Священник

Исторических данных о нём практически не имеется. Новгородский поп Упырь Лихой переписал «Книгу Пророков» (одну из частей «Библии») или «Толковых пророков» с толкованиями Феодорита Кирского .

Его запись на книге - древнейшая датированная запись на древнерусских книгах .

«Слава тебе Господи царю небесныи, яко сподоби мя написати книги си. Ис коуриловице князю Влодимиру Новгороде княжащю сынови Ярославлю болшему. Поучах же е писати в лето 6555 месяца мая 14. А кончах того же лета месяца декабря в 19. Аз поп Оупирь Лихыи . Тем ж молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же княже будь в век живи, но … писавшаго не забывай».

Упырь Лихой работал в Новгороде для новгородского князя Владимира Ярославича - сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого и княгини Ингегерды в то время, когда строился Софийский собор и, вероятно, книга предназначалась для церковной библиотеки.

Сама книга не сохранилась, но значительно позже с неё изготовили копию, где было упомянуто имя древнего автора. Фрагменты этой копии, названной «Саввиной книгой », ученые относят к X-XI векам . Хранятся они сейчас в Москве в Центральном государственном архиве. Книга называется так потому, что в нижней части одного из листов была обнаружена запись переписчика с оригинала: «поп Савва писал ».

Гипотеза о происхождении Упыря Лихого

Известный шведский славист , профессор славянских языков Стокгольмского университета Андерс Шёберг, исследовавший первые памятники славянской письменности (в том числе новгородские граффити и берестяные грамоты), включая материалы Новгородского оккупационного архива -1617 годов , который хранится в Швеции, высказал предположение, что Упырь Лихой - это Эпир - рунорезец Уппланда и придворный проповедник Новгорода. Основанием для такой версии служит неканоническое имя новгородского священника XI века - Упырь . В скандинавских публикациях рунических надписей встречается имя рунорезца «Upir Оfeigr» (Эпир Неробкий или Нетрусливый ), соответствующее имени Упыря Лихого по структуре, а русское слово «лихой» близко шведскому слову по значению (так, в словаре Даля среди определений этого слова - смелый , решительный ). После смерти Владимира Ярославича новгородского привилегированное положение шведов в Новгороде сильно пошатнулось, что послужило поводом для их возвращения в Швецию. Церковные разногласия также могли стать поводом для уроженца Швеции, бывшего священником в Новгороде, покинуть его.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Упырь в мифологии коми
  • Ур-Ёль

Смотреть что такое "Упырь Лихой" в других словарях:

    Упырь - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Кирилл - м., собств., ст. слав. Кѵриллъ из греч. Κύριλλος. Отсюда кириллица – название изобретенного Кириллом (глаголического) алфавита (ср. др. русск. куриловица, Упырь Лихой, 1047 г.), перенесенное на более поздний алфавит, называемый сейчас кириллицей; …

    сирин - I сирин I сказочная птица, фигурирующая рядом с алконостом (см.) на лубочных картинках, с женской грудью и женскими чертами лица, также вид филина, цслав. сирина, сиринъ (Упырь Лихой; см. Срезн. III, 358). Из греч. σειρήν, род. п. ῆνος сирена; … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    тераск - ремень, только русск. цслав. тераскъ, Исаия 5, 18 (Упырь Лихой), терѣскъ – то же, Изборн. Святосл. 1073 г. (см. Срезн. III, 950 1). Неясно. Ср. тересна, тярега. 1 У Срезн. (см.) – терѣсхъ. – Прим. ред … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Падонки - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Падонки (искажённ … Википедия

    Древнерусская литература X-XI веков - У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века … Википедия

    Древнерусская литература X–XI веков - Содержание 1 Письменность, фольклор и литература X века 2 Литература XI века 3 Переводные памятники XI века … Википедия

    Вопрос старшинства кириллицы и глаголицы - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Существуют две славянские азбуки: кириллица и глаголица. В специальной литературе по этому вопросу… … Википедия

    Неоновая литература - Неоновая литература литературный интернет портал и контркультурное объединение современных русскоязычных писателей на базе одноименного литпортала. Содержание 1 Особенности 2 История 3 Авторы … Википедия

    Список номинантов на премию Национальный бестселлер 2011 года - Список номинантов на премию «Национальный бестселлер», попавших в длинный список (лонг лист) премии «Национальный бестселлер» в сезоне 2011 года. Длинный список (из 59 произведений) был опубликован 1 марта 2011 года (ещё 2 были сняты с… … Википедия

Здесь можно задать вопрос – а надо ли? Вы можете сказать – дурни думкой богатеют, дураку и бог простит, а Иван стартовал с обзора непонятного вообще нечто, призванного (видимо, через своих, через междусобойчик) поиграть с внеэстетическими реакциями, попросту – поколотить понты, себя показать. Но штука глубже.

