше, чем союз с Анатолем Курагиным, который так и не понял, какое сокровище он потерял; впрочем, у него были совсем другие нравственные ценности.

Она живет наивным мировоззрением церковной легенды, вызывающем критическое отношение князя Андрея и не совпадающими с воззрениями Пьера Безухого и самого Толстого. В пору лучшего состояния своего здоровья и духа, т. е. до кризисных предсмертных переживаний, князь Андрей не принимал всерьёз религиозных поучений Марии. Только из снисхождения к сестре он считается с её религиозностью. Принимая у неё крест в день отъезда в армию, Андрей шутя замечает: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет, то сделаю тебе удовольствие». В своих тяжелых раздумья на Бородинском поле Андрей сомневается в догматах церкви, исповедуемых княжной Марьей, чувствуя их неубедительность. «Отец тоже строил в Лысых Горах и думал, что это его место, его земля, его воздух, его мужики, а пришел Наполеон и, не знал об его существовании, как щенку с дороги, столкнул его и развалились его Лысые Горы, и вся его жизнь. А княжна Марья говорит, что это испытание посланное свыше. Для чего же испытание, когда его нет и не будет? Никогда больше не будет! Его нет! Так кому же это испытаниях?». Что касается отношения к героине самого Толстого, то здесь должно быть принято во внимание само настроение образа Марьи, ставящее её мистицизм в связь с тяжелым обстоятельствами личной жизни, что в свою очередь придаёт особую психологическую глубину типизации этого характера. Роман намекает нам на причины религиозности Марьи. Героиня могла стать такой в силу тяжёлых душевных мук, выпавших на её долю и внушавших ей мысль о страдании и самопожертвовании. Марья была некрасива, переживала это и мучилась. Из- за своей внешности ей приходилось терпеть унижение, самым ужасным и оскорбительным из них было то, которое она пережила во время сватовства к ней Анатоля Курагина, когда жених устроил ночью свидание с её компаньонкой Бурьен.

Не случайно именно после этой сцены княжна Марья сознательно ищет душевное исцеление в религиозных чувствах. «Моё призвание другое,- думала про себя княжна Марья,- моё призвание- быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

Другой причиной внутренних страданий Марьи, питавших её мистические настроения, был деспотизм отца, стоившей ей слез и нравственных самобичеваний. Она часто сносила оскорбления этого капризного, своенравного и злого по характеру человека. В результате в ней сформировался человек с идеалом христианской морали, любви и самопожертвования. Причем в отличие от Пьера, видевшего активную добродетель в исцелении человечества от порока, Марья сознательно ограничивается одним только личным самоусовершенствованием, через любовь к людям. Так можно понять слова автора: «Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей. Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала».

В произведении «Война и мир» автор, восхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, превозносит русских женщин. Княжну Марью, которая чувствует себя оскорбленной при одной мысли о том, что в её имении будут находится французы. Наташу, которая готова уйти из дома в чём была, но отдать все повозки под раненых. Но автор не только восхищается женщиной. Отношение Толстого к женщине не однозначно. В романе он подчеркивает, что внешняя красота- не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше.

Заключение.

Итак, я представила, на мой взгляд, одни из самых ярких образов женщин в русской литературе. Почему же именно эти образы у писателей получились настолько яркими и запоминающимися? Наверное, каждый пытался создать свой идеал, ещё французский романист и биограф Андре Моруа говорил: «Чуть ли не всякий мужчина одержим тем или иным типом женщины и не может искать её повсюду», но можно создать идеальный образ женщины в своём произведении, таким образом навсегда оставив его в сердцах читателей. По верному наблюдению Константина Бальмонта, женщине же принадлежит верховное место и среди основных ценностей («божеств») художника- природы, родины, России, любви, красоты и искусства. В русской классической литературе легко различимы женщины пушкинские (Татьяна Ларина, Маша Троекурова, Маша Миронова) и лермонтовские (княжна Мэри, Бэла, Вера и безымянная контрабандистка из «Героя нашего времени»), гончаровские (Лизавета Александровна Адуева, Ольга Ильинская, Вера и Татьяна Марковна Бережкова) и лесковские (мать- игумения Агния, Женни Гловатская, Катериеа Измайлова из повести «Леди Макбет Мценского уезда»), толстовские (Наташа Ростовская, Мария Болконская, Наталья Савишна) и женщины Ф.М. Достоевского (Варенька Доброселова, Соня Мармеладова, Настасья Филипповна и Аглая Епанчина), женщины А.Ф. Писемского (Евпраксия Бакланова из «Взмаламученного моря») и женщины Н.Г. Чернышевского (Вера Павловна и Катя Полозова из романа «Что делать?»).