В начале 30-х годов XIX века, после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе, Пушкин опять обращается к "смутным" временам отечественной истории. Фигура мятежного Пугачева теперь все более и более его привлекает и завораживает. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: в качестве профессионального историка в "Истории Пугачева" и в качестве писателя в "Капитанской дочке".

Сначала было создано произведение историческое. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где и были живы люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью. И лишь затем Пушкин обратился к художественному воплощению темы.

Пушкина волновала участь его близких друзей-декабристов - Пущина, Кюхельбекера, Рылеева и других. Это были лучшие сыны России -- самые благородные, самые самоотверженные. Но почему же потерпели крушение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок России не изменился к лучшему? И можно ли наметить иные, более верные пути к благоденствию России?

Работа над повестью продвигалась с трудом -- в пушкинских бумагах сохранилось шесть различных планов повести "Капитанская дочка". И даже последний из планов имеет много различий с тем произведением, которое мы знаем. Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич -- офицер, подпоручик 2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. И отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в лагерь восставших. Это вызвано глубокими причинами.

Пушкин не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским мятежом. "Не приведи бог видеть русский бунт -- бессмысленный и беспощадный", -- говорит главный герой его романа. Так же думал и Пушкин. В 1831 году он был свидетелем одного из таких бунтов, о чем писал своему другу П. Л. Вяземскому: "Ты, верно, слышал о возмущениях новгородских и Старой Руси. Ужасы. Более ста человек генералов, полковников и офицеров перерезаны в Новгородских поселениях со всеми утончениями злобы... 15 лекарей убито... четверили одного генерала, зарывали живых и проч".1

Не смягчая красок, рисует Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в своем историческом труде, и в художественном произведении. Можно ли сказать, что автор осуждает пугачевский бунт? Объявляет его отъявленным злодейством?

Прежде всего он выясняет причины пугачевщины. В своем историческом труде А. С. Пушкин показал, что жесткость восставших была спровоцирована несправедливостью местных и правительственных властей. И на страницах "Капитанской дочки" появляется башкир -- участник бунта 1741 года. Страницы, связанные с описанием этого человека, нельзя читать без содрогания.

И все же дворянин-офицер, перешедший на сторону восставших, не становится главным героем романа. Некоторые черты Шванвича переданы отрицательному герою Швабрину, близкому к типу романтического злодея. (На их связь указывает сходство фамилий.) Поиск героя продолжается. В черновиках писателя появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой возвращается опять в правительственную армию и "отличается против Пугачева". Облик героя двоится: переход в другой стан и обратно в первый не слишком лестно его характеризует. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Далее временно. Появляется новый прототип- героя. Это живой современник Пушкина -- Валуев, девятнадцатилетний юноша, жених дочери П. А. Вяземского. Но и этот план был отвергнут. Наконец появляется герой, который останется главным в окончательном тексте романа -- Гринев. Эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик А.М. Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в "сообщении с злодеями, но по следствию оказались невинными".

Гринев в повести А. С. Пушкина стал очевидцем, свидетелем и участником событий. Вместе с ним мы пройдем путем испытаний, ошибок и побед, открытий и трудностей, путем познания истины, познания мудрости, любви и милосердия.

А теперь обратимся к тому времени, о котором рассказал А. С. Пушкин в своей повести "Капитанская дочка".

Итак, XVII век, царствование Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Августы, принцессы Ангальт-Цербстской (1729 - 1796). В августе 1745 г. она вышла замуж за наследника российского престола великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 г. Екатерина II прим к власти, с помощью гвардии свергнув с престола Петра III, своего муж который был убит, а дворяне, служившие в гвардии и оказавшие сии мощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы фавориты - становились могущественными вельможами.

Екатерина II Великая вступила на русский престол 33 лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. Такая характеристика во многом объясняется успехами России на мировой арене и решением многих внутриполитических задач.

При правлении Екатерины расширилась территория России, и особенно в южном и западном направлениях. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья.

