Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» написана в 1872 году. В этом произведении художник запечатлел явление природы, отразил чувства и эмоции сельских девчонок, собиравших грибы в лесу и внезапно настигнутых грозой.

Лес остался позади, но и приюта от дождя не видно. Маковский изображает девочек на шатком мостике. Старшая стремительно бежит через мостик, совсем не боясь потерять равновесие. Страх, внушаемый надвигающейся грозой, гораздо сильнее. Крепко прижимая к себе младшую сестренку, старшая боится прежде всего за нее, поэтому решительно и смело старается как можно быстрее добраться до какого-либо укрытия.

Невольно сопереживаешь детям и удивляешься мастерству художника: все вокруг говорит о том, что надвигается гроза. Трава пригнулась к земле, небо темнеет, пугают растрепанные волосы девочек…но одновременно автор заставляет и любоваться некоторыми деталями картины: чистыми добрыми глазами детей, грибами, уложенными в передник старшей девочки, ее смелостью, четко очерченной травой…

Вглядываясь в картину, замечаешь голубой просвет у горизонта и светлое пятно пшеничного поля. Появляется уверенность в том, что дети опередят грозу и успеют вернуться домой.

Заказать репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Дети, бегущие от грозы художника Константина Маковского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Константина Маковского Дети, бегущие от грозы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Константина Маковского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Константина Маковского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Константина Маковского на натуральном холсте.

Константин Егорович Маковский родился в 1839 году в Москве в семье Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда и поступает в 1851 году Константин. Его преподавателями были последователи Карла Брюллова, и под их влиянием формируется романтический и декоративный стиль Константина Маковского.

В 1858 году Маковский поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Первый большой успех ему принесла историческая картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» Но Академию он не закончил, он был одним из четырнадцати выпускников, которые отказались писать картины на предложенную тему. К тому времени Иван Крамской создал Артель художников, куда и вступает Маковский.

С 1870 года Маковский занимается вместе с другими художниками основанием Товарищества Передвижных Художественных выставок.

В этот период он много работает над портретами, жанровой живописью, уделяет внимание сценам из быта простых людей.

К концу 70-х в центре внимания художника – исторические события.

На выставке в Париже в 1889 году Маковский получил большую золотую медаль за картины «Демон и Тамара», «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного».

В последний год жизни 1915 он принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Константина Маковского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Дети бегущие от грозы

На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались. Конечно, они не хотят попасть под дождь в лесу или даже в поле.

Девочка (лет восьми) несёт маленького мальчика (лет пять) за спиной. Они похожи. Светлые, щекастые. Наверное, это брат и сестра. На девочке синий сарафан и белая рубашка, а еще косынка красная. На шее бусы. Кажется, что это самые простые бусы. Может быть, даже желуди на нитке. Косынка аж сбилась с головы. На мальчике красная рубашка и белые штанишки. У девочки на поясе корзинка с грибами. Они, значит, собирали грибы. Увлеклись – не заметили тучи. И вот теперь надо бежать от грозы. Оба они босые.

Девочка спешит через мост над ручьем. Наверное, она б его обошла, но сейчас боится грозы. И мост этот – просто доска.

Вокруг детей всё потемнело. Травы все темно-зеленые, ещё лето. Хотя поле желтое. Наверное, там созревшая рожь – и это август. На небе тучи страшные. Есть посветлее, но одна черная. Она прямо над ними. И она похожа на страшную птицу. И всё-таки ещё нет капель. Можно надеяться, что дети добегут до укрытия.

Но трава высокая уже качается под ветром. Клонится к земле. Травы красивые, тоже похожи на колосья. Под мостом видны кувшинки красивые. Вода темная очень. На ветру и юбка девочки, и косынка.

Братик сжимается. Он обнимает сестру с ужасом от грозы. Кстати, может быть, это маленькая сестра в штанишках... Просто сразу вспоминаешь сказку про Алёнушку и Иванушку. Волосы девочки могли с возрастом потемнеть. И будет она сидеть над тем же ручьем, над которым сейчас бежит. Тащит, то есть спасает глупого брата.

