Нововведения в сфере возмещения убытков по ОСАГО вступили в силу еще 28 апреля 2017 года, но многие автомобилисты до сих пор не в курсе каков вообще порядок взаимодействия со страховой компанией в случае ДТП.

Одна из причин – то, что правила вступают в силу для тех, кто купил полис ОСАГО после этой даты. Именно поэтому сейчас очень много вопросов по возмещению убытков, но все еще мало ответов. Постараемся объяснить что к чему с конкретными примерами.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” – тот самый документ, который регулирует сферу ОСАГО.

С чего вообще начался весь процесс перемен? С того, что страховые компании массово жаловались на то, что для них с каждым годом все больше и больше возрастает убыточность ОСАГО. Развелось много автоюристов, которые выступали посредниками при получении выплат, различных полулегальных схем, даже преступные группы, которые устраивали авто-подставы и наживались не только на юридически неграмотных согражданах, но и на страховых компаниях, в спорах с которыми суды часто вставали на сторону автовладельцев. Новая норма должна сделать сферу ОСАГО прозрачнее, истребить целую ораву посредников и убрать из этой сферы возможности к незаконному обогащению.

Выплата или ремонт по ОСАГО? Я не хочу делать авто в сервисе, я хочу получить свою страховую сумму

Если полис куплен после 28 апреля 2017 года, то здесь выбора нет. В подавляющем большинстве случаев вам сделают предложение, от которого невозможно отказаться – ремонт в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор. Если машине менее 2-х лет, то ремонт производится у официального дилера. И всем пофигу, что на вашу новую ауди гарантия 4 года. Есть сыроватости в этом законе, тут бесспорно…

Сроки ремонта авто по новым правилам возмещения по ОСАГО

Экспертизу авто на предмет определения стоимости ремонта проводят не позднее 5 рабочих дней (ст. 12 ч. 10) с момента подачи заявления на возмещение. Само авто принимают не позднее 20 дней с момента подачи заявления. Ремонт длится не более 30 дней (ст. 15.2) с момента попадания авто в сервис.

Если есть противоречия по стоимости ремонта, то вы можете обязать страховую компанию организовать независимую экспертизу путем написания соответствующего заявления, стоимость которой входит в состав суммы возмещения убытков (ст. 12 ч. 14).

Особенности проведения ремонта по ОСАГО в 2017/2018 году

Если иное не установлено договоренностями между страховой компанией и заявителем, то в процессе ремонта не допускается использование б/у и восстановленных частей (ст. 15.1), а минимальная гарантия на проведенные работы – 6 месяцев, для лакокрасочных работ еще больше – 12 месяцев.

Обычно страховые компании предоставляют на выбор несколько сервисов, где проводится обслуживание, но их удаленность должна быть не более 50 км от места ДТП или места жительства лица, чей авто будут ремонтировать. Но есть оговорка – страховая компания может оплатить доставку авто до места ремонта, тогда расстояние может увеличиться.

Кстати, про гарантию – одним из требований для осуществления восстановления авто, которые находятся на гарантии, по ОСАГО после ДТП является требование по сохранению гарантийных обязательств.

Ответственность за ремонт несет страховая компания. Сфера эта регулируется Центральным Банком РФ. И в случае, если к страховой будет много вопросов относительно качества ремонта, регулятор может наложить на нее санкции.

Кстати, по договоренности со страховой компанией вы можете осуществить ремонт в сервисе по собственному желанию.

Все 5 абзацев расписаны в ст. 15.2 рассматриваемого закона.

Как получить выплату по ОСАГО в новых условиях?

Если у вас легковой авто, зарегистрированный в РФ, и вы являетесь гражданином РФ, то только в следующих случаях:

а) полной гибели транспортного средства;

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом “б” статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15.2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3.1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

А если выплаты (восстановления) по ОСАГО не хватило и пришлось доплачивать за ремонт?

Расчет выплаты (восстановление) по ОСАГО сейчас происходит по методике Центробанка. Для начала можно попробовать написать претензию в саму страховую с просьбой увеличения размера той суммы, которая входит в ремонт авто. Если это не поможет, можно обратиться к регулятору – Центробанку.

Кроме того, вы можете подать в суд на виновника ДТП в порядке гражданского судопроизводства с требованием покрыть те расходы, которые вы понесли в результате устранения последствий ДТП, но которые не покрыла страховая компания. О том как это сделать мы поговорим в одной из следующих статей.