Укрепление аппарата власти, расходы на войны, содержание двое развитие науки, просвещения и искусства требовали больших денег. Доходы казны выросли во вторую половину XVIII века в 4 раза, однако расходы увеличились еще больше -- в 5 раз.

Екатерина II обнаружила ум и способности крупного государственного деятеля, Она была весьма образованна. Она должна была выработать политику, отвечавшую задачам развития страны. Эта политикан лучила название "просвещенного абсолютизма".

В своей государственной деятельности императрица пользовала идеологию Просвещения, вела переписку с Вольтером и его единомышленниками, обсуждала с ними государственные дела. Она придавала большую роль законодательству, считая, что законы создаются "для воспитания граждан". По подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц.

Уже в первом манифесте после вступления на престол Екатерина недвусмысленно заявила: "Намерены мы помещиков при их имениях

и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать".

Тем не менее не все дворяне были сторонниками ее власти, и в повести "Капитанская дочка" Пушкин показывает представителей "старинного" дворянства, сыгравшего в свое время важную роль в русской истории, а в эпоху "циничного фаворитизма" потерявшего свое былое значение (представителями этого дворянства являются Л. П. Гринев, граф Миних, который остался верным Петру III).

В "Моей родословной" Пушкин писал:

Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Итак, в годы правления Екатерины II появилось два типа дворянства -- дворянство "старинное" и новое дворянство, а положение крепостных крестьян в это время еще более ухудшилось: крестьяне нищенствовали, их можно было продавать, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, ссылать их на каторгу, творить произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

В такой обстановке, после внезапной и таинственной для народа смерти Петра III, разнеслись слухи, что император жив, что убит кто-то другой, а царь спасен и скрывается, но он появится перед народом, вернет свой законный престол, накажет и царицу, и помещиков, даст крестьянам свободу и землю. Вера в доброго царя всегда жила в народе. И в 1773 году на далеких берегах реки Яик (впоследствии по указу императрицы ее назвали Урал), в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры о том, что царь Петр III появился. Об этом говорили его воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Этим человеком был Емельян Иванович Пугачев (материал о нем -- см. урок 4). За ним пошел народ, восстание охватило огромную территорию и длилось полтора года. Оно было жестоко подавлено, но мятеж еще долго полыхал.

В 1833 году А. С. Пушкин поехал в те места, где 60 лет тому назад бушевало восстание. Он побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Поездка потребовала несколько месяцев, Кроме этого шла постоянная напряженная работа с документами, проходили встречи со многими людьми, еще помнившими время Пугачева.

Труд Пушкина -- историка и автора "Капитанской дочки" -- был огромным. Своим творческим воображением великий художник слова восполнил то, что скупо изложено в документах, что недосказано в воспоминаниях. Он воспроизводит давно ушедшую жизнь, характеры людей, создает увлекательный сюжет, в котором каждая картина является необходимым звеном единого целого.

"Капитанская дочка" одновременно является и историческим произведением, и откликом на современную писателю действительность, и духовным завещанием для нас -- тех, кто будет жить после него.

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его "Архивных тетрадях" сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. "Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону", - пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась "История Пугачева", написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием "История Пугачевского бунта", которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773-1775 годов. Он возник ещё во время работы над "Дубровским" в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773-1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который "предпочел гнусную жизнь - честной смерти". Имя его упоминалось в документе "О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников". Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий - Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались "в сообщении с злодеями", но "по следствию оказались невинными" и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, "гнусный злодей" Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года - дата окончания работы над "Капитанской дочкой". "Капитанская дочка" была напечатана в четвертом номере пушкинского "Современника" в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Каков жанр "Капитанской дочки"? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: "Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…". Что такое роман, Пушкин объяснял так: "В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании". То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же "Капитанскую дочку" - небольшое по величине произведение - в литературоведении чаще именуют повестью.

Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению, но цензура вряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией повести становится служба молодого дворянина на благо отечества и любовь его к дочери капитана Белогородской крепости. Параллельно дается другая, так интересовавшая автора тема пугачевщины. А. С. Пушкин выбирает главным героем мелко поместного дворянина Петра Андреевича Гринёва т.к. по мнению автора он являлся типичным представителем дворянства того времени: воспитывался гувернёром, не очень преуспевал в науках, был единственным, окружённым заботою и любовью родителей, ребёнком. Гринёв так беззаботно рос, что даже его отец забыл, сколько его дитяте лет. В разговоре с матерью Петра Гринёва отец вдруг спрашивает: *"Авдотья Васильевна, а сколько лет Петрушке?"* и получив ответ, что сыну "пошёл семнадцатый годок" он принимает твёрдое решение отправить своего ребёнка на службу: "Добро- прервал батюшка, - пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить по голубятни."

Не смотря на такое лёгкое детство в Гринёва изначально вложили такие замечательные качества как безошибочное нравственное чутьё, ярко проявившиеся в минуты испытаний и поворотов судьбы, благородство, он может попросить прощения даже у крепостного слуги, если понимает что был не прав и резок с человеком, который ему предан, который его любит и, который его воспитал, доброту, он может отдать заячий тулуп, первому встречному, только потому что он замёрз и вывел их к деревушке в жуткую непогоду, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междоусобной войны. Более того, оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно вырастает духовно и нравственно. Он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя искренне любимой им Маши Мироновой, опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядно смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в "мятежную слободу" была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. капитанская дочка пушкин

Юному офицеру-дворянину еще чужд социальный стереотип мышления. Враждённое чутьё и внутреннее благородство подсказали Гриневу, что относиться к мятежникам и бунтовщикам нужно отрицательно, в реально возникших ситуациях он больше доверял личным впечатлениям.

Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве рассказчика. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не может не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависят его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни или сцену освобождения Маши.

Гринев - офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев, действительно, не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. В качестве повествователя Пушкин намеренно выбрал дворянина. Через восприятие Гринёва А.С. Пушкин даёт положительную характеристику Пугачёву, как личности, хотя и осуждает бессмысленность и кровопролитность бунта. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, - подобных расправе в Бело-горской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве..

три раза щадил и миловал его Пугачев. "Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, - говорит Гринев, - данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты..."

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.

История создания «Капитанской дочки» может заинтересовать всех кто читал этот исторический роман Пушкина или полностью.

«Капитанская дочка» история написания

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его “Архивных тетрадях” сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. “Я в Казани с пятого. Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону”, – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий.

Из материалов о бунте сложилась “История Пугачева”, написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием “История Пугачевского бунта”, которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773–1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью.

По первоначальному замыслу должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который “предпочел гнусную жизнь – честной смерти”. Имя его упоминалось в документе “О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников”. Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались “в сообщении с злодеями”, но “по следствию оказались невинными” и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, “гнусный злодей” Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды.

Работая над историческим романом, Пушкин опирался на творческий опыт английского романиста Вальтера Скотта (среди его многочисленных почитателей в России был сам Николай I) и первых русских исторических романистов М.Н.Загоскина, И.И.Лажечникова. «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» - так Пушкин определил основной жанровый признак романа на историческую тему. Выбор эпохи, героев и особенно стиль «вымышленного повествования» сделали «Капитанскую дочку» не только лучшим среди романов русских последователей В.Скотта. По словам Гоголя, Пушкин написал «единственный в своем роде роман» - «по чувству меры, по законченности, по стилю и по изумительному мастерству обрисовывать типы и характеры в миниатюре…» Пушкин-художник стал не только соперником, но и «победителем» Пушкина-историка. Как заметил выдающийся русский историк В.О.Ключевский, в «Капитанской дочке» «больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману».

Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над “Капитанской дочкой”. “Капитанская дочка” была напечатана в четвертом номере пушкинского “Современника” в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Теперь вы знаете историю написания и создания романа Пушкина «Капитанская дочка» и сможете понять весь историзм произведения.

«Капитанская дочка» представляет собой исторический роман (в некоторых источниках - повесть), написанный А.С.Пушкиным. Автор повествует нам о зарождении и развитии большого и сильного чувства между молодым знатным офицером и дочерью коменданта крепости. Все это происходит на фоне восстания Емельяна Пугачева и создает для влюбленных дополнительные преграды и угрозы для жизни. Роман написан в форме мемуаров. Такое переплетение исторической и семейной хроники придает ему дополнительный шарм и очарование, а также заставляет поверить в реальность всего происходящего.

