Кастаньеты

Испания… Какие ассоциации возникают, когда слышишь название этой прекрасной страны? Непременно, представляются оливковые рощи, ласковое море, солнечные пляжи с золотым песком, захватывающая коррида с разъяренными быками и отважными тореро. Помимо этого в мыслях возникает картина с грациозной темноволосой девушкой, которая под экспрессивные звуки гитары и виртуозное пощелкивание кастаньет исполняет зажигательный фламенко. Такой танец сложно не узнать, первые движения сразу выявляют национальный испанский колорит - это уникальное и очень впечатляющее зрелище.

Что же такое кастаньеты? Это незатейливый ударный музыкальный инструмент, создающий невероятно красивый и четкий ритмический рисунок. Кастаньеты получили широкое распространение во многих странах мира: Португалии, Италии, Аргентине, но только в Испании они считаются культурным и национальным достоянием, так как являются непременным атрибутом испанского танца. И именно исполнители из этой страны владеют кастаньетами в безупречном совершенстве, завораживая зрителей, вызывая восторг и восхищение.

Историю кастаньет и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Техника исполнения

Играть на кастаньетах не просто. Для мастерского освоения техники и виртуозного исполнения на инструменте сложных ритмических рисунков необходимо долго учиться. Звонкий пощелкивающий и суховатый звук кастаньет - ударного музыкального инструмента, имеющего неопределенную высоту звука и относящегося к семейству идиофонов, возникает благодаря ударам полых половинок - чашечек. На кастаньетах играют главным образом пальцами, а пальцевая техника на ударных инструментах является самой быстрой.

Различают два способа исполнения на инструменте, существенно отличающихся друг от друга. Один называют народным, другой - классическим. При народном стиле применяют кастаньеты более крупных размеров, прикрепляя их на средний палец руки. Звукоизвлечение происходит при движении кисти, которой ударяют инструмент о ладонь. Такой способ создает более резкий, чем при классическом стиле исполнения, звук.

В классическом стиле исполнения кастаньеты закрепляются на большом пальце шнурком при помощи двух петель: первая - у основания пальца, вторая - возле ногтя. Инструменты для правой и левой руки отличаются по размеру и звуку. Кастаньета для правой руки называется hembra: она меньше по размеру и отличается более ярким и высоким звуком. На ней играют четырьмя пальцами, исполняя сложные ритмические рисунки и трели. Кастаньета для левой руки называется macho - она больше по размеру, имеет более низкий тон и создает ритмическую основу.

При классическом стиле ритмические рисунки создаются в результате различной комбинационной последовательности пяти игровых элементов, извлекаемых на кастаньетах. Они называются: ТА, RRI, PI, PAM(CHIN), PAN.

Фото :





Интересные факты

  • Кастаньеты в испанской Андалусии также называют palillos, что в переводе с испанского означает палочки для еды.
  • Существует версия, что кастаньеты в Испанию из Нового Света были привезены Христофором Колумбом.
  • Около трех сотен лет испанские цыгане, а вместе с ними фламенко с кастаньетами находились в изгнании. И только в 18 веке фламенко «стало свободным».
  • Кастаньеты зазвучали в кинематографе уже в 30-х годах прошлого века в фильмах «Дочь Хуана Симона», «Мария де ла О», «Заклинание фанданго», где главную роль исполняла великолепная испанская танцовщица фламенко Кармен Амая.
  • Кастаньеты являются самым популярным сувениром, который туристы привозят с собой из солнечной Испании.

Конструкция


Кастаньеты представляют собой две округлые половинки, в форме ракушек с небольшими ушками, в которых проделаны дырочки. В эти отверстия вставляется шнурок, при помощи которого инструмент прикрепляется к пальцам исполнителя. Инструмент по размеру очень компактный и легко помещается в ладонях. Его ширина варьируется от 2.5 до 5 см. Кастаньеты сегодня изготавливаются из различных материалов - это черное и розовое дерево, палисандр, самшит, слоновая кость, стеклопластик и иногда даже металл. Стоит также отметить, что в оркестровой практике используются кастаньеты, которые для удобства исполнения на них прикрепляются к деревянной ручке.

