К началу ХХ века Густав Климт уже полностью сформировался как художник с собственным стилем. Его произведения были популярны среди публики и знатоков искусства, многие заказчики мечтали стать обладателями шедевра от Климта. Некоторым из них это удавалось, и одним из таких счастливчиков стал банкир из Вены Адольф Стокле. Именно в его брюссельском особняке появилась картина работы Густава Климта, известная всему миру под названием «Древо жизни », с описанием которой мы вам предлагаем ознакомиться.

В 1904 году Стокле приступает к реализации своей мечты - строительству собственного дворца. Он был спроектирован в виде большого здания в три этажа из помещений кубической формы с облицовкой из белого мрамора. Для декорирования дворца банкир пригласил художников, состоявших в объединении «Венские мастерские». В их числе был и Густав Климт.

Ни в чем не ограничивая художников, Стокле предоставил им полную свободу действий. Работа над картиной «Древо жизни» Густава Климта началась в 1905 году. Художник решил украсить своими произведениями обеденный зал особняка и создал сложную композицию из 9 частей, которая сейчас носит название «фриз Стокле». Центром этой композиции является гобелен «Древо жизни».

Взгляду зрителя предстает удивительной красоты мозаика: на белоснежном мраморе раскинуло свои ветви большое дерево, переливающееся сиянием самоцветов и золотым блеском. Оно выполнено в излюбленной Климтом манере лоскутного одеяла, стилизованной под восточный манер - хозяин дворца был страстным почитателем искусства Востока. Символизм этого произведения перекликается с сюжетами многих мифологий народов мира: практически везде, включая Библию, встречается образ всемирного Древа, которое ассоциируется с жизнью, знаниями, родом, преемственностью поколений.

Спиралевидные ветви кружат зрителя в стремительном танце, шепча ему о бесконечности жизни как таковой, на каждой из них - десятки молодых побегов, увенчанных причудливыми плодами. Мягкая золотистая цветовая гамма гобелена «Древо жизни» придает этому танцу легкую торжественность, и лишь одно темное пятно омрачает праздник жизни - фигурка черной птицы, вестницы смерти, расположившаяся на одной из нижних веток. Это - своеобразное напоминание о том, что как жизнь невозможна без смерти, так и смерть всегда идет рядом с жизнью.

Картина «Древо жизни» Густава Климта имела особое значение для автора: художник считал ее одним из своих лучших декоративных произведений. После шести лет кропотливого труда все 9 элементов фриза Стокле, включая «Древо жизни», были закончены. Этот заказ был последней масштабной работой Климта - после него художник вернулся к написанию женских портретов и пейзажей.

Сегодня картина «Древо жизни», созданная в «золотой» период творчества Густава Климта, находится на прежнем месте - в особняке Стокле. Владельцами дворца являются потомки банкира-коллекционера. В 2009 г. зданию был присвоен статус памятника Всемирного наследия с занесением в список ЮНЕСКО. Особняк закрыт для туристов, поэтому истинным ценителям творчества Климта остается лишь любоваться репродукциями, сделанными с его золотого Древа жизни.

Густав Климт — великий австрийский художник. Является одним из основоположником австрийского модерна. Родился в 1862 году в Баумгартене. Его отец Эрнест Климт был художником-гравёром и ювелиром. Именно его деятельность натолкнула Густава ещё в молодом возрасте на мысль посвятить свою жизнь искусству. Положение страны в то время был бедственным, у людей зачастую не было работы, и поэтому семья будущего художника проводила в бедности. Густав был одним из семи детей в семье Климтов. Стоит отметить, что все трое сыновей Эрнеста стали художниками.

Как уже говорилось, первые уроки рисования Густав получил у отца. Затем было художественно-ремесленное училище. Первыми его работами были фрески для австрийских театров. Также он занимался оформлением зданий Бургтеатра и Художественно-исторического музея. Именно в это время зарождается его особый почерк, особый стиль живописи с преобладанием чувственности, орнаментализма, и . Его работы всё более обрастают декоративными элементами, что придаёт каждой работе особый смысл, символизм, зашифрованные послания.

Игра орнаментов и авангардного изображения натуры, пейзажа, совмещение различных стилей — всё это сделало Густава Климта одним из самых значительных художников-авангардистов, модернистов мирового значения. Слава пришла к нему ещё при жизни, что бывает очень редко с деятелями искусства, которые зачастую удостаиваются высшего признания только после смерти. В 1897году он стал почётным профессором Венской и Мюнхенской академии изобразительных искусств. Пожалуй, самой известной картиной Г.Климта стала картина «Поцелуй «. Силуэт целующейся пары, который растворён в цветной мозаике, пятен и орнаментальных узорах не даёт покоя уже много десятилетий всем искусствоведам. Не менее знаменитой считается и картина «Юдифь «.