Цвета очень уж тёмные тут. Ощущение тревоги и страха. Чувствуется опасность! Будто за ними гроза гонится.

Сочинение по картине Дети бегущие от грозы Маковского

Константин Маковский - один из самых известных художников-передвижников. Он, вместе со своими братьями и сестрой, которые в тоже самое время были его товарищами по обществу, по зову долга часто бывал в сельской местности. В деревнях Маковские не только вели просветительскую деятельность, но и продолжали творить.

С одной из поездок К. Маковский привез одну из своих знаменитых картин - полотно «Дети, бегущие от грозы», которое в наше время заслужено занимает место в Третьяковской галереи.

На этой картине изображены брат и сестра, которые спешат домой, чтобы укрыться от непогоды. Мальчик еще маленький, потому девочка, которая тоже совсем юна, всеми силами пытается ему помочь. Она переносит его через ветхий мостик. Дети, которые не хотят намокнуть под дождем, стараются поаккуратнее перейти через ручей. Мостик сложен из пары досок, которые прогибаются даже под весом детей.

Но брат с сестрой привлекают внимание не на долго. Быстро взгляд отрывается от их фигур. Очень искусно художник изобразил природу. На заднем плане мы видим лес, где брат с сестрой, желая быть полезными для своих родных, собирали грибы. Фоном для картины стало серое небо, затянутое тучами. Только вдалеке виднеются небольшие просветы, где солнце смогло прорвать завесу облаков.

Буйные травы, которые окружают крестьянские поля, прогибаются под сильными порывами ветра. Дети, как и растения, стараются прижаться земле. Они такие же неокрепшие и беззащитные, как трава.

Не известно, был ли Маковский свидетелем события, увековеченного на его полотне, или дети сами рассказали случившуюся накануне историю. Тем не менее, художник отлично передал те переживания, которые испытывает ребенок в преддверии непогоды.

Картина очень впечатлила меня. Как и эти маленькие дети, мы всегда спешим домой, где всегда отыщем укрытие от непогоды и житейских невзгод.

3 и 6 класс.

  • Сочинение по картине Черное море Айвазовского

    Картина «Черное море», написанная Айвазовским в 1881 году и впитавшая весь жизненный опыт мариниста, поражает масштабностью и глубиной. Море, такое дикое и неукротимое, сколько тайн оно хранит?

  • Сочинение по картине Васнецова Баян (описание)

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

Обойти стороной столь жизненную и задевающую за живое картину «Дети, бегущие от грозы» Маковского Константина Егоровича просто нельзя! Ведь только взглянув мельком на это полотно, сразу начинаешь искать мелочи в окружающей обстановке и природе. Заглядывая в глаза главным героям, пытаешься почувствовать их эмоциональное настроение и перенести эту самую атмосферу картины с холста в реальную жизнь. Тут же возникает множество вопросов. Кто эти дети? Что они делали в поле? Успеют ли они укрыться? Долго ли будет лить дождь? Как они после дождя будут добираться до дома? И многие другие…

И только так, проникнувшись внутренним настроением картины и настроением художника, который писал этот холст, можно будет в полной мере и наиболее точно написать сочинение по этой картине. Именно такие примеры сочинений к картине «Дети, бегущие от грозы» и подготовки к ним мы и разберем здесь и сейчас.

Как мы и сказали, прежде чем написать хорошее сочинение, необходимо всмотреться в картину найти в ней все мелочи, разобраться с эмоциями и наиболее точно переложить эти все ощущения на бумагу. Это значит, что вы должны задуматься над сюжетом, посмотреть наши вопросы, а может быть даже придумать свои. Чтобы раскрыть ответы на них в вашем сочинении.