Применение и репертуар

Область применения кастаньет довольно разнообразна. Обычно используемые в танцах фламенко, а также для ритмического украшения песен и гитарной инструментальной музыки, кастаньеты часто находят применение в музыкальных сочинениях для отражения характерного испанского колорита. Список таких произведений достаточно обширен, звучание кастаньет можно услышать в операх Ж. Бизе, Р. Вагнера , К. Сен-Санса; балетах П. Чайковского . С. Прокофьева; в испанских увертюрах М. Глинки , а также в концерте для фортепиано с оркестром № 3 С. Прокофьева, опере «Соломея» Р. Штрауса, балетной сюите «Сид» Ж. Массне, балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Испанской рапсодии» для симфонического оркестра М. Равеля, опере «Давайте ставить оперу» Б. Бриттена, балете «Хромой бес» К. Жида, балете «Лауренсия» А. Крейна.

Известные исполнители

Испанцы говорят, что звук кастаньет передает ритм их сердец. И хоть этот инструмент является неотъемлемым атрибутом испанского танца, только настоящие мастера могут умело сочетать сложные па с виртуозным владением кастаньетами. Величайшими исполнителями XX века, которые покоряли зрителей своим необыкновенным исполнением на инструменте, доныне считаются Хосе де Удаэт, а также его ученик Хосе Луис Ландри. Среди талантливых мастеров, которые в нынешнее время блестяще представляют кастаньеты на концертных площадках и восхищают слушателей звучанием инструмента, необходимо отметить Лусеро Тену, Эмму Малерас, Кармен де Висенте, Инму Гонсалес, Консоль Грау Мелет, Монтсеррат Карлес, Белен Кабанес, Терезу ​​Лайз, Мар Безана, Ампаро де Триана, Габи Херцог и Нину Корти.

   

История

История кастаньет начинается в давние времена. Похожие инструменты были известны ещё в глубокой древности во многих странах мира. Египтяне, греки, римляне, арабы, мавританцы, китайцы и другие народности использовали палочки - трещотки для аккомпанемента, задавая ими ритм своим танцам. Изображения подобных инструментов встречаются на фресках Египта и Греции периода античности, начиная с третьего тысячелетия до н.э. А вот, как и когда кастаньеты появились в Иберии, искусствоведы до сих пор ведут споры. Есть предположение, что на Пиренейский полуостров их завезли финикийцы или греки, но возможно инструменты распространились по Испании во время арабских завоеваний. Однако кастаньеты также могли появиться у испанцев независимо от других культур, и эта версия тоже считается убедительной, так как археологи подтверждают её своими находками.

Культура Испании складывалась веками. На неё сильное влияние оказали арабы и даже индийские цыгане, которые в 15 веке стали заселятся на Пиренейском полуострове. В связи с этим в испанских музыкальных жанрах появились новые ритмы, отличающиеся особым колоритом, страстью и яркостью. Таким образом зародилось фламенко – южно - испанская народная музыка, одним из атрибутов которой являются кастаньеты.


В 17 веке их звучание использовалось не только в народной музыке, но и в балетных спектаклях, затем в опере, а несколько позднее и в симфонических произведениях, когда музыке нужно было придать особенный испанский колорит. В середине 19 века в Испании была открыта специальная школа, где тщательно отбирали и готовили к различным представлениям - танцевальным шоу наиболее талантливых танцоров, которые в совершенстве овладевали не только техникой исполнения национальных танцев, но и искусством игры на кастаньетах. Эти артисты своим творчеством поражали зрителей не только в театрах страны, но также в других европейских странах.

Кроме Испании кастаньеты нашли также широкое применение в Португалии, Южной Италии и Латинской Америке, но именно в Испании они получили название и форму, которая сейчас применяется во всем мире.