История создания

В середине 1830-х в России набирали популярность переводные романы. Светские дамы зачитывались Вальтером Скоттом. Отечественные писатели, и среди них Александр Сергеевич, не могли остаться в стороне и ответили собственными произведениями, среди которых были и «Капитанская дочка».

Исследователи творчества Пушкина утверждают, что сначала он работал над исторической хроникой, желая рассказать читателям про ход Пугачевского бунта. Подойдя к делу ответственно и желая быть правдивым, автор встречался с непосредственными участниками тех событий, специально для этого уехав на Южный Урал.

Пушкин долго сомневался, кого же сделать главным героем своего произведения. Сначала он остановился на Михаиле Шванвиче - офицере, который во время восстания перешел на сторону Пугачева. Что заставило Александра Сергеевича отказаться от такого замысла, неизвестно, однако в результате он обратился к формату мемуаров, а в центр романа поставил офицера-дворянина. При этом главный герой имел все шансы перейти на сторону Пугачева, однако долг перед Отечеством оказался выше. Шванвич же из положительного персонажа превратился в отрицательного Швабрина.

В первый раз роман предстал перед зрителями в журнале «Современник» в последнем выпуске 1836 года, причем авторство Пушкина там упомянуто не было. Было сказано, что эти записки принадлежат перу покойного Петра Гринева. Однако в этом романе по соображениям цензуры не была опубликована статья о бунте крестьян в поместье самого Гринева. Отсутствие авторства повлекло за собой отсутствие каких-либо печатных отзывов, однако многие отмечали «всеобщий эффект», который произвела «Капитанская дочка» на тех, кто ознакомился с романом. Через месяц после публикации настоящий автор романа погиб на дуэли.

Анализ

Описание произведения

Произведение написано в форме мемуаров - помещик Петр Гринев рассказывает о временах своей молодости, когда его отец распорядился отправить его служить в армию (правда, под присмотром дядьки Савельича). В дороге с ними случается одна встреча, коренным образом повлиявшая на их дальнейшую судьбу и на судьбу России, - Петр Гринев знакомится с Емельяном Пугачевым.

Доехав до места назначения (а им оказалась Белогорская крепость), Гринев сразу же влюбляется в дочь коменданта. Однако у него есть соперник - офицер Швабрин. Между молодыми людьми происходит дуэль, в результате которой Гриневу наносится ранение. Его отец, узнав об этом, не дает своего согласия на брак с девушкой.

Все это происходит на фоне развивающегося Пугачевского бунта. Когда дело доходит до крепости, то подельники Пугачева сначала лишают жизни родителей Маши, после чего предлагают Швабрину и Гриневу присягнуть на верность Емельяну. Швабрин соглашается, а вот Гринев из-за соображений чести - нет. Его жизнь спасает Савельич, который напоминает Пугачеву об их случайно встрече.

Гринев воюет против Пугачева, однако это не мешает ему призвать последнего в союзники для спасения Маши, которая оказалась заложницей Швабрина. По доносу соперника Гринев оказывается в тюрьме, и вот уже Маша делает все для его спасения. Случайная встреча с императрицей помогает девушке добиться освобождения возлюбленного. На радость всем дамам, дело заканчивается свадьбой молодых в родительском доме Гринева.

Как уже было упомянуто, фоном для любовной истории послужило великое историческое событие - восстание Емельяна Пугачева.

Главные герои

В романе можно выделить нескольких главных героев. Среди них:

Емельян Пугачев

Пугачев - по мнению многих критиков, самая яркая за счет своего колорита главная фигура в произведении. Марина Цветаева в свое время утверждала, что Пугачев заслоняет собой бесцветного и блеклого Гринева. У Пушкина Пугачев выглядит этаким очаровательным злодеем.

