Иероним Босх, настоящее имя Ерун Антонисон ван Акен (Jeroen Anthoniszoon van Aken), родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Хертогенбос - один из четырех самых крупных городов Брабансткого герцогства, располагавшегося на юге современной Голландии.

Именно от сокращенного названия своего родного города (Den Bosch) позже был взят псевдоним живописца, видимо, из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Ведь семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом и насчитывала, как мимнимум четыре поколения — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской, которая выполняла самые разнообразные заказы — в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

К сожалению, сведений о биографии художника очень мало. Не существует ни писем, ни зафиксированных воспоминаний художника и его близких, и ни на одной из его картин не стоит дата. В распоряжении биографов Босха лишь скудные документы из городского архива. К тому же в ХХ веке появилось множество псевдобиографий, которые лишь запутывают и дезинформируют. В вышеупомянутых документах впервые имя Иеруна ван Акена появляется в 1474 году: Босх упоминается вместе с двумя своими братьями и сестрой.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В соответствии со сведениями из городского архиве, в 1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Приблизительно в то время Иерун ван Акен женился на Алейт Гойартс Ван дер Меервене. Она происходила из весьма состоятельной семьи и была много старше мужа. О его финансовом положении говорят около четырнадцати документов, написанных в период 1474 - 1498 годов: к концу XV века Босх считался одним из самых богатых жителей Хертогенбоса. Таким образом, он условно отделяется от тех художников, которые творили ради денег, ведь в них Босх не нуждался.

На изображении: памятник Иерониму Босху в Хетогенбосе

Также известно, что художник вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году. Именно из сохранившихся документов Братства известно несколько точных фактов из жизни художника.

Братство Богородицы, существующее и по сей день, во времена Босха играло очень важную роль в жизни Хертогенбоса. Предметом поклонения членов Братства был чудотворный образ Богородицы, находившийся в городском храме. Кстати, величественный Собор святого Иоанна и сейчас украшает центральную площадь Хертогенбоса.

Согласно документам Босх появился в списках членов Браства в 1486-м году. Но еще раньше, в 1480-м году, его имя упоминается касаемо покупки Босхом двух створок старого алтаря, работу над которым не успел завершить его отец.

В 1488-м году он был приглашен почетным гостем на ежегодное пиршество Братства и тогда же стал почетным членом организации. Иерун ван Акен был единственным художником, избранным в почетные члены Братства за всю историю существования организации, и несомненно, что он пользовался большим уважением среди адептов Братства. (по официальным правилам Братства почетным членом мог стать только человек с образованием богослова, но были и исключения).

Центральная часть триптиха «Искушение святого Антония»

В 1498 или 1499 году Босх председательствовал на ежегодном пиршестве «братьев лебедя», по заказу которых выполнил некоторые работы от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства до написания створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. К сожалению, работы Босха для Братства не сохранились.

Благодаря своему членству в Братстве Босх приобрел различные связи и первым получал заказы от знатных соотечественников. Например от бургундского герцога Филиппа Красивого, который в год своего воцарения заказал художнику большой алтарный образ. От этого триптиха, названного «Страшный суд», сохранился только деформированный фрагмент. Работал художник и для испанской королевы Изабеллы Кастильской, и для сестры Филиппа и регентши Нидерландов Маргариты Австрийской.

Имя художника исчезает из городских документов на четыре года - с 1499-го по 1503-йпредполагается, что, это время художник провел в Италии. В подтверждение этому свидетельствует предположения некоторых исследователей, что на картине «Три философа» (около 1500 г., Венеция) Джорджоне изображены сам автор, Леонардо да Винчи и Иероним Босх.

Последние годы своей жизни Босх провел, скорее всего, в Хертогенбосе и посвятил их работе для Братства. Последнее упоминание художника в книгах «братьев лебедя» датировано 9 августа 1516 года. В этот день в соборе святого Иоанна состоялась торжественная заупокойная месса по «брату Иерониму». Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений»

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. И сегодня одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию.

Искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков, которые хранятся в самых разных музеях мира. Были у него копиисты, последователи, подражатели. Но мир на картинах Босха по-прежнему не поддается никаким объяснениям и теориям, и остается нетипичным для европейской живописи XV века.

Иероним Босх – самый загадочный художник всех времён и народов. Его картины пытаются расшифровать до сих пор. Но к их полной разгадке мы не приблизимся.

Потому что Босх говорил на нескольких языках. На языке религиозной символики. На языке алхимиков. А ещё голландских пословиц. И даже астрологии.

Сложно не запутаться. Но благодаря этому интерес к Босху никогда за иссякнет. Вот лишь несколько его шедевров, которые так пленяют своей загадочностью.

1. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia.commons.org

“Сад земных наслаждений” – самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды. Причудливые фонтаны. Диковинные монстры.

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но Босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия. Символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, найдёте ее крупным планом в статье .

А знали ли вы, что в хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создан на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная.

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. , Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты в Ад попали?



2. Корабль дураков. 1495-1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. . Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных. Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” – это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя часть хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них и подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

3. Искушение святого Антония. 1505-1506 гг.


. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org

Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ – четыре сюжета из жизни отшельника.

Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Не давало ему покоя, что тот борется с земными искушениями.

Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его обессиленного ведут под руки.

На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются собразнить его элексиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.


Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку совратить святого с его праведного пути. Прийдя к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.

Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.

И монстры с головой овцы с телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.


Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье .

Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.

Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но фантазии хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org

4. Блудный сын. 1500 г.


Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей – один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом. Который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.


Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

“Блудный сын” похож на другого путника. Который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.


Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Здесь смысл похожий. Мы – путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

5. Несение креста 1515-1516 гг.


Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Неожиданная работа для Босха. Вместо далёких горизонтов и множества персонажей – очень близкое приближение. Только передний план. Лица так близко к нам, что даже можно почувствовать приступ клаустрофобии.

Уже нет никаких монстров. Уродливы сами люди. Все их пороки читаются на их лицах. Злорадство. Осуждение другого. Душевная глухота. Агрессия.

Обратите внимания, что только трое персонажей имеют нормальные черты. Раскаившийся разбойник в правом верхнем углу. Сам Христос. И святая Вероника в левом нижнем углу.

Иероним Босх. Несение креста. Фрагмент. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wikipedia.org

Они закрыли глаза. Отрешившись от этого мира, который заполнен кричащей и злобной толпой. Только разбойник и Христос идут направо, в сторону смерти. А Вероника налево, в сторону жизни.

На платке Вероники проступил образ Христа. Он смотрит на нас. Печальными спокойными глазами. Что он хочет нам сказать? Увидели ли мы себя в этой толпе? Готовы ли мы стать людьми? Освободившись от агрессии и осуждения.

Босх был художником . Да, он был современником Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Поэтому его главный герой – человек. Которого он рассмотрел со всех точек обзора. И издалека. Как в “Саде земных наслаждений”. И очень близко. Как в “Несении креста”.

Его вердикт не утешителен. Люди погрязли в пороках. Но есть надежда. Надежда на то, что каждый из нас найдёт путь к спасению. Главное вовремя посмотреть на себя со стороны.

Проверьте свои знания, пройдя

Иероним Босх – средневековый художник модный и в наши дни, в частности, из-за своих апокалиптических идей. Фрагменты его работы под названием «Сад земных наслаждений» сейчас можно увидеть даже на легинсах и в детской раскраске, в его честь также была названа современная музыкальная группа. Почему?

Несколько фанатичные, если это можно так назвать, картины художника позднего средневековья были популярны своими кошмарными деталями: человек, играющий на флейте, торчащей у него из заднего прохода, при помощи выпускания газов или птица-монстр, пожирающая грешников и испражняющаяся ими в яму для нечистот и прочее… Король Испании Филипп II - покровитель инквизиции, повесил одну из картин Босха («Семь смертных грехов») в своей спальне. Возможно, она помогала ему лучше настроиться на борьбу с еретиками.

Самая известная картина Босха – триптих «Сад земных наслаждений». На левой части триптиха изображены Бог, Адам и Ева в раю, на центральной: непосредственно сад наслаждений, на правой части: деградация, грешники, ад.