Кастаньеты – это незатейливый, но в то же время очень интересный музыкальный инструмент. Его звучание предает музыке необычайно привлекательный колорит, создающий неизгладимое впечатление. В Испании с уважением и трепетностью относятся к кастаньетам, ведь они являются музыкальным символом этой страны. Испанцы бережно сохраняют и развивают исполнительское искусство на инструменте, который достойно олицетворяет национальную музыкальную культуру.

Видео: слушать кастаньеты

Кастаньеты используются для ритмического аккомпанемента танцу. Они изготавливаются из твердых пород дерева, таких как чёрное дерево, палисандр, гранадильо и каштан. Вопреки традиционному мнению, Испания не является ни родиной кастаньет ни единственным местом их распространения. Прообразы современных кастаньет можно встретить еще в Древнем Египте, около 3000 лет до н.э. Начиная с VI века до н.э. на греческих фресках можно увидеть изображения танцующих женщин, которые держат в руках кротало (от испанского crotalo – “трещотка”, “погремушка”), напоминающие длинные деревянные кастаньеты. Название “crotalo” и сейчас существует в испанском языке наряду с castañuelas или palillos .

В настоящее время кастаньеты, или очень близкие к ним инструменты, существуют у многих народов: это индийские kartali , швейцарские chefeli , японские yotsudake , китайские cha pan , или турецкие kasik .

Традиционно кастаньеты используются в таких танцах фламенко как sevillanas, fandangos de Huelva и tanguillo de Cadiz . Из обычно не применяют в более “серьезных“ жанрах, так как они лишают танцовщицу многих выразительных возможностей движений рук.

В классическом балете кастаньеты появляются начиная с XVII века и используются как во время сольного, так и группового танца. В настоящее время кастаньеты используются довольно ограниченно. Возможно, из-за того, что это не очень простой в освоении инструмент, играя на котором профессиональные танцоры должны сами придумывать ритмические рисунки и координировать игру с танцем без видимых усилий.

Наиболее значительный вклад в развитие мастерства игры на кастаньетах привнесла испанская танцовщица Ла Архентина (La Argentina), гастролировавшая по всему миру в начале XX столетия. А в 1955 году американская танцовщица Карола Гойа (Carola Goya) впервые использовала кастаньеты во время выступления в сопровождении большого симфонического оркестра.

Существуют два основных стиля игры на испанских кастаньетах: классический и народный .

При игре в классическом стиле кастаньета крепится на большой палец каждой руки с помощью шнурка, которым скреплены две половинки кастаньеты. В правой руке должна держаться кастаньета, которая звучит ярче и выше (она называется hembra ). Кастаньета, которую держат в левой руке, называется macho . Правой рукой на кастаньете играют черырьмя пальцами: мизинцем, безымянным, средним и указательным, которые как молоточки извлекают быстрые трели (carretillas ) по наружней половинке кастаньеты. Левой рукой отдельными нотами (golpes ) подчеркивается ритм.

При игре в народном стиле обычно используются кастаньеты большего размера и ниже по звучанию. Они крепятся шнурками на один или несколько пальцев. Движением кисти половинки кастаньеты ударяется о ладонь, производя громкий отрывистый звук, отличающийся от звука при классической игре.

Согласно классической школе игры, на кастаньетах можно извлечь пять разных звуков, которые называются ta, pi, pan, chim и ria . Они различаются по тембру и при умелой игре с их помощью можно создавать огромное количество красивых ритмических рисунков.

Первое упражнение – ударять по кастаньете поочередно каждым пальцем начиная с мизинца, постепенно увеличивая темп. Следить за тем, чтобы каждый звук извлекался четко. Для игры на кастаньете левой рукой базовая техника – ударять одновременно тремя пальцами: мизинцем, безымянным и средним, а ритм, с которого можно начинать обучение, – извлекать несколько звуков пальцами правой руки, завершая их одной “нотой” на кастаньете в левой руке. Нужно постараться достичь быстрого темпа, чередуя игру левой и правой руки. Иногда кастаньеты можно ударять друг о друга.

