Николай Раевский родился 14 сентября 1771 года, в городе Москве. Николай был болезненным мальчиком.

Воспитанием Раевского занимались родители матери, в их доме он проводил много времени. Здесь он получил образование, в совершенстве знал французский язык.

Службу в русской армии Николай Раевский начал в 1786 году, в возрасте 14 лет в лейб-гвардии Преображенском полку.

Через год, в 1787 году началась война с Турцией. Раевский отправляет в театр боевых действий в качестве волонтера. Николай был определен в действующую русскую армию, в казачий отряд, под командование Орлова.

Во время Раевский проявил себя отважным и смелым воином, участвовал во многих трудным сражениях той военной кампании.

В 1792 году Раевскому был пожалован чин полковника русской армии. За участие в русско-польской войне 1792 года, Раевский получил в награду четвертой степени и четвертой степени.

В 1794 году Раевский отправляется на Кавказ. Недолго побыв на южных границах , Николай Николаевич берет отпуск и едет в Санкт-Петербург для того, чтобы жениться на Софье Константиновой.

После свадьбы чета возвращается на Кавказ. Раевский активно участвовал в осаде Дербента, и проявил себя как уже полностью состоявшийся военный.

Вскоре на русский престол взойдет , при котором многие военные попали в немилость. Исключением не стал и Николай Раевский. С воцарение , Раевского восстановят на военной службе, уже в чине генерал-майора. Прослужив год при новом императоре, он оставит службу по собственному желанию.

Ситуация в Европе накалялась. Россия вела тяжелую войну против Франции. Николай Раевский не мог оставаться в стороне от этой военной кампании. В начале 1807 года он просит зачислить его в действующую русскую армию. Прошение удовлетворено.

Николай Раевский назначен командующим егерской бригады, в задачу которой входит прикрывать авангард . Вскоре война с Франции завершилась Тильзитским Миром. Вслед за ней грянули войны со Швецией и Турцией. Николай Раевский участвовал и в той и в другой войне.

За успехи в них был произведен в генерал-лейтенанты русской армии и награжден шпагой с бриллиантами.

Вскоре началась . 23 июля около деревни Салтыковка завязался бой русской армии с неприятелем. Бой был кровавым и очень ожесточенным, шел с переменным успехом.

Исход боя решил Раевский, личным примером, поднявший солдат в атаку со словами - «Я и мои дети откроем Вам путь к славе! Вперед за императора и отечество!». Рядом с Николаем в атаку бежали его дети Николай, будучи в 11 летнем возрасте и Александр 17 лет от роду.

В тот день Николай Николаевич стал одним из любимых среди солдат генералов. 15 августа Раевский руководил обороной Смоленска, против 180 тысяч солдат французской армии, в распоряжении Николая Раевского было только 15 тысяч русских штыков. Три дня русская армия героически обороняла Смоленск. 18 числа было принято решение оставить город, предварительно уничтожив военные скалы и мосты.

Во время Николаю Николаевичу было поручено руководить обороной стратегической Курганной высоты, получившей впоследствии название - «батареи Раевского».

Солдаты Раевского долго и героически обороняли батарею, но в итоге французам все удалось её взять. Однако Раевскому удалось выиграть время и серьезно истощить французские силы, поэтому захватив батарею, неприятель не обрушил удар на основные силы русской армии.

На военном совете в Филях, Раевский был одним из тех кто поддержал решения оставить Москву. После небольшого перерыва, было сражение под Малоярославцем, где Николай Раевский проявил себя с наилучшей стороны, за что и был награжден орденом Святого Георгия третьей степени.

Раевский участвовал и в заграничных походах русской армии, отлично проявил себя под Лейпцигом, где, не смотря на серьезное ранение, остался в седле, и продолжил руководить действиями своих солдат и офицеров.

За Лейпциг, Раевский был произведен в генералы от кавалерии. После короткого лечения Раевский вернулся в армию, участвовал во взятии Парижа, был награжден орденом Святого Георгия второй степени.

