Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических

Фигурах,

Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование: набор геометрических фигур.

Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

Размера и находить среди них такие же;

Развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

Отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

Треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему;

По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

Поискать такую же в обручах;

По сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

Дидактическая игра «Принеси и покажи»

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

Умение применять зрительное обследование формы, создавать

Зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

Развивать внимание, память;

Воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

Деятельности.

Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

Квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

Штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

– разного цвета);

Образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

Дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило: выполняют поручение только те дети, кого вызвал

Воспитатель;

Прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

Представить, что нужно найти;

Искать фигуру только на своем столе;

Выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

Формировать умение различать и правильно называть некоторые

Геометрические фигуры;

Сравнивать их по величине;

Закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

Разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

Овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в

Нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

По форме (в красном домике – круги и т.д.).

По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке;

Различать круг, квадрат, треугольник;

Последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

Геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

Справа;

Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

Том же порядке на двух карточках, составляют пару;

Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

Разные, одинаковые).

Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

Последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

Парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

Геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

Моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место

И только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

Цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

Закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

Фигуры по размеру;

Развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

Геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

Квадрате), об основных цветах;

Форм;

Операции.

Ход игры:

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение

Составлять целое из частей;

Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

Цвету;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

Вкладыши.

Игровое правило: ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

Право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

Дидактическая игра «Собери фигуры»

Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру;

Развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

Геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

Фигур разного размера, цвета и формы.

Игровое правило: брать только по одно карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»

Цель: формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

Форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

Квадратом и прямоугольником);

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

Предметными картинками.

Игровое правило: перед ребенком хаотично раскладывают карточки

Картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

Определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

Правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

Дидактическая игра «Сравни и подбери»

Цель: учить сравнивать предметы по величине,

Закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

Словарный запас

Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

Предметов и геометрических фигур.

Игровое правило: ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

Большой карте.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

Большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

Квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

Формировать умение создавать образ предмета из геометрических

Форм;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

Операции.

Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

Из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

Из которых составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Что тебе дать?»

Цель: закреплять знание геометрических фигур;

Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

Фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

Геометрические фигуры.

Игровое правило: называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

Ход игры:

Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель: закрепить знание геометрических фигур,

Упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

Развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

Сравнивать, мелкую моторику рук.

Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

Фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

Игровое правило: ребенок выбирает части только одной какой-либо

Геометрической фигуры, берет другие части только после

Выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

Ход игры:

Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

Дидактическая игра «Найди похожую фигуру»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

Предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

Брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

Фигуре по форме.

Ход игры:

В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

Дидактическая игра «Геометрический коврик»

Цель: развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

Мыслительные операции;

Закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

Игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило: Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

Ход игры:

1 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

2 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

Умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

На плоскости;

Закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

Различать изученные геометрические фигуры;

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

Воспитывать желание заниматься математикой.

Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

Геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

Разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

Геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

Магнитной основе).

Игровое правило: ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

Определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

(форму).

Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах...

Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя в интеграции образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество»...

Спортивное развлечение « Зимние игры и забавы!»Цель развлечения: знакомство детей с новыми играми, развитие мышечной активности, развитие игровой фантазии, умению соблюдать правила игр...

Беседа - инструктаж по ОБЖ при проведении игр - экспериментов младший возраст...

Данные игры помогут разнообразить образовательную и игровую деятельности, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста....

Дидактические игры для формирования и развития фонетико-фонематического восприятия...

Для формирования и обогащения словаря используются дидактические игры, как распространенный метод словарной работы....

О "воспитании" и "образовании" /Рубинштейн А. Г./

Первая заповедь воспитания /В. А. Сухомлинский/

О детстве /В. А. Сухомлинский/

Дидактическая игра «Наряди матрёшку»
(младший дошкольный возраст).