Выплаты по ОСАГО принадлежат к тем вопросам, которые очень сильно завязаны на конркетику. Они бывают настолько индивидуальными, что общая информация может дать только поверхностное представление о ситуации. Если вы хотите получить конкретную консультацию, то напишите нам в чат, вам помогут профессиональные юристы.

Выплаты по ОСАГО с 2017 года заменили ремонтом — такое правило вступило в силу после подписания Президентом РФ изменений в действующий ранее закон по ОСАГО. Новые поправки работают с 28.04.2017 года и относятся только к тем полисам обязательного страхования, которые были оформлены после этой даты.

До вступления закона в силу у владельцев машин был выбор — получать возмещение или делать ремонт. Теперь его нет. Если виновник в аварии оформил договор ОСАГО после 28 апреля, о денежной выплате в большинстве случаев придется забыть. Еще через шесть месяцев прямое возмещение будет актуальным даже при аварии с участием от 2-х и более авто.

Как работали старые правила?

До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:

  • Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
  • Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.

Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.

С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.

​С вступлением в силу новых поправок алгоритм действий имеет следующий вид:

  • Автовладелец попадает в ДТП.
  • Машина потерпевшего направляется на СТО.
  • Страховая компания оплачивает счет за ремонт и запчасти.

Денежные выплаты отменены не для всех, а лишь для владельцев легковых машин, прошедших регистрацию в РФ и находящихся во владении граждан страны.

Главные особенности нового закона

  1. Кто производит выплаты?

В случае ДТП представитель страховой компании осматривает машину и оформляет направление на ремонт. В процессе восстановления авто применяются только новые детали. Установка запчастей, которые были в употреблении, возможно при заключении договора со страховой компанией. К слову, страховщик может не дать своего одобрения.

  1. Как производится расчет выплат?

Расходы на ремонт вычисляются по методу ЦБ, в котором учитываются разные показатели. В случае применения такого способа затраты на покраску деталей не всегда включаются в общую суммуили выкрашиваются частично.

Оплата за установленные детали производится не по квитанции из магазина, а с учетом среднестатистической информации, приведенной в специальном справочнике. Этот же подход применяется при определении расходов на услуги СТО. Если денег, выделенных страховщиком, недостаточно на ремонт, разницу придется возмещать за счет своих денег.

  1. Какие сроки ремонта установлены законом?

Направление на восстановление ТС выдается в течение 20 суток со дня принятия заявления страховщиком. Если работы планируется производить на сторонней СТО, которая не входит в перечень страховой компании, возможна задержка в выдаче направления — до месяца.

На выполнение ремонтных работ отводится 30 рабочих дней. Отсчет ведется с момента, когда транспортное средство принято СТО. Увеличение установленного срока возможно для проведения более сложного ремонта и при согласии потерпевшей стороны. В случае затягивания с ремонтом страховая компания платит неустойку.

  1. Дается ли гарантия?

Многие интересуются, предоставляет ли СТО гарантию. Если речь идет о работах по восстановлению кузова, она составляет 1 год, а на остальные виды ремонта — 6 месяцев.

  1. Куда направляется машина для ремонта?

Место восстановления автомобиля зависит от страховой компании. У каждого страховщика имеется свой перечень СТО, с которыми оформлены договора. Вариантов может быть много, но каждый раз решение принимается индивидуально. По законодательству автосервис должен находиться на расстоянии не более 50 км от места аварии или места проживания потерпевшей стороны.

Если страховая компания оплачивает эвакуатор для доставки машины до СТО, можно выбрать любой вариант из перечня. Что это значит? Если авария произошла на расстоянии 200 км от дома хозяина авто, страховщик вправе прислать эвакуатор. При этом транспорт отводитавто для ремонта на ближайший сервис или в любую другую СТО. Стоит знать, что в задачу страховой компании входит доставка авто не только до СТО, но и на прежнее место.

  1. Как поступить, если авто на гарантии?

По закону страховая компания обязана направить авто в сервис, имеющий право обслуживать машины определенной марки (это должно подтверждаться наличием соглашения с дилером или производителем). При отсутствии такой СТО в перечне авто направляется на ремонт на любом другом сервисе, предложенном страховщиком, но при условии согласия автовладельца. Если хозяин отказывается от предложенного варианта, разрешается забрать деньги.