В январе 1826 года назначил Раевского членом Государственного Совета.

Через три года в возрасте 58 лет, Николая Николаевича Раевского не стало.

Имя: Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо)

Возраст: 38 лет

Деятельность: художник, основатель реализма, один из крупнейших мастеров барокко

Семейное положение: не был женат

Караваджо: биография

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.


Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.


В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом. Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино. Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».


Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».


В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.


Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».


В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».


Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла». Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии». Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.


Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.


Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.


В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.


В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.


В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.


Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.


В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни . С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.


В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.


В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер . Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.


Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта. На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку. Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.


Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал. Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии. Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.


Произведения

  • 1593 - «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 - «Музыканты»
  • 1596 - «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 - «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 - «Медуза»
  • 1598 - «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 - «Нарцисс»
  • 1600 - «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 - «Распятие Святого Петра»
  • 1602 - «Амур-победитель»
  • 1603 - «Погребение Христа»
  • 1604 - «Иоанн Креститель»
  • 1605 - «Портрет папы Павла V»
  • 1606 - «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 - «Семь деяний милосердия»
  • 1608 - «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 - «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 - «Давид с головой Голиафа»

Микеланджело Караваджо (1571-1610) — итальянский художник, отказавшийся от характерной для его эпохи манеры живописи и положивший начало реализму. Его произведения отражают мировоззрение автора, его неуемный характер. Микеланджело Караваджо, биография которого полна тяжелых моментов, оставил впечатляющее наследие, до сих пор вдохновляющее художников всего мира.

Приметы эпохи

Художник родился в 1571 году в Ломбардии. Название селения (Караваджо), в котором Микеланджело появился на свет, стало его прозвищем. Историки отмечают, что на долю Италии во времена, когда жил и творил Караваджо, пришлось немало испытаний. Страну разоряли войны и внутренние противоречия, осложнявшиеся экономическим кризисом. На смену некоторой свободе Возрождения пришла церковная реакция. Все это не могло не повлиять на искусство.

Маньеризм и академизм

В годы, когда итальянский художник Микеланджело Караваджо начал двигаться по творческому пути, живопись стала наполняться мистическими сюжетами, далекими от реальности. Поддерживаемый церковью маньеризм, зародившийся в середине XVI века, был направлением субъективным, не стремящимся к гармонии духовной и телесной составляющей.

Чуть позже, почти в конце столетия, возникает академическая живопись. Для нее характерна простота композиции и монументальность форм, противопоставляемые маньеризму. Художники, отдававшие предпочтение академизму, обращались к Античности с ее идеализированными героями и образами, отметая реальность как не стоящую внимания.

Микеланджело Караваджо — художник-новатор

Созданное Караваджо направление, названное после его смерти «караваджизмом», берет свое начало в живописных традициях Северной Италии. Одним из учителей Микеланджело Меризи в Милане был Симоне Петерцано. Вероятно, именно у него художник научился использовать контраст света и тени, ставший впоследствии одной из главных отличительных черт многих его полотен.

Микеланджело Караваджо в своем творчестве продолжил традиции реалистического подхода мастеров Северной Италии. Он не стал последователем маньеризма или академизма, но положил начало новому течению, нередко вызывавшего критику со стороны как других живописцев, так и церкви. Однако некоторые религиозные деятели покровительствовали Караваджо. Среди них стоит отметить кардинала дель Монте, который благоволил к художнику в период с 1592 по 1594 год, когда Микеладжело жил и трудился в Риме.

Житель провинции

Микеланджело Караваджо, биография, творчество и вся жизнь которого неразрывно связаны с провинциальными городами, даже в полотнах на религиозные темы изображал простых людей. Герои его картин далеки от античных идеалов, их можно было встретить на улицах итальянских селений. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. На его картинах, запечатлевших различные сюжеты из Священного Писания, появлялись далеко не канонические детали, делавшие служителей церкви и мучеников не идолами, а простыми и понятными людьми. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».