Цель: Учить детей запоминать геометрические фигуры. Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения. Совершенствовать тактильные ощущения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов.

Материал: 4 матрёшки с геометрическими рисунками-схемами, геометрические формы, «дорожки».

Описание игры.

Вариант № 1 – «Наряди» !

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.

Вариант №2 – «Дорожки для матрёшек».

Ребёнок берёт понравившуюся «дорожку» и выкладывает на неё фигуры одной формы, но разные по цвету. Игра считается оконченной, если выложены все фигуры на дорожку или пока вся дорожка не заполнится: треугольниками, кругами, прямоугольниками, квадратами.

Вариант № 3 – « Матрёшка на дорожке».

Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

Ребёнок выбирает понравившуюся матрёшку и «наряжает» её. Заполняет все контуры геометрическими фигурами. После этого берёт любую дорожку для своей матрёшки и выкладывает на ней геометрические фигуры (разные по цвету).

Вариант № 4 – « Найди матрёшке её дорожку».

Последний вариант игры позволит ребёнку закрепить все предыдущие варианты игр.

Если у вашего ребёнка есть остаточное зрение и он может различать цвета, эту способность нужно тренировать. Это можно делать с помощью разнообразных игр. В этой статье мы собрали для вас некоторые из них, такие, в которые легко играть дома.

Многие из этих игр помогают развивать не только зрительное восприятие, но и мелкую моторику, силу пальчиков, навыки организации и ориентировки в малом пространстве.

Что нужно:

  • Поднос с бортиками
  • Картонка из-под яиц
  • маленькая корзинка или контейнер
  • Цветные помпоны, пуговицы, крышки от пластиковых бутылок или любые яркие однотонные небольшие предметы, которые вы сможете найти дома.

Подготовка:

На дне каждой ячейки в картонке из-под яиц нарисуйте краской или маркером цветной кружок. Для детей помладше цвета можно располагать упорядоченно (строчками или столбиками), а для более старших - вразнобой. Количество кружков одного цвета должно совпадать с количеством предметов этого цвета.

Что делать:

  • Поставьте на поднос картонку из-под яиц и контейнер с цветными предметами
  • Предложите ребёнку брать из контейнера по одному предмету и класть их в подходящие по цвету ячейки. Пусть он называет цвета вслух.

Вариант 2:

Пусть ребёнок перекладывает предметы не руками, а при помощи кухонных щипцов, пинцета или палочек для еды. Это поможет ему развивать навыки мелкой моторики.


Что нужно:

  • Поднос с бортиками
  • Контейнеры с цветными крышками
  • Крупные пуговицы, крышки от пластиковых бутылок или другие плоские предметы соответствующих цветов.

Подготовка:

Острым канцелярским ножом прорежьте в крышках контейнеров отверстия, так, чтобы ребёнок мог протолкнуть в них пуговицы.

Что делать:

  • Поставьте на поднос цветные контейнеры и миску с пуговицами
  • Попросите ребёнка брать по одной пуговице, называть её цвет и складывать в нужный контейнер через прорезь.

Вариант 3:


Что нужно:

  • Цветная бумага, картон, клей
  • Бельевые прищепки.

Подготовка:

Нарежьте из цветной бумаги квадраты разных цветов. Приклейте их в ряд на полоску толстого картона.

Вырежьте небольшие прямоугольники из той же цветной бумаги и наклейте их на кончики бельевых прищепок.

Что делать:

Предложите ребёнку прицепить прищепки к квадратам соответствующего цвета. Пусть он при этом называет цвета вслух.

Вариант 4:

Можно предложить ребёнку прицепить прищепки на белую полоску в определённом порядке, например, по цветам радуги.


Что нужно:

  • Бесплатные бумажные образцы оттенков красок из строительного магазина (по 2 одинаковых полоски)
  • Бельевые прищепки.

Подготовка:

Из одной из цветных полос нарежьте небольшие прямоугольники каждого оттенка и приклейте их на кончики бельевых прищепок.

