Название: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 222
Месторасположение: город Ульяновск

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе

Тема: Чтение русской народной сказки ʺЗолотое веретеноʺ

Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой, вызвать у детей интерес к прялке, познакомить с ее назначением, воспитать уважительное отношение к труду взрослых.

Оборудование : прялка, веретено, шерсть, носки вязаные, магнитофонная запись.

Ход занятия

— Ребята, я вас сегодня приглашаю в эту волшебную избу. Мы тут уже были. Какая это изба? (Русская)

— Сегодня мы ближе познакомимся с одним предметом. Что это такое, кто знает? (Прялка)

— Ребята, для чего нужна прялка? (Прясть)

— Правильно. Много-много лет назад прялка жила во всех домах и помогала людям. Ее берегли. Прялку некоторые украшали цветами, расписывали яркими узорами.

Вот это сиденье, на нее садились. А вот сама прялка. Вот эта прялка в виде листочка, эта – в виде гребешка…

Ребята, есть еще один предмет, без которого невозможно прясть. Кто знает, что это за предмет? (Ответы детей)

Очень нужен мне помощник,

Веретенце-озорник,

Без него я не работник.

Появись пред нами вмиг. (Магнитофонная запись)

— Как этот предмет называется? (Веретено)

— Ребята, чтобы лучше запомнит, повторим вместе: веретено.

— Оно из чего сделано? (Из дерева)

— Дерево обрабатывается легко, это первая причина, по которой веретено изготавливали из дерева. Вторая – веретено из дерева получается легкое, чтобы руки не уставали у прях.

— Ребята, у нас есть прялка, веретено. Теперь мы можем прясть? (Нет)

— А почему? (Нет шерсти)

Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно вам набрать.

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать. (Магнитофонная запись)

— Вот и шерсть. Кто дает шерсть? (Овцы)

— Что еще можно прясть? (Пух)

— Кто дает пух? (Коза, кролик)

— А сейчас посмотрит, как прядутся нити.

Шерсть вставляют в прялку,

Чешут редким гребешком,

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном. (Магнитофонная запись) (Показываю )

— Что делают из этих ниток? (Вяжут теплые носки, одежду)

Из волшебной нитки этой

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки,

Все они зимой нужны! (Магнитофонная запись) (Показываю носки, варежки, одежду )

— Вязаная из шерсти одежда теплая. Зимой мы все ее надеваем, чтобы не было холодно.

— А сейчас, ребята, давайте отгадаем загадку.

Верчусь – потею, только более толстею. (Ответы )

— А сейчас садитесь за стол удобнее и послушайте русскую народную сказку «Золотое веретено».

— О ком эта сказка? (Об Аннушке)

— Какая беда случилась с Аннушкой? (Уронила веретено в колодец)

— Кого встретила Аннушка на своем пути? (Хозяина воды, ручей, березку, коней, Бабу Ягу)

— Что сказал Хозяин воды? Ручей? Березка?..

— Как Аннушка вернулась домой?

— Чем закончилась сказка?

Еще раз читаю.

Пересказ детьми. Пересказ оценивается.

Цель: Создать условие для восприятия образного мышления, понимания художественного замысла писателя.

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;

2. Развивать у детей интерес к художественным образам, которые использует писатель;

3. Помочь детям увидеть богатство и красоту изображённых посредством описания характеров героев;

4. Воспитывать у детей желание узнать новое и интересное в художественном произведении.

Дети под музыку входят в группу, которая оформлена сюжетами Алёнушкиных сказок.

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем путешествовать по страницам Алёнушкиных сказок. Вот перед вами храбрый Заяц, любознательная Козявочка, Комар — длинный нос, мохнатый Медведь. Все они вам знакомы. А кто же написал о них?

Рассказ воспитателя (обращается к стенду о Д.Н.Мамина-Сибиряка):

Написал «Алёнушкины сказки» и многие другие Д.Н.Мамин-Сибиряк. Родился он 150 лет назад на Урале и жил в том же краю что и мы с вами. Посмотрите на портрет писателя. Какой могучий, здоровый и торжественный его образ, какой пронзительный внимательный и величавый, как наш великий, суровый Урал.

В них писатель рассказывает об удивительном мире природы, который окружает нас.

Когда вы ложитесь спать, то вам хочется чтобы вам приснилась добрая, красивая сказка.