Характерные для работ Микеладжело Караваджо черты — это реализм, иногда доходящий до крайней натуралистичности, лаконичная композиция, игра света и тени, использование сдержанной цветовой гаммы.

«Призвание апостола Матфея»

Знаменитый цикл работ для церкви Сан-Луиджи деи Франчези, изображающих эпизоды жизни святого Матфея, художник создал в последнее десятилетие XVI века. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Все основные детали: - перст Христа, лицо апостола — ярко освещены. Тень покрывает малозначительные элементы полотна. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Художник и в этой картине нашел место для реализма и деталей, характерных для житейских ситуаций. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Все герои картины, кроме Христа и апостола Петра, одеты в современные для Караваджо костюмы. Мастерство художника нашло выражение и в изображении лиц героев.

Движение к цели несмотря ни на что

Упрямым, неуемным и полным бурлящей энергии — таким описывают историки-искусствоведы Микеланджело Меризи. Он настойчиво развивал реализм, несмотря на критику и оппозицию церкви. Наиболее значимые свои работы художник создал в 1600-1606 годах. В их число входят полотна «Видение Савла», «Мученическая смерть апостола Петра», «Успение» и другие. Эти картины вызвали неодобрение со стороны церкви из-за отклонения от принятой манеры изображения, ненужного, по мнению католических сановников, реализма и материализма.

Слава и побег из Рима

«Положение во гроб» — одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Драматический сюжет положения во гроб тела Спасителя написан художником в белых, красных и синих тонах, напряженное противостояние которых умножает эффект от игры света и тени. Это полотно признавалось шедевром не только среди поклонников и последователей мастера, но и его врагами.

И именно в тот момент, когда Микеланджело Караваджо достиг славы, судьба приготовила для художника очередное испытание. В 1606 году ему пришлось бежать из Рима после дуэли. Ссора во время игры в мяч имела роковые последствия: Караваджо убил противника и был вынужден покинуть город.

Последние годы

Скрываясь от правосудия, художник продолжать работать, хотя условия его жизни порой становились невыносимо тяжелыми. В Неаполе он написал «Мадонну с четками», «Семь дел милосердия». Последняя картина из названных представляет собой объединение нескольких разных сюжетов. Несмотря на сложную композицию, полотно не распадается на отдельные части. Художнику удалось скомпоновать сюжеты в единое целое.

На Мальте, повздорив с вельможей, Караваджо попал в тюрьму, а затем бежал на Сицилию. Работы последнего периода жизни мастера плохо сохранились. Картины, относящиеся к этому времени, полны драматизма. К ним относится «Погребение св. Лючии», «Усекновение головы Иоана Крестителя», «Поклонение пастухов». Эти картины объединяет ночное пространство, выступающее фоном для основного действия и неохотно расступающееся, показывая героев полотна.

Последние годы Караваджо провел в скитаниях по Сицилии. Незадолго до смерти он отправился в Рим, где ему была обещана помощь в получении прощения от Папы Римского. Однако и тут судьба не была расположена идти ему навстречу. По пути в Вечный город художник заболел. Он умер в Порто д’Эрколе в 1610 году от лихорадки.

Итальянский художник Микеланджело Караваджо, фото работ которого украшают все труды по истории искусства XVII века, оказал огромное влияние на развитие живописи. Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Однако и то, что художник успел создать, сделало его одним из самых почитаемых мастеров прошлого. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы. К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Последователи Микеланджело Меризи в Италии стали называть себя караваджистами, отдавая дань первопроходцу жанра.

Стиль: Влияние на: Работы на Викискладе

Микела́нджело Меризи да Карава́джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio ; 29 сентября (15710929 ) , Милан - 18 июля , Гроссето, Тоскана) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века , один из крупнейших мастеров барокко . Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро » - резкое противопоставление света и тени.