Несмотря на то, что сюжет этой картины на первый взгляд кажется далеко не детским, из ее фрагментов была создана раскраска для детей возрастом от 6-ти лет. «Coloring Book Hieronymus Bosch» знакомит детей с удивительными пейзажами, фантастическими фруктами и цветами, и сказочными животными, которых рисовал Босх. По словам автора, раскраска издана с целью помочь детям развиваться творчески и вдохновить их на создание собственных произведений искусства в будущем.

Также в 1991 году была издана художественная книга «Pish Posh, Said Hieronymus Bosch» ("Тьфу, тьфу, сказал Иероним Босх"). Сюжет книги это рассказ недовольной домработницы Босха, которая уже сыта по горло беспорядком, который его дикие монстры (крылатая рыба и тому подобные существа) делают вокруг дома.

Эти два продукта говорят о том, что, несмотря на то, что Иероним Босх умер 500 лет назад, образы из его работ и его видение, кажется, являются более популярными чем когда-либо. О всех его картинах вышла новая книга от всемирно известного издательства TASCHEN. В 2007 году в родном городе Босха Хертогенбосе был открыт арт-центр посвященный его творчеству. Принты его картин украшают обувь от Doc Martens, майки и толстовки, доски для серфинга и скейтборды. Почему это происходит?

Босх пользовался большой популярностью при жизни. Он вдохновил так много подражателей, что иногда сложно определить его первоначальные каноны. Но ведь с тех пор прошло так много времени: дни контрреформации, стиль барокко…


"Католическая церковь восстанавливает свои позиции, и она хотела бы подчеркнуть церковь, спасение и святых, что было не совсем то, на чем сосредотачивался Босх", сказал Ларри Сильвер, профессор истории искусств в Университете штата Пенсильвания, по телефону. "Взять Рубенса. Тогда, просто не могло быть так, что и Босх и Рубенс могли быть одновременно востребованными. Это одно из обстоятельств, которые положили конец его популярности на тот момент, это, как бы, был поворот от пессимизма к светлой стороне."

Такое положение дел сохранялось вплоть до начала 20 века. Историки искусства, такие как Карл Юсти не проявляли особого интереса к живописи Босха, в отличие от основоположников и теоретиков сюрреализма, таких как, например, Андре Бретон, которые начали новую волну интереса к картинам Иеронима Босха. Сюрреалисты и любители сюрреализма оценили его воображение и "бессознательную живопись". Они были в восторге от его идей против организованной религии и буржуазной морали.

Богемный восторг такого рода стал постоянно присутствовать в историях об Иерониме. Существует тезис, впервые выдвинутый Вильгельмом Франгером в 1947 году, о том, что Босх был членом культа под названием «Братья свободного духа». В такой интерпретации, центральная часть сада показывает не мир, который скатывается к греховности, а наслаждение сексуальными тантрическими изысками свободной любви, гармонией с природой. Есть еще интересное упоминание сада земных наслаждений в книге Код да Винчи, в главе 37.

Также есть версия не менее популярная, чем о секс - культе, о том, что Босх имел бэд трипы от поедания заплесневелого ржаного хлеба. По словам автора Walter Bosing, для Босха это “работало как чудодейственное лекарство, помогающее компенсировать отсутствие образования и стипендии в высших учебных заведениях и способствующее созданию полотен удовлетворяющих сенсационные аппетиты зрителей”. Следующий забавный пример – философ, публицист 60-ых Норман Оливер Браун, который соединил теории анального эротизма Фрейда с доктриной Мартина Лютера оправдания верой, проиллюстрировал свою работу Садом земных наслаждений.

Такие интерпретации соответствуют современным стереотипам о психоделических картинах художника с расстроенной психикой, но для современных экспертов они не представляют из себя ничего большего, чем шутки, академики только посмеиваются над ними. Bosing называет их “научной ерундой”. Вероятнее предположить, что Босх просто был художником полностью вне своего времени, а не сумасшедшим наркоманом, посещающим сектантские оргии и рисующим их после употребления ЛСД.