Указанное условие работает в случае, если машина имеет возраст до 2-х лет. Это большой минус, ведь многие производители дают гарантию на 3-5 лет. Если у страховщика в перечне нет подходящих вариантов, он вправе отправить машину на любой сервис. При этом компенсация выдаваться не будет.

  1. Как определиться с СТО?

При оформлении полиса обязательного страхования автовладелец вправе указать определенный сервис, в который страховщик должен выдать направление при прямом возмещении ущерба. Чаще всего выбирать приходится из перечня страховой компании, но по договоренности допускается указание другой СТО (даже при отсутствии ее в перечне).

В случае достижения любых договоренностей последние должны фиксироваться в заявлении. При этом согласие страховой компании должно быть оформлено в письменной форме. В случае если страховщик не может оплатить работу за ремонт на оговоренном сервисе, владелец вправе требовать денежную компенсацию.

  1. Как быть в ситуации, если ремонт сделан некачественно?

Если машина была передана на СТО, которая задержало с выдачей машины или плохо выполнила поставленную задачу, владелец оформляет претензию в страховой компании с просьбой убрать имеющиеся недоделки. Если проблемы не были устранены, можно требовать компенсацию, а в случае отказа идти в суд.

  1. Когда можно получить денежную компенсацию?

Выплаты деньгами производятся в следующих случаях:

  • Автомобиль нельзя восстановить на СТО.
  • Потерпевшее лицо погибло, а родственники не хотят восстанавливать ТС.
  • Имеет место обоюдная ответственность сторон (этот факт должен быть доказан).
  • Потерпевший является инвалидом и ездит на специальном авто.
  • Страховой выплаты недостаточно для оплаты необходимого ремонта.
  • Потерпевшая в аварии сторона получила тяжкий или средний вред. При этом автовладелец отдал предпочтение денежной компенсации.
  • ЦБ не разрешил покрывать ущерб путем оплаты ремонта.
  • Страховщик и страхователь договорились, что возмещение будет выплачено в денежной форме.
  • Потерпевшее лицо отказалось от ремонта авто на СТО, у которой нет соглашении с дилером или производителем.

Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте?

Некоторые автовладельцы решают самостоятельно ремонтировать авто. Здесь стоит учесть, что получение денег по желанию уже невозможно. Компенсация выплачивается только в одном из перечисленных выше случаев. Самый простой путь — попробовать договориться со страховщиком о денежном возмещении. В случае отказа как-то воздействовать на страховую компанию не получится. Авто придется отдавать на ремонт и, возможно, выкладывать часть средств на запчасти.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

Что делать, если на руках имеется полис, оформленный до 28 апреля?

В этом случае можно пользоваться старым договором и при ДТП выбирать один из доступных вариантов — выплата денег или оплата ремонта. Как только срок действия полиса выйдет, важно внимательно подойти к выбору страховщика. Обратите внимание на список сервисов, с которыми работает страховая компания. Этот перечень можно найти на официальном сайте страховщика. Здесь же должна быть другая информация — адреса СТО, сроки выполнения ремонтов, а также марки обслуживаемых машин.

Перед заключением договора обратитесь в доверенную СТО и узнайте, с какими страховыми компаниями она работает. После выбирайте подходящий вариант из перечня.

В случае самостоятельной замены деталей соберите чеки на запчасти, ведь они могут потребоваться для экспертизы или судебного разбирательства. Если произойдет ДТП, проследите за правильностью оформления бумаг. Это позволит сохранить возможность прямого покрытия убытков в страховой компании.

Как быть, если вы собираетесь купить авто?

Если вы только планируете купить машину и хотите сохранить гарантию, сделайте запрос у дилера авторизованных СТО. Выберите ту компанию, которая работает с интересующим сервисным центром. В случае если страховщик виновной стороны не имеет договора с этой СТО, требуйте направления именно сюда или денежной компенсации.

Если вы покупаете подержаное авто, просите у продавца бумаги на запчасти, которые недавно им покупались. В случае приобретения дорогой машины подумайте, сможете ли вы самостоятельно доплатить разницу при ремонте авто по ОСАГО. Получить выплату, после чего сделать ремонт у друга в гараже уже не выйдет.