Биография

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо , неподалеку от Милана . Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка. Отец умер от чумы, когда Микеланджело было пять лет. Учился с 1584 года у Симоне Петерцано в Милане , но по неизвестной причине закончил обучение раньше срока. Затем на четыре года пропадает из поля зрения и объявляется в Риме - нищим и голодным.

Первое время Караваджо сильно нуждался. Он поступил в мастерскую второстепенного, но бывшего в большой моде в Риме художника Чезари д’Арпино. По контракту Караваджо выполнял на картинах изображения цветов и фруктов. Позднее именно он откроет для итальянской живописи жанр натюрморта. Иногда своими заказами с Караваджо делился художник Антиведуто Граматика. Борромео , познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком» и признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось . Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.

В 1591 году Караваджо переехал во дворец своего покровителя кардинала дель Монте, где работал около пяти лет. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз Винченцо Джустиниани .

«Вакх» - одна из ранних картин Караваджо, на которых предположительно изображён его сожитель Марио Миннити

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески , Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент - Федерико Цуккаро . Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту.

Он так и не узнал, что в Риме ему даровано полное прощение.

Ранний период

Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх » (ок. 1593-94, Рим, галерея Боргезе), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593, там же), «Вакх» (ок. 1593, Уффици), «Гадание» (ок. 1594, Лувр), «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи - маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо - человек из уличной толпы, - римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха .

Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.

Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Принесение в жертву Исаака», ок. 1603, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи (сейчас выставляется в Палаццо Барберини), Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

Зрелое творчество

Период творческой зрелости (конец XVI - первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599-1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези , капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них - «Призвание апостола Матфея», - перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события - вторжения света Истины в самые низы жизни. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и св. Петра , его реальность и одновременно ирреальность, выхватывая из темноты лишь часть профиля Иисуса, тонкую кисть его протянутой руки, жёлтый плащ св. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени.

Во второй картине этого цикла - «Мученичество св. Матфея» - возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Третья картина - «Св. Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) - была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола. В алтарных картинах «Мученичество св. Петра» и «Обращение Савла» (1600-1601, Санта-Мария-дель-Пополо , капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602-1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605-1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи).

Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь деяний милосердия » (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах - «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века - Рубенса , Йорданса , Жоржа де Латура , Сурбарана , Веласкеса , Рембрандта . Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст , Хендрик Тербрюгген , Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески , его дочь Артемизия Джентилески).

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Как известно по Библии , это произошло на третий день после погребения. Чтобы достичь достоверности, Караваджо приказал двум нанятым работникам выкопать недавно захороненное тело и держать его, пока он рисует. Не выдержав ужасного запаха, работники бросили труп и хотели убежать. Но Караваджо, пригрозив им ножом, заставил их продолжить держать труп, пока он не закончит работу .

Фильмы о Караваджо

  • «Караваджо» - британский фильм 1986 года режиссёра Дерека Джармена по мотивам жизни художника, в роли взрослого Караваджо - Найджел Терри
  • «Караваджо» 2007 год, режиссёр Анжело Лонгони в главной роли Алессио Бони

Примечания

Литература

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 29 сентября
  • Родившиеся в 1571 году
  • Умершие 18 июля
  • Умершие в 1610 году
  • Художники по алфавиту
  • Художники Италии
  • Художники барокко
  • Картины Караваджо

Wikimedia Foundation . 2010 .

Микеланджело Караваджо (1571 — 1610) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Жизнь и творчество Караваджо

Итальянский живописец. Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” — оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.

Маленький больной Вакх Юноша с корзиной фруктов Отдых на пути в Египет Гадалка

Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).

Зрелые произведения художника Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж).

Призвание апостола Матфея Мученичество апостола Матфея Положение во гроб Смерть Марии

Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).

Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема Караваджо, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.

Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.

После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. В 1608 Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден. Но вскоре и оттуда Караваджо пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера. Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов .

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие) .

Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.

Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.