Густав Климт никогда не был женат, но различные источники приписывают ему до сорока внебрачных детей. Великий художник-авангардист умер 6 февраля 1918 года в Вене.

Бетховенский фриз, Страдания человечества

Древо жизни

Йозеф Пембауэр старший

Медицина

Постер для первой выставки Сецессиона

Танец девушки нам представляет

Левая часть фриза «Ожидание»
И нисколько не напоминает
«Женщин роковых», что были ранее.

Можно встретить множество деталей,
Символов и представлений Вечности
В виде круто завитЫх спиралей,
Что уводят взгляды к Бесконечности...

«Древо жизни» нам напоминает
О библейском Дереве Познания.
Ветви древа олицетворяют
Невозможность истинного знания –

Как пути, возникли перед нами,
Разными камнями нашпигованы,
А среди них преогромный камень –
Ворон, как опасность, нарисованный!..

Справа символом земного рая
Предстаёт пред нами «Упоение»,
Где, любовь в объятиях вбирая,
Пара ощущает наслаждение!

Иван Есаулков

История этого шедевра связана с именем Адольфа Стокве, который в 1904 году принял решение о постройке своего особняка в Брюсселе.

В то время была мода рисовать картины на зданиях и внутри них, поэтому венский промышленник пригласил нескольких художников в числе которых был Густав Климт, предложив им контракт.

Адольф Стокве увлекался японским искусством, поэтому Климт решил нарисовать соответствующую картину, которая бы дополняла общий дизайн особняка. В результате и появилось знаменитое «Древо жизни», состоящее из трех элементов: «Ожидание», «Древо жизни» и «Упоение».

Название несет в себе символический смысл и заставляет нас задуматься о многом.Танцующая девушка под Древом познания, по замыслу автора, олицетворяет Ожидание.

Это состояние характеризовала женские образы художника, сменившие роковых женщин.

Возможно, Густав Климт пытался изобразить библейское древо разума или генеалогическое древо всего человечества.

Ветви древа можно отнести к символу бесконечности, так как они встречаются и переплетаются друг с другом, создавая лабиринт из листьев и необычных узоров. Большое количество треугольников, квадратов и овалов кому-то покажутся лишь геометрическими фигурами.

Но это не так. У японцев эти символы считаются мужским и женским началом.

А по мнению европейцев, может быть, великий Фрейд вдохновил художника на создание такой необычной картины.Древо представляет собой дорогу, состоящую из своеобразных тропинок, сплошь и рядом усыпанных камнями, ведь путь ведущий к истинной цели, не может быть легким и прямым. Здесь мне хочется вспомнить высказывание великого Омара Хайяма:

Дорогу истинной любви

Мостят из плоти и крови.

И если ты по ней пошел,

То должен приподнять подол.

Вечность, в паре с Бесконечностью символический представлены завитыми спиралями Древа. Но, пожалуй, самый важный элемент картины - это черный нахохленный ворон, сидящий на одной из ветвей. Он напоминает всем нам, что Жизнь без Смерти невозможна, как и Смерть без Жизни. И именно такое единство делает гармоничным их существованиеГустав Климт бросает вызов черному ворону, делая акцент на золотом дереве и его символическом предназначение, оно покровительствует любви и жизни. Таков лейтмотив «Упоения», изображающего земной рай, дающий людям возможность через это прекрасное чувство ощутить неземное блаженство. Многие считают, что этот сюжет предвосхищает знаменитый «Поцелуй», или что застывшая в объятиях пара перешла сюда из «Бетховенского фриза».

Густав Климт провел долгие годы в своей мастерской, работая над золотым деревом - центральным символом картины. Художник не зря обратился к золотому цвету, символу жизни. Это основной цвет картины, остальные исполняют роль дополнительных оттенков к золотому дереву.

Создание фриза пришлось на золотой период, наступивший у Густава Климта после поездки в Италию, и его можно назвать «золотым» во многих отношениях: картины приобрели художественную ценность благородного металла, так как мастер не жалел золота для своих шедевров. В творческой карьере Густава Климта это был последний крупный заказ.

У каждого из нас свой Густав Климт, и каждый видит его по-своему. Продолжайте любить и восхищаться творениями этого поистине «золотого» мастера.