После перехода на натуральное возмещение по ОСАГО во многих автосервисах, сотрудничающих со страховыми компаниями, стала наблюдаться значительная нагрузка. Очень часто это приводит к тому, что автомобили простаивают, ожидая своей очереди на ремонт. У многих автомобилистов встает вопрос, а как можно воздействовать на медлительных ремонтников?

Какая может быть ответственность за затягивание срока

Закон отводит 30 рабочих дней на ремонт автомобиля (ФЗ-40) и получить автомобиль раньше этого срока это уже удача. При этом, в договоре и направлении на ремонт страховщик и вовсе мог указать срок еще больше, а вы могли этого не заметить (в законе прописана такая возможность) и тут надо подходить уже индивидуально (изучать обоснованность и думать).

Если станция технического обслуживания не укладывается в отведенный срок, то страховщику грозит неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта за каждый день простоя сверх срока. В некоторых случаях можно обосновать еще и упущенную выгоду.

Что из этого вам нужно усвоить? Во-первых, то, что воздействовать на автомастерскую вы никак не можете, пени начисляются страховой компании, она же оплачивает ремонт, отвечает за его сроки и качество и имеет с ним договор. Вы для автомастерской никто и маловероятно, что разговаривать с вами будут, по крайней мере, не обязаны. Во-вторых, сумма пени зависит от стоимости ремонта, и чем дешевле и незначительнее ваш ремонт, тем больше у вас шансов нарваться на просрочку, автомастерская не только может не приступать к ремонту до «мертвой черты», но и вполне может просрочить. Даже если там дел на 2 дня – спешить некуда (огромных штрафов страховой компании не начислят).

Пишем претензию и идем в суд

Законным образом добиваться справедливости следует через составление претензии (досудебная стадия), а уже за тем в суде. Для начала пишете претензию, в адрес страховщика в которой указываете номер дела, перечень повреждений, дату оставления авто в СТО, срок просрочки и суть претензий. Вполне возможно, что страховая компания воздействует на СТО, выплатит компенсацию или предложит какие-то альтернативные варианты урегулирования вопроса.

В случае отсутствия реакции пишите иск в суд, в котором так же перечисляете все обстоятельства и указываете, что досудебное урегулирование не сработало. Не волнуйтесь, если срок действительно превышен, издержки на услуги юриста вам компенсируют по решению суда.

Делаем экспертизу качества ремонта

В случаях, когда ремонт затягивался и делался после возникновения конфликтной ситуации, нередко бывает что сделан он не очень качественно. Например, на СТО не успели (или не хотели изначально) заменить детали требующие замены на новые и просто закрасили старые, в спешке нанесли какие-то дополнительные повреждения, плохо покрасили и т.д.

Когда будете забирать автомобиль, внимательно осмотрите все, а если не можете сами, то позовите тех, кто может помочь. В случае выявления дефектов или при наличии серьезных сомнений обращайтесь к экспертам, которые проведут экспертизу, в этом случае вам не только должны будут устранить все недочеты, но и выплатят компенсацию за каждый день что автомобиль был в ремонте, а это уже значительная сумма.

Выводы

К сожалению, это основные законные методы воздействия, не слишком грозно, но все-же что-то… Методы незаконные, такие как: разговоры в темном месте, угрозы, поджоги, взрывы и похищения мы не применяем и Вам не советуем. Если ваша ситуация какая-то особенная или вам нужна юридическая и экспертная поддержка – мы к Вашим услугам!

В пятницу, 17 марта, Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в закон об ОСАГО, которые делают основным способом страхового возмещения ремонт автомобиля, а не денежную выплату. Норма вступит в силу 28 апреля и будет касаться только новых договоров с гражданами РФ.

Что меняется?

Если раньше по закону страховая компания должна была «осуществить страховую выплату» потерпевшему в ДТП, то теперь - организовать и оплатить ремонт пострадавшего автомобиля. Страховое возмещение деньгами клиент может получить, но только в ряде случаев: если сумма ущерба больше 400 000 рублей или автомобиль полностью уничтожен, если застрахованный погиб или он получил тяжкий вред здоровью, а также если он является инвалидом. Возможна и денежная выплата по согласованию со страховой компанией. Но основным способом возмещения по ОСАГО теперь должен стать ремонт.