В любом случае, теперь Босх - муза для некоторых из самых важных создателей. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик…) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности. Покойный Александр Маккуин использовал для создания своей заключительной коллекции ткани с принтами полотен Иеронима. Пользующийся спросом писатель Майкл Коннелли назвал главного героя своего самого популярного детективного романа в честь живописца. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха.

Его популярность, в настоящее время, исходит из того, что современным людям близки и интересны его идеи. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Среди обычных людей, любителей живописи и художников очень популярны не только картины Иеронима, но и его стиль в целом, его уникальный подход к искусству. Картины Иеронима Босха одинаково привлекают как наших соотечественников, так и зарубежных зрителей. Босх – был личностью весьма интересной. Его картины очень многогранны и неоднозначны, их можно понимать по-разному. Поэтому, может сложиться так, что его творчество утратит актуальность нескоро, будет жить ещё очень долго и после нас.



Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Корабль дураков» выполнена маслом на доске, примерно в 1495 – 1500 году. Ее размер: 33 см. 58 см. Картина находится в Лувре, в Париже.



Картина «Несение креста» (Гент) выполнена маслом на доске, примерно в 1490 – 1500 году. Ее размер: 83,5 см. 77 см. Картина находится в Музее изящных искусств, в Генте.


Картина «Несение креста» (Вена) выполнена маслом на доске, примерно в 1515 – 1516 году. Ее размер: 32 см. 57 см. Картина находится в Музее истории искусств, в Вене.


«Несение креста» (Мадрид) - боковая панель от триптиха, который не сохранился, выполнена маслом на доске, примерно в 1505 году. Ее размер: 94 см. 150 см. Картина находится в Королевском дворце, в Мадриде.


Триптих «Искушение святого Антония» выполнен маслом на дереве, примерно в 1505 – 1506 году. Его размер: 225 см. 131,5 см. Картина находится в Национальном музее старинного искусства, в Лиссабоне.


Панно «Искушение святого Антония» выполнено маслом на дереве, не ранее 1490 года. Его размер: 52,5 см. 73 см. Находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Блудный сын» выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее диаметр: 70 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Картина «Семь смертных грехов и четыре последние вещи» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 150 см. х 120 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.


Картина «Святой Христофор» выполнена маслом на доске, примерно в 1504 - 1505 году. Ее размер: 71,5 см. х 113 см. Картина находится в Музее Бойманса ван Бёнингена, в Роттердаме.


Триптих «Страшный суд» выполнен маслом на дереве, примерно в 1504 году. Его размер: 247 см. 164 см. Картина находится в Академии изобразительных искусств, в Вене.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Лондон) выполнена маслом на доске, примерно в 1508 - 1509 году. Ее размер: 59 см. х 73 см. Картина находится в Национальной галерее, в Лондоне.


Картина «Увенчание терновым венцом» (Эскориал) выполнена маслом на доске, примерно в 1510 году. Ее размер: 195 см. х 165 см. Картина находится в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Триптих «Воз сена» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 - 1502 году. Его размер: 190 см. 135 см. Картина существует в двух экземплярах. Один находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде. Второй в монастыре Эскориал, в городе Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль, в Испании.


Картина «Извлечение камня глупости» выполнена маслом на доске, примерно в 1475 - 1480 году. Ее размер: 35 см. х 48 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.



Триптих «Поклонение волхвов» выполнен маслом на дереве, примерно в 1510 году. Его размер: 138 см. 138 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

Итак, число подлинников, стоимость ухода за бородой, размах юбилейных торжеств и другие непоследние вещи...

Говорят, что биография Иеронима Босха — тайна за 7-ю печатями, его картины — антология 7-ми смертных грехов и еще 777-ми простительных, а чтобы понять их адекватно, требуется не меньше 7-ми пядей во лбу. Отчасти это и вправду так. Однако в распоряжении Артхива есть и кое-какие иные числа, проливающие свет на жизнь, творчество и посмертную славу Босха.