Появляется девочка в русском сарафане и качает колыбельку.

Дети поют колыбельную песенку.

Воспитатель: «Баю-баю-баю… Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит, одно ушко у Алёнушки спит, другое слушает…

Кажется все тут (обращает внимание накартинки): и ломатый пёс Постойко, и серая мышка-норушка, и сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух…

1 ребёнок читает стихотворение:

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: Заходи!

Инсценирование отрывка из сказки про храброго Зайца.

Воспитатель: Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, у зайчика душа в пятки.

Мальчик-заяц сидит под деревом.

Воспитатель: Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Зайчик выбегает из-за дерева и его окружают другие зайцы.

– Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

– Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

– И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

– Да что тут если мне попадется волк, так я его сам съем…

– Ах, какой смешной Заяц!

– Ах, какой он глупый!..

Воспитатель: Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Волк: Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!

Акробатический танец Зайца и Волка.

Волк убегает, заяц прячется за дерево.

Дети: Молодец, косой! Ловко ты прогнал Волка.

Заяц: А вы бы как думали!

Воспитатель: С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

2 ребёнок читает стихотворение:

Проснулся лес,

Проснулся луг,

Проснулись бабочки вокруг,

Проснулись травы и цветы.

Повсюду столько красоты!

Под музыку раскрывается цветок из картона, из него появляется бабочка (девочка в костюме бабочки).

Воспитатель: Как родилась Козявочка, никто не видал. Это был солнечный весенний день. Козявочка посмотрела кругом и сказала:

— Хорошо!.. (расправляет крылышки)

Воспитатель: Расправила Козявочка свои крылышки, потёрла тонкие ножки одна о другую, ещё посмотрела кругом и сказала:

— Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, — хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

Налетел тут мохнатый Шмель (мальчик в костюме шмеля):

— Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

— Позвольте, что же это такое? — запищала Козявочка. — Всё, всё моё…

— Жжж… Нет, моё! (Шмель улетает).

— Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё — и солнышко, и травка, и цветочки.

Летят другие козявочки.

— Здравствуй, сестрица!

— Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

— А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело…

Хоровод Козявочек.

— Ах, как хорошо!

Воспитатель: А в самый полдень случилось вот что. Пришёл на болото Медведь.

На пеньке сидит мальчик – Медведь.

Вокруг вьются комары, Медведь отмахивается.

— Эй, дядя, ты, куда это забрался?

— Тебе что нужно, приятель?

— Я тебя съем! Я тебя съем! Съем!

— Да что тебе нужно, негодная тварь?

Лягушка из болота высунулась:

— Ква-ква! Охота вам, Михайло Иванович, беспокоить себя напрасно. Не стоит!

— И то, не стоит! Я это так! Пусть они ко мне в берлогу придут, да я их, да я, я…

Акробатический танец комаров вокруг медведя.

Медведь отмахивается и убегает.

— Ой, братцы, держи! Убежит Медведь!

Комары: Пусть его уходит, ведь болото наше осталось!

Воспитатель: Слушала Алёнушка сказки и удивлялась: ей ужасно захотелось посмотреть всё самой.

Девочка – Алёнушка: Если бы я была ласточкой, то сейчас же полетела бы. Отчего у меня нет крылышек? Ах, как хорошо быть птичкой!

Все персонажи зовут: Полетели, Алёнушка!

Итог занятия.

Татьяна Анисимова
Методические основы проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, позволяет малышу проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к усвоению причинно – следственных связей, развивает творчество и воображение, позволяет узнать о неизвестном, учит восхищаться добрыми поступками и тд. Даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка .

Занятия по ознакомлению с художественным произведением детей разных возрастных ступеней организуется по – разному. С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппами по 2-6 человек. Группа детей младшего дошкольного возраста для слушания чтения или рассказа разделяется на две группы. В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми. Воспитатель перед занятием проглядывает весь наглядный материал, который предлагает использовать во время чтения : игрушки, муляжи, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и тд.

Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, поговорок, загадок, песен, затем он слушает народные сказки. Детям раннего и младшего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки) ; детям среднего возраста он читает по книге довольно незначительные по объёму стихотворение и прозаические сказки, рассказы, повести. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют речью. Произведения фольклора, в том числе и потешек, построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. А это способствует запоминанию слов, а затем и активному употреблению. В различных произведениях фольклора, в том числе и потешек, мы обнаруживаем большое количество диалогической и обращённой речи. Примеры такой речи можно использовать в качестве образца для подражания в обучении детей обращённой речи. (Пальчик-мальчик, где ты был) Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, используются с целью развития мелкой моторики пальцев рук. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи : при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому воспитатель особенно точно должен расставить логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворение правильно. В течение года детям повторно читают знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии , входили в их активный словарь. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребёнка. Под рассказ педагога дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой (помахивая руками - крыльями) . Уже в младшем возрасте у детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения и поэтому их радует каждая встреча с этими персонажами. Для первичного чтения детям младшего дошкольного возраста выбирается произведение такого размера, чтобы можно было закончить работу над ним в течение конкретного занятия в данной возрастной группе.

В старших группах пословицы, поговорки, загадки, используются преимущественно как средство развития мышления, памяти, а чистоговорки – как средство закрепления правильного звукопроизношения

Произведение больших размеров, работа над которыми рассчитана на 2 – 3 занятия , читаются только в старшей и подготовительной группах.

Очень важно в самом начале привлечь внимание детей, как это делали в старину своей присказкой (показом яркой картинки, чтением небольшого стихотворения, народной песни, загадыванием загадки и тд.) Иногда детям просто сообщается название произведения, его автор, тема, например : «Сегодня я вам прочитаю рассказ Л. Т. Толстого о том, как лев подружился с маленькой собачкой». Или эта писательница написала много книг о жизни зверей, одну из этих книг, я прочту вам сегодня.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслить содержание литературных произведений ,т. е могут уже различать литературные жанры . Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь. На каждом занятии подготовительной к школе группы должны ставиться разнообразные задачи по развитию речи. Каждое занятие должно развивать поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли при ответах на вопросы.

При первом чтении произведения основная задача педагога – довести до слушателей художественное произведение в целостности как произведение искусства. При вторичном ознакомлении с литературным произведением , анализ его можно провести более углублённо , обращая внимание и на средства художественной выразительности . Вопросы по содержанию рассказа, сказки, направленные на выяснение основного смысла и нравственной сущности произведения, могут задаваться в самой разнообразной форме : О чём говорится в этом стихотворении? (сказке, рассказе) . Что нового и интересного узнали вы? Что ты можешь рассказать о герое сказки? Какой он? Как ты оцениваешь поступок того или иного действенного лица? Какое главное событие этого рассказа?

Отвечая на вопросы. Он ярче представляет себе художественный образ описываемого явления. На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратить внимание на специфичность художественной формы , образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты, учить понимать отличие сказки от рассказа.

Одна из задач таких занятий состоит в том , чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, они получают способность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи , средства выразительности – интонационно правильно звучащая речь.

Чтобы чтение или рассказывание было обучающим, необходимо соблюдать то же правило, что и доречевых занятиях с детьми раннего возраста : дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, выражение глаз, а не только слышать его голос.

Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения приобретается в результате настойчивых тренировок. Однако надо помнить, что даже самый опытный чтец не может читать новое произведение с листа, без подготовки, и поэтому перед занятием воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения («дикторское прочтение» ) и тренироваться в чтении вслух. Перед рассказыванием или чтением художественного текста о произношении незнакомого слова необходимо справиться в словаре. С. И. Ожегова

На одном занятии читается одно произведение и одно два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений обязательно : дети любят слушать уже знакомые сказки, стихи, рассказы. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведёт к лучшему усвоению языка и следовательно к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. Основное правило организации занятия по чтению (рассказыванию) детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.

Настроение приподнятости создаёт воспитатель : он бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чём собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Иногда перед чтением в средней или старшей группах можно обратиться к опыту детей : напомнить эпизод из их жизни, сходный или противоположный тому, который описан в книжке. (Дети, помните, как мы в лесу видели ежика? Вот и писатель Михаил Михайлович Пришвин тоже встретил в лесу ежа, и послушайте, как он об этом хорошо рассказывает) Малышам необходимо руководство в слушании : вид и голос рассказчика должны подсказывать им, что в данную минуту речь пойдёт о трогательном или забавном. Если маленькие слушатели недостаточно внимательны. Чтец должен усилить эмоциональность исполнения, ярче давать образы. Особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.

Текст всякого художественного произведения воспитатель читает не прерываясь (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг ). Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснять в начале занятия .