Что делать:

Это усложнённый вариант предыдущей игры. Здесь ребёнку нужно не просто прицепить прищепки к квадратам соответствующих цветов на полосках, а ещё и сделать это, учитывая разные оттенки одного и того же цвета.

Для начала можно начать всего с одной полоски, например, зелёной. Обратите внимание ребёнка на то, что зелёный цвет может быть разным: бывают светло-зелёные оттенки, бывают тёмно-зелёные. Попросите его подобрать для каждого квадрата на полоске прищепку с кусочком бумаги точно такого же оттенка.

Вариант 5:

· Предложите ребёнку сразу несколько полосок с оттенками разных цветов.

· В эту игру можно играть на скорость: вдвоём или просто фиксировать время выполнения ребёнком задания с помощью секундомера в мобильном телефоне. Сумет ли он справиться ещё быстрее?

· Усложнённый вариант: предложите ребёнку расположить прищепки с оттенками одного цвета, от тёмного к светлому, на полоске белого картона.


Что нужно:

  • Упаковка разноцветных соломинок для питья
  • Небольшая упаковка ватных палочек
  • Краски
  • Поднос с бортиками, тарелка с отделениями или несколько небольших контейнеров.

Подготовка:

  • Убедитесь, что соломинки достаточной толщины для того, чтобы ватные палочки в них пролезали
  • Окуните концы ватных палочек в краску, чтобы окрашенные части соответствовали по цвету соломинкам для коктейля
  • Сами соломинки нарежьте на кусочки такой длины, чтобы они закрывали у ватных палочек всю белую часть.

Что делать:

  • Для начала разложите ватные палочки в контейнеры по цветам. Все нарезанные соломинки сложите вперемешку в один контейнер
  • Пусть ребёнок берёт по одной соломинке, выбирает ватную палочку, покрашенную в такой же цвет, и продевает её сквозь соломинку
  • Готовые палочки с надетыми на них соломинками можно откладывать в отдельный пустой контейнер.

Другие варианты:

  • Из готовых палочек можно составлять простые орнаменты (последовательности цветов) и просить ребёнка их повторить или продолжить
  • Если задание для вашего ребёнка оказалось слишком простым, его можно выполнять на время: сколько соломинок он успеет надеть на палочки за пять минут?
Теги:

Участник выставки:

Пирогова Анастасия Григорьевна,

воспитатель,

МАОУ «Киёвская СОШ» д/сад «Сказка»

соответствует занимаемой должности.

Дидактическая игра «Разложи по цвету»

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детки учатся различать и называть цвет предметов. У них недостаточно развита мелкая моторика. Для решения этих проблем мною была выполнена эта дидактическая игра.

Игра состоит из набора белых и красных крышечек, разноцветных бусинок, мозаики, контейнера поделённого на четыре цвета и состоящего из четырёх баночек из под гуаши с разноцветными крышечками.

Так же в набор входят: картинки с изображением чашки и мухомора на которых наклеены белые кружочки.

Дополняет игру «картинка» состоящая из баночек с крышечками в виде гусеницы.

  • Игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста. С помощью этой игры дети могут запомнить 4 цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий. Действия с бусинками и крышечками развивают мелкую моторику рук. С помощью игры можно усвоить понятия один и много,научиться считать.

Играть можно так:

  1. Совместно со взрослым, т.к. бусинки мелкие. Ребенку предлагается корзина с бусами или мозаикой. Ему необходимо разложить по цвету каждую бусинку в свой блок, при этом ребенок называет цвет бусинки и цвет блока, в который кладет бусинку.

  1. Крышечки белые и красные помещают на картинке с мухоморами и чашкой.

Какие крышечки?(Круглые, красные, белые.)

Сколько крышечек? (Много, мало, одна и т.д)

Кружочки изображённые на картинках можно посчитать. Можно уточнить, что крышечек столько же положили сколько и кружочков. (Или на 1 меньше и т.д)

  1. Можно раскладывая крышечки на столе их посчитать, выкладывая друг за другом. Определить какая по длине, по цвету получилась дорожка.