Кастаньеты считаются исконно испанским музыкальным инструментом, хотя в Испанию они попали благодаря арабским маврам. Именно в этой знойной стране кастаньеты получили наибольшее распространение и даже стали народным инструментом. Именно поэтому при слове «кастаньеты», мы сразу же представляем изящную танцовщицу испанского танца фламенко с яркой розой в темных волосах, которая отстукивает ритм каблучками и выписывает руками пируэты, одновременно виртуозно играя на кастаньетах.

Кастаньеты - это две вогнутые пластинки, которые имеют форму ракушки. Обычно их делают из дерева, однако в последнее время кастаньеты все чаще стали изготавливать из стеклопластика. Две пластинки связаны между собой шелковым шнурком, который надевается на большой палец исполнителя и затем стягивается, чтобы кастаньеты держались более плотно. Существуют и специальные оркестровые кастаньеты, которые представляют собой такие же две пары вогнутых пластинок, которые, при этом, еще привязаны к двум краям специальной рукоятки.

Однако обычные, не оркестровые кастаньеты, требуют от исполнителя гораздо большего мастерства и являются достаточно сложным инструментом, на котором не так-то и просто научиться играть с виртуозностью мастера. Начнем с того, как правильно «расположить» кастаньеты в руке. Во-первых, каждая пара кастаньет не равна по размеру - одна обязательно чуть больше, а другая чуть поменьше. Та, что поменьше является женской кастаньетой и называется «эмбра» (hembra – самка). Ее нужно брать в правую руку. А вторая кастаньета - мужская, она называется «мачо» и берется в левую руку. «Левая» кастаньета имеет более низкий звук и отбивает основную мелодию танца, «правая» же выстукивает более сложный и замысловатый музыкальный рисунок. Правой рукой на кастаньете нужно играть четырьмя пальцами, а левой лишь подчеркивается ритм при помощи отдельных нот. Кстати, ноты у кастаньет не те же самые, которые у пианино, скрипки или трубы. Здесь вы не столкнетесь ни с «до», ни с «ре», ни с «ми», а вот узнать о таких необычных нотках, как ta, pi, pan, chim и ria вполне можете. Умелая танцовщица фламенко, которое при этом в совершенстве владеет кастаньетами, способна из этих пяти нот, отличающихся одна от другой по тембру, создать огромное множество интересных и красивых ритмических рисунков. Существует, также, и народный стиль игры на кастаньетах, в этом случае они крепятся на один или несколько пальцев, и звучание происходит за счет удара одной кастаньеты о ладонь.

Обучение игре на кастаньетах начинается с некоторых упражнений, которые помогут вам понять, каким образом происходит игра на этом музыкальном инструменте. Так, вы можете попробовать сделать такое упражнение: ударьте поочередно каждым пальцем (начиная с мизинца) по кастаньете, постепенно увеличивая темп. При этом следите за тем, чтобы каждый звук был достаточно четок. Далее можете переходить к базовой технике - извлечь несколько звуков пальцами правой руки и «поставить точку», ударив сразу тремя пальцами (мизинец, безымянный, средний) по левой кастаньете.

Простой ударный инструмент, который изобрели в Испании и используют во время исполнения испанских танцев, - это кастаньеты. Они не только задают ритм движениям и добавляют танцу особого колорита. Кастаньеты - это неизменный атрибут национальных танцев, которые сегодня популярны не только в стране, где они родились, но также в Италии и многих государствах Латинской Америки.

История происхождения кастаньет

Кастаньеты - это две деревянные ракушки, соединенные между собой веревкой, которая надевается на большой палец руки. Свое название музыкальный инструмент получил от испанского слова castañetas, что означает «каштан». Изначально кастаньеты изготавливались только из дерева каштана, затем стали использоваться другие виды деревьев - орех, палисандр, гранадильо. На сегодняшний день кастаньеты зачастую делают из стеклопластика.