Вопросы по картине "Дети, бегущие от грозы"

  1. Сколько детей и какого возраста изображено на картине? (вдвоем эмоционально легче пережить надвигающуюся угрозу)
  2. Что вы можете рассказать об этих детях? (дети скорее всего из небогатой семьи, потому что одеты довольно бедно, босиком. Они не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень напуганы. Их жалко, хочется им помочь)
  3. Испуганы ли дети? (младший ребенок очень боится, а старшая боится, но понимает то, что надо идти в сторону укрытия)
  4. Как старший удерживает младшего и как младший прижимается к старшему? (как старший заботится о младшем)
  5. Кто эти дети между собой? (скорее всего это брат и сестра)
  6. Куда могли идти эти дети? (гуляли или ходили в поле к родителям или в лес за грибами)
  7. Какое время суток и года изображено на картине? (летняя, дневная непогода)
  8. Насколько хорошо дети подготовлены к начинающемуся дождю? (нет плотной одежды, капюшонов, обуви)
  9. Какие неопровержимые признаки природы говорят о том, что дождь начнется вот-вот? Как художник это показал на картине? (тучи, ветер гнет траву, развивает волосы)
  10. Какими красками художник подчеркивает непогоду? (краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Через черные тучи немного проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовал эти краски, чтобы передать страх детей).
  11. Далеко ли до деревни идти детям? (судя по тому, что на заднем фоне поле, деревня где-то рядом)
  12. Насколько трудно и неудобно будет идти детям домой, если пойдет дождь? (дети не только промокнут, но и грунтовая земляная дорога станет скользкой и грязной)
  13. Какова композиция картины? (на переднем плане изображены напуганные ребятишки, на втором – мрачная природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами)
  14. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)
  15. Какое чувство, настроение и мысли возникают у вас, глядя на эту картину? (и страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

Описание картины Маковского

Перед нами репродукция картины «Дети, бегущие от грозы» знаменитого русского художника, живописца Константина Егоровича Маковского. Это не только пойманный миг перед грозой, но и отражение человеческих чувств и эмоций. Когда рассматриваешь эту картину, будто вместе с сельскими детишками попадаешь на этот луг и деревянный мостик над темной водой во время грозы.
На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес и поля яровых, виднеющиеся вдали, узенькая, поросшая травой речушка. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике - сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то еще ребенок, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами, потому что в подоле у девочки собранные грибочки. Может быть, они уже направлялись домой, но в дороге их настигла гроза. Может быть, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. Или деревня уже рядом и дети успеют добежать до крыши над головой? А гроза все приближается. Небо затягивается свинцовыми тучами, из которых вот-вот хлынет дождь. Холодный ветер гнет траву, деревья и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской поглядывает на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Очень опасно оставаться в открытом поле в разгар грозы. Однако девочка больше боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна, но ему очень страшно, ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко. Поскорей бы добраться до дома! Братец чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.
Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?

План сочинения по картине Маковского К.Е. «Дети, бегущие от грозы»

Как любое дело, так и сочинение должно быть обдумано и спланировано. Так и в нашем случае сначала необходимо составить план, по которому будет написано сочинение по картине.

Первое, о чем необходимо сказать, так это о художнике и о том, что мы видим на картине. То есть надо упомянуть автора картины. В зависимости от уровня подготовленности рассказать о нем и его произведениях, также рассказать о сюжете картины «Дети, бегущие от грозы».

После общего описания необходимо перейти к деталям картины. Рассмотреть и заметить все мелочи, отразить их в сочинении, чтобы укрепить нашу точку зрению относительно происходящего.

В конце сочинения мы должны будем сделать заключение. Можно спрогнозировать варианты развития событий и то, как герои картины себя будут чувствовать и как они поведут себя. Должны заметить, какие эмоции возникают не только у героев, но и у тех, кто обращает внимание на эту картину.

Красочные определения к используемым в сочинении словам

Применение подобных слов в сочинении сделает его более художественным и красивым.