  1. На картинке с гусеницей нужно подобрать крышечки по цвету: солнышко – жёлтый, облака – голубые, гусеница – зелёная.

  1. Откручивая цветные крышки с гусеницы в пустые баночки тоже можно раскладывать бусинки: в первую 1бусинку, во вторую 2 и т.д.

Дети с удовольствием играют как самостоятельно, так и совместно с педагогом. Данная дидактическая играпомогает усвоить название цвета, развивает мелкую моторику рук, с её помощью можно обучить счёту и некоторым математическим понятиям.

Надеюсь, мой опыт будет полезен и другим воспитателям.

Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических

развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование : набор геометрических фигур.

Игровое правило : находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

  1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
  2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
  3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Цель

умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

размера и находить среди них такие же;

развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование : маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило : маленькие карточки раздаются каждому играющему;

по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

поискать такую же в обручах;

по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

Цель : формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

умение применять зрительное обследование формы, создавать

зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

развивать внимание, память;

воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

деятельности.

Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

– разного цвета);

образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило : выполняют поручение только те дети, кого вызвал

воспитатель;

прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

представить, что нужно найти;

искать фигуру только на своем столе;

выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

Цель : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

формировать умение различать и правильно называть некоторые

геометрические фигуры;

сравнивать их по величине;

закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

Игровое правило : брать только по одной геометрической фигуре и класть в

нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

По форме (в красном домике – круги и т.д.).

По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

Цель : учить детей находить расположение фигур на рисунке;

различать круг, квадрат, треугольник;

последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

том же порядке на двух карточках, составляют пару;

развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

разные, одинаковые).

Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило : Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

геометрические фигуры;

развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

и только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Цель : развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

фигуры по размеру;

развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило : брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

Цель

квадрате), об основных цветах;

операции.

Оборудование:

Игровое правило

Ход игры:

Цель : формировать представления геометрических фигурах, умение

составлять целое из частей;

закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

вкладыши.

Игровое правило : ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

Цель : формировать умение различать предметы по форме и размеру;

развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

фигур разного размера, цвета и формы.

Игровое правило : брать только по одно карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

Цель : формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

квадратом и прямоугольником);

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

предметными картинками.

Игровое правило : перед ребенком хаотично раскладывают карточки

картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

Цель : учить сравнивать предметы по величине,

закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

словарный запас

Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

предметов и геометрических фигур.

Игровое правило : ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

большой карте.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

формировать умение создавать образ предмета из геометрических

развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

операции.

Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило : ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

из которых составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Что тебе дать? »

Цель : закреплять знание геометрических фигур;

развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

геометрические фигуры.

Игровое правило : называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

Ход игры:

Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель : закрепить знание геометрических фигур,

упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

сравнивать, мелкую моторику рук.

Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

Игровое правило : ребенок выбирает части только одной какой-либо

геометрической фигуры, берет другие части только после

выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

Ход игры:

Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило : сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

фигуре по форме.

Ход игры:

В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

Цель : развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

мыслительные операции;

закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило : Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

Ход игры:

1 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

2 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

Цель : продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

на плоскости;

закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

различать изученные геометрические фигуры;

развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

воспитывать желание заниматься математикой.

Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

магнитной основе).

Игровое правило : ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)

Описание дидактических игр, которые можно использовать при формировании геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»

Цель : формировать представления об основных цветах и о геометрических

Фигурах,

Развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Оборудование : набор геометрических фигур.

Игровое правило : находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.

Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.

Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Дидактическая игра: «Найди свой домик»

Цель

Умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего

Размера и находить среди них такие же;

Развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Оборудование : маленькие карточки с изображением геометрических фигур,

Отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты,

Треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило : маленькие карточки раздаются каждому играющему;

По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и

Поискать такую же в обручах;

По сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.