Петр Гринев, которому на момент повествования только исполнилось 17 лет. По мнению литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского, этот персонаж нужен был для беспристрастной оценки поведения другого персонажа - Емельяна Пугачева.

Алексей Швабрин - молодой офицер, служащий в крепости. Вольнодумец, умен и образован (в повести упоминается, что он знает французский и разбирается в литературе). Литературовед Дмитрий Мирский назвал Швабрина «чисто романтическим негодяем» из-за его измены присяге и перехода на сторону повстанцев. Однако поскольку образ прописан неглубоко, сказать о причинах, которые побудили его на такой поступок, сложно. Очевидно, что симпатии Пушкина не были на стороне Швабрина.

На момент повествования Марии только исполнилось 18 лет. Настоящая русская красавица, при этом простая и милая. Способная на поступок - чтобы спасти любимого, едет в столицу встречаться с императрицей. По мнению Вяземского, она украшает роман так же, как Татьяна Ларина украсила «Евгения Онегина». А вот Чайковский, который в свое время хотел поставить оперу по этому произведению, сетовал, что в ней недостаточно характера, а есть только доброта и честность. Того же мнения придерживалась и Марина Цветаева.

С пяти лет приставлен к Гриневу в качестве дядьки, российского аналога гувернера. Единственный, кто общается с 17-летним офицером как с малым ребенком. Пушкин называет его «верным холопом», однако Савельич позволяет себе высказывать неудобные мысли как барину, так и своему подопечному.

Анализ произведения

Коллеги Александра Сергеевича, которым он самолично читал роман, делали небольшие замечания относительно несоблюдения исторических фактов, при этом в общем и целом отзываясь о романе положительно. Князь В.Ф.Одоевский, например, отмечал, что образы Савельича и Пугачева выписаны тщательно и продуманы до мелочей, а вот образ Швабрина не доработан, а потому читателям будет сложно понять мотивы его перехода.

Литературный критик Николай Страхов отмечал, что такое сочетание семейной (частично любовной) и исторической хроник характерно для произведений Вальтера Скотта, ответом на популярность которых среди русской знати, по сути, и было произведение Пушкина.

Еще один русский литературовед Дмитрий Мирский высоко оценивал «Капитанскую дочку», подчеркивая манеру повествования - сжатую, точную, экономную, при этом просторную и неторопливую. Его мнение заключалось в том, что в становлении жанра реализма в русской литературе это произведение сыграло одну из главных ролей.

Русский писатель и издатель Николай Греч спустя несколько лет после публикации произведения восхищался тем, как автору удалось выразить характер и тон того времени, о котором тот повествует. Повесть получилась настолько реалистична, что можно было действительно подумать, что автором является очевидец этих событий. Федор Достоевский и Николай Гоголь также периодически оставляли восторженные отзывы об этом произведении.

Выводы

По мнению Дмитрия Мирского, «Капитанская дочка» может считаться единственным полновесным романом, написанным Александром Сергеевичем и опубликованным при его жизни. Позволим себе согласиться с критиком - в романе присутствует все для того, чтобы быть успешным: романтическая линия, закончившаяся женитьбой, - услада для прекрасных дам; историческая линия, повествующая о таком сложном и противоречивом историческом событии, как восстание Пугачева, - больше будет интересна мужчинам; четко выписанные главные персонажи и расставленные ориентиры относительно места чести и достоинства в жизни офицера. Все это объясняет популярность романа в прошлом и заставляет наших современников прочитать его сегодня.

Конспект урока литературы в 8 классе

«Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Бузыкановской СОШ

Марыхина Татьяна Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Тема урока « Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка », урок №1 из 7 по данной теме.

    Базовый учебник: В.Я Коровина

    Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

    Задачи:

Обучающие: познать прошлое, увиденное глазами великого поэта; подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

Развивающие: создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

Воспитательные: развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения; побуждать к активной положительной деятельности;

    Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

    Образовательная технология: исследовательские методы в обучении

    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, портрет А.С.Пушкина.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Сегодняшний урок литературы будет отличаться тем, что в подготовке урока вы приняли непосредственное участие. В качестве эпиграфа я бы хотела предложить одну из восточных мудростей: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я пойму».