Давайте начнем с пункта просветительского – так как читатель сей бессмысленный кисель под названием «Россия возродись» читать не станет. Но содержание я не могу пересказать – через пару страниц я перестал понимать, о чем речь, но – однако – у меня оставалось строгое чувство тенденции. Например, убери отсюда олбанский йезыг – и мы получим типичное произведение любого топового российского автора. Мне почему-то тотчас вспомнился Владимир Лорченков – его каша под названием «Табор уходит» очень схожа с «Россия возродись», просто первую надо просеять. Метод же подачи информации во многом схож – то есть, метода никакого нет, свою форменную бессистемность человек обличает во что хошь.
Вот тут – вроде бы всё понятно. Главное, чтобы было кому пропихивать. Да и в прочих случаях – то же самое.
Информация для людей: Упырь Лихой – некий сетевой персонаж, занимающий некую роль на сайте «Неолит». Вот что он пишет о себе:

В принципе, для общего понимания этого достаточно. Теперь поговорим о тенденциях вообще и том, чего нам ждать.
Кто-то утверждал, что без наглости нет шедевров. А в нашей системе родоплеменных отношений мы видим – без доступа к телу нет имён. И не важно, как это происходит. Кому-то, конечно же, опус нашего клиента (продвинутые ребята скажут – мол, эксперимент это, эпатаж, самопрезентация, субкультурный элемент) покажется интересным. Но тут важно – кому он кем приходится. А там уж – мы увидим, может быть, какие-нибудь внимательные разборы, оценки, признания, что-нибудь еще.
Я бы предложил отдать этому автору первое место. Это было бы показательно. Тем самым можно было бы подчеркнуть, чем мы сыты, чем будем питаться в дальнейшем.
Вспоминается эпохальное стихотворения из пласта поэзии нефтяных детей – «Россия встала на колени и отсосала у меня».
На фоне этого, блогеры (рядовые, прежде всего), получают 100 рублей за пост «Путин, приходи» и 200 – за «Путин уходи», Дмитрий Быков хитрит на гранты через «Гражданина Поэта, Пелевин выпускает очередной роман, который читать нельзя, но все рукоплещут, так как это Пелевин, Акунин подмазывается к революции норковых шуб, и многое-многое другое.
Становление феодализма завершилось, но хуже того – что всё бесполезно. Выхода нет, и не будет.
Ну и давайте, наконец, немного почитаем. А то я уже не знаю, что писать.

- Слы, чурка, гони Пятихатку, - пискнул дед.

У таджикоф очень развит культ почитания старших, Рамис не стал его обижать и даже спросил, что такое Пятихатка. Из рассказа существа мы поняли, что это старинная денежная единица. Я достал из кармана юань с изображением смоленского кремля и вручил деду.

Внизу кто-то загремел подошвами по ступеням.

- Товарищ майор, пошли улиток жрать! - кричали молодые голоса.

Дружина жеппой чуяла неблагоприятные вибрации. Старик вырвался и юркнул в свою дверцу.

- Стасег, миссия выполнена, - шептали братья Потупчики. - Вылезаем, закрываем, и газом, газом!

Десятки огоньков мельтешили во тьме. Наверх вылезали бледнолицые твари в балетках и толстых шерстяных шарфах. Твари замечали нас и пятились обратно, рассекая факелами тьму.

Я сложил ладошки рупором и крикнул:

- Не сцать!

Бледнолицые твари повернулись к нам с факелами наизготовку.

- Ебать будете? - спросил поцан в джинсах как у деффки. Его балетки просили каши, а бархатный пиджачок был порван на локтях.

- Ебать не будем, - ответил я. - Наебались, устали.

- И мы наебались, - сказал поцан в балетках.

- А как нащот каннибализма? - спросил поцан в грязной панамке.

- Заткнись, - зашипели его соратники.

- Не употребляем, - ответил я.

- То есть, вы пришли с миром? - уточнил поцан в джинсах как у деффки.

- Мы пришли искать остатки исчезнувших цивилизаций, - объяснил товарищ Ясколайнен

Упырь - это славянский персонаж, упоминающийся в мифах и сказаниях.

Известен был в разных регионах Восточной Европы и Западной Азии.

Согласно поверьям упырем мог стать любой умерший не своей смертью, это могло быть убийство, насилие или просто человек закончивший жизнь самоубийством. Они появляются ночью и всячески вредят, нанося ущерб людям и домашним животным: пьют кровь, убивают, портят хозяйственные принадлежности, вызывают голод, засуху, мор.