Методические приёмы , облегчающие восприятие читаемого.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно. Кроме того он использует методические приёмы , развивающие у детей навыки слушания, запоминания, понимания, а именно :

1) повторное чтение всего текста;

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей;

2) предметной наглядностью, рассматривание игрушек, муляжей, рассматриванием иллюстраций, привлечением внимания к реальным объектам.

3) Словесной помощью, сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ; постановкой после чтения поисковых вопросов (Почему нравиться герой? А как бы ты поступил на его месте) ; подсказыванием при ответах детей

слов-эпитетов, обобщённо называющих существенную черту

образа (храбрец, трудолюбивая, добрый, и тд.)

Чем младше ребёнок, тем больше нуждается он в сопровождающих в чтение игровых действиях и предметной наглядности, усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «Не бросим зайку в беде»
(по стихотворению А.Барто «Зайка»)

Программное содержание:

Расширять эмоциональность и образность восприятия стихотворения через игру-инсценировку,

Пробуждать в детей чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи,

Учить слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них. Упражнять в употреблении некоторых несложных вопросительных фраз («Зайка, что случилось?», «Почему ты мокрый?», «Кто тебя оставил на скамейке?», «Где твоя хозяйка?»), тем самым активизируя словарный запас детей,

Продолжать учить по напоминанию взрослого здороваться и прощаться,

Учить ориентироваться в помещении своей группы (спальная, групповая, раздевальная и умывальная комнаты). Знать, где хранятся игрушки, приучать жить по правилу «поиграл – положи на место».

Материал: мягкая игрушка «Заяц», книжка А. Барто «Игрушки».

Ход занятия

1. - Дети, угадайте, кто к нам должен сегодня прийти в гости? Читаю загадку «Длинные ушки, быстрые ножки, прыгает ловко, любит морковку»

Зайка! говорят дети.

Молодцы, отгадали! Давайте поиграем с пальчиками.

2. Пальчиковая игра «Зайка».

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

3. - Я даже приготовила зайке угощение – морковку. Но где же зайка? Давайте поищем! Может он спрятался под столом? Может за диваном? (физминутка «Дети ищут зайца»). Выходим в раздевалку, а на скамейке сидит мокрый зайка. Дети здороваются с зайцем.

Я беру зайца на руки и идем с детьми в группу, дети садятся на стульчики.

Надо зайку обтереть, высушить полотенцем. Сережа, подай пожалуйста полотенце! А теперь завернем его в одеялко, напоим горячим молочком, чтобы он не заболел. Добиваюсь, чтобы дети говорили «Пей, зайка, молочко, а то заболеешь!»

Ну вот, зайка обсох, разогрелся. А теперь давайте спросим, что же с ним случилось? (Дети спрашивают).

4. Чтение стихотворения «Зайка» А. Барто.

Кто оставил зайку на улице?

Почему он намок?

Как вы думаете, почему зайка не смог слезть со скамейки?

Хорошо ли девочка поступила, что оставила зайку под дождем?

А вы не забываете свои игрушки на улице?

Как нужно относиться к игрушкам? Можно ли их разбрасывать?

Обобщая ответы детей, говорю:

Игрушки разбрасывать не надо. У каждой игрушки есть свое место. Нужно запомнить: «поиграл с игрушкой – убери ее на место», иначе игрушки могут обидеться и уйти от нас.

5. Ну вот, зайка наш обсох, повеселел, хочет с нами поиграть.

Игра «Заинька, походи!»

6. В конце занятия пригласить зайца на прогулку. Дети обещают заботиться о нем: катать на саночках, играть с ним и не оставлять его на улице одного.

А сейчас скажем ему «До свидания!»

Галина Орехова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе . Автор Орехова Галина Борисовна.

Тема : Чтение сказки «Вершки и корешки» .

Программные задачи :

Познакомить детей со сказкой . Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос педагогом. Воспитывать культуру речевого общения : участвовать в беседе, выслушивая детей, уточняя их ответы

Словарь :

Потешка, вершки, дубровая, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приёмы : чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поошрение, сюрпризный момент.

Оборудование :

Фланелеграф, набор картинок «Овощи» .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(Стук в дверь и появляется игрушечная сорока)

– Ребята у нас гостья сорока. Но это не простая гостья. А гостья которая заблудилась и очень расстроена. Давайте мы с вами развеселим нашу гостью. Ребята приготовьте ваши ладошку, поставьте на неё пальчик и повторяйте за мной слова и движения.