Как вы считаете, что она означает?

Ребята, обращаю ваше внимание, что на столах у вас лежат оценочные листы, и вы во время выступления своих одноклассников должны оценить их работу.

Слушают учителя, участвуют в диалоге, размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

3 минуты

Целеполагание

Мы продолжаем изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина и приступаем к изучению повести «Капитанская дочка». Для того, чтобы было легче понять произведение, действия героев, необходимо знать, каким был тот исторический период.

Откройте тетради, запишите число и тему урока: Творческая история романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Слушают учителя, записывают в рабочие тетради тему урока

3 минуты

Актуализация знаний

Сейчас повторим материал прошлого урока.

Индивидуальная работа 2 учеников: (письменный ответ на вопрос).

Остальные учащиеся отвечают на вопросы.

Над каким историческим трудом Пушкина мы работали на прошлом уроке?

Кто стоял у власти в этот период?

Что можете рассказать о ее царствовании? (сообщение ученика)

Записываем в тетради тезисы выступления.

Каким предстает Емельян Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина?

Слово предоставляется ученице, которая расскажет нам о крестьянской войне 1773 - 1775г. (сообщение ученика)

Для нас сейчас все это давняя история. Но, как мы слышали, во времена Пушкина еще были живы очевидцы событий- из числа дворян и простого народа. Вроде бы события одни и те же, но как по-разному они воспринимались. Если для дворян Пугачев был «злодеем, извергом», то в народном сознании, отраженном в песнях и сказаниях, это личность постепенно приобрела легендарные черты: воплотила представление о сильном, строгом, но справедливом вожде «заступнике». Знал ли все это многообразие мнений Пушкин? Очевидно – да.

Обратимся к документам.

Осенью 1833 года Пушкин приехал в Оренбург для собирания сведений о пугачевском бунте и пожелал посетить Бёрду. Пушкина ждали. Пришли в дом к старой казачки Бунтовой, которая своими газами якобы видела Пугачева. Пушкин стал расспрашивать ее и в процессе беседы попросил спеть песню про Пугачева. Давайте сейчас прослушаем одну из песен.

Песня: в исполнении ансамбля «Казачий круг»

Кто знает, может, тогда Пушкин слышал песню, наподобие той, которая сейчас прозвучала. А теперь обратимся к историческим документам и найдем слова очевидцев из дворянского лагеря.

(Емелька Пугачев, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в детстве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце). Кто дал данную характеристику Пугачеву?

(Эту характеристику дал Пугачеву один из современников Пушкина, историк Броневский)

Ученики отвечают на вопросы, обосновывают свой ответ, слушают учителя, выполняют индивидуальные задания, которые они подготовили, исследуя материалы учебной и дополнительной литературы

Индивидуальная, групповая

Учащиеся исследуют материал и делают заметки в тетради

8 минут

III .

Изучение нового материала.

Ребята, скажите, вам что-нибудь известно о работе Пушкина над созданием «Капитанской дочки»?

Проверка опережающего задания. (сообщение ученика)

Проверка индивидуальных заданий.

В 1833 году Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно Пугачеве.

Обратимся к историческим и биографическим документам и найдем материал о том, как работал ПУШКИН над созданием «Капитанской дочки».

(«Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов… разных рукописей, указов, донесений. Я посетил места, где произошли события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою… Вся эта эпоха была худо известна. Военная часть оной никем не была обработана: многое даже могло быть обнародовано только с высочайшего соизволения)

(фрагмент из письма Пушкина жене, Наталье Николаевне, написанного во время поездки.

«Я в Казани с пятого… Здесь я возился со стариками, современниками моего героя: объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону)

Исследуют карту – схему в учебнике литературы и указывают города, районы, охваченные восстанием.

Ребята, обратите внимание на дату издания, которая стоит в конце повести. Что эта дата значила в жизни А.С. Пушкина?