Станцию технического обслуживания (СТО) будет выбирать клиент, но из списка партнеров страховой компанией. Выбор нужно будет сделать еще в момент заключения договора страхования. Если автомобиль не старше двух лет, то ремонт должен быть у официального дилера. Если застрахованного не устраивают предложенные СТО, он может организовать ремонт в другом автосервисе, но только после письменного согласия страховщика.

Направление на ремонт страховая компания должна выдать в течение 20 календарных дней (кроме праздничных), сам ремонт должен длиться не более 30 дней, а СТО, предложенная страховщиком, находиться не далее чем в 50 км от места ДТП или жительства клиента (кроме случаев, когда компания сама организовала и оплатила транспортировку автомобиля). По закону ремонт должен производиться только из новых автозапчастей. Это важный момент, ведь деньги по ОСАГО страховщик выплачивает с учетом износа запчастей (то есть стоимость не нового элемента, а б/у).

За качество ремонта будет отвечать страховая компания. Гарантия - 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы - 12 месяцев. Если на компанию будет поступать много жалоб, то Банк России, который является регулятором рынка, может временно запретить ей отправлять клиентов на ремонт автомобиля и заставить выплачивать деньги.

Зачем это нужно?

Год от года растет убыточность ОСАГО. В 2016 году коэффициент выплат (отношение выплат к собранным премиям) по этому виду страхования вырос с 57% до 74%, указывает ЦБ в письме председателю комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову.

«Существенный рост убыточности ОСАГО вызван не столько ростом частоты страховых случаев, сколько ростом расходов на нестраховые издержки, обусловленные злоупотреблением правом со стороны потерпевших и их представителей, - говорится в письме , подписанном первым зампредом ЦБ Сергеем Швецовым. - Сформировался особый вид посредничества, так называемые автоюристы, которые осуществляют деятельность, направленную не на защиту прав потерпевших, а на максимизацию взыскиваемых со страховщиков сумм в свою, автоюристов, пользу». По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), за 2016 год нестраховые судебные расходы (штрафы, неустойки, расходы на юридические услуги и т. д.) компаний, осуществляющих ОСАГО, составили более 13 млрд рублей, что составляет около 6% страховых премий за этот период. Недобросовестные автоюристы занимаются «выкупом убытков у потерпевших и раскручиванием судебных выплат, включая возмещение расходов, напрямую не связанных с ущербом транспортного средства», говорит руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. По сути, деятельность некоторых посредников направлена не на защиту прав потерпевших, а на необоснованное взыскание в свою пользу средств со страховщиков, добавляет заместитель начальника управления обязательных и массовых страховых продуктов СПАО «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина.

Причем страховые выплаты растут не равномерно, а только в отдельных регионах. К примеру, в Ивановской области, Республике Адыгея и Карачаево-Черкесской Республике средняя выплата более чем в два раза превышает московскую. ЦБ также отмечает и неправомерность судебных решений в некоторых регионах.

Такая ситуация привела к тому, что в некоторых местах России практически невозможно купить ОСАГО. В целом по стране количество заключенных в 2016 году договоров снизилось на 3,6% по сравнению с 2015 годом, а в некоторых регионах - на 10-25%, указывает ЦБ. Страховые компании обязаны продавать ОСАГО везде, не отказывать клиентам и не навязывать дополнительные услуги, однако, чтобы снизить убыточность, они все же идут на нарушения. «Только в наиболее проблемном Южном федеральном округе в 2016 году Банком России рассмотрено 14 112 обращений и жалоб на проблемы, связанные с оформлением полисов ОСАГО, в отношении страховщиков выдано 765 предписаний об устранении нарушений законодательства, составлено 210 протоколов об административных правонарушениях», - указывает ЦБ.

Направление на ремонт вместо денежно компенсации по ОСАГО исключит возможность автоюристам наживаться на страховых компаниях, полагают депутаты и чиновники. Идея о так называемом «натуральном возмещении» возникла еще год назад. В ходе программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» в апреле 2016 года президент Ассоциации по защите прав страхователей Максим Ханжин предложил поручить Банку России проработать вариант перехода исключительно на натуральную форму возмещения убытков по ОСАГО, чтобы исключить мошеннические схемы. После этого президент действительно поручил правительству вместе с ЦБ подготовить такие предложения по совершенствованию ОСАГО, чтобы сделать восстановительный ремонт основным способом возмещения. 14 декабря 2016 году Госдума рассмотрела законопроект в первом чтении.