Дидактическая игра «Принеси и покажи»

Цель : формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур,

Умение применять зрительное обследование формы, создавать

Зрительный образ и с помощью его выбирать нужный предмет;

Развивать внимание, память;

Воспитывать способность продуктивно участвовать в совместной

Деятельности.

Оборудование: геометрические фигуры, отличающихся по цвету – круги,

Квадраты, треугольники, овалы, шестиугольники, звездочки (по 4

Штуки каждой, фигуры с одной стороны коричневого цвета, а с другой

– разного цвета);

Образцы – карточки с контурами тех фигур, которые будут искать

Дети (треугольник, квадрат, круг).

Игровое правило : выполняют поручение только те дети, кого вызвал

Воспитатель;

Прежде чем искать фигуру, нужно рассмотреть образец и мысленно

Представить, что нужно найти;

Искать фигуру только на своем столе;

Выбранную фигуру проверить, приложив к контуру.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, потом еще на трех. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель говорит: «Я буду вызывать вас и показывать какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли».

Воспитатель выбирает четырёх детей, показывает контур одной из трех фигур сначала сидящим детям, а затем четырем выбранным. Говорит им: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник, но сначала рассмотрите его со всех сторон» (педагог обводит пальцем контур фигуры). Затем дети по сигналу идут выполнять поручение. Для проверки дети самостоятельно прикладывают выбранную фигуру к контуру-образцу.

Игра повторяется несколько раз с другими фигурами.

Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

Цель : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;

Формировать умение различать и правильно называть некоторые

Геометрические фигуры;

Сравнивать их по величине;

Закреплять знания цветов.

Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры

Разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,

Овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

Игровое правило : брать только по одной геометрической фигуре и класть в

Нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

По цвету (в красном домике – красные фигуры и т.д.)

По форме (в красном домике – круги и т.д.).

По величине (в красном домике –большие треугольники и т.д.).

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель : учить детей находить расположение фигур на рисунке;

Различать круг, квадрат, треугольник;

Последовательно анализировать и описывать узор, составленный из

Геометрических фигур: сначала называть фигуру в центре, а затем слева и

Справа;

Закрепить определение: геометрические фигуры, расположенные в одном и

Том же порядке на двух карточках, составляют пару;

Развивать наблюдательность, внимание; активизировать словарь (похожие,

Разные, одинаковые).

Оборудование: Пары карточек (рукавичек). На каждой изображены в разной

Последовательности круг, квадрат, треугольник.

Игровое правило : Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает

Парную карточку только тогда, если правильно опишет свою.

Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.

2 вариант.

Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.

Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»

Ребенок, у которого такая же карточка расположение фигур на ней и после этого получает от ведущего парную карточку.

Игра заканчивается, когда подобраны все карточки.

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»

Цель : учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые

Геометрические фигуры;

Развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую

Моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.

Игровое правило : брать только по одной карточке, находить ей нужное место

И только потом брать другую.

Ход игры:

Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.

В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

Дидактическая игра «Сложи узор»

Цель : развивать умение различать геометрические фигуры, определять их

Цвет, анализировать положение предметов в пространстве;

Закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические

Фигуры по размеру;

Развивать внимание, мыслительные операции.

Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор

Геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).

Игровое правило : брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

2.Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.

3.Можно предложить ребенку составить свой узор.

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель

Квадрате), об основных цветах;

Форм;

Операции.

Оборудование:

Игровое правило

Ход игры:

Дидактическая игра «Собери целое из частей»

Цель : формировать представления геометрических фигурах, умение

Составлять целое из частей;

Закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по

Цвету;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-

Вкладыши.

Игровое правило : ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на

Право (от простого к сложному).

Ход игры:

Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.

Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т.д.

Игру можно повторять несколько раз.