5 сыновей было у деда Босха, Яна ван Акена. По крайней мере, 4 из них (включая отца Иеронима — Антониса ван Акена, умершего около 1478 года) стали художниками.

Ни одной картины Босха не осталось в Хертогенбосе — городе, в котором художник родился и умер и который, скорее всего, никогда не покидал.

Каждый 19-й из жителей Хертогенбоса во времена Босха принадлежал к одной из религиозных конгрегаций, а сам Босх был высокопоставленным (или, как сказали бы сейчас, элитным) членом хертогенбосского Братства Богоматери. Того самого, которое существует с 1318 года и поныне, и на заседаниях которого принято лакомиться жареным лебедем.

Не менее 14-ти документов , дающих представление о финансовом положении Иеронима ван Акена, принявшего псевдоним «Босх», имеется в распоряжении его биографов. Женившись на много старшей его и далеко не бедной Алейт Гойартс ван дер Меервене, художник никогда не был стеснён в средствах, а к началу XVI века числился одним из самых богатых жителей города.

Ни одна из работ Босха не датирована самим автором.

Ни одно название картин Босха ему не принадлежит. Все названия — и даже имена персонажей картин — это позднейшие описания и интерпретации.

5 на 13 сантиметров — самая маленькая из известных на сегодняшний день картин, атрибутированных Босху. Это «Портрет старухи» из Музея Бойсманса ван Бёнингена в Роттердаме. Впрочем, исследователи склоняются к мысли, что скорее это не самостоятельный портрет, а лишь фрагмент какой-то из несохранившихся работ. Женский профиль напоминает поющую монахиню с другой известной луврской картины Босха, поэтому предполагают, что роттердамская старуха вполне могла быть частью неизвестной авторской версии «Корабля дураков».


Иероним Босх. Корабль дураков

Иероним Босх. Голова женщины (Голова старухи)

Только 1 раз женщина стала главной героиней алтарного триптиха Босха. Речь идёт о «Распятой мученице» из Дворца Дожей в Венеции, также известной еще, как минимум, под 3-мя именами: «Распятие святой Юлии», «Распятие святой Либераты» и «Распятие святой Вильгефортис» (от латинского Virgo Fortis — стойкая дева).


Иероним Босх. Распятая мученица
1500-е, 104×119 см

300 тысяч евро стоило восстановить бороду на лице героини триптиха Босха «Мученичество св. Вильгефортис». По легенде, христианская святая вымолила себе бороду, чтобы не быть насильно выданной замуж за короля-язычника. На полную реставрацию бороды у специалистов ушло почти 8 месяцев.

9 лет длился масштабный «Проект по исследованию и реставрации работ Босха» (The Bosch Research and Conversation Project, BRCP) под руководством Йоса Колдевея и Матхейса Илсинка — бороду св. Вильгефортис реанимировали в его рамках. Одним из результатов работы Проекта, завершившегося в 2016-м, в год 500-летия со дня смерти Босха, стало переатрибутирование некоторых работ художника. Например, «7 смертных грехов и 4 последние вещи» и «Извлечение камня глупости» из Прадо, а также «Несение креста» из Гента нидерландские исследователи считают работами последователей Босха.

Всего 24 картины и 20 рисунков принадлежат руке Босха, согласно выводам BRCP.

608 страниц составляет католог-резоне произведений Босха, выпущенный в издательстве Mercatorfonds как результат работы нидерландского исследовательского проекта. Приобрести каталог можно за 125 евро.

17 картин и 19 рисунков Босха путём беспрецедентных переговорных усилий сумел заполучить из разных музеев мира Шарль де Моэй, директор Музея Северного Брабанта для ретроспективной выставки «Иероним Босх. Видения гения», которая проходила в Хертогенбосе с февраля по май 2016-го года.

В 7 миллионов евро оценили расходы на выставку в Хертогенбосе её организаторы, еще в 3 миллиона обошлись предварительные исследования.

Более 420 тысяч человек посетило выставку «Иероним Босх. Видения гения» на родине художника. Входной билет стоил 22 евро.