Звук из кастаньет извлекается благодаря двум полым половинкам, поэтому они относятся к идиофонным музыкальным инструментам. Кастаньеты - это один из древнейших инструментов, поскольку их изображение встречается на фресках Древней Греции и Египта. По еще одной версии, музыкальный инструмент был привезен из путешествий Христофора Колумба после открытия Нового Света. Поэтому сложно точно назвать истинную родину инструмента, но именно испанский танец с кастаньетами - фламенко - известен во всем мире.

Как играют на кастаньетах

Древняя история кастаньет и многовековое использование мало изменили принцип игры на этом инструменте. Как и много столетий назад, так и сегодня существует два вида игры:

  1. Классический способ игры на кастаньетах предполагает крепление инструмента на большой палец правой руки, захват ракушки остальными четырьмя пальцами. Звук извлекается именно благодаря движению пальцев.
  2. Народный способ помогает извлекать из кастаньет более громкие звуки. Тесемки инструмента также крепятся на один или несколько пальцев, но игра происходит при помощи движения кисти, а не пальцев.

Испанские кастаньеты используют в танцах двумя способами, даже сегодня нет явного предпочтения того или иного метода. С начала 17-го века кастаньеты стали использовать при выступлениях балета и для сопровождения игры оркестров. Современные оркестры используют специальные кастаньет-машины, которые помогают извлекать характерный звук без участия человека.

Особенности национального танца

Танец с кастаньетами сложно перепутать или не узнать, даже первые шаги и звуки музыки вызывают в воображении национальный колорит Испании. Как правило, фламенко танцуют женщины. Их красно-черные наряды завораживают, а уверенные четкие зажигательные движения приковывают взгляды зрителей. Ярко-алый цветок в черных волосах, озорной взгляд танцовщицы и движения танца как будто создают отдельный мир, в котором нет места посторонним. Есть только она, музыка и бешеный ритм кастаньет.

Интересно наблюдать, когда фламенко танцует одна женщина, но коллектив нескольких танцовщиц вызывает восторг и трепет. Их необычный внешний вид и слаженность движений в такт постукиванию кастаньет завораживают. Сегодня к испанскому фламенко примешиваются другие стили и движения из различных танцев, но самобытный национальный испанский танец с кастаньетами остается уникальным зрелищем, которому не нужны усовершенствования.

История испанского фламенко

Несмотря на то что Испания богата музыкальными инструментами и разновидностями танцев, именно фламенко считается национальным символом этой страны. Кастаньеты - это неизменный атрибут таких танцев, в дополнение к которому звучали только переборы гитары. Этих двух музыкальных инструментов было достаточно, ведь вся красота и прелесть танца заключалась в яркой девушке, исполняющей простые, но зажигательные и полные страсти движения.

Часть движений и танцевальных традиций остались во фламенко еще от движений иберов - жителей, которые населяли территорию современной Испании до нашей эры. Но лишь в 15-м веке национальные танцы стали унифицированными, обрели узнаваемые черты и похожие движения. Связано это с заселением на эти земли цыган, с их колоритом и яркими традициями. Они устраивали праздники и фестивали, которые скрашивали трудную рабочую жизнь испанцев.

Использование кастаньет во время танца

Игра на кастаньетах во время танца требует внимания и внутреннего Поэтому такое сочетание считается сложным исполнением, которое умели делать далеко не все испанские девушки. Лишь настоящие мастерицы умело сочетали страсть и вихрь собственных движений с одновременной игрой на кастаньетах.

Самые умелые профессиональные танцовщицы для сопровождения музыки и собственных движений используют два вида кастаньет: большие и малые. Как правило, в левой руке лежал больший инструмент, который позволял извлекать более низкий звук. В правой руке лежали кастаньеты меньшего размера, ритм которых был быстрее, а звук - выше. Такое сочетание создает непередаваемое впечатление, а умелое профессиональное исполнение по сегодняшний день завораживает всех, кому удается стать свидетелем испанского фламенко.