Сорока – ворона кашку варила, (водят пальцем по ладони)

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил. (загибает по очереди пальцы)

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дров не рубил (грозят пальчиком)

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

– Что мы с вами рассказали?

(ответы детей)

Правильно ребята это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка» ?

(ответы детей) .

Для чего она нужна?

(ответы детей)

Развлекать или как раньше говорили потешать малышей. Слово потеха произошло от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. Поэтому оно и называются народными, их придумал люди. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим детям, и так далее. Вот так сказки дошли до наших дней. Это старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня ребята я познакомлю вас и нашу гостью с русской народной сказкой «Вершки и корешки» .

2. Чтение сказки.

В тексте сказки нам встретилось такое слово «вершки» , что оно означает ? (это то что у растений находится над землей) .

А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений которые нельзя есть называю ботвой. «Положил мужик репу на воз и повез в город» . Что это за воз такой?

(ответы детей)

Ребята как вы понимаете выражение «жать рожь»

(ответы детей и если необходимо воспитатель дополняет ответы детей)

3. Физкультминутка : речь с движениями «В огороде» .

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем.

урожай соберем.

Мы морковки натаскаем. (имитация движений)

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг)

Щавеля нарвем немножко (имитируют)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу взявшись за руки)

4 Беседа по содержанию сказки.

Как называется сказка?

Кто её сочинил?

Значит это …русская (народная сказка)

Каким вам показался медведь? Какими словами можно назвать медведя?

(ответы детей)

Ребята давайте, что делал в сказке медведь.

(Грозился : «Мужик, я тебя заломаю» . Договорился с мужиком «и ушел в дуброву» . Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так громко заревел. Дождался, когда мужик опять придет за урожаем и стал требовать сою долю).

Можно еще что-то добавить о том, какой медведь?

(злой, сильный, ленивый)

А что можно сказать о мужике?

Чем он занимается в сказке?

(Репу сеет. Пашет, да работает. Репу капает. Репу наложил, на, воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал, жать рожь.)

Как можно назвать одним словом все, что делал мужик?

(Мужик трудился)

Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз?

(ответы детей)

А во второй раз?

(ответы детей)

А как вы думаете почему мужик не захотел делиться с медведем по честному, обхитрил его?

(ответы детей) .

Кто в сказке вышел победителем?

(ответы детей)

Почему сильного медведя победил слабый мужик?

(ответы детей)

Ребята в жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В нарде есть такая пословица : «Разум силу победит» . Что такое «разум» ?

(ответы детей) .

Кто повторит пословицу? Что она означает ? А другая пословица говорит : «Не потрудиться, так и хлеба не добиться» . Как вы её понимаете?

(ответы детей) .

5 Дидактическая игра «Вершки и корешки» .

В сказке медведь не знал о овощах : у кого вершки съедобные, а кого корешки и наша гостья сорока то же не знает. А вы ребята знаете?

Сейчас мы это проверим.

(на фланелеграфе расположены в разброс овощи)

Вам ребята необходимо расположить слева овощи со съедобными вершками, а справа со съедобными корешками.

(Дети находят и обосновывают свой ответ)

6. Подведение итогов. Оценка работы детей.

Молодцы ребята! С заданиями вы все справлялись очень хорошо правильно давали ответы на все вопросы. Давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

(Играли с пальчиками. Слушали сказку.)

Слушали какую сказку?

(Слушали сказку «Вершки и корешки» . Играли в игру «Урожай» . Находили вершки и корешки)

Ребята вы молодцы и наша гостья очень рада нашему знакомству но ей пора возвращаться и она вам в подарок оставляет картинки к сказке с которой мы сегодня познакомились и вы после занятия раскрасите эти картинки.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха» Задачи: Показать особенность стихотворного текста, раскрыть многообразие литературного.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева. Конспект проведения занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Цели: Учить детей пересказывать произведение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у писателя С. Я. Маршака» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Тема занятия: "В гостях у писателя С. Я. Маршака" Программное содержание:.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение рассказа В. Сутеева «Три котёнка» Цель: Познакомить с рассказом В. Сутеева «Три котёнка». Задачи: 1. Формироватьэмоционально-образное восприятие рассказа. 2. Учить отвечать.