Дидактическая игра «Собери фигуры»

Цель : формировать умение различать предметы по форме и размеру;

Развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику

Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты

Геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических

Фигур разного размера, цвета и формы.

Игровое правило : брать только по одно карточке и находить ей свое место.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.

Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.

«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т.д.»

Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»

Цель : формировать умение различать форму предметов и соотносить эту

Форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,

Квадратом и прямоугольником);

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с

Предметными картинками.

Игровое правило : перед ребенком хаотично раскладывают карточки

Картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и

Определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан

Правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.

Ход игры:

Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.

«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т.д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»

Дидактическая игра «Сравни и подбери»

Цель : учить сравнивать предметы по величине,

Закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,

Развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять

Словарный запас

Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением

Предметов и геометрических фигур.

Игровое правило : ребенок берет по одной карточке и находит ей место на

Большой карте.

Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на

Большой карте.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,

Квадрате, овале, прямоугольнике), об основных цветах;

Формировать умение создавать образ предмета из геометрических

Форм;

Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные

Операции.

Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных

Из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.

Игровое правило : ребенок должен брать только те геометрические фигуры,

Из которых составлены предметы на его карточке.

Ход игры:

1.Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.

2.Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.

3.Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.

4.Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.

Дидактическая игра «Что тебе дать ? »

Цель : закреплять знание геометрических фигур;

Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: карты с нарисованными на них контурами геометрических

Фигур (по четыре фигуры на карте); вырезанные из плотного картона

Геометрические фигуры.

Игровое правило : называть только одну геометрическую фигуру для своей карты, соблюдать очередность.

Ход игры:

Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать?» Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте. Далее выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.

Варианты

1) можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами).

2). Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого цветов.

Дидактическая игра « Сложи фигуру »

Цель : закрепить знание геометрических фигур,

упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,

Развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и

Сравнивать, мелкую моторику рук.

Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические

Фигуры, разрезанные на 2 -4 части.

Игровое правило : ребенок выбирает части только одной какой-либо

Геометрической фигуры, берет другие части только после

Выкладывания предыдущей геометрической фигуры.

Ход игры:

Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/

Дидактическая игра «Найди похожую фигуру»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить

Предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,

Развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.

Игровое правило : сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,

Брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной

Фигуре по форме.

Ход игры:

В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»

Дидактическая игра «Геометрический коврик»

Цель : развивать внимание, память, умение ориентироваться на плоскости,

Мыслительные операции;

Закрепить знание геометрических фигур.

Оборудование: демонстрационные карточки геометрических ковриков,

Игровые поля (по количеству игроков), наборы геометрических фигур (по количеству игроков), призовые фишки.

Игровое правило : Игрок, давший правильный ответ, получает фишку.

Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

Ход игры:

1 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков. Игроки выкладывают на своем игровом поле точно такой же по образцу. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. После того, как все игроки справятся с заданием, воспитатель проводит беседу по вопросам:

Какие геометрические фигуры были использованы?

Сколько тех или иных фигур потребовалось?

Игрок, давший правильный ответ, получает фишку. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, больше всего фишек.

2 Вариант.

Воспитатель (ведущий) предъявляет игрокам один из геометрических ковриков на несколько секунд (от 15 до 30 секунд). Время зависит от подготовленности детей. Затем коврик убирается, игроки должны выложить узор по памяти. Игрок, первым справившийся с заданием, получает фишку. Затем коврик демонстрируется повторно, чтобы все игроки смогли проверить и исправить ошибки. Побеждает игрок набравший, по окончанию игры, наибольшее количество фишек.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель : продолжать формировать представления о таблице, строке, столбце;

Умение пользоваться словами, определяющими положение предмета

На плоскости;

Закрепить умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов,

Различать изученные геометрические фигуры;

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение, речь;

Воспитывать желание заниматься математикой.