Сельский пейзаж. Буйство луговых трав. Желтеющее поле.
Лес, виднеющийся вдали.
Неглубокая речушка, протекающая через луг.
Хрупкий мостик, переброшенный через речку.
Небо свинцовое, нахмурившееся, затянутое тучами.
Тучи мрачные, свинцовые, холодные.
Сквозь тучи вдали проникают угасающие лучи солнца.
Ветер порывистый, пронизывающий, предвещающий, гнет траву.
Травинки гнутся, пригибаются по ветру к земле.
Дети напуганы надвигающейся громыхающей грозой. Испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие. Сестра спасет его.
Картина не оставляет равнодушным. Заставляет сопереживать.

Синонимы к словам:

Картина - полотно, репродукция, произведение.
Художник – пейзажист, живописец, мастер.
Создает – пишет.

Используя весь этот материал уже вполне можно подойти и непосредственно к процессу написания статьи для учеников различных классов. Вот несколько примеров.

Примеры сочинений. Дети, бегущие от грозы. Маковский

2 класс

На картине Маковского К.Е можно увидеть, что начинается летний дождь.
Дети бегут по дороге и торопятся укрыться от надвигающейся грозы. Им в спину уже дует сильный ветер. Набежали тучи. Старший ребенок несет на плечах младшего. Младший напуган. Он прижался к сестре.
Когда я смотрю на картину, я понимаю, что теперь все зависит от удачи и от упорства старшего ребенка. Он девочки зависит, попадут ли дети под дождь.

3 класс

Картина Маковского К.Е о детях, которые попали в непогоду.
На картине видно, что дети, скорее всего, ходили в лес. За пазухой у старшей сестры грибы. Однако они не рассчитали время и попали под надвигающуюся грозу. Теперь они могут намокнуть и замерзнуть. Маленький ребенок прижался к сестре. Он напуган, а сестра пытается скорее добраться до укрытия. Она знает, что если поторопиться, то они не промокнут. Поэтому она торопится, взяв малыша на спину. Если она постарается, то можно будет избежать надвигающей грозы и дождя.
Мне эта картина нравится тем, что художник очень точно описал погоду и эмоции на лицах детей.

4 класс

Перед нами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».
На переднем плане картины мы видим как по мостику, переброшенному через неглубокую речушку, бежит девочка. Она несет на спине своего маленького братишку. Дети убегают от надвигающейся грозы.
На заднем плане художник изобразил нахмурившееся, затянутое тучами небо. Через сгустившиеся тучи проникают лучи солнца. Вдали виднеется лес, в который ребята ходили за грибами. Недалеко от леса желтеет поле.
У детей испуганные лица. Старшая сестра с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ее волосы растрепаны ветром, платок сбился с головы. В высоко подвязанном фартуке она несет грибы. Детям страшно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Перепуганный малыш крепко вцепился в сестру, которая поддерживает его за ноги, прижимает к себе, не давая упасть.
При написании картины художник использовал насыщенные темные краски, которые хорошо передают опасность положения, в котором оказались дети.
Картина оставила тревожное ощущение и волнение за детей. Сумеют ли они опередить грозу?

Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине мы видим сельский пейзаж. В центре изображены дети, которые спешат укрыться от грозы.
На переднем плане мы видим луг и неглубокую речушку. Через речку переброшен хрупкий мостик. Сильный ветер гнет траву и деревья. Вдали расположены желтое от лучей солнца поле и лес. Небо затянуто грозовыми тучами. Вот-вот начнется сильный дождь.
По мостику бежит сельская девочка. Она босиком. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо. В ее глазах тревога. На плечах героини маленький братик. Малыш крепко обнимает сестру своими ручонками.
Художник использовал темные краски. Они подчеркивают тревожную атмосферу.
Когда смотришь на полотно, то начинаешь сопереживать героям.