«Три философа» называется знаменитая картина Джорджоне, на которой, как полагает искусствовед Линда Харрис, автор книги «Тайная ересь Иеронима Босха», изображены Леонардо, сам Джорджоне и тайно посещавший Венецию Босх (в центре).


Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

80 лет провела в запасниках Музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити доска «Искушение святого Антония» с атрибуцией «последователь/подражатель Иеронима Босха», пока в 2016-м году статус картины не был сенсационно повышен: теперь работу считают написанной самим Босхом.


Иероним Босх. Искушение Святого Антония
1500-е, 38.1×25.4 см

220 на 390 сантиметров — размеры «Сада земных наслаждений». Это самое масштабное произведение Босха из тех, что дошли до нашего времени, не только по глубине художественного замысла и мастерству исполнения, но и просто по габаритам. Второй по величине триптих Босха — «Страшный суд» (163,7 на 247 см, Вена), третий — «Искушение святого Антония» (131,5 на 225 см, Лиссабон).


Иероним Босх. Сад земных наслаждений
Иероним Босх. Страшный суд
Иероним Босх. Искушение Святого Антония. Триптих

3 картины Босха с одинаковым названием «Несение креста» хранятся в музеях трёх городов: первая в Вене, вторая в Мадриде, а третья и самая известная (хотя теперь и не считающаяся подлинником) — в Генте.


Иероним Босх. Несение креста

3 версии «Поклонения волхвов» приписываются кисти Босха: триптих, хранящийся в Прадо (Мадрид), и две картины — из Музея Метрополитен (Нью-Йорк) и Художественного музея Филадельфии.


Иероним Босх. Поклонение волхвов. Триптих


Иероним Босх. Поклонение волхвов

2-х странников , очень похожих между собой, написал в разное время Босх. Одного — на внешних створках триптиха «Воз сена», второго — на доске, которая сейчас представлена в Роттердаме (возможно, это также были также створки утраченного триптиха). Некоторые учёные склоняются к мнению, что обоих странников Босх щедро одарил собственными чертами лица. «Этот нос невозможно приписать никому другому!», — замечает исследователь Николас Бом, автор научно-популярного фильма «Загадки Иеронима Босха», снятого BBC.


Иероним Босх. Воз сена. Внешние створки триптиха.


Иероним Босх. Странник

4 типа темперамента обнаружили исследователи на картине Босха «Увенчание терновым венцом». Тянет руки из правого нижнего угла сангвиник, вкладывает персты в раны холерик, венок из терний надевает на Христа флегматик, а в правом верхнем углу сочувственно кладёт руку на Его плечо меланхолик. Многие считают, что последний — это автопортрет художника.


Иероним Босх. Увенчание терновым венцом
1510, 73.8×59 см

Более 40 персонажей Босха доступны в приложении для iOS и Android под названием Bosch Camera, выпущенном организаторами празднования года Босха в Хертогенбосе. С его помощью пользователь может переносить героев Босха на свои фотографии и коллажи.

3 доллара 99 центов нужно доплатить, чтобы получить возможно полетать на летучей рыбе среди героев центральной и правой створок триптиха Босха в приложении-симуляторе для iOS и Android «Босх: виртуальное путешествие по Саду земных наслаждений». Левую створку «Рай» можно исследовать бесплатно.

500 лет назад , 9 августа 1516-го года, по Босху отслужили заупокойную мессу в соборе Св.Иоанна.

Лишь за 12 лет до смерти художника, в 1504-м году, в документах впервые возникает псевдоним «Босх».

(Иеронимус Антонисзон ван Акен)
Часть 1

Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Раздел выполнен по материалам:

"100 знаменитых художников 14-18вв.", (Харьков, издательство "Фолио", 2001г)
Лувр-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Прадо-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Bosch: Between Heaven and Hell (Basic Series: Art) by Walter Bosing. TASCHEN America , 2000.
The Secret Heresy of Hieronymus Bosch by Lynda Harris. Floris Books, 2002.
Hieronymus Bosch: The Complete Paintings and Drawings by Jos Koldeweij, Paul Vandenbroeck. Harry N. Abrams, 2001.
Сайты музеев, где находятся картины