В 1836 году исполнилось 25 лет со дня основания лицея, это последняя лицейская годовщина в жизни Пушкина. Через несколько месяцев Пушкин погиб, защищая честь своего дома, своей семьи, своего имени. Но он оставил нам свое завещание – свою последнюю повесть «Капитанская дочка». Уже 170 лет, как живет эта книга, и жизнь ее на этом не заканчивается. Еще многие века читатели будут искать ответы на загадки человеческой жизни, истории над которыми размышлял А.С. Пушкин в конце творческого пути

Отвечают на вопросы учителя, воспринимают на слух информацию, слушают ответы одноклассников, которые работали по карточкам, исследуя материал учебника.

Индивидуальная, фронтальная

Исследуют карту – схему и делают вывод, который записывают в тетрадь

5 минут

Физкультминутка

Чтобы немного отдохнуть, проведём физкультминутку.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Выполняют элементарные упражнения

2 минуты

Жанровое своеобразие.

Ребята, обратите внимание на запись на доске? (роман, повесть, хроника, мемуары).

Какое общее понятие объединяет их?

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

1 минута

Работа с толковым словарем. Вывод.

Вспомните их определения, если затрудняетесь, выясните значение литературных понятий, пользуясь толковым словарем литературных терминов.

- До сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? Роман? Хроника или мемуары?

Вам было дано индивидуальное задание поразмышлять над жанром произведения. (ответы учащихся)

Сделайте вывод и запишите его в тетради.

( «Капитанская дочка» - исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта)

Работа со словарем литературных терминов, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самостоятельно делают вывод и записывают его в тетрадь.

Индивидуальная, групповая

5 минут

IV .

История создания «Капитанской дочки».

Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении - это принцип историзма.

- Что такое историзм? (Ответы учащихся)

Главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои Пушкина имеют прототипы и их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная групповая

2 минуты

Прототипы героев повести. Работа со словариком в тетради.

Попытайтесь объяснить значение слова «Прототип»?

(Прототип - лицо, послужившее прообразом персонажа в художественном произведении ). Запишите.

Осваивают литературные термины, записывают в тетради

Групповая

2 минуты

Слово учителя.

- Пушкин не сразу нашел своего героя. Историю о том как это происходило, вы сейчас услышите (сообщение учащихся)

(Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов произведения «Капитанская дочка».

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был поручик 2 гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который предпочел «гнусную жизнь – честной смерти». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачевских событий – Башарине. Он был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не становился на фамилии Гринев. В правительственном сообщении от 10 января 1775 года имя Гринева числилось среди тех, кто вначале подозревались в «сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста.

Пушкину нужен был свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением.

В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды)

Слово учителя: Вам, наверное, очень хочется узнать, кто был прототипом Маши Мироновой. Пушкин писал цензору: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…»

И не смотря на это, Маша Миронова стала любимой героиней Пушкина, и не случайно повесть называется «Капитанская дочка». Тихая, робкая капитанская дочка стала победительницей в сложных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Возможно, назвав повесть «Капитанская дочка» Пушкин хотел подчеркнуть, что его в первую очередь интересуют человеческие отношения.

Воспринимают на слух информацию, которую учащиеся подготовили дома

5 минут

V .

Обобщение

Наш урок подходит к концу, давайте обобщим изученный материал.

Какова история написания «Капитанской дочки»?

Что вы можете сказать о жанре этого произведения?

Объясните лексическое значение слова ПРОТОТИП?

По первоначальному замыслу романа кто должен был стать главным героем?

Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Фронтальная, групповая

5 минут

VI .

Итог урока

Сегодня на уроке мы получили много новой информации, узнали, как работал А.С. Пушкин над повестью «Капитанская дочка», поразмышляли над жанром.

На следующих уроках мы рассмотрим жизненный путь главных героев, образ Пугачева.

Слушают учителя

1 минута

VII .

Д/з

Перечитать I IV главы повести, подготовить характеристику Петруши Гринева.

Записывают домашнее задание

1 минута

VIII .

Рефлексия

У вас на партах лежат листы самооценки, заполните их и сдайте. Учитель оценивает работу учащихся на уроке и выставляет оценки в журнал.

Оценивание работы учащихся на уроке

2 минуты