5 класс

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Мне нравится эта картина! Глядя на нее, я понимаю то настроение, которое художник вложил в свою работу. Эта картина помогает мне ощутить на себе тревогу и страх, которые испытывают дети.
На заднем плане картины нахмурившееся, затянутое тучами небо. Сквозь эти пугающие тучи проникают лучи солнца, которые немного поднимают общее мрачное настроение, переданное художником. На переднем плане неглубокая речушка, протекающая через луг. На картине она изображена темными красками, что помогает нам почувствовать тревожную атмосферу картины.
Через мостик, переброшенный через речку, бежит девочка с малышом, который крепко в нее вцепился. По их лицам видно, что они боятся наступающей грозы. Озираясь назад, они спешат домой. Видно, что дети из бедной семьи, потому что девочка так и несет в высоко подвязанном фартуке собранные грибы. Наверное, это единственное пропитание на сегодняшний день для всей семьи. Испуганные лица, сбившийся платок, растрепанные волосы показывают, как дети боятся попасть в самый центр грозы.
Художник изобразил картину в темных тонах, чтобы было понятно переживание и страх детей, их страх попасть под удары молнии.
Картина «Дети, бегущие от грозы» заставляет нас переживать за судьбу детей и оставляет тревожное впечатление.

6 класс

В девятнадцатом веке художник Маковский К.Е написал картину «Дети, бегущие от грозы». Это одна из наиболее известных картин мастера. Ее сюжет кажется простым, но таит в себе переплетение обстоятельств и эмоций.
На холсте явно можно заметить надвигающуюся грозу, на что указывают свинцовые краски неба. Тучи мрачные и холодные, да и ветер клонит травинки к земле. Возможно даже уже пролетают капли дождя. Дети ходили в лес за грибами и не успели добраться до дома. Дом где-то близко, так как уже видны близлежащие к деревне поля яровых. Старшая сестра, чтобы быстрее добраться до дома, взяла на спину младшего брата. Дети напуганы, но сестра знает, что надо поторопиться. Ребятишкам очень опасно оставаться в поле в непогоду. Ощущение надвигающейся грозы художник подчеркивает не только хмурыми красками неба, но и темнотой заросшей речушки под босыми ногами детей. Они уже добрались до мостика. Вдали виднеется светлое пятно неба, значит дети еще могут успеть убежать от грозы.
Картина олицетворяет собой стремление превозмочь обстоятельства. Подобные жизненные ситуации могут встретиться в нашей жизни не только в отношении обычного дождя. В случае преодоления любого нежелательного обстоятельства нужно постараться не попасть в неприятную ситуацию.

Когда сочинение готово, нужно проверить:

Есть ли в каждом предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
правилен ли порядок слов;
правильно ли связаны слова по смыслу;
не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
орфограммы (правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания).

Краткая история создания

Описание и анализ

Описание картины «Дети, бегущие от грозы» К.Маковского

Константин Маковский часто изображал на своих картинах сцены из сельской жизни, портреты современников, исторические события. Особым обаянием наделены его работы, в которых он создает собирательные образы людей из народа. К таким картинам относится и его знаменитое полотно «Дети, бегущие от грозы», в котором удачно объединены зарисовка надвигающегося ненастья, обаятельные образы сельских ребятишек, правдивое отражение человеческих эмоций и чувств. Внимательно рассматривая картину, словно видишь события, которые предшествовали запечатленному моменту, и сопереживаешь главным персонажам, как будто вместе с ними вынужден спасаться от грозы…

Краткая история создания

В молодости художник часто путешествовал по российским губерниям. Из поездок он привозил много зарисовок, которые использовал в дальнейшем для написания своих картин. Маковский долгое время вынашивал идею картины, посвященной детям. Особенно его привлекали своими характерами простые и непосредственные сельские ребятишки. Однажды, находясь в Тамбовской губернии, он во время работы над очередным этюдом с натуры познакомился с местной детворой. Среди ребят особой бойкостью выделялась глазастая девчушка, которая поинтересовалась у Маковского «А что ты делаешь?» Художник ответил девочке, что рисует, и предложил написать с натуры её портрет. Девочка согласилась позировать. Договорились о встрече на завтра на этом же месте. Однако на следующий день в толпе местных ребятишек её не оказалось. Ребята рассказали, что их подружка пошла в лес по грибы, прихватив с собой маленького братика, и во время прогулки ребят настигла сильная гроза. Переходя через болото, девочка не удержалась и упала в воду, а мальчонка успел спрыгнуть на берег, благодаря чему остался сухим. Сестра же его сильно промокла и ночью занемогла, из-за чего и не смогла прийти на условленную встречу. Пришлось Маковскому писать девочку на картине по памяти. Впоследствии художник не раз говорил о том, что хотел разыскать её, он до последних дней помнил об этом эпизоде в Тамбовской губернии. В письме своему брату живописец писал с горечью о том, что так и не узнал, что же сталось с глазастой девчушкой, а ведь так хотел показать ей готовую картину…