Оборудование: игровое поле в виде таблицы – «домика», набор

Геометрических фигур разной формы и цвета, карточки с

Разноцветными пятнами для обозначения цвета, карточки с контуром

Геометрических фигур для обозначения формы (все карточки на

Магнитной основе).

Игровое правило : ребенок берет только по одной геометрической фигуре,

Определяет её цвет и форму, а затем находит ей место в «домике».

Ход игры:

Воспитатель просит детей рассмотреть «домик» (таблицу) и спрашивает: «Сколько в домике этажей?»

Покажите, где нижний этаж? Это первый этаж (строка).

Покажите верхний этаж. Это 4 (5) этаж. (В зависимости от количества строк).

Сколько квартир на каждом этаже? (четыре).

Что означают разноцветные пятнышки наверху домика? (цвет фигур).

Что означают контуры геометрических фигур с левой стороны «домика»?

(форму).

Кто будет жить в «домике»? (геометрические фигуры)

Чем они отличаются друг от друга? (формой и цветом).

Затем воспитатель просит ребенка взять, например, красный круг и найти для него место в «домике», и объяснить словами местоположение этой фигуры.

(Например, «Красный круг живет в первом столбике на второй строке и т.д.)


Материал: набор цветных листов из фетра (можно с рисунками) размер 210*297, ножницы, нитки, липучка, для оформления глазки, пуговицы на ножке, декоративные наклейки, шаблоны фигур разных размеров.

Задачи, которые помогает решить данное пособие: пособие можно использовать, как индивидуальную работа, так и групповую, которая помогает при обучении детей от 2 лет до 5лет, формировать представления о цвете, о геометрических фигурах, о размере, о счёте до 5, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание, сообразительность, мелкую моторику, речь.

Варианты использования пособия.

  1. Дидактическая игра: «Найди домик для фигуры»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Ребенок раскладывает фигуры по форме, при этом называет цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета. Например, какого цвета сердечко? (красного).

  1. Дидактическая игра: « Какой фигуры не стало »

Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение находить недостающую геометрическую фигуру, развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Ход игры: Прежде чем искать фигуру, ребенку нужно рассмотреть образец и запомнить. Воспитатель закрывает одну из геометрических фигур, а ребенок называет ту фигуру, которую закрыл воспитатель. Ребенок называет геометрическую фигуру и цвет.

  1. Дидактическая игра « Разложи по цвету »

Цель: формировать представления об основных цветах и счёт до 4, развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка сначала разложить фигуры по форме жёлтого цвета, красного цвета, синего цвета, голубого цвета и т.д. Воспитатель предлагает ребенку посчитать сколько желтых фигур, красных и т.д.

  1. Дидактическая игра « Большие и маленькие фигуры »

Цель: формировать представления о величине и счёте до 4, закреплять понятия «больше», «меньше», формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры.

Ход игры: Воспитатель просит ребенка разложить сначала маленькие фигуры и посчитать их, затем разложить большие фигуры и посчитать их. И сказать каких фигур больше, а каких меньше.

  1. Дидактическая игра « Где находится фигура? »

Цель: учить детей находить расположение фигур используя пространственную ориентировку «в верхнем левом углу», «вернем в правом углу», «в нижнем левом углу», «в нижнем в правом углу».

Ход игры: Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку панно с фигурами. Затем говорит «Какие фигуры находятся в центре, а затем слева и справа». Далее игра усложняется: «Какая фигура находится в верхнем вправо углу?» и т. д.

  1. Дидактическая игра «Найди фигуру похожую на… »

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком панно с фигурами, обсуждает картинки: «Смотри, яблоко он какое по форме?» (Круглое). Теперь давай найдет похожую фигуру и т. д.

Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

  1. Дидактическая игра « Определи на ощупь »

Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру на ощупь, внимание, память, мелкую моторику.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.Затем воспитатель просит ребенка закрыть глаза и на ощупь определить какая это фигура и с открытыми глазами найти её.