Происхождение

Славянский упырь имеет много схожих черт с западноевропейским вампиром или восточнославянским вурдалаком. Однако уже с XIX века они имели четкие различия и редко сравнивались. Верования об упырях уходят к древности, а первое упоминание в славянских народах относится к XIV веку.

Как и многие другие духи и божества, упыри были частью демонического мира, всего, что сочетает в себе страхи, зло, ужасы реального мира. Кроме того что упырями становятся те, кто умер не своей смертью, такому риску подвергаются и те, кто в жизни занимался колдовством или был предан анафеме.

Согласно мифам упыри встают со своих могил после захода солнца. Они имеют человеческий облик, а потому легко передвигаются по селам и городам. На протяжении всей ночи они прокрадываются в стойла к скоту, в дома к людям и пьют их кровь, а с криком третьих петухов прячутся в свои могилы. Чтобы убить упыря, нужно было проткнуть его тело осиновым колом, также помогало сжигание.

В некоторых селах и поселках в старые времена во время голода или засухи, а порой при разных массовых болезнях людей или зверей, устраивали настоящую охоту на упырей. Для этого выкапывали покойников и проводили их тела через огонь. Считалось, что такого упырь не вынесет. Также большую роль играла поза покойника. Ведь упыри не могли принять такую же, как и прежде, это упрощало поиски виновника всех бед.

Имя и упоминания в фольклоре

Есть огромное множество упоминаний об упырях в славянском фольклоре и поздней литературе. Это и этнографические заметки И. Франка «Сожжение упырей в Нагуевичах» и повести А. Толстого «Упырь» и А. Н. Афанасьева «Упырь». Кроме того, существуют десятки народных сказок, поверий, рассказов, в которых, так или иначе, фигурирует это мифологическое существо. В «Слове об идолах» он упоминается как низший дух, который в древности почитался славянами.

Облик

Упырь выглядит как обычный человек. Но его кожа может быть либо слишком бледной, как у мертвеца, либо красной, от выпитой крови. Цвет глаз также может выдать его, они обычно ярко-красные. Тела упырей не гниют, а потому отличить их от людей, которые живы или умерли недавно невозможно.

В славянских народах есть много упоминаний о том, как люди видели своих родных уже после их захоронения. Они приходят в свои дома или просо бродят в окраинах. Рожденные от нечистой силы упыри имеют двойной ряд зубов, по которым можно с легкостью их узнать уже в первые годы жизни.

Чем еще знаменит?

В некоторых селах ходили слухи, что упырь может обратить человека в подобного себе или специально его убить для этих целей. Перед тем как человек умирал, он долгое время болел, был бледным, очень худым. Поэтому при первых признаках болезней люди кормили человека чесноком, который отпугивал упырей, развешивали его по комнате или дому, а также проверяли полностью на наличие укусов или ран. Это позволяло не только уберечь человека от обращения, но и спасти ему жизнь. Есть множество упоминаний в народных рассказах, как такие методы позволяли вылечить человека за считанные дни.

  • Подобные упырям персонажи или духи существуют практически в каждой культуре и народностях. Называются они по-разному, прежней остается только сама его суть: пьет кровь, охотится ночью.
  • Чтобы человек после неестественной смерти не стал упырем то, перед тем как его похоронить, славяне проводили определенные ритуалы, которые не давали мертвецу встать из могилы или вообще проснуться. Среди них было и подрезание коленных сухожилий, чтобы труп не смог ходить.
  • У восточных славян существовал особенный праздник Семик. В этот день поминались все умершие заложной (насильственной) смертью. А иногда выкапывались трупы и протыкались осиновыми колами.
Оупирь Лихыи ) - первый известный древнерусский писец , священник XI века , живший в Новгороде .

Список «Толковых пророков» и приписка Упыря Лихого [ | ]

Новгородский поп Упырь Лихой в 1047 году переписал пророческие книги Ветхого Завета с толкованиями Феодорита Кирского («Толковые пророки»). Работа продолжалась семь месяцев (с 14 мая по 19 декабря). Упырь Лихой работал в Новгороде по заказу новгородского князя Владимира Ярославича - сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого и княгини Ингегерды в то время, когда строился Софийский собор и, возможно, книга предназначалась для церковной библиотеки.

Сама рукопись 1047 года - автограф Упыря Лихого - не сохранилась; до нас дошло 9 поздних (XV-XVI вв.) списков, где была скопирована и древняя приписка. Это древнейшая (не по сохранности рукописи, а по дате создания текста) датированная запись на древнерусских книгах .