«Мошенники, криминальные «автоюристы» и различного рода ОПГ возникают там, где есть наличный оборот денежных средств, - говорит директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников. - А добропорядочным гражданам важно прежде всего устранить последствия ДТП, то есть отремонтировать автомобиль». Введение натуральной формы возмещения в ОСАГО позволит с одной стороны сделать деятельность автоюристов неприбыльной, а с другой - повысит уровень защищенности потерпевших, полагает Щукина.

Опять все недовольны?

Теоретически поправки в закон должны сделать счастливыми и страховые компании, и их клиентов. Первые больше не будут терпеть убытки из-за посредников, вторые - получат свои отремонтированные автомобили. Но на практике возникает много вопросов.

К примеру, как получить согласие страховщика на ремонт в проверенном автосервисе, а не в том, который предлагает компания? На этот вопрос представители страховых компаний пока не могут ответить точно. «Речь идет об индивидуальных решениях, основанных на конкретных обстоятельствах. Заранее указать, что для этого нужно, нельзя. Страховая компания будет принимать решение, исходя из аргументации страхователя», - говорит Княгиничев из «Ингосстраха». Это вопрос практики, соглашается Печников. «Основополагающий момент - это те расценки, которые будет применять СТО, качество и сроки ремонта. Если расценки будут соответствовать применяемым справочникам, как и все остальные параметры, включая репутацию сервиса, то для страховщиков во многих случаях этого будет достаточно», - говорит он. Но Княгиничев утверждает, что если ремонт будет в сервисе по выбору страхователя, то «страховая компания не сможет гарантировать качество и сроки».

Граждане привыкли получать от страховой по ОСАГО деньги и ремонтировать автомобиль самостоятельно. Но недовольных переменами не будет много, верят представители страховщиков. «Добропорядочным гражданам важно, чтобы поврежденное имущество было приведено в то состояние, в котором оно было до ДТП. Таким образом, потенциально перевод основной массы возмещений в натуральную форму не должен привести к проблемам», - говорит Печников. В сегменте каско натуральная форма возмещения уже давно внедрена и подавляющее большинство клиентов удовлетворены ремонтом автомобилей, добавляет Княгиничев.

Другого мнения придерживается заместитель гендиректора «ГлавСтрахКонтроля» Инна Жаврид: «Довольных будут единицы, а часть и вовсе может отказаться от ОСАГО». У страховых компаний и до принятия поправок была возможность давать клиентам направление на ремонт, подчеркивает она: «Почему не направляли? Почему не сделали систему привлекательной и удобной для потерпевших? Раньше не смогли, а сейчас смогут? Сомневаюсь. Проблемы останутся: нарушение сроков, бесконечные согласования, отказы, качество ремонта и прочее». Если клиент будет недоволен качеством ремонта, то ему нужно будет провести независимую экспертизу, а затем обратиться в страховую и суд, поясняет Инна Жаврид.

Сами страховщики, судя по всему, тоже не удовлетворены поправками. Расходы на автоюристов должны упасть, признают они, но убыточность ОСАГО не снизится. Все дело в износе деталей. Как уже было указано, закон предполагает, что страховщик оплачивает ремонт с использованием новых деталей, а денежные выплаты производит на б/у детали. И тарифы, утвержденные ЦБ, рассчитаны на основании выплат с учетом износа деталей. «Авторы поправок, не проводя расчетов, предполагают, что рост выплат из-за возмещения без износа будет скомпенсирован падением судебных расходов. К сожалению, это не так. Наши расчеты показывают, что даже если исключить все судебные расходы - возмещение без износа потребует роста тарифов как минимум на 25%, в противном случае убыточность страховщиков будет расти», - говорит Печников из СК «МАКС». Кроме того, динамика развития ситуации с судебными расходами пока не до конца понятна, поскольку споры по сумме возмещения могут трансформироваться в споры по качеству ремонта и срока, добавляет он.

Руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров указывает на еще одну проблему для страховщиков - официальные дилеры. Именно к ним страховая компания должна направлять автомобили не старше двух лет, при этом сервисы должны быть не дальше 50 км от места ДТП или жительства клиента. «Пока похоже на то, что нам придется искусственно заселять официальными дилерами просторы отдаленных городов Чукотки, Урала, Западной и Восточной Сибири, где их может не быть не то что в черте города, но и на несколько сот километров вокруг», - комментирует Макаров.