Описание и анализ

На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата. Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, в котором они собирали грибы. Ветхий мостик слегка прогибается под ногами бегущей девочки. Белокурый братишка боязливо обхватил шею сестры руками, в то время как она поддерживает его за ноги и изо всех сил прижимает к себе, не давая упасть. В глазах детей явственно читается испуг. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Несмотря на то, что она и сама ещё не очень взрослая, девочка чувствует ответственность за младшего брата. До деревни ещё очень далеко, а поблизости нет укрытия, где можно было бы переждать ненастье.

Посредством общего темного колористического решения картины художник передает не только ощущение надвигающейся грозы, но и испуг спасающихся от неё детей. Тревожное впечатление от происходящего Маковский усиливает благодаря использованию насыщенных темных красок, подчеркивающих опасность ситуации, а также параллельным движением стихии и детей, пытающихся её опередить. Гроза все ближе, а рядом нет никакого укрытия. Из серых грозовых туч вот-вот прольется дождь. Холодный ветер пронизывает насквозь легкую одежду…

Однако картина не производит мрачного впечатления. Прогнувшиеся под ветром стебли травы и затянутое тучами грозовое небо ближе к горизонту сменяются голубыми ясными просветами и светлым пятном чистого пшеничного поля. Этим приемом автор картины вселяет в зрителя надежду и показывает, что гроза преходяща, а впереди у героев полотна радостная пора безмятежного детства.

У большинства современных зрителей картина «Дети, бегущие от грозы» вызывает исключительно положительные эмоции. Образы простых сельских ребятишек наполнены неповторимым детским обаянием, излучают доброту и невинность. Несмотря на надвигающуюся грозу и беспокойство главных героев картины, зритель испытывает внутреннюю уверенность, что все закончится хорошо и девочка со своим братом обязательно благополучно доберутся до дома.

В процессе работы над картиной, Маковскому удивительно точно удалось прочувствовать и передать посредством художественных приемов эмоциональную составляющую детских характеров, особенности восприятия окружающего мира глазами ребенка. Ведь в детстве даже гроза воспринимается совершенно иначе, чем во взрослом возрасте. В то же время, в лице девочки, изображенной художником на полотне, чувствуется зрелость и решительность, готовность взять на себя самостоятельную ответственность за младшего братишку.

Привлекает своей реалистичностью изображенный художником сельский пейзаж с милой сердцу русской природой. Буйные луговые травы, виднеющийся вдали лес, мелкая речушка и хрупкий переброшенный через неё мостик вносят в картину элемент лиричности и теплоты.

Работа над полотном «Дети, бегущие от грозы» была закончена в 1872 году в Петербурге.

Картина, очевидно, была заранее рассчитана на просторные апартаменты аристократов, которые в то время охотно приобретали работы Маковского. В результате она оказалась в собрании семейства Нарышкиных. В настоящее время полотно находится в Третьяковской галерее.

Перед нами произведение известного русского живописца Кон­стантина Егоровича Маковского. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и порт­реты, и жанровая живопись, и изображение исторических собы­тий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются по­лотна, изображающие явления природы и события народной жиз­ни, самих людей из народа. Одна из них - «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изобра­жение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднею­щийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь гус­тую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, перебро­шенный через эту речку. А на мостике - сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.

Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами - в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.

А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солн­ца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увиде­ла сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в раз­гар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще боль­ше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к се­стре всем своим маленьким тельцем.

Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым под­бором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих прекрасную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что кар­тина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маков­ского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достой­ное место в ряду великих русских мастеров художественного искусства.