слава тебѣ ги црю нбсныи. ꙗко сподоби мѧ написати книгы си ис коуриловицѣ, кнзю влодимиру новѣгородѣ кнѧжащю. сынови ꙗрославлю болшему. почахъ же ѣ писати в лѣто 6555, мсца маѧ, 14, а кончах тогоже лѣта мсца декабрѧ, въ 19. азъ попъ ѹпирь лихыи. тѣмьже молю всѣх прочитати пророчество се. велика бо чюдеса написаша намъ сии пророци в сихъ книгахъ. здоровъ же кнѧже буди въ вѣкъ живи, но обача писавшаго не забываи.

Точное значение слов «ис коуриловицѣ» является предметом долгой дискуссии. Большинство исследователей полагают, что Упырь Лихой переписывал «Толковых пророков» с глаголического оригинала .

Имя [ | ]

Известный шведский славист, профессор славянских языков Стокгольмского университета Андерс Шёберг , исследовавший первые памятники славянской письменности (в том числе новгородские граффити и берестяные грамоты), включая материалы Новгородского оккупационного архива -1617 годов , который хранится в Швеции, высказал предположение, что Упырь Лихой - это Эпир - рунорезец Уппланда и придворный проповедник Новгорода. Основанием для такой версии служит неканоническое имя новгородского священника XI века - Упырь . В скандинавских публикациях рунических надписей встречается имя рунорезца «Upir Оfeigr» (Эпир Неробкий или Нетрусливый ), соответствующее имени Упыря Лихого по структуре, а русское слово «лихой» близко шведскому слову по значению. После смерти Владимира Ярославича новгородского привилегированное положение шведов в Новгороде сильно пошатнулось, что послужило поводом для их возвращения в Швецию. Церковные разногласия также могли стать поводом для уроженца Швеции, бывшего священником в Новгороде, покинуть его.

М. А. Бобрик предполагает, что слово «лихыи» является не частью имени (прозвища) попа Упыря, а уничижительным эпитетом со значением «грешный, недостойный»; подобные эпитеты обычны в записях писцов .

Упырь Лихой (др.-рус. Оупирь Лихыи) - первый известный древнерусский писец, священник XI века, работавший в Новгороде в 1047 году. Исторических данных о нём практически не имеется. Новгородский поп Упырь Лихой переписал «Книгу Пророков» (одну из частей «Библии») или «Толковых пророков» с толкованиями Феодорита Кирского. Его запись на книге - древнейшая датированная запись на древнерусских книгах

«Слава тебе Господи царю небесныи, яко сподоби мя написати книги си. Ис коуриловице князю Влодимиру Новгороде княжащю сынови Ярославлю болшему. Поучах же е писати в лето 655 месяца мая 14. А кончах того же лета месяца декабря в 19. Аз поп Оупирь Лихыи. Тем ж молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чюдеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же княже будь в век живи, но … писавшаго не забывай».

Упырь Лихой работал в Новгороде для новгородского князя Владимира Ярославича - сына великого князя Киевского Ярослава Мудрого и княгини Ингегерды в то время, когда строился Софийский собор и, вероятно, книга предназначалась для церковной библиотеки.

Сама книга не сохранилась, но значительно позже с неё изготовили копию, где было упомянуто имя древнего автора. Фрагменты этой копии, названной «Саввиной книгой», ученые относят к X-XI векам. Хранятся они сейчас в Москве в Центральном государственном архиве. Книга называется так потому, что в нижней части одного из листов была обнаружена запись переписчика с оригинала: «поп Савва писал».

Гипотеза о происхождении Упыря Лихого

Известный шведский славист, профессор славянских языков Стокгольмского университета Андерс Шёберг, исследовавший первые памятники славянской письменности (в том числе новгородские граффити и берестяные грамоты), включая материалы Новгородского оккупационного архива 1611-1617 годов, который хранится в Швеции, высказал предположение, что Упырь Лихой - это Эпир - рунорезец Уппланда и придворный проповедник Новгорода. Основанием для такой версии служит неканоническое имя новгородского священника XI века - Упырь. В скандинавских публикациях рунических надписей встречается имя рунорезца «Upir Оfeigr» (Эпир Неробкий или Нетрусливый), соответствующее имени Упыря Лихого по структуре, а русское слово «лихой» близко шведскому слову по значению (так, в словаре Даля среди определений этого слова - смелый, решительный). После смерти Владимира Ярославича новгородского привилегированное положение шведов в Новгороде сильно пошатнулось, что послужило поводом для их возвращения в Швецию. Церковные разногласия также могли стать поводом для уроженца Швеции, бывшего священником в Новгороде, покинуть его.